Парные слова в русском: Парные слова — Википедия – примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?

Парные согласные в корне слова: что это такое и каково их правописание

Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.

Парные согласные

Главный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.

Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.

Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия. При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне.

Обратите внимание! Согласные в корне слова формируют конкретное сочетание по звуковому соответствию.

Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

  1. б, в, г, д, ж, з;
  2. п, ф, к, т, ш, с;
  3. й, л, м, х, ц, ч, щ.

Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.

Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется

Парные согласные

Основы правописания

Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.

Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.

Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.

Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.

В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.

Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.

Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.

Это интересно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова

Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:

  • Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
  • Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.

Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.

Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

Нали

Тест на тему «Парные согласные в корне слова» по русскому языку (2 класс)

Предлагаем вашему вниманию тест с ответами по теме «Парные согласные в корне слова», которые можно использовать в курсе русского языка для 2 класса. Структура теста представлена следующим образом: вопрос, а затем на сером фоне ответ. Для успешного прохождения теста рекомендуем освежить знания по данной теме по этой ссылке.

1. Допиши  правило. 

Чтобы проверить парный  согласный  в  корне  слова,  надо  изменить  слово так,  чтобы после_______________________________________.

   Чтобы проверить парный  согласный  в  корне  слова,  надо  изменить 
слово  так,  чтобы после согласного шёл гласный.

2. Прочитай. Выдели  другим цветом  слова,  в  которых  пропущенную  букву  надо  проверять.  Вставь  пропущенную  букву:  

Тра_ка,  погру_ка,  ко_илка,  гла_кий,  наря_ный,  моро_ный,  лоша_ка,  осторо_ный, гото_ить,  ду_ки.

Травка, погрузка, ко
п
илка, гладкий, нарядный, морозный, лошадка, осторожный, готовить, дудки.

P.S. Слова: нарядный, морозный и осторожный не нужно проверять, по той причине, что после согласного, в каждом из этих слов, стоит сонорный согласный «Н».

Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й имеют дополнительное название — сонорные согласные.

Также следует дополнить правило: чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.

3.Выдели синим  цветом  проверяемое слово, проверочное – красным цветом.  

Рыбный – рыбка,  сказочный – сказка,  пирожок – пирожки,  трубка – труба, берёза – берёзка, сторожа – сторож,  глаза – глазки,  тетрадный – тетрадка, прыжок – прыжки.

parnue-soglasnue

4. К данным  словам  подбери  и  запиши  проверочные  слова.  Вставь  пропущенные  буквы,

кру_ка — ______           погру_ка -______          бере_ка — ______

морко_ка — ______      ука_ка — ______              кры_ка — ______

фла_ки — ______          зага_ка — ______             ры_ка — ______

переса_ка — ______     ска_ ка — ______             доро_ка -______

кружка - кружечка         погрузка - грузить         березка - берёза
морковка - моркови        указка - указывать         крышка - крыша
флажки - флажок           загадка - загад
очный       рыбка - рыба пересадка - пересадить    сказка - сказочка          дорожка - дорожек

5.Прочитай. Выбери  и  вставь  в  слова  нужную  букву.

сне__ки (ж, ш),  ре__кий (д, т),   ю__ка (б, п),   бума__ка (ж, ш),   остро__ки (в, ф),    сапо__ки (ж, ш), бли__кий (з, с  ), була__ка ( в, ф),   мя__кий  (г, х), сла__кий  (д, т)

снежки (ж, ш), редкий (д, т
), юбка (б, п), бумажка (ж, ш), островки (в, ф), сапожки (ж, ш), близкий (з, с), булавка (в, ф), мягкий (г, х), сладкий (д, т)

6.Вставь пропущенные  буквы.  Напиши  в  скобках  проверочные  слова.  Спиши  текст  на отдельный лист,   подчеркни  изучаемую  орфограмму.

 

Лебе . ь  (____________)   назван  царём   всей  водяной  птицы. Он  белый, как снег, с блестящими, прозрачными  небольшими  гла . ками (_________),  с  чёрным  носом  и  чёрными ла ..ками  (__________).  У него длинная, ги . кая (____________) и  красивая  шея. Он  прекрасен,  когда  плывёт  по  гла. кой (__________) поверхности  воды.

    Лебедь (лебеди) назван царём всей водяной птицы. Он белый, как снег, 
с блестящими, прозрачными небольшими глазками (глаза), с чёрным носом и 
чёрными лапками (лапы). У него длинная, гибкая (ги
б
ок) и красивая шея. Он прекрасен, когда плывёт по гладкой (гладок) поверхности воды.
  1. Обведи парные согласные:   з      н      т      ч     б      х      р     ж      ф      к
parnue-soglasnue-02
  1. Выдели проверочные слова.                                                                                                               зуб,         зубы ,         зубки,           зубок,             зубной
зуб, зубы
, зубки, зубок, зубной
  1. Выдели в тексте  слова с согласными на конце, которые надо проверить.

На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж. Вдали виден белый парус. Морская вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь, и нырнули в воду. Море было теплым. А купание — весёлым.

     На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж. Вдали виден белый 
парус. Морская вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь, и нырнули 
в воду. Море было теплым. А купание - весёлым.

Онлайн тест по теме «Парные согласные»

Предлагаем вашему внимание также онлайн-тест, для проверки знаний по теме: «Парные согласные в корне слова».

Вставь пропущенную букву в слово  мё…, выбрав проверочное слово:

Д, медок, нет медку

Д, медок, медовый

Д, медок, медовый, метёт, нет медку

Т, метёт

Правильно!

Неправильно!

Нажмите «Поделиться», чтобы увидеть ваши результаты!


parnue-soglasnue-02 Тест на тему парные согласные (2 класс) %%score%% из %%total%% правильно

Поделитесь своими результатами



Общий и парный род

Как вы знаете, в русском языке существуют три основные категории рода: женский, мужской и средний. Окончания, свойственные женскому роду -А, -Я; среднему -О, -Е; слова мужского рода чаще всего заканчиваются на согласную. Во всем, конечно же, есть исключения.

Помимо данных категорий, можно выделить еще два разряда слов, которые условно относятся общему роду и парному роду (plurale tantum). Давайте рассмотрим их.

К общему роду мы относим слова, которые употребляются в отношении субъектов как мужского, так и женского рода, и в зависимости от этого никак не меняют свою форму. Это, например, названия ряда профессий. Чаще всего, эти слова имеют форму мужского рода, хотя применяются по отношению к субъектам и женского пола тоже.

Врач, доктор, продавец, библиотекарь, кондуктор.

А также слова, описывающие какие-либо свойства, черты характера или категории людей. Чаще всего, эти слова имеют форму женского рода, хотя также применяются и для описания субъектов мужского пола.

Неряха, ябеда, пьяница, умница, сирота.

Склонение непосредственно данных слов происходит согласно их грамматическому роду.
Мы можем сказать «хороший врач» как о женщине, так и о мужчине.
Склонение прилагательных, используемых в словосочетании с данным словом, чаще всего зависит от рода субъекта.

Он — круглый сирота, она — круглая сирота.

Он — горький пьяница, она — горькая пьяница.

Однако, это не строгое правило, и можно сказать про мальчика «круглый сирота».

Также существуют слова, которые используются только во множественном числе и склоняются соответственно. Например:

Часы, духи, ножницы, обои.
Брюки, джинсы.
Шашки, шахматы.
Близнецы

Последнее слово — близнецы — можно отнести как к парному роду (если речь идёт о знаке зодиака), так и к мужскому множественного числа (если говорим о родственниках).

Тренажёр по русскому языку (2 класс) по теме: Задания по русскому языку по теме » Парные согласные на конце слова» 2 класс

Парные согласные на конце слова

Задание 1.

Уровень 1.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре(б, п ) — …, арбу(с, з) — …, гара(ш, ж) — …, жира(в,ф) — …, заво(т,д) — …, гвоз(д, т)ь — …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) — …. .

Уровень 2.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре… — …, арбу… — …, гара… — …, жира… — …, заво… — …, гвоз…ь — …, ёр… -…, вежли… — …, хоро… -….

Уровень 3.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Разделите слова на 2 группы.

Ястре… — …, арбу… — …, гара… — …, жира… — …, заво… — …, гвоз…ь — …, ёр… -…, вежли… — …, хоро… -….

Задание 2.

Уровень 1.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, б)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

Уровень 2.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, )ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

Уровень 3.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.

Ры…ки, бли…кий, кро…ки, чес…ный, поз…но, свис…нул, нахо…ка, здра…ствуйте, ла…пка, сла…кий, иву…ка.

Парные согласные в середине слова

Задание 1.

Уровень 1.

Распредели слова на группы.

Гла(д,т)кий, сто(к,г), ука(з,с)ка, ко(с,з)ьба, пиро(г,к), завя(с,з)ка, но(ш,ж), хо(д,т), карапу(з,с), вперё(т,д), приба(ф,в)ка.

Уровень 2.

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.

Уровень 3.

Распредели слова на группы. Выпиши каждую группу в отдельный столбик. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.

Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.

Допиши по 2 слова в каждый столбик.

Непроизносимые согласные в корне слова

Уровень 1.

Прочитай. Найди слова с непроизносимой согласной в корне  слова.

Ездить, езда, поезда, поездка, наездник;

Звёздный, звезда, звёздочка;

Свист, свистнуть, свистеть, засвистел.

Честь, честный;

Вести, известить, известный.

Уровень 2.

Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь орфограмму.

Ездить, езда, поезда — поез…ка, наез…ник;

звезда, звёздочка – звёз…ный,

Свист, свистеть, засвистел — свис…нуть;

Честь – чес…ный;

Вести, известить – извес…ный.

Уровень 3.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Поез…ка — …, наез…ник — …, звёз…ный -…, свис…нуть — …, чес…ное — …, извес…ный -… .

Слова, в которых нет непроизносимого согласного

Задание 1.

Уровень 1.

Прочитай. Выпиши слова, где нет непроизносимой согласной. Напиши проверочные.

Лестница, вкусный, опасный, искусный, здравствуй, прекрасный, пастбища.

Уровень 2.

Прочитай. Запиши, вставляя, где нужно, пропущенные согласные.

Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй, прекрас(…)ный, пас(…)бища.

Уровень 3.

Распредели слова в 2 столбика. Запиши.

Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй, прекрас(…)ный, пас(…)бища.

Задание 2.

Уровень 1.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.

Вес…ник — …, учас…ник — …, завис…ник — …, трос…ник — … .

Уровень 2.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.

Вес…ник — …, учас…ник — …, завис…ник — …, трос…ник — … .

Уровень 3.

Образуйте с помощью суффикса –ник- однокоренные слова. Запишите.

Весть — …, двор — …, лёд — …, участвовать — …, зависть -…, работа — …, трость — …, шутка — … .

Подчеркните в словах непроизносимую согласную.

Безударные гласные в корне слова

Задание 1.

Уровень 1.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый.

Уровень 2.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.

Уровень 3.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.

Придумай предложение со словами из этой группы.

Правописание предлогов и приставок

Задание 1.

Уровень 1.

В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

Уровень 2.

Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

Уровень 3.

Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

Придумайте свои слова с приставками и предлогами.

Состав слова

Задание 1.

Уровень 1.

Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Уровень 2.

Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- , -ов-, -н- однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Уровень 3.

Образуйте от основ данных слов при помощи разных суффиксов однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Задание 2

Уровень 1.

Разберите слова по составу.

Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.

Уровень 2.

Распределите слова в каждую графу таблицы.

Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.

корень        

Корень, суффикс

Корень,  суффикс, окончание

Корень, окончание        

Приставка, корень, суффикс, окончание

        

         

         

Уровень 3.

Подберите в каждую графу таблицы по три слова. Запишите.

корень        

Корень, суффикс

Корень,  суффикс, окончание

Корень, окончание        

Приставка, корень, суффикс, окончание

        

         

 

Части речи

Задание 1.

Уровень 1.

Выпишите слова в таком порядке — существительные, прилагательные, глаголы.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.

Уровень 2.

Выпишите слова в таком порядке — существительные, прилагательные, глаголы.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Уровень 3.

Выпишите слова по частям речи.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Род имен существительных

Задание 1.

Уровень 1.

Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

Уровень 2.

Запиши имена существительные по родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

Уровень 3.

Запиши имена существительные по родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Число имён существительных

Задание 1.

Уровень 1.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.

Звено — …, крыло -…, стул — …, перо — …, лист — …, край — …, пень — …, день — …, колос — …, брат — … .

Уровень 2.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

Звено — …, крыло -…, стул — …, перо — …, лист — …, край — …, пень — …, день — …, колос — …, брат — … .

Уровень 3.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

Звено — …, крыло -…, стул — …, перо — …, лист — …, край — …, пень — …, день — …, колос — …, брат — … .

Допишите два своих слова.

Написать 10 слов с парными согласными на конце слова

В данном задании необходимо записать слова с парными согласными на конце слова. 

Выполните задание следующим образом 

  • Определите виды согласных. 
  • Запишите примеры с каждым видом согласных. 
  • Запишите ответ на заданный вопрос. 

Согласные в русском языке бывают следующие

В русском языке буквы можно разделить на согласные буквы и гласные буквы. 

К главным буквам можно отнести такие буквы, как а, о, у, и, ё, ю и т.д.

К согласным буквам можно отнести такие, как б, в, п, р, с, л, к и т.д.

Согласные буквы можно разделить на следующие виды: парные согласные буквы и непарные согласные буквы. Если согласные можно противопоставить по глухости и звонкости, то такие согласные называются парными. Оставшиеся согласные, которые не возможно противопоставить по глухости и звонкости называют не парными согласными. К таким согласным относятся следующие согласные: щ, л, ч, м, х, ц, х, й. 

Рассмотрим примеры с парными согласными буквами на конце слова. 

Запишем слова с парными согласными п — б. 

Шуруп — гриб. 

Запишем слова с парными согласными буквами с — з. 

Трус — карапуз. 

Запишем слова с парными согласными буквами т — д. 

Бандит — дед. 

Запишем слова с парными согласными буквами г — к. 

Друг — индюк. 

Запишем слова с парными согласными буквами ж — ш на конце слова. 

Шалаш — гараж. 

Запишем слова с парными согласными буквами ф — в на конце слова. 

Кузов — жираф. 

Для  того чтобы правильно написать в конце слова парную согласную необходимо выполнить проверку. Для этого достаточно изменить слово. Рассмотрим следующие слова в качестве примеров. 

Гриб — грибы — следовательно, пишется буква б. 

Зуб — зубы — на конце слова пишется буква б. 

Лев — львы — на конце слова пишется буква в. 

Дед — дедушка — на конце слова пишется буква д. 

Труд — труды, трудиться — на конце слова пишется буква д. 

Шалаш — шалаши, в шалаше — на конце слова пишется буква ш. 

Гараж — гаражи — на конце слова пишется буква ж. 

Сторож — сторожа, сторожить — на конце слова пишется буква ж. 

Мороз — морозный, морозить — на конце слова пишется буква з. 

 

парные слова — это… Что такое парные слова?

  • Отмирающие слова —         Эту главу мы начали со слов «мама, папа». Слова как бы парные, а биография их разная. Если «мама» в обращении к матери – слово старинное, исконно русское, то слово «папа» пришло в нашу речь значительно позднее. Как же называли отца наши… …   Энциклопедия русского быта XIX века

  • Отрицательные слова — Отрицательные слова  слова, выражающие отрицание. К ним относятся отрицательные частицы (рус. «не», англ. not, венг. nem) и глаголы (фин. en puhu ‘не говорю’, ei puhu ‘не говорит’), а также ряд слов, у которых отрицание является одним из главных… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Калмыкский язык — Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия …   Википедия

  • Калмыцкий — язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия …   Википедия

  • Ойрат-калмыцкий язык — Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия …   Википедия

  • Ойратские диалекты — Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия …   Википедия

  • Ойратский язык — Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия …   Википедия

  • Хальмг келн — Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия …   Википедия

  • Калмыцкий язык — Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия …   Википедия

  • РАЯ — Алгоритмический язык (также русский алгоритмический язык, РАЯ) язык программирования, используемый для записи и изучения алгоритмов. При изучении информатики в школах для изучения основ алгоритмизации применяется т. н. школьный алгоритмический… …   Википедия

  • Индивидуальные карточки по русскому языку «Парные согласные в конце слов»; 2 класс — Русский язык — Начальные классы

    Таиркина Галина Николаевна

    Учитель начальных классов

    МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»

    Индивидуальные карточки по русскому языку

    «Парные согласные» 2 класс

    ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОНЦЕ СЛОВ

    1Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скоб­ках пиши проверочные слова.

    Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.

    Подчеркни парные согласные.

    2. Прочитай.

    Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско­шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).

    Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.

    3.Прочитай внимательно.

    Русский солда.. (…) не знает прегра.. (…) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (…) даёт. Наро.. (…) отдаёт свой голо.. (…) за депутата. Отря.. (…) солда.. (…) собрался в похо.. (…). Зелёный наря..(…) полей радует гла.. (…).

    Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

    4.Прочитай.

    Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы.

    • Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на со­гласный.

    • Подчеркни парные согласные.

    5. Прочитай.

    Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий — летом (хлеба) высо­кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).

    • Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на со­гласный.

    • Подчеркни парные согласные.

    6. Прочитай.Спиши, записывая проверочные слова по образцу:

    Нам город Волгоград доро… Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разри­совал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь це­лый день.

    *Образец: дорог — дорога.

    7. Прочитай.

    Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.

    • Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные.

    ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

    1. Прочитай.

    Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ло­жечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, ска­зочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.

    • Образец: берёзонька — берёза.

    • Подчеркни парные согласные.

    2.Прочитай.

    Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.

    *Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

    3.Прочитай.

    Рыбак поймал удочкой маленькую (…) ры..ку. (…) Голу..ка| громко воркует. Выросла (…) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (…) шу..ку. Красная (…) шля..ка, белая (…)] но..ка, стоит у (…) доро..ки, постоит (…) немнс.ко, попадет! в (…) луко..ко. В лесу началась (…)ру..ка (…)дро…

    • Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках.

    • Во втором предложении подчеркни главные члены пред­ложения.

    4.Прочитай.

    Собака — друг человека, а волк -… . Железо тяжёлое, а пух …. Река широкая, а ручей …. Чеснок горький, а яблоко …. Ки­сель густой, а суп … . Камень тяжёлый, а известняк… .Дом высокий, а сарай …. Мальчик смелый, а девочка . Дождь частый, а гром ….

    • Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

    • Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

    5. Прочитай.

    Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь. Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре…кий. На горе рос великолепный са.. .

    • Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

    6. Найди ошибки:

    Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.

    Исправь ошибки, напиши проверочные слова

    7.Спиши, вставь паные согласные, напиши проверочные:

    Старший брат несёт обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки нет. Как дети на заря(д,т)ке , под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки.

    8. Спиши, вставляя пропущенные буквы:

    Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки, острен…кие зу…ки. Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется. В сенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?

    9. Вставь пропущенные согласные,напиши проверочные:

    Ходит конь по бере(ж,ш)ку. Как у нашего кота шу(б,п)ка очень хороша. Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огоро(д,т) забежал, морко(в,ф)ку нашёл. Куплю сыну сапо(ж,ш)ки на но(ж,ш)ки – бегать по доро(ж,ш)ке.

    Использованная литература:

    1. «Русский язык.2 класс. Карточки заданий.» Л.Г.Моршнева, Саратов: Лицей, 2007

    2. «Русский язык.2 класс. Проверочные работы» Л.Г.Моршнева, Саратов: Лицей, 2009

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *