Ментальная таблица – Ментальная карта примеры составления, основные принципы

Содержание

Ментальная карта примеры составления, основные принципы

Доброго времени, Уважаемые читатели и гости блога!
Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном интересном приеме, который поможет вам лучше и эффективнее анализировать любую информацию: ментальная карта – примеры некоторых из них вы узнаете из этой статьи.

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ. Ведь все мы иногда попадаем в ситуацию, когда нужно срочно разобраться в каком-то деле, материале или, может быть, даже в собственной жизни? В этом случае вам точно стоит познакомиться с майндмэппингом!

Небольшой план статьи:

  • Что такое ментальная карта?
  • Как создаются интеллект карты?
  • На что обратить внимание при майндмэппинге
  • Виды программ для создания ментальных карт
  • Применение ментальных карт в жизни.

Что за зверь такой?

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

Здесь удачно совмещены психология, мнемоника и нейролингвистика. В этой статье ты увидишь примеры таких карт.

Одна из моих карт, план на месяц:

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.

Поэтому привычные нам километры текста в обычных конспектах так быстро утомляют и надоедают, вы сами знаете.

Как это делается?

Как сказано выше, ментальная карта – это такая объемная древовидная система. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.

«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Огромный плюс использования ментальных карт состоит в том, что здесь, фактически, не может быть лишней информации! Все подробности, которые были бы опущены в обычной таблице или конспекте, найдут свое место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей – на еще более мелких веточках!

В этом плане использование ментальных карт очень удобно, когда нужно разобраться в собственных мыслях и желаниях.

Вы можете фиксировать все что угодно, все ассоциации и всплывающие мысли, без проблем структурируя информацию на основную и вытекающую: цельная картина сложится сама собой.

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

1. Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и прочим.

2. Особенные стили

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.

3. Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.

4. Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.

5. Дополнительные заметки

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6. Однозначность

Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию.

Компьютерные программы

Вам не обязательно составлять всю карту от руки, ведь существуют специальные программы, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме.

Вот некоторые из них:

iMindMap — именно эту программу я использовал раньше, очень удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. C ней я хорошо знаком, в дальнейшем расскажу поподробнее.

Но она имеет существенный минус — большую стоимость, покупать стоит если собираетесь точно пользоваться постоянно, я на бумажные перешел, а в примерах мои старые карты…

Coggle – простой интерфейс и обилие функций. Позволяет создать качественные ментальные карты за короткое время. Можно загружать файлы, просто перетаскивая со своего рабочего стола.

Допускает совместную работу над одной картой. Присутствует функция отмены, а также подробная история изменений.

Xmind – популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

Mapul – платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping – программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

Применение интеллект карт

Ментальные карты могут пригодиться в самых разных областях нашей жизни:

1. Изучение нового материала

Как в школах, вузах и на различных курсах, так и при самообразовании. Имеет смысл отказаться от привычных линейных конспектов и перейти на ментальные карты.

С интеллект картами воспринимать новую информацию становится проще. Это происходит из-за акцентированных причинно-следственных связей, поэтому процесс овладевания материалом идет быстрее.

К тому же, это может сэкономить время, поскольку при написании длинных конспектов у тебя уходит время и на написание, и на последующее перечитывание не очень важного материала.

А поскольку в срезах информации ты оформляешь все темы и подтемы как многоуровневую систему, у тебя не будет уходить время на долгий поиск и расшифровку материала.

Поэтому майндмэппинг является достойной альтернативой.

2. Анализ жизненных ситуаций

Когда бывает сложно понять, что нужно делать, какой выбор совершать и какие действия предпринимать, майндмэппинг также приходит на выручку.

Последовательно раскладывая информацию по полочкам-ветвям, можно неожиданно для себя увидеть ситуацию с новых сторон, разобраться с деталями и обнаружить незаметные на первый взгляд выходы и возможности.

3. Самопознание

Трудно определяться с профессией, профилем учебы, да и вообще жить в современном мире, если ты сам не знаешь, что можешь и чего хочешь.

Карты ума позволяют аккуратно проанализировать свои эмоции, чувства и вкусы, помогая выявить порой неожиданные причины настоящего положения вещей.

4. Саморазвитие

С помощью ментальных карт довольно удобно контролировать собственный прогресс и продвижение к поставленным целям. Это также помогает организовать свое время и распределение усилий, не позволяя укрыться от внимания мелочам, игнорирование которых часто приводит к убыткам.

5. Планирование

Я довольно часто составляю план в виде карты, например практически каждая статья на блоге начинается с составления плана статьи, более подробно об этом можно почитать тут.

Ну а составленный план на месяц вы можете посмотреть на примере выше, там как раз изображен план на декабрь, правда 2014 года…

Рекомендую посмотреть видео Марии Долиновой, она очень доступно объяснила все основные принципы построения и применения ментальных карт:

Надеюсь, я сумел дать вам полное впечатление об этом замечательном способе. Я всего лишь хотел поделиться с вами таким чуть ли не секретным оружием, помогающим продвинуть себя сразу во многих областях нашей жизни.

А мы ведь стремимся к успеху, верно? Никогда не сдавайся, и пусть интеллект карты будут вашими верными помощниками даже в самых запутанных ситуациях!

На этом думаю пора заканчивать, всего доброго!

start-for.ru

что это, для чего она нужна и чем ее создавать

Что такое ментальная карта или mind map? Как ее создать и какие задачи можно решить с помощью данного инструмента? Подборка бесплатных онлайн сервисов в наличии.

Рисуй и все станет понятно, рисуй и тебе откроется тайна, главное рисуй… Надеюсь, мне удалось вас зомбировать и вы хотите взять и нарисовать что-нибудь? Но что-нибудь нам не подходит, да и рисуем мы с какой-то целью, ведь так?

Проекты, задачи, идеи, все они состоят из каких-то деталей и частей. Чтобы удержать это многообразие в одной голове, нужно как минимум заказать еще пару голов на ebay, шутка. А если попробовать просто нарисовать все это?

Ментальная карта: что это

Ментальная карта (или mind map) – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Применяется для создания, развития и анализа идей. Очень удобный инструмент управления мыслями.

Чуть выше дан пример ментальной карты для кота. Кот, это некая сущность, которая интересуется мышами, молоком, дает нам с вами любовь и валяется на кресле. Данная карта весьма проста для восприятия, есть некий центр или идея, а дальше она разделяется на составляющие.

Mind map карта появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, ее изобрел Тони Бьюзен. Психолог, который посвятил свою жизнь проблемам восприятия и запоминания информации. Он понимал, что обычная текстовая информация гораздо тяжелее ложиться в нашу память, поэтому и предложил свой способ ее организации.

Какие задачи решают ментальные карты

На самом деле сложно даже вообразить себе весь потенциал ментальной карты, проще нарисовать. Ментальная карта для ментальной карты, вот этот поворот!

Как видно из рисунка выше, с помощью mind map карты можно закрывать большое количество задач. Чтобы набросать карту выше, у меня ушло 3-5 минут, по факту я уверен можно найти как минимум еще столько же вариантов применения этого интсрумента.

Ну вот, самое главное забыл добавить в задачи, это же мозговой штурм! Карта великолепно для этого подходит.

Кстати, если у вас есть идеи как использовать ментальные карты, пишите в комментариях, будет полезно для всех читателей.

Как создать ментальную карту

Давайте по шагам рассмотрим создание mind map. Как мы говорили ранее, ментальная карта создается с какой-то целью и решает конкретную задачу. Давайте попробуем вместе создать карту для такого хитрого предмета как стул. Наша задача, понять что он из себя представляет.

  • Поместите ключевую идею вашей карты в центр рабочей области и выделите ее цветом.

  • Начните рисовать ветви в стороны от центра. Как правило это составляющие вашей идеи. Из чего состоит стул? Используйте разные цвета для выделения составляющих. Задача – создать контраст, чтобы информация легче считывалась.

  • Переходите на следующий уровень, рисуйте ветви для уже добавленных частей карты.

  • И так далее пока сами не остановитесь и не поймете, что полученной детализации достаточно для решения вашей задачи.

Рекомендации

  • Начинаем всегда с центра карты. Выделяем главную идею цветом и крупными буквами.
  • Строим связи (ветки) от главной идеи к составляющим частям. Выделяем их другими цветами. Для усиления контраста используем более мелкий шрифт (по-желанию).
  • Можно использовать картинки и образы для отдельных частей, если это улучшит восприятие карты.
  • Не переигрывайте в цвета, многие пишут, чем больше, тем лучше, но вы не в раскраску играете, а решаете задачу. Моя рекомендация, не более 4-х цветов в карте.
  • Фиксируйте на карте все, что приходит в голову и связано с полученными частями карты. Лучше потом отрезать ненужное, чем упустить что-то.

Почта, это прошлый век, подписывайтесь на наш telegram канал! Продолжаем читать…

Чем построить ментальную карту

В первую очередь руками. Нет, я серьезно, было бы желание. Изначально так они и строились. В 70-х кроме цветных карандашей специальных программ не было.

Да и нет ничего лучше, чем карандаша и бумаги, особенно, если вы штурмите с командой. Не стесняйтесь, рисуйте на флипчарте или доске, используйте разноцветные фломастеры и не останавливайте поток мысли.

Специальный софт для mind map

Сегодня есть куча онлайн инструментов для построения ментальных карт. Есть как бесплатные, так и платные решения. Обозначу несколько, с которыми работал, все они работают в онлайне.

Бесплатные:

Realtimeboard – мой фаворит (карты в примерах выше делал там). Приятный интерфейс и экспорт в разных форматах.

Mindmeister – в бесплатном доступе несколько карт и ограниченный экспорт. Я просто скриншотил карту с экрана, чтобы не морочиться, но так большую карту не построишь, качество пострадает при печати например.

Draw – довольно простой интерфейс, без визуальных фишек. Бесплатный, быстрая интеграция с Google Docs,  с экспортом проблем нет.

Платные:

Mindmeister – в платной версии широкий выбор функциональных возможностей и экспорт в различных форматах. Лучшая из всех файловая совместимость, то есть можно выгружать карты из этого софта и заливать в другие для доработки.

iMindMap – лучший инструмент визуализации и презентации ментальных карт. Огромный выбор оформления карт (вдоль и поперек), куча стилей и прочего.

Возможности этого инструмента и правда впечатляют, только придется раскошелится за это вот все.

На самом деле список можно продолжать, если немного погуглить, то вы найдете еще десятки а то и сотни приложений. Перечень выше, это самые популярные решения под ментальные карты, думаю вам их будет более чем достаточно.

Не специальный софт для mind map

Если вам уж совсем не хочется переходить на все эти сайты и знакомиться с интерфейсом приложений, то вот для вас список альтернативных инструментов:

  • Power point – почему бы и нет, квадратики рисовать умеете? А стрелочки? Все это можно сделать прямо на слайде.
  • Google Docs Презентации – чтобы в облаке, да еще с совместной работой, ну не сказка.
  • Любой графический редактор – если вам удобно в figma нарисовать или в photoshop, рисуйте. Да хоть в paint, лишь бы рисовать начали.

Итого

Ментальная карта, это великолепный инструмент, который покрывает множество задач. Выберите для себя удобный инструмент и начните просто с центра карты. Рисуйте ветви от одной части к другой. Уверяю вас, даже сложные задачи станут гораздо проще, когда вы их нарисуете.

Алексей А.


Читайте также:


Красивая и легкая реклама от Citroen от самых первых моделей и до нашего времени.

 

 

 

 

 

 

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Загрузка…

www.alexcouncil.com

Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше / Developer Soft corporate blog / Habr


“Если не ломать мозгов — наломаешь дров”

Существуют десятки, а может и сотни методов по “прокачке” своего мозга, ведь он таит в себе многие возможности, доступ к которым нам зачастую ограничен. “Ешьте горький шоколад”, “Вешайте стикеры по всему дому”, “Начинайте с самых важных дел” и многие другие советы можно отыскать в интернете, суть которых сводится к одному — подтолкнуть наш мозг к быстрой работе, запустить его на полную катушку или даже “обмануть”. И все для получения максимальной выгоды — выполнить много дел, запомнить побольше информации, победить лень и прочее. Человек всегда пытался выжать максимум своих возможностей.

В 80-х годах ХХ века был придуман еще один такой способ — технология Mind Mapping или использование ментальных карт. И как показывает практика, метод далеко не худший, и заслуживающий внимания.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:


Для тех, кто любит больше слушать, чем читать — мой интересный (надеюсь) доклад на GetDev:



Что такое ментальная карта?

Что это за технология?

“В этом мире, чтобы стоять на месте, нужно бежать”

Использование ментальных карт — техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У ментальных карт есть много разных названий:

Технология широко применяется для многих целей:

  • Фиксация информации. Ментальные карты — удобная форма записи данных, позволяющая даже при большом объеме представить ее в емкой форме.
  • Запоминание информации. Когда записываешь что-то в удобной легкой форме, это автоматически откладывается в голове.
  • Легкий доступ к информации. Данные, записанные в виде ментальных карт, легко вспомнить, даже бросив на них лишь один взгляд.
  • Анализ информации. Ментальная карта построена таким образом, что позволяет увидеть ранее не замеченные связи между ее частями, мелкие неучтенные детали, что бывает очень ценно при принятии решений. Также с ее помощью можно окинуть всю информацию в целом, комплексно, что в целом помогает разобраться в теме и лучше понять эти данные.

Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их очень полезными во многих областях нашей жизни:

Зачем ее применять?


“Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”

Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают способности мозга по восприятию информации, но почему?

Первая причина кроется в самом построении карты — она изображается в радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг — ведь мы тоже видим окружающий нас мир в целом — центральный образ и детали вокруг него.

Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом — визуализация в целом улучшает восприятие. Слова с картинками мы запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.

При построении ментальной карты активизируются различные способности нашего мышления. При составлении ветвей и ключевых слов мы используем иерархии, для картинок — визуализации и ассоциативное мышление, в целом используется пространственно-образное мышление. Все это активизирует память и позволяет запомнить как структуру данных, так и их важные аспекты, поэтому использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на 32%.

Так как мы используем различные способности мышления для построения ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение, все они развиваются и улучшаются в процессе.

Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет установить все взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так очевидны. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более “прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.

Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт является то, что научиться этой технике очень легко, а запомнить информацию с ее помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом приходится мало, что значительно экономит время.

В чем отличия от обычных записей?

“Ясность дает фокус”

Линейная запись — основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, работе, и во многих многих учреждениях. Она используется в инструкциях, книгах, плакатах и вообще везде. Поэтому использование такой формы кажется логичным, удобным и правильным.

Но может быть дело лишь в привычке? Между линейными записями и ментальными картами есть некоторые отличия, из-за которых, возможно, стоит изменить свои привычки.

  • Всю структуру вертикальной текстовой информации целиком довольно тяжело увидеть, и чтобы просмотреть все, возможно потребуются дополнительные действия, такие как перелистывание или скроллирование страницы. А карты строятся по круговому принципу, и одним взглядом можно охватить взглядом все, что изображено.
  • Линейный список “психологически” не завершен, он может быть продолжен, что не дает нам целостно воспринимать его. Законченная карта имеет все элементы на своем месте, она продумана, скомпонована и целостна.
  • Наш мозг не лучшим образом запоминает монотонные записи, в отличии от разнообразных картинок, разноцветных ветвей и красочно оформленных ключевых слов.

  • В обычных записях довольно трудно выделить самую главную мысль, она теряется в многочисленных списках, выделенных и подчеркнутых словах. На ментальной карте главный объект исследования всегда в центре, и именно от него расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.

  • Так как при построении ментальной карты мы используем визуализации, используется правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и обдумывание проблемы в целом. Именно за счет этого мы можем обдумать изображенное на карте с разных сторон. При линейных записях такое задействование правого полушария мозга минимально.

  • Линейные записи отнимают много времени, ведь человек от руки пишет не очень быстро. Приходится сокращать слова, не всегда они написаны понятно, и это идет в ущерб качеству записей.



Популярны ли ментальные карты?

Кто придумал ментальные карты?


Аналоги различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен — английский психолог, автор и соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и “Научите себя думать”. Первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году — “Работай головой”.

Вот как автор описывает события, подтолкнувшие к разработке этой техники:

“В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.

Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд не усвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, — конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, — результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, — осознание этого и привело меня в библиотеку.

Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.”


Используют ли их в мире?

Со временем, целесообразность той или иной методики всегда определяется количеством людей, которые ей пользуются. Со времен выхода первого описания методики прошло уже более 40 лет, но тем не менее техника ментальных карт живет, развивается, и, что главное, используется. Обратимся к Google Trends:

В целом, mind mapping — стабильно использующийся запрос за последние 11 лет. Странами с наибольшим количеством таких запросов внезапно оказались Индонезия и Таиланд. Совсем другая статистика в России. Только в 2011 году эта методика начала пользоваться интересом в нашей стране:

Почему люди не используют их повсеместно?

Как и у всего в нашем мире, у техники ментальных карт тоже есть недостатки:
  • Сложные, комплексные положения вещей упрощаются, а многие детали крайне обобщаются. Создается видимость порядка там, где его и нет. Иногда это полезно, но иногда это лишь создает иллюзию подконтрольности ситуации, иллюзию общего понимания проблемы и отсутствия сложных скрытых взаимосвязей.

  • Поскольку при построении карт используются картинки, включается ассоциативное мышление. Но ассоциации — динамичные штуки, изменяются и трансформируются со временем, и то, что вызывало полгода назад у нас одну ассоциацию, не вызывает сейчас точно такую же. Такие картинки направляют поток мыслей при прочтении карты совсем не ту сторону, как изначально планировалось. “Ложные” ассоциации в итоге замедляют понимание данных на карте.

  • Ментальная карта является отражением чьего-либо мышления, либо одного человека-составителя, либо группы таких людей, поэтому карты чаще всего сугубо индивидуальны. Если карту дать прочитать другому человеку, может случится так, что он либо не поймет некоторые детали, либо, что еще хуже, неверно их воспримет.
  • При обработке больших или сложных данных при построении карты, может получится сложная картинка, со множественными делениями, с огромных количеством связей, ветвей и ключевых слов. Эффективность такой ментальной карты падает в разы.

Это одни из причин, почему техника ментальных карт до сих пор не вытеснила линейные записи. Но есть и мнимые недостатки, которые лежат на пути применения этой методики:

  • Незнание о технике. Популярность ментальных карт еще не достигла такого масштаба, чтобы о них знал каждый.
  • Мнение “Я не умею рисовать”. Многие считают, что это является серьезным препятствием для построения карты, но на самом деле такое умение и не требуется. Тем более, существует простое упражнение, помогающее доказать, что минимальный набор символов может рисовать каждый. Попробуйте:

  • Убеждение, что это детская забава и настоящему профессионалу она не к чему. На самом деле, каждый уважающий себя профессионал имеет свой набор различных инструментов для достижения целей: визуализации, планирование, тайм-менеджмент и другие. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента.
  • Ментальные карты дольше делать, чем линейные записи. Поначалу, на первых порах применения этой техники, это действительно будет так — как и при обучении любому новому делу. Но в дальнейшем карты будут щелкаться как орешки, намного быстрее обычных заметок.
  • Убеждение “Я думаю линейно” и “Всю жизнь пользуюсь линейными заметками, и нормально”. Да, линейные записи плотно входят в нашу жизнь начиная лет с семи, и дальше намного удобнее и привычнее использовать именно их, даже в своих размышлениях. Но не является ли это просто привычкой? И если другие методики дают большую эффективность, то почему не попробовать их?
  • Мнение “Ментальные карты нельзя применить для повседневных задач”. Напротив, это методика применяется для всех сфер жизни, где требуется принятие решений, какие-либо списки, анализ чего-либо. Сюда входит практически любая область из нашей повседневной жизни.



Как создать ментальную карту?

“Всякий художник был поначалу любителем”

Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным принципам. Попробуем для примера составить ментальную карту для всей это статьи.

Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например лист, доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем больше данных вы будете обрабатывать, тем большая рабочая область вам понадобится. Я буду делать свой пример с помощью онлайн-редактора ментальных карт.

В центре рабочего пространства опишите образ проблемы, задачи или области знания. В нашем случае — это статья про ментальные карты.

Не забывайте использовать рисунки и символы там, где это возможно. Это сделает карту более яркой и красочной, и как следствие — более запоминающейся.

От центрального образа проложим толстые структурные ветви, главные подразделы нашей статьи. Рекомендуется использовать разные цвета для ключевых ветвей и слов, а также красочно оформлять их. Поскольку я люблю минимализм, немного отойду от правил.

Но ничего не мешает мне оформить главные подразделы соответствующими картинками. Также допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви должно быть только одно слово. Это позволяет не перегружать карту, а в процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.

Размер и толщина букв на ветвях варьируются в зависимости от удаленности от центрального образа. Чем дальше — тем меньше. Если между деталями на карте есть взаимосвязь — не забудьте показать ее. Дополним наш пример остальными ветвями и связями.

Вот и получилась готовая ментальная карта. Не самая красочная из-за моей любви к минимализму, но весьма информативная.

Есть ли программы для создания ментальных карт?

Рисовать от руки ментальные карты — это удовольствие на любителя, и иногда намного удобнее накидать карту на компьютере. Есть большое количество как онлайн-редакторов, так и программ/приложений для построения ментальных карт:
  • Coggle — простой и легкий в усвоении онлайн-редактор ментальных карт.
  • XMind — серьезный софт для построения как ментальных карт, так и других различных диаграмм.
  • Bubbl.us — онлайн-редактор и приложение.
  • Mindmeister — весьма симпатичный онлайн-редактор карт c кучей цветовых тем, картинок, символов и других возможностей. Для построения ментальных карт в этой статьи был использован именно он.
  • Mapul — еще один представитель онлайн-редакторов.


Что почитать по этой теме?

Конечно же, лучше всего узнать о методике ментальных карт из первоисточника, поэтому лучшие книги для прочтения — это “Супермышление” и “Работай головой” Тони Бьюзена, а так же его остальные книги.

Еще одна познавательная книга — “Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы” Дэвида Сиббета.

Заключение

Появившись в 80-х годах ХХ века, методика ментальных карт продолжает развиваться и набирать популярность во всем мире. Она поможет как с решением повседневных задач, так и с целями в профессиональном плане. Ее можно использовать как отдельно, так и вместе с методикой GTD (Getting Things Done), используя ее для построения различных карт задач. С уверенностью можно сказать, что перечень инструментов для управления делами, задачами и целями пополнился еще одной достойной и эффективной методикой.

habr.com

Как составлять ментальные карты

Ментальная карта, майндмеп, диаграмма связей — у него много имён, которые значат одно и то же. Это такой способ визуального представления информации. Удобно расписывать и составлять карты для больших проектов, а потом окинуть одним взглядом и разрабатывать план продвижения. 

В этой статье я расскажу, как я использую ментальные карты для СММ, таргетинга и написания статей. 
 

Ментальная карта для одного проекта Ментальная карта для одного проекта

Рисуем майндмеп


Чтобы понять всю прелесть ментальных карт, нужно хотя бы пару раз их нарисовать и посмотреть что будет. 

Рисовать карты можно маркерами на листах бумаги, но я предпочитаю на компьютере, карты получаются строже и понятнее. Моя самая любимая программа — xMind, есть варианты для Маков, Линуксов и Виндоусов. У программы один недостаток — нельзя редактировать карту нескольким людям сразу. 
 

Интерфейс программы, режим выбора структуры карты. Интерфейс программы, режим выбора структуры карты.


Карты xMind можно загружать в интернет, и раздавать ссылку на карту всем коллегам. Но для командной работы, лучше использовать сервисы: 
 

  • mind42 – бесплатный сервис, с простым дизайном и возможностью командной работы,
  • mindmeister – условно-бесплатный сервис, можно создать до 3 карт и работать командой,
  • coggle — бесплатный сервис для создания ярких ментальных карт, сервис активно развивается, за год знакомства, в нём появился чат для командной работы, возможность скачать в *пдф и *пнг, посмотреть историю изменений, загрузить картинки, прикрепить иконки и многое другое.
Интерфейс Coggle Интерфейс Coggle


Ментальные карты это всего лишь способ представления информации. Как записи в блокноте, как видео, как аудио. Использование ментальных карт, ограничено лишь вашей фантазией. 

Для планирования проекта


Любой новый проект, где нужен СММ, текст, фотографии и прочее, я начинаю с ментальной карты. Открываю xMind, выбираю тему, в центре пишу название проекта, и начинаю накидывать тезисы и ссылки, которые нужны для проекта. Когда я планирую проект, у меня обязательны только 2 ветки:

  • Результаты и KPI – записываю все задачи и показатели, при котором задача будет выполнена,
  • Проект — записываю всю информацию, которую смог получить от заказчика.


Потом, когда веток становится слишком много, я начинаю сортировать тезисы и раскладывать их по направлениям. Затем, смотрю на лист и планирую проект, что буду делать в ближайшие три — четыре месяца. 
 

Типичная карта для проекта Типичная карта для проекта

Для контент-плана и статей


Чаще всего карты я использую для статей. В редакции SMMplanner я каждую неделю пишу главреду: «Хочу написать про “…”, примешь?». Если статья отвечает требования редполитики SMMplanner и нравится главреду я начинаю собирать материалы для статьи. 

Сначала я выписываю: 
— Что я хочу сказать, 
— Что здесь главное. 

Затем я начинаю гуглить какая уже есть информация по этой теме, кто что написал, о чём сказал, какие выводы. Все идеи, которые приходят в это время выписываю на карту. После, я смотрю на карту и добавляю что-то из своего опыта. Последний шаг, это составление плана статьи. 

Примерно такой же алгоритм, я использую при создании контент-плана на месяц и больше для сообществ в социальных сетях. Раньше, я ориентировался на карту «Виды и форматы контента», но теперь я её знаю почти наизусть, и сразу пишу идеи для контента. 
 

Ментальная карта «Видов и форматов контента» Ментальная карта «Видов и форматов контента». Сохраните эту карту себе.

Для анализа ЦА


Наверно трудно найти блог по маркетингу, где нет статьи про важность анализа целевой аудитории, и в общем-то, это правильно. Ментальные карты, как и раньше, помогают собрать всю информацию о целевой аудитории на одном листе. 

Сначала я беседую с заказчиком, и если надо, с продавцами заказчика и с существующими клиентами заказчика. Мне интересно узнавать, какие они задают вопросы, какие у них бывают возражения, как они узнают о продукте и так далее. После этого я гуглю и изучаю вордстат, получается что-то похожее на такую карту. 
 

Анализ целевой аудитории Анализ целевой аудитории

Для таргетинга


Трафик — это самое важное в жизнеспособности любого проекта. Если у вас будет изумительный контент, но при этом никто о нём не знает, пользы не будет. Ментальная карта помогает таргетологу собраться перед проектом, выделить сегменты целевой аудитории, и собрать идеи по поиску целевой аудитории и по рекламным креативам. 

Допустим, мы хотим привлечь новых пользователей для сервиса SMMplanner. Попробуем составить таргет-план для продвижения этой статьи во «ВКонтакте». 

Шаг 1. Выделяем сегменты целевой аудитории 
 

Анализ целевой аудитории


Шаг 2. Выделим идеи, где можно найти целевую аудиторию 
 

Анализ целевой аудитории


Шаг 3. Выделим ключевые посылы, для каждой аудитории, которая может привлечь внимание к статье про ментальные-карты. После этого, можно идти в рекламный кабинет и создавать промо-посты. 

Подытожим


Ментальные карты — интересный и мощный способ визуализации данных. 

СММщики, могут использовать ментальные карты:

  • Для анализа ЦА,
  • Для составления контент-плана,
  • Для планирования проекта,
  • Для составления таргет-плана.

smmplanner.com

Ментальные карты — что это? И как их применять в рукодельном бизнесе?

Буквально на днях я впервые услышала о методике записи своих мыслей с помощью ментальных карт. Меня сразу же заинтересовал этот метод и я изучила несколько статей по этой теме. В своей публикации я решила объединить наиболее интересную и полезную информации по этому вопросу.

Термин «ментальная карта» был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится как «карта ума, мысли», а означает технику, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации.

Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное создание ментальных карт происходит посредством упорядоченного плана, но не просто плана в виде разделов и пунктов, а в виде более интересных и плодотворных схем и рисунков.

Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

Преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:
1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.
2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.
3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.
4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.
5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах
6. Методу ментальных карт легко научиться.

Правила составления ментальных карт
Фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором автор описывает технологию создания интеллект-карт:
Ментальные карты — что это? И как их применять в рукодельном бизнесе?, фото № 1
Используйте эмфазу

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Как можно чаще используйте графические образы.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь все слова располагать горизонтально.

Можно установить на компьютер программу для работы с ментальными картами или воспользоваться онлайн сервисами. В Интернете их несколько: как платных, так и бесплатных.

Сферы использования этих карт весьма разнообразны:

  • Обучение: создание конспектов лекций, прочтения книг и учебников, написание рефератов и курсовых работ.
  • Запоминание: подготовка к экзаменам, запоминание списков и прочее.
  • Презентации: проведение деловых встреч и переговоров.
  • Планирование: времени, бюджета, разработка новых идей для бизнеса или любого мероприятия, составление планов на неделю, месяц и т.д.
  • Мозговой штурм: генерация идей, коллективное решение задач.
  • Принятие решений: даёт чёткое видение предмета.

На самом деле сфера применения гораздо шире. Этот метод стали использовать в работе с детьми, он популярен в бизнесе и у студентов. Он является идеальным средством для создания творческих идей.

Что же касается рукоделия, то здесь также этот метод можно использовать очень широко. Ментальная карта – мощный инструмент креативной деятельности.
Во-первых, потому что она дает возможность четкой визуальной структуризации всего творческого процесса, причем на одном листе бумаги или экране монитора.
Во-вторых, потому что она помогает творческим людям (часто рассеянным и не организованным) создать стройную структуру той креативной задачи, которую они выполняют.

Приведу несколько примеров:

  • создание собственного бренда
  • планирование рабочего процесса
  • создание определенной коллекции
  • план проведения рекламной компании
  • структура разработки нового объекта дизайна

В этом во всем, а также во многом другом, вы можете воспользоваться менталыми картами, вплоть до подробного планирования вашего рукодельного бизнеса. Вы будете четко видеть каждый этап: от создания собственного логотипа, до развернутого финансового плана.

Техника составления ментальных карт

Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.
Второй этап — непосредственно составление карты:
1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.
2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.
3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.
Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.
Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

Например, если к теме «Использование ментальных карт» приложить вышеуказанный метод, получится следующая схема:

Ментальные карты — что это? И как их применять в рукодельном бизнесе?, фото № 2

Тони Бьюзен даёт несколько советов по созданию ментальных карт:

  • Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
  • Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
  • На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  • Длина линии равняется длине слова.
  • Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легки в прочтении.
  • Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
  • Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
  • Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
  • Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.
  • Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  • Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.

Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае, если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что этот вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.
Идея Тони Бьюзена помогает восстановить живые мысли, развивает память и креативность, обращается к нашему подсознанию, в котором находятся ответы на все вопросы. В результате человек быстро находит верное решение любого вопроса или проблемы.

www.livemaster.ru

как научиться считать самому / TeachMePlease

Ментальная арифметика — это мгновенное совершение арифметических операций в уме. Сначала они выполняются с помощью японских счётов — соробана, на которых ученик впоследствии считает в воображении. Существует множество организаций, предлагающих обучить данной технике. Мы же разберёмся, можно ли изучить её самостоятельно.

Инструменты счёта

Начинается обучение ментальной арифметике со счёта на соробане — японском варианте счёт. Они представляют собой доску с вертикальными спицами и пятью нанизанными на них костяшками. Отличительная черта соробана — горизонтальная перегородка, которая отделяет четыре костяшки в столбцах от пятой.

Четыре нижние косточки японцы называют «земными», они означают единицы. Пятая, верхняя костяшка, «небесная», считается сразу за пять единиц.

Для обучения ментальной арифметике необходимо обзавестись именно соробаном, а не просто счётами. Учиться считать можно также на бумаге с помощью изображения соробана или использовать специализированные сайты и приложения, но такое выполнение вычислений будет менее наглядным.

Основы работы с числами

В начале занятий соробан нужно привести в нулевую позицию, косточки соробана не должны касаться разделителя: верхние необходимо поднять к рамке, а нижние — наоборот опустить.

Для совершения действий с соробаном традиционно используют большой и указательный пальцы: первый перемещает бусины из нижнего ряда к разделителю, второй — выполняет остальные манипуляции.

Первая спица справа — это единицы (от 1 до 9). Чтобы отложить цифры от 1 до 4 необходимо перемещать косточки под разделителем в правом крайнем столбце вверх, для обозначения цифры 5 опускаем 1 костяшку из верхнего правого ряда. Числа от 6 до 9 обозначаем как 5, то есть 1 опущенная костяшка из верхнего ряда, плюс от 1 до 4 костяшек, поднятых к разделителю из нижнего ряда: 6 — это 5+1, 7 — это 5+2.

Переходим к десяткам (числа от 1 до 99): они находятся на следующей спице.

Двигаясь на столбец влево, мы меняем разряд — от единиц переходим к десяткам, далее к сотням, тысячам, десяткам тысяч и так далее.

Например, чтобы набрать число 129 необходимо поднять 1 косточку снизу в столбце сотен, 2 костяшки на столбце десятков, и 5 — опустить одну косточку к разделителю сверху и поднять 4 снизу в столбце единиц.

Представление числа 129 на соробане

Изучив способы обозначения чисел, переходим к практике. Один человек вслух называет числа, а другой набирает их на доске. После того как навык доведён до автоматизма, можно переходить к арифметическим действиям.

Занятия с ребёнком можно сделать интереснее, называя числа со значением: например, посчитать количество дней в неделе, году, набрать номер дома, квартиры, годы рождения родственников, количество материков, стран, человек, населяющих город и страну.

Простые сложение и вычитание

Главное правило счёта на соробане: «считать нужно слева направо», что не соответствует привычному нам способу вычисления.

Внимание: техники счёта могут отличаться, мы используем те, что встречаются в рекомендации японской организации The Abacus Committee.

Начинать вычисления стоит с чисел, сумма и разность которых даёт не более 9 при сложении и не менее 1 при вычитании.

Примеры вроде 1+6, 2+7, 12+24 или 123+432 подойдут на первых порах.

  • Начнём со сложения единиц: для примера 1+2 поднимите на крайней правой спице 1 костяшку вверх, а затем добавьте к ней ещё 2. 
  • Для примера:12+32. Откладываем в колонке десятков — 1 косточку, в единицах — 2. Затем к 1 костяшке придвигаем 3, к 2 костяшкам единиц ещё 2. 

Изучать вычитание также стоит с простых примеров:

  • Рассмотрим вычитание на единицах. Простой пример: 4 — 2 = 2. Из четырёх поднятых костяшек убираем 2 и получаем результат.
  • Простой пример с десятками: 24 — 13 = 11. Из столбца десятков убираем 1 костяшку остаётся 1. Переходим к единицам: от 4 костяшек отнимаем 3, у нас остаётся 1 костяшка. Результат готов.
  • По тому же принципу работаем с сотнями: 432 — 322 = 110. Из столбца сотен от 4 отнимем 3, из 3 вычтем 2 останется 1, из 2 вычтем 2 — все костяшки из столбца единиц возвращаются в нулевую позицию.

Для более сложных вычислений необходимо познакомиться с принципом дополнительных чисел.

Дополнительные числа

Высокая скорость работы на соробане зависит от того, насколько механизированы действия считающего. Смысл заключается в том, чтобы снять лишнюю нагрузку с ума и выполнять арифметические действия механически, без размышлений или колебаний, отсюда и сравнение людей, обладающих этим навыком, с калькулятором. И если со сложением и вычитанием простых чисел всё ясно, то с более сложными примерами нужно освоить концепцию дополнительных чисел. Нужно просто запомнить, что:

  • цифру 5 можно разложить на дополнительные числа: 4 и 1, 5 и 2.
  • цифру 10 можно разложить на дополнительные числа: 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5.

При сложении дополнительное число вычитается. При вычитании — дополнительное число прибавляется. Как это работает на практике рассмотрим далее.

Сложное сложение

Пример: 4 + 8 = 12 

Как решать?

  1. Установите 4 костяшки в столбце единиц.
  2. Для 8 костяшек места уже не найдётся.
  3. Вспоминаем принцип дополнительных чисел: число 10 даёт наша 8 и цифра 2. 
  4. Вычтите дополнительную цифру 2 из 4.
  5. Добавьте единицу в столбик десятков.
  6. Результат — 12. 
Процесс решение примера 4+8 на соробане

Принцип вычисления на соробане в привычной записи можно представить так:

4 + 8 = 12 превращаем в 4 — 2 +10 = 12

Важно запомнить: в сложных заданиях на сложение всегда вычитайте дополнительное число.

Сложное вычитание

Пример: 12 — 7 = 5.

Как решать?

  1. Установите 1 костяшку на столбец с десятками, добавьте 2 к единицам.
  2. Вспомните, что 7 — это 10 и 3.
  3. Уберите 1 костяшку из столбца десятков.
  4. Прибавьте в столбце единиц к 2 костяшкам дополнительные 3. Получается 5 — верните в нулевую позицию нижние костяшки и опустите «небесную».

Принцип вычисления на соробане в привычной записи можно представить так:

12 — 7 = 5 мы превращаем в 12 — 10 + 3 = 5

Важно запомнить: в подобных вычислениях на вычитание всегда прибавляйте дополнительное число.

Порядок столбцов при счёте

В приведённых выше примерах мы использовали по 2 столбца — для десятков и единиц. Особое внимание стоит уделить тому, в каком порядке стоит добавлять и убирать костяшки из столбцов.

Для сложения:

  1. Вычтите дополнительное число и соответственное количество костяшек из правого столбца.
  2. Затем добавьте костяшку в левый стержень.

Для вычитания:

  1. Сначала вычтите числа в левом столбце.
  2. Добавьте дополнительное число на правый стержень.

Умножение

Есть несколько возможных способов умножения на соробане, мы рассмотрим один из самых распространённых.

Обратите внимание: чтобы умножать на соробане, нужно хорошо знать таблицу умножения.

Также необходимо запомнить следующие термины, которые мы рассмотрим на примере a x b = c, где:

a — это множимое;

b — это множитель;

с — произведение.

Пример: 43 x 8 = 344.

Шаг 1

В первом столбце слева устанавливаем множитель — 8, отступаем один столбец и откладываем множимое — 43. Отступаем 2 столбца — с этого столбца начнём записывать результат.

Шаг 2

Умножаем 3 на 8. Результат 24 записываем в 7 и 8 столбцах. Завершая операцию, убираем цифру 3 с доски, сдвинув костяшки вверх.

Шаг 3

Умножьте 4 на 8. Результат 32 запишите следующим образом: 3 в 6 столбец — перед прошлым результатом, а 2 сложите с результатом в 7 столбце, то есть с 2. Три цифры в результате дают ответ — 344. 

Сложнее выполнить умножение с двумя двузначными числами, рассмотрим это на следующем примере:

Пример: 35 x 18

Шаг 1 

Откладываем множитель, то есть 18 с начала доски. Делаем отступ и откладываем 35. 

Шаг 2

Умножаем 1 на 5, записываем результат через 2 пробела.

Шаг 3

Умножаем 8 на 5, получаем 40. 4 записываем под прошлым результатом, т.е. складываем с 5. В столбцах результата остаётся цифра 90.

Шаг 4 

Умножаем 3 на 1 и записываем результат — 3 — перед предыдущими столбцами. Получается 390. 

Шаг 5

Умножаем 3 на 8, результат 24 записываем под первыми двумя цифрами прошлого результата. Получаем 630. 

Деление

Для деления мы также используем стандартные математические термины a ÷ b = c, где:

a — делимое;

b — делитель;

c — частное.

Делимое набирается на спицах в правом конце соробана, делитель — в левом конце. Результат записывается посередине.

Между делимым и делителем рекомендуют оставить минимум 4 пустых столбца для записи результата.

Также существуют правила размещения первой цифры частного:

  • Если количество цифр в делителе меньше (или равно) количеству цифр в делимом, расположите первую цифру частного, отступив 2 столбца слева от делимого.
  • Если количество цифр в делителе больше, нежели в делимом, начните располагать частное, отступив 1 столбец слева от делимого.

Пример: 72 ÷ 2

  1. Помещаем делитель 2 в левую часть счёт, делимое — 72 — в правую.
  2. Делим первое число 7 на 2. Цифра 2 помещается в 7 полностью три раза — поднимаем 3 костяшки в соответствии с правилом №1, отступив 2 столбца влево от делимого.
  3. Умножим полученное число 3 на делитель — 2. Результат — 6 — вычтем из первой цифры делимого — 7. Убираем лишние костяшки, остаётся единица.
  4. Остаток от делимого — 12 делим на делитель — 2. Полученный результат — 6 помещаем в следующий свободный столбец для записи результата. Получаем в итоге — 36. 

Полезные ресурсы

  • Подвигать косточки на соробане: ссылка
  • Посмотреть пошаговое решение примеров: ссылка
  • Приложение «Игры соробан»: ссылка

Мы разобрали самые простые способы вычисления на соробане. Чтобы выполнять манипуляции с трёхзначными и дробными числами необходимо на высоком уровне научиться работать с однозначными и двузначными числами.

Следующей ступенью после тщательного освоения каждой техники счёта становится его представление соробана в уме и мысленное выполнение вычислений. Последовательно, правильно и адаптировано для каждого возраста учат считать подготовленные тренеры в специализированных центрах. Подобрать такой в своём городе вы можете на TeachMePlease.

blog.teachmeplease.ru

Составление ментальной таблицы по теме «Части речи» в начальной школе

Пояснительная записка:

Данная работа представляет собой конспекты уроков по составлению ментальной таблицы (схемы) по теме “Части речи”. Что такое ментальная таблица (схема) – это удобный инструмент процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.

Почему я выбрала составление ментальной таблицы? Проработав несколько лет в коррекционной школе VII вида, для детей ЗПР, я задалась вопросом, а как же детям помочь запомнить тему части речи? Мне самой стало интересно, как можно такой большой объём материала отобразить с помощью таблицы (схемы).

Данный конспект рассчитан на 3 года обучения (3 класс, 3 доп. класс, 4 класс).

В 3 классе дети только знакомятся с понятиями части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. В 3 доп. классе, 4 классе части речи изучаются более подробно, углубленно. Из-за того, что формат фестиваля “Открытый урок” предусматривает ограничение в количестве страниц, то конспект (связующего звена составления ментальной таблицы) в 4 классе не включён.

Изучив тему части речи, дети постепенно будут заполнять данную таблицу.

Цель составления ментальной таблицы (схемы): создать наглядную основу по теме части речи. Для того чтобы в средней школе дети имели опору, шпаргалку по данной теме т.к. наши детки, в данной школе, очень сложные, слабые. У всех разный уровень развития, слабо развиты все психологические процессы. А данная таблица поможет детям вспомнить материал начальной школы, быстро ориентироваться в правилах.

Составление ментальной таблицы можно проводить и на дополнительных коррекционных занятиях.

Конспект урока
“Составление ментальной таблице по частям речи в начальной школе”
(на примере уроков в 3, 3 доп., 4 классах).

Цели урока: Воспроизвести имеющиеся знания о частях речи, закрепить и обобщить, систематизировать эти знания.

Задачи урока: Закрепить знания учащихся по частям речи; развить диалогическую речь учащихся; формировать способность к длительному вниманию, долговременной памяти, образного и практического мышления; развить умение работать самостоятельно с таблицей; привить интерес к урокам русского языка.

1. Организационный момент.

Ну, ответь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ли вместе?
Что ж, пора нам начинать
Тему новую узнать!

2. Установка на работу.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы будем учиться составлять карту. Что такое карта?

Учащиеся. ….

Учитель: Мы постараемся составить свой путеводитель по теме части речи. Эту таблицу будем заполнять после изучения каждой и новой, для нас части речи. По ней вы будете работать в начальной школе и в средней школе.

3. Подготовка к заполнению таблицы.

Учитель: У вас у каждого должны быть фломастеры, лист бумаги формата А4, разноцветные ручки, а главное ваши знания и хороший творческий настрой.

4. Составление таблицы.

Таблица

Итог:

Посмотрите на таблицу, которую мы заполняли 2 года. Сколько правил внесли в таблицу? Теперь мы можем легко повторять и рассказывать о них. С помощью таблицы нам легко ориентироваться по частям речи.

Вот и подошёл к концу учебный год. Заканчиваем мы с вами начальную школу. За 5 лет обучения в начальной школе мы выучили немало правил, которые нужно обязательно знать не только в старшей школе, а на всю жизнь, чтобы быть грамотными людьми.

Приложения

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *