Может ли двоюродный брат быть крестным отцом – Кто может быть крестными, а кто нет. Что говорит церковь: может быть крестным ребёнок, бывший муж, сестра или брат — Автор Екатерина Данилова

Содержание

Кто может быть крестными, а кто нет. Что говорит церковь: может быть крестным ребёнок, бывший муж, сестра или брат — Автор Екатерина Данилова

Кто может быть крестными, а кто нет. Что говорит церковь: может быть крестным ребёнок, бывший муж, сестра или брат

Крещение – самое значимое событие в жизни каждого православного человека. И конечно, нужно ответственно подходить к выбору крестных. Ведь они являются вторыми родителями, и играют важную роль в жизни человека. По поводу крестных существует много суеверий. И многие задаются вопросом: кто может быть крестным, а кто нет. Попробуем ответить на самые часто задаваемые вопросы на эту тему.

Могут ли дети быть крестными?

По церковным правилам, дети с семилетнего возраста уже несут полную ответственность за свои поступки. Они уже не допускаются к причастию без исповеди. Поэтому, если ребенок достаточно воцерковлен, он может стать крестным. Но, выбирая в крестные ребенка, хорошенько подумайте. Крестная мать или отец должны воспитывать своего крестника в православной вере, а ребенок еще и сам только постигает азы православия. Все же лучше в крестные выбрать взрослого, состоявшегося человека. Ведь если с кровными родителями ребенка что-нибудь случится, несовершеннолетний не сможет взять на себя ответственность за крестника. Если же вы все же решились взять в крестные несовершеннолетнего, то лучше, чтобы это был ребенок, достигший 15-летнего возраста.

Может ли быть один крестный?

Бывают ситуации, когда крестины уже назначены, с батюшкой договорились и гости приглашены, а один из крестных не может присутствовать на крещении. Либо вы вообще не смогли найти второго восприемника. Как же быть в такой ситуации? Церковь допускает крещение с одним крестным. Второго можно записать заочно в свидетельство о крещении. Но тут существует один важный момент. При крещении девочки, обязательно должна присутствовать крестная, а для младенца мужского пола – крестный. Во время таинства, крестный (одного пола с ребенком) будут произносить от лица младенца обет отречения от сатаны и соединения с Христом, а также Символ веры.

Может ли сестра быть крестной?

Если сестра верующий, православный человек, она может стать крестной матерью. Но желательно, чтобы крестная была уже достаточно взрослым человеком, ведь ей придется нести ответственность не только за себя, но и за крестника. Многие, у кого есть взрослые сестры, берут их в крестные. Ведь никто так не позаботится о крестнике, как родной человек.

Может ли бывший муж быть крестным?

Это скорее вопрос морали. Если у вас с бывшим мужем сохранились прекрасные дружеские отношения, и он не приходится родным отцом вашего ребенка, он может стать крестным. Но если ваш бывший муж родной отец ребенка, то он не может быть восприемником, так как родные родители не могут быть восприемниками своего ребенка. Ну и опять же, крестный становится практически родственником, поэтому обговорите с вашим нынешним мужем, не будет ли он против ваших столь близких отношений с бывшим супругом.

Может ли быть крестной жена крестного?

Жена крестного не может быть восприемницей, если речь идет об одном и том же младенце, так как церковь запрещает супругам быть восприемниками одного ребенка. Во время таинства они обретают духовную связь, а значит, между ними не может быть интимных отношений.

Может ли брат быть крестным?

Родной или двоюродный брат может стать крестным. Церковь не запрещает близким родственникам быть крестными. Исключением являются только родители ребенка. Бабушки, братья, тети и дяди могут быть крестными. Главное, чтобы эти люди были православными, крещенными, и ответственно подходили к выполнению обязанностей крестных родителей. То есть учить ребенка азам православия и воспитывать его верующим, честным и порядочным человеком.

Могут ли быть крестными муж и жена?

Женщина и мужчина во время обряда крещения становятся духовными родственниками, а значит, не могут состоять в браке. Потому как брак подразумевает физическую близость, которой не может быть между духовными родителями.

Если крестная и крестный являются супругами, им запрещено участвовать в таинстве крещения одного ребенка. Более того, мужчина и женщина не могут крестить одного ребенка, если они только планируют вступить в брак. Если они все же станут крестными одного младенца, им придется отказаться от близких отношений, в пользу воспитания крестника.

Муж и жена могут крестить детей из одной семьи. Мужчина может стать крестным одного ребенка, а жена крестной другого младенца.

Если муж и жена по незнанию стали восприемниками одного ребенка, супругам нужно обратиться к правящему архиерею. Из сложившейся ситуации, как правило, есть два выхода: признание брака недействительным, либо супругам назначат эпитимью за совершенный по незнанию грех.

Кто однозначно не может быть восприемником?

Перед тем как выбрать восприемников для своего малыша, нужно знать, кого церковь однозначно запрещает брать в крестные:

— кровные родители ребенка;

— супруги;

— не крещенные и атеисты;

— люди другого вероисповедания;

— монахи;

— умственно отсталые люди;

— сектанты.

Выбор крестных родителей – очень важный момент. И здесь нужно руководствоваться в первую очередь интересами ребенка, а не своими собственными. Зачастую в крестные выбирают лучших друзей или «нужных» людей, не особо вникая, насколько человек воцерковлен.

Если вы хотите, чтобы вашего ребенка воспитывали в православной вере, выбирайте только верующих людей, которые знают молитвы и регулярно посещают церковные службы. Если люди не посещают храм и верят, как говорится от случая к случаю, то возникает большое сомнение в серьезном отношении к таинству и своим обязанностям.

Часто так бывает, что пути людей расходятся, и крестный не может принимать участие в воспитании крестника. Но он все равно несет ответственность за этого ребенка, поэтому восприемник должен всю жизнь молиться о крестнике или крестнице.

Полезные ссылки:

Крестные родители

Ситуация, описанная вами, действительно довольно часто встречается в современных условиях, потому постараемся прояснить некоторые важные моменты, касающиеся крещения и венчания.

1. О количестве крестных. В некоторых местностях принято брать двух (а иногда и более) крестных, как правило, со стороны матери и со стороны отца. Но этот обычай, распространенный в местах компактного проживания староверов, иногда просто невыполним, как в Вашей ситуации. Согласно же постановлениям Стоглавого собора крестным должен быть один человек:

«А кум бы един, любо мужеский пол, любо женский, а о два бы кума, и о мнозе кумове не были, как у вас преж сего было» (гл. XVII).

2. О духовном родстве и венчании. Родственники не могут вступать в брак и венчаться. Родство однородное и кровное разделяется на восходящих, нисходящих и боковых родственников. Восходящие — те, которые нас родили (отец, мать, дед, баба и те, которые выше их). Нисходящие — те, которые родились от нас (сын, дочь, внук, внука, правнук, правнука и проч.). Боковые — те, которые не родили нас, ни родились от нас, но которые восходят вместе с нами к одному и тому же началу и роду (брат, сестра, дядя, тетка, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра и их дальнейшие). Между родственниками существуют степени родства (мать и сын — это первая степень, брат с сестрой — вторая степень и т.д.). Брак разрешается только в восьмой степени родства и далее.

Помимо кровного родства, существует еще духовное родство, которое возникает между крестным и восприемником. Правила, регулирующие отношения, возникающие при духовном родстве, описаны в главе 51 Кормчей «О сродстве еже от святаго крещения» (л. 541 об. — 549, стр. 1196-1209 Кормчей патриарха Иосифа 1650 г., репринт которой был переиздан в 2004 г. издательством «Воскресение»).

«Святое крещение, есть Божественное рождение, и души обновление. Иже убо аще крещен будет во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, в три погружения, якоже святии апостоли научают, очищен всех грехов, и плотских помысл; исходя от спасительной бани, абие восприемлем от единаго вернаго человека, иже должен есть к благочестию наставляти его, и есть свидетель крещения его; и сицевыи человек нарицается восприемник, и отец духовный крещеному, и больши есть, нежели отец, родивыи его по плоти: ов убо к плотским служит ему, сей же к духовным. Посредствующе же Духови Святому, отец духовный крещеному бывает брат плотскому его отцу…».

Исходя из этого понимания недопустимо, чтобы мать или отец ребенка становились ему крестными. Правило 53 Шестого Вселенского собора запрещает крестным жениться на матерях своих восприемников в случае, если те овдовеют, мотивируя такой запрет тем, что «сродство по духу есть важнее союза по телу».

Возникает вопрос, на кого (помимо крестного и восприемника и его родителей) распространяется духовное родство и, соответственно, до какой степени родства по духу запрещается брак? В Кормчей приводятся два мнения по этому поводу. Священник, с которым вы общались, считает, что духовное родство распространяется на всех родственников, всех «породняет» между собой, так же, как и при кровном родстве. По этой логике, если человек становится крестным родственнику своей будущей жены, то впоследствии ему нельзя будет на ней жениться, нельзя венчаться (хотя если они уже венчаны, то такой проблемы не возникает).

Другие считают, что духовное родство нельзя приравнивать к кровному. Вальсамон в толковании на приведенное правило шестого Вселенского собора пишет: «Одни говорили, что, поелику и по правилу и по закону духовное родство важнее родства по плоти, то мы должны следовать тому, что узаконено о браках запрещенных по причине плотского родства. А большинство не так думало, но распространяло это родство и простирало запрещение только на лица, обозначенные в законе» (т.е. в правиле 53, курсив мой о. И.К.). Иначе говоря, большинство считало, что поскольку духовное родство выше плотского, то здесь действуют другие правила. Никто не может взять в жены ту, которую воспринял при крещении, ни ее мать или дочь. Но на родственников по боковой линии духовное родство, возникающее при крещении, не распространяется.

Вот, что пишется в Кормчей: «… но да покажет сие (т.е. духовное — о. И.К.) сродство не протязатися и к восходящим, и побочным. Прилагает бо закон по онех именах, сицевая словеса: «сего ради прощено есть кождо хотящему пояти себе в жену кроме всякого препятия сестру мужа кума своего» (стр. 1198).

Также и Матфей Властарь пишет в той же Кормчей:

«Сродство от святого крещения соблюдается между двема онома кмотрама (т.е. между крестным и восприемником — о. И.К.), и нисходящим от них, а не между прочих родством, си есть, между восходящих и побочных, си есть, отцы, деды, прадеды, братии, стрыя и братаничов, якоже неции мнят. Между двумя бо онеми лицама Дух Святыи посредствова, а не плоть, и сего ради сицево есть сродство духовное, а не телесное. Сынове убо восприемников, аще от единого и того же восприемника суть крещены, или ни, запрещаются счетатися в супружество, аще мужескаго полу суть. Аще женска, даже до седмаго степени низходяще, и прощаются в осьмом. И сего ради прощено есть коемуждо хотящему пояти в жену кума своего сестру. И знаменай добре, яко лица сущая от боку, не препинаются к супружеству крещением» (Кормчая, л. 546, стр. 1205-1206).

Итак, из приведенных текстов ясно следующее. Родство духовное выше кровного, и по отношению к нему действуют другие правила. А именно то, что оно распространяется только по прямой нисходящей линии. Это крестный, его дети, внуки, правнуки и далее до 8 колена. Все они не могут вступать в брак с крестником, его детьми, внуками и далее до 8 колена. А на боковую линию родство не распространяется: крестный может, например, беспрепятственно жениться (венчаться) на сестре своего восприемника (л. 42 об., стр. 1198 Кормчей).

Исходя из такого понимания, ваш зять может стать крестным, а потом (по мере духовного возрастания) беспрепятственно венчаться со своей супругой. Лучше, если молодая пара придет к решению о венчании обдуманно и ответственно, чем вынуждать их делать это поспешно, без должной подготовки и понимания. Посодействуйте им в этом, побеседуйте сами и дайте почитать соответствующую духовную литературу.

Но, повторюсь, часть священников не согласны с такой позицией, действуя по принципу: чем строже, тем правильнее. Разные мнения имели и имеют место в Церкви (вспомним апостольский собор по вопросу об обязательности обрезания и сохранения иудейских обрядов). В вашем случае, чтобы сохранить добрые отношения с духовным отцом, лучше всего найти благочестивого христианина, который бы согласился стать крестным вашему внуку. Такого человека, которого бы он всегда видел в храме на богослужении, с которого бы брал пример христианского образа жизни. Я знаю довольно случаев, когда люди брали крестных не из числа родни, а искали именно духовных наставников. Для детей, их христианского воспитания — это гораздо лучше номинального наличия крестных, которые порой не знают даже азов православной христианской веры.

Разделяю вашу надежду и желаю, чтобы ваши дети стали истинными христианами. Молитесь об этом милостивому Богу.

Мои вторые родители. Беседа с протоиереем Евгением Попиченко о крестных родителях

Есть православные люди, которых сегодня ищут «днем с огнем» – это крестные для ребенка. Лет 20 назад крестным мог стать любой, быстро найденный перед совершением таинства крещеный человек. Главное, чтобы он в принципе был! Сегодня же отношение к крестным изменилось. Найти таких людей сложно, ведь, по мнению современных христиан, они должны быть крепки в вере, должны молиться, жить полноценной церковной жизнью, воспитывать крестника в вере. Но даже если родителям посчастливилось «выследить» потенциальных крестных в среде прихожан своего храма, то предстоит еще уговорить их принять на себя ответственность за крестника. Все главные нюансы взаимоотношений крестных и крестников, а также их родителей мы решили обсудить с протоиереем Евгением Попиченко.

О. Евгений, кто же такие крестные?

Мне очень нравится мнение о. Андрея Кураева о крестных. Он говорит, что крестный – это такой человек, который ненавязчиво присутствует в жизни ребенка. Он появляется, как солнышко, согревает, сорадуется, общаясь с крестником и родителями. Но когда ребенок входит в подростковый возраст и начинает оспаривать родительский авторитет, протестовать, крестный и должен стать тем авторитетным взрослым, с которым можно обсудить жизненно важные вопросы. Например, вопрос жизни и смерти, вопросы взаимоотношений между полами и тому подобные. Таким образом, крестный становится и для крестника, и для родителей дополнительной опорой. Но это в теории, а на практике… мне трудно вспомнить из истории пример какого-нибудь крестного, который привел бы своего крестника к святости.

Вообще, трудно проследить, когда в обязанности крестного стала входить обязанность воспитания. Ведь изначально крестные были просто свидетелями верности крещаемого.

Краткая историческая справка:

Святой Ипполит Римский (конец II — начало III века) упоминает восприемников (или крестных) в качестве людей, которые приводят к епископу желающего креститься. В III веке «Дидаскалия» (Наставление апостольское), несколько позже «Апостольские постановления» увязывают лицо воспринимаемого с половой принадлежностью восприемника: восприемником мужчины является диакон, восприемницей женщины – диакониса. Восприемники становились поручителями (от греч. «anadochos» – поручитель за должника), которые ручались за чистоту жизни и серьезность намерений желающего креститься.

Неизвестно, обязан ли был восприемник участвовать в жизни своего крестника после крещения. Если крестился ребенок, то его поручителями становились его верующие родители. И только в V веке, когда крещение детей стало распространенным явлением, начал развиваться институт восприемничества, а также появились и представления о «духовном родстве» крестных и крестников, отраженные, например, в законе Юстиниана, запрещавшем брак между восприемником и его крестницей. При этом восприемник оставался поручителем, а задача воспитания лежала на родителях ребенка. В крещении участвовал лишь один восприемник, и только в XIV веке появился обычай приглашать двоих крестных родителей – по образу обычной семьи.

Какие требования предъявляются к крестному сегодня?

Интересный момент – требования к крестному могут предъявляться с двух сторон, со стороны близких ребенка и со стороны Церкви. У родителей младенца требования вытекают из мотивов выбора крестного. В своей практике я встречался с несколькими мотивами. Во-первых, в крестные приглашали обеспеченных, авторитетных в обществе людей, чтобы те потом помогли крестнику в решении жизненных ситуаций. С житейской точки зрения все очень правильно: ведь родители выбирают «родственника с перспективой» и для своего ребенка, и для себя. Но при этом, как правило, родители не смотрели на качества души человека, на то, живет ли он христианской жизнью или формально числится крещеным. Главное качество крестного в этом случае – мирская успешность. Главный мотив – корыстный расчет.

Во-вторых, это дружеский мотив: родители приглашают в крестные к детям своих друзей, чтобы дружба продолжалась и крепла. В-третьих, стать крестными приглашают родственников. Так было и раньше, в деревнях часто старшие братья и сестры, дядьки и тетки становились крестными. Это обеспечивало реальную помощь в воспитании детей. Но если раньше большие семьи жили вместе, или хотя бы рядом, то теперь родственник-крестный – это дополнительное укрепление слабых родственных связей современной семьи.

С точки зрения Церкви, главный критерий крестного – он должен быть живым христианином, то есть, он должен знать Православие, он не должен смертно грешить, но должен бороться со страстями, пытаться жить по Евангелию, участвовать в таинствах. Но эти критерии актуальны и для родителей ребенка, иначе все бессмысленно. Нет ничего хуже, чем крестить детей у безбожных родителей, формальных христиан. Ведь именно родителям Господь на время дает ребенка, чтобы они его воспитали для вечности, воспитали настоящим христианином. Вряд ли безбожные родители смогут уразуметь предназначение своего ребенка для вечности, развить данные ему Богом таланты, данные ему в крещении дары Святого Духа. Скорее, они духовно погубят его, ища для него мирского «счастья». Поэтому сначала должно быть глубокое, осознанное воцерковление родителей, которые создадут для ребенка нужную атмосферу, а потом уже крещение их детей.

Но ведь часто отношение ко крещению у родителей магическое; они надеются, что крещение избавит ребенка от всех бед и по жизни «Бог будет ему помогать» только из-за факта крещения. В истории Церкви есть прецеденты решений по вопросу крещения детей не-христиан. Например, в Византии не-христиане (язычники или мусульмане) обращались к православным священникам с просьбой окрестить их детей из суеверия («от крещеных детей будет отогнан злой дух»). Но такое крещение не признавалось действительным, потому что родители не верили православно (и потому не было исполнено евангельское требование «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мр. 16, 16), а воспринимали крещение своих детей как телесное лекарство и чародейство.

Крещение – это только возможность спасения (и не обязательно Бог спасет человека через мирную и спокойную жизнь, чаще Господь спасает через скорби), это потенциальная возможность, зерно, для которого нужна хорошая почва.

О. Евгений, часто бывает так, что родители являются теми самыми «формальными христианами», «крещеными безбожниками», а бабушки – воцерковленными христианками. Бабушка хочет крестить своего внука, родители «в принципе не против». Они даже не против того, что бабушка водила бы внука в церковь к Причастию. Церковная жизнь для них непонятна, далека и безразлична. Можно ли крестить таких младенцев, возлагая ответственность за духовную жизнь не на родителей, а на бабушку и крестных?

К сожалению, это частая и драматичная ситуация. На одном из интернет-форумов, где обсуждалось крещение, мамаша высказалась так: «Я саркастически настроенная воинствующая атеистка, сама против крещения, но, видимо, родственнички меня «добьют». Пускай крестят, если хотят». То есть, родственники настаивают на своем желании крестить ребенка, исключая влияние родителей на его будущую духовную жизнь.

Так же показательно высказывание интернет-форумчанки: «Считаю это фарсом, крестить ребенка в неверующей семье. Так и объясняю родственникам. Все равно мы не дадим детям религиозного воспитания. Хотя пользу можно найти. Будут крестные – родственники, которых можно выбрать. Лишние подарки на праздники…».

Некоторые церковные каноны намекают: нельзя крестить детей в неверующих семьях, то есть в тех семьях, в которых родители более трех воскресений подряд без уважительной причины не пришли на Литургию. В трудах мученика Иустина Философа и священномученика Ипполита Римского («Апостольское предание») говорится, что главнейшими условиями крещения являются волеизъявление (то есть сознательная решимость принять Христа в свою жизнь), вера и покаяние.

Эти условия на первый взгляд не актуальны для младенцев, принимающих крещение. Но ведь за детей эти условия должны соблюсти их родители. «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). А если родители живут без веры, воли на крещение своего ребенка они не изъявляли, да и покаяние для них «не актуально»? О каком крещении их ребенка может идти речь?

Не нужно забывать и об ответственности священника за крещение детей неверующих родителей: «Священник аще крестит турчину детищ… да извержется», то есть, будет лишен сана и будет нести ответственность перед Богом (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).

Но есть и другое мнение некоторых священников. Они считают, что крестить детей неверующих родителей можно, как бы «на будущее». Как это? Имеется в виду кредит доверия, которое выдается такой семье в момент крещения ребенка: «Мы вашего ребенка крестим, а может быть, потом Бог и вас к Себе приведет и ребеночка вашего оградит от всяческих бед». И вроде бы все логично, но нужно обязательно помнить, что крещение – это вызов дьяволу, вызов, после которого ребенка нужно научить борьбе со злом. Крещение – это начало войны, выдача оружия (даров Святого Духа). Конечно же, Господь поддержит человека в этой войне, но только в том случае, если человек пребывает в единстве с Богом. В случае же формального крещения без последующего научения духовной жизни, без поддержания единства с Богом ребенка просто безоружным сдают врагу рода человеческого. Подготовка к этой борьбе и ложится на плечи родителей и крестных: это и принесение, а затем и подготовка ребенка к таинствам, и молитва в храме, и ежедневное-ежечасное питание ребенка правильным духовным настроем (воспитание).

Вот два момента, которые нужно помнить в связи с крещением. Первое – человек выходит на бой. И второе – в крещении человек получает дары Святого Духа, которые нужно возрастить, а не растерять. Идеальная ситуация – когда крестных находят из той же духовной семьи, в которой живут и родители, то есть из одного прихода. Потому что если у людей есть единство веры, если они вместе молятся, то это самая надежная основа для взращивания души ребенка.

Но вернемся к конкретной ситуации, описанной в вашем вопросе. Если ребенок живет у бабушки (как это часто бывает, когда родители отдают дитя на воспитание бабушке, так как у них «на него времени и сил не хватает»), то крещение допустимо. А если бабушка живет отдельно и иногда приходит понянчиться с внуком, то ситуация кардинально иная. В таком случае, каково влияние бабушки на духовную атмосферу в семье? Способна ли она не просто быть бабушкой, но еще и восполнять несознательность в вере родителей? Возможно ли будет крестному участвовать в воспитании? Вот будет он иногда приходить и что-то о Боге или заповедях говорить, будет ли от этого эффект, если ребенок впитывает иной образ жизни? Выдержит ли он войну с сатаной?

За маленького ребенка вызов сатане бросает крестный. Он же приносит за него крещальные обеты, которые в сознательном возрасте ребенок должен подтвердить (подтвердить, что он верный христианин). Можно ли сказать, что дьявол будет бороться именно с крестным, пока ребенок не войдет в сознательный возраст? И насколько же, все-таки, тесной является духовная связь между крестным и крестником?

Если позволите, в ответ я процитирую слова святого Иоанна Златоуста. В одной из своих огласительных бесед святитель так объясняет роль восприемника: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность.

Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность».

Итак, своей христианской жизнью мы помогаем нашему крестнику, но и наша развращенная жизнь развращает доверенную нам душу ребенка, даже если мы об этом не подозреваем.

А если, несмотря на все усилия родителей и крестных, ребенок по достижении сознательного возраста крещальных обетов не подтверждает, но позиционирует себя атеистом или язычником, говоря: «меня не спрашивали, хочу ли я креститься!». В таком случае ответственность с крестного снимается или, напротив, усугубляется?

Никто с крестного и с родителей ответственности за ребенка не снимает. Но и не надо отчаиваться и опускать руки. Ведь человек будет отвечать перед Богом уже после своей смерти. А до этого момента всегда есть возможность повлиять на ситуацию. И не нужно забывать, что Господь смотрит не столько на результат, сколько на усилия. Насколько крестный пытался вразумить крестника, как участвовал в его жизни, усердно ли он молился за свое чадо, стремился ли он исправлять свою жизнь?

Именно поэтому крестный должен четко и трезво оценивать свои силы в вопросе количества крестных детей. Скольким крестникам он может реально уделять время, водить в храм, общаться? У нас же часто люди воспринимают приглашение в крестные как награду, как признание их добропорядочными христианами. В этой ложной позиции не просто заблуждение и не осознание ответственности, но и огромная доля тщеславия: «Вот какой я хороший! Меня уже третий раз в крестные позвали!». И не думает такой человек, что за каждого ребенка он будет давать ответ…

Вот я это говорю, и сам внутренне содрогаюсь, потому что у меня множество крестников, которых я теперь даже и не знаю, и не вижу, и не общаюсь с ними. Только среди наших прихожан у меня двое крестников. При этом священник как бы автоматически становится восприемником и для тех детей, которым родители не нашли крестных. То есть, у меня, наверное, несколько тысяч крестников… и за всех нужно будет давать ответ.

Я иногда людям перед крещением задаю вопросы: «Зачем вы хотите креститься или крестить ребенка? Какую роль в вашей жизни играет Христос? Как вы к Нему относитесь? Хотите ли вы действительно жить по-христиански?». Люди обычно как-то «зависают», не могут ответить. Видимо, эти вопросы даже не возникали в их головах.

А правильный ответ может быть только один: «Я долго искал Истину. И однажды я открыл Евангелие и узнал Истину, поэтому я хочу стать учеником Христа». Все остальные мотивы слишком пошлые, чтобы принимать это Таинство. Ведь Христос не для того пришел в мир, чтобы нам «везло и было легче жить», «чтобы грыжа у ребеночка рассосалась», чтобы нас «никто сглазить не мог». Крещение – это погружение в смерть Христову, чтобы потом во Христе воскреснуть. Если человек готов за Христа умереть – это серьезный мотив, который, к сожалению, есть у единиц современных людей, пришедших креститься. Тогда как в первые века христианства люди как раз с такими мотивами и приходили к купели, осознавая, что завтра их могут за Христа убить. Все это я напоминаю людям перед крещением.

И какова реакция? Кто-нибудь передумывал креститься?

Реакция – шок. Но пока никто не передумал. Люди осознают, что они совершенно не готовы к новой жизни, к новой ответственности, они не уходят… хотя это было бы понятно, правильно и честно.

Часто потенциальные крестные как раз и отговаривают подобных «верующих» креститься или крестить детей, говоря: «Зачем вам это нужно, ведь вы не будете жить по-христиански. Поймите ответственность». Правильно ли они делают?

Конечно, правильно, потому что вера и жизнь с Богом могут осуществляться только при условиях осознанности и свободы. Если человек не понимает, что он делает, то он уже недееспособный человек. К сожалению, в духовной жизни у нас множество людей именно недееспособных. Поэтому правильно будет, если мы призовем их к серьезности, ведь и Господь в Евангелии все время призывает человека к серьезности жизни: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14)

Батюшка, как крестному нести ответственность за ребенка в такой ситуации: родители до определенного момента не были против церковной жизни своего ребенка, они иногда даже привозили его на Причастие, сами не воцерковлялись, а были «издалека сочувствующими». Ребенку исполнилось 7 лет, и оказалось, что без исповеди его не причащают. Родители, не желают входить в церковную жизнь и даже слышать о ней, перестают даже изредка привозить ребенка в храм, отвечая на недоумения крестного так: «У каждого свой путь в жизни».

Одна из основных задач крестного – воспитывать родителей ребенка, приводить их к нормальной церковной жизни. И эту задачу потенциальный крестный должен обдумывать «на берегу», еще до того, как он связался с этой семьей духовными узами. Насколько он сможет повлиять на еще неустойчиво-сочувствующее сознание людей, насколько у родителей есть к нему доверие как к христианину? Если мы приходим к выводу, что это нереальные задачи, что мы не способны на подобные отношения, то зачем, собственно лицемерить? Зачем изображать из себя крестных, а из родителей изображать христиан?

Нам по человекоугодию бывает трудно отказать людям в просьбе стать крестными, или мы боимся испортить с друзьями отношения. Но это не основание для согласия. Надо Богу угождать более, чем человеку. Если родители изначально не готовы ребенка посвятить Христу, если для них крещение – это всего лишь магическое мероприятие, то почему христианин должен в этом участвовать? Если я попал в такую ситуацию, то просто должен смириться и сказать: «Извините, братья, но я в такие игры не играю». Главное условия для крещения в отношении родителей – это согласие слушаться и доверять. И за то время, пока ребенок растет до сознательного возраста, нужно и родителей подвести к духовной сознательности.

Но ведь в момент крещения и сами крестные могут быть еще не воцерковленными и лишь со временем осознать значимость произошедшего и полноту ответственности…

То есть, человек сглупил? Что делать? Во-первых, нужно искренне покаяться, что крайне небрежно отнесся ты к Божьему делу. Господь на тебя надеялся, как на Своего помощника, а ты не исполнил данного тебе Богом послушания. А во-вторых, несмотря на то, что и пути крестного с родителями вроде бы разошлись, и ценности теперь разные, но остается очень важная миссия – молитва за крестника и его родителей.

В качестве некой епитимьи человек может каждый вечер делать земной поклон с молитвой: «Господи, прости меня, грешного и нерадивого, Ты мне поручил отроча сего, а я не исполнил послушания. Спаси и помилуй крестника моего, вразуми и его родителей, направи их по истинному пути». Бывает же и другая уродливая ситуация: родители воцерковляются, а крестный их ребенка продолжает блуждать в неверии. Тогда родители могут взять на себя покаянный молитвенный труд за своего крестного.

Сегодня в силу того, что проходят огласительные беседы перед крещением, некоторые родители решают серьезно подходить к этому Таинству. Но бывает так, что у человека, который только начал воцерковляться и желает крестить ребенка, просто еще нет крепких в вере православных друзей. Он один. Где взять крестного?

В своем храме.

Но он там еще никого не знает.

Значит, нужно узнать. Значит, нужно стать живым прихожанином приходской семьи. У нас, в Пантелеимоновском приходе, часто бывает так: молодые семьи приглядываются друг к другу, начинают близко общаться и потом просят стать восприемниками у своих детей. И вроде бы человек не является родственником или близким другом, но впоследствии они становятся одной духовной семьей. И хочется надеяться, что и через десять, и через двадцать лет они так же будут дружить и общаться, и их дети вырастут, как братья и сестры.

Вот естественная ситуация: крестный, крестник и его родители живут в одном храме, каждое воскресенье крестный подносит свое дитя ко Святому Причастию. Я вообще не представляю, как можно нормально воспитывать детей вне церковной общины. Не случайно же св. Кирилл Александрийский сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец». Кто от таинств Церкви не питается, кто не любит ее, тот никогда не будет христианином.

Давайте посмотрим на эту же ситуацию глазами потенциального крестного. Допустим, я с человеком не знакома, близко мы не общаемся, да и, честно сказать, не очень хочется возлагать на себя ответственность за ребенка. Но человек просит… как мне быть?

С одной стороны, не нужно сразу же соглашаться или отказываться. Нужно присмотреться друг к другу, сходить в гости, пообщаться. Ведь это замечательная возможность найти братьев во Христе. Многие люди сегодня как раз жалуются, что у них очень маленький круг общения и единомышленников. Вот для тебя замечательная возможность. И еще более замечательная возможность – расстаться со своим себялюбием и ленью. Что значит «не очень хочется возлагать что-то на себя»? Как христианин боится брать на себя ответственность? А если это важно и для людей, и для спасения твоей души? Ведь христианин как раз и пришел в мир, чтобы исполнять волю Божию, чтобы отдавать себя другим людям в трудах и жизни по евангельским заповедям.

С другой стороны, есть церковная иерархия и мудрое правило добродетельной жизни – жизнь по совету. У каждого христианина есть духовный наставник, священник, который поможет определиться с тем, хватит ли у тебя сил душевных и телесных, чтобы взять на себя обязанности крестного.

Если ты и отказываешься, то не потому, что по ложному смирению считаешь себя «недостойной грешницей», а потому, что духовник твой, видя твои немощи, не советует тебе браться за труды крестного. Вместе с духовником нужно взвесить все «за» и «против», определить, воля Божия или искушение то, что тебе предлагается – а затем спокойно делать то, что ты должен делать.

В конце концов, все мы «скованы одной цепью, связаны одной целью», если один спасается, то спасаются и все, кто с ним связан принадлежностью к Телу Христову, к Церкви.

Есть такой момент в жизни прихода, когда абсолютное большинство прихожан не могут сдержать радостных улыбок – это воцерковление малышей. Когда батюшка предлагает помолиться за новокрещеное дитя, затем берет его на руки, вносит в алтарь и, выйдя на амвон, торжественно поднимает, показывая всем прихожанам нашего нового ребенка. Когда мы наблюдаем воцерковление, в душе рождается и радость, и мир, и любовь.

Да, мы делаем это для детей наших прихожан, ведь это действительно наш новый ребенок. Детей родителей, которые не являются нашими прихожанами, мы не воцерковляем таким образом, ведь для них это формальный обряд, лишенный смысла. Они просто ставят себя в положение «вне семьи», которую они не знают и знать не хотят. Другое дело – прихожане, которые уже члены «нашей семьи».

В таком случае, можно ли сказать, что община и является восприемником для крещаемого?

Это и должно быть нормой. Приход – семья, где каждый связан с другими членами, где есть любовь, сопереживание, помощь, поддержка, воспитание, где все вместе решают общую проблему, где радость также общая. В такой семье человек никогда не останется один. Святитель Филарет Московский сказал: «Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания». Потому и мы, если не хотим быть забытыми нашими детьми, должны сделать все, чтобы самим стать настоящими родителями.

Крещальные СУЕВЕРИЯ или то, во что НЕ МОГУТ ВЕРИТЬ православные:

  • Крестными нельзя брать людей, у которых вы сами крестили детей, «потому что возвращается крест, а это очень нехорошо для вашего ребенка».
  • Девушке впервые нельзя стать крестной у девочки, но только у мальчика, иначе она замуж долго не выйдет, а потом еще и брак несчастливым будет.
  • Нельзя называть и крестить ребенка в честь мученика – жизнь будет тяжелой, мучительной.
  • Ребенок обязательно должен заплакать, когда его опускают в святую воду или поливают водичкой лицо – это хороший знак.
  • Беременная женщина не может быть крестной ребенка, иначе крестник умрет.
  • Нельзя отказываться, если предложили быть крестными родителями.
  • Имя, под которым крестят ребенка, нужно от всех скрывать, «чтобы знакомые не сглазили».
  • Все грехи ребенка автоматически становятся грехами и его крестных родителей
  • Крестить нужно только на 40-й день после рождения, так как он самый удачный!

Крестные родители ручаются перед Богом

На вопросы о восприемниках (крестных родителях) отвечает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска протоиерей Михаил Воробьев

Можно ли отказаться от участия в Крещении? Говорят, если отказываешься быть крестным, значит, отказываешься от креста.

Отказываться от креста, который Господь дает каждому человеку для укрепления его духовных сил, конечно, не стоит. Да это и невозможно, поскольку, отказываясь от одного креста, человек тут же получает новый, который чаще всего оказывается тяжелее прежнего. Однако обязанности крестных родителей вряд ли можно считать нравственным испытанием, от которого грешно отказаться.

Само название «крестные родители» (в чинопоследовании таинства Крещения они называются более нейтрально — восприемники) показывает, что их обязанности очень серьезны. Они заключаются в заботе о правильном духовном развитии крестника, в его воспитании в соответствии с нравственными принципами православной веры. Крестные родители ручаются перед Богом в том, что их крестный сын или дочь вырастет порядочным, достойным, верующим человеком, что он или она будет испытывать потребность жить полноценной церковной жизнью. Кроме того, крестные родители обязаны помогать своим крестникам и в обычных житейских нуждах, оказывать им не только духовную, но и материальную помощь.

Если какие­то обстоятельства не позволяют с уверенностью принять на себя такую ответственность, если в сердце нет искренней любви к предполагаемому крестнику, от почетного предложения стать крестным лучше отказаться.

Два года назад мои родственники попросили меня стать крестной матерью. Теперь они требуют от меня подарки, рассказывают, где и что необходимо купить, не спрашивая о том, каково мое нынешнее материальное положение, что я могу или не могу купить. Как быть?

Наверное, следует напомнить кумовьям русскую пословицу: «По одежке протягивай ножки». Став крестной матерью, Вы, прежде всего, приняли обязанность воспитывать крестника в духе христианских ценностей. В их число, кстати, входит и умеренность в удовлетворении материальных потребностей. Старайтесь добросовестно исполнять эту основную обязанность: приучайте ребенка к молитве, читайте с ним Евангелие, объясняя его смысл, посещайте богослужения. Подарки, особенно те, которые приносят духовную пользу и радуют ребенка, конечно, тоже хорошее дело. Но в полной мере заменять природных родителей Вы на себя обязательств не принимали. К тому же справедлива еще одна пословица: «На нет и суда нет».

Может ли стать крестной матерью моему ребенку моя сестра, у которой я крестила сына?

Может. Канонических препятствий для этого нет.

Наш с мужем брак — не венчанный. Но мы стали крестными родителями нашей родственницы, крестившейся уже во взрослом возрасте. Я сразу не вникла в обряд, а потом узнала, что нельзя. А теперь наш брак распадается. Что делать?!

Обстоятельство, о котором Вы говорите, ни в коем случае не может быть основанием для растор­жения брака. Напротив, постарайтесь сохранить ваш брак. Если же сделать это не удастся, вместе с бывшим мужем продолжайте старательно исполнять обязанности крестных родителей.

Что должны делать родители ребенка, если его крестный забыл о крестнике и не выполняет своих обязанностей? Как поступить?

Если крестный — родственник или близкий друг семьи, стоит напомнить ему об ответственности, которую он несет перед Богом за правильное христианское воспитание своего крестника. Если же кум оказался случайным, да еще и совсем не церковным человеком, следует винить только себя за легкомысленное отношение к выбору восприемника.

В этом случае сами родители должны усердно делать то, что обязан делать крестный: воспитывать ребенка в духе христианского благочестия, приучать его к участию в богослужениях, приобщать к культурному богатству Православной Церкви.

Могу ли я усыновить ребенка своего крестника?

Можете; канонических препятствий для усыновления ребенка-крестника нет.

В крестные сыну мы решили взять родственников: дядю и двоюродную сестру нашего младенца, между собой они — отец и дочь. Прошу разъяснить, допускается ли такое? Поясню, что выбор сделан осознанно, и именно эти люди, на мой взгляд, могут быть духовными наставниками для нашего ребенка.

Ваш выбор вполне допустим, если предполагаемая крестная мать не является малолетним ребенком. Ведь восприемники берут на себя взрослую ответственность, они обязаны воспитывать крестника в духе христианских ценностей, а значит, сами должны знать, что это за ценности такие, любить Церковь, богослужение, жить церковной жизнью.

Можно ли, будучи уже крестным отцом старшего ребенка в семье, стать еще и крестным младшего?

Если крестный отец ответственно и добросовестно выполняет свои обязанности по отношению к крестнику, то он вполне может стать крестным отцом и для его младшего брата (Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. М., 1913. С. 994).

Скажите, пожалуйста, могут ли быть крестными родные брат с сестрой. И еще: может ли быть крестной матерью девочка, которой 12 лет?

Родные брат с сестрой могут быть крестными одного и того же ребенка. Двенадцатилетняя девочка также может стать крестной матерью только в том случае, если она воспитана в православной традиции, имеет твердую веру, знает вероучение Церкви и понимает ответственность крестного за судьбу своего крестника.

Имеются ли догматические или канонические препятствия для кумовства супругов; иными словами, можем ли мы с женой стать крестными родителями ребенка наших друзей? А могут ли кум и кума, не состоявшие в браке на момент Крещения, впоследствии стать мужем и женой? Слышал, что в Церкви нет единого мнения на сей счет.

211-я статья Номоканона запрещает мужу и жене быть восприемниками одного и того же ребенка. Однако некоторые постановления высшей церковной власти Русской Православной Церкви (см. об этом:

Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. М., 1913. С. 994) отменяют указанное требование Номоканона. В сложившейся ситуации, на мой взгляд, следует придерживаться более древней традиции, тем более что в Русской Православной Церкви она долгое время считалась единственно правильной. В случае, когда родители ребенка непременно желают иметь его восприемниками супругов, следует обратиться с соответствующим прошением к Правящему архиерею той епархии, в которой предполагается совершить таинство Крещения.

Восприемники одного и того же ребенка, не состоявшие на момент Крещения в браке, не считаются находящимися в духовном родстве. Поэтому в будущем они могут без всяких препятствий вступить в законный брак (

Булгаков С.В. Настольная книга священно­служителя. М., 1913. С. 1184).

Справедливости ради, следует заметить, что по этому поводу существует противоположное мнение, которого придерживался, например, святитель Филарет Московский. В случае отказа священника венчать восприемников одного и того же ребенка следует также обратиться к Правящему архиерею той епархии, где предполагается совершение бракосочетания.

Могут быть у крестного еще другие крестники?

Допускается иметь любое количество крестников. Однако, приглашая крестного для своего ребенка, следует задуматься, сможет ли он достойно выполнить свои обязанности, хватит ли у него любви, душевных сил и материальных ресурсов для правильного христианского воспитания своего крестника.

У моей двоюродной сестры 10 лет назад родился сын с врожденным пороком сердца. Врачи говорили, что ситуация плохая, и сестра решила его крестить прямо в больнице. Лежала она в специальном боксе, куда, кроме врачей, никого не пускали. Пустили только священника, чтобы он крестил ребенка. Мне только потом сказали, что меня записали как крестного. Позже в Москве ребенку сделали операцию, он встал на ноги, слава Богу. А в январе у моего друга родился сын, и он мне предложил стать крестным. Могу ли я быть крестным?

Повторяю, допускается иметь любое количество крестников. Однако следует помнить, что обязанности крестных родителей очень серьезны. Крещение является церковным таинством, в котором действует сама Божественная благодать. Поэтому Вас не просто «записали» в крестные, на Вас, может быть, без Вашего ведома, но возложили ответственность за правильное христианское воспитание крестника. Иметь нескольких крестных детей достаточно трудно. Но, если Вы чувствуете любовь к этим детям, Господь даст Вам душевные силы и возможности стать для них достойным крестным отцом.

Газета «Православная вера» № 7 (459), 2012 год

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60238&Itemid=3

может ли старший двоюродный брат быть крестным отцом у двоюродного брата

категоричных запретов нет, но лучше говорить со священником — могут быть церковные причины.

А почему бы и нет.. и родной брат может..

На мой взгляд может. Кровное родство не мешает духовному

конечно может! это даже лутше чем посторонний! да и церковь это поддерживает! и вам спокойнее будет! удачи вам

может конечно но я думаю что вы итак по праздникам встречаетесь с родными а тут еще на день рожденье, лучше сделай кресного хорошего друга, служака, однокурсника, однокласника и т. д.

Конечно может, хоть родной…

Может Ли Брат Быть Крестным Отцом Ребенка Сестры. ladyjurnal.ru

Кто может быть крестными, а кто нет

Если сестра верующий, православный человек, она может стать крестной матерью. Но желательно, чтобы крестная была уже достаточно взрослым человеком, ведь ей придется нести ответственность не только за себя, но и за крестника. Многие, у кого есть взрослые сестры, берут их в крестные. Ведь никто так не позаботится о крестнике, как родной человек.

Крещение – самое значимое событие в жизни каждого православного человека. И конечно, нужно ответственно подходить к выбору крестных. Ведь они являются вторыми родителями, и играют важную роль в жизни человека. По поводу крестных существует много суеверий. И многие задаются вопросом: кто может быть крестным, а кто нет. Попробуем ответить на самые часто задаваемые вопросы на эту тему.

Может ли сестра быть крестной своему брату

Совсем забросила свой дневник дневник здесь((( Все некогда, да и больше ушла в Инстаграмм) Дела наши очень даже не плохо))) мы растём, развиваемся, не болеем. Мальчики просто Абажают Таюшу! Вот между собой дерутся, а сестру тискают, зацеловывают))) Наш Новый год. Отметили в компании друзей. Все было супер, Дед Морозом был в этом году папа наших друзей Олег, с ролью справился не плохо, хотя его дети его почти выкупили))) все равно было очень весело и главное загятно! Я подготовила несколько конкурсов.

Подскажите пожалуйста может ли быть крестным девочки ее родной брат. У нас нет подходящей кандидатуры среди друзей, а братькоголибо не хочется, вот я и подумала а может ли мой старший сын быть крестным для своей родной сестры?

Кто может быть крестными, а кто нет

Женщина и мужчина во время обряда крещения становятся духовными родственниками, а значит, не могут состоять в браке. Потому как брак подразумевает физическую близость, которой не может быть между духовными родителями.

Выбор крестных родителей – очень важный момент. И здесь нужно руководствоваться в первую очередь интересами ребенка, а не своими собственными. Зачастую в крестные выбирают лучших друзей или «нужных» людей, не особо вникая, насколько человек воцерковлен.

Может Ли Брат Быть Крестным Отцом Ребенка Сестры

Могут. У моей младшей дочи вообще крёстная — моя старшая дочь, т. е. её сестра. Правда, у них разница в возрасте большая. Священник сказал. что главное — это чтобы крёстный отец и мать не были женаты и впоследствии не поженились.

Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.
1. Монахи и монахини.
2. Родители для собственных детей.
3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.
4. Неверующие.
5. Некрещеные.
6. Малолетние.
7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

Крестные родители: кому можно быть крестным

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Может ли родной брат быть крестным отцом брату

«Не может быть!» У Екатерины Павловны Миенковой, жительницы поселка Сатис Нижегородской области, после перенесения тяжелой формы гриппа было осложнение – закрылся глаз. Ничего не помогало. Обращалась в областную нижегородскую больницу – и там не смогли вылечить. Тогда

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Канонических препятствий здесь нет. По существующим правилам восприемником человек может стать в 15 лет, восприемницей — в 13 лет (Указ Святейшего Синода 1836 года).

Как выбирают крестных для ребенка? Кому нельзя быть крестным

Крестником может стать любой родственник ребёнка, независимо от степени родства, друг его родителей или просто тот, кого они знают и уважают. Но при этом необходимо в первую очередь руководствоваться тем, будет ли избранник добрым советчиком и хорошим духовным воспитателем ребёнка.

Согласно церковному учению, связь ребёнка с теми, кто принимал его от святой купели, считается даже более тесной, чем с настоящими родителями, подарившими ему жизнь. Им предстоит держать за него ответ на Страшном суде, и потому их долгом является неуклонная забота о духовном возрастании своего крестника.

Кого брать в крестные? Может ли бабушка быть крестной у внучки

И вот теперь подходим к самому главному: братья, дедушки, дяди, тети, сестры и бабушки могут быть восприемниками своих маленьких родственников. Если бабушка хочет быть крестной мамой, пусть будет, но тут стоит подумать о том, что близкие родственники и так будут заботиться о ребенке. И тут же возникает дилемма, не обделяем ли мы его, таким образом? Ведь у него появятся еще два независимых друга — православных крестных, к которым он мог бы обращаться в любую минуту за советом и поддержкой. Они тоже могли бы окружить его заботой, пониманием и любовью. Это важно особенно в тот переходный период, когда подросток, чтобы не превратить разговор с родными в привычные родительские нравоучения и наставления вне семьи, ищет авторитетного человека, которому он может доверить самое сокровенное, чего он не может сказать своим близким.

И все же, прежде чем ответить на вопрос о том, может ли бабушка быть крестной у внучки, стоит еще отметить и то, что Крещение – это первое Таинство, которым встречает приходящего к Богу человека Церковь. Вот тут важно понять, что Крещение принимают не для того, чтобы не было болезней, неприятностей и житейских трудностей, а для того, чтобы иметь Жизнь Вечную в Боге.

Может Ли Брат Быть Крестным Отцом Ребенка Сестры

Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке — только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого.

Выбирая крестного для вашего малыша, найдите человека, которому вы всецело доверяете. Это могут быть ваши близкие друзья или родственники, с которыми вы постоянно поддерживаете хорошие отношения. Согласно церковной традиции, если что-то случится с родителями, крестные обязаны заменить их крестнику.

Крестные родители ручаются перед Богом

Наверное, следует напомнить кумовьям русскую пословицу: «По одежке протягивай ножки». Став крестной матерью, Вы, прежде всего, приняли обязанность воспитывать крестника в духе христианских ценностей. В их число, кстати, входит и умеренность в удовлетворении материальных потребностей. Старайтесь добросовестно исполнять эту основную обязанность: приучайте ребенка к молитве, читайте с ним Евангелие, объясняя его смысл, посещайте богослужения. Подарки, особенно те, которые приносят духовную пользу и радуют ребенка, конечно, тоже хорошее дело. Но в полной мере заменять природных родителей Вы на себя обязательств не принимали. К тому же справедлива еще одна пословица: «На нет и суда нет».

Отказываться от креста, который Господь дает каждому человеку для укрепления его духовных сил, конечно, не стоит. Да это и невозможно, поскольку, отказываясь от одного креста, человек тут же получает новый, который чаще всего оказывается тяжелее прежнего. Однако обязанности крестных родителей вряд ли можно считать нравственным испытанием, от которого грешно отказаться.

Таинство крещения: кто может быть крестными родителями

Важно, чтобы у девочки была крестная мать, наличие крестного отца не принципиально. Так же стоит уточнить, кто может быть крестными родителями у мальчика. Считается, что необязательно присутствие крестной мамы мальчика, в то время, как крестный отец непременно должен быть. Но категоричным это правило не является. Если по какой – либо причине на крестинах мальчика присутствует лишь крёстная мама, то в этом нет ничего страшного.

В старые времена традиционным подарком от восприемников была серебряная ложечка, которую покупали «на первый зуб». Считалось, что с этой ложке можно начинать первый прикорм ребенка. Данная традиция и в современном мире имеет место.

А вы знали, кто может быть крестным у ребенка

Мы очень мало об этом знаем, даже не задумываемся о той ответственности, которую на себя берем. Поэтому, прежде, чем соглашаться на эту ответственность, сходите в храм, расспросите священника, как вам подготовиться к такому шагу.

Можно ли поменять крестную маму ребенка (или отца), если они оступились, стали вести себя очень плохо? Нет, нельзя! В этом случае воспринятый и его родные должны истово молить Бога, чтобы этот человек изменил свое поведение в лучшую сторону.

Кто может быть крестными родителями у ребенка

Само таинство выполняется непосредственно в церкви. Возрастных ограничений для вступления в православие нет, поэтому данный обряд может быть совершен человеком в любом возрасте.

Проблема многих семей в современном мире заключается в том, что их дети проходят обряд крещения, но фактически они не видят в семье воплощения христианских идей.

Кто может крестить ребенка

Строгих ограничений в количестве раз восприемничества не определено, поэтому данный вопрос решается желанием самого крестного. Единственное, что должен понимать крестный — каждый раз, возлагая на себя обязанности восприемника, он берет на себя большую ответственность. Придется отвечать перед Богом. Стоит помнить, что крестный является примером для крестника. Помимо этого он должен будет помогать, и оберегать своего крестника на протяжении всей жизни.

Если в доме беда — тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и — молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Крестный отец

А вот и напрасно Вы в вероисповедания не пошли Вам бы ответили. А ответ на Ваш вопрос есть в ЧаВо:
«
Считается что между родителями ребенка и восприемниками также возникают родственные связи (вторая степень родства). По отношению к родителям крестника восприемники становятся кумовьями. В связи с этим восприемник не может жениться на овдовевшей матери крестника, а восприемница не может выйти замуж за оводовевшего отца крестницы.
Вывод: если он станет восприемником, то между вами возникает духовное родство второй степени и вы потом не сможете пожениться. Ну я так понимаю из этого текста, что секс между вами после крещения тоже не предполагается
Взяла от сюда: (стр.386)

Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.