Важные отличи ментальной арифметики от методики Никитиных
В последнее время большую популярность приобретают развивающие курсы, которые эффективно дополняют школьное обучение и восполняют пробелы общепринятой образовательной системы. На сегодняшний день сильнее всего востребованы занятия ментальной арифметикой и так называемая педагогическая методика Никитиных. По незнанию многие думают, что большинство курсов такого рода в принципе похожи и предлагают примерно одно и то же. Но разница есть, и порой она колоссальная – сейчас вы убедитесь в этом сами.
Суть методики Никитиных
Бориса и Елену Никитиных можно смело назвать пионерами новой отечественной педагогики. Они воспитывали своих детей еще в советское время и уже тогда смогли доказать, что нестандартный подход к обучению дает поразительные результаты.
Методика развития Никитиных – это описание их личного педагогического опыта, который они проанализировали и разложили по полочкам для других родителей.
Принцип системы Никитиных
- Родители должны соблюдать баланс в воспитании ребёнка, минуя 2 крайности: излишнее внимание и гиперопеку («заорганизованность»), а также игнорирование ребёнка («заброшенность»).
- Нужно предоставить ребёнку максимальную свободу – пусть играет, занимается спортом или рисует, когда хочет и только когда это будет ему интересно. Никакого насилия и принуждения.
- Важно сохранять легкость, непринужденность и естественность. Это касается как домашней обстановки (комфортная одежда, атмосфера уюта и простоты), так и близости с природой (прогулки и игры на свежем воздухе, походы).
Родители должны принимать непосредственное участие в развитии ребёнка: гулять, играть, помогать делать уроки и т. д. Вовлеченность и искренний интерес родителей – обязательные черты сторонников никитинского метода.
Никитины разработали и специальные развивающие игры для детей. Для их проведения нужны кубики, квадратики, кирпичики, детали конструкторов и др. Такие игры учат детей критическому мышлению, анализу, логике и креативности.
Как вызвать желание заниматься
Методика развития детей Никитиных поможет ответить на вопрос, который так часто задают родители: «Как заставить ребёнка заниматься?» На самом деле нет ничего сложного. Нужно просто сформировать для ребёнка такую ситуацию, при которой условия развития идут впереди самого развивающего процесса. Например, не стоит давать малышу игрушки, которые подходят его возрасту. Будет лучше, если вы подарите ему игры, больше подходящие для детей старшего возраста. Тогда мозг у вашего сына или дочери заработает ускоренным образом. С младенчества дети идут к тому, что им пока непонятно, но интересно. Поэтому нужно создать такие условия, при которых ребёнок будет постоянно познавать что-то новое.
Интелектуальное развитие по системе Никитиных
Интеллектуальное развитие играет одну из важнейших ролей в данной системе. Никитины разработали множество игр, которые заставляют работать мозг. Но у всех у них есть один общий момент: правила игры не разглашаются. Поначалу это может показаться странным и даже нереальным. На самом деле всё проще, чем кажется на первый взгляд. Когда ребёнок начинает играть, он следит за родителями и в самом процессе вникает в суть происходящего. За наблюдением следуют выводы. Анализируя действия других участников, ребёнок активно задействует свой интеллект.
Ментальная арифметика – рычаг для развития
Сама система ментальной арифметики как способа быстрого счёта появилась очень давно – еще более 2 тысяч лет назад. Конечно, на курсах AMAKids используется усовершенствованная и адаптированная система. Но от древнего метода остались специальные счёты – абакус. Мы уже описывали особенности и преимущества ментальной арифметики, но вкратце напомним, о чем идет речь.
На ранних этапах обучения дети выполняют все математические расчеты при помощи абакуса – они складывают, отнимают, делят и умножают, перемещая разноцветные кости. Важно, что в процессе этих действий в мозгу ребёнка формируются четкие ассоциации между визуальной картинкой и отдельными числами. Поэтому через некоторое время счёты становятся не нужны – ребёнок считает прямо в уме. В ходе дальнейших тренировок его способности заметно возрастают – он считает все быстрее и с легкостью оперирует многозначными числами.
Основная фишка ментальной арифметики, которая отличает ее от множества других систем обучения, заключается в одновременном задействовании двух полушарий головного мозга. Практически вся образовательная система построена на использовании левого, «логического» полушария, в то время как ментальная арифметика пробуждает еще и правое, «творческое».
Основные факты о ментальной арифметике
- оптимально начинать обучение с 5 до 12 лет, но существуют отдельные курсы и для подростков с 13 лет;
- чтобы учиться ментальной арифметике, ребёнку достаточно уметь считать до 10;
- в ходе занятий активизируются и заметно улучшаются многие умственные процессы: память, быстрота реакции, концентрация и внимание;
- благодаря активизации правого полушария ребёнок раскрывает свои творческие способности и умение нестандартно решать любые задачи.
Важно, что уже в ходе обучения повышается успешность практически во всех школьных дисциплинах, ведь ребёнок активно использует оба полушария головного мозга, а значит, все его умственные способности заметно возрастают.
Как сопоставить две системы
Очевидно, что сравнивать метод Никитиных и ментальную арифметику просто бессмысленно. Никитины предложили действительно хорошую и работающую систему воспитания детей, придумали множество полезных игр и на личном примере продемонстрировали, что ломать привычные стереотипы не только можно, но и нужно. Обязательно возьмите на вооружение их принципы воспитания и педагогические разработки – возможно они полностью изменят ваше представление о правильном воспитании.
Ментальная арифметика – это специальный курс, направленный на повышение умственных способностей ребёнка посредством снятия дисбаланса в развитии полушарий головного мозга. Занятия помогают даже самым отстающим детям научиться быстро считать и думать, принимать творческие решения и держать ум в тонусе. И такие практические занятия нельзя сравнивать с описательной методикой Никитиных – это совершенно разные вещи.
Ментальная арифметика: формирование привычек и интеллекта
Ментальная арифметика(менар) –программа развития умственных и творческих способностей, основанная на системе устного счета с использованием счет- абакус (соробан ).
Подробнее с этой методикой Вы можете ознакомиться, прочитав статью на блоге «Ментальная арифметика — программа развития умственных и творческих способностей»
Я занимаюсь с детьми по программе «Ментальная арифметика». Мальчик перестал посещать занятия. Мама же объяснила, что применение английского они, как бы видят, а вот зачем нужна ментальная арифметика — не понимают.
Надо сказать, что ребенок очень напряженно относился к любому виду самостоятельных работ. Мы научились спокойно решать, не обращая внимания на результаты других, а фиксировали улучшение временных показателей при счете и на абакусе, и ментально.
Ребенку нравилось заниматься. А вот мама не увидела цели этих занятий — развитие интеллектуальных срособностей ребенка.
Взрослые отдают детей заниматься ментальной арифметикой, ориентируясь на название методики, а не на цели. Для понимания вопроса, стоит усвоить разницу между ментальной арифметикой и обычной арифметикой и математикой.
Постараюсь изложить, опуская многие педагогические, методические, психологические термины, что бы статья не показалась совсем занудной.
Ментальная арифметика и математика: сходства и различия.
АРИФМЕТИКА – ЧАСТЬ МАТЕМАТИКИ, но не заменяет математику.
В переводе с греческого языка «arithmos» обозначает «число». Арифметика – это раздел математики, в котором изучаются счет, числа и простые действия с ними. Изучение геометрических фигур, тел, отношений между числами выходит за рамки простейших операций, относится к математике в более широком смысле.
Ментальная арифметика – это нечто совершенно особенное. Ребенок, владеющий навыками быстрого счета в уме, не обязательно становится гением точных наук, но с большой вероятностью вырастает интеллектуалом, способным освоить любую профессию.
Основное отличие методики ментальной арифметик от школьного курса арифметики в том, что на занятиях по ментальной арифметикой дети не решают математические задачи, а используют навыки счета, составы чисел. Они выполняют упражнения, направленные на синхронное развитие обоих полушарий головного мозга.
Одна из целей курса – навык скоросчета. но он не является основной, так же как и скорочтение, быстрописание.
Развитие интеллектуальных способностей –цель, определяющая успех в развитии ребенка.
Задача методики ментальной арифметики — не в навыке быстрого счёта, а имеет более глубокий смысл: ментальная арифметика помогает натренировать нейронные связи головного мозга ребёнка, устойчиво развивает скорость и качество его мышления.
Умения и навыки скоросчета, скорочтение – полезные «побочные эффекты», который можно продемонстрировать, как натренированность работы головного мозга.
При разработке содержания программы «Ментальная арифметика» учтены следующие принципы, являющиеся основой и школьного курса «Математика»
1. Принцип открытости — не только давать знания, но еще и показывать их границы, «использовать в решении открытые задачи», т.е. задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей, постоянное втягивание ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его проблем.
Открытость — главное условие жизненности и перспективности — инновационности педагогических систем и концепций.
2. Принцип деятельности — освоение воспитанниками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности, направленной на решение проблем.
Учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, «присвоена» им.
Учебная задача — это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.
3. Принцип обратной связи — постоянный и системный контроль продвижения учащегося в своем обучении и развитии с помощью контрольно — диагностических мероприятий. Обратная связь направлена на повышение эффективности обучения учащихся. Обратная связь перенаправляет или фокусирует образовательный процесс на совместные действия учителя и учащихся в достижения учебных целей и ориентирует на конкретный результат.
4. Принцип идеальности — максимально использовать возможности, знания, интересы самих воспитанников с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе освоения знаний, использование новых методов для решения задач, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуадьные особенности, связанные с личностью конкретного человека.
Эти принципы заложены и в изучение математики стандартного школьного курса. Эти принципы работают в курсе «Ментальная арифметика».
Попробуем разобраться.
Предмет математики — то, что изучает математика как наука, выраженное в наиболее общей форме. Одно из возможных определений предмета математики — это изучение систем математических объектов.
Матема́тика (др.-греч. μᾰθημᾰτικά[1]
Известны два подхода к определению предмета математики. Одно определение дано Ф.Энгельсом, другое – коллективом французских математиков под общим псевдонимом Н.Бурбаки.
Согласно Ф. Энгельсу, «чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира, стало быть, – весьма реальный материал. Тот факт, что этот материал принимает чрезвычайно абстрактную форму, может лишь слабо затушевывать его происхождение из внешнего мира». Хотя это предложение нельзя считать полным определением математики, поскольку оно не указывает метод, цели изучения математики, но отражает то, что объект изучения создан умом человека не произвольно, а в связи с реальным миром.
Второй подход отражает методологические установки Н. Бурбаки, которые также определяют не математику, а только объекты, которые она исследует. Прежде чем привести их определение, отметим, что новый подход к объектам исследования в математике связан с «революцией в аксиоматике». Суть ее состоит в переходе от конкретной содержательной аксиоматики к аксиоматике сначала абстрактной, а затем полностью формализованной.
Трудно говорить о сходствах и различиях, не имея четких определений предметов обсуждения: математика и ментальная арифметика, и имея только абстрактную форму.
Но я думаю, что преподавая предмет «Математика» более 40 лет, у меня сложилось четкое представление об этом предмете, о его содержании, методах изучения и методике преподавания, что и позволяет мне, с уверенностью, утверждать, что предмет «Ментальная арифметика» — это не «Математика», это арифметика.
Над одними и теми же примерами в ментальной арифметике работают достаточно долго. Например, при сложение однозначных чисел работаем визуально, на слух, на абакусе, ментально, сначала в пределах пяти, затем «переходя» через пятёрку. Нарабатывая устойчивую нейронную связь: шевеля пальчиками, мысленно передвигаем костяшки абакуса.
Повторяемость – вот один из секретов эффективности ментальной арифметики.
Ментальная арифметика – это сложно, это годы тренировок. На первом году обучения ребенок получает только примеры на сложение и вычитание. И только на втором году обучения – на умножение и деление. При работе ребенок использует только большой и указательный пальцы. Все движения доводятся до автоматизма.
В Китае и Японии не гонятся за результатом – скорее научить ребенка быстро считать, сделать видео, выложить в ютуб. Там дети годами сидят и оттачивают свои навыки. Годами. У нас же родители хотят скорее увидеть результат, хотят вау-эффекта. .И так постепенно отрабатываем правила сложения и вычитания чисел, доводя до автоматизма при счете на абакусе, а затем и ментально, увеличивая скорость вычисления, подключая дополнительные «помехи» в виде пения песен, чтения стихов. И когда все это срабатывает, мы получаем нужный визуальный результат.
А что творится в голове? Какие мыслительные процессы происходят во время счета?
Самое интересное то, что начав заниматься, большинство детей не бросают занятия, значит они «чувствуют» изменения в себе и нужность этого предмета.
Ментальная арифметика и школьная математика – совсем разные предметы.
Ребенок не начнет сразу получать отличные оценки по математике, но он, безусловно, начнет со временем лучше успевать в школе. Потому что он станет более внимательным, научится концентрироваться, у него улучшится память. В итоге и по математике, в том числе, станут лучше оценки. Но вовсе не потому, что он начнет в школе считать ментально, нет!
–Что ментальная арифметика может помешать школьной математике?
– Так не получится. Это совершенно разные системы. С помощью правил ментальной арифметики ребенок просто не сможет решить многие математические школьные примеры.
А теперь поумничаем, ибо без некоторых понятий работы головного мозга нам всё равно не обойтись.
Речь пойдет о временных связях в коре головного мозга, формирующихся при запоминании.
Нейронные связи и формирование привычек и интеллекта.
Я очень поверхностно, буквально в двух словах, скажу, как наш мозг создает нейронные связи и формирует привычки и интеллект.
Любые новые нейронные цепочки являются весьма хрупкими по сравнению со старыми. Когда вы сможете понять, как трудно создаются в мозгу человека новые нейронные пути, вы будете радоваться настойчивости вашего ребенка в этом направлении больше, чем ругать ребенка за медленный прогресс в их формировании.
На сознательном уровне вы не можете решать, какие именно синаптические связи вам следует развивать. Они формируются двумя основными способами:
1) Постепенно, путем многократного повторения.
2) Одномоментно, под воздействием сильных эмоций.
Из истории.
Межполушарное взаимодействие ТЕКСТ
Коллектив авторов
Из серии: Учебник XXI века (Генезис)
Раздел 5 посвящен онтогенетическим аспектам межполушарных взаимодействий человека. В определенном смысле они отражают эволюцию, преемственность нейропсихологического знания о закономерностях формирования межполушарных взаимодействий в онтогенезе и центральной роли стволовых и срединных образований.
Из справочника.
Другим аспектом функционирования мозга, имеющим последствия для когнитивного развития, является латеризация. Дети используют обе руки при работе с абакусом и визуализируют его, в результате чего учатся визуализировать цифры в форме косточек абакуса и выполняют все операции при помощи визуальных образов.
Из учебника
Несмотря на свидетельства в пользу Л. г. м. чел., последний, находясь в нормальном состоянии, работает согласованно и как единое целое. Кинсборн указывает, что латерализованное функционирование одногополушария является комплементарным по отношению к функционированию другого. Л. г. м. яв-ся скорее средством обработки различных компонентов информации, чем механизмом осуществления различных видов деятельности.
Американский ученый М. Кинсборн считает, что бедность правого полушария лишает их творческого импульса. Опираясь только на логику, невозможно создать что-либо по-настоящему новое. Запаздывание левополушарной латерализации обусловливает различные задержки психического развития. Неспособность к 6—7 годам усвоить букву и цифру, отсутствие естественного интереса к ним делает проблематичным обучение в школе.
( Из Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель . — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)
Ментальная арифметика развивает и левое и правое полушарие, что позволяет улучшить академическую успеваемость детей, освоение всех школьных дисциплин.
КАК ВЛИЯЮТ ЗАНЯТИЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКОЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ
Если при изучении курса ментальной арифметики, поставленные задачи были достигнуты, дети демонстрируют навыки совершения простых и сложных действий с числами в уме, без бумаги и калькулятора, с большой скоростью, то, с большой уверенностью можно сказать, что развиты и следующие навыки:
-цепкая память;
-логическое мышление, воображение;
— умение абстрагироваться;
-уверенность в себе, своих силах;
-высокая способность и мотивация к обучению.
Занятия ментальной арифметикой помогают лучшему усвоению курса математики, но никак его не заменяют. Форматы обучения имеют разные цели и методологические основы.
Практические результаты применения этого метода доказывают, что обучение ментальной арифметике с помощью абакуса, повышают интеллект, умственные способности, что положительно влияет на успешное освоение точных наук, быстрому запоминанию большого количества слов, текстов, дат, необходимых при изучении иностранных языков, истории, то есть гуманитарных наук.
Занятия, задействующие оба полушария головного мозга, закладывают навыки и умения, которые будут использоваться всю жизнь: .-способность к освоению иностранных языков;
-повышенная фокусировка и концентрация внимания, быстрое мышление и скорость реакции;
— фотографическая память; слуховая память;
— развитое воображение, креативное мышление;
-навыки, необходимые для эффективной работы в условиях многозадачности;
— самостоятельность, уверенность в своих силах, способность быстро принимать решения.
На начальных этапах занятий ментальной арифметикой, примерно в течение года, используется абакус (счеты),а в дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся по 2 академических часа. Кроме того, детям предстоит выполнять ежедневно домашние задания, что занимает 15-20 минут.
При работе ребенок использует только большой и указательный пальцы. Все движения доводятся до автоматизма. Через некоторое время ребенок совершает вычисления на воображаемом абаке, а задачи решаются с помощью образов.
Для быстрого счета в уме ребенок учится запоминать и мгновенно «воспроизводить» в уме «картинку» определенного числа в виде положения костяшек на абакусе. Таким образом, тренируется визуальная фотографическая память, увеличивается «объем» памяти, повышается способность к быстрому запоминанию.
Но надо стремиться увлечь ребенка и дать ему мотивацию к тренировкам.
Каждый ребенок уникален. Не бойтесь пробовать новые, прогрессивные способы развития мышления ребенка, и вы увидите, каких высот он сможет достичь.
В чем заключается формула интеллекта? Логика плюс интуиция.
Развитие детского интеллекта – формирование способности к адаптации, обучению, пониманию абстрактных понятий, планированию, постановке и достижению целей. Все эти качества эффективно развиваются, благодаря ментальной арифметике. Особенно результативны занятия в дошкольном возрасте.
Мышление – познавательная деятельность, способность анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выполнять другие познавательные операции. Можно сказать, что интеллектуал – человек с развитым мышлением, поэтому совершенствование интеллекта – задача более широкая.
На занятиях ментальной арифметикой дети работают с воображаемыми счетами, начинают воспринимать математические задачи как картинки, активно включая в работу правое полушарие головного мозга. В процессе выполнения упражнений совершенствуются центры, отвечающие за интеллектуальные способности.
На уроках ментальной арифметики, путем многократного повторения, работая пальчиками, подключая оба полушария, мы и пытаемся создать устойчивые синаптические связи.
«»Можно ли увидеть эту работу? Можно ли увидеть сразу результат такой работы? «»»
Это новые нейронные пути работы головного мозга.
Это применимо только в арифметике, математике? Нет! Мозг будет использовать эти пути в любых ситуациях!
Простите меня, за утрированную простоту изложения, но мне хочется объяснить родителям, что результат освоения навыков ментального счета-процесс не быстрый, а научить считать ребенка быстрее калькулятора-не цель, а только один из показателей работы головного мозга.
Формируем интеллект. Но ни кто и не говорит, что получатся ИНДИГО.
Как мы уже знаем, что левое полушарие отвечает за логику, рациональность и анализ, а правое – за образность, целостность, интуицию, фантазию и воображение. Возникает вопрос – как развить взаимосвязь работы обоих полушарий, чтобы максимально раскрыть потенциал ребенка?
Программа обучения метальной арифметики направлена на формирование устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий. Этот факт помогает людям выбирать наиболее эффективные решения и добиваться успеха в жизни.
Математические и логические задачи активизируют мозг, развивают навыки мышления. Они учат творческому мышлению — поиску нестандартных решений или тому, что правильных решений у задачи может быть несколько.
В группе нет оценок и соревнований между учениками. Общение с преподавателем строится на равных.
Каждый ученик настраивается только на улучшение собственных результатов.
В начале работы группа согласовывает правила поведения. Любая активность и общение, которые не противоречат правилам и не мешают занятиям, разрешены. Занятия проходят в доброжелательной оживленной атмосфере.
Необходимость самостоятельно тренироваться не только закрепляет и развивает навык быстрого счета, но и приучает подростка к ответственности: заниматься каждый день, невзирая на внешние обстоятельства и перепады настроения). Привычка к методичности и самодисциплина распространяются на все сферы жизни подростка.
Хороших результатов в освоении программы можно достичь:
— при методичном освоении и отработке навыков счета от простого к сложному;
-при ежедневном выполнении домашнего задания;
-при проведении систематических соревнований, в которых каждый ученик отмечает свой прогресс.
Менар – это одна из методик развития интеллекта, которая помогает выявить и раскрыть уникальные способности ребенка. Ребенок учится быстро усваивать новую информацию, формулировать мысли и делать выводы. Тем не менее, не стоит пренебрегать традиционными играми – шахматами, головоломками, ребусами.
Поэтому, наблюдайте, пробуйте, анализируйте и выбирайте то, что подходит именно вам.
Как подготовить ребенка по математике к школе и к занятиям по ментальной арифметике, можно почитать на моей странице «Математика дома» в фейсбуке. https://www.facebook.com/pg/kat1j/posts/?ref=page_internal
Спасибо за посещение моего блога. Выскажите, пожалуйста, своё мнение в комментариях.
Я обучаюсь в социальном проекте «Одна семья». И очень заинтересована в любых ваших высказываниях, которые помогут мне в дальнейшей работе.Методическая разработка по математике: Мастер-класс «Обучение элементам ментальной арифметики»
Добрый день уважаемые коллеги! Я предлагаю принять участие в мастер – классе по теме «обучение элементам ментальной арифметики»
21 век – это век скоростей. Мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество информации, поэтому необходимо вводить инновационные методики. Фраза, «кто не успевает, тот опаздывает», стала определяющей в нашей жизни. Поэтому мы стараемся найти методики, позволяющие ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста. И одна из таких методик Ментальная арифметика.
Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью вычислений на счетах абакус.
Что Ментальная арифметика дает детям:
— быстрый устный счет
— умение концентрировать внимание
— усидчивость
— развитие памяти, воображения
— уверенность в себе, в возможности достижения любых целей
— повышение успеваемости по всем предметам
У нас не существует методик обучения устному счету, а эта методика подходит всем, Заняться обучением ментальной арифметики можно в любом возрасте. Эта методика действенна в профилактике атеросклероза и развитии памяти. Она не зависит от того, есть ли у вас математические способности. Единственное, что необходимо для хорошего результата, это постоянные тренировки. Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятие состоит не только из счетов, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения. Если на занятиях дети будут только считать и представлять абакус в уме, то через месяц счеты перестанут их занимать. Поэтому, чтобы усилить эффект, требуется что — то новое и динамичное.
Так что же представляет из себя абакус Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус. Верхние косточки называют – братья или небесные, нижние – друзья или земные. Если к центральной планке не придвинуто никаких косточек, это обозначает 0. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т.е прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется крабик. Повторите вместе со мной. Давайте посчитаем: внизу находятся единички 1, 2, 3, 4 – косточки закончились. Как же нам набрать 5? Это верхняя косточка. Все верхние косточки это 5. Набираем 6, 7, 8, 9. Как же будет 10? Чем хорош абакус. На нем очень легко объяснить детям, как набираются многозначные числа. Дело в том, что как мы число записываем, так его и набираем на абакусе. Если для числа 10 нам нужны цифры 1 и 0. Мы так и делаем. 20, 30, 40.
Давайте попробуем потренироваться. Назовите какое число сейчас на абакусе. 32.
Усложним задачу 63.
Давайте еще одно число определим на абакусе 99. Молодцы.
Еще немного усложним 167
Предлагаю усложнить еще. Назовите число 783. Замечательно.
А теперь посчитайте 2774
С набором чисел все понятно. Это не сложно. Абакус это очень наглядно и ощутимо.
Как же происходит сложение и вычитание? Когда мы косточки придвигаем – мы складываем, когда опускаем – вычитаем. Предлагаю попробовать посчитать
2774-1113=1661. Отнимать мы будем с тысяч.
1661+3322=4983. Молодцы.
4983-322=4661
Теперь понятно каким образом происходит сложение и вычитание на абакусе.
Я предлагаю вам перейти к практической работе.
Перед вами лежат карточки с изображением абакуса. Посчитайте какое число записано на абакусе и запишите ответ в пустое окошко. Проверим у всех правильно получилось? Молодцы.
А теперь возьмите карточки с примерами. Я покажу вам на одном из примеров, как их решать. Решая примеры, мы используем формулы на состав числа 5 и 10. Сравните ответы которые у вас получились с теми, что записаны ниже. Вы очень хорошо справились.
Когда только учатся счету, работаю на абакусе, но в дальнейшем этот предмет убирают и учатся представлять абакус в уме, ментально. Это очень удобно, вы будете независимы не от каких предметов. Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить визуально абакус. Поставьте правильно руки, и составте на абакусе число 3. У всех получилось? Хорошо.
Это была 1 часть занятия. Далее мы поиграем в игры, которые развивают мышление, воображение, память, логику.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игры, которые могут быть использованы в работе с детьми для развития логики, мышления, воображения. Это лабиринты, рисование и штриховка двумя руками, таблицы Шульте. С нее мы и начнем. Это таблица со случайно расположенными объектами, служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определенном порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например для обучения детей скорочтению. За одну минуту вам надо по порядку найти цифры на картинке от 20 до 30. Время пошло. Кто из вас справился с заданием и нашел все цифры? Молодцы.
Еще одна игра: назови цвет. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Хорошо. Молодцы.
Сейчас мы с вами будем рисовать и заштриховывать рисунок сразу двумя руками. Возьмите карандаши в обе руки и заштрихуйте картинки. Направление в котором надо выполнить штриховку указано. А вы обведите разные предметы двумя руками. Время на выполнение задания 2 минуты. Проверьте друг друга, как у вас получилось. Отлично.
Перед вами еще одна игра на внимание « движение букв».
Это упражнение на концентрацию внимания. В верхней строчке написаны буквы, мы их читаем. А какую руку поднимаем, смотрим на буквы в нижней строке. «п» правую, «л» левую, «о» обе руки. Я вам сейчас покажу. Молодцы.
Я приглашаю вас выйти ко мне в круг, мы немного отдохнем и выполним кинезиологические упражнения. Эти упражнения помогают детям развивать сразу оба полушария мозга, становиться более расслабленными в своих движениях, обрести уверенность в успехе.
Правой рукой на голове делаем движение вверх — вниз, левой круговые движения. Поменяем руки.
Упражнение «перекрестные шаги»
Упражнение «птичка – цветок»
Развитие и обучение детей: ментальная арифметика
Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Простыми словами ментальная арифметика – это способ обучения быстрому счету. Она подходит для развития детей в возрасте от 4 – 16 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана.
Зачем ребенку осваивать ментальную арифметику?
Ментальная арифметика способствует развитию детского интеллекта, ее принцип построен на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Во время освоения данной техники у ребенка развивается воображение и логика, тренируется память, дети учатся быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.
История развития
Интересная методика была разработана ученым из Турции Халитом Шеном, хотя имеет древние корни. В основу ее положен древний счеты-абакус, которые были придуманы в Китае еще 5 тысячелетий назад. В Китае они называются суаньпань, а в Японии – соробан. Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Можно сказать, что абакус — это прародитель современного калькулятора. Однако устройство древних счетов, по мнению экспертов, оказалось более полезным для развития мышления детей. Их применение в образовательном процессе и поспособствовало формированию новой методике, которая получила название «ментальная арифметика», или «менар».
Впервые она была запущена в 1993 году в Азии. В настоящее время действует около 5 тысяч образовательных центров в 50 странах, которые обучают устному счету. Наиболее активными в этом плане являются школы США, Австрии, Канады, Австралии, Таиланда, Китая и Ближнего Востока. Открываются специализированные центры в России, Казахстане и в Киргизии. Так, уже высоких результатов и оценок родителей достигла ментальная арифметика в Астане и Москве.
Чтобы вам было легче определиться, стоит ли вашему ребенку обучаться ментальной арифметике, мы рассмотрим, насколько это умение необходимо для успеваемости в школе и как необычная методика вычислений отражается на мышлении ребенка.
Кому подходит эта методика обучения?
С научной точки зрения, во время обучения ментальной арифметике происходит активизация мышления, что предполагает интенсивное наращивание нейронных связей. Нейронные связи делают нас такими, какие мы есть, поэтому их нужно стимулировать и подкреплять. Их качество влияет на работу внутренних органов, на интеллектуальные способности и эмоциональную стабильность. Человек может запоминать информацию благодаря нейропластичности мозга, а у детей нейропластичность выражена гораздо отчетливее. Детский мозг растет, развивается и изменяется. Каждый новый опыт побуждает к переменам в его структуре и функциях.
Нейронные связи головного мозга развиваются, когда человек находится в обогащенной стимулами среде.
Занятия Ментальной арифметикой помогают натренировать нейронные связи головного мозга вашего ребенка, развивается скорость и качество его мышления. Это можно сравнить со спортивными тренировками. Обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, именно в этом возрасте мозг наиболее пластичен. Поэтому методика разработана специально для детей данного возрастного периода.
Возможно, дети, которые не проявляют интерес к точным наукам или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя.
Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе и поможет повысить успеваемость в школе, поскольку после занятий память ребенка улучшается, и он быстрее осваивает материал.
Чем полезна ментальная арифметика?
Ментальная арифметика развивает воображение и логику, улучшает память. Дети начинают обучение, пользуясь специальными счетами (в Китае их называют абакус, в Японии — соробан). Постепенно они закрепляют образ этого инструмента в уме и работают, далее подключается воображение.
Занятия с абакусом положительно влияют на развитие мелкой моторики, соответственно, и на гармоничное развитие правого и левого полушарий мозга.
Благодаря развитию воображения расширяются познавательные возможности ребенка, повышается интеллект, и раскрываются заложенные в нём таланты.
Что развивает ментальная арифметика
Благодаря занятиям ментальной арифметикой развиваются оба полушария мозга.
- Левое полушария отвечает за языковые способности, контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание, вычисления.
- Правое полушарие является ответственным за воображение, креативное мышление, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, сочинять. Совмещая рациональное и творческое, ментальная арифметика помогает развить оба полушария и за счет этого добиться больших успехов в решении математических задач.
Улучшает память
Ребенок запоминает новую технику, образ счетов, множество определенных манипуляций. Все это активно тренирует память. Если интенсивно работать в этом направлении с детства, то в будущем запоминать большие объемы информации для него не составит труда.
Тренирует концентрацию внимания и развивает упорство
Такая необычная и сложная техника вычисления требует полной сосредоточенности, поэтому ребенок с самого первого занятия тренирует выдержку и силу воли для достижения результата. Он учится терпению и упорству, которое пригодится в будущем для достижения поставленных целей.
Развивает математические способности
Поскольку в первую очередь, ментальная арифметика — это комплекс навыков и умений, предполагающий общее развитие интеллекта. Но не стоит забывать, что, прежде всего техника сосредоточена именно на арифметических вычислениях и существенно облегчит ребенку процесс обучения математике в школе.
Можно ли заниматься ментальной арифметикой дома?
Обучать ребенка счету на абакусе не обязательно в специализированных центрах. Если родители мобильны, готовы тратить время и силы на самообразование и развитие детей, то домашние занятия по ментальной арифметике станут не только хобби, но и семейным видом общения через своеобразную игру.
Плюсы методики
- Развитие мышления и мелкой моторики.
- Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.
- Умение быстро считать в уме.
- Это умение положительно отразится на учебе, и пригодится в жизни.
- Улучшение памяти.
- Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.
- Повышение интереса к учебе.
- Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.
- Высокая концентрация внимания.
- Занятия ментальной арифметикой требуют внимательности и сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.
Минусы методики
- Ребенок спешит и допускает ошибки в решении.
- В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам, торопиться, чтобы сделать все как можно быстрее. Иногда дети не вдумаются и допускают ошибки. Регулярные занятия помогут устранить этот эффект, когда ребенок привыкнет к таким тренировкам.
- Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями.
Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд. Важно соблюдать правильный режим и не допускать переутомления. Не стоит заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а в дальнейшем интерес к обучению пропадет.
Как проходит обучение ментальной арифметике?
Как правило, первые результаты обучения ментальной арифметике заметны через 2–3 месяца после начала еженедельных занятий и выполнения ежедневных коротких домашних заданий. Чтобы полностью овладеть техникой, ребенку потребуется примерно 2 года постоянных занятий, но не забывайте, что способности у всех детей разные, есть и те, кто обучается быстрее.
В первый год ребенок освоит действия на сложение и вычитаний чисел, а второй большой этап — умение умножать и делить.
Как правило, дети начинают обучение ментальной арифметике уже с раннего возраста, все занятия построены в игровой форме. А как известно, преимуществом использования на занятиях игровых форм обучения в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, при котором полностью отсутствует принуждение. Педагоги стремятся увлечь ребенка и дать ему мотивацию к тренировкам.
Перед тем как начать обучение ментальной арифметике, для начала проконсультируйтесь с педагогом и протестируйте ребенка, чтобы увидеть его потенциал и понять, готов ли он осваивать эту методику. Главное не бойтесь пробовать новые, прогрессивные способы развития мышления вашего ребенка, и вы увидите, каких успехов он сможет достичь в своей жизни.
Как научить ребенка считать в уме. Книга Ментальная арифметика
Содержание:
Почти все слышали о курсах ментальной арифметики для детей, но многие даже не пытались выяснить, о чем, собственно, речь — все равно водить ребенка на специальные занятия нет возможности. Однако мнение, что освоить ментальную арифметику можно, только занимаясь очно, недавно пошатнула книга, разработанная для самостоятельных занятий родителей с детьми. Итак, чем же ментальная арифметика может быть полезна для ребенка и с чего начать?
Наверняка вы видели в новостях, как группа детишек с умопомрачительной скоростью складывает и вычитает пятизначные числа. Думаете, все они вундеркинды? Вовсе нет, просто они освоили ментальную арифметику.
Ментальная арифметика — это быстрый устный счет в уме, при котором у человека задействованы одновременно два полушария головного мозга, а не только левое, как при традиционных вычислениях. В более общем понимании эта оригинальная система развития интеллекта формирует умственные и творческие способности ребенка, помогает ему лучше учиться в школе, повышает уверенность в себе.
Зачем развивать оба полушария мозга
Вам, наверное, встречалась такая статистика: только 5% людей достигают значительных успехов в жизни. Остальные 95% лишь мечтают об этом, но их мечты почему-то не сбываются. Возможность добиваться хороших результатов в различных сферах жизни напрямую связана с гармоничным развитием мозга человека — это подтверждают исследования ученых.
К сожалению, у большей части населения земли левое полушарие развито лучше, чем правое. Иными словами, у них хорошо развито логическое мышление. А вот творческое мышление — интуиция, выбор правильных путей и поступков — работает из рук вон плохо.
Форма двух полушарий похожа, но функции у них разные. Левое имеет тесные связи с работой языка, абстрактного и логического мышления. Правое имеет дело с объектом мышления: изображение, формы, творчество и интуиция. В идеале надо одинаково использовать оба полушария, однако современная система образования почти во всех странах уделяет основное внимание развитию левого полушария. И наши дети в школах усердно занимаются точными науками и развивают логическое мышление.
Развитие правого полушария отдано на откуп родителям, и каждый сам для себя решает, сколько времени будет отведено для творчества, фантазирования, мечтаний, креативности и нестандартного мышления.
При чем здесь творчество?
Методика изучения арифметики, получившая название «Ментальная арифметика», — это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью математических вычислений. Умный человек — это думающий человек. Что такое думать? Думать — это направлять свои мысли на конкретные объекты или образы и представлять различные сценарии событий. Это позволяет человеку предугадывать, что произойдет с ним в том или ином случае, и избегать нежелательных ситуаций. Если вы заранее все продумали и уверены, что ваши намерения принесут только выгоду и не скрывают никаких подводных камней, можно смело браться за дело!
Воображение — это способность человека к построению в сознании образов, представлений, идей или объектов и манипуляции ими. Это играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В широком смысле всякий процесс, протекающий в образах, является воображением. Оно является основой наглядно-образного мышления и позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи, не совершая практических действий.
Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать, как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление.
Что нужно для того, чтобы начать осваивать ментальную арифметику?
Чтобы овладеть этой чудо-наукой, не нужны новомодные гаджеты. Вам понадобятся только… счеты. Но не советский предок калькулятора, а специальные китайские счеты, или абакус. Купить его несложно через интернет. С помощью этого нехитрого инструмента можно выполнять основные арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
Костяшки современного абакуса имеют заостренную форму. Для манипуляций используются только два пальца: указательный и большой, но при этом задействуются обе руки (это отлично тренирует мелкую моторику). Дети быстро осваивают ручной счет и затем переходят от реального абакуса к воображаемому.
Занимайтесь с ребенком не более одного часа в день, не нужно переутомлять его. Успех обучения во многом зависит от правильного подхода и настроя.
Как настроить ребенка на обучение?
- Самое главное — любите ребенка и стройте все только на этом.
- Обсудите с ребенком важность обучения арифметике и образования в целом.
- Воспитывайте у ребенка любовь к учебе. От того, как вы отзываетесь об обучении и образовании в целом, зависит и настрой вашего ребенка.
- Дайте понять ребенку, что он всегда может положиться на вас в случае неудачи. Поддерживайте его веру в собственные силы, повышайте самооценку, но подчеркните, что его успех зависит только от него самого.
- Четко ставьте цели перед ребенком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
- Определяйте сроки реализации поставленной цели (когда надо сделать задание, выучить материал).
- Повышайте мотивацию ребенка, поощряя его за достижения, особенно те, которые дались ему с трудом.
- Учите ребенка самостоятельности — он сам должен отвечать за выполнение поставленных задач. Таким образом, у ребенка будет появляться мотивация не только к учебе, но и к самосовершенствованию в течение всей жизни.
- Не сравнивайте результаты обучения ребенка, особенно негативные, с другими ребятами — это может привести к раздражению и нежеланию продолжать.
Как получить максимальный результат от обучения
- Знания фиксируются в памяти не в момент обучения, а при повторении через определенные временные интервалы. Повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти пройденное. При повторении заученного материала прочность и длительность его сохранения многократно возрастают.
- Убедитесь, что ваш ребенок может визуализировать. Попросите его закрыть глаза и представить себе абакус. Пусть он расскажет, как он его видит. Сколько спиц, сколько косточек внизу и вверху. Это упражнение — одно из ключевых в ментальной арифметике. Освоив визуализацию, ребенок в определенный момент отложит абакус в сторону и начнет производить вычисления в уме.
- Всегда применяйте принцип «зеленой ручки». Не концентрируйте внимание ребёнка на ошибках, иначе он запомнит только то, что сделано неправильно. Ребёнок в первую очередь обращает внимание на красные подчеркивания и не воспринимает идеальный и правильный результат. Хотим мы того или нет, но в подсознании остается то, что выделено. Поэтому всегда делаем акцент на правильное — на то, что ребенку удалось сделать хорошо. Тогда он получает совсем другие эмоции, другое восприятие и подсознательно стремится повторить то, что было идеальным! Не приучайте вашего ребенка выделять плохое — это закрепляется в подсознании и остается с ним до старости, становясь самой частой причиной неудовлетворенности в жизни.
ттт вполне быстро считаю, хотя в те времена, когда я училась в техническом вузе и не было калькулятора, я считала в уме быстрее и более сложные вещи.
И помнится в началке у моих детей большое внимание уделяли автоматизации дополнения до десятка. Вот именно так я и суммирую-вычитаю в уме, мысленно сразу дополняю до целого десятка и плюс остающийся хвостик сверху. И умножение/деление тоже в целом похоже. Сразу выделяем ближайшее целое по таблице умножения, а остающийся хвостик так же делим/умножаем, мысленно дополняя до числа, которое делится нацело.
09.07.2019 10:37:00, Наташа РВсего 3 сообщения Прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]