Парные по звонкости глухости звуки: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости – пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Парные звуки по звонкости-глухости: [з] и [с], [з’] и [с’] (с. 8-9) — 8-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) — Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка

Целевые установки урока

а) Расширение представления на примере звуков [з] и [с], [з’] и [с’] о согласных, парных по звонкости-глухости;

б) наблюдение за различием в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук;

в) совершенствование способа чтения, переход на чтение целыми словами;

г) развитие творческого воображения и связной речи.

Ход урока

1. Постановка задачи урока. Сравнение звуков [з] и [с], [з’] и [с’].

— Откройте “Азбуку”. Посмотрите на условный значок на полях. Прочитайте его. (Значок “Сравниваем”.) Какие буквы стоят рядом с этим значком? Нам предлагается сравнить звуки, обозначенные этими буквами. Какие звуки? (Звуки [з] и [з’], [с] и [с’].)

— Может быть, кто-то сам догадался, почему эти буквы стоят в паре? (Буквы з и с обозначают парные звуки по звонкости-глухости.) Какое основное различие между звонкими и глухими согласными? (Звонкие произносятся с голосом, а глухие — без участия голоса.)

— Произнесите и послушайте звуки [з] — [с]. Какой звук звонкий, а какой — глухой? А теперь [з’] — [с’].

Что скажете о них? (Звук [з’] — звонкий, а [с’] — глухой.)

— Назовите только звонкие звуки [з] и [з’]. Назовите только глухие звуки [с] и [с’].

2. Чтение слогов и слов на сопоставление: за — са, зы — сы, зу — су, зи — си, зе — се, зё — сё.

3. Отгадывание загадки:

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдёт — сделает наоборот.

— Посоветуйтесь друг с другом, что это может быть, и составьте отгадку из букв разрезной азбуки (или напечатайте).

4. Подготовка к чтению текста. Подведение к содержанию.

— Рассмотрите рисунок к тексту. Использует ли заяц зонтик по назначению? Как вы думаете, это будет весёлый рассказ?

5. Чтение текста.

6. Творческое дополнение к тексту.

— Посмотрите на рисунок после текста и подумайте, что же могло произойти с зайцем.

История про зайца оказалась весёлой или грустной? (Сначала весёлой, а потом грустной.)

7. Чтение слов, противоположных по значению.

— Сравните по значению слова: грустно — весело. Как называются такие слова? (Слова, противоположные по значению.) Прочитайте слова в столбиках. (Высоко — низко, далеко — близко.) Можно ли их назвать словами, противоположными по значению? Подберите сами слова, противоположные по значению, к словам второго столбика.

8. Коммуникативно-речевая задача.

— Используя эти пары слов, дайте советы зайцу, как надо летать на зонтике, чтобы не случилось беды. Например, я советую зайцу летать не высоко, а низко. Дайте совет зайцу, как нужно летать, используя следующую пару слов. (Летай не далеко, а близко.) Придумайте следующий совет со словами, противоположными по значению. (Раскрывай зонтик не узко, а широко.)

9. Чтение слов на сопоставление звонких и глухих согласных.

— Как вы думаете, какой из двух звуков — звонкий [з] или глухой [с] — любит произносить заяц? (Звонкий [з], так как слово “заяц” начинается на [з].) Но теперь заяц больной, ослаб и говорит очень тихо, шёпотом. Какие звуки ему сейчас легче произносить: звонкие или глухие? (Глухие звуки.)

— Прочитайте слова в столбике. (Звук — стук, звон — стон, зуб — суп.) Какие слова хотел сказать заяц, а какие получились? Почему? (Вместо звонкого звука [з] в слове произносится глухой звук [с].)

10. Чтение скороговорки.

— Зайцу нужно потренироваться в произношении звуков [з] и [з’]. Что ему в этом поможет? (Скороговорка.) Прочитайте скороговорку, чтобы заяц смог её запомнить и повторить.

11. Наблюдение за различием в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук.

На доске записано: “Капли в нос один раз в сутки”.

—Петрушка простудился, у него насморк. Врач выписал ему рецепт. Прочитайте, что написано в рецепте.

Обратите внимание на слова “нос” и “раз”. Петрушка спрашивает: “Почему врач написал в одном слове букву с, а в другом — з? В словах “нос” и “раз” слышится на конце звук [с]. Не допустил ли врач ошибки?” (Выслушиваются суждения детей.)

— Правы те из ребят, которые считают, что ошибки здесь нет. Попробуйте изменить содержание рецепта. Произнесите: “Капли для носа два раза в сутки”. Какой звук слышится в слове “носа”: [з] или [с]? (Звук [с].) А какой звук слышится в слове “раза”: [з] или [с]? (Звук [з].) Стоило нам изменить слова “нос” и “раз”, как в одном слове мы ясно услышали звук [с], а в другом — [з].

12. Закрепление полученных представлений.

На доске записаны слова: глаз — квас, зуб — суп, рог — бок.

— Прочитайте пары слов. Одинаковые или разные буквы написаны на конце слов в каждой паре? (Разные.) А одинаковые или разные звуки произносятся на конце этих слов? Произнесите и послушайте. (На конце слов “глаз” и “квас” слышится звук [с].) Почему же пишутся разные буквы? Попробуйте изменить первое слово: один глаз, а два … (глаза). Какой же вывод следует? (В слове “глаз” надо писать букву

з.) Теперь попробуйте изменить второе слово: выпил стакан … (кваса). Какой же вывод следует? (В слове “квас” надо писать букву с.)

С последующими словами работа проводится по заданному образцу.

13. Работа на с. 9. Задание от сороки Риты.

Подготовка к чтению слов в паре. Конкурс “Кто быстрее?”. Учитываются правильность и скорость чтения.

14. Лексическая работа.

— Какая разница в значении слов “зубры” и “зебры”? (Зубр — это крупный дикий лесной бык. Зебра — это дикая африканская полосатая лошадь.)

15. Чтение и отгадывание загадки про муравейник.

— Как вы понимаете выражение “кипит горка с песком”? Кто видел муравейник? Можно ли уничтожать муравейники?

16. Чтение текста “Строители”.

— Рассмотрите рисунок к тексту. Чем занимаются ребята? (Пилят бревно.) Прочитайте название рассказа. (“Строители”.) Зачем же ребята пилят дрова? (Хотят что- то построить.) Что же именно? Прочитайте текст.

17. Обобщение содержания текста. Чтение пословиц, объяснение их смысла.

— Почему перестала звенеть пила? (Сломала зуб.) Такое ли уж простое дело: пилить бревно? Как об этом говорится в пословицах?

18. Подведение итогов.

— О каких парных звонких и глухих согласных звуках вы сегодня узнали? Какие ещё парные звонкие и глухие согласные звуки вы знаете?

Чем сегодняшний урок был поучительным для вас? Как вы понимаете слово “поучительный”? (Чему-то научил, обогатил новыми знаниями.)

Конспект урока по обучению грамоте на тему « Парные по глухости-звонкости звуки [г] ,[г’] и [к] ,[к’]» 1 класс

План-конспект урока по обучению грамоте (чтение)1 класс

УМК «Перспектива»

Тема: « Парные по глухости-звонкости звуки [г] ,[г’] и [к] ,[к’]»

Технологическая карта изучения темы

Учитель начальных классов

Федякина Юлия Александровна, первая квалификационная категория

Тема

« Парные по глухости-звонкости звуки [г] ,[г’] и [к] ,[к’]»

Цель темы

  • Формирование общего представления о парных согласных по звонкости –глухости и закрепление его;

  • развитие чувства языка

  • совершенствование способа чтения, ориентирование на чтение целыми словами

Основные понятия

Парные согласные по звонкости-глухости

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

— основные

Автор: Л. Ф. Климанова С.Г.Макеева «АЗБУКА»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал;

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем

И занятие начнем.

Настраиваемся на урок.

I этап. Организационный момент.

Регулятивныее УУД

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

Личностные УУД

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

II этап. Развитие речевого аппарата.

Цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

II этап. Развитие речевого аппарата.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

Погулять язык собрался: 
(открыть рот)

Он умылся, 
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, 
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, 
(провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся, 
(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, 
(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз — и в ротике исчез. 
(спрятать язык во рту)

  1. Работа над дикцией. Скороговорка на доске:

Карл у Клары

Украл кораллы.

Коммуникативные УУД

Умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

III этап

.Актуаализация знаний

Ответы на вопросы учителя.

Работа со схемами.

Опрос учителя

III этап . Повторение.

  1. Назовите букву. (буквы учитель показывает на карточке) М О Н Т И А К Г

  2. Допиши печатную букву. (на доске элементы букв)

  3. Прочитайте слоги (ко, са, ки, но, мас, ло, ли, мон, ни, ти ) на карточках.

На какие две группы мы можем разделить эти слоги.

ко ки

са ли

но ни

мас ти

ло

мон

— Что заметили? Какая гласная обозначает мягкость согласного звука? (И)

4. Собери слова из слогов. (ко-са, ки-но, мас-ло, ли-мон, ни-ти)

5. Подбери слово к схеме л и м о н

или составьте слова из слогов подходящих к схеме.

III этап .

Коммуникативные УУД

умение оформлять свои мысли в устной форме;

оценивать учебные

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки

IV Мотивационно-целевой этап.

Цель:— мотивировать школьников на равнение звуков

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и

аргументировать его.

Организовать фронтальную работу,

учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

IV Мотивационно-целевой этап.

ГО-ГО – КО-КО

ГИ-ГИ – КИ-КИ

ГОРКА – КОРКА

ГОЛОС — КОЛОС

— Прочитайте. Что заметили?

— Как вы думаете какая тема нашего урока? (Сравнение звуков Г и К)

Коммуникативные УУД

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

V этап

Проблемная ситуация

Цель – закрепить знания о парных согласных звуках

.

Работать с информацией, представленной в форме опроса

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Организовать работу по

определению темы урока

Организовать коллективную работу с классом

V этап. Проблемная ситуация

Сравните звуки г и к, прислушайтесь к их звучанию, понаблюдайте за работой органов речи при произнесении. Чем сходны, чем отличаются.(Одинаково работают органы речи, но звук г произносится громко, с голосом, а звук к –тихо, без голоса, только слышится шум.)

Вывод: Звуки г которые произносятся с голосом, называются звонкими, а звуки к произносятся без голоса и называются глухими.

Познавательные УУД:

исследование, поиск и отбор необходимой информации.

VI этап. Изучение нового материала.

Цель –формирование общего представления о парных согласных по звонкости-глухости

Физминутка.

Цель проведения — профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.,

VII этап. Закрепление

изученного

Цель –закрепить представление о парных согласных

VIII этап. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Работать коллективно. Участвовать в обсуждении представленного задания.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся

в работу по заданной проблеме

Организовать фронтальную работу по учебнику

Организовать индивидуальную и фронтальную работу по учебнику

Осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

VI этап. Изучение нового материала.

Звуковой анализ .Различение звуков

-Давайте сделаем схемы к словам:

ГОЛОС – КОЛОС (два чел. у доски, остальные на отдельных листочках)

Что заметили? Схемы одинаковые, а первые звуки отличаются. Как звучит первый звук в каждом слове.

Звук Г произносится с голосом и шумом, а звук К только с шумом.

— Давайте обозначим звонкий звук « звоночком» сверху.

А теперь сам-но сделайте схему к слову ГОРКА (картинка к слову горка на листочках)

Подпиши под звуком букву.

-Подчеркните звуки, которые мы сегодня сравниваем, над каким из них мы поставим «звоночек»?

Поменяйтесь с соседом листочками и проверьте с доской.

Вывод: Звуки г которые произносятся с голосом, называются звонкими, а звуки к произносятся без голоса и называются глухими.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Лилипуты-великаны.

VIIэтап. Закрепление изученного

Работа по учебнику с.98 (проговорить, написать)

Поиграем в игру «Мамы-детки»

кошка – котенок

корова – теленок

курица – цыпленок

лошадь – жеребенок

гусь- гусенок

А гусь это мама? А кто у гусят мама? Гусыня

А сейчас мы прочитаем текст «Гуси».

1. Читает подготов. ребенок.

2. Читаем про себя.

3. Карандашом подчеркиваем букву которая обозначает звонкие и глухое звуки

VIII. Итог урока Рефлексия:

— Какой звук встречается чаще?

— Что узнали нового о нем?

— Его пара? Какой звук?

Мне очень понравилась ваша работа.

Если вам понравилось, как вы работали закрасьте смайлик желтым цветом, если вы считаете, что можете лучше то зеленым.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные: уметь договариваться

Личностные построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Составлять ответы – высказывания.

Познавательные. Извлекать информацию из текста, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение (версию).

Личностные УУД

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД

оценка результатов работы


Конспект урока русского языка по теме «Непарные согласные по звонкости-глухости» 2 класс

Конспект урока русского языка по теме «Непарные согласные по звонкости-глухости». 2-й класс

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  непарного согласного звука на конце слова  

Задачи:

  • обобщить знания о парных согласных звуках и способе их проверки;

  • актуализировать знания о непарных согласных;

  • организовать деятельность по выбору  способа определения парного и непарного согласного на конце слова.

Прогнозируемые результаты.

Личностные:

— ценностное отношение к процессу определения непарного согласного на конце слова;

— осознание учащимися ценности изучаемого способа определения парного и непарного согласного на конце слова;

— ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

— осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

— умение принимать и сохранять цель урока;

— умение находить способы решения поставленной цели по определению непарного согласного на конце слова;

— умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

— умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

— умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

— знание о парных и непарных согласных;

— умение применять знания в жизненных ситуациях;

— умение определять парный и непарный согласный на конце слова.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Учебник русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной (УМК “Перспектива”).

  2. Мобильный класс.

  3. Магнитные буквы парных и непарных согласных звуков по звонкости-глухости для игры «Раздели на группы!».

  4. Карточки слов для работы в парах.

  5. Памятка “Образец проверки парного согласного на конце слова”.

  6. Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”.

  7. Электронное приложение – тест “Парные согласные по звонкости-глухости на конце слова”.

  8. Электронное приложение – тест “Непарные согласные по звонкости-глухости на конце слова”

  9. Музыкальная физминутка “Весёлый гном”

  10. Каллиграфические карточки написания букв Ц, Ч, Х, Щ, Л,М,Н,Р.

  11. Карточки самооценки.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Ребята! Сегодня у нас гости!

Cоздадим гостям, себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся гостям и друг другу. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Наш девиз:

«На уроке не зеваю–

Сразу всё запоминаю.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль точно в цель попала!»

Я думаю, что сегодня вы будете соответствовать нашему девизу!

— Какие личные цели вы поставите перед собой на этом уроке? (Чтобы узнать новое, …)

Желаю, чтобы вы достигли своих целей.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Что нужно сделать, чтобы изучить новое?

Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Парные согласные по звонкости-глухости)

— Конечно, чтобы узнать новое, нужно хорошо знать изученное я вам предлагаю вспомнить и повторить предыдущий материал в группах. Обсудите, что вы помните по теме парные согласные.

— Какой вывод сделаем? Что самое важное возьмём на вооружение? (Парные согласные – это орфограмма, их нужно проверять)

— Проверим, выполнив Тест Парные согласные по звонкости-глухости” в программе «Фраза»

1 вариант –

2 вариант –

Проверка.

Игра “ Раздели на группы” 

Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Ж, Ш, З, С и непарных Х, Ц, Ч, Щ, Л, М, Н, Р согласных по звонкости-глухости

— На какие группы можно разделить?

+ По парам

+Глухие непарные согласные

+ Звонкие непарные согласные

— Запишите число, классная работа… (Посадка)

Минутка чистописания:

— Запишем эти буквы – они очень важны сегодня на уроке, пишем красиво.

Х, Ц, Ч, Щ, Л, М, Н, Р

Отгадайте загадку:

Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном…
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:
          -это (гном!)

Г..о ..

Вставьте пропущенную букву: ГНОМ

— Подчеркните буквы непарных согласных по звонкости-глухости в слове, какой звук обозначает каждая из них?

Как проверить написание непарных согласных по зв-гл согласных в данном слове?

— Какое правило нужно использовать?

3. Выявление места и причины затруднения.

— У кого есть решение по данному вопросу?

— Кто сомневается?

— Что вы делали, чтобы проверить?

— Почему не получилось?

Кто догадался и может назвать тему нашего урока?

Написание слов с непарными согласными по звонкости-глухости.

Какие цели перед собой поставим?

  1. Познакомимся с написанием слов с непарными согласными по звонкости-глухости..

  2. Узнаем правило написания слов с непарными согласными по звонкости-глухости.

  3. Научимся писать слова с непарными согласными по звонкости-глухости.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Как действовать, если на конце непарный согласный звук?

— Какое правило применять? Стоит ли проверять такие слова?

— Где можно об этом узнать?

5. Реализация построенного проекта.

— Попробуйте проверить написание букв на конце слова в следующих словах:

удар

гром

горох

птенец

клещ

— Что заметили?

— Как узнать, какое слово нужно проверять, а какое нет?

— Сделаем вывод, составим алгоритм действий:

1) Необходимо определить какой звук на конце – парный или непарный по звонкости-глухости

2) Парный – проверяем!

3) Непарный – доверяем!

Постепенно на доске учитель помещает следующую схему Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”. 

Проверим наш вывод. Слушаем И.И. Самоварова (электронное приложение)

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Докажите на примере этих слов:

день

снег

стол

пух

— Работайте по плану (устные ответы детей по алгоритму действий Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”)

Физкультминутка. Весёлый гном.

Музыкальная пауза “Весёлый гном”

— В каких словах из песни не нужно проверять при написании согласный звук на конце? Почему? (Гном, дом, топор…)

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа в парах.

— Запишите слова в тетрадь, там, где нужно выполните проверку.

Карточка для работы в группах:

Стол, дом, зуб, дождь, глаз, горох.

— Не забывайте, как правильно нужно выполнять запись, вам подсказывают Аня, Ваня и профессор Иван Иванович – Памятка “Образец проверки парного согласного на конце слова”.

— Какие слова не нужно было проверять, почему?

Образец

— Какие слова проверили? Почему? Как?

10. Включение в систему знаний и повторение.

Запускается электронный тест “Непарные согласные по звонкости-глухости на конце слова”

Какой вывод сделаем?

Д-з, стр. 114, упр. 171

— Прочитайте задание. Как вы понимаете смысл пословиц?

— Есть ли здесь слова с согласными на конце, написание которых проверять не нужно? Дома одну из пословиц списать и объяснить написание парных и непарных согласных на конце слов.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Что узнали на уроке?

— Оцените свою работу.

— Назовите слова, где есть буквы непарных по звонкости-глухости согласных:

Локоть

Якорь

Солнце

Класс

— Сколько звуков в слове локоть? Якорь?

— Верите ли вы, что в слове солнце 5 звуков? А в слове класс 4?

— А это действительно так! Это темы наших следующих уроков? Узнаем об этом?

Урок русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце или перед согласным»

Урок русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце или перед согласным»

Подготовила Голикова Елена Владимировна г.Сасово, Рязанской области.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать навык проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;

  • формировать у учащихся навыков грамотного письма;

  • закрепить знания учащихся о правописании парных звонких и глухих согласных.

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость и фонематический слух учащихся;

  • расширять словарный запас учащихся;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся.

Воспитательные:

б) умение работать в парах.

Задачи:

  • познакомить со способом проверки парных согласных в корне путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов;

  • учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах;

  • сопоставлять произношение и написание слов с парным, звонким и глухим согласным.

Оборудование: презентация, учебники, тетради, карточки, словарь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. *Прозвенел и смолк звонок.

  3. Начинается урок.

  4. Ровно встали, подтянулись

  5. И друг другу улыбнулись.

Сегодня на уроке мы будем хорошо работать. Отвечать на вопросы грамотно.

— Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.

2. Актуализация опорных знаний.

Закончите предложение.

  1. Мы слышим и пишем ……… (буквы)

  2. Мы произносим и слышим ……. (звуки)

3. Назовите непарные звонкие звуки.

4. Назовите непарные глухие звуки.

5. Назовите парные звонкие и глухие согласные.

3. Минутка чистописания.

Н, Р, М, Л, С,

-Какая буква лишняя? Почему?

– Но прежде чем писать, давайте разомнем пальчики:

(Пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья. (обе руки)

Пропишем: с з

4. Моделирование проблемной ситуации.

Дети, перед уроком мне принесли телеграмму от Незнайки. Он сообщает: «Ребята! Мне срочно нужна ваша помощь в выполнении домашнего задания. Научите меня правильно писать такие слова: сне(к\г), ду(п\б), шу(п\б), шу(т\д)ка.

Чтобы помочь Незнайке выполнить это задание, мы должны понять: почему он не смог справиться с ним? В чем его затруднение? Как мы можем ему помочь?

Но для этого нам нужно ответить на 3 вопроса:

Что

Где надо проверять?

Как

5. Усвоение новых знаний.

5.1 Совместная постановка темы урока.

Ответим на вопросы.

Где в слове возникло затруднение у Незнайки? (в корне слова)

Что вызвало затруднение у Незнайки? (выбор букв – согласный-парный)

Чему мы должны его научить и научиться сами? (подбирать проверочные слова)

Слово нужно изменить так, чтобы согласный слышался ясно. Поэтому тема нашего урока:

«Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова или перед согласным».

    1. Совместная постановка целей урока.

Ребята, а какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

  1. Познакомиться с новой орфограммой.

  2. Научиться проверять слова с парными согласными.

  3. Учиться писать без ошибок.

    1. Поиск решения проблемы.

Вернемся к заданию Незнайки.

Что общего у слов первого столбика?

Где пропущена буква?

Вывод: при произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.

Что общего у слов второго столбика?

Вывод: при произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.

Подумаем, как проверить парный согласный звук?

Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.

Поможем Незнайке выполнить задание.

Вывод. Что надо проверить? (парный согласный звук)

Где надо проверить? (в корне слова)

Как надо проверить? (подобрать проверочное слово)

Какое проверочное слово? (чтобы после согласного стоял гласный звук).

Прочитаем правило с.22.

Правило большое, но его надо выучить. Можно его запомнить в стихах.

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

  1. Применение нового знания.

6.1 Первичное закрепление.

Загадки: — «Стоит Антошка на одной ножке». (гри…-грибы-гриб)

— «Сладкий сахарный, кафтан зеленый бархатный».(арбу….арбузы-арбуз)

— «Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками». (ежи-еж)

— «То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?» (тетра…тетради — тетрадь)

    1. Словарная работа.

Новое слово – народ.

  1. 3 Физкультминутка.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Иль везти машину в поле,

Иль везти машину ввысь.

Хорошо работай в школе!

Добросовестно учись!

    1. Работа в парах (на ноутбуке).

Вспомним правила работы в парах.

Выполним упражнение с электронного приложения.

Проверка. Кто не сделал ни одной ошибки поднимите — !

Кто допустил ошибки поднимите — ?

    1. Откройте с.23 №35. Прочитайте задание. Выполните его.

Взаимопроверка.

  1. Домашние задание.

Дома выучить правило с.22

  1. Рефлексия. Итог.

Вы хорошо потрудились на уроке.

— Смогли ли вы помочь Незнайке?

— С кем вы можете поделится своими знаниями?

— Мы достигли целей урока?

Оцените себя. (светофор)

Закончите предложение.

— Самым интересным для меня было….

Молодцы.

К данным словам допиши слова,начинающиеся с парного по звонкости-глухости согласного звука: вечер,бантик,дождь,гора,жара,забота,плащ,фрукты,собака,шелест,картина,театр

Согласные звонкие и глухие 

    Согласные звуки относятся к звонким или глухим в зависимости от способа образования: если голосовые связки в работе, то получается звонкий согласный, состоящий из голоса и шума; а если голосовые связки не работают и есть только шум — глухой согласный. Большинство согласных имеют звонкую или глухую пару, всего существует одиннадцать таких пар, но есть согласные, которые не имеют пары.

  1. Парные звонкие: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’];
  2. парные глухие:  [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’];
  3. непарные: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’], [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].  

Подбор слов с парными согласными

        Подбирая слова, в которых один согласный звук меняется на парный ему другой, следует полностью соблюдать парность согласных, то есть: если, например, слово начинается с глухого мягкого согласного, то подбираемое слово должно начинаться со звонкого мягкого согласного и наоборот.

    В[в’]ечер — ф[ф’]иалка, б[б]антик — п[п]анты, д[д]ождь — т[т]ождество, г[г]ора — к[к]ора, ж[ж]ара — ш[ш]арик, з[з]абота — с[с]абля, п[п]лащ — б[б]лажь, ф[ф]рукты — в[в]рун, с[с]обака — з[з]абава, ш[ш]елест — ж[ж]елезо, к[к]артина — г[г]ардина, т[т’]еатр — д[д’]екабрь.

      Подбор подобных пар слов  нужно делать осознанно. Если согласный стоит перед гласным, то он в сильной позиции. Обращать внимание необходимо на случаи, когда начальный согласный звук стоит перед другим, потому что глухой согласный, стоя перед звонким, может измениться на парный звонкий, например, сд[зд’]елать; а звонкий согласный, стоя перед глухим, может стать глухим, например, вт[фт]улка.

Смыслоразличительная функция 

      Парные по звонкости — глухости согласные помогают различить на слух слова тогда, когда все другие звуки совпадают, то есть выполняют смыслоразличительную функцию. Например: жар [жар]— шар [шар], дом [дом]— том [том], колос [колас] — голос [голас], гора [гара] — кора [кара],  бочка [боч’ка] — почка [поч’ка],  дочка [доч’ка] — точка [точ’ка], зуб [зуп] — суп [суп]. Мы различаем эти слова лишь благодаря разному способу образования одного из согласных звуков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *