Монтессори методика раннего развития 0 6 лет в чем заключается – Вся правда о Марии Монтессори и ее методе. И как можно организовать правильную развивающую среду дома. | Развитие и воспитание детей

Содержание

Методика развития Марии Монтессори: главные приавила и особенности

Методика развития Монтессори не ограничивается пересыпанием круп и играми с вкладышами, как зачастую многие родители себе это представляют. На самом деле автор разработала целую педагогическую систему, основанную, прежде всего, на уважении к детям и предоставлении им максимум свободы.

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

В основе данной методики лежит благородная цель – воспитание независимого, свободного и самостоятельно рассуждающего человека, который сможет принять решение и нести за него ответственность.

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой методика раннего развития Марии Монтессори.

Если у современных родителей спросить, какая методика воспитания детей является самой популярной, то подавляющее большинство с уверенностью ответит: система Монтессори.

Несмотря на то, что эта программа недавно отметила вековой юбилей, ее до сих пор активно применяют в многочисленных развивающих центрах и детских садах по всему миру. Давай узнаем, в чем секрет подобного долголетия и популярности.

Система Монтессори – немного истории

Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и мину

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и мину

Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.

Однако поначалу новая авторская методика не вызвала большого энтузиазма у педагогической общественности. Научные круги заинтересовались методом лишь после того, как воспитанники школы успешно сдали выпускные экзамены.

Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.

Только в 1906 году, после распространившихся слухов о прорыве в педагогике, Монтессори разрешили читать лекции. Именно этот год является официальной датой рождения популярной методики.

Основные принципы методики развития Марии Монтессори

Суть педагогической системы Монтессори в том, чтобы стимулировать кроху к саморазвитию и самообучению. По мнению автора, дети обладают большой потребностью познавать окружающий мир.

Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:

  • создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
  • предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.

Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.

1. Создание развивающей среды

Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:

  • все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
  • обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
  • малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.

Опыт Монтессори и других педагогов показывает, что для маленьких детей наибольший интерес представляют те предметы и действия, которые дублируют реальную жизнь взрослых людей.

Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.

Огромное значение в Монтессори-педагогике придается совершенствованию мелкой моторики рук, поэтому большинство развивающих занятий проводится при помощи пуговиц, прищепок, крупы и т.д.

2. Предоставление детям самостоятельности и свободы

Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительность занятий. Ни педагоги, ни родители не должны его заставлять.

Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.

Свободная деятельность также подразумевает отсутствие запретов, то есть пространство нужно организовать таким образом, чтобы кроха не смог дотянуться до опасных или дорогих предметов.

Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.

Главные правила методики Марии Монтессори

Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности. Неотъемлемой частью Монтессори-педагогики является приучение детей к соблюдению нескольких четких и несложных правил.

  1. Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
  2. ​После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке. Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
  3. Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди. Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
  4. Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.

Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.

Еще одно важное условие: если ваше чадо не желает убирать игрушки или выполнять другое правило, не стоит заставлять его. Покажите своим примером, постепенно вовлекая в процесс и малыша.

Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

1. Зона реальной жизни

Предметы этого блока учат детей самостоятельности и помогают осваивать практические навыки. К примеру, здесь малыш может застегивать и расстегивать пуговки, подмести пол, ребенок постарше – погладить кофту для куклы.

Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.

2. Зона сенсорного развития

Малыш с помощью подобранных монтессори-материалов может развивать сенсорные ощущения: слух, зрение, обоняние и осязание. Многочисленные кубики, цилиндры, отличающиеся цветом, размером и формой, способствуют совершенствованию восприятия и формированию представлений о свойствах окружающих предметов.

3. Зона математики

Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.

Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.

4. Языковая зона

В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».

Еще одна особенность монтессори-материалов – фактурные буквы, которые кроха может исследовать на ощупь.

5. Космическая зона

Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительностью в любых ее проявлениях: Вселенной и космосом, явлениями природы, разнообразием флоры и фауны, а также культурными традициями народов мира. С помощью этих пособий ребенок сможет понять собственное место в нашем мире.

Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.

Критика методики раннего развития Марии Монтессори

Как и любая другая система воспитания, метод Монтессори обладает как достоинствами, так и недостатками. Главным же преимуществом, о котором мы писали выше, является возможность воспитать самостоятельного ребенка, особо не вмешиваясь в его индивидуальный темп развития. Давайте подробнее остановимся на существенных минусах, которые отмечают психологи.

  1. Большинство материалов направлены на развитие и совершенствование левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается.
  2. Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
  3. Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-группы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельность, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения.
  4. Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.

И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.

Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.

mapapama.ru

Развиваем малыша дома по методике Монтессори

Выберите нужное и мы сформируем сайт специально для вас

Я планирую стать мамой

Укажите первый день последней менструации:

день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

месяц январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

mamuli.club

Методика раннего развития Марии Монтессори

Здравствуйте, дорогие читатели. Думаю, Вы согласитесь, что в наше время часто можно услышать о раннем развитии ребенка.  Существует большое количество различных методик раннего развития. Конечно, у каждой из них есть свои достоинства и недостатки. И для того, чтобы выбрать лучшее для своего ребенка, нужно стараться разобраться в том потоке информации, который мы получаем ежедневно, и выбрать ту информацию, которая будет нужной и полезной для нашего ребенка.

Кто такая Мария Монтессори? На каких принципах основана данная система развития? В чем заключаются особенности занятий с детками в Монтессори-садах и Монтессори-школах? Какие есть достоинства и недостатки данной методики раннего развития? На все эти вопросы вы получите ответы в статье «Методика раннего развития Марии Монтессори».

Прежде, чем говорить о самой методике раннего развития Марии Монтессори, давайте окунемся в историю и узнаем некоторые фрагменты создания данной методики.

Содержание статьи

Мария Монтессори

Мария Монтессори (1870—1952) – итальянский врач, ученый, педагог и психолог. Мария Монтессори начала заниматься с  “особыми” детками. Она хотела помочь таким детям, для этого была создана в 1900 году первая в Европе школа для детей с отклонениями в развитии — Ортофреническая школа.  Для занятия с детьми были созданы специальные условия, упражнения и игры.

Интересно, что до ХХ века людей с отклонениями не лечили, а просто изолировали от внешнего мира. Мария Монтессори, однако, полагала (и была права), что внешняя обстановка оказывает большое влияние на развитие ребенка. Многие детки плохо говорили и Мария Монтессори разработала специальный комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальчиков.

Ведь именно на пальцах имеются нервные окончания, которые стимулируют нервные центры в коре головного мозга. Так как многие дети плохо понимали то, как учителя пытались объяснить те или иные свойства, явления или действия, были придуманы специальные дидактические материалы, с помощью которых ученики самостоятельно изучали окружающий мир, познавали многие вещи с помощью собственного опыта.

Спустя некоторое время ученики такой школы научились считать, писать и читать раньше своих сверстников! Исследовав поразительные результаты методики, Мария Монтессори в 1907 году открывает первую такую школу для обычных детей, знаменитую как Дом Ребенка. Монтессори-школа была открыта в одном из беднейших районов Рима.

На чем основана система раннего развития Марии Монтессори?

  • Каждый ребенок – это неповторимая, уникальная и свободная личность.  У каждого ребенка свои интересы и увлечения, которые нужно развивать. Ребенку дана полная свобода действий и выбор того, чем он будет заниматься. Однако, детей учат, что нужно уважать свободу друг друга.
  • Учитель —  наблюдатель. Учитель предоставляет выбор ребенку, помогает в освоении того предмета, который заинтересовал ребенка. “Помоги мне сделать это самому” – эта фраза как нельзя лучше характеризует отношения между детьми и учителем.
  • Создание активной развивающей среды. Ребенок не умеет анализировать, он впитывает всю информацию, которая приходит к нему из окружающего мира. Мы можем организовать данную среду так, чтобы в ней содержалось максимальное количество нужных и полезных материалов для развития ребенка.
  • Занятия с разновозрастными детьми. На занятии могут одновременно  присутствовать как трехлетки так и дети 5-6 лет. Младшие смотрят на старших, учатся от них, стараются перенять опыт. Старшие детки учатся заботиться о младших, подают им хороший пример.
  • Нет соревнований. Каждый ребенок занимается с определенным материалом столько времени, сколько необходимо для его изучения.

Особенности садика и школы Монтессори

Около 90% всего времени нахождения ребенка на занятии занимает его самостоятельное развитие, то есть его работа со специальными учебными материалами. Данные материалы лежат в свободном доступе, чтобы ребенок мог в любой момент ими воспользоваться. Ребенок сам решает, чем и в какое время ему заниматься. Он может играть самостоятельно или же в группе с другими детьми.

Все материалы помогают детям понять не только в теории, но и на практике свойства предметов, их форму и размер. Для более удобного использования всего разнообразия данных дидактических материалов, помещение разделено на пять тематических зон или секторов.

Тематические зоны:

  • практической жизни. В данной зоне ребенок учится самообслуживанию, учится выполнять те действия, которые необходимы для жизни. Например, здесь можно постирать или поутюжить вещи, приготовить еду и почистить ботинки. Важно, что здесь все предметы настоящие: если нож —  то острый, если утюг – то горячий, если вода – то мокрая. Дети учатся пользоваться иголкой с ниткой, завязывать шнурки, пришивать пуговицы. Данные действия развивают мелкую моторику, что в свою очередь способствует скорейшему овладению навыками чтения и письма.
  • сенсорного развития. У человека есть 5 органов чувств для познания окружающего его мира. Это зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Сенсорное развитие – это развитие функций данных органов чувств. Здесь ребенок учится различать предметы по основным признакам (размер, форма, цвет, текстура, звук).
  • математическая. Нужна для знакомства ребенка с такими понятиями как количество, математические операции.
  • языковая. Способствует обучению письму и чтению.
  • космическая. Для изучения ребенком окружающего мира, причин и последствий того или иного явления в окружающей среде.

 Преимущества и недостатки системы Марии Монтессори

Как и любая методика развития ребенка, методика Марии Монтессори имеет свои достоинства и недостатки.

Подведем итоги. С помощью данной статьи мы узнали, кто такая Мария Монтессори и когда была основана ее педагогическая система, а также рассмотрели основные принципы методики раннего развития Марии Монтессори, ее преимущества, недостатки и особенности распространения.

А вы используете какие-нибудь методики развития ребенка? Сталкивались ли вы лично с данной методикой? Нравится ли она вам и вашему ребенку? Пожалуйста, поделитесь своим опытом.

Советую Вам также ознакомится с взглядами других выдающихся людей на раннее развитие деток, а затем решать, какой подход ближе всего Вашему ребёнку и Вам:

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, информацией, нажав на кнопочки соц. сетей. Спасибо!

P.S. Чуть не забыла, если Вас заинтересовала данная методика, советую к прочтению книгу «Как стать Монтессори-мамой». А также обратите внимание на набор Монтессори.

Видео по теме:

 

my-happybaby.ru

Методика раннего развития Марии Монтессори

Методика великого итальянского педагога, врача и философа Марии Монтессори сформировалась в начале XX века и изначально предназначалась для воспитания и образования детей с отклонениями. Позднее стало понятно, что система эффективна и в работе со здоровыми детьми. Сегодня по методике Монтессори работает огромное количество школ по всему миру. Рассказываем, в чем уникальность методики и какие ее основные характеристики.

Этапы развития

В системе Монтессори образования существует несколько этапов развития, которые разделены на шестилетние периоды:

  • от 0 до 6 лет
  • от 6 до 12 лет
  • от 12 до 18 лет
  • от 18 до 24 лет

Эти периоды Мария Монтессори называла периодами перерождения (сензитивные периоды), когда личность человека претерпевает серьезные перемены и его потребности меняются кардинальным образом. Это время особой «чувствительности» для развития того или иного навыка, и если этот период пропустить, навык может так и не развиться. При этом периоды от 0-6 и от 12-18 она выделяла как самые трансформационные и разделила на подгруппы — под каждый возраст описала свою образовательную среду.  

Образовательная среда Монтессори 

В основе педагогики — индивидуальный подход к каждому, где главная задача — помочь раскрыть природу и потенциал ребенка. В концепции Монтессори образования считается, что главная задача ребенка — адаптироваться в окружающем мире, и задача методики — создать максимально подходящие для этого условия, где ребенок учится, не замечая, что он учится.

Основополагающий принцип системы Монтессори, вызывающий резонанс в традиционной педагогической системе — принцип ничем не ограниченной свободы, где ребенок сам решает, чем он хочет заниматься и исследует этот мир через собственные открытия.

«Педагог в системе Монтессори только на первый взгляд не принимает активного участия в образовании и не занимает привычную роль лидера. На самом же деле он выступает как авторитет и проводник между ребенком и окружающей средой, где его ключевой задачей является наблюдение за ребенком, а также проведение презентаций — демонстрация способа использования материала, предмета или игры, — рассказывает Ирина Исаева, эксперт Международной Монтессори Ассоциации.

— Роль педагогов поддерживать, мягко направлять, пробуждать желание и интерес, а не предлагать готовые модели решений. 

Доктор Монтессори утверждала, что человек хорош по природе и « уже рождается с умом, характером и чувствами». Она называет этот принцип «не мешать естественному развитию», «Чем более ребенок будет свободен в своем развитии, тем быстрее и совершеннее он обретет свою форму и способности».

Основные характеристики Монтессори педагогики:

  • отсутствие классно-урочной системы: свободное перемещение по классу, нет учителя-лидера, который ведет урок в привычном понимании;
  • обучение через самостоятельные занятия;
  • более 100 видов деятельности в классе;
  • наличие специальных зон, в том числе зона кулинарии, где дети сами готовят;
  • отсутствие системы наказаний и поощрений;
  • разновозрастная группа детей в классе;
  • специально разработанные дидактические материалы;
  • подготовленный Монтессори-педагог

«Мы намеренно создаем для ребенка условия, при которых он может получить реальную информацию об окружающей среде, ничего не искажая. Например, в Монтессори не приветствуются соски, чашки непроливайки, ходунки, прыгунки — всё, что дает неправильное представление об окружающем мире. В классе есть настоящие ножи, утюги, иголки, бьющаяся посуда. Это возможность для ребенка получить опыт работы с тем или иным материалом. И когда он знает, что с этим делать по назначению и видит, что ему доверили настоящее, то с большим уважением и трепетом относится к этому», —добавляет Ирина Исаева.

Подходит ли система вашему ребенку 

Безусловно, этот метод может вызвать отторжение в первую очередь у тех родителей, в ком сильно проявлены чувство тревоги и гиперконтроля. Однако это прекрасная возможность развивать в себе такое важное качество как доверие миру и природе. Внутри такого сценария воспитания лежит идея об уважении маленького существа, а не безвольной куклы, которую необходимо постоянно дергать и бить по рукам. Обратите внимание на родителей с детьми вокруг вас. Какие слова вы услышите от них в большинстве случаев? «Не трогай», «не мешай», «не балуйся». В системе Монтессори ребенок волен делать то, что хочет при условии, что он не причиняет вред другим.

Возможно ли создать подобную поддерживающую среду для гармоничного развития ребенка в домашних условиях? Этот вопрос часто задают родители. Если у малыша будет свой уголок, мебель, подходящая под его возраст и комплекцию, предметы, которые ему будут нравиться — это уже ценный вклад в его развитие. 

Концепция Монтессори подхода — сделать мир удобным для ребенка, чтобы он не просил лишний раз помощи. Но главное — это атмосфера безопасности и отношения внутри семьи, построенные на уважении. Это то, в чем так нуждаются дети, и то, о чем так часто забывают взрослые. Идея о том, что дети приходят не для того, чтобы оправдывать наши ожидания и выполнять указания, позволяет родителям изменить свой взгляд на жизнь ребенка и его воспитание. Марией Монтессори был введен термин «впитывающий разум» который означал, что все, что происходит с ребенком в  период от 0 до 6 лет, становится базисом его личности, поэтому стоит быть особенно внимательным к тому, с чем он взаимодействует и что его окружает.

Отдавать ли ребенка в школу Монтессори, каждый родитель решает для себя сам, однако эта вдохновляющая философия определенно стоит того, чтобы с ней познакомиться.

Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема — взрослые находятся в центре внимания цивилизации, если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир».  Как изменился бы мир, если бы стали больше доверять своим детям и поддерживать их?

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

Все материалы спецпроекта


— поделитесь с друзьями!


Эксперты: Ирина Исаева Подпишитесь на нас в фейсбуке:

dailybaby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *