Доктор Спок научил всю Америку воспитывать детей. Но сейчас его не любят. Почему?
Родителей часто раздирает страх, что они делают для детей недостаточно. Желательно, чтобы у них был кто-то, кто бы мог уменьшить такие тревоги. Таким в своё время был американский педиатр Бенджамин Спок — авторитет в вопросах воспитания XX века, чьи советы сегодня стали резко критиковать, а подчас и вовсе называть вредными. Рассказываем, как менялось мнение о докторе Споке, а психолог Катерина Дёмина объясняет, оправданы ли к нему претензии.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
В 40-60 года прошлого века именно голос доктора Спока вселил в матерей уверенность в том, что они знают, как воспитывать детей и могут даже получать удовольствие от процесса. В США его книга «Ребёнок и уход за ним» (1946) уступала по объёму продаж лишь Библии. Идеи Спока не обошли стороной даже тех, кто книгу не читал: их активно транслировали медиа и практиковали педиатры.
Спок предложил матерям набор базовых рекомендаций по уходу за детьми: как кормить, купать, лечить. Он говорил, что в обращении с детьми нужно руководствоваться «здравым смыслом» — ни излишней нежности, ни чрезмерной жесткости. Женщин он призывал чувствовать себя уверенно и расслабленно в роли матерей, потому что ребёнок должен расти в комфортной среде. Его методы учитывали исследования о формировании психики и сексуальности ребёнка, но он никогда не был дидактичным фрейдистом и не критиковал родителей. Споку удалось усмирить вечные родительские баталии и помочь матерям поверить в себя. Пятьдесят лет назад его влияние было сильным, а авторитет казался непоколебимым.
Бенджамин Спок, 1976 годПравда, в конечном счёте все империи рано или поздно ожидает крах — он настиг и мир Спока. Его политические взгляды (поддерживал диссидентов, которые протестовали против войны во Вьетнаме в 1960-1970-х годах) повлияли на то, как люди стали воспринимать его советы по воспитанию.
Доктора обвиняли в потворстве вседозволенности — именно оно, по мнению некоторых, породило поколение людей, которые попросту не уважали старших
В конце войны молодёжные протесты частично утихли, но призыв Спока «дать детям больше свободы» все критиковали. Правительство президента Рейгана придерживалось консервативных взглядов, всё больше людей высказывались в защиту «семейных ценностей» и осуждали либерализм.
Помимо политики на статусе Спока отразилось и подозрение в «научности» его психоаналитических выводов. Фрейдизм в 70-х годах стал мишенью критики феминисток. Ставили под сомнение не только фрейдистские концепции вроде Эдипова комплекса, но и его этичность как врача: обвиняли в искажении данных, плохом обращении с пациентами и укрытии домашнего насилия над детьми.
Спок никогда не был последовательным фрейдистом, но во многом опирался на опыт психоанализа, который считал важным для понимания детства. Фрейдистская концепция раннего развития теряла актуальность, больше исследований проводили в области когнитивной психологии. Психологи обнаружили, что дети способны мыслить даже в очень раннем возрасте — и движут ими не инстинкты, а сложный мыслительный процесс.
Это повлияло на женщин, которые были главной аудиторией Спока. В 70–80-е годы женщины стали активно бороться за экономическое и правовое равноправие с мужчинами, а материнство перестало занимать центральное место в жизни. На это же время пришлась сексуальная революция и резкий скачок статистики разводов. К середине 70-х рождаемость достигла абсолютного минимума для Америки. Фокус на проблемах воспитания сместился на проблемы детей, чьи родители в разводе. Поводов для родительских тревог стало больше, а образ семьи потерял привлекательность.
Спок с младенцемСитуацию осложнил ещё и приток мигрантов. Европейский образец семьи в послевоенные годы был схож с американским, но в других странах семья строилась по другим моделям. Мигранты из Китая, Латинской Америки и Африки организовывали быт по строгим иерархическим принципам. Поэтому споковская ориентированность на нужды и желания ребёнка казалась им чуждой. Американцы всё меньше верили в существование единственно правильной стратегии воспитания.
Как ни странно, разрушив гегемонию Спока, родители одновременно лишили себя спокойствия, которое им давала его простая концепция «здравомысленного» воспитания. Судя по всему, ждать нового доктора Спока не приходится. Но это не значит, что его подходы к воспитанию не могут вновь стать актуальными. В первую очередь его уверенность в том, что все матери (а сегодня он сказал бы то же самое и об отцах) прикладывают максимум усилий для благополучия своих детей, и чаще всего этих усилий достаточно.
На самом деле, родители знают больше, чем им кажется, а это знание — само по себе хороший фундамент для воспитания. Главное, не забывать об этом
Сейчас книги Спока тоже критикуют за десятки пунктов, которые не соответствуют современному отношению к младенцам и уходу за ним. Среди замечаний — его критика гибкости режима в уходе за новорождёнными, фраза «не нужно кормить ребёнка, как только начнёт хныкать» и высказывания о том, что не стоит слишком быстро и часто брать детей на руки. А ещё он критиковал долгое грудное вскармливание, которое, как по его мнению, может привести к сильной зависимости от матери.
Какие ещё есть претензии к Споку и насколько они оправданы
Катерина Дёмина, семейный психолог
Лично я к доктору Споку отношусь с огромным уважением и признательностью. В тот момент, когда родилась моя старшая дочь, мне было 20 лет — это первый ребёнок в моей компании, ни одной семьи с младенцем в пределах досягаемости. Поэтому книга, в которой написано буквально «если ребёнок плачет в промежуток от 18.00 до 19.00 часов, скорее всего, у него колики. Положите малыша животиком себе на колени и нежно похлопывайте по спинке, должно помочь» позволила мне элементарно выжить и остаться в своём уме. Год, напоминаю, 1991. Ни интернета, ни соцсетей, даже телефон не у всех.
За что доктора клянут и критикуют сейчас? Фактически, за одну лишь фразу: «попробуйте не подходить к ребёнку сразу, как только он начал плакать. Дайте ему возможность успокоиться самостоятельно. Иногда ребёнок может плакать так сильно, что его рвёт. Спокойно уберите рвоту и выходите из комнаты».
Сейчас это выглядит почти как призыв к инфантициду, убийству детей.
Но почтенный доктор преследовал вполне благую цель: позволить молодым родителям выжить в совершенно новых условиях. Никогда до этого семья с грудным ребёнком не была предоставлена сама себе, просто за отсутствием отдельного жилья. Всегда рядом с юной мамочкой были старшие женщины: бабушки-тётушки, соседки. В резко изменившейся обстановке многие матери быстро истощались, доходили до депрессии, иногда даже до попыток суицида на почве усталости и недосыпа.
Так что доктор Спок хотел как лучше. Получилось, к сожалению, как всегда.
Оригинальный текст: There Used to Be Consensus on How to Raise Kids
Перевод: Анна Ивлева
7 спорных советов педиатра Бенджамина Спока — Статьи — Новорожденные
№1. Засыпание «по Споку»
Знаменитый радикальный способ справиться с нежелающим засыпать ребенком.
«Лечение очень простое: положите ребенка в постель в положенное время, нежным голосом пожелайте ему спокойной ночи, выйдите из комнаты и не возвращайтесь. Большинство детей в первую ночь гневно кричат минут 20-30, а потом, видя, что ничего не происходит, неожиданно засыпают. На следующий день они уже будут плакать только 10 минут, а на третий день они обычно вообще не плачут».
Современный психолог, специалист по детско-родительским отношениям Людмила Петрановская в книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» критикует идею оставлять детей одних. Она напоминает, что во многих традиционных культурах младенцы весь первый год жизни проводят, прижавшись к матери. По мнению Петрановской, если бы опасения про «избалуется, приучится» были бы верны, то дети едва ли не до взрослого возраста настаивали бы на том, чтобы их носили на руках: «Однако наблюдения говорят ровно обратное: эти малыши намного более самостоятельны и независимы к двум годам, чем их городские сверстники».
№2. Отказ от ночного кормления
Сомнительна рекомендация отказаться от ночного кормления, если ребенок весит не менее 4,5 кг.
«Если ребенку уже месяц и он весит около 4,5 кг, но все еще просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком.… Вообще говоря, ребенок, весящий около 4,5 кг и нормально питающийся днем, не нуждается в ночном кормлении».
Сегодня врачи убеждены, что не стоит прекращать ночные кормления так рано: именно они стимулируют выработку гормона пролактина, отвечающего за образование грудного молока. Важно сохранять ночные кормления, пока ребенок нуждается в них. ВОЗ тоже рекомендует кормить по требованию – то есть так часто, как этого хочет ребенок, и днем, и ночью.
№3. Игнорирование плача
Если ребенок капризничает или плачет, «по Споку», не нужно на это реагировать: «У некоторых детей легко возникает рвота, когда они возбуждены. Это пугает мать, она смотрит на ребенка тревожным взглядом, торопится убрать за ним, старается быть по отношению к нему более предупредительной и в следующий раз немедленно бежит к нему, как только он закричит… Если мать решила приучить его засыпать без крика и укачивания, то она не должна отступать от намеченного плана и не входить к ребенку».
Во время загрузки произошла ошибка.Однако результаты недавнего исследования, проведенного американскими учеными, свидетельствуют о том, что мама может смело, ничего не боясь, следовать своему материнскому инстинкту. Чем больше «обнимашек» и «ручек», чем больше тактильного контакта, чем больше маминого внимания и заботы, тем более успешным, уверенным в себе, добрым, чутким, психически и физически здоровым человеком станет ваш ребенок, когда вырастет. К таким выводам исследователи пришли, проанализировав данные о детстве и взрослой жизни более чем 600 человек.
№4. Сон на животе
«Желательно приучать ребенка с самого рождения спать на животе, если он не возражает. Впоследствии, когда он научится переворачиваться, он сможет сам изменить позу, если захочет».
В XXI веке педиатры говорят, что ребенок должен спать исключительно на спине и на твердом матрасе. Сон же младенца на животе опасен: это фактор риска синдрома внезапной младенческой смерти.
№5. Апельсиновый сок в качестве первого прикорма
«Обычно врачи советуют вводить апельсиновый сок в питание ребенка в возрасте нескольких месяцев, – говорится в книге «Ребенок и уход за ним». – Вы можете сами выжимать сок из апельсинов или пользоваться консервированным соком… Обычно до 5-6 месяцев дети пьют сок из соски, а потом из чашки».
В 2017 году Американская Академия Педиатрии выпустила новые рекомендации, согласно которым фруктовые соки не должны присутствовать в рационе малышей в возрасте до года. Как считают авторы рекомендаций, сок не представляет для маленьких детей никакой особой питательной ценности, при этом в нем содержится очень много сахара и полностью отсутствует клетчатка. Лучше давать малышам в возрасте до года настоящие фрукты в печеном виде или в виде пюре. В этом случае ребенок получит все необходимые витамины и микроэлементы, а также клетчатку, но не будет привыкать к сладкому.
№6. Мясной прикорм с 2 месяцев
«Как показали исследования, мясо очень полезно детям даже на первом году жизни, – пишет доктор Спок. – Многие врачи сейчас рекомендуют давать мясо, начиная с 2-6 месяцев. Мясо для маленького ребенка или провертывают в мясорубке несколько раз, или протирают через сито, или трут на терке. Поэтому ребенку легко его есть, даже пока у него нет зубов».
Во время загрузки произошла ошибка.Два месяца – это безусловно, слишком ранний возраст для начала прикорма – тем более, мясом. Педиатр Евгений Комаровский рекомендует начинать мясной прикорм не раньше 8-9 месяцев.
№7. Слишком большие распашонки
Об одежде для новорожденного в бестселлере Бенджамина Спока можно прочесть следующее: «Ночные рубашки. Вам понадобится от 3 до 6 рубашек. Покупайте сразу размер на возраст в 1 год. Распашонки. Вам понадобятся 3-6 распашонок размером на 1 год».
Новорожденный, несомненно, растет очень быстро, однако одежда не по размеру доставит и ребенку, и маме, сплошные неудобства.
«Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»
Многие советы из книги «Ребенок и уход за ним» наивны и даже опасны для современных реалий. Однако Спок был первым педиатром, который выступил вразрез с общепринятым мнением, что воспитание ребенка прежде всего должно вырабатывать дисциплину. Его идеи для своего времени стали революционными и повлияли на многие поколения родителей, сделав их более чуткими к своим детям.
В предисловии к своей знаменитой книге Бенджамин Спок подчеркивает, что не стоит слепо следовать всем приведенным в книге советам.
Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, – это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»
Бенджамин Спок
«Ребенок и уход за ним»
Читайте также: 5 распространенных ошибок в уходе за новорожденным.
Методика воспитания Бенджамина Спока. Читайте на портале Ya-roditel.ru
Доктора Бенджамина Спока называют реформатором. В 1946 году американский педиатр выпустил книгу «Ребенок и уход за ним», ставшую бестселлером и перевернувшую представление родителей о воспитании детей. О методиках Спока до сих пор спорят. Так в чем же их суть и за что мамы со всего мира так любят книги американского доктора?
Основные принципы Спока
«Ребенок – не черновик человека», — именно это заявление лежит в основе методики воспитания Бенджамина Спока. Он всегда пытался донести до родителей простую мысль: каждый малыш – личность, мнение которой нужно уважать, именно поэтому доктор в первую очередь призывает не наказывать детей, а договариваться с ними.
«В тот момент, когда вы даете понять ребенку, что он самый исключительный малыш на свете, это насыщает его дух тем же образом, что и молоко — его тело», — говорит доктор.
Иными словами, любовь – основа всего воспитательного процесса, и нужно постоянно демонстрировать малышу эту любовь.
Детей в возрасте до трех месяцев, по совету доктора Спока, надо чаще брать на руки – убаюкивать, ласкать, часто пеленать. Сегодня эту позицию оспаривают многие психологи, но американский педиатр был уверен: малыш вырастет послушным только в том случае, если будет в этот период развития физически чувствовать близость с родителями.
Когда же ребенку исполняется три месяца, его психика меняется. По мнению Спока, в этом возрасте малыша нужно начинать приучать к самостоятельности – оставлять одного в кроватке, учить засыпать без родителей, кормить не по часам, а тогда, когда ребенок просит есть. При этом очень важно уметь отличать желания и потребности детей от капризов. По мнению Спока, желания надо уважать и удовлетворять, а капризы – игнорировать. «Хочу играть», — это желание, «Хочу играть такой же точно куклой, как у соседской девочки, поэтому купи мне ее», — это уже каприз.
А еще Спок уверен, что детям не стоит запрещать слишком много. Если ребенок раскидывает пуговицы по дому, то, вероятно, он создает из них какой-то свой сказочный мир, и препятствовать этому – тормозить развитие фантазии и воображения у ребенка. Запрещать нужно лишь то, что в самом деле опасно – перебегать через дорогу на красный свет, подходить близко к огню, смотреть страшные фильмы перед сном. Если же окружить ребенка сплошь запретами, то, повзрослев, он продолжит запрещать себе многие вещи, и это негативно скажется на развитии личности ребенка.
Самый же сложный возраст, по мнению Спока, начинается у ребенка в три года – именно в этот период малыш начинает проявлять негативные черты характера, в том числе – упрямство.
Как успокоить ребенка, если он плачет?
Критики теории Спока осуждали американского доктора за то, что тот, якобы, учил родителей не обращать внимание на детские слезы. На самом же деле, Спок разработал целую систему советов, как стоит успокаивать ребенка, когда причиной слез становятся капризы и упрямство, а не потребности, но при этом сделать это так, чтобы замечания не были похожи на запреты.
Вот лишь несколько из предложенных доктором вариантов.
Придумать важное дело, ради которого стоит отложить плач: «Давай ты потом поплачешь, а то скоро стемнеет и мы не успеем сходить в магазин».
Предложить плакать тише, чтобы не разбудить папу, бабушку или даже котика.
Попробовать отвлечь ребенка от каприза и, не обращая внимания на слезы, предложить попить чая или посмотреть, как распускаются листочки на деревьях. Еще один хороший способ – переключить внимание малыша на что-то другое: «У тебя ресничка выпала, давай, ее уберем, а то она мешает плакать».
Проговорить вслух проблему из-за которой ребенок плачет: «Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что мы не купили тебе машинку, но купить ее сейчас мы не можем».
Предложить лекарство от плохого настроения. Таким лекарством может быть любая вкусная мелочь – мармеладка, печенька. Главное, чтобы ребенок понимал: если лекарство не поможет, ему его больше не дадут, тогда он будет вынужден подыгрывать и успокаиваться.
Методики развития Бенджамина Спока
Помимо принципов воспитания, доктор Спок разработал и несколько методик развития ребенка. Вот несколько игр, предложенных Споком. Их, к слову, активно используют во многих развивающих центрах.
Развитие зрительной памяти
Предложите ребенку порисовать вместе с ним. Нарисуйте двор, домик, кошку на окне, дым из трубы, собачку в будке, а потом предложите малышу повторить рисунок. Важно, чтобы он вспомнил и отобразил как можно больше деталей – и собачку, и дым, и кошку. Если у него это не получилось, то вместе поищите ошибки и потом дорисуйте картинку.
Развитие слуховой памяти
Постоянно предлагайте ребенку отгадывать, что за звук раздался рядом с ним: мама хлопнула дверцей духовки или холодильника, мама включила фен или миксер. Ребенок таким образом научится внимательно слушать окружающие звуки, концентрироваться на них и будет лучше воспринимать звуковую информацию.
Развитие речи
Чтобы развить речь ребенка, Спок предлагает простейший метод – просто чаще с малышом разговаривать. Чем богаче и красноречивее будет речь родителей, тем лучше будет разговаривать ребенок.
В присутствии малыша маме и папе следует вслух комментировать все свои действия: «Сейчас мы почистим картошечку, сварим ее, приготовим из нее пюре, вот берем первую картофелину – красивая, круглая». Со стороны это, возможно, выглядит странно, но ребенок таким образом запоминает все, что говорят родители.
Развитие тактильной памяти
Хорошая речь, зрительная память, способность быстро воспринимать информацию на слух – вот основные качества, которые необходимо развить в ребенке, по мнению доктора. При этом проявлять любовь, но не ограничивать малыша в самостоятельности и не окружать запретами. Все это поможет избежать проблем с воспитанием ребенка. Проведя собственное исследование, Спок заметил, что послушные дети болеют реже, чем непослушные, а непослушными они становятся от того, что им не хватает любви и внимания.
Юлия Шершакова
о жизни и методике Спока
Методика доктора Спока учит ценить и любить ребёнка. Но опыт самого Бенджамина Спока не был таким идеальным, как описано в его книгах.
Из многодетной семьи
Бенджамин Спок — один из шестерых детей, родившихся в семье адвоката Айвза Спока, и самый старший. Именно поэтому с самого детства он чувствовал ответственность перед младшими и активно помогал маме ухаживать за братьями и сёстрами.
Основные принципы — из детства
В семье Бенджамина придерживались принципов здорового питания и закаливания. Так, дети не ели сладкого до пяти лет, спали под навесом на улице в любую погоду, принимали активное участие в домашних делах вместо прогулок со сверстниками.
Боязливый ребёнок
Мама Бенджамина, Луиза Милдред, придерживалась авторитарного режима. Детей наказывали за провинности, и дети боялись матери. Позже сам доктор Спок расскажет об этом с грустью: он рос боязливым ребёнком, трусившим не только перед мамой, но и другими людьми.
Корабельный врач
Спок всегда мечтал быть врачом, правда, корабельным, ведь море и всё, что с ним связано, завораживало Бенджамина.
Во всём виноват Фрейд
Отправиться в морское плавание ему не было суждено: Бенджамин прочитал Фрейда, и его труды оказали на Спока огромное влияние. Мысль, что болезни не случаются сами по себе, не давала покоя, и Спок решил стать педиатром. Вскоре он поступил в Йёльский университет.
Олимпийский медалист
У Спока были отличные физические данные и рост 189 см. В университете Бенджамина приняли в спортивную команду по гребле, и он достиг в этом спорте немалых высот: участвовал в Олимпийских играх во Франции в 1924 году и выиграл золотую медаль.
Сердечный приступ
Отношения с матерью были непростыми на протяжении всей жизни Бенджамина. Когда он, студент медицинского факультет, привёл в дом невесту Джейн Чини, мама изобразила сердечный приступ. Впрочем, находящийся в тот момент дома отец «сердечную болезнь» своей супруги «успешно вылечил», а на личную жизнь Бенджамина это никак не повлияло — он женился на своей невесте.
Смерть ребёнка и сифилис
Молодая семья пережила трагедию — смерть их новорожденного ребёнка. Мать Спока заявила, в этом виновата невестка и её родословная, ведь, как она выяснила, отец жены Бенджамина болел сифилисом. После этого скандала Бенджамин и его супруга перестали общаться с Луизой Милдред и переехали в Нью-Йорк.
Врач со странностями
Именно так отнеслись к Бенджамину Споку многие родители маленьких пациентов. Их смущала точка зрения доктора Спока, который говорил, что ребёнок — это личность, его надо уважать, не нагружать работой и давать возможность насладиться детством. В те времена детей с раннего возраста готовили к тяжёлой работе, а о личности и воздействии наказаний на психику никто не думал. В итоге пациентов у доктора было немного, зато о нём говорили и писали.
Бестселлер
Ситуация изменилась, когда Бенджамин Спок выпустил серию книг. Каждая из них была адресована родителям, в них рассказывалось о психологических аспектах воспитания, о том, как надо ухаживать за детьми. Одна из книг — «Ребёнок и уход за ним» — стала бестселлером.
Теория и практика
В теории «как воспитывать детей» Бенджамин был силён, на практике же — отнюдь. Он и сам признавался, что был чрезмерно строг к своим детям и никогда не целовал сыновей. Возможно, именно так на него подействовали гены матери и её авторитарная позиция к воспитанию.
Сын-врач
Несмотря на холодность отношений с отцом, старший сын Джон пошёл по стопам Бенджамина и стал врачом. Младший выбрал путь архитектора.
Испытание славой
Когда Спок стал известным доктором, его супруга начала ревновать его к славе и налегать на алкоголь. Бенджамину было за 70, когда семья окончательно распалась.
Молодая жена
Не прошло и года после развода, как доктор Спок решил жениться вновь. 73-летний жених нашел себе молодую невесту, которой было чуть больше 30-ти. Одни говорят, она вышла за него замуж по любви, другие утверждают, что невеста искала славы.
Любимый внук
Судьба свела Спока с его внуком Питером, сыном Майкла, и сердце старика растаяло. Он всей душой проникся к внуку. Однако Питер покончил жизнь самоубийством, врачи констатировали, 22-летний юноша страдал депрессией. Смерть любимого внука 79-летний Бенджамин пережил с инфарктом и инсультом и обвинил во всём своего сына Майкла, который «запустил» ребёнка.
Деньги — обществу
Книги Бенджамина Спока имели оглушительный успех, к примеру, «Ребёнок и уход за ним» выпущен на 40 языках тиражом в 50 млн. экземпляров. Эта книга принесла Бенджамину миллионы, но материальная сторона вопроса его мало интересовала. Он отдавал деньги сотням благотворительных фондов, подписывал не глядя счета, и к старости его многомиллионное состояние растворилось.
Смертельная болезнь
Чтобы бороться с раком, который обнаружился у Бенджамина на закате лет, ему требовалось 10 000 долларов, но таких денег у известного врача не было. Старший сын Майкл пытался помочь отцу, но тот помощи не принял. Жена Спока пыталась собрать сумму, обращаясь к почитателям врача, но не успела. Спок умер в возрасте 94 лет.
— поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на нас в фейсбуке:
Читать дальше
Метод Эстивиля — метод Эстивиля или как научить ребенка спать, описание
Когда уложить ребенка спать становится тяжело, когда почти каждое укладывание сопровождается капризами, когда ночью ребенок пробуждается около 10 раз, мама устает, теряет всякую надежду и думает, как изменить ситуацию. Как научить спать малыша лучше, как обучить его самостоятельному засыпанию? Ведь ребенок растет, становиться тяжелее его укачивать и сложнее удержать на месте. И тогда родители ищут в интернете всевозможные способы укладывания ребенка спать с минимальным участием взрослого.
В этой статье речь пойдет об одном из методов обучения сну детей – о методе доктора Эстивиля или методе контролируемого плача.
Кто такой Эстивиль?
Эдуардо Эстивиль – это испанский доктор, профессор барселонского центра исследований и лечения нарушений сна, который доработал метод Фербера и выпустил свою книгу по детскому сну «Спите спокойно» (1996 г.). Мы попробуем рассказать объективно про суть данного метода, про его плюсы и минусы.
Исследования эффективности
Был проведен ряд исследований, в рамках которых изучалось использование поведенческих методик для лечения первичной детской инсомнии (бессонницы/ нарушения сна). «Метод исключения плача» («дать проораться»/ «cry it out») признали неэффективным, т.к. он вызывает стресс как у родителей, так и у ребенка.
Одной из тем изучения эффективности обучения ребенка самостоятельному засыпанию был и «метод контролируемого плача». Методика была впервые предложена Амосом Ролидером и Роном Ван-Хоутеном как более подходящая родителям альтернатива «методу CIO». «Cry it out» был немного изменен и популяризирован Ричардом Фербером в его книге для родителей (1985 г.) и Дугласом (1989 г.).
Чуть позже подход Фербера был немного доработан доктором Эстивилем. Различные варианты «метода контролируемого плача» оценивались в 14 исследованиях на 748 детях. Результаты изучения действия метода показали снижение проблем при укладывании ребенка или сокращении частоты ночных пробуждений. Также 5 исследований были посвящены подобному принципу (игнорирование ребенка и выход из комнаты), но без четкой процедуры проверки ребенка. И все-таки исследователи пришли к выводу, что «метод контролируемого плача» не уступает по эффективности «методу исключения плача».
Описание метода Эстивиля
Доктор Э. Эстивиль заявляет, что с 6 месяцев ребенок может спать один в отдельной комнате, когда вокруг абсолютная темнота, и не пробуждаться до утра. По мнению автора 6-7 месячные здоровые дети должны уметь:
- идти в кроватку без плача и с радостью
- засыпать одни в комнате без посторонней помощи
- спать в своей кроватке в темноте без ночников-светильников
- спать ночью около 10-12 часов без пробуждений.
Схема применения
Автор уделяет много внимания ритуалам и последовательным действиям перед сном, к которым малыш постепенно привыкает. Говорит, что можно оставить игрушку и соску – они могут помочь малышу справиться с отсутствием поддержки взрослого. И далее предлагает укладывать малыша спать примерно в одно и то же время вечером, указывая на то, что именно в это время ребенок заснет легче.
Согласно подходу Эстивиля, мама должна положить ребенка в кроватку без укачиваний и лишней помощи. Справедливо, что ребенок, почувствовав уход мамы, будет стремиться удержать ее: может начать капризничать, вставать в кровати, тянуть ручки к маме.
При этом предлагается не бежать к малышу, чтобы вновь укладывать ребенка спать, а присесть к нему и успокоить голосом, объяснить, что «мама будет учить тебя спать». И после этого мама должна выйти, набраться терпения и выждать время, пока малыш находится один.
По предложенному методу мама начинает выход с 1 минуты, и в этот же день последующие выходы должна быть по 3-5 минут. После возвращения к ребенку в комнату рекомендуется ни в коем случае не брать его на руки, а просто показаться «вот она я, я никуда не делась, я возвращаюсь». И далее опять выйти. Так с каждым заходом в комнату время за дверью увеличивается на 2-4 минуты в день по предложенной автором схеме – до 7, 10, 12 минут и так далее. При пробуждении ночью предлагается делать все также, как вечером при засыпании.
Плюсы и минусы метода Эстивиля
Плюсы:
- Применение с 6 месяцев
- Учитывается состояние здоровья ребенка
- Уделяется внимание ритуалам для засыпания
- Срочная помощь для семей, где мама уже теряет контроль над эмоциями и боится навредить ребенку.
Минусы:
- Резкая смена условий
- Почти нет помощи взрослых
- Методика не подходит для детей, у которых повышенная возбудимость и которые не склонны к самоуспокоению
- Сон в отдельной комнате, что до 1 года небезопасно
- Часто вызывает стресс у родителя, который не может долго игнорировать плач ребенка
- Плохо влияет на формирование привязанности между мамой/ папой и ребенком.
Сравнение методик Эстивиля и Ким Вест
Представьте, что малыш привык засыпать с укачиванием, а тут мама резко меняет план действий. Она просто кладет малыша в кроватку. Но он не готов еще к такому, он ждет привычных условий укладывания. Поэтому, если вы использовали укачивания всегда, то для начала необходимо их сократить.
Допустим мама уделила внимание сокращению укачиваний в течение определенного периода времени. И уже укладывает малыша в кровать и решает выходить, не дождавшись, пока он уснет. Что происходит с малышом в этот момент? Ему страшно, непонятно, почему мама его «бросила», почему ушла и не возвращается. В такие стрессовые моменты подрывается, мягко сажем, доверие к миру. Ребенок учится делать сам что-то, чтобы справиться со своими эмоциями… Но какой ценой? Ведь новая ситуация или условия воспринимаются как стресс. В таких случаях ребенок больше всего нуждается в маме: ее внимании, взгляде, успокоении, голосе. Это то, что знакомо, привычно, а потому стабильно и безопасно. Важно даже не то, что ребенок плачет. А что его никто не утешает, не поддерживает в такую «трагическую» для него минуту.
Психологи считают, что для формирования здоровой и безопасной привязанности очень важно находится с малышом во время стресса и помочь ему справиться со своими эмоциями. Мама является тем, кто перерабатывает эмоции, отзеркаливает, понимает, сочувствует и помогает малышу с ними справится, находясь рядом.
А мама выходит из комнаты и на плач, истерики, капризы малыша не возвращается и никак не реагирует. Как будто приучает его к тому, что время ее отсутствия будет увеличиваться. Поэтому кричи-не кричи, а ты должен будешь уснуть когда-то. Но что происходит, когда близкий значимый взрослый не реагирует на потребности ребенка и при этом выходит, то возникает вполне логический вопрос: а как же будет формироваться привязанность (эмоционально близкие отношения) между мамой и малышом? Если ребенок зовет, а мама уходит. И тут не про то, что нужно скакать вокруг малыша или сразу же мчаться и брать его на руки. Но хотя бы участие, сопереживание, утешить голосом, пожалеть…Это действительно важные элементы в детско-родительском взаимодействии.
По методу мягкого отдаления, который представляет команда Спи, Малыш в России — мама находится рядом и постепенно помогает малышу учиться засыпать с минимальной ее помощью, и только потом увеличивает дистанцию.
Испанский ученый уделяет отдельное внимание психоэмоциональному состоянию мамы в момент укладывания. И это, действительно, важно. Ведь малыш в таком раннем возрасте очень чувствителен к эмоциям мамы: он их отслеживает, чувствует и заряжается ими. С этим мы тоже согласны. Потому так важно уделять больше внимания своему отдыху и стараться контролировать свои переживания в момент укладывания.
Что касается возраста обучения самостоятельному засыпанию. Действительно, детские специалисты не рекомендуют обучать самостоятельному сну детей до 6 месяцев, так как ребенок еще физически к этому не готов – ему еще нужна помощь мамы, чтобы успокоиться и уснуть. К тому же нервная система еще не настолько развита, чтобы самостоятельно справляться с успокоением. Мы также рекомендуем начинать обучением самостоятельному засыпанию после 6 месяцев и после предварительной подготовки.
Эстивиль пишет о том, что по его методу малыш может с 6 месяцев спать в своей комнате, отдельно от взрослых. Мы считаем, что это небезопасно в таком возрасте. И мы рекомендуем: все-таки до 1 года лучше спите в одной комнате с малышом. Во-вторых, сон в отдельной комнате с 6 месяцев встречается в некоторых культурах и это нормально, но нашим мамам это не подходит. Потому как есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, у наших мам более теплые отношения с детьми и более опекающие. Потому для наших мам резкое дистанцирование от ребенка ведет к внутренним противоречиям и часто к отсутствию результата. Потому команда «Спи, малыш» адаптировала американскую методику медленного отдаления для славянских мам. Мы уделяем много внимания психологической готовности мамы и малыша.
Эстивиль утверждает, что дети могут спать без пробуждения всю ночь. Да, действительно, могут. Но с небольшой оговоркой. Автор упорно исключает психологические причины трудностей со сном. Но все-таки сон – это комплексное состояние, оно зависит от многих факторов и причин, которые важно учитывать. Дети в периоды стресса (уход от ГВ, выход мамы на работу, переезд, начало посещения детских занятий или детского сада), скачка роста/ регресса, во время обострения страха разлуки с мамой (в периоды психологической сепарации), в периоды болезни или плохого самочувствия могут просыпаться ночью и нуждаться во внимании мамы или показывать так называемые «периодические проверки» по поводу «рядом ли мама». И это нормально!
Как выбрать метод для своей семьи?
Важно понимать, что волшебства в обучении самостоятельному засыпанию нет. Тут важны подготовительные шаги, терпение и последовательность действий взрослого. НО обучить спать малыша с минимальной помощью взрослого возможно, если подойти к этому вопросу основательно. И для начала важно пройти все подготовительные шаги перед тем, как Вы решитесь на применение метода мягкого отдаления с консультантами Спи, Малыш или самостоятельно (например, прочитав наши статьи на эту тему и посмотрев наши вебинары). Для начала нужно:
- Наладить условия сна и создать приятную атмосферу для засыпания: темнота, тишина, проветривание и т.д.
- Уделить должное внимание подготовке ко сну и ритуалам для засыпания.
- Выстроить режим (утренний подъем, укладывание на ночной сон, дневные сны), подобрать для своего малыша комфортное время бодрствования, учитывая его признаки усталости.
- Уйти от стойких ассоциаций на сон: сократить укачивания, уйти от сна на руках или в коляске, снизить ассоциацию «еда=сон».
- Обучить спать в своей кроватке. Уйти от сна в движении (машине, коляске). Пробовать малыша укладывать в его кроватку не только спящим, но иногда и сонным.
- И только последний шаг перед обучением самостоятельному засыпанию (по методика мягкого отдаления) – постепенное сокращение помощи взрослого при засыпании. Уже тут ребенок может стать спать лучше.
После подготовки можно переходит к этапу обучения самостоятельному засыпанию и стартовать методику мягкого отдаления. Это постепенное обучение малыша успокаиваться с минимальной помощью взрослого. Да, тут тоже могут быть слезы. Но они не про то, что малышу больно, а про его протест новым непривычным условиям. При этом самое главное – мама на момент обучения находится рядом и своим присутствием, голосом и дозированными прикосновениями помогает малышу привыкнуть к тому, что уже он будет засыпать в своей кроватке с минимальной ее помощью.
В любом случае, выбор метода всегда за мамой. Но помните, что детства не вернуть. И пока мы можем помочь нашим деткам справляться с эмоциями, постепенно они научатся в таких безопасных условия – рядом с мамой – справляться со стрессом. А это также важный навык для детского развития.
Коррекция сна через плач: варианты метода, «за и против», и искалечит ли это моего ребенка
03.09.2014
26
Вопрос по теме детского плача во время процесса переучивания к новым порядкам сна не обсуждает только ленивый.
Интернет кишит доводами и о том, что приучение через плач – это быстрый и эффективный способ добиться результата, и о том, что плач ребенка приводит к необратимым изменениям в мозге малыша, оставляющим его как минимум эмоциональным инвалидом на всю жизнь.
Как же разобраться и принять правильное решение для своего ребенка?
Это решение остается за мамой и всегда легче сделать правильный выбор, имея полную информацию, а не только эмоциональную сторону дела.
Отдельно оговорюсь, что в своей практике я никогда не принуждаю родителей использовать какой-то конкретный метод – окончательное решение приходит только после анализа ситуации, совместного обсуждения целей и философии воспитания в конкретной семье.
Когда не стоит использовать чистый метод «наплачется-уснет»
- Если ваш малыш не достиг 6 месяцев с даты ПДР – важно, чтобы были развиты принципиальные когнитивные навыки.
- Если ваш малыш болен — дискомфорт от недомогания только усложнит задачу
- Если сейчас в семье происходят серьезные перемены: переезд, рождение нового малыша, смерть родственника, выход мамы на работу.
- Если ваш ребенок в какой то момент подвергался серьезному физическому или эмоциональному насилию.
- Если не все члены семьи согласны с этой методикой — слишком велика вероятность, что вы сдадитесь на полпути, только запутав малыша в своих требованиях.
- Если ваш ребенок старше 2,5 лет и/или уже не в детской кроватке — важно исключить возможность травмы
О детском плаче и сне
Спросите любого педиатра, и он однозначно ответит, что плач для ребенка – это способ коммуникации с окружающим миром. Так еще не говорящий малыш дает нам знать, что он устал, голоден, замерз, проснулся, заскучал, заболел и т.д.
Со временем каждая мама учится различать разные типы плача – зов поиграть, покормить, поменять или просто взять на ручки и сменить надоевшую картинку. Соответственно, в самом по себе плаче нет ничего травматичного или угрожающего малышу — это природный механизм общения. В случае с любым переучиванием (не обязательно ко сну) плач — это сигнал малыша вам, что ему совсем не нравится то, что вы внезапно изменили правила игры, которые ранее его устраивали.
Дебаты противников какого-либо плача при переучивании в привычках сна идут с формулировкой «продолжительный плач — опасен для малыша».
Однако в данном случае имеет место риторическая манипуляция — что такое продолжительный плач? Это полчаса плача, час, три часа, по три часа в течение трех дней, по часу в течение месяца? Где объективные данные, которые бы четко определили понятие продолжительного плача? Все дети разные и никто таких данных предоставить не может, даже в наш век, когда взвесить и измерить можно очень многое.
Приведу пару примеров — новорожденный с коликами и рефлюксом может плакать до 8-9 часов в сутки на протяжении 10-12 недель. В общем, это составит около 616 часов (11 недель по 8 часов) плача.
Значит ли это, что такие малыши обречены на необратимые повреждения их психоэмоционального развития?
— Да, кто-то большую часть времени находится рядом с таким малышом – но в каком состоянии! В такие периоды гормональная мама и уставший папа не в состоянии быть ласковыми и ободряющими 100% времени. А наличие родителя рядом, который сам нервничает и раздражен, а так же ничего не в состоянии сделать, чтобы облегчить положение малыша, тоже сомнительный бонус к привязанности (разве не может малыш думать, что мы намеренно не исправляем ситуацию? – никто этого не знает наверняка).
Другой пример — переутомленный ребенок будет плакать ежедневно месяцами, а то и годами по многу раз за день. При этом, мама, раздраженная и измученная его «плохим поведением» уж точно не будет его успокаивать по каждому писку. Более того, не всегда у нее это и получится – мы часто слышим, что перегулявшего ребенка успокоить не получается даже такими железными аргументами как качание или грудь. Какой вред будет нанесен ребенку в случае, когда он недосыпает, мы подробно обсудили в статье о том, зачем делать сон приоритетом.
При этом я хочу отдельно заметить, что при правильном подходе процесс приучения «через плач» занимает максимум 7 дней.
В течение этих дней периоды плача сокращаются от возможных 4 часов за первые сутки (максимальное время, указанное при опросе более 40 коллег, практикующих по всему миру) до 30 минут к 4-5 дню, что в среднем составит около 6-7 часов из 168 часов (7 суток). И как только сон налаживается — ребенок научился засыпать, переходит между циклами сна, не просыпаясь, его общее самочувствие и настроение резко улучшаются, снижая периоды плаксивости, связанные с усталостью на годы вперед – сколько тут слез сэкономлено никто подсчитать тоже не может.
Еще один аргумент, который я часто встречаю — это что ребенок перестает плакать и засыпает в лучшем случае от изнеможения, а в худшем — сдавшись ожидать помощи и поддержки от родителей. В таких статьях, обычно следуют целые параграфы о том, как нарушается связь между мамой и ребенком, как в диких племенах мамы все время носят своих детей и они спят и никогда не плачут (потому, что на их первый призыв следует немедленная реакция), и о том, как мы должны изменить свое отношение к ситуации, и перестать видеть ее как проблемную.
Я начну с последних доводов и вернусь к началу чуть позже
— Если мама не видит проблемы в привычках сна ее малыша, значит ее нет не зависимо от того как спит ребенок, где и сколько. Однако, уставшая мама, с разламывающейся от продолжительных качаний 12 кг счастья спиной не может быть любящей и заботливой при всем своем огромном желании. И тогда это проблема, даже если мы не ведем речь о том, насколько качественный отдых получает ее малыш. Из той же серии и доводы про дикие племена – мы живем в другом обществе, которое предъявляет к нам другие требования. Нет у нас деревни, где с малышом бы помогали все женщины селения. В таких обществах никто не ждет оплаченных в срок квитанций, выгулянной собаки и обласканного мужа, вернувшегося после сложного дня на работе.
Поэтому я считаю, что добавлять к уже немалому чувству вины за недомытую посуду, помятый халат и нерегулярно приготовленный ужин еще и неспособность носить на себе круглосуточно ребенка, чтобы отвечать на его запросы в первую же секунду — откровенно бесчеловечно по отношению к такой маме.
Предположения о разрыве эмоциональной связи между мамой и малышом при его плаче тоже для меня спорны. При правильно организованном процессе малыш просыпается счастливым и с улыбкой идет к маме – где здесь свидетельства разорванной связи? Чтобы ребенок действительно «закрылся» в себе от родителей его нужно игнорировать днями, не выполнять его потребностей. Такого в нормальной семье не происходит – мама в течение периодов бодрствования и в процессе ритуала подготовки ко сну всегда очень ласкова к малышу и заботлива.
И еще одно сравнение, которое я регулярно нахожу в статьях противников слез, что:
якобы дети, которые учатся засыпать самостоятельно с участием плача в процессе, потом впадают в глубокий «коматозный» сон идентичный тому, что случается при серьезных травмах.
Тут уж простите, для меня это сравнение аналогично тому, что галлюцинации и сны это одно и тоже, просто потому, что в обоих случаях люди видят вещи, которых нет в реальности.
Метод методу рознь
Для начала давайте разберемся в терминологии и методиках, как говорится, мухи отдельно – котлеты отдельно. Когда речь заходит о чистом «приучении через» плач, то в России этот метод более знаком, как метод доктора Спока. При этом подходе после обычных вечерних мероприятий, предшествующих укладыванию, малыша оставляют в кроватке и выходят из комнаты. Далее обычно следует период от 30 минут до полутора-двух часов, когда малыш плачет с разной интенсивностью и, наконец, засыпает. В современной практике обычно этот метод используют только для детей начиная с 6 месячного возраста (хотя французские педиатры используют эту методику с 6 недель!!!), когда у малыша уже четко сформировано понятие постоянства объекта (мамы) в пространстве, даже если ее не видно (игра в ку-ку). В отличие от распространенного мнения, что ребенок засыпает в таких случаях от изнеможения, это не так. Если подсмотреть в видео-няню, например, то видно, как через определенное время малыш активно ищет свой способ расслабиться: трет ушко, гладит простыню, катается с боку на бок и т.д. Это как раз то, что и приведет к развитию собственного навыка. В среднем этот процесс занимает до недели в зависимости от возраста ребенка, темперамента, наличия предыдущих проваленных попыток и последовательности родителей.
Этот метод не рекомендован для детей до 6 месяцев, и особенно малышей, не прошедших адаптационный период: корректировку режима, начальную наработку навыка, предварительное знакомство с новой обстановкой сна (если вы переселяете малыша в отдельную кроватку от себя).
Вариантом вышеописанного метода является метод «контролируемого плача», он же в других вариациях метод Эстевилля, он же метод Фербера. При таком подходе родители навещают малыша с увеличивающимися промежутками времени. Это дает более четкое осознание присутствия и родительской поддержки, и так же не отвлекает малыша от концентрации на поиске и освоении нового навыка. Эта методика так же работает относительно быстро, и требует от родителей полной последовательности. Важно, чтобы родители видели положительную динамику в процессе внедрения, начиная со второго дня. Этот метод возможно использовать для детей с 5 месячного возраста, но он так же требует адаптационного периода, который будет подразумевать как минимум регулировку режима сна и бодрствования, а так же знакомство с новым местом сна перед началом.
Всевозможные методы «без слез» (Пэнтли, Сирз, Стул, Карп), к сожалению, тоже не гарантируют абсолютно мирного процесса с улыбающимся чадом во все моменты укладывания. Чаще всего эти методы растягиваются на недели (от двух до восьми) и в начале все равно вызывают слезы протеста, которые родители имеют возможность ограничивать собственным присутствием, физическим контактом и т.д. Опять же очень многое будет зависеть от адаптивности конкретного ребенка и маминого подхода.
В некоторых случаях, несмотря на все усилия смягчить переход, малыш в первые дни расстраивается так сильно, что растягивать процесс просто нет смысла, и стоит пробовать более прямой метод. В других случаях дети действительно переучиваются к новым порядкам практически без слез. Такие методы стоит использовать для малышей от 4-х месяцев, для регуляции начального навыка и режима, при отказе от продолжительного совместного сна, для очень возбудимых мам и деток, при наличии определенных проблем со здоровьем, для более взрослых деток.
Научная сторона
На сегодняшний день мне известно о 54 научных исследованиях, проведенных врачами педиатрами, неврологами, психологами и сомнологами, целью которых было доказательство вреда или безопасности применения методик, влекущих за собой разные степени плача.
Все эти исследования (привожу ссылки на исследования, полные тексты которых можно посмотреть без платного доступа к источнику в англоязычном формате) признали, что:
- методики, включающие плач (в т.ч. в его наиболее прямом виде) эффективны, т.е. дети действительно осваивают навык самостоятельного засыпания, при их корректном применении;
- в разных сроках оценки (от четырех недель до 5 лет) не было выявлено негативного влияния на здоровье ребенка;
- результат подобных интервенций включал общее улучшение материнского самочувствия и общего климата в семье за счет улучшения качества отдыха всех членов семьи.
Лично для меня самым убедительным было исследование, которое провели ученые в Австралии.
В ходе этого исследования ученые 5 лет наблюдали за более чем 300 малышами, прошедшими через интервенцию и не прошедшими через нее. Сравнение этих детей через 5 лет, где одна группа была после прохождения программы «контролируемого плача» и метода стула, а другая без каких либо действий по улучшению сна, показало, что разницы в физическом, психоэмоциональном здоровье между обеими группами не было. Это дало прямые основания сделать вывод о безопасности указанных методик в долгосрочной перспективе.
Напоследок
Каждая мама принимает решение о том, как, и когда учить своего малыша засыпать сама. При этом такое решение всегда принять проще, если есть достаточно информации обо всех вариантах. Я не знаю ни одной мамы, которая бы пришла к мысли о необходимости изменений, когда в деле сна и так все хорошо. Никто не в праве осуждать или навязывать свое мнение в данном вопросе, это слишком личное решение, обусловленное огромным количеством факторов.
Очень важно в такие моменты четко понимать стоящие перед вами цели, оценивать возраст, темперамент и состояние здоровья малыша (тут вам поможет педиатр), хорошо знать какие изменения должны быть сделаны, и быть последовательными в своих действиях. Возможные варианты методик, в том числе и «без слез» практически всегда будут встречены малышом с протестом, но это вовсе не значит, что вы не можете что-то изменить с любовью и заботой о крохе.
- Improving infant sleep and maternal mental health: a cluster randomised trial
- Улучшение младенческого сна и материнского психического здоровья) Harriet Hiscock, Jordana Bayer, Lisa Gold, Anne Hampton, Obioha C Ukoumunne, Melissa Wake Arch Dis Child.92(11): 952–958.
- Five-Year Follow-up of Harms and Benefits of Behavioral Infant Sleep Intervention: Randomized Trial (Пятилетнее исследование вреда и пользы от поведенческой интервенции в младенческий сон) Anna M.H. Price, Melissa Wake, Obioha C. Ukoumunne, and Harriet Hiscock Pediatrics 2012; 130:4 643-651
- Reducing Bedtime Tantrums: Comparison Between Positive Routines and Graduated Extinction. (Уменьшение истерик при укладывании: сравнение между позитивным ритуалом и контролируемым плачем) Lisa A. Adams and Vaughn I. Rickert. Pediatrics 1989;84;756
- A systematic review of treatments for settling problems and night waking in young children. (Систематический обзор подходов для решения проблем с самостоятельным засыпанием и ночными пробуждениями в детском возрасте) Paul Ramchandani, Luci Wiggs, Vicky Webb, and Gregory Stores. BMJ 2000;320:209
- Behavioral Treatment of Bedtime Problems and Night Wakings in Infants and Young Children. (Поведенческая коррекция проблем укладывания и ночных пробуждений для младенцев и дошкольников) Jodi A. Mindell, PhD, Brett Kuhn, PhD. SLEEP, Vol. 29, No. 10, 2006
- Behavioral Parent-Training Approaches for the Treatment of Bedtime Noncompliance in Young Children. (Поведенческий подход к обучению родителей для коррекции сложностей укладывания у дошкольников) Camilo Ortiz & Lauren McCormic. JEIBI, Vol.4, No 2, 2007
- Reducing Nocturnal Awakening and Crying Episodes in Infants and Young Children: A Comparison Between Scheduled Awakenings and Systematic Ignoring. (Уменьшаем ночные пробуждения и эпизоды плача у младенцев и младших дошкольников: Сравнительный анализ между запланированными пробуждениями и систематическим исключением присутствия взрослого) Vaughn I. Rickert, C. Merle Johnson. Pediatrics, 81, 203-212
Воспитание по методу доктора Б. Спока: плюсы и минусы
Сегодня методика Спока считается устаревшей, и мамы много ее критикуют. Но предыдущие поколения успешно использовали советы доктора, вырастили своих детей и пытаются также воспитать внуков и правнуков. Часто это рождает конфликты между мамами и бабушками. Кто прав в этом противостоянии, так ли плоха на самом деле методика Спока, можно разобраться, изучив плюсы и минусы.
Описание метода
В 1946 году вышла книга «Ребенок и уход за ним», которая сразу стала бестселлером. За 20 век было продано 50 миллионов экземпляров. Революционность авторского подхода заключалась в том, что ребенка предлагали считать личностью и учитывать его интересы. Спок предлагал не ругать детей, а договариваться с ними.
До трёхмесячного возраста младенца нужно окружать заботой и как можно чаще брать на руки. Доктор Спок подчеркивает, что для нормального развития ребенку нужен физический контакт с родителями.
После трёх месяцев наступает новый этап развития нервной системы, и младенца пора приучать к самостоятельности. Родители должны отличать капризы малыша от его потребностей, игнорировать первые и удовлетворять вторые. Поэтому с 3 месяцев пора учить младенца засыпать самостоятельно, кормить его, только когда он просит сам, оставлять одного в комнате.
Что касается запретов в более старшем возрасте, их не должно быть слишком много. Если ребенок разбрасывает игрушки по квартире, значит, у него в разгаре познавательная деятельность, не стоит ему мешать. Запрещать нужно лишь то, что опасно для жизни.
Плюсы воспитания по методу Б.Спока
Молодые мамы чувствовали себя неуверенно во все времена. И если сегодня можно найти множество методик воспитания, то в ХХ веке Спок был самым большим авторитетом в этом вопросе. Достоинства его метода:
- Поощрение грудного вскармливания. В книге даются советы, как отвечать на критику от женщин, которые считают грудное вскармливание ненужным. Много внимания уделено правильному прикладываю младенца к груди, режиму кормлений, способам увеличения грудного молока.
- Простые советы на все случаи жизни. Доктор учит матерей, как справляться с типичными трудностями, например, с коликами. В книге написано, что вечерний плач младенца означает, что у него болит живот, и описан способ, как ему помочь. Родители должны отличать плач из-за боли от капризов. В книге приведено несколько способов, чтобы отвлечь капризничающего ребенка. При отсутствии интернета и помощников рядом, книга была единственной возможностью для матери получить работающий совет.
- Забота о ребенке. Педиатр призвал растить детей в любви, удовлетворять их потребности. Он писал, что детям нужно позволять быть собой, а задача родителей – принимать их такими. Это был революционный подход, так как раньше в семье существовала строгая иерархия с отцом во главе.
- Забота о родителях. В книге автор хотел показать, что мама не должна раствориться в ребенке и забыть о себе. Хотя он пропагандировал грудное вскармливание, ничего плохого не видел и в смесях, если это удобно для мамы. Это позволяло отдохнуть без младенца или выйти на работу при необходимости.
Минусы воспитания по методу Б.Спока
В 1970-е набирало силу феминистское движение, и материнство стало не таким важным для женщин. Спока начали критиковать за излишний фрейдизм, а также за то, что он поощрял вседозволенность. Недостатки системы воспитания по Споку:
- Доктор считал, что длительное грудное вскармливание грозит зависимостью ребенка от матери, поэтому не поощрял кормление после года. Он считал, что в этом возрасте ребенок уже не нуждается в материнском молоке и уже в 10 месяцев предлагал полностью заменить грудное молоко на коровье. Сегодня ВОЗ рекомендует грудное вскармливание до 2 лет, а многие матери кормят детей и дольше.
- Сторонники естественного родительства критикуют эту методику за совет не сразу брать ребенка на руки, когда он плачет. Раньше считалось, что можно приучить младенца к рукам, и тогда он начнет манипулировать родителями. Последние исследования говорят, что этого не случится, наоборот, детям нужен физический контакт с родителями, особенно в первые месяцы жизни.
- Главная претензия современных родителей к методу: обучение самостоятельному засыпанию по системе «дать проплакаться». Доктор пишет, что даже если ребенок плачет до рвоты, мама не должна помогать ему, а должна выйти из комнаты. Современные методы более гуманные: мама остаётся с малышом до засыпания, а некоторые практикуют совместный сон с ребенком.
- Совет о принятии детей такими, какие они есть, родители поняли так, что не нужно ничего запрещать ребенку и, тем более, наказывать его. Споку пришлось уточнять и оправдываться, он не против разумных ограничений, правила и границы проведения нужны детям.
- Педиатр рекомендовал для младенцев сон на животе. Последние исследования говорят, что такая поза увеличивает риск синдрома внезапной детской смерти и удушья. Сегодня рекомендуется укладывать малышей на спину, а голову поворачивать набок, на случай срыгивания. Голову нужно периодически поворачивать, чтобы правильно сформировался затылок.
Вывод
В конце жизни Бенджамин Спок пересмотрел свои принципы и стал рекомендовать прямо противоположное: кормить ребенка по требованию, а не по часам, часто брать его на руки. Это говорит о том, что к детям нужен мягкий подход воспитания. Мало какая мать может спокойно смотреть на кричащего ребенка и не подходить к нему.
Доктор Спок признался, что был холоден со своими сыновьями, мало обнимал и целовал их. Его жена признавалась, что в семье не было тепла, а дети вспоминали отца, как тирана. Современные исследования показывают, что самостоятельное засыпание «по Споку» нарушает привязанность между матерью и ребенком, поэтому его лучше не использовать. Дети, выращенные по этим принципам, получают психологическую травму, им сложнее доверять другим людям, в будущем они становятся более закрытыми.