Организационный момент на уроке – Позитивное начало урока: как настроить детей на плодотворную работу? — Мотивация учащихся — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Учебно-методический материал на тему: Оргмомент.

Организационный момент  урока.

(Доклад на семинаре «Современный урок».)

             Учитель: Посохина Галина Люциевна,

                                  Высшая категория,

 МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем»

Организационный момент урока — без этого небольшого, но значительного этапа невозможны соблюдение дисциплины на уроке, выполнение заданий (одинаковых или разных) всеми учащимися одновременно. Иначе говоря, он определяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и др.) и всегда занимает первое место, на него отводится не более 1 — 2 мин.

В своей книге «Методика и техника урока в школе» Яковлев М.Н. писал: «Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому урок по любому предмету, на любую тему, любого типа, проводится ли он в классе, в лаборатории, в мастерской, на пришкольном участке, в природе или на производстве, — всегда начинайте с предварительной организации.

Во время организационного момента идет вступительное слово учителя, который настраивает учащихся на урок. Постановка целей и задач урока могут быть проведены как во время организационного момента, так и после актуализации знаний учащихся.

В настоящее время существуют разные мнения по поводу проведения организационного момента урока.

Некоторые предлагают такой план проведения организационного момента:

  1. Объявление темы урока (На доске записана тема урока).
  2. Изложение целей урока.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.

Однако в современном уроке организационный момент является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе.

Необходимо обеспечить мотивацию. Задача, поставленные цели должны иметь смысл и быть полезными с точки зрения ученика, носить жизненный характер.

Организационный момент включает в себя:

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих.
  • Проверку внешнего состояния кабинета и проверку подготовленности учащихся к уроку; организацию внимания.
  • Готовность учителя к уроку (наличие плана урока, состояние классной доски, мел, оборудование для демонстрации опытов, ТСО и др.).
  • Сообщение темы, цели и задач урока.
  • Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»).

Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждает мыслительную активность. Яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих. Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени.

Активизация познавательной деятельности учащихся через необычное начало урока мобилизует внимание учащихся. Для решения этой задачи урока можно использовать активные методы и приемы обучения.

«Активные методы» — это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Начать урок можно с эпиграфа к уроку, пословицы, поговорки, загадки, относящейся к теме урока, показа фрагмента видеофильма или опыта, разгадывания кроссворда учащимися и т.д.

Ниже представлены некоторые примеры организационных моментов урока.

Пример 1. Организационный момент урока.

Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

Сегодня мы проведем с вами урок математики и информатики по теме «Координатная плоскость. Графические возможности языка Бейсик».

Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и выяснить в чем отличия и сходства координатной плоскости и координатной сеткой.

Пример 2.  Организационный момент урока.

— Соедините рисунок с загадкой.

(На доске заранее подготовлена запись)

Загораживает путь                                                      ?

Предлагает отдохнуть.  

Бурным чувствам нет конца:                                        :

Пылкий нрав у молодца!

Вечно думая над смыслом,                                             ,

Изогнулся коромыслом. 

Выйдет на дорожку-                                                     .

Всем подставит ножку!

Так и хочется ему                                                           !

 Разъяснить нам, что к чему.

 

 ( К доске выходят 5 учеников и с помощью линии соединяют загадку с изображением знака препинания.)

 

-Ребята, а какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения? ( точку, восклицательный знак, вопросительный знак.)

 

Вот об этом мы будем говорить сегодня на уроке.

Пример 3.  Организационный момент урока.

Учитель: «Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок я начну словами великого русского классика.

«О, сколько нам открытий чудных …

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг»

А.С. Пушкин

Сегодня на уроке мы продолжим изучать числовые последовательности и вы можете самостоятельно сделать по-настоящему чудные открытия в данной области.

Пример 4.  Организационный момент урока.

Урок физики в 9 классе по теме «Громоотвод» можно начать с таких строчек:

Ф.И. Тютчев. «Успокоение.»

Гроза прошла – еще, курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сраженный,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженной.

Учащимся задается вопрос: Почему дуб чаще многих других деревьев поражается молнией?

Пример 5. Организационный момент урока.

Урок физики по теме «Свет. Источники света. Распространение света.» можно начать так. В затемненном кабинете на столе горит свеча. Звучит «Лунный свет» К. Дебюсси. Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь».

Мело, мело по всей земле

Во все пределы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе

Свеча горела.

Учащиеся отвечают на вопрос: Какая тема объединяет музыкальное произведение и поэтическое?

Пример 6. Организационный момент урока.

На уроках можно использовать видеоматериалы, которые задают эмоциональный тон уроку. Видеоматериал можно использовать для показа практической значимости изучаемого материала.

Например, урок физики в 7 классе по теме «Давление» можно начать с показа такого фильма. Два человека идут по сугробам: один в сапогах (очень сильно проваливается в снег), другой на лыжах. Туристы показывают рюкзак, который они используют в походах, ставят палатку. Вопросы:

  • В каком случае человеку легче идти по сугробам?
  • Почему лямки у рюкзака широкие?
  • Как надо правильно складывать вещи в рюкзак, чтобы не чувствовать боль в спине?
  • Почему палаточные колышки острые?

Пример 7. Организационный момент урока.

Для возбуждения интереса к изучаемому материалу в начале урока можно использовать занимательные и любопытные факты о великих ученых. Подборку материала можно найти в журналах.

Например, на уроке физики в 10 классе при изучении темы «Конденсаторы» можно привести такой пример:

Демонстрируя студентам опыты с конденсатором – лейденской банкой, В.К. Рентген предупредил слушателей: «С этой банкой надо обращаться очень осторожно. Если в ней накопить достаточно большой электрический заряд, то, замкнув обкладки, можно убить даже быка».

Лекцию ученый завершил весьма эффектно: для большей наглядности он самоотверженно разрядил заряженный прибор через себя самого. Получив при этом щелчок, Рентген инстинктивно отдернул руку и, переведя дух. Спросил: «Ну, как, видели? То-то …» Помолчав, задал вопрос: «Кто объяснит, что сейчас произошло?»

Студенты растерянно переглянулись, а один после паузы промямлил: «Одно из двух, герр профессор. Или ваше утверждение было несколько преувеличенным, или вы значительно здоровее быка».

В заключение остановимся на показателях выполнения дидактических задач организационного этапа урока и условиях достижения положительных результатов.

Показатели выполнения дидактических задач этапа: кратковременность, полная готовность класса и оборудования урока к работе, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала, интерес к новому материалу и активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах.

Условия достижения положительных результатов: требовательность, сдержанность, собранность учителя; отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность педагога; предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация всего этого в плане.

Учителю необходимо четко и однозначно определить цель урока, которую должны постигнуть ученики: чему должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.

Помните! Любой конец зависит от начала!

Используемая литература:

Мичурина О.А., учитель физики МОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри. Использование «активных методов» обучения в организационном моменте урока.

Масленникова Л.А., Янышская ООШ. Урок по русскому языку в 4 классе «Знаки препинания в предложении».

Малясова С.В., средняя школа № 22 п.Беркакит. Интегрированный урок математика-информатика в 6 классе.

«Изюминки психологического настроя учащихся в начале урока».

Разные организационные моменты, психологические приёмы для начала уроков

(по требованиям к современному уроку).

  Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Он длится от 1 до 3-х минут, но имеет очень большое значение.

Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание, наладить психологический контакт между учителем и учениками. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. Формируются личностные УУД.

Примеры орг. моментов:

  1. Здравствуйте, друзья, я приветствую вас на уроке технологии.

«Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно».

(На фоне музыки)

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего урока.

2.   “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое». Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

3. Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

— «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Откройте глаза. Приступаем к работе.

4. Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы….. (Например: «Отправляемся в путешествие по сказке» или «Будем заниматься очень важным делом»…..).

  1. Здравствуйте, ребята!

В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день

Улыбка — универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.

Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга таким образом?

Второй вариант: «Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

6. Здравствуйте, мои дорогие! Предлагаю вам поздороваться друг с другом продолжив по очереди фразу:

«Здравствуй, я рад(а) тебя сегодня видеть здесь потому что …»

7. Здравствуйте!

-Поздоровалось с людьми солнце на рассвете

«С добрым утром!» — говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

-Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.

8. Упражнение «Подари улыбку».

— Чтобы у нас у всех сегодня на уроке было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.

На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Педагог: «Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)

9. Здравствуйте, дети! Рада видеть вас

.Я желаю вам сегодня добра.

Вы желаете мне сегодня добра?

Если вам будет трудно, я помогу.

Улыбнёмся друг другу.

Улыбка универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой!

10. Добрый день, друзья! Приветствую вас на уроке…..

Предлагаю вам сегодня сделать доброе дело-…………..

— Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей.

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело — тем живём на земле!

11. — Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря, и приступим все к работе.

12. Упражнение: «Дерево достижений»

Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением! Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево (на доске прикреплено дерево без листьев). У каждого из вас есть листочки разного цвета (лежат на парте). Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

После того, как ребята прикрепили листочки:

— Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист — желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Дерево покрылось листвой, с помощью вас оно окрасилось в разные цвета.

Красота дерева завесила от вас, ваших стремлений и ожиданий.

А красота выполненной работы сегодня на уроке будет зависеть от вас?

Надеюсь, что вы приложите максимум старания, фантазии при выполнении работы. Желаю вам всем получить пятёрки сегодня на уроке! Итак.. За дело!

13. — Ребята, сегодня мы начнём урок с упражнения: «Золотая рыбка»

На столе стоит «аквариум» (коробочка), в нем находятся картонные рыбки разного цвета (лучше золотистого)

Из ватмана вырезан контур одной большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).

Педагог: «Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку» (дети подходят и берут по одной рыбке). Загадайте над рыбкой желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «Золотую рыбку», которая исполнит все загаданные желания (учащиеся приклеивают маленьких рыбок на большую, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!

14. Упражнение «Колесо удачи»

В комнате находится старинная прялка.

Педагог: Ребята, перед вами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку.

А теперь по очереди крутаните колесо прялки и скажите для всех доброе пожелание на сегодняшний урок.

Педагог тоже крутит колесо прялки говорит всем пожелание:

«Будьте на уроке легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие ленточки».

15.- «Здравствуйте!» Просто «Здравствуйте»?

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

— Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!

А ещё, здороваясь мы желаем друг другу здоровья! Я вам все желаю здоровья!

16. — Дорогие мои! Подарим сегодня в начале урока друг другу улыбку и доброе настроение, согреем наши сердца теплотой и любовью.

Если дождь стучит по крыше,

Если в жизни всё не так.

Улыбнитесь, рассмешитесь,

Ведь улыбка – это клад!!!

Ведь не даром говорят: «Улыбайтесь друг другу чаще — жизнь будет слаще!»

— Как думаете почему? (Поднимется настроение; чувствуешь, что рядом хорошие люди….)

С хорошим настроением дело делается в 2 раза быстрее и складнее.

Улыбнитесь друг другу от всей души!

А теперь с хорошим настроением приступаем к новой теме. А какая сегодня тема урока, вы должны догадаться сами…..

17. — Мои умницы и умники! Рада видеть вас!

Упражнение «Волшебная поляна»

(Предварительно надо вырезать цветы разного цвета).

Педагог: «На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья, и настроение стало осенним. Все эти цветы (показывает на вырезанные цветы) раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть волшебная солнечная поляна. Чтобы развеять осеннюю тоску и добавить нам на урок летнего настроения, давайте прикрепим цветок там, где вам понравится (к цветку на край приклеен маленький кусочек скотча с выдвинутым концом, за него и приклеим). Посмотрите – в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели цветы, а с ними и ваши лица. Пусть так и будет всегда! Будьте всегда цветущими, с хорошим настроением.

А теперь пора выяснить какую тему урока будем сегодня изучать.

18.- Здравствуйте, друзья!

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: «Ура!»

Урок нам начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте,

Всю работу, что вам дам поделите пополам. (при работе в парах).

— А какой работой будем сегодня заниматься, какую тему изучать, вы должны догадаться сами.

19.- Но, что, друзья, начнём урок?!

Учитель:

— Вам тепло? (Да.)

— Вам светло? (Да.)

— Прозвенел звонок? (Да.)

— Уже закончился урок? (Нет.)

— Хотите учиться? (Да.)

— Можете садиться и на уроке не лениться.

20. Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо. Замолчали.

Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.

Слушая внимательно, поймёте обязательно.

21. Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Задорно светят огоньки ваших глаз!

Здравствуйте!

Я приветствую вас на уроке технологии.


Доброта – это солнце, которое согревает душу. (Пришвин).

— Призываю вас всех быть всегда добрыми и человечными.

22. – Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся)

— Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся)

— Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся)

— Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся)

— Ещё раз, все, здравствуйте!

— Здороваться — это желать здоровья!

Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье и мы могли дружно общаться и выполнять работу.

А чтобы узнать, что мы будем сегодня делать, вам надо отгадать тему урока.

23. — Здравствуйте!

С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я!

Улыбнись соседу справа.

Улыбнись соседу слева.

И дружно скажите: С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я! (дети говорят)

Подмигни соседу справа, подмигни соседу слева.

И дружно скажите: С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я! (дети говорят)

— А теперь садитесь и дружной семьёй приступим к работе на уроке.

24. Упражнение « Частичка тепла»

— Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

— Огромное солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзья подарить.

А теперь приступит к определению темы урока.

25. – Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо, замолчали.

Всё что нужно вы достали, приготовились к уроку-

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнём сейчас, интересен он для вас.

Слушая внимательно, поймёте обязательно.

Дружно все за парты сели.

Приступаем к новой теме.

26.

— Заходите, ребята. Встаньте все в круг.

— Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке технологии.

Чтобы стало нам всем хорошо, уютно, как дома, давайте зажжем свечу.

( учитель, зажигает свечу, и обносит внутри круга детей, поднося к каждому)

— Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Что вы чувствуете? (Тепло)

— Тепло от огонька согревает руки, а что может согреть душу человека? (Любовь, внимание, забота, доброта)

— «Доброта – это солнце, которое согревает душу. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты. (М.Пришвин)

Покажите, где душа у человека (дети показывают).

Она внутри нас, там, где сердце, поэтому, когда мы говорим: «От всей души», то прикладывает ладонь к груди.

— У меня к вам просьба: положите ладонь на место, где может быть душа у человека, т.е. на грудь, улыбнитесь друг другу обязательно от души. Когда вы улыбаетесь, у вас очень добрые лица.

— Доброта не только может согреть душу человека, она способна творить чудеса.

Сегодня мы будем добрыми волшебниками и попробуем совершить чудо!

Главное наше волшебство будет доброта наших сердец!

Вы готовы творить добро? Тогда пройдите на свои рабочие места, для свершенья новых добрых дел.

К концу урока:

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.

Подготовка класса к работе (организационный этап)

-Давайте поздороваемся: «Добрый день». (Ученики проговаривают следующие слова) -Быть должны у нас в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас какой?

-Все, что нужно, под рукой!» (Обучающиеся садятся)

-Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. А чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила. Давайте вспомним эти правила.

(Первую строчку проинзносит учитель, а вторую -ученики)

-На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говори все четко, внятно,

Чтобы все было понятно,

Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать,

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

-Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости» Как вы понимаете ее смысл?

-Вы знаете, что наши знания — это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

Стихотворения для проведения организационных моментов «Как начать урок»

на уроках в первом классе.

Мы учимся письму.
Для чего? Почему?
Из крючков, из крючков,
Из кружков, из кружков

Сможем буквы написать.
Если будем мы стараться,
Буквы будут получаться.

  1. А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

  1. Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

  1. Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

  1. Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

  1. Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

  1. Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых.

  1. Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1. Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

  1. Мы пришли сюда учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно

  1. Каждый день – всегда, везде
    На занятиях, в игре
    Смело, четко говорим
    И тихонечко сидим. (Дети садятся)
    А теперь проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?

  1. Прозвенел уже звонок,
    Начинается урок.
    В путешествие пойдем,
    В чудный город попадем.

  1. Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво,
    Тихо сели, спинки прямо.
    Мы легонечко вздохнем
    Урок окружающего мира начнем.

  1. Нам радостно, нам весело,
    Смеёмся мы с утра.
    Но вот пришло мгновение
    Серьёзней быть пора.
    Глазки прикрыли, ручки сложили,
    Головку опустили, ротик закрыли,
    И затихли на минутку,
    Чтоб не слышать даже шутку,
    Чтоб не видеть никого,
    А себя лишь одного!

  1. Начинается урок,
    Он пойдет ребятам впрок.
    Постарайтесь все понять,
    Хорошо запоминать.

  1. Ну-ка проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Всё ль на месте?
    Всё ль в порядке?
    Ручка, книжка и тетрадки?
    Соберись и улыбкой поделись!

  1. Солнце на небе проснулось,
    Нам, ребята, улыбнулось.
    Глазки тихо закрываем,
    Руки к небу поднимаем.
    Лучи солнышка возьмём
    И к сердечку поднесём.

  1. Перемена пролетела,
    Дверь певуче заскрипела.
    Мы вошли тихонько в класс
    И урок начнем сейчас.

  1. Всем, всем добрый день!
    Прочь с дороги наша лень!
    Не мешай трудиться,
    Не мешай учиться!

Организационные моменты на уроках в начальной школе

Оргмомент в стихах

От улыбки лучше стал урок,
От улыбки в школе ладится работа,
Улыбнись, ведь ты же педагог.
Улыбнись, когда рычать тебе охота.
И тогда, наверняка, воспитать ученика
Сможешь ты, не совершив уже ошибки,
С голубого ручейка начинается река
Воспитание начинается с улыбки.
Никогда дружок, не забывай,
Чтоб улыбка украшала чье-то детство,
В воспитанье чаще применяй
Это главное техническое средство.

«О, сколько нам открытий чудных …

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг»

Внимательно слушай!

Запоминай!

Активно на уроке отвечай!

Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не нахожу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу…

Вы пришли сюда учиться,

     Не лениться, а трудиться.

     Работайте старательно,

     Слушайте внимательно.

Невозможно без вниманья
Получить образованье!”

Долгожданный дан звонок –

                         Начинается урок.

                         Вот книжки на столе, тетрадки.

                         Не хочется играть сегодня в прятки.

                         И недосуг дуть на корабль бумажный –

                         Сегодня в классе у ребят

                         Урок уж больно важный!

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

  • «На практике проверить можно точно,

  • Кто смог теорию усвоить прочно.»

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Расскажите еще раз –

И запомните рассказ.

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,

силы новой наберите.

Это нужно детворе

для здоровья, при игре.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Динь – динь — динь,

звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь

И начнем урок опять.

Внимательно проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке?

Ручка, учебник и тетрадка?

Все дружно беритесь скорей за работу.

Все готовы к полёту,

В страну белоснежную и очень полезную.

На пути нас ждут большие испытания,

А на финише – победа, радость, знания!

• Руки? – НА МЕСТЕ

• Ноги? – НА МЕСТЕ

• Локти? – У КРАЯ

• Спина? – ПРЯМАЯ.

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Ну, ребята, чур, молчок,

Начинается урок.

Будем вместе мы опять

Думать, строить, сочинять.

Организационный момент:

Тренинг «Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения» Э. Берн

    Важно ли настроение при работе? Что может помочь лучше и хорошо трудиться? (погода, желание, хорошее слово…)

    (Все сосредоточились, все настроились на работу, все успокоились)

    Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!

    • “Мы спокойны,

    • Мы внимательны,

    Мы – само внимание!”

    – Дорогие ребята. Мы вновь открываем нашу мастерскую стихосложения. Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.

    Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.

    Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.

    Головка думает, а язычки говорят.

    Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. (Хилон)

    – Как вы понимаете это? (Высказывания детей)

    Орг. момент. Создание «ситуации успеха».

    Начинается урок с притчи.

    Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” — обратился он к ним, — у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и — о, чудо! — она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

    Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

    Как вы понимаете основную мысль текста?

    Как она нам поможет на уроке?

    Итог урока.

    Услышим скоро мы звонок,
    Пора заканчивать урок.

    Вот и кончился урок,

    И подводим мы итог!

    Материал (1 класс) по теме: Организационный момент в начальной школе.

    Тренинг-настрой в начале  урока.

    Громко прозвенел звонок,
    Начинается урок.
    Наши ушки на макушке,
    Глазки широко открыты,
    Слушаем, запоминаем,
    Ни минуты не теряем!

    Всем, всем добрый день!
    Прочь с дороги наша лень!
    Не мешай трудиться,
    Не мешай учиться!

    Я тетрадь свою открою

    И наклонно положу.

    Я, друзья, от вас не скрою

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь.

    Прозвенел звонок веселый.
    Мы начать урок готовы.
    Будем слушать, рассуждать,
    И друг другу помогать.

    Вы обдумайте рассказ,
    Не заучивая фраз.

    И задумайтесь о том:
    Что рассказано? О чем?
    Что зачем произошло?
    И к чему все привело?
    Расскажите еще раз –
    И запомните рассказ.

    Прозвенел опять звонок

     и закончился урок!

    Вы, ребятки, отдохните,

     силы новой наберите.
    Это нужно детворе

     для здоровья, при игре.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы?  Всё готово?

    Мы, сейчас, не отдыхаем,

    Мы, работать начинаем.

    Вот и кончился урок.

    Снова прозвенел звонок,

    Отдыхать мы можем смело,

    А потом опять за дело.

    На уроке будь старательным

    Будь спокойным и внимательным.

    Все пиши, не отставая,

    Слушай, не перебивая.

    Говорите четко, внятно,

    Чтобы было все понятно.

    Если друг стал отвечать,

    Не спеши перебивать.

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Не устали вы считать?
    Может, лучше бегать, петь.

    Или в дудочку дудеть?
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Кончил дело – и гулять!
    Вспомним-ка сейчас, друзья,
    Что учили мы не зря.

    Все считается на свете.
    Людям всюду нужен счет!
    Потому ему почет!
    Так давай с тобой учиться!
    Открывай скорей страницы,
    Чтоб читать и чтоб считать –
    Раз, два, три, четыре, пять!

    Прозвенел звонок для нас.
    Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо.
    Вижу, класс наш хоть куда.
    Мы начнём урок, друзья.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Все могу я сосчитать:
    И деревья на горе,
    И коляски во дворе,
    И девчонок, и мальчишек,
    И страницы толстых книжек.

    А благодаря какой науке я могу это сделать?

    Вот и кончился урок,                                              
    И подводим мы итог!

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Начинаем повторять.
    Устно будем мы считать.
    Все, но кроме облаков,
    Кроме звезд и мотыльков…
    Можно сбиться ведь со счета,
    Но считать нам их охота?

    Будем отвечать активно,
    Хорошо себя вести,

    Чтобы гости дорогие.
    Захотели вновь прийти!

    Динь – динь —  динь,

    звенит звонок,

    Начинается урок.

    Будем мы писать красиво,

    Будем дружно отвечать,

    Будем думать, рассуждать,

    Дисциплину соблюдать.

    Хорошо вы потрудились,

    Вам пора и отдыхать.

    Переменку веселитесь

    И начнем урок опять.

    Ну-ка, проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё ль в порядке,
    Ручка, книжки и тетрадка?

    (Садитесь).

    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Все ль готовы слушать?
    Начинаем наш урок.

    Где играют дружно,
    Считают умело,
    Там и сказке можно.Появиться смело.

    Внимательно проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок?
    Всё ли на месте?
    Всё ли в порядке?
    Ручка, учебник и тетрадка?
    Все дружно беритесь скорей за работу.

    Все готовы к полёту,
    В страну белоснежную и очень полезную.
    На пути нас ждут большие испытания,
    А на финише – победа, радость, знания!

    • Руки? – НА МЕСТЕ
    • Ноги? – НА МЕСТЕ
    • Локти? – У  КРАЯ
    • Спина? – ПРЯМАЯ. 

    Организационный момент на уроке в начальной школе: цель, задачи, примеры

    Организационный момент на уроке в начальной школе: цель, задачи, примеры

    Каждому человеку прекрасно известно, что собой представляет урок. Однако точно сформулировать определение понятия наверняка получится не у всех. Если выражаться научным языком, то урок является вариативной формой организации целенаправленного взаимодействия, задача которой заключается в обучении школьников. И хороший педагог никогда не начнёт урок сразу, без вступления. Профессионалы знают, что необходим организационный момент. Он очень важен. Впрочем, обо всём по порядку.

    Общепринятая модель начала урока

    Не так давно, буквально до наступления середины 2000-х, организационный момент включал в себя только объявление темы урока, последующее изложение целей и проверку готовности школьников к занятию. Сейчас же эта модель сменилась более современным вариантом, поскольку вступительная часть урока стала восприниматься как предпосылка формирования и развития мотивационной сферы школьников. Задачи и цели, разработанные педагогом перед уроком, должны быть осмысленными и нести пользу детям.

    Итак, начинается всё — со взаимного приветствия преподавателя и учащихся, после которого следует перекличка. Затем учитель должен проверить готовность воспитанников к уроку – напомнить об учебниках, тетрадках, ручках, попросить достать ещё что-то, если это нужно. Также педагог обязан осмотреть класс и своё рабочее место. Учебный план, состояние доски, наличие мела и губки, оборудования для демонстрации наглядного материала – всё должно быть на месте.

    После того как проверка проведена, можно начинать занятие. Педагог формулирует тему, цели и задачи урока, а потом задаёт исходную мотивацию. Эта часть является важнейшей, поэтому о ней – рассказ отдельный.

    Исходная мотивация

    Это то, что возбуждает мысленную активность учеников и проявляет их готовность воспринимать новый поток информации. Чем более яркой и познавательной будет исходная мотивация, тем сильнее она повлияет на воспитанников, причём, на всех без исключения (даже на слабоуспевающих). Поэтому организационный момент так важен. Урок должен начинаться динамично и четко. Так удастся дисциплинировать учеников и быстро включить их в работу, сэкономив время.

    Вообщем, исходная мотивация нужна для того, чтобы создать готовность к восприятию нового материала, сконцентрировать внимание, возбудить мыслительную активность и простимулировать процессы обучения. Также за счёт неё удаётся превратить познаваемое в личностно-значимое. Потому так важно вызвать интерес у учащихся, чтобы каждый из них увлёкся темой и захотел её освоить.

    О чём надо помнить?

    Организационный момент урока, особенно в начальной школе, каждый раз должен отличаться. И даже преподавателю с фантазией это доставляет кое-какие трудности. Ведь каждый раз ему приходится заново заинтересовывать воспитанников.

    Начинающим педагогам помочь может небольшая памятка с кратким сводом правил. Самое главное – учитель должен с самого начала демонстрировать своё доверие к ученикам, располагать их к себе. Также он обязан помогать детям формулировать цели и задачи, а также уточнять их, если что-то непонятно. Ещё необходимо помнить о наличии у каждого ученика внутренней мотивации к учению. И о необходимости реализовать её. Это возможно, если преподаватель будет принимать активное участие в групповом взаимодействии, стремиться к установлению симпатии между ним и учениками и демонстрировать свою открытость.

    Релаксационная игра

    С неё многие преподаватели начинают организационный момент на уроке в начальной школе. Главная цель – поднять детям настроение и создать позитивную атмосферу.

    Учитель включает релаксационную музыку или пение птиц, шум моря, шелест деревьев. Затем приоткрывает окно для проветривания и просит всех принять удобное положение. А затем каждый должен закрыть глаза и сделать несколько равномерных глубоких вдохов и выдохов. Важно, чтобы ученики почувствовали себя расслабленно. Их дыхание станет ровным и спокойным, по телу разольётся приятное тепло, а на лицах появятся улыбки. Этот психологический «настрой» учитель должен поначалу озвучивать.

    Потом дети «возвращаются» с небес на землю, и им предлагается игра. Без этого элемента организационный момент на уроке в начальной школе вряд ли будет эффективным. Какую выбрать игру – это уже решит педагог. Можно написать на доске слово «здравствуйте» и предложить детям пожелать друг другу что-то хорошее на каждую букву данного приветствия. После этого дети зарядятся положительной энергией и будут готовы усваивать материал.

    Способ медиа

    Организационный момент можно сделать для детей особенно интересным, если провести его в современном формате. Многие преподаватели прибегают к использованию видеоматериалов. Они помогают задать уроку эмоциональный тон. К тому же так можно презентовать материал для изучения, продемонстрировать его значимость. Экран однозначно привлечёт больше взглядов и внимания, чем привычная доска. И если педагог отличается креативностью и фантазией, то он сможет это сделать, даже если преподаёт технический предмет.

    Хорошим примером можно считать урок физики по теме «Давление». Преподавателю даже не понадобится готовить презентацию. Достаточно лишь показать небольшой видео-сюжет, в котором два туриста с рюкзаками идут по сугробу. Один из них передвигается в сапогах, а другой на лыжах. После того как ученики посмотрят фильм, им нужно задать несколько вопросов. Какому из туристов по снегу передвигаться легче? Почему у рюкзаков широкие лямки? Как нужно складывать в них вещи, чтобы не создавать большой нагрузки на спину? Все эти вопросы по теме. Они активируют внимание школьников и настраивают их на урок. К тому же такие вопросы побуждают к познавательной деятельности, поскольку заставляют начать мыслить и размышлять.

    Логичный подход

    Также организационный момент в школе можно провести, опираясь на перспективно-побуждающие мотивы. Преподавателю в начальной части урока нужно объяснить своим воспитанникам, что без изучения конкретного раздела предмета не получится освоить следующий. Это заставляет детей задуматься, даёт им мотивацию. Мало кому хочется потом, из-за собственной несобранности, сидеть над учебниками. Да и зачем, если можно просто сконцентрироваться и послушать преподавателя?

    Ещё задачи организационного момента на уроке могут быть реализованы использованием познавательно-побуждающих мотивов. Они очень действенны. Поскольку вызывают внутреннюю заинтересованность ученика. Она впоследствии формирует мотивационную среду на уроке, обуславливающую затем поведение и действия ребёнка. У него появляется желание делать задание, углубляться в тему, запоминать то, что говорит учитель. Возникнет ли у него такой интерес – зависит от того, насколько хорош педагог в своём деле. Ведь всем известно, что даже самый интересный предмет может стать скучным, если преподаватель будет просто читать лекцию из тетради.

    Активные методы

    О них тоже необходимо вкратце упомянуть, рассказывая о том, каким должен быть организационный момент. Примеры могут быть самыми разными. Но, как показывает практика, наиболее действенным является применение активных методов. Это совокупность способов, средств и приёмов, вызывающих у детей желание осуществлять познавательную деятельность.

    К ним относится мозговой штурм, опорные схемы, дискуссия, диалог, создание проблемных ситуаций и постановка острых вопросов, коммуникативная атака, игровые моменты. Многие преподаватели используют заблаговременный способ организационного момента. Заканчивая урок, они анонсируют следующий, рассказывая ученикам о самых интересных запланированных моментах. На следующем занятии с этим классом у учителя будет меньше задач – ему не понадобится способствовать концентрации их внимания.

    Конкретизация

    Что ж, выше было рассказано про цель организационного момента на уроке. Теперь можно немного затронуть вниманием структуру, которой должен следовать педагог для её достижения.

    Начинать нужно с первичного введения материала, но исключительно с учётом закономерностей процесса познания при развитой мыслительной активности учеников. После этого надо указать на то, что они должны будут запомнить и усвоить. Также учитель обязательно должен рассказать об эффективных техниках запоминания, которые многим ученикам действительно помогают.

    После этого можно приступать к изучению материала. В первую очередь педагог предоставляет теоретическую часть. Это термины, определения, теории, законы, формулы, правила. Материала не должно быть много – ученики не смогут запомнить всё. Надо предоставить им лишь самое главное. Лучше это будет часть темы, но зато школьники освоят её в полной мере. А после этого можно переходить к практической части, в ходе которой ученики смогут применить полученные знания и закрепить обретённые навыки.

    Конец, переходящий в начало

    Что ж, цель организационного момента предельно понятна. Напоследок хотелось бы сказать о том, как важно соблюдать взаимосвязь между предыдущим уроком и последующим. Они должны быть целостными. По завершении занятия учитель со своими воспитанниками обычно подводит итоги пройденного материала, повторяет ключевые моменты, обобщает сказанное. И этим же необходимо начинать следующий урок, который происходит в другой день. Вопросом: «О чём мы говорили на прошлом уроке? На чём остановились?» удаётся освежить память учеников и понять, насколько они были внимательны. Увидев реакцию учеников, преподаватель сможет понять, успешно ли прошло предыдущее занятие.

    Статья на тему: Организационный момент нетрадиционного урока

    Организационный момент нетрадиционного урока

    Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. Включить ребят в работу — важная задача учителя. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей.  В этом помогает правильно подобранный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность. Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.

    Организационный момент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности. Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков.

    1.Вот учитель входит в класс.

    Что мы делаем сейчас?

    Встали дружно.

    Что нам нужно?

    Вот учебник, вот тетрадь,

    Их не надо открывать.

    Знает каждый ученик,

    Будет нужен и дневник.

    Не забудьте про пенал,

    Чтоб на парте он лежал.

    2.Встали тихо, замолчали,

    Всё, что нужно, вы достали.

    Приготовились к уроку,

    В нём иначе нету проку.

    Здравствуйте, садитесь,

    Больше не вертитесь.

    Мы урок начнем сейчас,

    Интересен он для вас.

    Слушай всё внимательно,

    Поймешь всё обязательно.

    3.Звонкий прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Встаньте прямо, не шумите,

    Всё ль на парте, посмотрите.

    Все ль на месте, всё ль на парте:

    Книжка, ручка и тетради.

    Не забудьте дневника,

    Он – документ ученика.

    Здравствуйте, ребята.

    Сели. Мы приступим к новой теме.

    4.Заходите, дети, в класс!

    Мы урок начнем сейчас.

    Встали прямо, подравнялись,

    Посмотри на парту,

    Всё ли там в порядке?

    Ручку, книжку и дневник

    Имеет каждый ученик.

    Здравствуйте, садитесь,

    Больше не крутитесь.

    Начинаем наш урок,

    Знайте, вам пойдет он впрок.

    5.Прозвенел уже звонок,

    Начинается урок.

    Встаньте, дети, не ленитесь,

    Все мне дружно улыбнитесь.

    Здравствуйте, ребята, сели

    И на парты посмотрели.

    Будут нужными опять:

    Книжка, ручка и тетрадь.

    Не забудет про дневник

    Ни один наш ученик.

    Молодцы! Готов весь класс,

    Тему назову сейчас.

    6.Здравствуйте, ребята.

    Слышите звонок?

    Это начинается новый наш урок.

    Много интересного будем изучать,

    Значит, будут нам нужны

    Книжка и тетрадь.

    Хорошо известно вам, что должен ученик

    При себе всегда иметь ручку и дневник.

    А теперь, ребятки, ротики закрыть,

    Будем мы по теме только говорить.

    7.Заходите, дети, в класс,

    Прозвенел звонок сейчас.

    Все тихонько быстро встали,

    Подравнялись и собрались.

    Скажем: «Здравствуйте» друг другу

    И посмотрим на столы

    Всё, что нужно принесли?

    А теперь тихонько сели,

    На меня все посмотрели.

    Начинаем наш урок,

    Рты закрыли на замок.

          Психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

    — Я в школе на уроке,

    — Сейчас я начну учиться.

    — Я радуюсь этому.

    — Внимание моё растёт.

    — Я как разведчик, всё замечу.

    — Память моя крепка.

    — Голова мыслит ясно.

    — Я хочу учиться.

    — Я очень хочу учиться.

    — Я готов к работе.

    — Я работаю!

    Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

    Поэтому следует помнить слова В.А.Сухомлинского: “ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас всю жизнь.

    Учитель начальных классов: Галкина Л.М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *