Статья по рисованию (младшая группа): Статья на тему: «Нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе».
Статья на тему: «Нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе».
Впервые нарисовать – большое счастье для ребенка, и не важно, трехлетний он или годовалый. Творчество даже доизобразительного периода приносит детям огромное удовольствие и массу положительных эмоций. Но если взрослому удастся внести в его изобразительную деятельность еще и нетрадиционные способы рисования, то восторгу ребенка не будет предела.
Что же является нетрадиционными техниками рисования?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
1. Рисование пальчиками — это нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
2. Рисование ладошкой — нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.
Процесс работы прост: разводим желтую краску, делаем отпечаток ладошки на белом листе бумаги. Всё, рыбка готова, теперь осталось нарисовать глазки и ротик. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются рыбки, тюльпаны, осьминожки, деревья и даже Дед Мороз. Прикладывая ладошку к бумаге ее можно сжать или растопырить пальцы
3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовать можно фигуры из поролона) — нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.
4. Еще в изобразительной деятельности существует метод монотипия – это простая, но удивительная техника рисования красками. Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, так как создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии — любое.
Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями)- лист бумаги и одна краска для каждого ребенка. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не пачкать краской стол, одежду) можно предлагать несколько красок
В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии используются игровые приемы, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.
В заключении хотелось бы отметить, что сделать образование и развитие ребенка разносторонним и увлекательным сегодня вполне возможно и под силу даже родителям. Рисование – это лишь одна из многочисленных ступенек в воспитании полноценной личности.
Нетрадиционная техника рисования в первой младшей группе «Мастер-класс с папами»
ЧУ Жастык ясли-сад «Солнышко»
Мастер – класс с папами.
«Нетрадиционные техники рисования с детьми 1 младшей группы»
Воспитатель:Руденко Н.В.
Мастер – класс с папами.
«Нетрадиционные техники рисования с детьми 1 младшей группы»
(с использованием презентации)
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Основная часть
Цель:
Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.
Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
Задачи:
1.Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе
2.Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
3.Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности малышей в домашних условиях.
Подготовительная работа:
1.Оформить выставку детских работ.
2.Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.
4.Организация родителей на практическое занятие «Мастер — класс»
Место проведения: группа
Участники: родители, воспитатель.
Оборудование: материалы для рисования (бумага, гуашь, салфетки), губки, ватные палочки, влажные салфетки для протирания рук от краски мультимедийная установка.
План:
1.Значение рисования для всестороннего развития ребенка. [1]
2.Показ слайд – шоу «Рисуют наши дети!»
3.Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста.
4.Творческая минутка «Опускаем руки в краску»
5.Выставка рисунков родителей. Памятки родителям «Нетрадиционное рисование с детьми». [2]
6. Рефлексия. Оценка родителями эффективности мероприятия.
Ход мероприятия:
1.Значение рисования для всестороннего развития детей.
Родители заходят, рассаживаются и прикрепляют бейджики с именами и подсказками для других родителей «Мария Ивановна, мама Кати».
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас на нашем мастер-классе! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме нашего мастер — класса, а он действительно заслуживает внимания и звучит она тоже необычно «Нетрадиционные методы рисования». Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с нетрадиционными техниками рисования с детьми раннего возраста.
Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Эти занятия приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами.
Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь.
Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи, что будет способствовать развитию ребенка в целом.
В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление.
В ходе рисования развиваются интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Слайды
2.Показ слайд – шоу «Рисуют наши дети!»
Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня,
Я рисую яркой краской, посмотрите на меня.
Предлагаю Вам, посмотреть работы ваших детей на различную тематику с использованием разнообразных техник рисования.
3. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста.
Сегодня мы с вами побываем в стране Творчества, познакомимся с традициями этой страны и её особенностями.
Маленьким детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Я предлагаю вам сегодня на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер класса и покажу несколько способов использования нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Учитывая возрастные особенности наших детей 2-3 лет, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику:
1. Рисование ладошкой
2. Рисование пальчиками
3. Рисование с использованием поролона
4. Рисование ватными палочками
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее каждую из них. Слайды (с применением этих техник)
1.Рисование ладошкой.
В ходе рисования ладонью дети воспроизводят разнообразные движения (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисование пальчиками.
Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Использование при рисовании поролона позволяет передать шероховатость изображаемого, пушистость, объёмность.
Очень хорошо рисовать таким способом пушистых зверей, снег, снеговика, а можно очень легко закрасить фон.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
4. Рисование ватными палочками
Для этого метода достаточно взять ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать листья на деревьях, падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.
Способ получения изображения: Окунуть палочку в густую краску, дальше принцип нанесения точек. Можно палочкой обводить по контуру используя ее вместо кисти.
4. Творческая минутка.
Я хочу предложить Вам на какой — то миг вернуться в удивительный мир детства. Представьте, что я настоящая волшебница. В руках у меня сказочная, волшебная палочка. С её взмахом я превращаю Вас в ваших детей. Закройте, пожалуйста, глаза.
— Раз, два, три. Вот и снова дети мы.
Предлагаю Вам выполнить работы, используя различные виды техник нетрадиционного рисования. После этого мы с вами организуем выставку ваших работ и проведём анализ.
Давайте приступим к работе, будем очень стараться и делать всё аккуратно, если пальчики испачкаются, то сразу вытирайте их салфетками.
Вы все прекрасно знаете, что самый лучший подарок для мам — это цветы, а ещё лучше подарок будет, если вы сами нарисуете эти цветы.
Чтобы наши цветы не завяли, мы их сразу поставим в вазу. Рисуем вазу через трафарет поролоновыми тычками. Убираем трафарет, как красиво получилось! Ваза готова.
А теперь будем рисовать цветы, сначала нарисуем стебли, с помощью пальчика.
Теперь мы можем нарисовать мимозу или сирень ватной палочкой, ставя точки вокруг верхней части стебля.
Давайте немножко отдохнём, сделаем пальчиковую гимнастику:
Наши руки как цветочки,
Пальчики, как лепесточки.
Солнце просыпается,
Цветочки раскрываются.
В темноте они опять,
Будут очень крепко спать!
Следующий цветок мы нарисуем ладошкой, это будет тюльпан, а если оставить отпечаток ладошкой вниз, то получится колокольчик.
И ещё один цветок, нарисуем смятой бумагой. Какая красота! Вы молодцы, очень постарались!
Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество! Смею надеяться, что теперь в беседах с детьми о занятиях рисованием вы сможете проявить свою немалую осведомленность!
Если следовать нашим рекомендациям и работать с ребенком совместно, чтобы он видел результат и то, как Вы положительно реагируете на его творчество и что сделано своими руками, тогда ребенок вырастет творческой, самостоятельной личностью.
5. Выставка рисунков родителей. Обмен мнениями.
6. Рефлексия. Оценка родителями эффективности мероприятия.
Уважаемые родители! На заключительном этапе своего мастер-класса я хочу Вам прочитать слова великого педагога В. А. Сухомлинского.
Слайд (со словами В. А. Сухомлинского)
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое. Предлагаем вам написать несколько слов, о том, что дала наша встреча. Задать свои вопросы и выразить пожелания.
Спасибо за внимание!
За активное участие, в проведении мастер-класса для родителей, по теме: «Нетрадиционная техника рисования для детей раннего дошкольного возраста», награждаются (Ф. И. О. родителей) благодарностями.
Теперь, когда вы сами попробовали такой необычный вид деятельности, что вы почувствовали, испытали? Как вы думаете, это понравилось бы вашим малышам? А как вы организуете эту деятельность дома? Это не только увлекательное занятие, данный вид деятельности помогает вашему малышу раскрыться, научиться фантазировать, быть творческой личностью. Предлагаю памятку для родителей: «Организация художественно – изобразительной деятельности ребёнка дома»
Презентация » Нетрадиционная техника рисования первой младшей группы»
Слайд 1
Презентация «Нетрадиционные техники рисования с детьми с 2-3 лет» Воспитатель МБДОУ №223 Сарана Н.Л.Слайд 2
«Истоки способностей и дарование детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский .
Слайд 3
изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; расширять представления о многообразии нетрадиционных техник; совершенствовать технические навыки и умения рисования. Цель работы:
Слайд 4
З адачи: с формировать у детей изобразительные навыки и умения; п обудить желание рисовать; р азвивать воображение и мышление; п обудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Слайд 5
Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Слайд 6
Нетрадиционные техники рисования – открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности , но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Интерес у детей появляется, когда все занятия проводятся комбинированными. В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию. Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда.
Слайд 7
Создание развивающей среды имеет большое значение для успешного обучения рисованию. При создании развивающей среды следует учитывать на ряд принципов : Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворить возможное желание ребенка уединиться в процессе творчества. Принцип стимулирования активности, самостоятельного творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем для рисования. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рационального содержания, позволяющем реализовать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке. Развивающая среда
Слайд 8
В уголке ИЗО находятся в достаточном количестве бумага разного цвета, фактуры и формы; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, кисти тонкие и толстые, печатки и шаблоны, шаблоны, поролоновые тычки, ватные палочки, баночки для воды, салфетки. Все выше перечисленное хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения. На специальном стенде находятся рисунки детей. В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по ИЗО. Имеются также мольберты, ребенок может передвинуть их в любое место. К шкафам свободный доступ.
Слайд 10
Рисование пальчиками Рисование помогает установить творческий и эмоциональный контакт матери и ребенка, развивать внимание, память, мышление. Кроме того, в процессе творческой работы происходит развитие сенсорики , мелкой моторики, цветовосприятия . Рисование в любом возрасте – это большое удовольствие.
Слайд 11
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Слайд 13
Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Слайд 15
Рисование ватными палочками Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены. Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра . Он считается основателем этой техники.
Слайд 16
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш. Способ получения изображения: Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками. Работы, выполненные ватными палочками, очень похожи на рисунки, сделанные раздельными мазками.
Слайд 17
Оттиск поролоном Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Помочь разнообразить работу может поролон . Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем можно предложить сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Слайд 18
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Слайд 19
Оттиск мятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Слайд 20
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник позволяет мне решать следующие задачи: Способствовать снятию детских страхов; Развивать уверенность в своих силах; Развивать пространственное мышление; Учить детей работать с разнообразным материалом; Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия ; Развивать мелкую моторику рук; Развивать творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Слайд 21
Перспективный план на год Сентябрь рисование пальчиками: -Цветные пальчики -Ягодки на тарелке -Сшили Тане сарафан -Разноцветные мячики Октябрь рисование пальчиками: -Дождик, дождик пуще… -Листья желтые летят -Подводное царство -Петушок, петушок… Ноябрь рисование ладошками: -Цветные ладошки -Цветик- семицветик -Ёжик -Мишка косолапый
Слайд 22
Декабрь рисование ватными палочками: -Горошины для петушка -Идет снег -Узор на платочке -В лесу родилась Январь Рисование поролоновым тычком: -Вот зима кругом -Снег идет -Цыплятки -Бусы для Кати Февраль оттиск штампом: -Кубики для Вани -Мячики -Башни -Гусеница
Слайд 23
Март рисование трафаретом: -Платье для Катюши -Спрячь зайку -Веселые животные Апрель рисование смятой бумагой: -Березки -Одуванчики -Ёжик Май рисование ватной палочкой: -Салют -Звездочки на небе
Слайд 24
Рекомендации педагогам используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения; в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей; повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения .
Слайд 25
Работа с родителями по использованию нетрадиционных способов рисования Оформление родительского уголка Консультации: «Нетрадиционная техника рисования в детском саду» «Рисуем с ребенком дома» Папка-передвижка: «Рисуем вместе» «Нетрадиционная техника рисования» Памятки, рекомендации. Выставки детских работ Родительское собрание — «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье » Мастер-класс — «Оттиск поролоном» Индивидуальные беседы Выставки совместных семейных рисунков Привлечение к участию во всевозможных конкурсах рисунков
Слайд 26
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Проект по рисованию нетрадиционной техникой в первой младшей группе «Маленькие художники»
ПРОЕКТ
(Нетрадиционное рисование с детьми 1 младшей группы)
По срокам реализации:
Долгосрочный
(с сентября — май )
Автор проекта:
Лемешева Наталья Владимировна
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский:
Творческое название: «Маленькие художники».
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
— мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
— пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
— внимания и усидчивости;
— изобразительных навыков и умений;
-наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Предметно — развивающая среда.
Оформление нашей группы наполнено яркими красками, что способствует воспитанию эстетического вкуса воспитанников. Для свободного рисования организован «Уголок рисования», в котором доступно расположена бумага разного цвета, размера и формы, книжки- раскраски, карандаши, мелки для рисования, трафареты разной тематики. В приёмной оформлен «уголок творчества для выставки детских работ.
Организация образовательного процесса.
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
— Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки, зубные щётки, пластиковые бутылки).
— Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, ватными палочками, пробками, поролоном и т.д.).
— Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
— Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.
— Развивать творческие способности, эстетический вкус.
— Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.
Этапы проекта.
Предварительный этап (Сентябрь)
— Выбор темы проекта, изучение методической литературы, посетить сайты.
— Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.
— Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план.
2. Основной этап (Октябрь- апрель).
Поведение НОД по рисованию нетрадиционными методами.
3. Заключительный этап (май).
Оформление выставки детских рисунков;
Развлечение для детей «Разноцветный пузырик»;
Мастер — класс для родителей совместно с детьми «Нетрадиционное рисование». Мониторинг знаний, умений, навыков детей по освоению нетрадиционной техники рисования.
Форма презентации проекта:
выставка детских рисунков; оформление презентации для педагогов детского сада по реализации проекта.
Описание проекта:
Реализация проекта строилась в три этапа:
Цель первого этапа заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы;
На предварительном этапе мной была изучена методическая литература по проблеме; был разработан тематический план работы. Выяснила уровень развития творческих способностей детей с помощь мониторинга.
Цель второго этапа: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками; ладошками; рисование тычками: поролоном, штампами, пробками, ватными палочками, пластиковыми бутылками; рисование набрызгом с помощью зубных щёток и т. д). Развивать творческое воображение младших дошкольников, формировать умение рисовать, применяя нетрадиционные приёмы, закрепить названия основных цветов и некоторых оттенков.
На втором этапе (практическом) мной проводилась непосредственная образовательная деятельность по реализации проекта. Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. В начале дети знакомились с новой техникой рисования, затем шла работа по формированию и закреплению полученного навыка. В последних работах дети сочетали нетрадиционные техники рисования в одной композиции. При организации подобной деятельности и выборе материала, я учитывала индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).
В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются мной, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.
Цель третьего этапа: проследить положительную тенденцию освоения детьми техник нетрадиционного рисования. Познакомить родителей и педагогов с нетрадиционным рисованием.
На заключительном этапе было проведено развлечение для детей «Разноцветный пузырик», где дети получили массу позитивных эмоций. Была оформлена выставка детских рисунков. Проведён мастер — класс для родителей совместно с детьми «Нетрадиционное рисование», где родители были познакомлены с нетрадиционными техниками рисования, и с удовольствием попробовали использовать их, рисуя вместе со своим ребёнком. Проведён мониторинг знаний, умений, навыков детей по освоению нетрадиционной техники рисования.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
Воспитание культурно- гигиенических навыков
Цветотерапия
Развитие мелкой и крупной моторики
Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, двигательных заданий
Формирование правильной осанки;
Формирование гендерной, семейной принадлежности патриотических чувств
Реализация партнерского взаимодействия «взрослый – ребенок».
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества; сенсорное развитие.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности
Практического овладения воспитанниками нормами речи;
Использование художественного слова в НОД по рисованию
Рисование отпечатков пальчиками, ладонью
Рисование отпечатков ватными палочками, пробками, формами, пластиковыми бутылками
Закрашивание трафарета паралоном
Набрызг краски на лист зубной щёткой
Рисование мыльными пузырями
Использование музыкального сопровождения в непосредственной образовательной деятельности.
Работа с родителями:
1.Консультации для родителей:
— «Нетрадиционные приёмы рисования с детьми 2-3 лет»
— «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста»
2.Мастер- класс для родителей совместно с детьми «Нетрадиционное рисование»
Выступления на педагогических советах:
Консультации:
— «Формы и методы ДОУ по художественно- эстетическому воспитанию»;
— «Художественно- эстетическое направление развития дошкольников, как условие создания психологического здоровья».
— Презентация проекта «Маленькие художники»
Выступления на методическом объединении:
Работа на лето:
— Изготовление персонажей для настольного театра с помощью нетрадиционных техник рисования к сказке « Колобок»
— Показ настольного театра – сказка «Колобок» под речевое сопровождение аудиозаписи.
1.Ожидаемые результаты:
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
2.Перспективный план:
(отпечатки ладошек)
Ознакомление с краской. Освоение техники печатания ладошкой.
«Падают, падают листья»
(рисование пальчиками)
Продолжение знакомства с краской. Освоение техники пальчиковой живописи.
Ноябрь
«Дождик, чаще, кап- кап- кап!»
(рисование ватными палочками)
Знакомство с техникой рисования ватными палочками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.
«Вот ёжик, ни головы, ни ножек» (рисование пальчиками прямых линий)
Создание образа ёжика в сотворчестве с педагогом: дорисовывание «иголок» — коротких прямых линий пальчиком.
Декабрь
«Снежок порхает, кружится»
(рисование ватными палочками)
Закрепление приёма рисования ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.
«Украшаем ёлочку»
(рисование ватными палочками)
Закрепление приёма рисования ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.
Январь
«Конфетти»
(рисование пальчиками)
Закрепление приёма рисования пальчиками. Развитие чувства цвета и ритма.
«Бабочка» (техника принт)
Освоение техники принт (отпечаток краски). Развитие воображения.
Февраль
«Солнышко» (закрашивание трафарета губкой).
Освоение техники закрашивание трафарета губкой. Развитие крупной и мелкой моторики рук.
«Праздничный салют»
(рисование пальчиками на мокрой бумаге)
Закрепление приёма рисования пальчиками по мокрой бумаге.
Март
«Букет цветов» — коллективная работа (печатание пластиковой бутылкой).
Освоение техники печатание пластиковой бутылкой. Развитие чувства цвета и ритма.
«Подарок маме к 8 марта»
(печатание пластиковой бутылкой)
Закрепление техники печатание пластиковой бутылкой. Развитие чувства цвета и ритма. Создание коллективной композиции.
Апрель
«Космос» (комбинирование приёмов рисования: набрызг зубной щёткой и закрашивание трафарета губкой).
Освоение техники набрызг зубной щёткой и закрепление техники закрашивания трафарета губкой). Показать детям возможность совмещения разных техник и приёмов в одной композиции.
«Птичка» (комбинирование приёмов рисования: отпечаток ладошкой, рисование ватными палочками и рисование пальчиками прямых линий).
Закрепление техник: отпечаток ладошкой, рисование ватными палочками и рисование пальчиками прямых линий). Показать детям возможность совмещения разных техник и приёмов в одной композиции.
Май
Развлечение: «Разноцветный пузырик» (рисование мыльными пузырями).
Показать детям приём рисование мыльными пузырями. Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию.
3.Мониторинг
Эффективность проведённых работ по изучению и освоению нетрадиционной техники рисования можно отследить в результатах проведения мониторинга по изучению уровня развития творческих способностей.
Приложение 1
«Работы наших художников»
«Вот у нас какие ручки»
«Падают, падают листья»
«Дождик, чаще, кап- кап- кап!»
«Бабочка»
«Снежок порхает, кружится»
«Украшаем ёлочку»
«
Конфетти»
«Солнышко»
«Праздничный салют»
«Цветы для мамы»
«Букет цветов» — коллективная работа
«Космос»
«Птичка»
«Птичка»
Статья «нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе»
Нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе.
Все больший интерес стали вызывать нетрадиционные техники рисования, так как они дают детям открыть творческий потенциал, раскрыть фантазию. Каждый ребенок, старается запечатлеть окружающий мир в своей деятельности, и такие возможности дает изобразительная деятельность.
Чтобы ярче у ребенка проявлялись художественные способности, нужно создать разнообразные условия, способствующие формированию творческой фантазии. Нетрадиционные формы рисования открывают ребенку не только широкий простор для полета фантазии, но и дает возможность полюбить творчество всей душой, развить воображение, стать ступенью в развитии самостоятельности и проявления инициативы, продемонстрировать свою индивидуальность.
Таким образом, нетрадиционные техники рисования, представляют собой интереснейший способ создания шедевров маленькими творцами. Из невыразительного комочка теста, можно создать соленую картину, а ладошку превратить в птичку, а не затейливое пятно краски может вырасти в дерево.
Для работы с детьми младшего дошкольного возраста используют данные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошками, штампики, кляксография и т.д. для нетрадиционной техники рисования используют также множество различного материала, такого как поролон, бумага, трубочки, ниточки, пенопласт, парафиновая свеча, сухие листья.
Каждая техника – это особенная индивидуальная игра, которая доставляет детям массу положительных эмоций и приносит радость. Приведем пример, техника кляксографии, заключается в том, что воспитатель дает умение делать кляксы из красок, а дошкольник, применив свое воображение, должен запечатлеть в получившемся рисунке своеобразный образ и дополнить его на свое усмотрение.
Так же очень любимой техникой для деток младшего дошкольного возраста являются поролоновые рисунки. Для этого из поролона воспитатель вырезает различные геометрические фигуры, которые прикрепляют к деревянному брусочку или карандашу. И для получения простых и сложных орнаментов, им нужно обмакнуть в краску кружочки, треугольники, сердечки и т.д.
Дети с огромным интересом и большим удовольствием рисуют в нетрадиционных техниках. Нетрадиционные техники рисования позволяют развивать нестандартное видение предметов, одновременно создавая свои индивидуальные маленькие шедевры.
«Нетрадиционная техника рисования в первой младшей группе»
Описание педагогического опыта
Автор: Сухарева Татьяна Петровна
ГККП «Ясли – сад «Моншақ», воспитатель, стаж работы — 20лет
Тема опыт: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования».
Реализация этого опыта проводилась с детьми от 2 до 3 лет.
Опыт длился 2 года.
Идея опыта: способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Цель: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы
3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Актуальность опыта.
В ГОСО РК Дошкольное воспитание и обучение в области «Творчество» и «Познание» определены задачи по формированию личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, через формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса ребенка, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста. Начиная с двух летнего возраста, уделяется внимание различию основных цветов, форме, величине, проявляется любознательность и особый интерес, ребёнок экспериментирует с различными предметами, проявляется интерес к различным источникам информации, начинает создавать близкие образы с помощью карандаша, фломастера, гуаши, пластилина, при этом проявляет радость, эмоциональный отклик. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Работая с детьми в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами.
Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства
предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6.Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
В своём творчестве я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
Решать обозначенные проблемы в изобразительном творчестве с детьми я попробовала использованием нетрадиционных способов рисования.
Я познакомила детей с наиболее простыми в исполнении графическими техниками: пальчиковая живопись, оттиск различными видами печаток, печать по трафарету, а также таким способом изображения как «рисование каплями». В конце учебного года я обучила детей рисованию способом тычка. В процессе закрашивания тычками какие-либо неточности не влияли на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получались более приближенными к реальным. Эмоционально воздействующим средством на занятии являлась музыка, которая учит детей размышлять и переживать.
Использую в своей работе методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Ее я строю по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных способностей ребенка:
— ребенок не усвоил даваемого мной материала в силу каких – то обстоятельств;
— закрепление или повторение пройденного материала;
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства. На занятиях нетрадиционной техникой рисования я стараюсь научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить, проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. Все представленные в опыте нетрадиционные художественные техники изучены и апробированы мною в работе с детьми, а их эффективность в создании выразительных образов проверена на практике.
Новизна опыта.
Как и многие воспитатели, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий
2003», 2008.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись.- Санкт-Петербург-«Детство», 2004;
5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
6.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. — М.: Педагогическое общество России, 2000
7.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Педагогика, 1990 48с.
8.Полуянов Ю.А. Дети рисуют. — М.: Педагогика, 1988
9. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.
10.Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех — семи лет. — М.: ВЛАДОС, 2002
Результативность.
Такая целенаправленная работа дает положительные результаты. При осуществлении диагностики, которую провожу с целью определения знаний и умений, определились задачи по устранению недостатков в работе и дальнейшего развития творческих способностей детей.
Данная система проводилась в течение 2014 – 2016 годов.
В 2014 -2015 на занятиях редко применялись нетрадиционные техники рисования, при этом дети показали следующие результаты:
— из 20 детей высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 20 %
— средний уровень развития показали 8 воспитанников, что составило 40 %
— низкий уровень развития показали 3 воспитанников, что составило 40 %
В 2015 -2016 систематически применялись нетрадиционные техники рисования и воспитанники показали следующие результаты:
из 20 детей высокий уровень развития показали 7 воспитанников, что составило 35%
средний уровень развития показали 11 воспитанников, что составило 55 %
низкий уровень развития показали 2 воспитанника, что составило 10 %
Проведенная работа показала, что в течение 2 лет наблюдается рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования с уменьшением детей с низким уровнем освоения.
На основе полученных данных отмечена большая активность детей на занятиях, в том числе детей с дефицитом внимания.
Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию.
Положительным результатом в своей работе считаю , выбранная мною тема опыта направленная на развитие художественно – творческих способностей детей способствует повышению уровеню художественных способностей. Практика показывает, что с помощью необычной техники рисования у детей рисование вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа) на тему: Техника нетрадиционного рисования в младшей группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №21 «Теремок» города Дубны Московской области
ТЕХНИКА НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Подготовила
воспитатель первой
квалификационной категории
Коровина И.В.
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования», программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Цель: развитие творческих способностей младших дошкольников.
Задачи:
- Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.
- Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
- Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
- Вызывать у детей желание помочь кому-либо.
Основные техники нетрадиционного рисования:
Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком , ватной палочкой линию (ручеек или дождик).
Рисование ладошкой — детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.
Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
Планирование организованной образовательной деятельности соответствует лексическим темам. Все игры-занятия представляют интеграцию образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Необычное начало работы, применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Сентябрь
№ п/п | Тема организованной образовательной деятельности | Техника | Оборудование |
1. | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | — листы светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины; — синяя гуашь в мисочках, — салфетки, — зонтик для игры; — магнитофон. |
2. | «Рябинка» | Рисование ватными палочками | — гуашь красного цвета в баночках; — незавершенные композиции «Ягодки на веточках», подготовленные заранее воспитателем; — игрушка – птичка. |
3. | «Осенние листочки» | Рисование ватными палочками | — силуэты березы; — гуашь желтого цвета; — салфетки. |
4. | «Мухомор» | Рисование пальчиками | — вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой; — гуашь белого цвета; — чашечки; — салфетки; — иллюстрации мухоморов. |
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Ласковый котенок» | Рисование поролоном | — листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка; — игрушка котенок; — гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках; — салфетки; |
2. | «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать» | Рисование поролоном | — силуэты курочек; — гуашь желтого цвета. |
3. | «Яблочные компоты в баночках» | Оттиск печатками из картофеля | — вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера; — гуашь красного и желтого цвета в чашечках; — салфетки; — банки с вареньем; — чайные ложки. |
4. | «Ёжик» | Рисование жёсткой полусухой кистью | — силуэты ежиков; — гуашь коричневого цвета. |
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Путешествие по Дубне на автобусе» | Оттиск картофеля | — заготовки автобуса без колес; — гуашь синего и зеленого цвета. |
2. | «Звездочки на небе» | Рисование пальчиками | — листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией — крыши домов; — гуашь желтого цвета в чашечках; — салфетки; — иллюстрации с ночным звездным небом; |
3. | «Наряды для наших кукол» | Рисование ватными палочками | — вырезанные из бумаги силуэты платьев; — куклы; — гуашь разноцветная в чашечках; — салфетки; |
4. | «Воздушные шарики» | Оттиск печатками картофеля | — листы бумаги с изображением клоуна; — гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета. |
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Снегопад» | Рисование ватными палочками | — листы светло-голубого цвета; — белая гуашь в плошках, — салфетки. |
2. | «Пушистая ёлочка» | Рисование жесткой полусухой кистью | — силуэты елочек; — зеленая гуашь в плошке, — салфетки, — магнитофон |
3. | «Ёлочные шары» | Рисование пробками | — гуашь красного, желтого, синего цвета; -магнитофон. |
4. | «Шапка Деда Мороза» | Рисование пальчиками | — заготовки Деда Мороза; -гуашь синего и красного цвета; — магнитофон. |
Январь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Зайка» | Рисование жесткой полусухой кистью | — листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика; — гуашь белого цвета; — чашечки; — салфетки; — магнитофон. |
2. | «Рукавички для мамы» | Рисование пальчиками (кружочки и полоски) | — заготовки рукавичек; — гуашь красного, желтого, синего, зеленого цвета. |
3. | «Зернышки для воробышков» | Рисование ватными палочками | — листы с изображением воробышков; — гуашь желтого цвета. |
4. | «В январе много снега во дворе (сугробы)» | Оттиск поролона | — листы бумаги голубого цвета; — гуашь белого цвета; — силуэты санок. |
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Снеговик» | Рисование жесткой полусухой кистью | — листы голубого цвета с изображением снеговиков; — гуашь белого цвета. |
2. | «Украсим галстук для папы» | Рисование ватными палочками (полоски) | — силуэты галстуков; — гуашь синего и зеленого цвета. |
3. | «Чашка для дедушки» | Рисование пробками | — силуэты чашек; — разноцветная гуашь. |
4. | «Бусы для куклы Кати» | Рисование пальчиками | — листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус; — кукла Катя; — гуашь разноцветная; — чашечки для краски; — салфетки. |
Март
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Веточка мимозы» | Рисование пальчиками | — листы бумаги с веточками мимозы; — гуашь желтого цвета; — чашки для краски; — салфетки; — магнитофон. |
2. | «Весёлые матрёшки» | Рисование ватными палочками | — образцы матрешек; бумажный силуэт матрешки; — красная, желтая, синяя гуашь; — салфетки. |
3. | «Забавный щенок» (потешка «Баю –баю-баю-бай…) | Рисование жесткой полусухой кистью | — силуэты животных; — гуашь коричневого цвета. |
4. | «Медвежонок проснулся» | Рисование поролоном | — листы с изображением медвежат; — гуашь коричневого цвета. |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | Солнышко (коллективная работа) | Рисование ладошками | — лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом; — гуашь жёлтого цвета в плошке. |
2. | «Волшебный дождик» | Рисование свечой | -листы бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками; — тушь синего цвета. |
3. | «Украсим крылья бабочки» | Рисование колпачками от фломастеров | — силуэты бабочек; — гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета; — магнитофон. |
4. | «Носит одуванчик желтый сарафанчик» | Рисование пальчиками | — листы бумаги светло-зеленого цвета; — гуашь желтого цвета в чашечках; — салфетки; — магнитофон |
Май
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Теремок» | Рисование поролоном | — шаблоны вырезанных домиков – теремков; — гуашь жёлтого цвета; — настольный театр «Теремок». |
2. | «Цветочная поляна» | Рисование пробками | — листы бумаги; — силуэты бабочек. |
3. | «Травка» | Рисование ладошкой | — листы бумаги; — силуэты жучков, бабочек. |
4. | «Божьи коровки на лужайке» | Рисование ватными палочками | — вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках; — чёрная гуашь в мисочках; — ватман; — салфетки. |
Список литературы
- Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. – 1995. — №11. – С. 14 – 19.