Дифференциация твердого звук П и мягкого звук Пь. Буква П
Тема: Дифференциация твердого звук П и мягкого звук Пь. Буква П
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Повторить тему «Дом».
2. Научить детей различать твердый и мягкий звук П
3. Повторить гласные звуки.
4. Развитие общей моторики.
5. Развитие фонематического слуха.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. Момент
— Здравствуйте дети, сядет тот, кто назовет часть дома.
Актуализация ЗУН.
— Ребята, кто из вас вспомнит какие гласные мы с вами знаем?
— А сегодня мы с вами познакомимся с согласным звуком П, и научимся различать твердый звук П от мягкого звука Пь. Твердые согласные обозначаются каким цветом? А мягкие?
Формирование новых понятий и новых способов действия.
— А сейчас посмотрите в зеркала и произнесите твердо звук П. А теперь мягко звук Пь. Они не поются, во рту есть преграда.
— Давайте посмотрим картинки и запомним слова которые начинаются на твердый звук П, а потом запомним слова которые начинаются на мягкий звук Пь. А теперь перед вами лежат картинки, вам надо узнать, какой в этих словах звук П твердый или мягкий. И поставить под синий квадратик или под зеленый. А на экране будут появляться стрелочки и вы сможете себя проверить.
Физ. минутка
— Сейчас мы с вами отдохнем. Встаем со стульчиков и повторяем все движения за мной.
Мы будем строить новый дом
И всех друзей поселим в нем
Кирпич берем одной рукой,
Раствор берем другой рукой
И на раствор кирпич кладем
И мы совсем не устаем.
Растет за этажом этаж,
Красивым будет домик наш.
— Все садитесь на свои места, и скажите мне, что мы сначала взяли в руки, чтоб построить дом? В этом слове есть звук П, какой он твердый или мягкий?
Применение и совершенствование УН
— Сейчас вам надо будет разложить эти картинки по вагончикам: в начало, середину или конец, в зависимости от того где находится звук П.
(дети выполняют задание)
— Звуки П и Пь, живут в одной букве П. Скажите, на что похожа буква П?
Послушайте стихотворение:
Что за буква словно мостик,
К нам пришла сегодня в гости?
П поможет написать
Папа, палка, Петя, пять!
— Давайте выложим букву П из счетных палочек.
— Пропишите букву П в тетрадке.
7. Итог. Домашнее задание.
— О чем мы сегодня говорили?
— Назовите слова начинающиеся на звук П и Пь?
— Скажите на что похожа буква П?
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1459779907.ppt (Твердый звук П и мягкий Пь. Буква П)
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Изучаем буквы в действии!: Буква П
1. Закрась части мозайки с буквой П. Что получилось? (источник)2. Найди слова на букву П (здесь)
5. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П! (здесь)
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привёз товар.
Он его развесил на осинке:
«Кто из вас желает паутинки?»
6. Физминутка. Перебираем слова со звуком «П». Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем ручки вверх.
= плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок
7. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова! (источник)
9. Прочитай слова и найди их на картинке! (источник)
10а. Звук П и ПЬ (источник)
10б. Отгадайте загадку! (источник)
(1) В тёмном уголке живёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
/Паук/
* Посчитаем, сколько слогов в слове «паук»! (2 слога)
* Какой слог первый? (па)
* Какой первый звук в слоге «па»? (п)
* Дайте характеристику звуку П! (согласный, глухой, твёрдый)
* Какой буквой мы обозначим звук [п]? (П)
(2) На полюсе южном
Морозном и вьюжном
Родился у мамы дитёныш один.
Он в море ныряет,
Простуды не знает,
Ведь он настоящий …
/Пингвин/
* Посчитаем, сколько слогов в слове «пингвин»! (2 слога)
* Какой слог первый? (пинг)
* Назови второй слог! (вин)
* С какого звука начинается слово «пингвин»? (пь)
* Дайте характеристику звуку! (согласный, глухой, мягкий)
Схемы слов «паук» и «пингвин». |
= пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос, перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок
11. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [П’] (здесь)
= Б’, Т’, П’, Т’, Ф’, П’, К’, П’, М’, П’
= БЯ, ПЯ, СИ, ПИ, ТЕ, ПЕ, ВЮ
= комок, осина, пихта, топь, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка
12. Замени в слове первую букву на звук [П’]. Какое слово у тебя получилось? (здесь)
= вилка — …илка
= медаль —
= зелёнка —
= лесенка —
= мир —
= лекарь —
= лесок —
= речка —
13. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки. Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова? (здесь)
14. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ. (источник)
15. Соедини с буквой П только те предмета, названия которых начинаются со звуков «П» и «ПЬ». (источник)
16. Прочитай слоги и отметь красным карандашом гласный звук, а синим — согласный. (источник)
17. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек
18. Определи первый звук в названии каждой картинки. Впиши её в клеточку и прочитай название животного.(здесь)
19а. Печатная буква П (источник)
19б. Печатная буква П (источник)
19в. Печатная буква П (здесь)
Буква П прописью (источник)
19г. Прописная буква П (источник)
19д. Буква П — пропись для детей (источник)
20. Логопедическое лото (источник)
21а. Рабочий лист Т.В.Игнатьевой (источник)
21б. Рабочий лист (источник)
21в. Рабочие листы (источник)
21г. Рабочий лист из «Игры по развитию речи»
21д. Рабочий лист из «Учим буквы играя»
22. Найди буквы П (источник)
23. Найди и раскрась продукты с буквой П (источник)
24. Доскажи словечко! (источник)
25. Прочитаем слова!
/подберёзовик/ / подосиновик/ = грибы
26. Прочитайте слово в левом столбике, а затем в наборе букв найдите это слово и подчеркните его. (источник)
Пенал пналилпилпиналпеналпена
Песня пелипесяпесняпеняпесняли
Лапка каплапалакалапкаляпкалапка
27. Найди спрятанные буквы П (здесь)
28. Выдели букву П (здесь)
29. Раскрась петушка, где буква П, в красный цвет.
30. Прочитай предложения.
31. Найди 14 слов на букву «П».
32. Физкультминутка (здесь)
33. Прочитай и перескажи тексты. (здесь)
alfavit-v-podelkah.blogspot.com
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР на тему «Звук и буква «п»»
Цель: Обучение грамоте.
Задачи:
1. Уточнить артикуляцию звука [П].
2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.
3. Познакомить с буквой П.
4. Обучать чтению слогов с буквой П.
5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
Оборудование: предметные картинки, схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка), картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.
Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий.
Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.
2. Сообщение темы. Знакомство со звуком.
— Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.
Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.
— Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.
— Давайте надуем шарики с помощью щёк:
Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел —
Стал он тонким и худым.
— Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).
— Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.
3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)
Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:
П! – мы губы сложим вместе.
П! П! П! – пыхтим мы глухо.
Нету голоса и звука!
— Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).
— Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду — губы).
— Звук [П] — глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.
— Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).
— Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.
Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [П?].
Выставляются картинки с пальмой и письмами.
— Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].
Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:
— Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).
— Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П?].
— Звук [П?] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).
4. Игра “Будь внимательным!”
У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.
— Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П?] — поднимите зеленый кружок.
Логопед произносит слоги, затем слова.
Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;
Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.
5. Игра “Живые звуки”.
— Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.
— Назовите первый звук, второй,…
— Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится — в начале или в конце слова?
6. Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.
Мы похлопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 3)
Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)
А теперь мы повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
— В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).
7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.
— Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).
— На что похожа буква П? (Ответы детей).
— Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.
— Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
8. Работа с разрезной азбукой.
— Найдите в разрезной азбуке букву П.
9. Чтение слогов и слов с буквой П.
— Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.
А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.
— Разгадаем ребусы по первым звукам, найдем нужные буквы в разрезной азбуке и прочитаем слоги. (Дети разгадывают ребусы, выкладывают буквы и читают слоги: АП, УП, ИП, ОП).
Б) Логопед вывешивает на доску плакат с геометрическими фигурами, в которых написаны буквы.
— Назовите геометрические фигуры. Найдите в них буквы, которые отличаются от других.
— Сложите из них слово и прочитайте его. (Дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово ПАПА).
10. Итог занятия.
— С каким звуком познакомились?
— Какой это звук?
— Почему звук [П] согласный?
— Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].
— Молодцы! (Логопед вручает детям наклейки-пятёрки).
urok.1sept.ru
Звуки П – П’. Буква П в словах
ЦЕЛЬ:
1. Дифференциация звуков П-П’ с опорой на произношение, слуховое восприятие.
2. Соотнесение буквы со звуком.
3. Развитие ручной и речевой моторики.
4. Закрепление правильного произношения звуков П-П’
5. Развитие и обогащение словаря по теме животные;
Оборудование:
рюкзак, буквы, фишки, карточки, ручка, тетрадь.
Ход урока
1 Рассмотри картинки и назови все предметы, сначала в названии которых есть звуки П, затем со звуком П’.
2. Рассмотри картинки, назови их. Определите наличие и место
в слове звука П – П’.
3. Посчитай количество слогов в словах и обведи в кружок нужную цифру.
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 7 |
4. Посчитай количество букв в слове и обведи соответствующую
цифру в квадрат.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
5. Расставь слова в два столбика: парта, петух, пингвин, посуда, пила, пальто
П’________________ | П_________________ |
_________________ | _________________ |
_________________ | _________________ |
6. Рассмотри картинки. Вставь пропущенные буквы, чтобы получилось слово подчерки мягкий звук П в словах .
…ингвин |
ре…а |
…етух |
са…ог |
….ила |
…о…угай |
7. Добавьте слоги, прочитай получившиеся слова.
Ли…. | …кет | …ро | ||
Ла… | ПА | …р | ПЕ | …нал |
Лам… | …мять | …сок |
8. Запиши в клеточках первые звуки названий предметов. И узнаешь, чем любит лакомиться Дельфинёнок.
9. Слова рассыпались, из слогов составь слова и прочти. Подчерки твёрдый звук П синей пастой, зелёной пастой мягкий звук в словах.
Ла, пи _________________ | па, ре_________________ |
вар, по_________________ | нал, пе________________ |
ма, бу, га ______________ | са, ги, по ______________ |
10. Подбери слово соответствующие данной схеме.
Вместе с Дильфинёнком из букв слова составь как можно больше новых слов.
ПЛАСТЕЛИН
12. Прочитай слова. Подчеркни слова, в которых мягкий звук П’ зелёным цветом, синим звук П.
Пингвин, помидор, пантера, попугай, пончик, пряник, пеликан, пирожок.
13. Отгадайте загадки, отгадки запиши. Подчерки в словах мягкий звук П.
Два брюха, четыре ушка. |
Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. |
Золотое решето чёрных домиков полно. |
14. Назови картинки. Запиши конечный слог, прочитай получившееся слово.
_____________________________________________________ |
||
_____________________________________________________ |
logoped18.ru
Рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме: Система работы по автоматизации звуков П, Пь.
Приложение № 13.
Скороговорки и стихи для автоматизации звуков П и Пь.
* * *
– П, П, П! – пускает пар
полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет,
паром пышет пароход…
— П! – мы губы сложим вместе.
— П! – мы выдохнем порезче!
— П, П, П! – пыхтим мы глухо,
нету голоса у звука!
* * *
Нарисуй подъезд, портал,
Парус, павильон, пенал,
Постамент, плакат, планшет,
Папку, поручни, пакет –
Всюду буква П видна,
Просто пишется она:
Палка, палка, потолок –
П нарисовал мелок!
* * *
Говорил попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
***
Поле-то не полото,
Поле-то не полито,
Просит полюшко попить –
Нужно полюшко полить.
***
Полосатые тигрята
От рожденья полосаты.
Есть полоски у енота,
И у зебры их без счета.
Есть полоски на матрасе,
И полоски на матроске.
У шлагбаума полоски,
И полоски на березке.
Есть красивые полоски
У рассвета и заката.
Но встречаются ребята –
Все от грязи полосаты…
Не хочу про них писать
В полосатую тетрадь.
Г. Сапгир.
***
Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
В. Берестов.
***
Топ-топ-топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет песик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха на песке.
Топ-топ-топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь? Пляши и ты!
***
Начинаю жить по плану.
Завтра я послушным стану,
Послезавтра, так и быть,
Перестану я грубить.
Хорошо себя вести на уроках буду.
И в квартире пол мести тоже не забуду…
Все я сделал честь по чести:
План висит на видном месте.
Пункты бабушка читает…
Подметает и вздыхает…
***
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
– Кто из вас желает паутинки?
Б. Заходер.
***
Две девчонки говорили:
– В нашей школе день продлили!
– Я люблю продленье дня.
Запишите и меня!
Записали тут же нас.
Повели в продленный класс.
Там в окно продленное
Солнце удивленное.
А потом обед продленный –
Борщ, сметаной забеленный.
А потом – внимание! –
Во дворе гуляние!
А потом – продленный срок,
Чтобы выучить урок.
Только вечер очень-очень
Был в тот вечер укорочен.
Л. Фадеева.
Попугай.
Спорить попугай устал.
Сел на ветку, задремал.
Я его портрет в тетрадь
Захотел нарисовать.
Вот головка, хохолок,
Чуть прикрыт во сне глазок.
Получился как живой,
Остроносый спорщик мой.
Е. Карельская.
Подарки от пони.
Пони бегала по полю.
Пошалила пони вволю!
Перенюхала цветы,
Перепрыгнула кусты.
Прискакала к зоопарку,
Принесла всем по подарку:
Пуме – желтенький цветок,
Павиану – василек.
Первоцвет – для перепелки.
Прочим птахам – по метелке
Проса, ковыля, овса.
Пусть щебечут у крыльца!
Е. Карельская.
***
Павлин своей торговлей горд:
«У нас товары – первый сорт!»
На полках выставил повсюду
Из хрусталя, стекла посуду.
Е. Карельская.
***
Целый день играют в прятки
С Парамошею перчатки.
– Эй! Не видел их никто?
– Посмотри в своем пальто!
Е. Карельская.
Ёжик.
Нашли в лесу мы ежика
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной!
Пускай ворчит сердито,
Пыхтит, как паровоз,
Пускай сует повсюду
Свой круглый черный нос!
И. Пивоварова.
Как я собирала грибы.
Пошла я за грибами –
Корзинку потеряла.
Пока ее искала –
Косынку потеряла.
Пока ее искала –
Ленту потеряла.
Пока ее искала –
Тапочка пропала.
Чтоб мама не ругала,
Пойду искать сначала!
Пока искала тапочку,
Нашла в траве косынку.
Пока искала ленточку,
Нашла в траве корзинку.
А вот и лента с тапочкой,
А рядом – три волнушки,
Два беленьких, два рыжика
И три больших свинушки!
И мама не ругала.
И. Пивоварова.
***
Наша острая пила –
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.
Я. Аким.
Пилы.
На рассвете, на заре
Пилят пилы во дворе.
Пилят пилы без умолку,
Пилят пилы дуб и елку.
Л. Квитко.
***
Отец работать научил
Смышленого Данилку.
Отец купил, купил, купил
Данилке пилку, пилку.
А. Шибаев.
***
Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я.
И. Коньков.
***
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: – Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем, и в самом деле,
Нет ни пуха, ни пера.
В. Орлов.
***
В это время пеликан
Прилетел из дальних стран.
Он разинул клюв широкий
И прочел такие строки:
Т – Пассажирский пароход
Прямо к пристани плывет.
Т – слов на букву П немало, –
Птичка пеночка сказала.
Г. Сапгир
nsportal.ru
Буква Б, звук [б]. Видеоурок. Русский язык 1 Класс
Буратино, барабан,
Белка, булка и банан.
Кто играет на трубе?
Наша гостья, буква «Б»!
Как вы узнали ранее, буквы бывают гласными и согласными. С гласным звуком [а] и его буквой мы познакомились, и вы знаете, что, когда мы произносим гласный звук, воздух выходит свободно, не встречая на пути преград. Если воздух встречает преграды, значит, произносится согласный звук. На этом занятии мы познакомимся с буквой Б и ее звуком, первой буквой алфавита с согласным звуком.
При произношении звука [б] воздух встречает на пути преграду, такой звук мы не можем пропеть, этот звук согласный.
Произнесем этот звук в словах: бабочка, белка, бусы (Рис. 1).
Рис. 1. Слова
Мы услышим звонкий голос. Звук [б] звонкий. Определим, твердый или мягкий звук [б].
Сравним слова: башня, белый (Рис. 2).
Рис. 2. Слова
В одном слове звук [б] твердый, во втором звук [б´] мягкий. Буква одна и та же, а звуки разные. В этом случае нам для правильного произношения слов с Б помогут буквы-помощники, которые стоят после. Если после идут буквы Е, Ю, Ё, И, Я, то согласный звук мягкий. Если после идут буквы О, А, У, Ы, то согласный звук твердый.
Буква Б обозначает согласный, звонкий звук, который может быть и твердым, и мягким.
Буква Б в русском языке ведет себя активно, может встречаться в любом месте слова. Например, балерина (Рис. 3).
Рис. 3. Балерина
В начале слова слышен твердый звук [б], так как за буквой Б идет буква А, которая говорит о твердости согласного звука.
Слово бегун (Рис. 4).
Рис. 4. Бегун
В начале слова слышен мягкий звук [б´], так как за буквой Б идет буква Е, которая говорит о мягкости согласного звука.
Вспомним слова, в которых буква Б стоит в середине слова. Отгадайте загадку:
Мы вернулись в поздний час.
Кто в дверях встречает нас?
Кто хвостом от счастья машет
И на задних лапах пляшет…
(Е. Груданов)
Ответ: собака (Рис. 5).
Рис. 5. Собака
В середине слова слышен твердый звук [б], так как за буквой Б идет буква А, которая говорит о твердости согласного звука.
Рассмотрим слова с мягким [б´] в середине: кибитка (Рис. 6).
Рис. 6. Кибитка
В середине слова слышен мягкий звук [б´], так как за буквой Б идет буква И, которая говорит о мягкости согласного звука.
Рассмотрим слова с буквой б на конце.
Слово столб (Рис. 7).
Рис. 7. Столб
Пишется слово с буквой Б на конце, но, когда вы произносите слово столб, слышен звук [п]. Скоро мы узнаем, почему так происходит. Назовем слова, в которых буква Б встречается больше одного раза: бобёр, бабочка, бублик, бубен, бабушка, баобаб (Рис. 8).
Рис. 8. Слова
Отгадайте загадку, ответ подскажет буква Б:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Ответ: берёза (Рис. 9).
Рис. 9. Берёза
Посчитаем, сколько в загадке букв Б, твердых и мягких звуков [б]. В этой загадке две буквы Б, один твердый звук [б] и один мягкий звук [б´].
Посмотрим на печатную букву Б (Рис. 10).
Рис. 10. Буква Б
У этой буквы забавное брюшко, и она похожа на бегемотика (Рис. 11).
Рис. 11. Сходство
Пишем строчную букву Б. Писать начинаем, как букву А. Сначала делаем овал, затем пишем дополнительный элемент, ведем прямую линию вверх и делаем плавный поворот направо (Рис. 12).
Рис. 12. Строчная буква Б
Пишем красивую заглавную букву Б. Безотрывно пишем длинную прямую линию с петлей, линия петли плавно переходит в правый полуовал. Шапочку пишем с отрывом, на середине расстояния между строчками пишем закругление, затем прямую линию (Рис. 13).
Рис. 13. Заглавная буква Б
На занятии мы встретились с буквой Б и познакомились с её твердым и мягким звуками, разгадали несколько загадок, вспомнили слова с буквой Б в разных частях.
Домашнее задание
1. Попробуйте слепить букву Б из пластилина или нарисовать на бумаге и раскрасить.
2. Придумайте слова, в которых звук [б] был бы в начале, середине и в конце слова.
3. На что нужно обращать внимание, чтобы определить, каким будет звук [б] – мягким или твердым?
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Интернет-портал «TextoLogia.ru»
Интернет-портал «Readik.ru»
Интернет-портал «Открытый урок»
Список рекомендованной литературы
1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.,: Астрель, 2011.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.,: Баллас.
3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука.
interneturok.ru
Игровые приёмы в работе над твёрдыми и мягкими согласными (звуки м-п)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр Развития Ребёнка детский сад №17 «Журавлик»
«Играем – звуки закрепляем»
(игровые приёмы на закрепление твёрдости и мягкости
согласных звуков у детей с ОНР)
Разработала: Свистунова О.Н.
учитель-логопед высшей категории
Верхний Уфвлей
2015г.
Уважаемые коллеги!
Предложенные варианты игр разработаны для коррекционных занятий с детьми в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. В ходе выполнения заданий у детей закрепляются знания о согласных звуках «м, мь, п, пь». Эти звуки изучаются в начале учебного года в старшей группе (после знакомства с гласными звуками). Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, чётко его произносить. Также, в ходе игр, у детей развиваются зрительное внимание и память, словесно-логическое мышление, связная речь, моторика, закрепляются грамматические категории, обогащается и активизируется словарный запас, и конечно же, автоматизируются поставленные звуки. Ну и не стоит забывать о здоровьесберегающих технологиях.
Звуки «м-мь»
В начале учебного года вместе с детьми мы сделали вот такую «копилку слов». На каждом занятии мы «копим» в эту копилочку слова с изучаемым звуком на протяжении недели. Затем, в пятницу, мы «достаём» из этой копилки все слова, т.е. вспоминаем их и ещё раз проговариваем. Копилка должна быть пустая для того, чтобы в следующий раз складывать другие слова. Почему копилка красная? Красная для слов на гласные звуки, а для согласных можно предложить синюю и зелёную. В дальнейшем дети сами могут выбирать соответствующие изучаемым звукам копилки.
В нашу новую копилку Будем складывать слова.Звуки чётко произносим в каждом слове, а их два: первое – на твёрдый звук, на мягкий звук – второе. Ну что. готовы? Начинаем! А буква М (или П) нам помогает.
Итак, знакомимся со звуками «м-мь». В этом нам поможет Твёрдик. У Твёрдика есть любимый мультфильм (дети называют разные мультики). Герой этого мультфильма маленькая девочка Маша. Определяем первый звук в слове Маша, даём характеристику звуку и обозначаем синим квадратиком с колокольчиком.
А сейчас будем называть слова на звук «м». Игра «Подбери слово»: логопед говорит обобщающие слова, а дети подбирают слово на «м»:
— Назовите одежду на «м». Дети: — Майка.
— Животное – мышка, овощ – морковь, транспорт – машина, мотоцикл,
игрушку – матрёшка, напиток – молоко, фрукты – мандарины, манго,
продукты питания – макароны, масло, майонез, мука, сладость – мороженое и т.п. Все эти слова складываем в копилочку.
Аналогичная работа проводится со звуком «мь».
Знакомимся с Мягушей, его герой – Медведь. В игре «Подбери слово» называем слова на звук «мь»:
— назовите игрушку – мяч, сладость –мёд, детёныша медведя – медвежонок, продукт питания – мясо, на чём сидим и лежим – мебель, чем рисуем на асфальте – мел, куда складываем мусор – мешок, что на небе ночью светит, но не луна – месяц и т.п.
В рабочих тетрадях у каждого ребёнка картинки Маша и Медведь. Раздаём детям карточки с предметными картинками:
Дети разрезают картинки и приклеивают Маше на «м», а медведю на
«мь».
Звуки «п — пь»
Дыхательная гимнастика проводится во время занятия. Дети дуют на пёрышки, сдувая их с руки, на перо в шляпе Кота в сапогах, или на перья в хвосте Петушка из какой-нибудь сказки.
Рассмотрите с ребёнком картинки, назовите их правильно. В каждом слове определите первый звук: П или ПЬ. Разделите слова на части, прохлопав: по-су-да – 3 части; пень – 1 часть; пи-ра-мид-ка – 4 части и т.д. Закрепите обобщающие понятия: поезд – это транспорт; пальто – одежда; помидор – овощ; пингвины – птицы; перчатки – одежда; пила – инструмент.
Предложите ребёнку запомнить эти картинки и назвать по-памяти.
Выберите понравившуюся картинку и опишите её.
Игра «Подбери слово». Педагог называет глаголы, а дети подбирают существительные, опираясь на картинки: ехать – поезд, плыть, угощать, снимать, сидеть, лететь, собирать, надевать, ловить, пилить, плавать, срывать, плести.
В рабочих тетрадях у детей аналогичные картинки. Задание: провести линию от каждой картинки к мальчику Пете и девочке Полине. Пете мы «подарим» предметы на звук «пь», так как в слове Петя первый звук «пь», а Полине на звук «п». Это задание можно выполнить на занятии с логопедом, а можно дома, но назанятии проверить правильность выполнения.
Обязательно задать детям вопрос: -Почему ты «подарил» эти картинки Пете, а эти Полине? При рассказывании следить за поставленными звуками у детей. Предложите детям объединить эти картинки парами, т.е. подобрать пару. Например: подбери пару птицам – птицам подходит перо; помидор и перец; пальто и перчатка; пила и пень;пароход и поезд….. А может быть Ваши дети предложат необычные варианты пар? Пусть фантазируют!
Закрепите названия профессий на П-ПЬ в игре «Кем мечтают стать Петя и Полина?». Петя мечтаеи стать пианистом, пекарем, певцом. Полина мечтает стать поваром, парикмахером, почтальоном и т.д.
— Расскажи, что делает человек каждой профессии.
Звуки «м – п»
Игра «Встань в обруч».
На столе расставлены игрушки, название которых начинается со звуков «м, мь, п, пь». Это могут быть различные предметы, игрушки, т.е. всё, что подберёте для занятия. Игрушки можно разложить на коврике в кабинете. Дети встают вокруг игрушек, пока звучит бубен или музыка, дети бегают вокруг игрушек. Как только музыка остановилась, каждый ребёнок берет по одной игрушке и бежит в синий или зелёный обруч, в соответствии с начальным звуком в слове. Например, если у ребёнка мышка – он встаёи в синий обруч, а если пёс – то в зелёный.
Игра «В продуктовом магазине».
Маша и Павел пошли в магазин за продуктами. Маша будет покупать продукты, название которых начинается со звуков «м-мь», а Павел – со звуков «п-пь». Что купит Маша, а что Павел?
Игра «Что купили мама и папа?».
Игра похожа на предыдущую, но в магазине были мама с папой. Мама покупала предметы на звуки «м-мь», а папа – на «п-пь». В ходе игры у детей автоматизируются все группы звуков, отрабатывается фраза: Мама купила красную машину. Папа купил белую посуду. И т.п.
Рассмотрите картинки животных, насекомых и птиц. Пусть дети назовут их, проговаривая поставленные звуки. Обратите внимание на то, что названия животных и птиц начинаются со звуков П и ПЬ, М и МЬ.
Предлагаю повторить некоторые скороговорки:
«У трёх поросят три хвостика торчат».
«Печёт печенье пеликан – песок насыпал он в стакан».
«Хвост намок у петуха — смеются куры: ха-ха-ха».
«Медвежонок Мишка тащит свою миску. Наливает в миску мёд, с мятой чай горячий пьёт».
Обязательно предлагаю детям выбрать любое животное и описать его. Можно сравнить двух птиц или животных, развивая связную речь и автоматизируя звуки в монологической речи.
Предложите детям рассадить животных по вагонам, в зависимости от количества частей в слове: в первом вагоне поедет пёс, во втором – петух, пчела, медведь, мышка, пони….., в третьем – пингвины, пеликан, в четвёртом – попугаи, поросёнок, медвежонок.
Игра «Помоги Твёрдику и Мягуше».
Предложите детям исправить ошибку, например, Незнайки. Он разложил картинки на твёрдый звук «м» Мягуше, а на мягкий «мь» Твёрдику. А как надо правильно?
Подводя итоги работы над звуками, можно предложить детям собрать пирамидку. Надевая кольца на стержень, каждый ребёнок произносит слово на закрепляемый звук. Например, на «п, пь» можно вспомнить профессии людей: повар, продавец, парикмахер, полицейский, пожарный, пекарь, печник, проводник, пастух, портной, президент.
Желаю Вам творческих успехов!
infourok.ru