Методики монтессори ранний возраст: что это такое, система раннего развития, игрушки, материалы, суть и принципы метода – Методика раннего развития Монтессори — от 0, от 1 года, для 2-3 лет

Содержание

Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.

Обзор методики Марии Монтессори.

Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.

Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.

 

Ребёнка не нужно заставлять сделать-то, чего ему не хочется или не интересно, как вариант, нужно ребёнку это преподнести так, чтобы у него проснулся к этому интерес.

 

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок вырос гением и вундеркиндом. Многие из них даже пытаются что-то для этого сделать, и у них это получается, но есть и такие, которые месяцами сидят над ребёнком, но тот наотрез отказывается заниматься. Всё это потому что, они не понимают основного принципа развития ребёнка.

Вот на этом принципе и основывается методика гениального педагога и учёного Марии Монтессори. Суть данного принципа в том, что обучение детей необходимо проводить в игровой форме и давать им возможность выполнять все задания самостоятельно.

Для занятий по методики Марии Монтессори необходимо создание
специальной развивающей среды, в которой ребёнок захочет проявить себя, показать, на что он способен, и в которой он смог бы открыть для себя что-то новое, ранее не известное ему. У ребёнка должен появиться интерес к учёбе, причём сам ребёнок даже не будет догадываться, что его учат, для него это будет просто игра.

Данная методика основана в первую очередь на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, так как все дети разные, одним нравится одно, другим – другое. Данная методика позволяет развивать логическое мышление ребёнка, его память, речь, моторику и раскрывает его творческий потенциал. Кроме того, данная методика уделяет большое внимание коллективным методом общения и развития ребёнка, а так же бытовым вещам,

стимулирующих самостоятельность и независимость.

У маленьких детей, нет такого багажа знаний как у взрослых, они получают свой жизненный опыт через те действия, которые сами совершат или которые происходят с ними. Они никогда не планируют что-то на перед, они живут тем, что происходит с ними в данный момент времени.

Марии Монтессори использовала очень интересный подход к детям, например при игре с каким-то обучающим материалом, она ставила две задачи, основную и скрытую. Так, например, ребёнок хочет поиграть с кубиками, в этом случае основной целью для него будет построить башню из этих кубиков, а скрытая цель — это та цель, которую преследовал взрослый, разрабатывая эти самые кубики, а именно развитие концентрации внимания, координация движения, подготовка к каким-то математическим упражнениям. Характерным отличием ребёнка от взрослого является то,

что для ребёнка наибольшее удовольствие доставляет не итоговый результат действия, а сам процесс выполнения действия!
………………………………………………………………
Методика Марии Монтессори

Раннее развитие, методики, системы, школы Основные принципы развития детей по Методике Марии Монтессори.

Развивающая среда, дидактические материалы.
Мария Монтессори / Maria Montesorri — итальянский новатор-педагог,
создатель педагогической системы для детей, основанной на идее свободного воспитания.
Книги: “Мой метод. метод научной педагогики”.

Основные принципы педагогики.
1.Создать развивающую среду.
2.Вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил.
3.Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а
только наблюдать за детьми.

Развивающая среда!
Пособия и материалы для обучения доступны для ребенка, он всегда может воспользоваться любым материалом. Мебель сделана именно по размеру ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее в помещении и не нуждался в помощи взрослых.

Развивающие материалы!
Обычные игрушки заменяются обучающими дидактическими материалами и вещами, которыми взрослые пользуются в обыденной жизни. Все дидактические материалы направлены на развитие ребенка. Тактического восприятия, мелкой моторики, координации движения, сенсорного развития, воображения. Есть пособия для развития речи, и математического развития. В Монтессоре среде не встретишь лишних вещей, все игрушки-пособия обучают конкретным навыкам.
(.)Тактильный мешочек своими руками (см.ниже)

(.)Игры на изучение геометрических форм (см.ниже)

Простые правила!
Самое главное правило — порядок. Поиграв или позанимавшись с
каким-либо предметом или игрушкой, обязательно положить ее на место. Второе правило — порядок во времени, то есть режим. Детям очень важна хорошо знакомая последовательность событий.

Книги по теме:

 

Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.

Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.

 

 

* Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет
В книге подробно описаны способы организации развивающей среды для ребенка с первых дней его жизни, игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.
: * Мой метод. Мария Монтессори
Книга является первой публикацией на русском языке фундаментального труда выдающегося итальянского педагога, психолога и философа Марии Монтессори. Она была написана почти 100 лет назад, но идеи свободного саморазвития детей в специально обустроенном пространстве актуальны и сегодня.

……………………………………………………………………………………………

Основные принципы системы Монтессори.

(!) Индивидуальное развитие. Ведущим принципом является личное или индивидуальное развитие каждого ребенка. Согласно этому принципу воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал по максимуму.

(!) Помоги мне сделать самому. Работа по личному развитию ребёнка строится на методике самокоррекции, когда без вмешательства взрослого ребенок должен увидеть свои ошибки и сам их оценить. В литературе этот принцип именуется не иначе как «помоги мне сделать самому».

(!) Личное пространство. Следующим немаловажным и значимым принципом является личное пространство. Ребенок, находясь в группе должен понять, что у каждого предмета есть свое место, которое не может быть нарушено.
Таким образом, малыш не только получает начальные знания о порядке, но и развивает в себе понятие о личном пространстве, к примеру, сидя на своем коврике.

(!) Социальное общение становится немаловажным методом, также вошедшим в педагогическую систему Монтессори. Во времена работы Марии Монтессори группы детей специально комплектовались разновозрастные, чтобы старшие старались помогать младшим. Именно благодаря такой методике, малышам

прививалось заботливое отношение к близким.

(!) Жизненный опыт. Упражнения из сферы жизненной практики,
учат детей заботиться о себе. Малыши получают самые разнообразные полезные навыки, среди них застегивание пуговиц, сервировка стола, вытирание пыли и многое другое, из того, что родители не всегда позволяют делать своим детям дома. Обязательным условием данной методики, является наличие в группе настоящих предметов обихода

, чтобы ребенку всегда был очевиден результат того, что он делает, например, малыш на пол уронил стакан, и вода разлилась по полу. Таким образом, начинает работать еще один принцип учения Марии Монтессори – автоматический контроль ошибок.

Из приведенных выше принципов видно, как сильно система Мантессори отлична от традиционных учений педагогики. Согласно учению Мантессори, к ребенку необходимо относиться, прежде всего, как к уникальной личности, у которой существует свой собственный план развития и сроки познания
окружающего мира. Ребенок является главным объектом во всех принципах методики, а воспитатель служит лишь помощником, показывающим как правильно работать с материалом. Кроме этого, немаловажна гимнастика для детей, в которой развиваются все их мышцы.

Цель системы Монтессори дать ребенку развиваться самостоятельно, ведь именно в этом и есть залог счастливой и успешной жизни человека в будущем.

………………………………………………………………………………………………

Десять заповедей доктора Марии Монтессори!

1.Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.

8. Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.

9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.
Сделай готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.

Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.


………………………………………………………………………………………………

Девочки! Могу всем желающим выслать интересные ссылки, где есть много фото — игрушек (по методике Марии Монтессори), которые можно сделать своими руками! Игры все по возрасту!

Нередко родители, которые хотят заниматься ранним развитием ребенка, интересуются, что же за игрушки нужно покупать ребенку и как с ними играть. На самом деле по системе Монтессори любой предмет в доме может быть игрушкой. Ребенок хочет познавать
мир, он исследует квартиру. И чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!

Раннее развитие по методике Марии Монтессори

Сейчас ответственные родители начинают заниматься развитием малыша практически с пеленок и сталкиваются с муками выбора: какую из методик развития выбрать, какой доверить своего кроху. Методика Марии Монтессори – одна из самых популярных и востребованных для детей в возрасте от 1 года до 6-7 лет. Заниматься с крохой по этой технологии можно и дома вдвоем, и в группе одногодок, существуют даже садики, организованные по системе Монтессори.

Личность Мария Монтессори

Эта система раннего развития ребенка названа по имени ее автора – итальянского врача, педагога Марии Монтессори, которая впервые применила собственные разработки для занятий с детьми, имеющими определенные проблемы с интеллектом. Несмотря на то, что предложенная методика еще была на раннем этапе и представляла собой лишь отдельные элементы развивающей среды, занимаясь с учениками с ограниченными возможностями, Монтессори успешно подготовила их к выпускным экзаменам в младшей школе, которые они блестяще сдали. 

Затем педагог открыла учебное заведение «Дом ребенка», в котором занималась развитием здоровых детей по собственной методике. Марией Монтессори издано несколько книг, раскрывающих особенности организации учебно-познавательного процесса по ее системе, выпущено большое количество публикаций, которые применяют для раненого развития детей в садах и развивающих центрах.

Основные постулаты системы Монтессори

Выбирая для своего крохи развитие по методике Монтессори, необходимо четко знать, что главный ее постулат – позволить ему самостоятельно познавать окружающую среду при минимальной помощи взрослого. Педагоги называют эту технологию – «Помоги мне сделать это самому».

Мнение мамы: Начиная заниматься в развивающем центре по Монтессори, было немного странно, что педагоги, работая с детьми, предпочитают не вмешиваться в процесс обучения до тех пор, пока карапуз сам не попросит помощи или не возникнет необходимость вмешаться в конфликтную ситуацию. Это было немного непривычно, ведь наше воспитание построено на собственном примере, надо показать, как делать и попросить детку повторить. А по Монтессори карапуз сам должен понять, как взаимодействовать с игрой, игрушкой. Поэтому в группах учитель в большей мере выполняет функции наблюдателя, дожидаясь, когда детка сам обратится к нему.

Основные правила занятий в школе Монтессори

В группах, садах, школах, которые занимаются по этой методике, есть несколько основных правил, которые обязаны придерживаться все ученики, не зависимо от возраста. Они позволяют упорядочить их деятельность, помочь каждому сконцентрироваться на определенное время только на своем занятии, не мешать другим. Кроме того, дети приучаются к порядку, дисциплине и к уважению работающих рядом.

Основные правила таковы: 

  1. каждый занимается только с одним предметом, нельзя брать несколько игрушек;
  2. поиграв с одной игрой, малыш не может взять другую, пока не поставил первую на определенное место;
  3. нельзя отбирать игры у других деток, нужно дождаться, когда карапуз сам поставит игрушку на место;
  4. бегать, кричать, шумно играть можно после занятия в специально отведенной для этого комнате, некоторых особенно нетерпеливых деток выпускают побегать и среди урока.


Занимаясь в таких группах, малыш непроизвольно учится уважать других людей, их права, и, в тоже время, четко обозначать свою зону комфорта, не допуская агрессии, направленной в его сторону.

Мнение мамы: Нам понравилось, что на занятиях педагоги учат кроху останавливать агрессию других, выражая словом «Нет!» с одновременным выставлением вперед руки с раскрытой ладонью. «Нет! Я пока играю в эту игру, нельзя ее забирать». Потом, во дворе, в саду детеныш также останавливал не в меру активных деток, не давая себя в обиду. 

 

Как организованы школы раннего развития Монтессори


Основные правила организации занятий по этой технологии одинаковы для всех учебных заведений:

  1. Для занятий необходимо наличие специально организованного пространства. Комнату стеллажами делят на несколько зон. Если позволяют размеры помещения, стеллажи устанавливают вдоль стен, посредине. На них размещают различные пособия: развивающие игрушки, логические игры, конструкторы, другие материалы в зависимости от возраста детей, на которых рассчитана зона, степени их подготовки.
  2. Для занятий в группы набирают деток разного возраста. Обычно объединяют 1-3-леток, 3-6 леток, некоторые центры предлагают так называемые занятия позднего развития для 7-9-летних деток. Находясь в разновозрастных группах, младшие детки тянутся за старшими, стремятся повторить все то, что они делают. Старшие дети заботятся о младших, помогают им. Очень важно, чтобы педагог, который ведет занятия, акцентировал внимание на заботе о младших, хвалил старших за проявленное внимание.
  3. Педагог не вмешивается в процесс познания ребенка, не навязывает игры, вступает только в конфликтных ситуациях, при обращении крохи за помощью или когда нужно урезонить не в меру расшалившегося карапуза.


Зоны игрового пространства

Помещение, в котором проходят занятия по этой методике, поделены на несколько зон, в зависимости от направления сферы познания.

Так, выделяют:

  •  Практическую либо зону домашнего хозяйства. Играя здесь с предметами, малыш сможет усвоить простейшие навыки уборки, одевания, застегивания пуговиц, различных типов замков, то есть того, что он должен будет самостоятельно делать дома, в саду. Для самых маленьких здесь можно найти совок, веник, пуговицы, петельки, застежки-липучки, застежки-молнии, муку, сито, воду, стакан. Освоив навыки одевания, застегивания в игре, на куклах, малыш сможет применять их и в повседневной жизни, эти действия уже не будут представлять для него трудности.
  • Сенсорную. Здесь представлены различные предметы, которые отличаются по форме, цвету, весу, звучанию, структуре поверхности. Это могут быть баночки, тюбики из-под кремов различного размера, наборы крышек, банок. Отличным тренажером для развития слухового восприятия могут служить одинаковые тюбики с разными наполнителями (песком, горохом, камушками), которые по-разному звучат при встряхивании. Задача ребенка – разобрать все крышечки, баночки, потом подобрать пары, найти одинаково звучащие предметы. В такой игре он одновременно получает тактильные, слуховые ощущения, тренирует мелкую моторику рук, память и внимание.
  • Математическую. Здесь главная задача – познакомить малыша с геометрическими фигурами, цифрами, показать, как считать предметы. Для маленьких деток здесь располагают различные вкладыши с математическими элементами, деревянные наборы геометрических фигур, для деток постарше – счеты, наборы целых и разделенных предметов для изучения дробей.
  • Языковую. Здесь малыш может играть буквами, сделанными из дерева, пластмассы, рассматривать различные книги, картинки, озвучивать животных, сопоставлять рисунки из наборов «Кто это?», «Что это»?», «Кто как говорит?».
  • Космическую. Игры, представленные в ней, дают понятия об окружающей нас среде, строении Земли, Вселенной, природе, других народах. Эта зона предназначена для деток постарше, от 5-6 лет. Для малышей, чтобы начать знакомиться с миром, на первых порах достаточно игрушечных животных, имитации их среды обитания.

Как меняется технология развития для разного детского возраста

В зависимости от возраста детей, особый акцент в организации игрового пространства делается на ту либо иную зону. Так, для малышей до 3 лет особо важно тактильное, цветовое, слуховое восприятие, поэтому в практической и сенсорной зоне представлено, как можно, больше игр и предметов, а в языковой могут лежать просто несколько книг с необычными принтами или обложками. Переживая кризис трехлетнего возраста, карапуз «ищет» и «познает» себя, начинает отделять свою личность от родителей. Поэтому в этом возрасте важно, чтобы игровое пространство предоставляло как можно больше возможностей проявить самостоятельность, самому понять, как взаимодействовать с тем либо иным предметом. Активный интерес вызывают предметы, которые присутствуют в жизни старших братьев, сестер – школьные доски, мел, губка, различные линейки со сложными геометрическими фигурами.
Развитие старших деток, от 6 лет, должно быть направлено на познание Вселенной, внешнего мира, иных культур, жизни других народностей, поэтому расширяется Космическая зона. Сейчас в Монтессори-группах появляются новые зоны: музыкального развития, искусства, двигательная, творчества. Методика не стоит на месте, развивается.

Плюсы и минусы методики Монтессори

Каждый детеныш индивидуален, развивается по-своему. Большинство деток с радостью идут на уроки по этой системе, но есть, такие, кому она не подходит. Это застенчивые, замкнутые в себе дети, которым трудно установить контакты с взрослыми людьми, просить о помощи. На занятиях они просто замыкаются, не желают включаться в работу группы. Также Монтессори сложна для активных карапузов, которые только и мечтают о том, чтобы погонять мяч, побегать по лесенке. Позволив им «выпустить пар» в течение урока, педагогу достаточно сложно вновь вернуть их интерес к работе в зонах развития. Для таких малышей лучше подобрать другие методики раненого развития.
 

Также к минусам этой технологии относят:

  1. трудность с дальнейшим привыканием ребенка к обучению в обычном саду, школе;
  2. на уроках развиваются практические навыки, но упускается творческая, эмоциональная составляющая;
  3. отсутствуют подвижные, ролевые игры.


Несомненными плюсами методики являются:

  1.  воспитание дисциплины;
  2. обучение концентрации внимания на одном процессе, изучение его до мелких деталей;
  3. у малыша появляется ощущение самодостаточности, поскольку он самостоятельно открывает для себя новые ощущения, приобретает новые навыки, знания;
  4. научившись поддерживать порядок в учебном классе, детки придерживаются его и дома, аккуратно убирая на места свои игрушки;
  5. детки становятся более уверенными в себе, развитыми, а родители по-новому открывают своих малышей.

Организовать занятия по методике Монтессори можно дома, самостоятельно подобрав рекомендуемые предметы и выстроив обозначенные зоны.

Мне нравится 0


Похожие посты


Оставить комментарий

суть обучения и воспитания, раннее развитие

Мария Монтессори – это первая женщина-врач в Италии, достигшая степени доктора медицинских наук. Она является создателем педагогической методики раннего развития для детей, которая по сей день является одной из самых востребованных среди родителей всего мира.

Суть методики раннего развития Монтессори

Методика Монтессори для детей направлена на то, чтобы дети учились самостоятельно, а взрослые только создавали благоприятную для этого обстановку. Большое значение придается развитию мелкой моторики, а также чувств – слуха, зрения, обоняния, осязания и пр.

методика монтессори для детейМетодика Монтессори для детей получила свое название от имени ее создательницы

Методика не ставит малыша в жесткие рамки. Нет конкретных рекомендаций или упражнений, которые нужно неукоснительно соблюдать. Малыши работают в комфортном для себя темпе, без какого-либо стресса. Каждый ребенок может выбрать только интересные для себя занятия, развивая врожденные таланты. Как следствие, у него еще в раннем возрасте формируется здоровая уверенность в себе и своих способностях.

Система не практикуется в отношении детей до года. Приступать к занятиям по этой программе можно с 3-летнего возраста и до начала учебы в школе.

Основные положения методики Монтессори для детей

Суть методики состоит в том, что в среде, где воспитывается ребенок, абсолютно все должно быть учебным пособием. Материалы системы разработаны таким образом, чтобы малыш мог самостоятельно отыскать ошибку и убрать ее – в этом и заключается основной принцип самостоятельности.

Взрослые практически не вмешиваются в процесс обучения малышей, а дети понимают, как устранять ошибки и предупреждать их появление.

Задача педагога – определить, что интересно конкретному ребенку в данный момент, и создать комфортную обстановку для его развития. Взрослые подталкивают детей к действиям, но ничего не делают за них.

Ребенок обучается, взаимодействуя с предметами. В это время он один. Если он участвует в коллективных играх, задача совершенно другая – научить детей взаимодействовать друг с другом, общаться и взаимовыгодно сотрудничать.

Обучение детей по методу Монтессори: 10 принципов

В дальнейшем малыши, которых воспитывали в соответствии с этой методикой, становятся самостоятельными и независимыми людьми. Они способны преодолевать трудности и находить свое место в социуме. Но для этого нельзя «глушить» врожденную детскую потребность познавать мир и осваивать новые навыки. Малыши постоянно стремятся все вокруг пощупать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать. На этом этапе основное обучение происходит с помощью органов чувств.

Существует 10 главных положений системы:

  • Взрослые только помогают детям. Инициатива должна исходить от ребенка.
  • Ребенок учит себя самостоятельно и сам выбирает способы и средства обучения.
  • Если дети занимаются в группах, старшие являются учителями для младших.
  • Дети абсолютно самостоятельны во время занятий.
  • Все занятия происходят в заранее подготовленной среде.
  • Цель взрослого – заинтересовать ребенка, но не сделать все за него.
  • Ребенок абсолютно свободен в выражении чувств и эмоций.
  • Ребенок может быть самим собой.
  • Взрослые должны уважать детей – угрозы, крики и наказания недопустимы.
  • Малыши имеют право на ошибки.

Соблюдение этих принципов способствует раскрытию врожденного детского потенциала с самого раннего возраста.

обучение детейОбучение детей происходит в интересной форме

Важно понимать, что у каждого малыша есть потребность узнавать окружающий мир, поэтому с тем, чтобы его заинтересовать, никаких проблем не возникнет. Гораздо важнее – обустроить благоприятную среду для обучения.

Воспитание ребенка и роль взрослого в нем

Взрослые подталкивают ребенка к изучению окружающего мира, но для этого необходимо создать комфортную обстановку, в которой может располагаться несколько зон:

  • Зона повседневности – зона, где расположены повседневные предметы, с помощью которых ребенок учится ими распоряжаться и пользоваться.
  • Зона сенсорного восприятия – позволяет детям развивать органы чувств, изучать размеры и формы предметов, оценивать их величины.
  • Математическая зона – прививает детям математические навыки, учит понимать числа и базовые операции по сложению, вычитанию, делению, умножению.
  • Зона родного языка – знакомит ребенка с буквами, расширяет словарный запас, способствует постепенному пониманию словообразования.
  • Зона Космоса – позволяет детям познакомиться с окружающим миром, осознать значение людей в нем, усвоить азы биологии, анатомии, географии, физики и астрономии.

Работая с каждой из этих зон, ребенок развивается комплексно. Он не нуждается в помощи взрослого, но нуждается в качественно организованной среде обучения.

Игрушки и дидактический материал

Система подразумевает, что ребенок обучается, контактируя с предметами. Существуют специальные игровые наборы Монтессори, которые можно приобрести в специализированных магазинах, но нельзя обойтись и без предметов повседневности, например, тазиков, чашек, ложек, стаканов, салфеток, круп и т.д.

Весь учебный материал должен располагаться не выше уровня глаз малыша. Так происходит побуждение к действию. Взрослые должны следить за тем, чтобы дети аккуратно обращались с предметами и использовали их только после полного понимания предназначения. Предметы, которые выбрал малыш для игры, должны располагаться на специально предназначенном коврике для игр.

методики раннего развитияСреди методик раннего развития Монтессори занимает одно из первых мест

Если ребенок не знает, как пользоваться конкретным предметом, взрослый может показать ему. Но это не значит, что малыш не может применять и собственный опыт. Когда он закончит играть с определенными предметами, он должен вернуть их на место, и только после этого взять новые.

Если игрушки, которые хочет взять малыш, в данный момент заняты другим ребенком, он должен подождать, пока тот закончит свою игру, наблюдая за него действиями. Наблюдение является одним из способов развития ребенка.

Недостатки методики

Методика достаточно эффективна, но она не может использоваться, как единственное средство детского развития из-за следующих недостатков и ограничений:

  • Система направлена только на интеллектуальное и практическое развитие.
  • Методика не предусматривает необходимые для полноценного развития подвижные и ролевые игры.
  • В системе отсутствуют творческие задания, развивающие воображение и абстрактное мышление.
  • Постоянное следование системе способствует тому, что в школе детям тяжело привыкнуть к строгой дисциплине.

Сейчас многие детские сады специализируются на методике Монтессори, но при этом имеют игровую комнату для подвижных занятий и уделяют внимание классным урокам, на которых дети должны вести себя дисциплинированно и слушаться взрослых. Такой комплексный подход способствует всестороннему развитию и компенсирует недостатки системы.

Методика Монтессори для детей – это система раннего развития малышей-дошкольников, при которой особое внимание уделяется самостоятельности. В ней нет строгих программ и ограничений – ребенок сам выбирает, с помощью чего он развивается. Но полное погружение в систему может провоцировать отсутствие дисциплинированности, поэтому включение других занятий в методику обязательно.

Также рекомендуем почитать: список вещей с ребенком на море

Проект (младшая группа): Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

На 2018-2019 учебный год мною была взята тема по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – сенсорное развитие детей по методике Монтессори.

ЗАДАЧИ:
— создать развивающую среду;
— создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
— формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.
— формировать полноценное восприятие окружающего мира.
— формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, размер. упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, но разные по цвету, форме, размеру.
-привлекать родителей в продуктивной и творческой деятельности.
— активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
— воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Вмладшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются различные способности — обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Методика Марии Монтессори — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.
Для ребенка Монтессори — материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои впечатления о мире. С их помощью ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цели и находить пути ее достижения. Монтессори — материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели – мелкая и крупная моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
• Фронтальная (групповая) форма
• По подгруппам — основная форма работы на занятиях
• Игровая форма
• Индивидуальная деятельность
• Интегрированная форма
Индивидуальные занятия проводят во время самостоятельной деятельности, преимущественно с детьми, имеющими трудности в освоении образовательной программы, с каждым ребенком 2 — 3 раза в неделю.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• развитие мелкой моторики рук;
• заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.
• получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития, умение выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
• саморазвитие детей, обогащение чувственного и сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира,
• умение обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, размер. установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, но разные по цвету, форме, размеру
• формирование первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
• повышение эффективности учебно-образовательного процесса в детском саду, активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ детьми.
ТЕМЫ НАПРАВЛЕНИЙ РЕЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Развитие общей и мелкой моторики рук, развитие у детей сенсомоторики.
2. Развитие координации движения.
3. Развитие точных движений рук.
4. Развитие моторики, координации движений.
5. Развитие слуховой памяти.
6. Развитиемышления и тактильной памяти.
7. Развитиецветового восприятия.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Создание условий для самостоятельной деятельности. Составление плана работы по реализации проекта. Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров», непосредственной организованной деятельности. Подборка материала игр и пособий для работы с детьми. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста по методике М. Монтессори».
ОСНОВНОЙ ЭТАП РЕЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
1. Развитие общей и мелкой моторики рук, развитие у детей сенсомоторики.
Игры связанных с водой – это переливание воды, «Найди слона», «Достань ракушку», «Сделаем фонтан», «Теплый и холодный», «Тонет, не тонет» и др. это координации движения и зрительного внимания.
2. Коммуникация Познание (ФЭМП сенсорное развитие)
2.1. Изготовление аппликации «Коврик для Мурки».
Знакомство с цветом (красный, желтый, зеленый): учить различать желтый цвет, красный цвет, и зеленый цвет, формы (квадрат и круг) и их место расположения.
Дети лучше и легко осваивают цвет. Проявляет интерес к окружающему миру природы.
2.2. Развитие координации движения.
Работа с сухими бассейнами и играми с крупами. Цель — помочь сориентироваться в окружающем мире.
2.3. Рисование «Цветные мячики»
Учим держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, красный и зеленый цвет, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования, принимать активное участие в продуктивной деятельности и по просьбе взрослого умение рассказать об изображенном на картинке.
Иллюстрации по теме, коробка с карандашами, мольберт с нарисованным кругом желтого красного и зеленого цвета, листы белой бумаги с нарисованными кругами.
2.4. Лепка. «Зёрнышки для петушка»Петушка накормлю, дам я зёрнышек ему.
Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомить с жёлтым цветом.
Принимать участие в игре с несложными движениями. «Зарядка для петушка», в продуктивной деятельности. (Лепка зёрнышек для петушка)
Сюжетная картинка по теме или иллюстрации.
Игрушка петушок. пластилин желтого цвета, дощечки, тарелочка, зерно (пшено
3. Развитие точных движений рук;
3.1. Рамки с застежками — пуговицы, кнопки, банты, липучки, шнуровки, застежки из ремешков.
3.2. Конструирование «Машинки и дорожки»
Учим располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику. Сооружать элементарные постройки по образцу, проявлять желание строить дорожки самостоятельно, отвечать на простые вопросы.
Жёлтаяи красная машинки,жёлтые и красные кубики,такого же цвета полоски разной длинны.
4. Развитие моторики
Незаменима для координации движения шнуровки, завязки, застежки
5. Развитие речи. Художественная литература.
Потешка «Петушок, петушок…»,стихотворение А. Барто
Познакомить с содержанием песенки, развивать навыки общения, учить внимательно слушать художественное произведение, воспитателя и отвечать на вопросы.
Проговаривать звуко подражающие слова, выполнять движения соответствующие тексту,. Формировать активность и эмоциональную отзывчивость при прослушивании и пении песенки «петушок, петушок…»
Игрушка петушка.
5. Развитие слуховой памяти.
Шумящие коробки. Восприятие и дифференциация шумовых различий; тренировка моторики,
6. Развитие мышления и тактильной памяти,
Доставая из «волшебного мешочка» воздушные шары наполненные различной крупой: рис, горох, манная, фасоль, гречка и др. затем потрогав и рассмотрев в блюдце, найти на ощупь в шарике.
7. Развитие цветового восприятия.
Постоянно проводить работу с цветом — используя созданные родителями модули, планшеты или сенсорные книжки.
7.1. Дидактическая игра «Собери мячи в ведёрко»
Закреплять у детей умения групппировать однородные объекты по цвету. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность. Помогает развивать мелкую моторику. Обогащает чувственный опыт ребёнка.
Дидактическим материалом послужат мячи 4 цветов:Красные,зелёные,синие и жёлтые.
Ведёрки таких же цветов.
8. Формы работы с родителями:
8.1. Консультация для родителей.
«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста по методике М. Монтессори».Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.
8.2. Для родителей будут проведены выставки: рисунки детей, фото с занятий и постройками детей,фото НОД и праздник шаров).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Развлечение «Праздник разноцветных шаров».

Оформление работ на доске, выставки.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста по методике М. Монтессори.

Промежуточный фото отчёт по реализации проекта.

ЛИТЕРАТУРА:
1. М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому».
2. М. Монтессори «Дети другие».
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша».
4. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие с 1 до 3».
5. Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, включая по возможности основные разновидности этих свойств. Взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в 2 младшей группе.
Е. В. Сербина. «Математика для малышей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *