Парные глухие и звонкие согласные в корне – Система упражнений в процессе изучения парных звонких и глухих согласных в корне слов

Содержание

Проверочная работа по русскому языку по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» 2 класс

2 класс

Проверочная работа

«Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Вариант 1

1. Напиши буквы,

парных звонких согласных звуков: ________________________________

парных глухих согласных звуков: _________________________________

2. Вставь пропущенные буквы.

Чи__, прору__, свис__, сугро___, дроз__, шар__, обу___, фла__, расска___, камы__ .

3. Напиши данные имена существительные в единственном числе.

Арбузы, лошади, лифты, ерши, призы, карандаш, лебеди.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Обведи пропущенную букву. Рядом напиши проверочное слово.

Шала (ж, ш) — ___________

салю (д, т) — ___________

хорово (д, т) — __________

шка (в, ф) — ___________

наря (т, д) — ___________

пару (з,с) — __________

5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами с парными согласными в корне. Подчеркни главные члены предложения.

Ученик сделал в диктанте три _______________________ .

К лесу вела узкая _____________________ .

Вкусный ____________________ испекла моя бабушка.

6. Соедини по смыслу слова I и II столбиков. Вставь пропущенные буквы.

Поду… ка ре ….кая

доро … ка ро … кие

ст…кло мя … кая

зайч … та у … кая

вещь хру … кое

7. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки

глухие.

Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу. ( ______________ )

2 класс

Проверочная работа

«Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Вариант 2

1. Напиши буквы,

парных звонких согласных звуков: ________________________________

парных глухих согласных звуков: _________________________________

2. Вставь пропущенные буквы.

Рука ___, эта___, сапо___, заво___, кус___, гер__, мор__, наря___, кру___, обе__.

3. Напиши имена существительные в единственном числе.

Огороды, чижи, кроты, автобусы, тетради, площади, дожди.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Обведи пропущенную букву. Рядом напиши проверочное слово.

Бере (к, г) — _______________

нево (т, д) — _______________

пля (ш, ж) — _______________

сосе (т, д) — _______________

гру(з,с) — _______________

утю (к, г) — _______________

5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами с парными согласными в корне. Подчеркни главные члены предложения.

Мальчик нашёл в лесу белый ______________ .

Спит в берлоге бурый __________________ .

Золотые ______________ живут в нашем аквариуме.

6. Соедини по смыслу слова I и II столбиков. Вставь пропущенные буквы.

Лё … ре ….кий

дру … кре … кий

пиро … ки у … кая

вет… р бли … кий

тро … ка сла … кие

7. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки глухие.

Он длиннющий, он большущий.

Он от тучи до земли…

Пусть идёт он пуще, пуще,

Чтоб грибы скорей росли. ( ______________ )

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова

Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

3 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Дети учатся:

— понимать и принимать учебную задачу;

— проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

— сопоставлять произношение и написание слов;

— подбирать проверочное слово;

— находить примеры слов на изученную орфограмму;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

— принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

— владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 минута)
  2. Мотивация  учебной деятельности.

-Ребята, посмотрите на экран и догадайтесь по картинкам, что за пословица в них спрятана.  (слайд 1)

(Без труда не выловишь и рыбки из пруда)

— А какую пословицу вы еще знаете с таким смыслом? ( Терпенье и труд всё перетрут)

-Правильно. А как вы понимаете эти пословицы? ( Только стараясь можно достигнуть своих целей. Всякое дело требует усилий)

-А почему я выбрала именно эти пословицы к этому уроку? ( Надо стараться, чтобы всё получилось на уроке.)

  1. 3. Формирование темы урока и постановка цели, проблемы урока.

-Молодцы. Посмотрите на экран. (2 слайд)

Без труда не выловишь и ры…ки из пруда.

Терпенье и тру…  всё перетрут.

 -Здесь записаны наши пословицы, но в двух словах пропущены буквы. Какие буквы пропущены, объясните. ( Рыбки- рыба, труд-труды)

-А что объединяет эти буквы? (Это парные согласные)

-Подумайте и сформулируйте тему нашего урока. (Правописание парных согласных в корне слова)

-Какие задачи можем перед собой поставить на этом уроке?

(Находить слова с парной согласной, уметь подбирать к ним проверочные слова, правильно писать слова с этой орфограммой)

-А сколько всего пар парных согласных в русском языке? (6 пар)

-Давайте их вместе вспомним. Я читаю стихотворение, а вы мне поможете, назвав все пары правильно.

В нашем русском языке

Ходят парами б-п, в-ф, г-к, д-т, ж=ш, з-с (хором)

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую-

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят!

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

-Какое правило мы будем отрабатывать сегодня на уроке? (Правописание парных согласных в корне слова)

-А зачем нам надо хорошо знать это правило? ( Чтобы правильно писать слова, не допускать ошибок)

4.  Первичное закрепление.

  • Работа в паре.

-Ребята, нам что-то пришло! Кто знает, что обозначают эти буквы? (СМС – 3 слайд)

(СМС- это письмо, сообщение)

-Давайте прочитаем, что в нём написано. У вас на столах такие же смс. ( 4 слайд)

Был морос . Опустил я в прорупь хвост. Ловись рыпка!!!

-Ребята, а от какого сказочного героя пришло нам это смс? (волк)

-А кто помнит, как называется сказка, из которой этот герой? ( Лиса и волк, Лисичка-сестричка и серый волк) 5 слайд

-А кто написал эту сказку? ( Это русская народная сказка)

— Что вас смущает в этом сообщении? ( В нём допущены ошибки)

-Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить? ( Исправить ошибки) Что нужно сделать, чтобы правильно подобрать букву? (Подобрать проверочное слово)

 -А как мы можем подбирать проверочные слова?

  • подобрать однокоренное слово
  • подобрать уменьшительно-ласкательное слово
  • подобрать название действия
  • подобрать признак
  • изменить форму слова или поставить слово во множественное число

-Правильно. Работать будете в парах. Исправляем ошибки, подбираем проверочные слова. Советуемся друг с другом. Кто готов — поднимает руку.

— Проверяем. Сколько ошибок обнаружили? (три) Давайте их назовем, объясним написание буквы, подберём проверочное слово.

6  слайд – без ошибок ( мороз-морозец, прорубь-проруби, рыбка-рыба)

-Обведите карандашом те ошибки, которые вы не заметили. Если вы всё правильно сделали, поставьте себе на смс плюсик, если нет, то не ставим.

-Кто выполнил всё правильно и заработал плюс? Молодцы, а те кто не все ошибки заметил, тем надо быть более внимательным.

5. Физ. минутка

6. Работа с учебником

-А теперь открываем тетради и учебники на стр. 67 , смотрим упражнение 122. Давайте прочитаем задание к упражнению.

-Мы будем записывать эти слова в строчку, через запятую, называя парную согласную и подбирая проверочное слово. Его мы будем записывать в скобках. Подчёркивать вставленную букву.

Рыбка-рыба, тропка-тропинка, утюг-утюги, паук-пауки, мороз-морозец, ребус-ребусы, ягодка-ягоды, ветка-веточка.

-Отлично мы с вами исправили ошибки в смс, выполнили упражнение, а теперь давайте вспомним правило. Прочитаем его в разделе «Вспомните» (чтение правила)

7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Игра.

  • Индивидуальная работа

-А теперь немного поиграем. Посмотрите на экран. (ДИСК) на экране Лоси-воздухоплаватели. Им никак не спуститься на землю, так как они никак не могут подобрать слова со своей буквой. Плохо знают правило! Давайте им поможем. Но нам нельзя ошибиться! А то шары могут лопнуть и лоси попадут на землю совсем неприятным путём. Поэтому мы сначала потренируемся. У вас на столах фотографии наших лосей. Давайте сначала прочитаем все слова.

-Как вы думаете, какая задача стоит перед вами? ( Нам нужно правильно  подобрать слова)

-Работаем самостоятельно. Проводим стрелочки от слов к подходящим шарам. Кто сделает-поднимает руку.

-А теперь вы будете называть слова , подбирать к ним проверочное слово, подходить к компьютеру и подвешивать их к нужной корзине. А остальные проверять свою работу.

Кто справился без ошибок — поставьте себе плюс. Остальные должны быть более внимательными.

  • Самостоятельная работа по раздаточному дидактическому материалу.

 (Осуществляется дифференцированный подход) 

-Мы с вами весь урок отрабатывали нашу  орфограмму, искали ошибки в смс, помогали лосям спуститься, повторяли правило, что настало время проверить как вы усвоили это правило.

1 уровень. Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.

Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.

2 уровень. Разбежались слова. Помогите их собрать.

Где растет морковь?
На________________.
Буквы пишут где?
В __________________.
Утром чистим что мы?
_______________.
Надеваем в холод?____________.
Любим все __________,________.
И читаем на ночь ______________. Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.

— Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
— Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы)

Перед вами лежат карточки с текстом. В тексте слова с пропущенными буквами. Вам нужно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова.

Краси… (            ) лес осенью. Деревья надевают яркий наря… (         ). Ё…. (            ) нашёл под берё…кой (               ) гри… (                   ). Птицы улетели на ю…(              ).

-Проверяем. Называем проверочные слова. У кого все выполнено правильно, поставьте плюс.

8. Домашнее задание.

-Дома вы будете отрабатывать правило, которое мы сегодня закрепляли. Учебник с. 68, упр.124

9. Рефлексия. Подведение итогов урока.

-Какая тема урока у нас сегодня была? (Правописание парных согласных в корне слова)

-Давайте ещё раз вспомним правило.

-Чему мы учились на уроке? (Находить слова с парной согласной, уметь подбирать к ним проверочные слова, правильно писать слова с этой орфограммой)

-Давайте подведём итог вашей работы. Сколько плюсов вы набрали сегодня на уроке. Кто набрал три? два? один?

-Дайте характеристику урока.

-Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы. Урок окончен.

nsportal.ru

Урок русского языка по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

hello_html_m6d71feef.gifhello_html_49796bd.gifhello_html_49796bd.gifhello_html_49796bd.gifhello_html_49796bd.gifhello_html_69f092a8.gifhello_html_49796bd.gifhello_html_49796bd.gifhello_html_m72c78955.gifhello_html_m72c78955.gifhello_html_m618ab8de.gifhello_html_m618ab8de.gifhello_html_5677bed9.gifhello_html_5677bed9.gifhello_html_49796bd.gifhello_html_49796bd.gifУрок русского языка по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова», 2 класс

Учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть, авторы Л.Ф. Климанова,

Т.В. Бабушкина.

Урок разработан Лукьяненко Натальей Викторовной, учителем начальных классов МОБУ СОШ № 5 г. Свободного.

Тип урока: рефлексия.

Цели урока: СЛАЙД

-повторение знаний о проверке слов с парными согласными в корне слова;

-закрепление  умения пользоваться способом проверки слов с парными согласными в корне слова;

-совершенствование умения обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их;

-развитие навыков самоконтроля, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Оборудование:

— проектор:

— компьютер;

— сигнальные карточки;

— эталон;

— эталоны для самопроверки;

— подробный образец;

— алгоритм проверки парных согласных.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

СЛАЙД

Девиз урока: «Не беда ошибиться, беда не исправиться».

— Как вы понимаете эти слова? (Дети объясняют)

— Как девиз можно отнести к нашему уроку? (Будем учиться исправлять свои ошибки).

— Сегодня урок самопроверки.

— Что вы будете проверять? (Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять).

— Если выяснится, что вы какой-то способ не умеете применять, что вы будете делать? (Мы будем учиться применять этот способ).

— Над какой темой вы работали на предыдущих уроках? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова). СЛАЙД

— Какая цель нашего урока?

(Цель урока:  повторить правила проверки слов с парными согласными в корне слова). СЛАЙД

− Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения).

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

— Что такое звук? (Звук мы слышим и произносим).

— Что такое буква? (Букву мы видим и пишем).

— Поиграем в игру «Огонёк». (Учитель показывает буквы, ученики сигналят только тогда, когда показана парная согласная, произносят её).

(- б — п, в — ф, г — к, д — т, ж — ш, з – с)

— На СЛАЙДЕ записаны слова:

Огоро.., гря..ка, морко..ка, ре..ька .

— Прочитайте слова.

— На какую орфограмму слова с пропущенными буквами? (Правописание парной согласной в корне слова).

— Сформулируйте правило проверки слов с парной согласной в корне слова. (Для того чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного звука стояла гласная буква или буква Н). ЭТАЛОН на доске

Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н.

— Вспомним алгоритм проверки парных согласных (алгоритм на СЛАЙДЕ и у каждого на парте)

1. Читаем слово.

2. Находим парный согласный.

3. Рассуждаем, вспоминаем правило.

4. Изменяем форму слова или подбираем однокоренное слово.

5. Убеждаемся, что однокоренное слово найдено правильно.

— Запишем слова с пропущенными буквами и подберём проверочные слова. (По одному слову объясняют у доски).

Огоро.. – огороды– огород, гря..ка– грядочка – грядка, т.д.

Работа с сигнальными карточками:

— Покажите парный согласный, который напишите в слове:

Сугроб, игрушка, голубь, берёзка, редкий. (По ходу комментируют свой показ буквы).

-Что сейчас повторили? (Правило проверки слов с парными согласными в корне слова).

− Для чего мы это повторили? (Чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе).

— Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу).

— С какой целью? (Мы должны проверить, научились ли мы применять правило; чтобы понять, что мы умеем делать, а над чем ещё нужно поработать).
— Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? (Эталон, алгоритм проверки парных согласных).

Учащимся раздаются карточки с самостоятельной работой № 1.

Задание 1. Вставь пропущенные буквы:

Тра..ка, кро..ки, бли..ко, замо.., дру.. .

Задание 2. Подбери проверочное слово для парных согласных:

Жидкий — …, глазки — …, тулуп — …, поход — … .

− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны работу проверить по образцу).

ОБРАЗЕЦ: 1. в, ш, з, к, г. СЛАЙД

  1. Жиденький (жидок), глаза (глазной), тулупы, походы.

— Как вы будете фиксировать результат? (Если всё правильно, то поставим знак «+», если наш результат не совпадет, то поставим знак «?»)

— Кто ошибся в задании 1? (Учитель результаты фиксирует на доске).

— Кто ошибся в задании 2? (Учитель результаты фиксирует на доске).

3. Локализация  затруднений.

-Ученикам раздаются ЭТАЛОНЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

Эталон для самопроверки № 1

1

Травка

Крошки

Близко

Замок

Друг

Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н

2

Жидкий – жиденький, жидок

Глазки – глаза, глазной

Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н.

Тулуп – тулупы

Поход – походы

Чтобы в слове проверить парные звонкие и глухие согласные, надо изменить форму слова.

Выявляем место и причину затруднений:

-Подчеркните в каком месте у вас ошибка.

-Почему вы допустили ошибку?

-Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?

4. Коррекция выявленных затруднений.

— У кого задание выполнено правильно?

— Что вам следует делать дальше? (Мы будем учиться применять свои знания в других заданиях).

Задания повышенной трудности:

1) Составь из слов предложения.

Зеленеет, сочная, в, травка, лесу.

Весной, берёзки, сок, у, появляется, сладкий.

Подчеркни слова с парными согласными, требующими проверки.

— Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? (Исправить ошибки и научиться применять правило.)

— Повторим алгоритм исправления ошибок: (СЛАЙД, у каждого на парте)

1. Повтори задание.

3. Повтори правило.

4. Подбери проверочное слово.

5. Исправь ошибку.

Учащиеся,  допустившие ошибки, анализируют выполненное задание, повторяют правило проверки слов с парным согласным в корне слова, исправляют свои ошибки с помощью эталона для самопроверки.

Учитель даёт тренировочные задания.

— Ребята, выберите задание, в котором допустили ошибки в самостоятельной работе.

Задание:

  1. Моро.., ло..ка, опу..ка, лё..кий.

  2. Морковка -…, берёзка -…, короб -…, арбуз -… .

(Если позволяет время, то выполняют задания, в которых допустили ошибку).

Подробный образец

1

Мороз, лодка, опушка, лёгкий.

2

Морковка – морковный

Берёзка – берёза

Короб – короба

Арбуз — арбузы

Физкультминутка

— Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный, вы приседаете, а если начинается на глухой согласный — поднимаете руки вверх:

Зайка, пень, трава, сойка, жить, дрова, шить, тень.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

— Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше?

(Обратить внимание на фиксацию ошибок на доске).

— Проговорите правило.

— Проговорите алгоритм проверки парных согласных.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание.

Вариант 1 (для учеников, допустивших ошибки в самостоятельной работе № 1)

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова:

Пиро..ки, бли..кий, голу..ь, моро.. .

— Проверьте по ЭТАЛОНУ для самопроверки. (листочки на партах)

Эталон для самопроверки № 2

Пирожки – пирожок

Близкий – близок

Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н.

Голубь – голуби

Мороз — морозы

Чтобы в слове проверить парные звонкие и глухие согласные, надо изменить форму слова.

Учащиеся, которые в самостоятельной работе № 1 не допустили ошибок, проводят самопроверку по подробному образцу:

Подробный образец

В лесу зеленеет сочная травка.

Весной у берёзки появляется сладкий сок.

— Кто допустил ошибки?

— Поставьте на полях знак ?

— Кто поставил знак ?

— В каком месте допущена ошибка?

— Почему допущена ошибка?

— Над чем надо поработать?

7. Включение в систему знаний и повторение.

— Запишите слова в три столбика, докажите своё решение: СЛАЙД

Улыбка, далёкий, солёный, пальто, тропинка, рыбка, листопад, пальчики, голубь, мальчик.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

— Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Повторить правила проверки слов с парными согласными в корне слова).

— Вспомните девиз нашего урока. СЛАЙД «Не беда ошибиться, беда не исправиться».

— Вам удалось достичь цели?

— Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться применять правило).

— Как исправляли эти ошибки? (Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях).

— Над чем ещё нужно поработать?

— Над чем работали те, кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?

— Оцените свою работу на уроке. (Оценивание работы в дневниках, объяснение своей оценки).

Домашнее задание (по выбору):

— стр. 118 упр. 177;

— придумать и записать 5 предложений, в которых есть слова с парными согласными.

infourok.ru

Урок-рефлексия по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». 3-й класс

Познавательные цели и задачи:

  • повторение и закрепление ЗУН о проверке слов с парными согласными в корне слова;
  • совершенствование умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций, и проверять их;
  • повторение и закрепление ЗУН об антонимах.

Развивающие цели и задачи:

  • развивать слуховую память;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные цели и задачи:

  • воспитывать наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к мнению товарищей.

Коммуникативные цели и задачи.

  • учить детей правильной разговорной речи и умению правильно высказываться при ответах на вопросы учителя.

Оборудование. Проектор, ПК, интерактивная доска, сигнальные доски.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Добрый день, мои хорошие! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои теплые улыбки друг другу. Давайте вместе проделаем маленькую гимнастику.

Потянулись! — (потягиваются)

Встрепенулись! — (встряхивают плечами).

Оглянулись! — (оглядываются друг на друга).

Улыбнулись! — (улыбаются).

2. Актуализация знаний.

— Что такое звук?

— Звук мы слышим и произносим.

— Что такое буква?

— Букву мы видим и пишем.

— Какие парные звонкие и глухие согласные вы можете назвать? Запишите их на свои сигнальные доски и покажите мне.

— б — п, в — ф, г — к, д — т, ж — ш, з — с

— Молодцы, правильно.

3. Работа по теме урока

а) Работа с интерактивной доской

Показ слайда №1.

У деревни зеленый лу:

На нашей грядке растет лу:

— Какой парный согласный спрятался в словах лу(г,к)?

— Правильно, парные согласные г — к. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: » Нет луга, ходим по лугу; головка лука, луковица»

Показ слайда№2.

Вниз по речке плывет пло:

В саду на яблоне висит пло:

— Какой парный согласный спрятался в этих словах?

— Правильно, парные согласные д — т. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: «На плоту, за плотом; нет плода, плоды яблони»

Показ слайда№3.

Нарисуем большой кру:

Даст мне руку верный дру:

— Какой парный согласный спрятался в словах кру(г,к) и дру(г,к)?

— Правильно, парные согласные г — к. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: » Нет круга, в кругу; рука друга, с другом»

— А сейчас нужно закрепить правило. Я начну, а вы продолжите. Для того, чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо:(подобрать такое проверочное слово, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук).

— Итак, давайте посмотрим схему действия по проверке правильности написания парных глухих и звонких согласных в корне слова.

1. Читаем слово.

2. Находим парный согласный.

3. Рассуждаем, вспоминаем правило.

4. Находим однокоренное слово, где за парным согласным стоял бы гласный звук.

5. Убеждаемся, что однокоренное слово найдено правильно.

б) Работа в тетрадях

— Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Не забываем о правилах посадки.

— Смотрим на экран, читаем и записываем к себе в тетради предложения. В скобках запишите проверочное слово для тех слов, у которых пропущена согласная.

Показ слайда№1.

Аист делает заря…ку.

Показ слайда№2.

Сеет слон горох на гря…ку.

Показ слайда№3.

Осьмино… надел перча…ку.

Показ слайда№4.

Чистит мор:. свою площа…ку

в) Физминутка (Динамическая пауза «Мартышки»)

Мы весёлые мартышки (трясут кистями рук),

Мы играем громко слишком (поворачиваются прыжками вокруг себя),

Мы в ладоши хлопаем (хлопают в ладоши),

Мы ногами топаем (топают ногами),

Надуваем щечки (надувают щеки, надавливают ладошками и выпускают воздух),

Скачем на носочках (скачут на носочках ног).

Оттопырим ушки (руками тянут обе ушные раковины),

Подразним мы друг дружку (показывают языки, строят гримасы).

А потом со счетом «Три!»

Все за партою замри! (громко считают: «Раз! Два! Три!» и садятся на места)

г) Доскажи слово (работа с интерактивной доской)

Показ слайда №1.

У лисички Любки остренькие —- . (зубки)

— Слышим {п}, а пишем {б}, проверяем зубики, зубы.

Показ слайда№2.

Закрывают дети глазки, будут сниться детям — .(сказки)

— Слышим {с}, а пишем {з}, проверяем сказочка, сказывать.

Показ слайда№3.

Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем — .(грядки)

— Слышим {т}, а пишем {д}, проверяем грядочка.

Показ слайда№4.

В тулуп и валенки одет, шел на охоту старый — .(дед)

— Слышим {т}, а пишем {д}, проверяем дедушка, деды.

д) Подбери проверочное слово для парных согласных (самостоятельная работа в тетрадях)

Любка — :, глазки — :, лопатки — :, тулуп — :.

е) Физминутка (Динамическая пауза «Мишка с куклой»)

Мишка с куклой бойко топают, посмотри! (топают ногами под счет)

И в ладоши громко хлопают раз! два! три! (хлопают в ладоши)

Мишке с куклой очень весело, вертит мишенька головой (поворачивают голову вправо-влево)

Кукле тоже очень весело, просто весело, ой-ой-ой! (поворачиваются вокруг себя)

4. Закрепление ЗУН об антонимах.

— Ребята, а сейчас мы поработаем с учебником. Найдите упражнение 217 и прочитайте задание. Нужно записать антонимы, т.е. слова с противоположным значением. Поработаем коллективно, а потом выполним работу в тетрадях: — разбор упражнения, — запись в тетрадях

5. Домашнее задание.

— Ребята, чтобы закончить работу с учебником, запишите задание на дом. Упражнение 225 требует от вас выполнения того же задания, что мы проделали в классе. Я дополнительно объясняю, как нужно выполнить это упражнение.

(Объяснение учителем домашнего задания)

— Закрыли тетради, учебники и положили на край парты.

6. Обобщение и итог урока.

— Наш урок подходит к концу. Я думаю, что в дальнейшем мы будем с вами постоянно работать над усовершенствованием своих знаний по проверке слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. Сегодня на уроке самыми активными были все, но особенно: (учитель выделяет особо активных детей, оценивает их участие).

Дополнительный материал. Игра «Окончание первого начало другого»

У (:) есо (укол — колесо)

Пе (:) ол (песок — сокол)

Сна (:) овой (снаряд — рядовой)

Коло (:.) пак (колокол — колпак)

Поро (:) олад (порошок — шоколад)

Приз (:) ета (призрак — ракета)

Анаграммы.

  • ьвморок (морковь)

  • карежва (варежка)

  • тратеьд (тетрадь)

  • акижкн (книжка)

Приложение 1

Приложение 2

urok.1sept.ru

Тест по русскому языку по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Тест по теме

«Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

1.Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

Разорвать, папа, барабан, рисунок, чемодан.

2.Соедини линиями парные согласные.

С Б

К Г

Ш З

П В

Ф Д

Т Ж

3.Дополни правило.

Чтобы правильно написать слово с парным звонким и глухим согласным на конце или в середине слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы:

1)после согласного стоял парный согласный

2)перед согласным стоял гласный

3)после согласного стоял гласный или «н».

4.Подчеркни слова, которые являются проверочными к слову близкий.

Близко, близенький, близок, вблизи, близость.

5.Выбери нужную букву. Запиши слова правильно. Рядом напиши проверочное слово, обозначь орфограмму.

Огоро(д,т), подру(ж,ш)ка, коро(в,ф)ка, берё(з,с)ка, пиро(г,к).

_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

6.Прочитай слова, исправь ошибки, если они есть.

Резкий, крофь, площатка, паровоз, голупка.

Тест по теме

«Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

1.Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

Коза, бабочка, суп, красивый, сиреневый.

2. Соедини линиями парные согласные.

Б Т

Г Ф

З П

В Ш

Д К

Ж С

3.Дополни правило.

Чтобы правильно написать слово с парным звонким и глухим согласным на конце или в середине слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы:

1)после согласного стоял парный согласный

2)перед согласным стоял гласный

3)после согласного стоял гласный или «н».

4.Подчеркни слова, которые являются проверочными к слову низкий.

Низко, низенький, низок, внизу, низ.

5.Выбери нужную букву. Запиши слова правильно. Рядом напиши проверочное слово, обозначь орфограмму.

Сторо(ж,ш), сла(д,т)кий, шар(в,ф), скре(б,п)ка, расска(з,с).

______________________________________________________________

________________________________________________________________

____________________________________________________________

6. Прочитай слова, исправь ошибки, если они есть.

Малыж, столб, сосетка, повяска, жидкий.

infourok.ru

Презентация и конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Парные звонкие глухие согласные в корне слова». УМК «Планета знаний»

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе.

Тема: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».

Цель урока: дать представление об оглушении парных согласных в словах ,о способах проверки, совершенствовать умение графически обосновывать орфограмму и проверять её.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся графически обосновывать орфограмму и проверять её.

Личностные УУД: выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда

Метапредметные УУД:

Регулятивные: научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи(орфограммы в корне слова)

Познавательные: научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач

Коммуникативные :научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, получат возможность задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Ход урока.

(СЛАЙД 1) 1.Организационный момент.

На урок я к вам спешила,

Коротышек пригласила.

Посмотрите каковы,

Вы знакомы быть должны.

Этого зовут Незнайка, а вот это у нас Знайка.

А кого вы еще знаете?

(на слайде появляются другие герои)

2.Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.

Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

Минутка чистописания.

(СЛАЙД 2) Появляется число, классная работа, орфограммы

Сели правильно, записали число и классная работа.

Давайте проверим , какие орфограммы нам встретились?

(СЛАЙД 3) — Посмотрите, на экране появились буквы. Прочитайте их.

г х ж ш п т з с в a б к д ц

  • А теперь найдите лишние буквы среди них – (это х, ц)

  • Почему вы так думаете? (все парные согласные, а эти не имеют пары).

  • А теперь запишите оставшиеся буквы парами (на верхней строчке глухие, ниже звонкие)

(СЛАЙД 4)

Б в г д з ж

п ф к т с ш( Потом появляются колокольчики и наушники)

  • Это парные согласные. По какому признаку они образуют пары? (По звонкости-глухости).

  • Зачем их нужно изучать? (Чтобы грамотно написать слова, где они встречаются).

Словарная работа.

Я буду вам загадывать загадки, а вы запишите мне отгадки. В каждом слове поставьте ударение и подчеркните орфограммы в словах.

Загадки.

  1. (СЛАЙД 5)

Зеленый полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке,словно груз,

Скажите, что это?

(Арбуз)

  1. (СЛАЙД 6) Она оранжевого цвета,

Полезный нам привет от лета.

Грызут ее девчонки и мальчишки,

И даже длинноухие зайчишки.

(Морковь)

  1. (СЛАЙД 7) Невидимкой, осторожно,

Он является ко мне.

И рисует как художник,

Он узоры на окне.

(Мороз)

  1. (СЛАЙД 8) То я в клетку, то в линейку,

Написать во мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

А зовусь….

(Тетрадь)

(СЛАЙД 9).Все слова на слайде

А какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная) (Появляется ударение и безуд гласная)

(СЛАЙД 10).

-А еще? (Парная согласная)

А где она находится? (В конце слова)

А как проверить правописание парной согласной на конце слова? Давайте вспомним стихотворение к этому правилу, которое помогает нам делать проверку.

(Слайд №11.)

Если парный звук – согласный

Вызвал у тебя сомнение,

Ты на помощь гласный

Зови без промедления!

3.Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации. Выявление места и причин затруднения.

На доске с окошками записаны слова. Какие буквы пропущены? (Согласные)

  1. Разделите слова на две группы.

Сугро…, доро…ка, сне…, шу…ка, жира…, закла…ка

Дети делят слова на две группы.

(Предложения детей. На парные согласные, где пропущена буква в конце слова и второй столбик, где пропущена в середине).

(Слайд №12.)

— Запишите в 1 столбик в тетради те слова, которые мы умеем проверять. (Как их проверить? Устно.)

Где находится парная согласная? (В конце слова).

— Как называется эта орфограмма? (Парная согласная в конце слова).

.

Слайд №13(слова записаны в столбик)

– А какие слова мы запишем во второй столбик? (Парная согласная в середине слова)

шу…ка, доро…ка, закла…ка

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

— А скажите, ребята, мы знаем, как грамотно записать слова во втором столбике?

Мы встречались с правописанием парных согласных в середине слова? (ответы детей «Нет»).

Мы знаем, какой мы слышим звук, а какую букву записать- нет.

Слайд №14.

— Так, в нашем первом слове «шубка» в середине слова слышим какой звук? [п], а какими буквами он может быть обозначен на письме? (б или п). А в слове «дорожка? (Звук [ш] – буквы ж и ш). А в слове «закладка»? (Звук [д], а буквы д и т).

Шу..(б,п)..ка

Доро..(ж,ш)..ка

Закла..(д,т)..ка

— Исходя из нашего незнания, проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд №15 . Правописание слов с парной согласной в середине слова.

(Ответы детей. Правописание слов с парной согласной в середине слова.)

Какую же букву нам выбрать, чтобы грамотно написать слово с парной согласной в середине слова?

-Как же нам решить нашу проблему?

Слайд №16.

– В конце слова умеем проверять парную согласную. Как вы думаете, в середине слова парная согласная как слышится, так и пишется или ее нужно проверять?

(Предложения детей. Парные звонкие и глухие согласные надо проверять.)

Какие предположения у вас, как нам действовать, чтобы проверить слова? (Предположения детей).

Я вам предлагаю подобрать родственные слова, где парный согласный будет четко слышаться.

Слайд №17 Появляется слово шубка.

Ответы детей: шуба, шубейка, шубочка. Звук [п], какую букву выбираем? (б – записываем).

Слайд №18 Появляется слово дорожка

— В слове дорожка звук [ш]. Подбираем слова: дорожка-дороженька, (нет) дорожек. Какую букву пишем?).

Слайд №19 Появяется слово закладка.

— В слове закладка какой звук слышим? [т]. Подбираем слова: закладочка, закладывать. Какую букву выбираем? ).

— Что особенного вы заметили во всех этих словах? (Что во всех словах после согласного стоит гласный и помогает нам четко услышать звук).

  1. Целеполагание.

В ходе работы над нашей темой чему бы вы хотели научиться?

(Ответы детей. Научиться узнавать слова с парной согласной в середине слова, правильно писать слова и научиться подбирать проверочные слова.)

Дети самостоятельно делают вывод о целях урока.

— Давайте ваши предложения систематизируем по вопросам.

Слайд №20.

Что надо проверять? Парные согласные

— Где надо проверять? В середине слова

— Как надо проверять? Подобрать проверочное слово

— Чем? После согласного слышали гласный

— Давайте правило, которое мы сейчас открыли, сверим с правилом, которое составили ученые.

Слайд №21. Читаем правило учебник с .112

Правило. Чтобы проверить написание парной согласной в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука слышался гласный звук.

Физкультминутка.

«Мы с Незнайкой потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – нужно очень тихо сесть.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(Слайд №22)

Работа по учебнику стр.112 № 3.Работаем по рядам.

Прочитайте внимательно задание.

-Формулируйте задание.

Как мы докажем графически правильность выбора?

1)Тетрадка-тетрадочка,кроватка-кроваточка,лодка-лодочка,палатка-палаточка.

2)Сапожки-сапожочки,дубки-дубочки,снежки-снежочки,флажки-флажочки.

3)Подружка-подруженька,дорожки-дороженьки,узкий-узенький,редкий-реденький.

Самостоятельная работа (с взаимопроверкой).стр.113 № 4

(Слайд №23)

Ваша задача списать слова, подобрать устно проверочные слова, вставить правильную букву. Орфограмму подчеркнуть.

— Когда вы выполните работу, сосед по парте проверит вашу работу (обменяйтесь тетрадями).

— Поднимите руки, у кого нет ошибок в паре?

  1. Контроль знаний и способов действий. Работа в группах.

(СЛАЙД № 24).

— А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах.

У каждого в тетради есть карточка, состоящая из двух столбиков. В левом столбике проверочные слова, а в правом проверяемые. Вам нужно стрелочкой соединить слово проверяемое с проверочным. Затем вставить букву в слово.

— Вам разрешается работать в парах, если у вас есть вопросы или у вас не получается вставить букву, проконсультироваться, посоветоваться с соседом.

ловок ги…кий

гладок ро…кий

близок кре…кий

резок ло…кий

лёгок сла…кий

крепок лё…кий

гибок гла…кий

робок бли…кий

сладок ре…кий

Проверка работы

(СЛАЙД № 25)

Итог урока. Рефлексия.

— С правописанием каких слов вы сегодня познакомились?

— Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной в корне слова?

Слайд №26

Продолжите фразу, которая на слайде. (Ответы детей).

Я узнал…

— Я научился…

— Мне понравилось…

— А какую роль играет тема сегодняшнего урока в нашей жизни?

Рефлексия.

Слайд №27

Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу.

— Красный цвет– если вы довольны своей работой, вам было интересно.

— Жёлтый цвет – если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным.

— Синий цвет – если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий.

Слайд №28

Домашнее задание стр.112-выучить правило,стр.113 №6

Выписать однокоренные слова парами :проверяемое-проверочное.

Слайд №29

— Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо!

infourok.ru

УМК по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

2 класс

Н. В.Шальнова

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 2 класс

Пояснительная записка к учебно-методическому комплексу

Данный УМК построен как органическая часть общего курса.

УМК ориентирован на формирование у школьников приёмов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся, к чувству языка свойственного детям, а также направлен на развитие взаимосвязи языка и зрительной сенсорной системы.

Технология «Достижения прогнозируемых результатов» предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным развитием у детей сенсорных систем, позволяющих им эффективно воспринимать и перерабатывать информацию и познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (картой темы, таблицами, схемами, алгоритмическими предписаниями), способности к самоопределению, самооценке и самоконтролю. Под планированием понимается не частно-методический приём, а общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели выполняемой работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее достижения, установление последовательности и распределение в определённом объёме времени учебной работы. Самоопределение, самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную деятельность, и предполагают готовности обучающегося к сложным видам интеллектуальной деятельности. Он должен обладать способностью, соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми располагает, определять для себя – возможно ли восстановить разрыв в знании (по карте темы, по алгоритмическим предписаниям) или необходимо узнать, что-то новое для успешного выполнения задания. Опыт показывает, что развитие этих способностей требует постоянного внимания учителя в течение всех лет начального обучения.

Особое значение в данной технологии играет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Сотрудничество учителя и учащихся не только способствует более эффективному достижению прогнозируемых результатов, но и создаёт благоприятные условия для решения таких важных задач, как активное усвоение терминологии и понятий, стоящих за ними, образцов и планов решения тех или иных учебных задач, логики рассуждения и доказательства. Кроме того, особые формы работы позволяют целенаправленно развивать способности воображения и контролируемого внимания, усиливают способность непроизвольного внимания, обогащают ребенка внутренним инструментом работы с памятью, вооружают его способом сворачивания действий. Так в разделе алгоритмы УМК показан управляемый процесс сворачивания действия определения парной согласной в корне слова.

Как показывает опыт применения данной технологии, работа с учащимися строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников и направлена на развитие их субъектного опыта. В сравнении с традиционным подходом она отличается большим набором представленных в системе образовательных инструментов, которые позволяют раскрывать изучаемую информацию в целостной доступной форме. Ориентация на двухполушарное ее восприятие дает возможность учащимся наиболее эффективным способом усваивать учебный материал. Поэтапное формирование умений на основе разработанных процедур действий, управление процессом их сворачивания во внутреннем опыте учащихся позволяют быстро и прочно развивать деятельность школьников.

Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:

  1. Дети знают два способа проверки написания парной согласной в корне слова

  2. Умеют проверять написание парных согласных путем подбора однокоренных слов или путем изменения формы слова

  3. Умеют составлять предложения

Количество уроков по плану: 4

Количество срезовых работ: 3

Карта темы

hello_html_m22b823c8.gif

Алгоритмы hello_html_721c7756.gif
Итоговая работа

Задания второго уровня

Задания третьего уровня, творческого

  1. Напиши слова по образцу:

А ) найди парную согласную,

подчеркни её.

Шуба-шубка трава-

Репа- стена

Яма- шкафы

Гряда глаза

Нора ложечка

Б) Вставь пропущенные буквы.

Молодые ли…ки очень ги…кие.

Остались от козлика ро..ки да но…ки.

Друг-это бли…кий тебе человек.

В зимний холо…всякий моло….

Ласковое солнце осветило золотой лу…

На гря…ке выросла сочная морко…ка.

  1. Определи правильно написано слово или нет. Докажи.

Морковка

Яготка

Коропка

Легкий

Крушка

Березка

Верхушка

Близкий

Фуражка

  1. Придумай и запиши три слова с парными согласными в корне слова.

Составь и запиши предложение с одним из этих слов.

Например: липка

Таблица взаимосвязи прогнозированных результатов учения школьников
заданий итоговой работы

Уроки по теме

I — уровень

II — уровень

III — уровень

1

2

3

а б

1. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

11

12

13

2. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

21

22

23

3. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

31

32

33

4.

Урок № 1

Тема «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Срезовые работы

1

2

3

4

Знают звонкие и глухие согласные

Умеют находить в словах парные звонкие и глухие согласные по заданному образцу.

Умеют писать слова с парной звонкой и глухой со-

гласной в корне слова с использованием развёрнутой схемы алгоритма.

1. Напиши слова по образцу. Найди парную согласную. Подчеркни её.

Выдели корень

Лапка-лапа, кашка-…,глазки-…

2. Вставь пропущенные буквы.

Ветер качал стройные берёз/с.ки

Молодые дуб/п.ки посадили ученики нашего класса.

из слов.

Упражнения второго уровня

Коллективная работа:

1. гряд/тка, трав/фка, шкав/фчик

2. В зимний холод/т всякий молод/т.

Дул рез/ский ветер.

Фляж/ка

Полусамостоятельная работа:

1. короб/пка, морков/фка, кноб/пка

2. Левый берег/к реки отражался в воде.

Орла кормят клюв/ф да ког/кти.

Коро/пка

Самостоятельная работа:

1. чаж/шка, слив/фка, кож/шка

2. Друг/к— это близ/ский тебе человек.

Дети надели шуб/пки да шаб/пки.

кнобка

Урок № 2

Тема «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Срезовые работы

1

2

3

4

Дети знают алгоритм действия по определению правильного написания парной согласной в корне слова

Умеют правильно писать пропущенную парную согласную в корне слова с использованием промежуточной схемы алгоритма.

Составляют предложения

Вставь пропущенные буквы пользуясь заданным алгоритмом

Ле б/п…ка сли в/ф…ка гру д/т…ка

Кра з/с…ка ка ж/ш…ка

Составь и запиши предложение с одним из слов

Упражнения второго уровня

Упражнения третьего уровня, творческого

Коллективная работа: сказ/ска, зуб/пки, лев/ф

Помоги Незнайке.

По реке плывёт деревянный плод.

Составление и запись

предложения с одним

из слов.

Полусамостоятельная работа:голуб/пка,

шев/фская ( работа), нож/шка

Спелый плот упал на землю.

Составление

предложений (устно).

Самостоятельная работа:голов/фка, дуб/пки, рез/ский

Заяц ест сочную морковку.

Составление и запись предложения с одним

из слов.

Урок № 3

Тема «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Срезовые работы

1

2

3

Знают свернутый способ проверки написания парной согласной в корне слова

Умеют проверять написание парных согласных путем использования алгоритма в свернутом виде

Умеют составлять предложения с одним из данных слов

Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы.

Ле б/пка груд/тка бег/клое (чтение)

Слив/фка рез/ский каж/шка

Составь и запиши предложение с одним из слов

Упражнения третьего уровня, творческого

Коллективная работа:

Бров/фки груд/тка миг/кнул алмаз/сная чаж/шка

Составление и запись

предложения с одним

из слов.

Полусамостоятельная работа:

Желез/ска буд/тка щеб/пка банг/к книж/шка грав/фская (усадьба)

Составление

предложений (устно).

Самостоятельная работа:

Арбуз/сная шаж/шка боб/п газед/тка берег/к архив/фная

Составление и запись предложения с одним

из слов.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

-проверка готовности учащихся к уроку

2.Повторение ранее изученного.

Учитель: -назови парные согласные

Ученик: б в г д з ж

п ф к т с ш

Учитель:Что такое корень?

Ученик: — Корень- это общая часть родственных слов.

Учитель: — Какие слова являются родственными?

Ученик: Родственные слова близки по смыслу и имеют общий корень.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы правильно написать парную согласную в корне слова?

Ученик: Перечисляет шаги частично свернутой процедуры (алгоритм 2)

3.Сообщение цели урока.

Учитель: К концу урока мы должны с вами:

  • узнать свернутый способ проверки написания парной согласной в корне слова;

  • уметь проверять написание парных согласных путем использования алгоритма в свернутом виде;

  • уметь составлять предложения с одним из данных слов

4. Коллективная работа в тетрадях и на доске.

Алгоритм действия находится на доске

ОБРАЗЕЦ:

дуб/пки

дубок, дубовая, дубы

дубки

По данному алгоритму и образцу объясняются и записываются слова:

Бров/фки груд/тка миг/кнул алмаз/сная чаж/шка

Учитель: — Сделаем вывод – как проверить написание парной согласной в корне слова?

Ученик:

ВЫВОД: Проговариваются шаги алгоритма.

Учитель: — составьте с одним из слов предложение (устно)

5. Минутка отдыха «Поймай пчелку»

6.Полусамостоятельная работа.

Работа выполняется с использованием (можно подсматривать) данного алгоритма.

Желез/ска буд/тка щеб/пка банг/к книж/шка грав/фская (усадьба)

Проверка.

Дети устно составляют предложения с одним из слов.

7. Взаимопроверка знания алгоритма (один рассказывает на ушко алгоритм, второй проверяет по записи, уточняют если нужно и меняются ролями)

8. Самостоятельная работа.

Работа выполняется по заданному алгоритму (алгоритм закрыт).

Арбуз/сная шаж/шка боб/п газед/тка берег/к архив/фная

Проверка.

8. Физическая минутка.

«Хлопки руками».

Составление предложений с одним из слов (устно).

10. Срезовая работа.

Помоги Незнайке. Вставь пропущенные буквы.

Леб/пка слив/фка каж/шка рез/ский бег/клое (чтение) груд/тка

Составь и запиши предложение с одним из слов.

«4»-11

«5»-14

11. Подведение итогов. Выставление оценок.

Выводы

Изучение данной темы по предложенной технологии способствовало достижению лучших результатов по сравнению с традиционным способом обучения.

Повысилось качество обученности. Итоговая работа написана только на «4» и «5». Дети с удовольствием работают по предложенным алгоритмам и используют их в изучении новых тем.

Ежедневные срезовые работы дали высокий результат усвоения темы и положительную мотивацию в изучении русского языка.

Благодаря данной технологии повысился интерес у учащихся к изучению русского языка. Исчезла боязнь получить неудовлетворительную оценку.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *