Парные по звонкости глухости согласные на конце слова – Технологическая карта, презентация к уроку «Произношение парного по звонкости – глухости согласного звука на конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой на письме». (2 класс)

Тест по русскому языку (2 класс) на тему: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова».

Проверочная  работа по теме  

«Правописание слов с парным  по глухости-звонкости согласным

 на конце слова или перед согласным»

Фамилия ____________________________                                         1 вариант

1. Дополни пары:

б          д          .           г             .           ж

.            .          с           .            ф           .

2. Как проверить парный  согласный  в корне слова?  Отметь правильный ответ.

  • подобрать слово с ударной гласной в корне
  • подобрать любое родственное слово или изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная.

3. Выпиши слова с  парными согласными на конце слова, которые нуждаются в проверке. 

Груз,  корень,   плащ,   утюг,   огурец,   жаба,   стриж, город, фасоль, шарф.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вставь пропущенную парную согласную.  Рядом напиши проверочное слово.

_____________________- мор.                         _____________________ -морко.ь

_____________________- бро.ь                        _____________________-лоша.ь

_____________________ -гла.                          _____________________-жира …

_____________________-клю.                          _____________________ -отря.

_____________________ -алма.                        ____________________  -бере.

5. Выбери из текста слова с согласными на конце, которые надо проверить: 

Люди придумали много машин. Одни возят груз. Другие делают обувь, одежду. Сильные машины добывают газ, уголь. А если заболит зуб? Поможет бормашина. Машинами убирают хлеб.  Все эти машины выпускает завод.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 6.  Укажи проверочные слова к данному:

        город                                                       дуб

    1) города                                                4) дубок                        

    2) городок                                              5) дубки                           

    3) городской                                           6) дубы        

7 . Выполни звуко- буквенный разбор слова:   

книжка —

Проверочная  работа по теме  

«Правописание слов с парным  по глухости-звонкости согласным

 на конце слова или перед согласным»

Фамилия ____________________________                                         2 вариант

1. Дополни пары:

.            д          з            .             в             .

п            .          .             к             .             ш

2. Как проверить парную согласную в корне слова?  Отметь правильный ответ.

  • подобрать слово с ударной гласной в корне
  • подобрать любое родственное слово  или  изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная.
  1. Выпиши слова  с парными согласными в корне слова, которые нуждаются в проверке.

Снегирь,  столб,  лимон,  плющ, пирог,  верблюд, храбрец, лужа,   холод, снег, арбуз.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставь пропущенную парную согласную.  Рядом напиши проверочное слово.

________________________-эта.                          __________________ -медве.ь

________________________-рука.                        ___________________ -холо.

________________________ -гри.                         ____________________ -зу.

________________________ -велосипе._              ________________  -гвоз.ь

________________________ -но.  (ж/ш)              _________________  -голу.ь

  1. Выбери из текста слова с согласными на конце, которые надо проверить.

На улице жара. Ребята  отправились на пляж. Вдали виден белый парус. Морская вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь и нырнули в воду. Море было теплым. А купание — весёлым.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажи проверочные слова к данному:

        гриб                                                                   малыш

    1) грибы                                                            4) малышка                        

    2) грибки                                                           5) малыши                          

    3) грибок                                                           6) малышечка           

  1.  Выполни звуко- буквенный разбор слова:

тетрадка —

Урок «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным»

Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

 Цели урока: развивать умение различать в корне слова парный согласный, написание которого надо проверять, сопоставлять его звучание в сильной и слабой позиции для согласных в слове. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова или перед другим согласным в корне; находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук; подбирать слова с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова.

Планируемые результаты.

Предметные:

*различать парные по глухости –звонкости согласные звуки;

*соотносить произношение и обозначение буквой парного по глухости –звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным;

*определять словарные слова с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне

Метапредметные:

*принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

*осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

* вырабатывать критерии оценки своей работы и других;

Личностные:

*осознавать роль языка и речи в жизни;

*чувствовать красоту и выразительность речи

Ресурсы урока: учебник Русский язык часть 2 «Просвещение»2016г. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; учебная доска ,тетрадь.


 

Ход урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Вот и начался урок!

Ты проверь дружок,

В порядке твои -книжка и тетрадка?

2.Проверка домашнего задания в тетрадях. Запись даты урока в тетрадь.

3.Чистописание (прописать одну строку).

— Кто внимательный? Найдите одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика. Какой буквой он обозначается? (Д, д.)

-Чистоговорка.

Ду-до-да-гудят провода.

4.Словарный диктант (Письмо с комментированием и подбором проверочного слова для парной согласной на конце слова. Поставить ударение, разделить слова на слоги)

Медведь, огород, город, обед, парад тетрадь, запад, верблюд, завод, народ.

-На какие две группы можно разделить эти слова? (На одушевленные и неодушевленные предметы)

-Что общего в этих словах? (В конце каждого слова мы написали букву –д)

-А какой звук мы слышим на конце каждого слова? (-т)

-Какое правило мы здесь наблюдаем? (Парный по звонкости –глухости согласный на конце слова)

5.Актуализация знаний

-Воспроизведение знаний о парных по глухости-звонкости согласных.

6.Целепологание

Тема нашего урока «Звонкие и глухие согласные звуки».

-Определите учебную задачу нашего урока (Правописание слов с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным.)

-Вставьте пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Кру (г) – Эта(ж)-

Пля (ж) — Шар(ф)-

Дроз (д)- Лебе(д)ь-

Сторо(ж)- Стол(б)-


 

7.Физминутка.

«Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой они кружили,

Вот так, вот так,

(Круговые движения головой вправо-влево.)

Головой своей крутили

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

(Пружинисто сгибать и разгибать руки.)

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

(Ходьба на месте, раскачиваясь из стороны в сторону.)

И из речки воду пили,

Вот так, вот так,

(Наклоны вперед, руки внизу. )

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

(Присядку. Прыжки на одной ноге.)

К солнцу лапы поднимали.

Вот так вот так,

(Руки вперед, вверх, в стороны, вниз.)

К солнцу лапы поднимали.

8.Работа по теме урока.

-Комментированное письмо. (Работа с пословицами. Проверка написания парного по глухости –звонкости согласного в середине слова.)

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Огород –для семьи доход.

9.Работа по учебнику. Обобщение изучаемого на уроке.

-Стр.18.упр 29. (УСТНО.) Наблюдение за произношением парных согласных звуков, когда они находятся в конце слова. Выполнение заданий упражнения.

-Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник стр. 20.)

10.Самостоятельная работа. Графический диктант. (Запись буквы обозначающей парный по глухости –звонкости согласный звук на конце слова.)

-Отгадай.

***

В лесу зимой холодной

Ходит злой голодный.

Зубами- щелк.

Это серый (волк).

***

На носу зверь носит рог,

А зовется (носорог).

***

Вот так ноги, вот так шея!

Не видали мы длиннее!

Словно вышка между трав,

Возвышается (жираф).

***

Клюв крестом, рогаткой хвост.

Зимой птенцов выводит(клест).

***

Шубка –иголки,

свернется он-колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж.)

***

То назад, то вперед.

Ходит, бродит пароход.

Остановишь –горе.

Продырявит море. (Удод)

***

Наплетет, наплетет,

Сядет и добычу ждет. (Паук.)

(к, г, ф, т, ж, д, к)

Способ проверки: взаимопроверка, фронтальный опрос.

-Отгадай шарады.

Со звонкой на конце он значит

Примерно то же, что «не стар».

С глухой – по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар. (Молод-молот.)

11. Домашнее задание.

Учебник стр.20. упр. 32.

12.Подведение итогов урока.

-Какие согласные называются звонкими? Приведите примеры (Согласные звуки, которые произносятся с голосом и шумом.).

-Какие согласные называются глухими? Приведите примеры. ( Согласные ,которые произносятся без голоса, только с шумом.)


 

«ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ ПО ЗВОНКОСТИ И ГЛУХОСТИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА».

Конспект урока по теме:

«ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ ПО ЗВОНКОСТИ И ГЛУХОСТИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА».

Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в

корне слова.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Русский язык 3 класс. Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России», Москва, «Вако», 2013.

Тип урока: урок – обобщение знаний

Оборудование:

проектор, ПК, сигнальные карточки, смайлики.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям. (Слайд)

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ли на месте?

Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, – под рукой!

(Слайд)

  1. Актуализация знаний.

  1. Беседа.

— Что такое звук? (Звук мы слышим и произносим)

— Что такое буква? (Букву мы видим и пишем)

— Какие парные согласные по глухости – звонкости ты знаешь?

[б ], [ б ‘], [ в ], [ в‘ ], [г], [г’ ], [д], [д’ ], [з], [з’ ], [ж], [ж‘ ],

[п], [п‘ ], [ф], [ф‘ ], [к], [к’], [т], [т ], [с], [c], [ш].

— Повторим написание букв, обозначающих парные звуки. (Слайд)

(Запиши строчными буквами эти пары).

— Когда парный согласный звук нуждается в проверке? (Когда он стоит на конце слова или перед согласным в корне, т. е. в середине слова)

— Какие способы проверки парных согласных в корне слова ты знаешь? (Путём изменения формы слова, подбором родственного слова так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук или звуки)

[н ], [м ], [ л ], [ р ], [в ].

— Как ты думаешь, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными) (Слайд)

— Мы будем работать по алгоритму написания парных согласных в корне слова:

1. Читаем слово.

2. Находим парный согласный.

3. Рассуждаем, вспоминаем правило.

4. Подбираем проверочное слово.

А поэтому мы будем

объяснять

сравнивать

рассуждать

Чтение стихотворения.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

— О каком времени года идёт речь?

— Все мы уже с нетерпением ждём зимы, поэтому все наши задания будут связаны с этим прекрасным временем года.

  1. Орфографическая минутка

Вспоминайка:

Записать слова в два столбика по частям речи.

сне.., кре..кий, лё..кий, моро.., гла..кий, лё.., сколь..кий, сугро…

— На какую орфограмму записаны слова?

— По какому признаку разделили слова в группы? (Существительные, прилагательные; парный согласный на конце слова и в середине)

— Как проверяли слова I группы? (Путём изменения формы слова)

— Как проверяли слова II группы? (Путём подбора родственных слов)

(Слайд)

— Какое правило вспомнили? (Слайд)

  1. Работа по теме урока.

  1. Грамматическая игра. (Слайд)

— Приготовь сигнальные карточки. Покажи нужную букву:

ледник шубка овраг шапка

варежка салазки заморозки прыжки

клюшка ловкий прорубь мягкий

— Каким правилом пользовалась при обозначении буквой парного по звонкости — глухости? ( правило)

Выполнить разбор слова заморозки 2

  1. Практическая работа. (Слайд)

Карточка № 1

  1. Игра «Доскажи словечко».

— Где растёт морковь? (На грядках.)

— Буквы пишут где? (В тетрадках.)

— Чистим что мы? (Зубки.)

— Одеваем в холод (Шубки.)

— Любим все (Коньки, салазки.)

— А читаем часто (Сказки.)

— Звук согласный проверяй, (Рядом гласный подставляй)

— Грядка. Нет чего? (Нет грядок.)

— А тетрадка? (Нет тетрадок.)

— Зубки! Изменили — (Зубы.)

— Шубки. Проверяем (Шубы.)

— Ждём (Снежинок и салазок.)

— И побольше чудных (Сказок).

  1. Физкультминутка (Слайд)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Поочерёдно руками в воздухе)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы идем, идем

И к себе приходим в дом. (Сесть за парты.)

  1. Закрепление изученного.

  1. Самостоятельная работа. (Слайд)

— А сейчас у нас очень серьёзная работа, где ты должна показать все свои знания и умения. Ты должна выполнить задания на выбор.

Карточка № 2: А – задание лёгкое, на знание и применение

правила;

В — задание где надо больше подумать;

С – творческое задание, где надо составить

текст с изучаемыми орфограммами.

— Все задания у тебя на карточке № 2.

(Выполнение работы. Самопроверка.) (Слайд)

— Прочитай составленный текст.

(Прослушивание сочинений)

  1. Коррекционная работа.

— Я хочу попросить тебя помочь мне. Один неграмотный мальчик писал диктант и допустил много ошибок. Исправьте их.

Карточка № 3

Ночью ударил сильный морос. Он сковал летком реки. Подул реский ветер. Холодно стало дупкам и берёскам.

— Какие ошибки ты исправила?

— Как объяснить их? (Слайд)

Как проработать ошибку на парную согласную?

— Записать слово, подобрать проверочное; на это правило записать ещё 2 – 3 слова. (Слайд)

  1. Итоговый тест. (Слайд)

  1. Рефлексия.

  1. Сложное слово с соединительной гласной О, обозначающее падение снега. (Слайд)

Снегопад

— Укажи корни, из которых состоит это слово?

— Какая орфограмма в этом слове?

— Каким правилом пользуемся при проверке парных согласных в корне слова?

Оцени свою работу на уроке.

На доске три человечка с разной мимикой.

— Если тебе было все понятно, со всеми заданиями справлялась уверенно, покажи такой же смайлик.

— Если ты затруднялась при выполнении заданий, чувствовала себя неуверенно, покажите соответствующий смайлик.

— Если тебе на уроке работать было очень трудно, с заданием не справилась, покажи третий смайлик.

  1. Подведение итогов.

— Чему научил тебя этот урок ?

— Какие задания показались тебе наиболее интересными, трудными?

— За что ты могла бы себя похвалить?

(Слайд)

  1. Домашнее задание. (Слайд)

  1. Упражнение 221, стр. 116

  2. Р.т. стр. 59 Упр. 147

Приложение.

П

Карточка № 1

Напиши слова с согласной буквой Б в середине слова или на конце слова.

Напиши слова с согласной буквой В в середине слова или на конце слова.

Напиши слова с согласной буквой Д в середине слова или на конце слова.

Напиши слова с согласной буквой Ж в середине слова или на конце слова.

Напиши слова с согласной буквой З в середине слова или на конце слова.

риложения

Карточка № 2

А

Из слов, данных в скобках, выбери проверочное для данного слова. Запиши по образцу. Обозначить орфограмму.

Образец: голубка — голуби

Сторо..ка (сторож, сторожить), тетра..ь (тетрадка, тетради), варе..ка (варежки, варежечка), сне..ки (снег, снежок)

Б

Вставь пропущенные буквы и найди «лишнее» слово в каждой строке.

  1. Ле..кий, пиро.., мя..кий, индю…

  2. Хле.., про..ка, та..ки, оши..ка.

  3. Тра..ка, ло..кий, жира.., клю…

В

Составь и запиши небольшой текст, используя данные слова. Вставь пропущенные буквы.

Сне.., като.., сала..ки, сугро.., моро…


Урок русского языка во 2 классе » Правописание парных по глухости- звонкости на конце и середине слова

Урок русского языка во 2 классе

Тема « Правописание парных согласных по глухости – звонкости в конце и середине слова»

Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова и в середине слова.

Задачи:

Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.

Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес, желание учиться и делать открытия.

Планируемый результат

Универсальные учебные действия (УУД): Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости в слабой позиции; составить алгоритм по проверке согласного в слабой позиции.

Личностные УУД: Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, анализировать объекты, выделять главное , делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия.

Методы: проблемно – диалогический, наглядный, работа в парах.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска,.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в действии.

— С чего начинаем каждый урок? (С повторения)

блиц- опрос

1.Сколько в русском языке гласных букв? Назови

2.Сколько в русском языке гласных звуков?

3.Как определить количество слогов в слове?
4.Назвать гласные буквы, которые обозначают два звука

5.Как называются гласные, на которые падает ударение

6.Как проверить безударный гласный?

7.Назвать звонкие согласные

8.Назвать глухие согласные
9.Назвать парные звонкие и глухие согласные

10.Какие звуки называются парными согласными?

11. Как проверить согласный на конце слова?

— Итак, начнём с повторения. Я предлагаю вам вспомнить, что мы уже знаем о парных согласных звуках.

— Вспомните и назовите парные согласные звуки

— По какому признаку они составляют пары? (По глухости и звонкости).

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6

Верхний ряд всегда звенит

Нижний тихо говорит

Игра « Дополни пару»

Проводится в парах

1 ученик называет звонкий согласный

2 ученик – глухой согласный

— Запишите слова, вставляя пропущенные буквы:

сто_ (б)

гла_ (з)

но_(ж)

дру_(г)

— Кто не смог выполнить это задание?

— У кого нет ответа?

— Что вы не смогли сделать? (Я не смог написать букву на конце слова правильно)

— У кого есть ответ?

— Обоснуйте. (Я не могу обосновать свой ответ потому что…)

— Значит, вы столкнулись с затруднением.

— Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать и найти причину затруднения)

— Найдите эталон, которым вы пользовались.

— Какое у вас затруднение?

— Что вы не смогли обосновать?

Тогда давайте так и назовём наш урок «Парные согласные на конце слова» (учитель записывает тему урока на доске).

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке»

Часто хитрые подружки

Подменить хотят друг дружку

Как узнать писать какую-Эту букву иль другую.предстоит сегодня вам все расставить по местам

  1. Выявление места и причины затруднения.

— Какое задание вы выполняли? (Вставить пропущенные буквы на конце слова)

— Где возникло затруднение?

— Почему у вас не получилось? (Мы не знаем правило написания парных согласных на конце слова)

— Какую цель вы перед собой поставите? (Научиться правильно писать парные согласные на конце слова)

— Какие шаги вам необходимо сделать для реализации поставленной цели?(Прочитать правило в учебнике и составить алгоритм)

4. Построение проекта выхода из  затруднения.

— работа в парах

ГРИБ                   ГОЛУБКА

ЗУБ                     ЗАКЛАДКА

 ГЛАЗ                  РЕДКИЙ

— Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? — Как назовём эту эта орфограмму? (парная согласная в конце слова).

-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

-Что общего у  слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

— Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?

 (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

 Вывод: — Ответим на вопросы:

— Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)

-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)

-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)

— Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.) (карточки)

. hello_html_m47d969ea.jpg

 5.     Реализация построенного проекта.

 

Правило-вывод.

Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).

-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.

Алгоритм

Прочитать слово

Выделить корень

Определить парную согласную

Подобрать проверочное слово

— Прочитайте правило в учебнике на стр.21

-Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.

— Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм)

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.
— Грядка.
— Нет чего? – Нет грядок.
— А тетрадь?
— Нет тетрадок.
-Зубки?
— Изменили – Зубы.
— Шубки?
-Проверяем – Шубы.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

-Пододвиньте к себе рабочие листы. Вам необходимо за 2 минуты выполнить тест в 4 задания.

-Кто уверен в своих знаниях?

— Кто сомневается? (можно выполнить только те задания, которые по силам, и вы уверены, что справитесь с ними)

Тест

Обведи парные согласные.

б, р, с, х, д

Найди и подчеркни проверочное слово к слову дуб.

Дубок, дубки.

Поставь где нужно букву т.

Тор…, са…, кана…, пара…

Подчеркни «лишнее слово».

Лук, пилот, жар, лёд.

— Встаньте ребята, кому было легко выполнять задания. Молодцы!

Поупражняемся в подборе проверочных слов

Музыкальная физкультминутка

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа в группах на ноотбуках

— А сейчас предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово  

hello_html_474af916.jpghello_html_m5d8e45a0.jpghello_html_m1e6717a7.jpg

Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием  цели задания).

7.Включение в систему знаний и повторение

Самостоятельная работа.

Сильные учащиеся : исправить ошибки.

Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки,      лёгкие сапожки. блиский друк .

— взаимопроверка

слабые учащиеся:
Спиши и подчеркни пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.

Лютый моро…, глубокий сне…, новый горо…, высокий стол…, свежий хле…,тяжёлый гру….
(Вставить пропущенные буквы)

— Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)

 — Где находится парная согласная? (В середине слова.)

 — Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

— взаимопроверка

Разноуровневая творческая работа по группам «Составь стихотворение». Из трех двустиший каждая группа выбирает то, с которым выполняет предложенные задания.

1. Это наш свирепый …,

Очень страшен лёвин гнев.

2. Вот колючий умный …,

На клубочек он похож.

3. Вот невидимый наш …,

Под землёю роет ход.

Слова для справок: ле., носоро., кро.,.

Задания для 1 группы

  1. Используя прием «рифмовка», добавить слова и написать их правильно, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.

  2. Формулировка заданий.

  •  Прочитайте предложенные двустишия.

  • Обсудите, о ком говориться в каждом двустишии.

  • Добавить слово — название животного в предложении.

  • Обсудить правильность написания орфограммы в этом слове.

Задания для 2 группы

  1. Используя прием «рифмовка», добавить слова и написать их правильно, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.

  2. Формулировка заданий.

  • Прочитайте предложенные двустишия.

  • Обсудите, о ком говориться в каждом двустишии.

  • Найдите в материале:  «Слова для справок»  и добавьте слово – название животного в предложении.

  • Обсудите правильность написания орфограммы в этом слове.

Задания для 3 группы

  1. Записать правильно слова, используя найденный способ проверки  парных согласных на конце слов.

  2. Формулировка заданий.

  • Прочитайте предложенные двустишия,

  • Обсудите правильность написания орфограммы в этом слове

Дети осуществляют самоконтроль.

hello_html_m3cc21fb0.jpg

8. Рефлексия учебной деятельности.

Работа в четверках.

Сочиняем синквейн по теме урока.

-О какой орфограмме сегодня шла речь на уроке? (парный согласный)

-На какие группы делятся парные согласные? (звонкий, глухой)

Попробуйте написать синквейн в четверках. Выберите дежурного, который четко, красиво и громко озвучит вашу работу.

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ

ЗВОНКИЙ, ГЛУХОЙ

СЛЫШИМ, ПРОВЕРЯЕМ, ПИШЕМ.

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ НАДО ПРОВЕРЯТЬ.

ОРФОГРАММА

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ

Ошибкоопасный, путающий

Сомневаемся, проверим, напишем.

После парного нужна гласная.

Опасное место

-Кто умеет определять, в какой части слова находится парный согласный?

-Кто считает, что научился проверять парный согласный на конце слова?

-Чем мы занимались на этом уроке? (подводили итог урока)

— Как же надо проверять парный согласный в конце слова?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Достигли ли вы поставленных целей? Докажите.

  • Находились ли вы сегодня в учебной деятельности?

  • С какими ещё затруднениями вы сегодня столкнулись? Над чем ещё надо потренироваться на следующих уроках?

Оцените свою работу на уроке:

  • Мне больше всего удалось…

  • Я  получил от этого урока…

  • Я могу похвалить себя за …

  • Я могу похвалить …. за …

Домашнее задание на выбор 

1) Придумать и записать 10 слов на изученную орфограмму .

2) Упр.49, стр.28.

3. Составить кроссворд на изученную орфограмму

Итог урока.

— Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.

— С чем вы сегодня познакомились?

— Вернёмся к целям нашего урока?

     — Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной?

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

— Почему мы достигли поставленных целей?

— А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья
?

Урок русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова»

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; формировать умения правильно произносить и различать звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными, соотносить произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным, перед гласным, перед согласным звуком [н] с его обозначением буквой; находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

II. Актуализация знаний.

1.Воспроизведение знаний о парных по глухости звонкости согласных звуках.

-Ребята, на какие две большие группы можно разделить согласные звуки? (звонкие и глухие согласные)

-Произнесите парные согласные звуки.

-Как их отличить? (Звонкие согласные произносятся с участием голоса и шума, глухие согласные – только с участием шума).

2.Орфографическая минутка (письмо по памяти)

Утром кот

Принёс на лапках

Первый снег!

Первый снег!

Работа проводится по следующему алгоритму:

1.Прочитать стихотворение, вспомнить автора. (Яков Аким)
2. Объяснение орфограмм, знаков препинания.
3. Работа в тетради.
4. Самопроверка.
5. Взаимопроверка по карточке.

III.Самоопределение к деятельности

— Найдите в стихотворении Якова Лазаревича Акима слова с парным согласным в корне. (лапках, снег, кот)

— Назовите звук в конце слова снег. [звук к]

-Какой буквой он обозначен на письме? (буквой г)

Составьте пару по звонкости- глухости (г-к)

Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов (снега)

-Какой звук теперь произносится в корне слова? ([г])

Чему будем учиться сегодня на уроке?

IV.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Откройте учебник на стр.18. Прочитайте тему сегодняшнего урока.

(«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным»)

Определение задач урока по опорным словам учиться:

(Будем учиться различать глухие и звонкие согласные звуки, правильно обозначать их буквами).

V.Первичное усвоение новых знаний.

Упр. 29 (с. 18). (УСТНО)

— Прочитайте первую пару слов.

— Какой звук произносится на месте выделенных букв?

— Одинаково ли он обозначается буквой? (Нет, в первом слове пишется буква П, а во втором — Б.)

— Можно ли на слух определить, какой звук писать в слове?

— Какую пару по звонкости-глухости вы здесь видите? (Б -П)

— Прочитайте пары слов; назовите пары по звонкости глухости.

VI.Первичная проверка понимания

Упр. 30 (с. 19).

— Прочитайте слова в первой строке. В каких словах вы слышите [Б] четко и ясно? (Перед гласным, перед сонорным [н].)

— В каких словах звук и буква не совпадают?

— Почему в проверочном слове согласный звук слышится чётко? (после него стоит гласный.)

— Сделайте вывод. (парный согласный звук — на конце слова или перед другим парным согласным надо проверять. )

— Напишите остальные группы слов и запишите звуки, которые в них произносятся в скобках.

Проверка по эталону.

VII.Первичное закрепление.

Чтение сведений о языке (учебник, с. 19)

— Прочитайте правило. О каких согласных в нем идет речь? (О парных по звонкости — глухости.)

— Как проверить парную согласную букву? (Надо подобрать проверочное слово.)

— Какой звук должен стоять после этой согласной буквы в проверочном слове? (Гласный звук)

Физкультминутка «ХЛОПУШКИ»

Давайте поделим наш воображаемый класс на две команды (одна команда –парная согласная ж в корне, вторая команда — парная согласная ш в корне). Я буду называть слова. Если в слове Ж, хлопает в ладоши первая команда, если Ш – вторая. Тот, кто ошибется, ВЫБЫВАЕТ и объясняет правописание слова.

VIII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

IX.Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Когда написание парного согласного надо проверять, а когда надо доверять произношению?

-Почему?

-В какой позиции произношение парного звонкого согласного совпадает с его написанием? (Перед гласным, перед сонорным [н].) Учитель по своему усмотрению может ввести термин слабая и сильная позиция парного согласного по глухости-звонкости.

Используемые источники

1.Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

2. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ В. П. Канакина. — 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

3.Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.2 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций. В 2 ч./В. П. Канакина, Г. Н. Манасова. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2015. -206с. – (Школа России).

4.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. — М.: Вако, 2013.

5.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/02/24/spishite_ispravte_oshibki_3_klass.doc

6. http://school-istok.narod.ru/Root/Port/Markova/Root/Pages/pr_05.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *