Методике монтессори – Вся правда о Марии Монтессори и ее методе. И как можно организовать правильную развивающую среду дома. | Развитие и воспитание детей

Содержание

Монтессори, Мария — Википедия

Мари́я Монтессо́ри (итал. Maria Tecla Artemisia Montessori; 31 августа 1870 (1870-08-31) — 6 мая 1952) — итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя. Её педагогическая система до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру, действует Международная Монтессори-ассоциация[en].

Семья и рождение[править | править код]

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Кьяравалле, Италия. Её отец, Алессандро Монтессори, был чиновником министерства финансов и работал на местной табачной фабрике. Её мать, Рениль Стоппани, была хорошо образована для того времени и приходилась двоюродной племянницей известному геологу и палеонтологу Антонио Стоппани[en][7][8][9]. Мария была очень близка с матерью и отцом, хотя последний был не согласен с решением дочери получить образование[10].

Образование (1883—1896)[править | править код]

Начальное образование[править | править код]

Отца Марии перевели по службе в 1873 году во Флоренцию, а в 1875 году — в Рим, куда он переехал с семьёй. Мария поступила в государственную начальную школу в Риме в 1876 году. Её ранние школьные годы были «не особенно примечательны»[11], хотя она была награждена в 1-м классе грамотой за хорошее поведение, а в следующем учебном году — «за успехи в домоводстве»[12].

Средняя школа[править | править код]

В 1883[13] или 1884 году[14], в возрасте 13 лет, Мария поступила в среднюю техническую школу Regia Scuola Tecnica Michelangelo Buonarroti, где изучала итальянский язык, арифметику, алгебру, геометрию, бухгалтерский учёт, историю и географию. Окончив школу в 1886 году с хорошими оценками, Мария в том же году продолжила обучение в техническом институте

Regio Istituto Tecnico Leonardo da Vinci, где изучала итальянский язык, математику, историю, географию, начертательную геометрию, физику, химию, ботанику, зоологию и два иностранных языка. За время обучения Мария проявила способности к математике и поначалу намеревалась продолжить обучение инженерии, что было совершенно нехарактерным для девушек в то время. Однако к моменту окончания института (1890 год) она решила изучать медицину, что было ещё менее характерно для итальянского общества конца XIX века[15].

Римский университет — медицинская школа[править | править код]

Мария Монтессори в 1890 году поступила в университет Сапиенца на курс по естественным наукам и, сдав экзамены по ботанике, зоологии, экспериментальной физике, гистологии, анатомии, а также по общей и органической химии, в 1892 году получила диплом, который позволил ей в 1893 году поступить в том же университете в медицинскую школу

[16]. Мария была первой женщиной, поступившей в эту школу, ранее подобной практики не было, и встретила холодное, а порой откровенно враждебное отношение к себе со стороны некоторых однокурсников и профессоров. Поскольку руководство школы сочло неуместным её участие в занятиях по вскрытию трупов вместе с мужчинами-однокурсниками (ввиду того, что трупы использовались в обнажённом виде), Марии приходилось проводить вскрытия в одиночку, в нерабочее время. Это привело к тому, что одежда Марии пропиталась запахом формальдегида, и чтобы заглушить его, Мария была вынуждена прибегнуть к курению табака
[17]
. Несмотря на негативную психологическую атмосферу, Мария успешно осваивала курс и уже на первом году обучения была награждена академической премией, а в 1895 году получила должность ассистента больницы, что позволило ей достаточно рано получить практический клинический опыт. В последние два года обучения она изучала педиатрию и психиатрию и работала в службе скорой помощи и кабинете педиатрического консультирования, став экспертом в детской медицине. В 1896 году Мария окончила университет по специальности «доктор медицины», став одной из первых женщиной в истории Италии, окончивших курс медицины и одной из первых женщин — докторов наук
[18]
. Диссертация Монтессори была опубликована в 1897 году в журнале Policlinico. После университета Мария нашла работу ассистента в университетской клинике, а также начала частную врачебную практику[19].

Начало карьеры и семейная жизнь (1896—1901)[править | править код]

С 1896 по 1901 год Монтессори работала с так называемыми «френастеническими» детьми (в современных терминах — «дети, которые испытывают некоторую форму умственной отсталости, болезни или инвалидности»). Она также проявила себя как общественный деятель — защитник прав женщин и детей с умственными недостатками, и вела активную общественную деятельность как в Италии, так и за её пределами

[20].

В это время у Марии завязался роман с Джузеппе Монтессано, коллегой-врачом по университетской клинике, и 31 марта 1898 года у неё родился сын Марио (1898—1982)[21]. В этой ситуации Мария сочла нецелесообразным официально выходить замуж за Монтессано, и хотела сохранить в тайне отношения с Джузепппе при условии, что никто из них не вступит в брак с кем-либо ещё. Но Монтессано спустя некоторое время женился, после чего Мария решила покинуть университетскую клинику и поместить своего сына в приёмную семью — дальних родственников отца ребёнка. Первые годы своей жизни Марио провёл в деревне, затем Мария забрала мальчика, и он стал хорошим помощником матери в её исследованиях и общественной деятельности

[10][22].

Работа с умственно отсталыми детьми и Ортофренический институт[править | править код]

С 1897 года Мария работала в университетской клинике и по долгу службы посещала детские приюты, где наблюдала детей с психическими расстройствами. Эти наблюдения создали хорошую основу для будущих трудов Монтессори. Изучив работы врачей и педагогов XIX века Эдуара Сегина (англ.)русск. и Жана Итара, Мария прониклась идеями Итара и создала на их основе организованную систему образования детей с ограниченными возможностями. Также в 1897 году Монтессори провела аудит университетских курсов по педагогике и прочитала «все основные работы по теории образования последних двухсот лет»[23]. В 1900 году Национальная лига защиты умственно отсталых детей открыла

Scuola Magistrale Ortofrenica, или Ортофренический институт (англ. «Orthophrenic School»[24]) — медико-педагогический институт для подготовки учителей к обучению детей с умственными недостатками, Монтессори была назначена содиректором института[25]. На первый курс института было зачислено 64 учителя, которые изучали психологию, анатомию и физиологию нервной системы, антропологические измерения, причины и характеристики умственной отсталости, а также специальные методы обучения. В течение двух лет, проведённых в институте, Монтессори разработала методики, которые позже адаптировала для использования с обычными детьми[26].

Институт имел большой успех, его деятельность привлекала внимание чиновников из департаментов образования и здравоохранения, общественных деятелей и учёных из Римского университета[27]. В модельном классе Ортофренического института учились дети из обычных школ, которые считались «необразованными» из-за своих недостатков. Некоторые из этих детей впоследствии сдали экзамены по программе, ориентированной на так называемых «нормальных» детей[28].

Общественная деятельность[править | править код]

Ещё в 1897 году, выступая на Национальном конгрессе врачей в Турине, Монтессори говорила об ответственности общества за преступность среди несовершеннолетних. В 1898 году она написала несколько статей и выступила на первой педагогической конференции в Турине, призвав создать специальные классы и учреждения для детей с умственными недостатками, а также подготовить учителей для таких детей

[29]. В 1899 году Монтессори вошла в совет учреждённой Национальной лиги защиты умственно отсталых детей и была назначена лектором по гигиене и антропологии в одном из двух педагогических колледжей для женщин в Италии[30]. В это время Монтессори ведёт активную пропаганду своих методик — читает курс лекций по специальным методам воспитания в школе подготовки учителей Римского колледжа, совершает 2-недельную поездку с лекциями для широкой аудитории[31].

Дальнейшие исследования (1901—1906)[править | править код]

В 1901 году Монтессори покинула Ортофренический институт и оставила свою частную практику, а в 1902 году она поступила на курс философии в Римском университете (университетский курс философии того времени включал в себя многое из того, что в настоящее время относится к сфере психологии). В университете Мария изучила ряд психологических дисциплин, но не завершила курс обучения. В этот период Монтессори начала задумываться об адаптации своих методов обучения детей с умственными недостатками к системе общего образования

[32]. В течение ряда последующих лет Монтессори развивает направление, которое впоследствии назвала «научной педагогикой». В 1902 году она выступила с докладом на втором национальной педагогической конференции в Неаполе, в 1903 и 1904 годах публикует по две статьи по педагогике. В 1903 и 1904 годах Монтессори проводила антропологические исследования итальянских школьников, а в 1904 году стала преподавателем антропологии в педагогической школе в Римском университете и оставалась на этой должности до 1908 года. Сборник её лекций был издан в 1910 году отдельной книгой под названием «Педагогическая антропология»
[33]
.

Casa dei Bambini и распространение идей Монтессори[править | править код]

Первый Casa dei Bambini[править | править код]

В 1906 году Монтессори пригласили наблюдать за воспитанием группы детей в многоквартирном доме для малообеспеченных семей в римском районе Сан-Лоренцо[en]. Монтессори приняла это приглашение, поскольку была заинтересована в применении своих методик к нормально развивавшимся детям[34]. 6 января 1907 года состоялось открытие учреждения, которое Мария предложила назвать «Casa dei Bambini» («Дом детей»). В «Доме детей» обучалось 50-60 детей в возрасте от двух до трёх и от шести до семи лет

[35].

Классная комната в «Доме детей» была оборудована столом для учителя, доской, плитой, маленькими стульями, креслами и столами для детей, а также шкафом, где хранились учебные материалы, которые Монтессори разработала в Ортофреническом институте. Занятия для детей включали навыки самообслуживания — одевание и раздевание, вытирание пыли и подметание, а также уход за садом. Детям также показывали учебные материалы, разработанные Монтессори[36]. Сама Мария Монтессори не вела занятий с детьми, а наблюдала за ходом занятий, которые вела под её руководством дочь строителя здания[37].

Наблюдения Монтессори легли в основу её метода обучения. Она обратила внимание на эпизоды глубокого внимания и концентрации детей, многократных повторений активности и их чувствительности к порядку в месте пребывания. Благодаря свободному выбору занятий дети больше интересовались практическими занятиями и учебными материалами Монтессори, нежели игрушкам, которые были в их распоряжении, и были удивительно равнодушны к сладостям и другим «наградам». Со временем Монтессори стала замечать у детей спонтанные проявления самодисциплины[38].

Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори реализовала ряд практик, которые стали отличительными чертами её образовательной философии и метода. Так, она заменила тяжёлую мебель на детские столы и стулья, достаточно лёгкие для того, чтобы дети могли их передвигать, и положила детские материалы на низкие, доступные полки. Она расширила спектр практических занятий, таких как уход за собой и наведение чистоты в помещении, а также ввела большой набор упражнений по уходу за окружающей средой и личной гигиене, включая расстановку цветов, мытьё рук, гимнастику, уход за домашними животными и приготовление пищи[39]. Классные комнаты были просторными, студийного типа, заполненные светом и воздухом, и дети на уроках могли перемещаться по комнате, как им удобно. В своей книге[40] Монтессори так описывает типичный день занятий, начинающийся в 09:00 и заканчивающийся в 16:00:

  • 9.00 — 10.00 Приход. Приветствие. Личный осмотр (контроль чистоты). Практические упражнения: помочь друг другу снять и надеть фартуки, осмотреть, чисто ли в комнате. Беседы, где дети рассказывают о событиях предыдущего дня. Религиозные упражнения.
  • 10.00 −11.00 Интеллектуальные упражнения. Занятия с небольшими перерывами на отдых.
  • 11-11: 30. Простая гимнастика: обычные движения, выполняемые грациозно, выработка правильной осанки, ходьба, приветствия, упражнения на внимание, изящное размещение предметов.
  • 11: 30-12.00 Обед, короткая молитва.
  • 12.00 — 13.00 Свободные игры.
  • 13.00 — 14.00. Игры, по возможности, на открытом воздухе. В это время дети старшего возраста выполняют практические упражнения, убирают комнаты, вытирают пыль, приводят материалы в порядок. Личный осмотр (контроль чистоты), беседы.
  • 14.00 — 15.00. Ручная работа. Лепка из глины, дизайн и др.
  • 15.00 — 16.00. Коллективная гимнастика, пение, по возможности на свежем воздухе. Упражнения на реализацию задуманных планов, уход за растениями и животными.

Монтессори чувствовала, что, работая самостоятельно, дети могут достичь новых уровней развития и получить мотивацию для дальнейшего развития. Также она пришла к выводу, что признание всех детей личностями и соответствующее отношение к ним приведёт к более полной реализации потенциала каждого конкретного ребёнка[40]. Она продолжала адаптировать и совершенствовать ранее разработанные материалы, изменяя или удаляя упражнения, которые дети реже выбирали. Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори экспериментировала с предоставлением детям свободного выбора материалов, а также свободы передвижения и деятельности в пределах, заданных помещением. Монтессори стала рассматривать независимость как цель образования, а роль учителя — как наблюдателя и руководителя врождённого психологического развития детей[39].

Распространение Монтессори-образования в Италии[править | править код]

Первый «Casa dei Bambini» имел такой успех, что вскоре — 7 апреля 1907 года — было открыто второе аналогичное учреждение. Дети, обучавшиеся по методикам Монтессори, продолжали проявлять концентрацию, внимание и спонтанную самодисциплину, что привлекло внимание видных педагогов, журналистов и общественных деятелей[41]. Осенью 1907 года Монтессори начала экспериментировать с учебными материалами для письма и чтения — буквами, вырезанными из наждачной бумаги и закреплёнными на досках, подвижными вырезанными буквами и карточками с картинками с этикетками. Четырёх- и пятилетние дети, изучавшие эти учебные материалы, быстро овладели навыками письма и чтения, намного превышающими ожидаемые для их возраста. Это привлекло ещё больше внимание к деятельности Монтессори[42]. Ещё три «Дома детей» по модели Монтессори открылись в 1908 году, а в 1909 году итальянская Швейцария начала заменять в детских домах и детских садах использовавшиеся ранее методики Фрёбеля на методики Монтессори[43].

В 1909 году Монтессори провела первый курс подготовки учителей по своему методу в Читта-ди-Кастелло (провинция Перуджа). В том же году она описала свои наблюдения и методы обучения в книге под названием «Метод научной педагогики применительно к воспитанию детей в Домах детей» (итал. Il Metodo della Pedagogia Scientifica Applicato All’Educazione Infantile Nelle Case Dei Bambini)[44]. В Риме в 1910 году Монтессори провела ещё два учебных курса по своей методике, и ещё один — в Милане в 1911 году. Работы Монтессори стали распространяться по всему миру, и примерно в то же время она оставила свою медицинскую практику, чтобы посвятить больше времени воспитательной работе, развитию её методов и подготовке учителей[45]. В 1919 году Монтессори ушла со своего поста в Римском университете.

Международное признание и распространение Монтессори-образования (1909—1915)[править | править код]

С 1909 года труды Монтессори начали привлекать внимание зарубежных педагогов и чиновников, к концу 1911 года образование по «модели Монтессори» было официально введено в государственных школах Италии и Швейцарии, планы по его внедрению были в Великобритании[46]. К 1912 году «школы Монтессори» открылись в Париже и ряде других западноевропейских городах, имелись планы по открытию таких школ в Аргентине, Австралии, Китае, Индии, Японии, Корее, Мексике, Сирии, США и Новой Зеландии. Методы Монтессори были включены в государственные образовательные программы в Лондоне, Йоханнесбурге, Риме и Стокгольме[47]. В В США и Великобритании были созданы национальные общества Монтессори-образования (Американский Комитет Монтессори и Общество Монтессори для Соединённого Королевства соответственно)[48]. В 1913 году в Риме прошёл первый международный учебный курс по Монтессори-образованию, в 1914 году — второй такой курс[49].

Работы Монтессори в этот период были переведены и опубликованы во многих странах мира. Il Metodo della Pedagogia Scientifica был опубликован в США под названием «Метод Монтессори: научная педагогика в применении к воспитанию детей в Домах детей» и быстро стал стала бестселлером[50]. Переработанное итальянское издание «Il Metodo…» было опубликовано в 1913 году, за ним последовали издания в Великобритании, Швейцарии, России (в том числе на польском языке), в 1914 году — в Германии, Японии, Румынии, в 1915 — в Испании, в 1916 — в Нидерландах, в 1917 — в Дании. «Педагогическая антропология» была опубликована на английском языке в 1913 году[51]. В 1914 году Монтессори опубликовала на английском языке «Собственное руководство доктора Монтессори» — практическое руководство по разработанным ей дидактическим материалам[52].

Монтессори в США[править | править код]

В 1911—1912 годах работы Монтессори приобрели широкую популярность в США, о них много писали в прессе, особенно в иллюстрированном ежемесячнике McClure’s Magazine[en]. Первая «школа Монтессори» в Северной Америке была открыта уже в октябре 1911 года в Тарритауне, штат Нью-Йорк. Вторая школа Монтессори на североамериканском континенте была открыта в доме известного изобретателя Александра Белла, который вместе с женой был приверженцем методов Монтессори[53], а к 1913 году в США было уже более 100 Монтессори-школ[54]. Книга «Метод Монтессори» была переиздана в США шесть раз, и каждый тираж быстро расходился[50]. Первый международный учебный курс по Монтессори-образованию был организован в 1913 году в Риме именно Американским комитетом Монтессори, и 67 из 83 участников были из США[55]. Сама Мария Монтессори побывала в Соединённых Штатах в декабре 1913 года с трёхнедельным лекционным туром, который включал показ фильмов о её европейских классах. Тур прошёл с огромным успехом[56].

Мария Монтессори вновь посетила США в 1915 году при поддержке Национальной ассоциации образования[en], чтобы продемонстрировать свою работу на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в Сан-Франциско, и дать третий международный учебный курс. На выставке была установлена специальная зала со стеклянными стенами, где Монтессори демонстрировала свою методику в классе из 21 ученика, посмотреть на практику Монтессори приходили тысячи людей. Но в ноябре 1915 года у Марии умер отец, и она вернулась в Италию[57].

Несмотря на широкую популярность, у методов Монтессори в США были и влиятельные противники. Так, известный педагог Уильям Херд Килпатрик, последователь философа и реформатора образования Джона Дьюи, написал критическую книгу под названием «Изученный метод Монтессори», которая получила широкое распространение. Национальная ассоциация детских садов США также подвергла методы Монтессори серьёзной критике. Оппоненты Монтессори утверждали, что её метод является устаревшим, чрезмерно жёстким, слишком зависимым от тренировки чувств и оставляет детям слишком мало возможностей для воображения, социального взаимодействия и игры[58]. Кроме того, стремление Марии Монтессори установить жёсткий контроле за использованием своего метода, в том числе за подготовкой учителей, разработкой и использованием учебных материалов и открытием новых школ привело к многочисленным конфликтам. После отъезда Марии в 1915 году, движение Монтессори в США быстро сошло на нет до 1952 года[59].

Развитие Монтессори-образования в 1915—1939[править | править код]

В 1915 году Монтессори вернулась в Европу и поселилась в Барселоне, Испания. В течение следующих 20 лет Монтессори много путешествовала и читала лекции по Европе, проводила многочисленные курсы по подготовке учителей. Монтессори-образование получило сравнительно широкое распространение в Испании, Нидерландах, Великобритании и Италии.

Испания (1915—1936)[править | править код]

Свою деятельность в Барселоне в 1915 году Мария начала с небольшой учебной программы при поддержке правительства Каталонии, которая быстро превратилась в Школу Монтессори (исп. Escola Montessori), где учились дети в возрасте от трёх до десяти лет, и исп. Laboratori i Seminari de Pedagogia — научно-исследовательский b учебный институт. В 1916 году в Барселоне был проведён четвёртый международный курс по Монтессори-педагогике, где рассматривались материалы и методы, разработанные Марией в течение предыдущих пяти лет для обучения грамматике, арифметике и геометрии учеников начальной школы в возрасте от шести до двенадцати лет[60]. В 1917 году Монтессори опубликовала свою работу в журнале L’autoeducazionne nelle Scuole Elementari («Самообразование в начальной школе»), которая была переведена на английский под названием «Продвинутый метод Монтессори» (англ. The Advanced Montessori Method)[61]. С начала 1920-х годов Движение за независимость Каталонии попыталось привлечь Марию на свою сторону и стало требовать, чтобы она выступила с публичным заявлением в поддержку независимости Каталонии. После того как Мария отказалась это сделать, её программы были лишены государственной поддержки[62]. После военного переворота 1923 года правительство закрыло школы Монтессори в Барселоне и сократило поддержку Монтессори в Испании в целом; несмотря на это, Мария продолжала жить и работать в Барселоне в течение следующих двенадцати лет. В 1933 году, во время Второй республики правительство Испании восстановило государственную поддержку Монтессори, что позволило ей в 1934 году издать две книги — «Психогеометрия» и «Психоарифметика»[63]. Однако с началом гражданской войны в 1936 году политическая и военная ситуация вынудили Монтессори покинуть Испанию[64].

Нидерланды (1917—1936)[править | править код]

Нидерланды были одной из стран, активно поддержавших методику Монтессори. В 1917 году Мария читала лекции в Амстердаме, в том же году было основано Нидерландское общество Монтессори[65]. В 1920 году Мария Монтессори вновь прочитала курс лекций по своей методике в Амстердамском университете[66], а к середине 1930-х годов в стране насчитывалось более 200 школ Монтессори[67]. Кроме того, штаб-квартира AMI в 1935 году переехала в Амстердам и находится там до настоящего времени[68]. Марио Монтессори, сын Марии, возглавлял AMI до своей смерти в 1982 году[69].

Великобритания (1919—1936)[править | править код]

В Великобританию методика Монтессори начала проникать в 1912—1914 годах и встречена была неоднозначно[70].Сама Мария Монтессори впервые посетила Великобританию в 1919 году, где провела международный учебный курс, который был встречен с большим интересом. Впоследствии, несмотря на скептицизм и сопротивление со стороны части британского образовательного сообщества, Мария Монтессори ежегодно проводила В Великобритании учебные курсы вплоть до начала Второй мировой войны[71].

Италия (1922—1934)[править | править код]

В 1922 году правительство Италии пригласило Марию Монтессори прочитать курс лекций, а также ознакомиться с работой итальянских «школ Монтессори». В том же году в Италии к власти пришло фашистское правительство Муссолини, которое поначалу благосклонно относилось к методике Монтессори. В 1923 году министр образования Италии и теоретик итальянского фашизма Джованни Джентиле выразил официальную поддержку «школам Монтессори» и подготовке учителей по этой методике[72], а в 1924 году Муссолини лично принял Марию Монтессори и обещал ей официальную поддержку Монтессори-образования в рамках национальной программы[73]. Группа самых первых последователей метода Монтессори в Италии — «Общество друзей метода Монтессори» (итал. Societa gli Amici del Metodo Montessori), была реорганизована в «Общество Монтессори» (итал. Opera Montessori) с уставом, утверждённым правительством, а почётным президентом Общества в 1926 году стал сам Муссолини[74]. В 1927 году Муссолини основал педагогический колледж Монтессори, а правительство Италии до 1929 года поддерживало широкий круг «школ Монтессори»[75]. Однако, с 1930 года, после лекций Марии Монтессори о мире и образовании у неё начался конфликт с правительством Муссолини по идеологическим вопросам[76]. Это привело к тому, что с 1932 году за Марией и её сыном спецслужбы Муссолини установили слежку[77]. В 1933 году Мария ушла в отставку со всех постов в Обществе Монтессори, а в 1934 году покинула Италию. Правительство Муссолини закрыло в стране «школы Монтессори» в 1936 году[78].

Другие страны[править | править код]

В период с 1913 по 1936 годы Монтессори-школы и Монтессори-общества были созданы во Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, России, Сербии, Канаде, Индии, Китае, Японии, Индонезии, Австралии и Новой Зеландии[79].

Международная Монтессори-ассоциация[править | править код]

В 1929 году в Эльсиноре, Дания, состоялся первый Международный Монтессори-конгресс в связи с пятой конференцией Нового образовательного сообщества. На этом мероприятии Монтессори и её сын Марио основали Международную Монтессори-ассоциация (англ. Association Montessori Internationale, AMI), чтобы «контролировать деятельность школ и обществ по всему миру и контролировать подготовку учителей»[80]. AMI также контролировала авторские права на публикации Марии Монтессори и выпуск одобренных ей дидактических материалов. Первыми спонсорами AMI были Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже и Рабиндранат Тагор[81].

В связи с ростом военной угрозы в Европе Мария Монтессори в своей деятельности уделяла большое внимание борьбе за мир. В 1932 году Монтессори выступила с докладом о мире и образовании на втором Международном Монтессори-конгрессе в Ницце; эта лекция была опубликована Международным бюро образования в Женеве. В 1932 году Монтессори выступила в Международном клубе мира в Женеве на тему «Мир и образование»[82]. С 1932 по 1939 годы Мария Монтессори проводила конференции в защиту мира в Женеве, Брюсселе, Копенгагене и Утрехте, её выступления впоследствии были опубликованы на итальянском языке под названием Educazione e Pace, а также на английском языке[83].

Ларен, Нидерланды (1936—1939)[править | править код]

В 1936 году Мария Монтессори и её семья покинули Барселону и переехали сначала в Великобританию, а затем в Нидерланды, в город Ларен, недалеко от Амстердама. Мария вместе с сыном продолжали разрабатывать новые учебные материалы, в том числе для изучения грамматических символов, ботанической номенклатуры и других[84]. В 1937 году был проведён VI Международный Монтессори-конгресс на тему «Образование для мира», где Мария Монтессори призвала к «науке о мире» и рассказала о значении образования для ребёнка как ключа к реформированию общества[85]. В 1938 году Монтессори была приглашена в Индию Теософским обществом для проведения курса обучения своим методикам, и в 1939 году покинула Нидерланды вместе с сыном[86].

Монтессори в Индии (1939—1946)[править | править код]

В Индии Мария Монтессори читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале (англ. Kodaikanal), которая работала во время Второй мировой войны. Совместно с сыном они продолжали развивать свой метод обучения. Термин «космическое образование» был введён для описания подхода к детям в возрасте от шести до двенадцати лет, который подчёркивал взаимозависимость всех элементов мира природы. Дети работали непосредственно с растениями и животными в их естественной среде, и Монтессори разработала уроки, иллюстрации, диаграммы и модели для детей младшего возраста. Был разработан учебный материал для изучения ботаники, зоологии и географии. Между 1942 и 1944 годами эти материалы были включены в расширенный курс по работе с детьми в возрасте от шести до двенадцати лет, а впоследствии изданы в виде двух книг: «Образование для нового мира» и «Воспитание человеческого потенциала»[87].

Находясь в Индии, Монтессори наблюдала за детьми и подростками всех возрастов и занималась исследованиями детей в младенчестве. В 1944 году она прочитала серию из тридцати лекций о первых трёх годах жизни человека, эти лекции были собраны в 1949 году в книге «Что вам следует знать о своём ребёнке»[88].

В 1944 году Мария Монтессори посетила Шри-Ланку, а в 1945 году приняла участие в первой Всеиндийской Монтессори-конференции в Джайпуре. В 1946 году, после окончания войны, Монтессори с семьёй вернулась в Европу[89].

Последние годы (1946—1952)[править | править код]

В 1946 году, в возрасте 76 лет, Мария вернулась в Амстердам, и следующие шесть лет она провела в Европе, периодически навещая Индию. В 1946 году она провела учебный курс в Лондоне, а в 1947 году открыла там учебный институт — центр Монтессори. Через несколько лет этот центр стал независимым от Монтессори и продолжил свою деятельность как Учебный центр Святого Николая[en]. В 1947 году Мария посетила Италию, чтобы восстановить Общество Монтессори, и провела там два учебных курса. В том же 1947 году она посетила Индию и прочитала курсы в Адьяре и Ахмадабаде. Эти курсы были обобщены в книге «Абсорбирующий разум», в которой Монтессори описала развитие ребёнка с рождения и представил концепцию «четырёх планов развития». В 1948 году она вновь переработала свой труд «Il Metodo» и опубликовала на английском языке под названием «Открытие ребёнка». В 1949 году Монтессори провела курс обучения в Пакистане, где была основана Монтессори-ассоциация Пакистана[90]. В 1949 году Монтессори приняла участие в VIII Международном конгрессе Монтессори в Сан-Ремо, где был продемонстрирован модельный класс. В том же году был создан первый учебный курс для детей от рождения до трёх лет, получивший название Scuola Assistenti all’infanzia[91].

Мария Монтессори была награждена орденом Почётного легиона Франции, стала офицером Ордена Оранских-Нассау, в 1950 году ей была присвоена степень почётного доктора Амстердамского университета[92]. В 1950 году она представляла Италию на конференции ЮНЕСКО во Флоренции, представила на 29-м международном учебном курсе в Перудже, провела национальный курс в Риме, опубликовала пятое издание Il Metodo с новым названием La Scoperta del Bambino («Открытие ребёнка»), в 1951 году участвовала в IX Международном конгрессе Монтессори в Лондоне и провела учебный курс в Инсбруке. За активную борьбу за мир Мария Монтессори трижды — в 1949, 1950 и в 1951 годах номинировалась на Нобелевскую премию мира[93].

Мария Монтессори скончалась от кровоизлияния в мозг 6 мая 1952 года в возрасте 81 года в Нордвейке-ан-Зе, Нидерланды[94].

Одним из многих достижений Монтессори был метод обучения детей младшего возраста, получивший всемирное признание как «метод Монтессори», подробно описанный в одноимённой книге. Этот метод делает акцент на развитие собственной инициативы и естественных способностей ребёнка, главным образом путём практических игр. Метод Монтессори позволяет детям развиваться в своём собственном темпе и даёт учителям новое понимание развития ребёнка. Педагоги, следовавшие методу Монтессори, создавали особые условия для удовлетворения потребностей учащихся в трёх возрастных группах: 2-2,5 года, 2,5-6 лет и 6-12 лет. Дети обучаются через действия, которые включают исследования, манипуляции, упорядочение, повторение, абстракцию и общение. В первых двух возрастных группах учителя поощряют детей открыто выражать свои эмоции во время исследований и манипулирования различными предметами. В старшей возрастной группе дети осваивают абстрактные понятия, основываясь на только что сформированной силе мышления, воображения и творческих способностях[95].

По оценке американской исследовательницы жизни и деятельности Монтессори Р. Крамер, «основные работы, опубликованные до 1920 года („ Метод Монтессори“, „Педагогическая антропология“, „Усовершенствованный метод Монтессори — самостоятельная деятельность в образовании“ и „Элементарный материал Монтессори“), были написаны Марией на итальянском языке и переведены под руководством автора»[96].

Русский философ и педагог С. И. Гессен, анализируя метод Монтессори, критиковал его за механистичность, пренебрежение игрой и воображением, детским творческим началом, тогда как основатель детской педагогики Ф. Фрёбель ориентировался на рост личности ребёнка, требующий все усложняющегося и разностороннего материала, который «обращался бы к его душе, как к целому». Гессен делает вывод о том, что «изолированность отдельных чувств, характеризующая систему Монтессори, по необходимости должна продолжаться и внутри детского общества, в отношениях детей друг к другу». Отвергая всякие наказания, Монтессори всё же признаётся в том, что методы принуждения применять приходится — например, изолируя шалунов в углу, вдали от детской компании.

«Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? — вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит в нём физиология и психология! Поэтому она вполне последовательно включает в свою систему воспитания и воспитание, например, вкуса и обоняния, не задавая себе даже вопроса: для чего необходимо развитие этих чувств, какую цель может оно преследовать… Всесторонне развитой человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности. В этом отношении Фрёбель гораздо глубже понимал задачу образования ребёнка».

«Основы педагогики»[97]
Банкнота Италии, посвящённая Марии Монтессори Марка Индии к 100-летию Марии Монтессори
  • Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке: американца Джона Дьюи, немца Георга Кершенштейнера, итальянки Марии Монтессори и советского педагога Антона Макаренко[98].
  • В её честь назван кратер Монтессори на Венере.
  • Изображение школ Марии Монтессори и её самой размещены на монетах и банкнотах Италии, а также на марках Нидерландов, Индии, Италии, Мальдивских Островов, Пакистана и Шри-Ланки. Итальянская юбилейная монета в честь Марии Монтессори достоинством 200 лир 1980 года выпуска была отчеканена тиражом 48,5 млн штук.

На русском языке[править | править код]

  • Монтессори М. Мой метод. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — ISBN 5-271-12674-0, 5-17-029515-4.
  • Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. — М.: Карапуз-дидактика, 2007. — ISBN 978-5-8403-0100-5.
  • Монтессори М. Дети-другие. — М.: Карапуз, 2012. — ISBN 978-5-9715-0448-1.
  • Монтессори М. Дом ребёнка. М

Статья: Методика Монтессори: за и против!

Многие родители хотят, чтобы ребенок всесторонне развивался буквально с рождения. Для этого они используют самые разные воспитательные методики. Однако не все системы проверены временем, поэтому их все еще с осторожностью внедряют в детских садах и школах. Но есть исключение – методика Марии Монтессори. Эта женщина разработала собственную авторскую систему для раннего развития детей – настолько эффективную, что сейчас ее широко применяют в Европе, США, Азии. А в 1988 году ЮНЕСКО внесло имя Марии Монтессори в список педагогов, определивших развитие мирового образования в двадцатом веке.
 

Возможно, этот метод подойдет и для вашего малыша. В чем же суть системы? Как ее изучить? Какая литература для этого нужна? Все ответы ищите в нашей статье.

 

Пять фактов из биографии великого итальянского педагога

В 1896 году Мария получила диплом врача и стала работать с детьми, у которых диагностировали нейропсихологические нарушения. Тогда будущая автор методики установила: проблема таких малышей не столько медицинская, сколько образовательная. Она разработала собственную систему воспитания, используя наработки французских врачей Эдуарда Сегена и Жана-Поля Гаспара Итара. Вскоре выяснилось, что воспитанники Монтессори лучше читают, считают и пишут, чем другие малыши.
 

Поняв, насколько неэффективно построено детское образование в Италии, Мария корректирует обучающую методику. В 1907 году педагог открывает школу для обычных детей – «Дом ребенка». Она совершенствует свою воспитательную систему и пишет научные труды. Самые известные работы Марии Монтессори – «Дети – другие. Взрослый как обвиняемый» и «Дети – другие. Саморазвитие. Части вторая и третья». В этих книгах автор раскрывает главную мысль: ребенок сам формирует свою личность. И главное предназначение взрослых заключается в том, чтобы только помочь крохе действовать в правильном направлении.
 

В 1929 году создается Международная Ассоциация Монтессори (The Association Montessori Internationale). В нее входят педагоги из разных стран, взявшие методику на вооружение и внедрившие ее в школах и детских центрах. Подробно о принципах воспитательной системы с точки зрения современников ее автора написал Э. М. Стэндинг в книге «Революция Монтессори в образовании», впервые опубликованной в 1962 году.

 

В 1949, 1950 и 1951 году Мария Монтессори номинируется на Нобелевскую премию мира. И только в 1998 году методику внедряют в отдельных частных детсадах России.

 

Главные принципы воспитания

Мария Монтессори провозглашает идею самовоспитания ребенка. Родители и педагоги должны лишь определить сферы интересов малыша и создать подходящие условия для развития его интеллекта.

В остальном же детям предоставляется полная свобода – они сами исследуют дидактические материалы, стараясь понять назначение и принцип работы предметов.

 

Обучаясь по методике Монтессори, ребенок сам «решает»:

  • с какой скоростью ему лучше удается усваивать знания;
  • какая продолжительность занятий более всего ему подходит;
  • какие материалы наиболее интересны для изучения.

 

Задачи родителей и воспитателей:

  • поощрять самостоятельность ребенка;
  • не критиковать малыша и признавать за ним право на ошибки;
  • организовать развивающую среду для обучения;
  • помогать ребенку строго при необходимости.
     

То есть главная роль взрослых – быть не наставниками, а помощниками.

Подробнее об особенностях системы воспитания можно прочесть в сборнике статей Марии Монтессори и ее учеников и последователей – «Помоги мне это сделать самому».

 

Как проходят занятия

Мария Монтессори определила ряд правил, которые рекомендуется соблюдать при обучении малышей. Итак, перечислим основные:

  • В группах занимаются дети разного возраста: старшие помогают младшим, а те им подражают.
  • Дети соблюдают разумную тишину, не мешая друг другу. Физическая активность допускается в отдельных комнатах, не в классе.
  • Все обучающие принадлежности после занятий дети складывают и убирают самостоятельно.
  • Каждый ребенок сам решает, какие обучающие материалы он будет исследовать.
  • То, что малыш в силах сделать сам, он выполняет без помощи взрослых.
  • Обучающие занятия проходят в помещении, которое разделено на пять зон (о них – ниже).

 

Подробнее о зонах Монтессори-среды

Зонирование комнаты для занятий помогает педагогу организовать несколько разных рабочих областей, а детям – лучше ориентировать в учебных пособиях.

В авторской методике описываются следующие зоны:
 

  • Сенсорная. Нужна малышу для развития моторики, тактильных ощущений, координации движений, концентрации внимания. Дидактические пособия в этой зоне различаются весом, цветом, размером, формой, фактурой. Это могут быть, например, кубики и другие геометрические объемные фигуры, песок, камни и прочите природные материалы и так далее. Важное замечание: пособия должны воздействовать на один орган чувств, то есть быть или цветными, или фактурными, или разными по весу.

Примеры подходящих материалов для организации сенсорной зоны в домашних условиях можно посмотреть в книге Натальи Бобровой «Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие».
 

  • Языковая. Ребенок учит буквы и слоги, пробует читать и писать, расширяет словарный запас. Эта зона особенно рекомендуется для детей, которые пока не говорят полными предложениями и нуждаются в помощи логопеда.

Специальные упражнения, помогающие малышу накопить словарный запас, есть в книге «Монтессори у вас дома. Развитие речи».
 

  • Математическая. Необходима ребенку для освоения базовых арифметических правил, знакомства с математическими символами и геометрическими фигурами. Решая несложные задачки и примеры, малыш не только готовится к школе, но и становится более усидчивым, начинает мыслить абстрактно.

Заниматься математикой можно и нужно уже с трехлетним ребенком. Подробные рекомендации указаны в книге «Монтессори у вас дома. Математика». Через два месяца регулярных занятий из этой книги малыш сможет считать, вычитать и складывать.
 

  • Практическая или реальной жизни. Учит малыша простым бытовым навыкам: застегивать пуговицы, подметать пол, стирать, мыть овощи и фрукты, поливать цветы… Также ребенок осваивает базовые навыки коммуникации со взрослыми и сверстниками, запоминая правила поведения в социуме.

Организовать такую зону можно дома. Подробный список упражнений, правил и необходимых дидактических материалов приведен в книге «Монтессори у вас дома. Практическое обучение».
 

  • Космическая или естественнонаучного воспитания. Знакомит ребенка с окружающим миром. Основная задача этой зоны – дать малышу базовые знания из разных наук: географии, ботаники, зоологии, истории, культурологии.

Чтобы помочь ребенку сформировать целостное представление об окружающем мире, создайте космическую зону дома, подготовив обучающие материалы, которые рекомендованы в книге «Монтессори у вас дома. Узнаем окружающий мир».
 

Стремясь обеспечить детям всестороннее развитие, отдельные педагоги увеличивают количество зон, организуя пространства для изучения иностранных языков и занятий спортом, танцами, музыкой.

 

Преимущества и недоработки методики

У системы воспитания Монтессори есть безусловные плюсы:
 

  • ребенок развивается практически без вмешательства со стороны взрослых, что учит его самостоятельности и ответственности;
  • учитываются интересы и особенностей характера малыша;
  • крохе в разумных пределах предоставляется свобода действий;
  • обучаясь с детьми разного возраста, ребенок быстрее адаптируется к жизни в социуме;
  • малыш быстрее сверстников осваивает базовые навыки самообслуживания: умеет одеваться и обуваться, мыть за собой посуду, готовить простые блюда.
     

Но у методики есть и некоторые недоработки:

  • не уделяется внимание развитию творческих способностей;
  • нет сюжетно-ролевых игр;
  • после посещения Монтессори-классов детям сложнее учиться в обычной школе, потому что они привыкают усваивать новые знания без учителя.
     

Именно из-за этих особенностей в современных развивающих центрах не применяют классическую методику Монтессори. Педагоги берут лучшее из разных систем и создают собственные методики воспитания. Помогает им в этом специальная литература. К примеру, «Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие».

И совет напоследок. Давайте ребенку возможность постоянно развиваться и узнавать что-то новое, но не ставьте перед собой задачу непременно взрастить гения. Ведь главное, чтобы ваш малыш рос счастливым!

описание, суть, достоинства и недостатки

Сегодня растет популярность различных развивающих центров, где с детьми занимаются педагоги, формируя разносторонне развитую личность. И родители стараются по мере сил и возможностей водить ребенка на такие занятия. Кто-то ограничивается последним годом перед школой, другие начинают посещать группы начиная с 1 года. И одной из самых популярных на сегодняшний день является методика Монтессори для детей. Сегодня о ней и пойдет речь.

Раннее развитие

Этот термин сегодня становится все популярней, при этом мало кто до конца понимает, что за ним стоит. Большинство молодых родителей уяснили, что для ребенка очень важно и нужно ходить в развивающие центры, причем чем раньше это начать, тем лучше. И постоянно на слуху развитие детей по методике Монтессори. Соответственно, выбор центра тоже будет очевиден.

Конечно, есть и противоположное мнение. Одни из оппонентов заявляют, что до 3 лет все, что нужно малышу, — это его мама. Сложно не признать их правоту. Другие и вовсе говорят, что разрабатывалась методика Монтессори для детей с отклонениями в развитии, а потому совершенно не подходит для обычных. И в том и в другом случае есть доля правды. Вовсе не обязательно каждому родителю водить своего малыша в Монтессори-кабинет, он и без этого может гармонично развиваться. Но часть техники и инструментов можно перенять и для домашнего использования.

История методики

Чтобы хорошо понимать, о чем идет речь, давайте пойдем от самых истоков. Мария Монтессори — это известный педагог. Она была дипломированным врачом-женщиной. Это и позволило ей с успехом работать с особенными детками.

Достижения психологов, педагогов и врачей тех лет были не слишком впечатляющими. Детей с отставанием в развитии просто изолировали от остальных, отдавая в специальные интернаты. Мария, поработав педагогом, изобрела собственную методику для детей. Монтессори хорошо понимала важность работы со всеми органами чувств, что и легло в основу ее метода. Результаты были просто ошеломляющими. Воспитанники не просто догнали своих здоровых сверстников, они сдавали экзамены вместе с обычными выпускниками начальной школы и во многом опережали их. И тогда системой всерьез заинтересовались в научных кругах. Но автору методики не давала покоя мысль о том, что можно заниматься и с обычными детьми, развивая их еще больше. Через несколько лет она начала работать со здоровыми ребятами. Это тоже стало вкладом в педагогическую практику.

методика монтессори для детей 1 года

Суть и принципы

Занятия с детьми по методике Монтессори должно проходит максимально естественно. Не нужно насильно пытаться вложить в малыша знания. Он впитает в себя то, что ему под силу сегодня. А до чего еще не дорос — освоит завтра. Ваша задача — обеспечить благоприятные условия. А значит, создать безопасную среду, насыщенную различными предметами-стимулами, которыми ребенок может беспрепятственно пользоваться.

То есть педагог должен хорошо понимать, что ребенок — это целостная личность, которая способна к саморазвитию. Основная сложность здесь заключается в том, что развитие у него протекает не так, как у взрослого. А поскольку мы уже забываем себя в детстве, то порой не может понять и правильно оценить его потребности. Задача педагога — не давать готовые решения, и это самое сложное из того, что нужно сделать. Для этого и был разработан специальный материал. Он позволяет ребенку самому изучить материал урока, а также найти ошибки и исправить их. Это одновременно повышает и ответственность, и самостоятельность.

Окружающая среда

Занятия с детьми по методике Монтессори проводятся в специально оборудованном пространстве. Его так и называют — комната Монтессори. Классически она разделяется на 5 зон, каждая из которых ответственна за формирования определенных навыков. При этом нет четкой схемы, чем и когда должен заниматься ребенок. Конечно, даже если дать годовалому ребенку пять алфавитов, он еще не в состоянии самостоятельно научиться читать. Но никто не помешает ему посетить эту зону, потрогать шершавые буквы.

Итак, автор методики выделяет 5 зон:

  • Зона практической жизни. Здесь ребенок получает бесценные навыки самообслуживания. В зависимости от особенностей центра она может быть оборудована кухней, на которой ребята пекут печенье и варят суп. Они сами накрывают на стол и убирают посуду. Здесь есть таз, чтобы постирать платочки, и веревка, на которой развешивают их на просушку. Обязательно приготовлен набор из щетки и совочка.
  • Зона сенсорного развития. Это наши слух и зрение, осязание и обоняние. Здесь располагаются игрушки-стимулы, которые способствуют развитию органов чувств.
  • Зона языковая.
  • Зона космическая.
  • Раздел естественных и точных наук.

Все пособия выполняются из натуральных материалов. Чаще всего это дерево и глина.

занятие с детьми по методике монтессори

Сенситивные периоды

Методика развития детей Монтессори построена на принципах естественного развития. Как уже говорилось выше, ребенок приобретает те навыки, для которых подготовлена база. Еще Л. С. Выготский в своих трудах говорил о том, что существует зона актуального развития и сенситивный период для определенных навыков. То есть именно сейчас ребенок максимально готов освоить тот или иной урок.

Самая важная работа по развитию личности приходится на возраст от рождения и до школы. При этом многие родители считают, что не нужно ничего специально делать. Все выросли, и их малыш вырастет. Кто-то искренне считает, что этим должны заниматься в саду и школе. Но не стоит забывать, что это только ваш ребенок, и больше никому не интересно, станет ли он успешным в этой жизни. Конечно, все родители сильно заняты на работе. Но вам и не потребуется много времени. Можно заниматься каждый день по 10-15 минут, и этого будет более чем достаточно.

Эти сроки не являются окончательными, они усредненные. У некоторых детей это может произойти чуть раньше или позже. Это не говорит о гениальности или, наоборот, об отставании в развитии. Это просто особенности конкретного ребенка, не больше и не меньше.

Как развитие происходит на практике

Методика раннего развития ребенка по Монтессори — это следование за ним, активная помощь и поддержка. Но ведущим является сам малыш. Смотрите сами. У ребенка начинается активное сенсорное развитие. Именно для этого в комнате и нужны различные пособия. Заинтересовался мелкими предметами? Отлично, это необходимо для созревания участков коры головного мозга, которые отвечают за моторику и речь. Пусть пересыпает гречку и рис, переливает воду, рисует пальчиками по песку и складывает бусинки.

методика монтессори для детей 1 3

Появление в России

Воспитание ребенка по методике Монтессори начали практиковать и в других странах. Ими восхищались, ведь дети, которые были воспитаны по данной системе, отличались самостоятельностью и ответственностью. Они умели принимать решения, что является важным навыком для любого ребенка.

Обучение детей по методике Монтессори также и критиковали. Как и у всех остальных методик, у нее есть свои недостатки. Основные претензии педагогов, которые начали использовать ее на практике, — это недооценка ролевых игр в развитии малышей и недостаток эстетического развития. Противники также считают, что если ребенку дать возможность самому выбирать, что ему интересно, а что нет, то в школе у него могут возникнуть большие проблемы. Ведь программа едина для всех, и никто ее не будет корректировать.

В России, а точнее, в СССР, данная методика появилась в 1913 году. Она не стала ведущей, то есть не была принята на вооружение системы образования. Хотя некоторые элементы были освоены и успешно внедрены. При оформлении игрового зала его тоже разбивают на зоны, каждая из которых содержит определенные игрушки и стимульный материал. Новая волна интереса к методике возникла уже в 90-х годах и с тех пор не спадает.

Три кита — три составляющие успеха

Методика развития детей Монтессори строится на трех важнейших составляющих:

  • Сенситивность. До 6 лет ребенок проходит важнейшие этапы в своем развитии. И очень важно, чтобы он на каждой из этих стадий получил необходимые навыки. Это настолько серьезно сказывается на дальнейшей жизни, что упускать время является настоящим преступлением против крохи. И чаще всего второй возможности уже не будет. Поэтому педагоги и психологи твердят, что после 5-6 лет личность уже сформирована, и ее дальнейший успех или неуспех предопределен.
  • Чтобы развитие было правильным, важна окружающая среда. Это вторая составляющая данного метода. Все вокруг должно соответствовать физическим возможностям ребенка на каждом этапе его развития. Только в подготовленной среде малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым.
  • Третье звено — это педагог. Важная особенность метода заключается в том, что педагог ведет малыша к знанию, а потом устраняется и наблюдает. Главное правило — «помоги мне это сделать самому».

Важнейшие заповеди для педагога

Методика развития детей раннего возраста Монтессори — это огромная работа для взрослых, которые постоянно находятся рядом с малышом. Просто привести его раз в неделю на занятие будет недостаточно, нужно придерживаться принципов каждый день. Это и есть путь к успеху. И первое, что нужно запомнить: детей учит то, что их окружает.

  1. Если малыша критикуют — он начинает осуждать весь мир.
  2. Хвалите ребенка за его достижения, за то, что сейчас он сделал хорошо. Так он учится оценивать.
  3. Враждебности в отношениях с малышом не должно быть, это учит его драться.
  4. Если родители честны с ребенком, он растет справедливым.
  5. Высмеивая кроху, вы учите его быть робким.
  6. Живя с ощущением безопасности, малыш учится доверять.
  7. Нельзя стыдить ребенка даже за серьезные провинности. В противном случае он будет расти с чувством вины.
  8. Одобряйте его действия, и он будет хорошо к себе относиться.
  9. Будьте снисходительны — это научит его быть терпеливым.
  10. Подбадривайте малыша каждый день, по любому поводу. Это придаст ему уверенность в себе.
  11. Ребенок должен расти в атмосфере дружбы и любви и чувствовать себя нужным.

Создаем условия дома

Усвоив суть методики Монтессори для детей, вы можете сделать выбор, насколько она подходит именно вам. И конечно, каждый родитель задумается, сколько стоит минимальный набор развивающих материалов. На самом деле можно обойтись и тем, что есть у вас дома.

Крохе окружающий его мир кажется огромным. Он словно попал в страну великанов, где для него не приспособлены ни столы, ни стулья, ни кровати. Любой будет чувствовать себя беспомощным. И ваша задача — упростить его знакомство с миром. Для этого необходимо оборудовать несколько зон (это могут сделать и мама с папой):

  • Приучаемся к самостоятельности. Для этого должна быть зона повседневной жизни. Здесь должно быть все необходимое, то есть умывальник и полотенце, зубная паста и щетка, таз для стирки и вешалка для вещей.
  • Зона языкового развития. Здесь могут быть собраны яркие книги, кубики с буквами, а также цифры, вырезанные из плотного картона.
  • Зона творчества. Здесь ребенка будут ждать краски и пластилин, музыкальные инструменты, карандаши и бумага.
  • Зона естествознания. Сюда нужно поместить все, что расскажет малышу об окружающем мире. То есть фигуры, картинки, изображающие животных и растений.
  • Зона сенсорного развития. Разные по форме, цвету и текстуре предметы. То есть кубики и цилиндры, вата и железо, различные ткани.
  • Зона активности. То есть любой спортивный уголок для детей.

Методика Марии Монтессори может применяться не только в специализированных центрах. Даже в обычной небольшой квартире можно с успехом разложить игрушки в определенном порядке и тем самым выделить игровые зоны.

развитие детей 9 месяцев по методике монтессори

Один день по Монтессори

Вы считаете, что это еще одна оторванная от жизни методика? Нет, это и есть сама жизнь. Обучение детей по методике Монтессори происходит каждый день, непосредственно при решении ежедневных задач. Вспомните, как часто мы говорим ребенку, что он еще маленький, и не позволяем ему делать то, что он так хочет попробовать. А ведь задача любого родителя состоит в том, чтобы научить ребенка справляться с поставленными задачами самостоятельно.

Вот как, например, можно организовать день:

  • Утром все просыпаются, а значит, пора переодеваться. Конечно, взрослому это сделать несложно, он откроет большой шкаф и достанет вещи. А для ребенка нужно сложить комплект на стульчик или специальную полочку.
  • Утренние процедуры. У ребенка в ванной комнате должен стоять горшок и висеть низкая полочка с зубной пастой и щеткой, с мылом и зеркальцем.
  • Готовить завтрак тоже лучше всего всей семьей. Кроха может насыпать крупу в кастрюлю, заливать ее молоком. И конечно, он должен потом убрать свое место после завтрака.
  • После еды можно и поиграть. Дайте ему возможность самому выбрать, в какой из зон сегодня лежит сфера его интересов. Но одним из самых важных принципов остается «поиграл — убери за собой». Очень важно, чтобы в игре дети овладевали житейскими навыками. Лепите из пластилина овощи и фрукты, пусть малыш учится резать их пластиковым ножиком.
  • Приближается обед — зовем ребенка с собой на кухню. Пусть достанет овощи из холодильника и поможет их помыть. Можно поручить протереть тарелки или выполнить еще какие-нибудь поручения.
  • Собираемся на прогулку. Не забывайте о том, что ребенок должен иметь возможность сам снять с вешалки свои вещи. А после возвращения домой обязательно нужно развешать их на свои места.
  • Игры после прогулки — важный момент. Ведь полученный опыт выражается в игре.
  • Отход ко сну. Заблаговременно объявите об этом ребенку. Ему нужно убрать за собой игрушки, разложить все на свои места, расстелить постель.
  • На ночь оставьте гореть небольшой светильник. Это позволит ребенку без страха вставать в туалет, когда это будет нужно.

Как видите, нет ничего сложного. В детских центрах методика Монтессори детям подается в привлекательной форме, «блестящей упаковке». Но для ее реализации вовсе не нужны сотни специальных игрушек. Требуется лишь ваше желание помочь ребенку освоить все необходимые навыки самостоятельно.

С рождения до года

Обычно в развивающие центры приглашаются дети от года, а где-то и от двух лет. Неужели до этого возраста малыши не нуждаются в развитии? Или методика Монтессори для детей до 1 года не работает? Нет, она универсальна и использовать ее можно начиная с рождения. Принципы должен усвоить каждый родитель. Это залог того, что у ребенка будут все шансы вырасти счастливым.

Дети обладают «впитывающим разумом». Ум растущего крохи — словно губка. Он поглощает все, что его окружает, и делает это с огромной жадностью. Значит, ему требуется давать пищу. А что происходит чаще всего? Если ребенок не кричит, его укладывают в кроватку, где он лежит и наблюдает белый потолок. То есть методика Монтессори для детей 1 года в первую очередь предполагает обеспечение крохи необходимыми стимулами: цветовыми, звуковыми, образными.

Таким образом, жизнь дает малышу возможность стать таким, как окружающие его взрослые. Он не знает грамматических особенностей языка, но очень скоро станет способен не только понимать речь, но и говорить. Это касается и других сфер жизни. Данная методика естественно вписывается в обычную жизнь, делая ее более разнообразной и красочной, насыщенной возможностями для развития навыков.

методика монтессори для детей от года

Советы психологов и педагогов

Если с детьми постарше можно придумать варианты для игр и построения обучающего процесса, то с крохами до года на первый взгляд все обстоит сложнее. На самом деле развитие детей в 9 месяцев по методике Монтессори мало чем отличается от аналогичного процесса в более старшем возрасте. Просто нужно подбирать формы деятельности, которые сейчас доступны вашему ребенку.

Движение на этом этапе развития и является самым важным аспектом. Нам кажется, что кроха еще ничего не умеет. Мы укутываем его в одеяло, надеваем тесную одежду и кладем в маленькую кроватку. То есть возможностей для спонтанных движений довольно мало. Давайте посмотрим, что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию:

  • Низкая кровать или просто матрас на полу. Это позволяет самостоятельно сползать с него после сна и исследовать мир без привязки ко взрослым.
  • Игровое пространство также обустраивают на полу. Для этого можно постелить коврик, с одного края которого установить зеркало, а по периметру разложить игрушки. Он будет приподниматься и рассматривать отражение. А скоро поймет, что это и есть он сам. Не мешайте ему, пусть он сам выбирает объекты для изучения.
  • Повесьте мобили для стимулирования движения. Вовсе не обязательно покупать дорогие. Достаточно самостоятельно сделать из ткани стрекозу или птичку, а затем прикрепить ее на прочный шнур. Подвесные погремушки, которые можно хватать или толкать, тоже очень радуют детей.
  • По периметру ковра нужно разложить яркие и интересные предметы, которые легко схватить рукой. Это еще один стимул начать движение.
  • Выбирайте одежду, которая не стесняет движений.
  • Избегайте оборудования, которое ограничивает деятельность. Малыш пристегнут в автокресле и в коляске во время движения. Прибавьте к этому манежи, ходунки, прыгунки и качели, которые позволяют совершать действия без собственных усилий, и вы поймете, что лишаете ребенка возможности тренироваться.
  • Когда ребенок начинает вставать, прикрепите к стене деревянный брусок. Это будет дополнительная опора. Можно купить тележку-ходунки, которая используется лишь для поддержания равновесия.

Как видите, занятия по методике Монтессори для детей до года являются очень органичными и естественными. Просто помогайте малышу, следуйте за его потребностью в развитии, которая заложена в каждом. И этого будет достаточно, чтобы раскрыть внутренний потенциал. Наблюдайте, подсказывайте, но не мешайте и не ограничивайте свободу. Это лучшее, что вы можете сделать для своего малыша.

Используемые материалы

За это автора чаще всего и критикуют в отзывах. Методику Монтессори для детей многие считают инструментом для сбора денег с родителей. Но виноват в этом не сам автор, а современные реалии. Спрос рождает предложение, а маркетинг готовит заманчивую рекламу. И раз методикой заинтересовались, значит, в специализированных магазинах будет появляться все новый стимульный материал. Причем родителей будут убеждать, что он не только желателен, но и необходим.

На самом деле большинство из развивающих игрушек можно сделать дома. И от этого они не станут хуже. Что можно сделать для отработки практических навыков:

  • Рамки с застежками. Это деревянные рамки, которые оснащены различными застежками. Это могут быть замки, шнуровки и липучки, крючки и пуговицы. Они учат конкретным навыкам, которые необходимы при раздевании и одевании. Кроме того, они необходимы для развития мелкой моторики.
  • Предметы для пересыпания и переливания. Отличный выбор для координации движения и развития внимания. А ведь это так просто: нужно дать крохе пару стаканов и доступ к воде или тазику с любой крупой.
  • Предметы для приготовления пищи. Необязательно давать крохе нож. Достаточно обойтись безопасным чистящим устройством для моркови и яблок.
  • Доска с замочками. Попросите папу прикрепить разные замочки, щеколды и прочие приспособления на небольшой отрезок ЛДСП или фанеры, после чего его следует повесить на стену.
  • Развивающий коврик. Вот где простор для фантазии! На одном полотне можно пришить и прикрепить различные элементы: шнуровки, бусины, погремушки, кармашки и т. д. Задействуйте разные материалы.

Будьте доброжелательны с ребенком и не упрекайте его за допущенные промахи. Если он пролил сок и плохо вытер за собой, достаточно просто сказать: «Нужно убрать еще одно пятно — и будет идеально чисто». Методика Монтессори для детей от года очень вариативна и легко перекладывается на выполнение ежедневных задач.

Пособия для сенсорного развития

Благодаря этим предметам ребенок научится различать такие понятия, как больше и меньше, тонкий и толстый, длинный и короткий.

методика развития детей монтессори

Для этого в классическом варианте используется следующий материал:

  • Коричневая лестница — это 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны — квадраты со стороной от 1 до 10 см.
  • Розовая башня. Она состоит из розовых деревянных кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см.
  • Красные штанги. Это набор из десяти штанг, самая маленькая из которых равна в длину 10 см, а самая большая — 1 м.
  • Блоки цилиндров. Это четыре набора с девятью цилиндрами в каждом.
  • Цветные катушки. Первый блок состоит из катушек основных цветов, второй — из одиннадцати пар различных цветов, в третий включены по семь оттенков каждого.
  • Коврик. Методика Монтессори для детей 1-3 лет предполагает самостоятельную работу ребенка. А значит, нужно, чтобы ему было интересно. Для этого можно соорудить коврик, на котором будет много различных деталей. Их можно трогать, тянуть, расстегивать, то есть давать волю своему исследовательскому интересу. Кстати, сделать их можно и самостоятельно. Достаточно просто подготовить лоскутки тканей, различные крупы, кусочки шуршащей бумаги и другие материалы, которые можно пустить в дело.

Пособия для развития речи

Если вы не знаете, чем заняться сегодня, то можно подсмотреть идеи в книге «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Там описываются сами игры, а также методические пособия. Их легко сделать своими руками:

  • Шершавые буквы. Они могут быть выполнены из бархатной бумаги или самой мелкой наждачной, после чего приклеены на обычный картон. Малыш проводит пальчиком по буквам и готовится к письму. Такое упражнение позволяет узнать очертание каждой буквы через прикосновение.
  • Прописи. На фанере нужно сделать прорези, в каждую из которых устанавливается своя «каретка», подобная замочку на молнии. Ребенок проводит замочек по прорези от начала до конца.
  • Рамки-вкладыши.

Методика раннего развития детей Марии Монтессори — это простор для творчества не только родителей, но и детей. Ведь все игрушки можно изготавливать из подручного материала вместе с ребенком.

монтессори методика для детей

Плюсы методики

Как и у всех остальных, у этой системы есть свои достоинства и недостатки. Это нужно учитывать при выборе будущих занятий с вашим малышом. В первую очередь рассмотрим ее сильные стороны. Методика воспитания детей Марии Монтессори хороша для групповых и индивидуальных занятий, потому что:

  • Она помогает ребенку самостоятельно обучаться и развиваться.
  • Здесь нет негативных оценок и действий, то есть наказаний и критики.
  • Малыш привыкает к порядку.
  • Занимающиеся по этой методике дети рано начинают читать и писать.
  • К каждому малышу можно подобрать индивидуальный подход, что очень важно в работе с детьми-инвалидами. Актуальность методики Монтессори в этом случае сложно переоценить. Детки, у которых ограничен тот или иной канал получения информации, очень уязвимы, а занятия, проводимые с ними по такой системе, позволяют исправить ситуацию.
  • Группы разбираются по интересам, а не по возрасту.
  • В группах не практикуются соревнования и сравнения с другими детьми.
  • Как, с чем и сколько работать, выбирает сам малыш.

Минусы

Казалось бы, все более чем радужно. Но у этой системы есть и свои недостатки. в первую очередь потому, что подойдет она не каждому ребенку.

  • Гиперактивного малыша будет очень сложно уговорить заняться чем-то из предложенного выше.
  • Методика не подходит под школьные стандарты. Привыкнув свободно перемещаться и подбирать себе задания по интересам, ребенок будет долго адаптироваться в школе.
  • Разновозрастные группы. Это можно воспринимать как минус, но он является скорее плюсом. Ребенок учится жить в обществе.
  • А вот отказ от сказок и стихов является большим минусом. Хотя сегодня педагоги-сторонники системы Монтессори понимают это упущение и самостоятельно дополняют уроки.
  • Группа живет в своем микромире, оторванном от реальности.

Вместо заключения

Несмотря ни на что, многие семьи отдают предпочтение методике Монтессори. Для детей 1-3 лет ее можно назвать самой лояльной из всех имеющихся. Кроме того, вы можете выбирать отдельные ее элементы и комбинировать с чем-то иным. Ведь ваш ребенок уникален, и никто, кроме вас, не знает, что требуется ему в данный момент. Главное — усвоить принцип: у ребенка есть все для развития, ему нужно только немного помочь, подтолкнуть, похвалить. И тогда у него все в этой жизни точно получится!

Система Монтессори — методика раннего развития детей

Методика развития Марии Монтессори насчитывает уже боле ста лет. Врач, ученый, педагог, Мария Монтессори стала первой итальянской женщиной, окончившей университет и получившей докторское звание. К созданию своей собственной педагогической системы ее подвигло наблюдение и общение с детьми, имеющими особенности развития — с ними она работала в больнице при Римском университете.

Что представляет собой методика

Педагогика Монтессори, также известная как система раннего развития Монтессори — система воспитания, основными принципами которой являются: самостоятельность, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

В процессе работы с пациентами Мария пришла к выводу, что для развития «особенных» детей необходима и особая развивающая среда.

Монтессори разрабатывает и совершенствует собственную методику обучения Монтессори, в основе которой — развитие моторики и сенсорного восприятия. Научить малыша чувствовать, познавать мир на основе приобретаемого индивидуального опыта, пробуждать в нем индивидуальный интерес к занятиям — задачи, которые становятся краеугольными в зарождающейся и обретающей научность и системность методике Монтессори на рубеже XIX — XX веков.

Как же реализуется метод Монтессори на практике? В основе практических занятий — самостоятельная работа детей с «монтессори-материалами», которая занимает большую (до 90%) часть времени обучения. Это всевозможные развивающие игрушки и предметы (в том числе из бытового обихода), выступающие в качестве «учебных пособий». Дощечки, кубики, рамки, таблички, более сложные предметы с шнуровками или застежками для развития мелкой моторики — все это находится в свободном распоряжении малышей. При этом каждое из пособий располагается в определенной тематической зоне.

  • В зоне сенсорного обучения по методике Монтессори ключевой акцент сделан на развитии слуха, зрения, обоняния, тактильных ощущений. Соответственно, ребенок учится определять и различать предметы между собой по определенным признакам.
  • В математической зоне малыш учиться выполнять определенные математические операции, осваивает понятие количества, его связь с символом.
  • В языковой зоне развитие направлено на освоение навыков письма и чтения.
  • В «космической» зоне ребенок получает представление об окружающем мире, природных явлениях и их взаимосвязи, об истории и культуре и т. д.
  • В «практической» зоне дети осваивают навыки самостоятельно ухода за собой, самообслуживания и обслуживания других.

В соответствии с методикой раннего развития Монтессори ребенок сам определяет направление своего развития, время и длительность занятий в той или иной функциональной зоне, темп и ритм освоения материала, а также сам учебный материал. Педагог лишь подсказывает «схему действий» и направляет в выбранном решении, стимулируя интерес малыша в получении тех или иных знаний и навыков. Неоспоримый принцип «Помоги мне сделать это самому» играет здесь ключевое значение.

Достоинства системы Монтессори

Развитие ребенка по Монтессори

С раннего детства учится быть самостоятельным. Учится нести ответственность за свои поступки.
Сам организует свою деятельность. Учится самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки
Учится быть адаптивным к любой среде, учится принимать социальные правила. Воспитывается в разновозрастном коллективе, перенимая опыт и делясь им.
Сам стремится к обучению, т. к. учится тому, что ему интересно. Учится задавать вопросы, сам ищет ответы и решение задачи.

Медик и педагог, она продолжает работать с детьми в институте экспериментальной психологии при университете и далее — в созданной ею Ортофренической школе. Результаты работы оказываются беспрецедентны: благодаря программе Монтессори дети с отставанием в развитии начинают осваивать навыки чтения, письма и счёта быстрее своих сверстников без особенностей развития! Метод Монтессори успешно демонстрирует свою эффективность, и она решает использовать ее и в отношении обычных детей. Так, в 1907 году в Риме открывается ее знаменитый «Дом ребенка», где по предложенной Монтессори методике раннего развития обучение проходят обычные дети. Позднее получившая популярность система найдет широкое применение в большом количестве стран на всех континентах.

Чем отличается от других

Важнейший принцип, исповедуемый педагогами данной школы — умелое направление саморазвития каждого ребенка. Для этого необходимо создать специальные условия — образовательную среду, в которой ребенку предоставляется право самостоятельно искать ответы на вопросы, максимально раскрывая свой потенциал с помощью педагога. Не случайно девиз самой Марии гласит: «Помоги мне сделать это самому». Он емко отражает важнейшие моменты системы — это индивидуальный подход к каждому ребенку как личности и его максимальная свобода в развитии. Свое воплощение философия методики Монтессори для детей нашла в нескольких пунктах.

  • От своего рождения каждый ребенок представляет собой уникальную личность.
  • Желание любить труд и стремление к самосовершенствованию дано каждому от природы.
  • Роль педагогов и родителей по методике Монтессори — помогать ребенку в раскрытии его потенциала и саморазвитии, а не «лепить» его характер и способности самолично.
  • Отсюда четвертый важный пункт системы Монтессори — взрослые должны не «обучать» и «воспитывать», а правильно направлять ребенка в его самостоятельной деятельности.

Огромную роль в системе ценностей и саморазвития ребенка по методу Монтессори играет и семейный аспект. Семья — продолжение среды, где ключевые принципы системы поддерживаются во взаимоотношениях между малышом и родителями. Что же следует запомнить папам и мамам?

  • В домашних условиях необходимо также создать развивающую среду —с пространством, помогающим ребенку быть самостоятельным и независимым в заботе о себе и окружающей его среде, самообслуживании, поддержании порядка в своих игрушках и вещах; пространством, помогающим ребенку самостоятельно организовать свой досуг; пространством, способствующим удовлетворению потребностей ребенка.
  • При выборе детской одежды, посуды, игрушек и книг необходимо ориентироваться на возраст дошкольника, а помочь с подбором вам всегда готовы педагоги нашего детсада Монтессори.
  • Не нужно принуждать малыша к тем или иным занятиям. Уважайте его желания, он сам займется любимым делом без приглашения и напоминания.

И конечно, как было упомянуто выше — взаимодействуйте с педагогами Монтессори сада. Мы всегда рады помочь, выслушать, поддержать родителей в их отношениях с ребенком.

Известные выпускники

Ларри Пейдж и Сергей Брин (Lary Page & Sergey Brin)

 Разработчики и сооснователи поисковой системы «Google».

Принц Уильям и Принц Генри (Гарри) (Prince William of the United Kingdom, Prince Henry (Harry) of Wales)

 Члены английской королевской семьи.

Джимми Уэйлс (Jimmy Wales)

Интернет-предприниматель, идеолог концепции вики, основатель Википедии. Лауреат Золотой медали Нильса Бора (2013). С марта 2012 года — советник по вопросам публичной политики и открытости при правительстве Великобритании.

Его мать Дорис и его бабушка Эрма владели небольшой частной школой House of Learning, в которой практиковалась система обучения на основе методики Марии Монтессори. Джимми Уэйлсу больше всего нравилось читать энциклопедии.

Джордж Клуни (George Clooney)

Актёр, режиссёр, продюсер и сценарист. Стал широко известен после выхода телесериала «Скорая помощь» и кинофильма «От заката до рассвета». Лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за фильм «Сириана», обладатель премии «Золотой глобус» за роль миллионера Мэтта Кинга в драме «Потомки» (2011) и роль бежавшего заключённого в комедии «О, где же ты, брат?» (2000). Второй раз получил «Оскар» как продюсер в номинации «Лучший фильм» за фильм «Операция „Арго“». За этот же фильм был удостоен четвёртого «Золотого глобуса» и первой статуэтки BAFTA.

Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel García Márquez) 

Писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества».

 

Биография Марии Монтессори

Видео фильм о монтессори

Краткие факты

  • Родилась 31 августа 1870
  • В 1896 году получила диплом врача
  • 46 января 1907 года в Риме открыла первую школу по методике Монтессори

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *