Методика обучения дошкольника чтению в домашних условиях
Быть родителем, кажется, сегодня сложно, как никогда. Общество требует от детей все больше, и для того, чтобы соответствовать приоритетам нового времени, семейным людям приходится очень много трудиться. Им необходимо в полной мере заниматься всесторонним развитием своего ребенка. На это важно тратить достаточно времени и усилий, подходить к процессу обучения и по-научному обоснованно, и в то же время по-детски игриво. Заниматься ребенком спустя рукава — все равно, что не заниматься вовсе. Ведь в этом тонком вопросе важен не только сам результат, но и процесс обучения, его комфортность для ребенка, индивидуальный интерес малыша к механизму игры и обучения.
Одним из важнейших этапов развития любого дошкольника является формирование навыка чтения. Сегодня существует множество методик, которые помогают научить этому ребенка. Например, есть методика обучения чтению дошкольника за 15 уроков. Конечно, верить или не верить в то, что можно эффективно и не травматично для психики ребенка научить его читать всего за две недели, дело ваше. Однако существование множества качественных способов подтверждается практикой. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.
Традиционная методика
Эта методика обучения на сегодняшний день по-прежнему является одной из наиболее распространенных. С ее помощью получили навык чтения большинство из теперешних взрослых. Также именно эту методику и сейчас применяют абсолютно во всех школах — она универсальна.
Согласно этой теории, обучение следует производить поэтапно: сначала буквы, затем слоги, позже слова и так далее. Осознание схемы объединения звуков в целые фразы приходит к ребенку постепенно, некоторым на это требуется больше времени, чем другим.
Также многое зависит от буквального возраста ребенка. Годовалый малыш вполне в состоянии запомнить буквы, однако освоить навык чтения он не сможет. Для этого необходимо иметь возможность понимать закономерности, присущие данному процессу, на что настолько маленький ребенок не способен.
Требуется терпение. Дети часто забывают то, что только что прочли. Процесс новый, и порой ребенок задает темп занятий сам.
Основным преимуществом данного метода является его надежность. Независимо от способностей ребенка, он в любом случае научится читать.
Кубики Зайцева
Рассматриваемая методика помогает научиться чтению с помощью восприятия слогов. В ней активно используют разнообразные кубики, а также красочные таблицы. Согласно некоторым отзывам, у многих родителей возникают некоторые трудности. Они связаны с тем, что не все в состоянии определиться, каким образом было бы правильно использовать все эти пособия для обучения. Практика продемонстрировала, что наибольшей своей эффективности данная методика достигает только при взаимодействии в группе. Таким образом, занятия с помощью кубиков Зайцева в детских садах и разнообразных центрах развития помогут получить максимальный результат за минимальное время.
Методика Глена Домана
Рассматриваемая методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях подразумевает навык восприятия целого слова, а не каких-либо его частей. На территории Российской Федерации такой способ стал известен только в девяностых годах прошлого столетия. Обучение дошкольников по этой методике происходит путем использования особых пособий для развития ребенка (карточек) и как можно более частого и качественного общения с малышом.
Преимущества методики Домана:
- Подходит для детей любого возраста, даже для самых маленьких.
- Обучение чтению дошкольников происходит в процессе игры, что позволяет им насладиться вниманием своих родителей и получить новые знания.
- Система эффективно развивает память, предоставляет ценные энциклопедические знания.
- Многие лауреаты Нобелевской премии были воспитаны с применением данной методики.
- Такое обучение чтению дошкольников развивает их очень разносторонне.
Недостатки методики Глена Домана
Как и любая методика обучения дошкольника чтению, способ Домана имеет свои недостатки. Они заключаются в следующем:
- Требуется огромное количество разнообразных карточек для достижения желаемого эффекта. Это крайне сложно и затратно по времени в том случае, если родители решат изготовить их самостоятельно. Или можно приобрести готовый набор, который может быть несколько дорогостоящим.
- Такие карты методика обучения дошкольника чтению рекомендует показывать малышу каждый день и не раз. При этом карточки, которые ребенок уже видел, следует своевременно и правильно заменять. Если этого не делать или делать нерегулярно, эффективность методики может значительным образом снизиться. Это становится проблемой, если родители заняты полный рабочий день и, соответственно, имеют прочие обязанности, а также в том случае, если в семье несколько детей.
- Все дети разные. Многим сложно сидеть на одном месте достаточное количество времени. Некоторые дети просто не реагируют ни на какие карточки или быстро забывают то, что выучили еще вчера. Малыши могут пытаться отбирать демонстрационный материал, жевать и портить его. В таких случаях данная методика обучения дошкольника чтению не работает.
- В начальной школе могут возникнуть трудности в отношениях с учителем. Такое часто происходит с теми детьми, которые обучаются не по традиционным технологиям.
- Это, пожалуй, основной недостаток. Малыш не является активным участником процесса. Задействована всего одна система чувств ребенка: только зрительная. Хотя малыш получает знания, он не учится рассуждать и анализировать. Данная методика обучения чтению дошкольника должна быть скомбинирована с прочими, более творческими.
Поэтапное обучение
Последовательное обучение детей чтению требует значительного времени и усилий. Его разумно было бы разделить на ряд этапов, что облегчит процесс формирования нового навыка для ребенка. Придется пройти следующие ступени: процесс изучения и запоминания отдельных букв; развитие умения читать слоги, вне зависимости от их размера и сложности; научиться осознавать значение отдельных слов; уметь понимать смысл текста в целом.
Запоминание букв
В самом начале традиционная методика обучения дошкольника чтению основывается на заучивании букв. Для начала их важно научиться различать между собой и узнавать среди других обозначений. Следующая ступень — их чтение.
Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях рекомендует называть ребенку согласные буквы так, как их произносят (то есть звуки), а не так, как они представлены в специализированных книгах. Это ускорит процесс восприятия и поможет малышу понять, как использовать эту информацию на практике.
Обучение детей чтению на этом этапе подразумевает концентрацию внимания ребенка на новом материале. Для этого можно вывесить изображение букв и ассоциирующихся с ними предметов в комнате дошкольника и во всем доме в целом. Также эффективно обращать внимание на знакомые знаки в названиях вывесок во время прогулок.
Чтение слогов разной сложности
Этот этап в полной мере отражает методика обучения чтению дошкольника по Жуковой. В ее основе лежит восприятие отдельного слога как минимальной единицы. Это помогает осознать и запомнить связи, которые существуют между разнообразными слогами и тем, каким образом их следует произносить. На этом этапе у малыша, как правило, возникает множество трудностей. Для того чтобы помочь ему с ними справиться, необходимо сознательно сделать эту ступень обучения максимально понятной.
Наиболее предпочтительно было бы медленно и четко, при этом максимально правильно произносить слова и просить ребенка повторять все вслед за вами. Тогда малыш будет привыкать к верному варианту чтения.
Не следует ни в коем случае приучать ребенка произносить слоги отдельно или про себя и лишь затем объединять их в единое целое. К сожалению, такая привычка может закрепиться в сознании надолго, и избавиться от нее будет крайне непросто. Это важный нюанс методики обучения чтению дошкольников. Жукова также делает на этом акцент в своих трудах.
Понимание смысла прочитанного слова
Данный этап является основой обучения синтетическому чтению. Его база — усвоение смысла. На этом основана методика обучения чтению дошкольников по Старжинской. Рассматриваемый способ крайне эффективен и даже необходим. Ведь именно понимание смысла прочитанного становится ключом к беглому чтению в будущем. К моменту перехода к этой ступени у ребенка достаточно навыков для того, чтобы эффективно усваивать значение слов.
Важно, чтобы теперь все читалось приблизительно с тем же темпом, с которым это произносится в обыкновенной ежедневной речи. Если же это время слишком растягивается, то для ребенка становится невероятно сложно угадать или почувствовать смысл.
Начинать необходимо медленно, постепенно ускоряя темп. Следует каждый раз уточнять у малыша, значения каких слов ему неясны, что следует объяснить.
Учимся понимать смысл целого текста
Данным этапом завершается традиционная методика обучения дошкольников. Теперь пришло время научиться синхронно понимать смысл всего, что читает ребенок. Для этого необходимо достаточно много времени, поэтому родителям следует запастись терпением и не требовать от малыша слишком многого. Осмысливание содержания — процесс длительный и сложный.
Порой ребенок в состоянии абсолютно правильно прочитать каждое из слов предложения, но не может осознать его значение. Это происходит из-за наличия во фразе сложного сочетания, которое в полной мере завладело всем вниманием малыша. А иногда дошкольник просто не в состоянии удерживать в сознании все части предложения одновременно, чтобы сформировать его смысл. Победить эту трудность можно с помощью многократного перечитывания данного текста.
Другой сложностью являются попытки угадать значение предложения по первой ассоциации. А другие дети начинают постоянно пропускать или заменять буквы в словах. Это связано с тем, что дошкольник воспринимает какой-нибудь общий образ слова, применяя его и для прочих похожих языковых единиц.
Не следует заставлять ребенка раз за разом перечитывать один текст снова и снова. Это формирует неправильную ассоциативную цепочку, создавая агрессивно-негативное отношение малыша к данному процессу.
Важно тщательно прорабатывать каждый этап. От этого напрямую зависит то, каким образом ребенок в будущем будет читать и насколько грамотно писать.
Вывод
Развитие ваших детей находится полностью в ваших руках. Конечно, сегодня не так просто найти время для того, чтобы качественно провести его с ребенком, однако для родителей не должно быть ничего более важного. Поэтому процессу исследования и поиска подходящей именно для вашего малыша методики обучения чтению следует уделять достаточно времени и внимания.
Порой будут случаться неудачи. Они неизбежны. Такое случалось с каждым ребенком, и с вами тоже. Это вовсе не означает, что ваш малыш развивается хуже других или никогда не научится бегло читать и ясно понимать тексты. Эти неудачи свидетельствуют лишь о том, что был сделан неверный выбор методики, либо родители уделяют процессу недостаточное внимание, либо занятия проходят нерегулярно, либо суть метода не способствует концентрации внимания данного конкретного ребенка. В любом случае не следует злиться на малыша, его вины в этом абсолютно точно нет. Будьте сдержанны, терпеливы, дружелюбны. Важно быть с ребенком заодно. Если вы одна команда, победа близко.
Многие и сегодня предпочитают выбирать традиционные методы обучения, которые комбинируют способы Жуковой и Старжинской, а в целом подразумевают под собой поэтапное формирование навыков. Такие методики собрали колоссальное количество положительных отзывов, они просты и надежны. Каждый ребенок сможет освоить чтение с их помощью. Различаться может только необходимое для этого время.
Более новые методики, такие как кубики Зайцева и способ Домана, подойдут не каждому ребенку, но это ни в коем случае не умаляет их эффективности. Для реализации каждой из них необходимо некоторое количество реквизита, например определенное количество карточек, кубиков, таблиц. Их используют в качестве визуального материала для лучшего восприятия новой информации. Как правило, подобные способы обучения положительно воспринимаются детьми, так как в них очевиден игровой элемент. Ребенок не так быстро устает и легко вовлекается в процесс. Особенного эффекта можно добиться в том случае, если обучение происходит в группе. Успехи других мотивируют ребенка гораздо сильнее, чем простой личный интерес к данному процессу.
Выбрать подходящую методику, возможно, удастся не с первого раза. Неудачи неизбежны. Однако не отчаивайтесь. Благополучие вашего ребенка заслуживает любых ваших усилий!
Обучение чтению ребенка-дошкольника. Обучение чтению детей по разным методикам
Рано или поздно любой нормальный родитель ребенка-дошкольника задумывается над вопросами обучения чтению своего чада. И на сегодня различных методик по обучению чтению довольно много, начиная от обычного букваря и заканчивая методиками Зайцева и Глена Домана. И прежде чем выбрать для своего ребенка какую-либо методику, следует честно ответить себе на вопрос: а какие мотивы руководят вашим желанием обучить ребенка-дошкольника чтению?
Если вам просто хочется всем показать, какой у вас ребенок гений, гордиться, как рано он научился читать, то лучше обучение чтению вообще не начинать, потому что вреда в этом случае ребенку вы принесете больше, чем пользы. Есть только два действительно правильных условия для начала обучению чтению. Во-первых, когда ребенок сам проявляет интерес к буквам и знакам. В таком случае обучение чтению можно начинать в любом возрасте, как только этот интерес проявился, и подобрать такие игровые методики, которые не отбивают, а развивают у ребенка интерес к чтению.
Другой случай, это когда особого интереса у ребенка к буквам нет, но подходит время обучения в школе, и хочется помочь ребенку легче перенести адаптационный период в начальной школе. А дети, которые к школе уже умеют читать, как правило, легче приспосабливаются к новым для них школьным условиям. В этом случае начинать обучать чтению ребенка раньше 5,5-6 лет даже не стоит.
В этой статье мы поговорим о втором случае, когда ребенок не проявляет сам интерес к чтению, а учить его вроде как уже и пора. При подготовке к школе обучать ребенка чтению можно как по букварю, так и с помощью обычных кубиков с буквами, а лучше использовать и кубики, и карточки с буквами, и букварь, чтобы разнообразить занятия.
Опережающими методиками в таком случае лучше не пользоваться. Начинать учить следует с букв, затем слогов, слов и постепенно переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся не по логическим законам. Это в математике есть логика, а в чтении ее нет. И если взрослому понятно, что буква М и А вместе будут читаться «МА», то ребенку этого не понять, он может только запомнить.
Довольно часто мамочки на детской площадке жалуются, что учат-учат ребенка, а он никак не может понять, как читать слог, и все время сбивается. При этом, когда спрашиваешь, о том, сколько раз сами прочитали ему этот слог, прежде чем требовать от него повторения, выясняется, что 1-2 раза. И тут надо понять, что обучение чтению — это, прежде всего, развитие памяти. Чтобы ребенку запомнить навсегда что-то новое, ему это надо показать и назвать около 600 раз. Цифра довольно внушительная, учитывая, что многие считают, что дети мгновенно все запоминают и «схватывают» все новое. Но вспомните, когда ребенок еще лежал в кроватке, сколько раз любящие родители, а также бабушки, дедушки, тети и дяди подходили к нему и говорили: «это носик, это глазки, это ротик»? И так далее, сопровождая все слова «демонстрационным» материалом. Именно так ребенок и выучил все новые слова.
С чтением происходит то же самое. Ребенок просто запоминает (а не понимает, как принято считать), как пишутся буквы, читаются слоги, слова и предложения. Поэтому если вы хотите обучить ребенка чтению, окружите его буквами в кубиках, на магнитных карточках и так далее. Чем чаще ребенок будет видеть буквы, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.
Когда же ребенок выучит буквы, можно приступать к обучению чтению. Готовность к обучению можно определить, предложив ребенку собрать из букв какое-нибудь слово, например, «кукла» или «машина» по образцу, то есть, показав, как это слово пишется на бумаге. Если ребенок может собирать слова из букв по образцам, значит, к обучению чтению он готов.
Обучать чтению ребенка-дошкольника легче всего по букварю или по детским книжкам с крупным текстом. Сначала взрослый читает и водит своим пальцем или указкой по тексту, чтобы ребенок видел, что читает взрослый. Так читать ребенку можно от месяца до трех, минут по 10-15 в день. Затем можно читать, показывая пальчиком ребенка, то есть, двигая по тексту его руку.
На этот этап можно потратить от недели до месяца. И только после этого, приступаем непосредственно к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить ребенка. Когда ребенок научится читать простые слоги, можно приступать к словам: сначала прочитываем ему слово вслух, а затем попросим ребенка повторить. Именно так, не торопясь и не торопя, можно безболезненно и с удовольствием обучить чтению ребенка, который учиться чтению не хочет.
Для обучения чтению можно воспользоваться и компьютерными играми. Главное — правильно выбрать.
Как научить ребенка читать? Несколько правил для успешного обучения чтению.
- Поддерживайте интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.
- Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.
- Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому после занятий обязательно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку разрядку после занятий.
- Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Подумайте, что сделано не так, и вернитесь на предыдущий этап. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.
Да, и если ребенок научился читать сам, это не избавляет родителей от обязанности читать ему вслух. Психологи рекомендуют родителям читать детям книжки вслух аж до 14 лет для полноценного эмоционального развития ребенка.
Елена Рахманова
Статья предоставлена сайтом «Веселые обучалки и развивалки»
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему: Методики обучения детей дошкольного возраста чтению и письму
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 68»
Консультация для родителей:
Методики обучения детей дошкольного возраста чтению и письму
Подготовила
Учитель-логопед:
Медведева А.М.
Нижнекамск 2016г
Среди специалистов широко обсуждается вопрос об оптимальном времени начала обучения детей чтению. Родители также имеют разные точки зрения на эту проблему. Одни родители ратуют за раннее обучение, другие считают, что обучение чтению лучше отложить до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу. В разное время знакомят детей и с буквами алфавита. Существует мнение, что, для того чтобы привить ребенку интерес к чему-либо, необходимо дождаться момента, когда он сам этим заинтересуется. В противном случае может произойти отторжение ребенком навязываемого предмета или действия. Когда ребенок начинает осваивать что-либо без особого интереса, впоследствии это может вызвать у него отвращение.
Хотя подобные суждения и имеют рациональное зерно, у них есть свои противники. Дело в том, что, ожидая проявления интереса ребенка к какому-либо действию, можно так его и не дождаться. А в случае обучения чтению этот процесс рано или поздно будет носить обязательный характер. Следовательно, отвращение к чтению при отсутствии интереса может возникнуть при любых сроках обучения.
Кроме того, многие уверены в том, что интерес можно сформировать, причем формирование интереса вовсе не обязательно будет носить принудительный характер. Родителям следует постараться ненавязчиво вызвать у ребенка заинтересованность в чем-то еще не известном ему, желание узнать это получше, возвращаться к заинтересовавшему предмету вновь и вновь.
Сторонники второго подхода считают, что у ребенка не может автоматически возникнуть интерес к тому, чего он не знает. Поэтому необходимо знакомить его с неизведанным, учить радоваться жизни, находить удовольствие в разных занятиях.
Специалисты все чаще высказываются о пользе раннего обучения чтению. Почему советуют учить детей читать как можно раньше? Дело в том, что особенности развития ребенка говорят в пользу того, что в четыре-пять лет ему легче научиться читать, чем в шести-семилетнем возрасте. Процесс обучения в дошкольном возрасте проходит проще и менее болезненно для ребенка, чем в более старший период развития.
Для пятилетнего ребенка, активно познающего окружающий мир, интересно все, что ново и неизвестно. Уже сам факт неизведанного вызывает у него интерес. В шестилетнем же возрасте интерес к чтению уже приходится возбуждать искусственно.
Обучение чтению начинается со знакомства с буквами алфавита. Многие считают, что знакомить ребенка с буквами можно еще до того, как он начал говорить слова. Аргументом в пользу такого раннего обучения служит особенность детской памяти. Возможности интеллекта ребенка таковы, что его память может принять очень большую по объему информацию. Когда в возрасте полутора-двух лет ребенок начинает говорить, он способен запомнить до десятка новых слов за раз.
Благодаря возможностям интеллекта в этом возрасте дети без особого труда запоминают буквы. И даже, как утверждают признанные мэтры, испытавшие на практике принципы раннего обучения, супруги Никитины, детям, только начинающим говорить, легче запомнить отдельные математические символы, которые во время школьного обучения воспринимаются гораздо сложнее.
Поэтому уже приблизительно к трем годам рекомендуется иметь рассыпную азбуку или карточки с набором букв. Лучше, если у вас будет два набора букв, чтобы ребенок не привыкал к форме и цвету азбуки.
Занимайтесь ежедневно, планомерно, целенаправленно. Каждый день знакомьте ребенка с новыми буквами, последовательно, от «а» до «я». Произносите звук, а не название буквы, т. е. [Н] а не [ЭН].
У дошкольника хорошо развиты ассоциативное мышление и ассоциативная память. Поэтому при знакомстве с буквами попросите ребенка обвести пальчиком букву, предложите ему пофантазировать, спросите, на что она похожа, какой предмет или животное ему напоминает.
Знакомство с буквами рекомендуется проводить по четыре буквы за одно занятие. Например, сначала покажите ребенку букву «а», а после того как он начнет ее узнавать, добавьте букву «б» и так далее, пока малыш не выучит первые четыре буквы алфавита.
Затем возьмите из выученных букв одну и спросите, какая эта буква. Закрепите выученные буквы, повторяя их вразброс. После этого можно переходить к повторению букв в парах, например б-а, в-а, г-а и снова б-а, в-а, г-а; затем а-б, в-б, г-б; потом а-в, б-в, г-в и, наконец, а-г, б-г, в-г. Это упражнение имеет целью подготовить ребенка к узнаванию букв в словах.
После того как ребенок хорошо усвоил первые четыре буквы алфавита, познакомьте его со следующими четырьмя буквами.
И так до тех пор, пока не будет освоен весь алфавит. При этом необходимо сочетать изучение нового с повторением пройденного. Процесс повторения должен проходить ежедневно.
Когда ребенок познакомится со всеми буквами, каждый день тренируйтесь с ним на их узнавание. Раскладывайте буквы на столе, и пусть ребенок научится максимально быстро узнавать их, называя сначала вслух, а затем «про себя».
Очень полезно между делом, к примеру во время прогулки, просить ребенка узнать в названии магазина или в журнале изученные буквы. На это не требуется много времени, и в то же время процесс изучения приобретает более непринужденный характер.
Итак, ваш ребенок уже выучил многие буквы, пусть даже пока не все. Вы можете приступать к изучению слогов. Общеизвестно, что обучение должно строиться от простого к сложному, а слог проще чем слово, хотя и не имеет смысла. Не пугайтесь, если ребенок, прочитав слог, спросит, что он означает.
Чтобы малышу было легче учиться читать по слогам, начинайте с самого простого. Ведь маленький человечек учился говорить тоже по слогам. Поэтому легче всего ему будет начать со слогов «ма», «па», «ба», «да» и т. д., поскольку они узнаваемы и напоминают ему привычные слова «мама», «папа», «баба». Поначалу, прежде чем прочесть слог, ребенок «складывает» входящие в него буквы: «м» и «а» — «ма»; «т» и «а» — «та», «д» и «а» — «да» и т. д. Традиционно при прочтении слова ребенок и далее «складывает» буквы. Однако современные методики обучения чтению предлагают сначала как следует выучить слоги и лишь только после этого переходить к прочтению слов.
Начинать нужно со слогов согласный + гласный, затем, наоборот, гласный + согласный. Возможно, при таком подходе ребенок чуть дольше не начнет читать. Это не страшно. Зато потом он научится сразу узнавать слоги внутри слова и складывать их, а не буквы. Таким образом упрощается процесс узнавания слога и, соответственно, увеличивается скорость и правильность чтения.
После того как вы освоили с ребенком слоги, можно переходить к прочтению трехбуквенных слов типа «лак», «лес», «лис», «лом», «луг»; «мак», «меч», «мяч», «мир»; «бак», «бум», «бык» и др. Затем можно переходить к двусложным четырехбуквенным словам типа «му-ха», «мы-ло», «ши-ло», «ре-ка», «ды-ня»; «оч-ки», «юб-ка», «ар-фа», «яд-ро» и т. д.
При обучении чтению очень важно как можно больше читать ребенку, чтобы он слушал вас и понимал. Зачастую дети, умеющие читать, делают это очень неохотно. Поэтому восприятие текста на слух играет исключительно важную роль.
Во-первых, улучшается эмоциональное восприятие чтения ребенком. Он слышит ваш голос, следит за вашей мимикой, за выражением лица — все это способствует формированию положительного отношения ребенка к чтению.
Во-вторых, когда вы в течение определенного периода времени читаете своему ребенку что-нибудь, то у него возникает необходимость в постоянном получении привычного объема информации.
Часто малыш просит почитать ему одну и ту же книжку много раз подряд. Не раздражайтесь и не огорчайтесь, что он не хочет слушать ничего нового. Это значит, что у него возникли определенные предпочтения, а следовательно, книги доставляют ему удовольствие. Само же содержание любимой книжки соответствует эмоциональному и интеллектуальному развитию вашего ребенка.
Тот факт, что ваш ребенок предпочитает какую-то одну книгу всем остальным, вы можете использовать во благо. Многократное прослушивание одного и того же текста обогащает духовный мир малыша, развивает его мышление, формирует навык предугадывания.
Читая любимую книгу, периодически спрашивайте своего ребенка, о чем пойдет речь далее. Пусть он расскажет вам, а затем, продолжив чтение, вы увидите, насколько верно он помнит события, разворачивающиеся в книге.
Вы также можете увеличить скорость чтения. Соответственно, от ребенка потребуется более быстрое восприятие вашей речи на слух. Навыки быстрого понимания на слух способствуют развитию в дальнейшем навыков быстрого чтения.
Очень важно, насколько интересен ребенку сам процесс обучения чтению. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы у малыша складывалось негативное отношение к книге. Зачастую сами родители виноваты в том, что ребенок умеет, но категорически отказывается читать.
Не стоит беспрестанно дергать малыша, поправляя его на каждом слове. Возможно, он еще недостаточно гладко владеет приемами чтения. Однако гораздо большую значимость имеет восприятие ребенком прочитанного, чем безупречное воспроизведение текста вслух.
Постоянные замечания со стороны родителей, особенно выраженные в довольно резкой форме, могут стать причиной того, что ребенок будет концентрироваться не на понимании содержания прочитанного, а на правильности произнесения отдельного слова. Возможно, проблема в том, что ваш малыш еще недостаточно хорошо владеет своим голосовым аппаратом. Постоянная практика это исправит. Поэтому исключительно важно, чтобы ребенку нравились книги, чтобы он получал удовольствие от чтения.
Чем приятнее ему будет читать, тем больше он будет читать, следовательно, тем скорее приобретенные навыки будут отработаны до автоматизма и улучшится качество чтения вслух.
Психологический настрой играет существенную роль в обучении. Читайте вместе с ребенком. Попросите его почитать вам книгу, содержание которой он хорошо знает. Пусть вас не смущает, что поначалу он будет больше вспоминать, чем читать.
Постепенно, по мере овладения техникой чтения, внимание ребенка переключится с припоминания на чтение. А успех в этом деле, сознание того, что у него получается, будет только способствовать успешному продвижению вперед.
Обучение чтению предваряет обучение письму. Правильное восприятие речи на слух, воспроизведение и зрительное угадывание написанного малышом способствуют в дальнейшем овладению техникой письма.
Однако не только навыки чтения являются предпосылками приобретения умения чисто и правильно писать. Здесь очень важны и другие навыки, свидетельствующие о развитии ребенка. Речь идет, прежде всего, о развитии точных движений, т. е. моторики.
Существует огромное разнообразие всевозможных упражнений, нацеленных на развитие тонкой моторики у дошкольников, которые можно выполнять дома: это и изготовление различных поделок с использованием природных материалов, и вырезание, и лепка из пластилина, и моделирование с помощью конструктора и многое другое.
Дети, которые до школы с удовольствием лепили, вырезали, мастерили, значительно легче и эффективнее овладевают навыками письма. Поэтому, для того чтобы ваш ребенок комфортнее чувствовал себя в школе, развивайте его моторные навыки еще в дошкольном возрасте.
Начинать можно с самых простых упражнений. Попросите ребенка нанизать бусинки на ниточку, слепить что-нибудь из пластилина; вырезайте всевозможные фигурки из бумаги и наклеивайте их. Очень хорошо укрепляют кисти рук специальные игры, например мозаика и конструктор.
Огромные возможности для развития моторных навыков предоставляет искусство оригами. Дети учатся аккуратно складывать бумагу таким образом, чтобы в итоге получилась забавная фигурка. Получившуюся фигурку можно подарить сестренке или другу, можно оставить себе на память, а можно устроить целую выставку бумажных игрушек.
Шитье также очень хорошо укрепляет мышцы кисти рук, развивает координацию, образное мышление, пространственное воображение. Кроме того, совместное шитье игрушек — прекрасное времяпрепровождение и для родителей, и для ребенка. Все, что потребуется для занятия, наверняка есть в каждом доме: кусочки кожи, лоскутки ткани, пуговицы и т. п.
Сконструируйте элементарные выкройки мягкой игрушки и попробуйте создать ее вместе с ребенком. Покажите ему основные приемы, но старайтесь сделать так, чтобы всю основную работу он выполнял сам. Ваше дело — это контролировать процесс создания игрушки и помогать советом, когда потребуется.
Как можно больше необходимо рисовать, очень полезно раскрашивание. При раскрашивании, во-первых, развиваются собственно моторные навыки. Во-вторых, вы приучаете ребенка правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве бумажного листа. В-третьих, рисование и, особенно, раскрашивание способствуют развитию аккуратности, что в дальнейшем будет способствовать чистому письму.
Занятия по обучению письму начинают с выполнения упражнений на развитие координации, умения ориентироваться в пространстве. Для развития этих навыков очень полезно выполнять упражнение «обезьянка». Суть его заключается в том, чтобы ребенок повторял движения взрослого.
Известно, что дети очень любят копировать взрослых. Так превратите подобные передразнивания в своего рода обучающую игру. В качестве базовых движений можно брать ручку, располагать перед собой книги и тетради, рисовать в воздухе элементы букв и т. д. Таким образом в игре вы учите ребенка правильно держать ручку, правильно сидеть за партой, правильно раскладывать школьные принадлежности на столе.
Умение ориентироваться в пространстве в дальнейшем будет способствовать формированию у малыша умения ориентироваться в пространстве листа бумаги. После того как ребенок научился правильно сидеть за столом, располагать перед собой лист бумаги и держать ручку, приступайте к выполнению упражнений на развитие собственно навыков письма.
Рисуйте вместе с ребенком линии вверх, вниз, вправо, влево; как следует освойте направления движения ручки. Очень полезно написание «графического диктанта», когда ребенок рисует под диктовку разнообразные узоры на листе бумаги из тетради в клетку. Например, вы диктуете: клетка направо, клетка вверх, клетка направо, клетка вниз.
После того как ребенок освоил основные закономерности самых простых узоров, можно переходить к рисованию узоров более сложных, например: клетка вверх, клетка направо, клетка верх, клетка направо, клетка вниз, клетка направо, клетка вниз, клетка направо, клетка вверх, клетка направо и т. д.
Если ребенок правильно понял закономерность узора, далее он будет рисовать сам. Если возникают какие-либо трудности, разберите узор вместе с ребенком, объясните ему, по какому принципу следует рисовать, чтобы получился узор.
Выполнение таких «графических диктантов», разработанных Д. Б. Элькониным, очень хорошо развивает координацию движений руки ребенка, способствует формированию его творческих способностей, «набивает» руку для письма.
В возрасте пяти-шести лет детям очень нравится рисовать элементарные узоры на бумаге в клетку, штриховать их, закрашивать цветными карандашами. При выполнении орнаментов дети осваивают элементы, необходимые им в дальнейшем для написания печатных букв и цифр. Дети рисуют с удовольствием, их не нужно заставлять. Постарайтесь заинтересовать ребенка, покажите, как это делается.
Когда ваш ребенок уже «набил руку», освоил элементы написания печатных букв и цифр, у вас может возникнуть желание обучить его письму. Очень важный момент: специалисты категорически не рекомендуют учить ребенка прописным буквам до школы!
Дело в том, что каждая буква имеет свою последовательность правильного написания. От того, насколько правильно и быстро научится ваш ребенок писать во время начального периода обучения, будет зависеть его успешное обучение в более старшем возрасте.
Скорость письма во многом обеспечивается слитным написанием букв в слове. Для того чтобы овладеть техникой слитного письма, необходимо соблюдать последовательность написания элементов букв. Только учитель может правильно показать ребенку эту последовательность. Поэтому и возникновение запрета на обучение письменному написанию букв оправдано. Переучивать ребенка очень трудно.
Вы можете рисовать буквы и слова по клеточкам, т. е. в их печатном варианте. С письменным вариантом написания можно только познакомить малыша. Покажите ему образцы букв, разберите их, пофантазируйте, на что похожа каждая буква. Сравните написание букв, выделите элементы, встречающиеся в похожих буквах.
Методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Методики обучения чтению
В данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.
Итак, вот основные правила:
1) Первое.
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).
Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.
2) Второе.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.
3) Третье.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.
4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» — «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.
5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.
6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
7) Седьмое.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
8) Восьмое.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.
9) Девятое.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.
10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.
И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.
Методики обучения детей чтению — Мегаобучалка
Методики обучения детей дошкольного возраста
Сегодня готовить ребенка к школе помогают развивающие методики для детей-дошкольников. Они позволяют подать знания ребенку в доступной, эффективной и интересной форме. Это и есть основное „преимущество” сегодняшних „развивалок” над вчерашними методами обучения. Да, новое не является полным отвержением старого и испытанного годами. Но все же, обучение по-новому даёт продуктивные результаты. Итак, узнаем о методиках развития дошкольников:
1. Методика Глена Домана. Она охватывает детей от рождения до четырех лет и в основном направлена на овладение чтением. Но развитие по Доману — это и интеллектуальное развитие, и физическое, ведь совершенствование детского мозга ребёнка связано с совершенствованием двигательных умений и навыков. Суть методики обучения чтению по Доману заключается в том, что учитель (педагог, родитель) дает посмотреть малышу на карточку, где красными ровными буквами написано слово, и при этом его произносит. Рядом помещается изображение этого слова. Методика базируется на запоминании слов целиком, без обучения чтению по слогам, как это было принято многие годы. Такой способ обучения не один раз подвергался критике из-за пассивной роли ребенка. Ведь задействуется только его память. Да и процесс изготовления таких карточек для запоминаний очень трудоемкий, учитывая богатство нашего языка и невозможность изобразить слова, не являющиеся предметами.
2. Развитие по системе Монтессори. Мария Монтессори разработала методику развития деток 3 лет, которая основывается на свободе их выбора. То есть малыш сам выбирает, как и чем ему заниматься, сколько времени посвящать выбранному занятию. Методика — это целый комплекс занятий из упражнений, раздаточных материалов в виде дощечек, рамок, фигурок. Главный недостаток методики состоит во вседозволенности в процессе обучения, свободе детей, которая, по сути, является обучением всему понемногу без системы, планирования, последовательности.
3. Методика кубиков Зайцева. Кубики Зайцева позволяют детям научиться читать в три года, а то и раньше. Набор состоит из 52 кубиков, разных по цвету и объему, весу и наполнению, на гранях которых нанесены слоги. В процессе игры с кубиками малыш составляет слова. Дополнение к этим кубикам — плакаты со слогами. Учить чтению, используя методику Зайцева, не очень просто, это требует усидчивости от родителей, не говоря уже о детях. Существуют специальные развивающие центры, обучающие чтению по этой методике.
4. Игры по системе Никитиных
5. Развитие ребёнка по Вальдорфской системе. Методике более ста лет, она возникла в Германии. Ее автором является Рудольф Штейнер. Основатель методики раннего развития считал, что до периода смены молочных зубов, то есть до 7 лет, малыша не следует загружать обучением письму и чтению. А вот творческие и духовные способности малыша нужно раскрывать, развивать дитя в гармонии с природой. Так, ребенок должен слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь, лепить и танцевать.
6. Методика Лупан. Сесиль Лупан является последователем Глена Домана и других методик раннего развития. На базе методики предшественников она разработала свою стратегию раннего развития ребёнка. Ее книга «Поверь в своё дитя» повествует о том, как и чему учить девочек и мальчиков. Главный принцип Сесиль Лупан состоит в систематичности и ежедневном обучении детей в сензитивных (благоприятных) периодах. Автор придает основное значение чтению книг детям для развития их речи. Сесиль Лупан предлагает объяснять детям сложные сказки, а для облегчения изучения букв считает необходимым визуализировать буквы. То есть, к букве „к” рисовать кошку, к букве „м” — мышку. В книге автор методики советует родителям, как обучать своих чад верховой езде и плаванию, живописи и музыке.
Методики обучения детей чтению
Существует несколько основных методик обучения чтению детей дошкольного возраста. Вот они:
1. Фонетический метод. Он основан на алфавитном принципе произношения букв и звуков. Когда малыш накопил достаточно знаний, то переходит к слогам, затем к словам. В фонетическом методе есть направление систематической фонетики (последовательное обучение звукам перед началом чтения) и направление внутренней фонетики (идентификация слова посредством рисунка).
2. Лингвистический метод. Дети приходят в первый класс с большим словарным запасом, и поэтому лингвистический метод предлагает вначале обучать тем словам, которые читаются так, как и пишутся. На таких примерах мальчики и девочки усваивают соответствия между звуками и буквами.
3. Метод целых слов. Ее суть состоит в распознавании слов как целых единиц без их разбивания на слоги. Методе целых слов не предусматривает изучение звуков и букв. Ребенку просто показывают слово и выговаривают его. После изучения 50-100 слов малышу предлагают текст, где усвоенные слова встречаются часто.
4. Метод целостного текста. Он похож на предыдущий, но акцент делается на языковом опыте ребенка. К примеру, малышу предлагают книгу с увлекательным сюжетом. Ребенок смотрит, встречает незнакомые слова, о сути которых он должен догадываться с иллюстраций. Поощряется при этом и чтение, и написание своих рассказов. Фонетические правила ребенку вообще не объясняются, а связь между звуками и буквами устанавливается в процессе самого чтения.
5. Метод Зайцева. Автор определил единицей строения языка слог. Это гласная и согласная, то есть только две буквы. Слоги автор методики написал на гранях кубиков, разных по весу и цвету. Методику относят к фонетическим методам, потому что слог является и слогом, и фонемой. В ходе обучения чтению по методике Зайцева ребенок получает понятие о буквенно-звуковых связях.
6. Метод обучения Мура. Автор начинает с обучения малыша буквам и звукам. При этом ребенка вводят в лабораторию, где находится печатная машинка. При произношении звука нажимается клавиша с соответствующей буквой. Следующий этап — демонстрация ребенку сочетания букв. Это могут быть и простые слова из трех букв. Их также необходимо набирать на печатной машинке.
7. Метод Монтессори. Автор методики сначала показывала детям буквы, затем учила их узнавать, потом писать и произносить. После того, как дети уже обучились соединять в слова звуки, Мария Монтессори предлагала детям сочетать слова в предложения.