Парные согласные мягкие твердые – : , , (1-4 )

Конспект урока по русскому языку «Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие» (2 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ташебинская начальная общеобразовательная школа»

Предмет: Русский язык.

Тема: «Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие».

Дата:

Цель: закрепить полученные в 1 классе знания о твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.

УУД:

Предметные: умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное; различать согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; уметь устно характеризовать согласные звуки

Личностные: интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Метапредметные:

Регулятивные: умение принимать учебную цель, умение следовать инструкции учителя, умение оценивать себя.

Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую. овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливают аналогии, строят рассуждения.

Коммуникативные: оперируют монологической и диалогической формами речи, осуществляют отбор соответствующих языковых средств, соблюдают орфографические нормы написания.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: учебник, карточки с изображениями, карточки с кроссвордом, лента букв.

Ход урока:

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

— Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку.

2

Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

hello_html_m20a380e4.jpg Посмотрите на доску. Назовите, что на ней изображено.

hello_html_75673026.jpg

— Назовите первые звуки, на которые начинаются данные слова.

— Какие это звуки?

— Какими буквами обозначаются эти звуки на письме?

— Правильно. Кто догадался, с какой буквой у нас будут показы на минутке чистописания.

— Прежде, чем приступить к работе, вы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради.

Пальчиковая гимнастика.

Где же, где же наши руки,

Где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)

Где же, где же наши руки?

Нету наших рук. (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот, вот наши руки, (Показываем руки.)

Вот наши руки.

Пляшут, пляшут наши руки,

Пляшут наши руки. (Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные дви­жения руками.)

hello_html_73b14a31.jpg Открываем тетради и записываем дату и «Классная работа». Выполните показы в тетради.

— Ребята, поставьте короны над теми буквами, которые соответствуют правилу красивого письма, и оцените работу.

Словарная работа.

— У вас на столах лежат карточки с кроссвордом, отгадайте их. В закрашенных квадратах у вас должно получиться слово.

— Какое слово получилось в первом варианте?

— Какое слово получилось во втором варианте?

— Над этими словами мы будем сегодня работать.

— Запишите в тетради с новой строчки слова июнь, июль.  Подчеркнуть букву и.

— Что это за месяцы?

— Запишите предложение с новой строчки. «Июнь и июль — летние месяцы».

— Цапля, щука.

[ц], [щ].

— Согласные, глухие, непарные.

— Ц,Щ.

— С буквами Ц и Щ.

Выполняют показы в тетради с данными буквами.

1 вариант — Июнь. 2 вариант — Июль.

— Летние месяцы.

Записывают в тетради под диктовку учителя предложение.

3

Актуализация знаний.

Постановка темы и цели занятия.

Рhello_html_2acc03f6.jpg

абота по ленте букв и плакату «Согласные буквы и звуки»:

— На какие две группы делятся все буквы русского языка?

— Назовите гласные буквы. Сколько их?

— Назовите гласные звуки. Сколько их?

hello_html_2acc03f6.jpg Это что за звуки?

— Назовите все согласные буквы. 

— Назовите гласные звуки. Сколько их?

— Назовите отличия согласного звука от гласного

— Какими бывают согласные звуки? Назовите их.

— Какие звуки можно назвать парными согласными? Назовите их..

— Какие звуки можно назвать непарными согласными?

— Назовите непарные звонкие согласные.

— Назовите непарные глухие согласные.

— Как вы думаете, о каких буквах и звуках будем говорить сегодня?

— Какую цель мы сегодня поставим на сегодняшний урок?

— Гласные и согласные.

— Гласных букв 10: а, о, у, ы, э, я, ё, ю, у, и.

— Гласных звуков 6: а, о, у, ы, и, э

— Согласные.

— Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

— Согласных звуков гораздо больше – 36, потому что в русском языке есть парные твердые и мягкие согласные, которые обозначаются на письме одной и той же буквой.

— Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении воздух во рту встречает преграду; образует слог только вместе с гласным

— Звонкие и глухие; мягкие и твердые; парные и непарные.

— Парные согласные –э то согласные соотносительные по глухости – звонкости. Б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш; з-с.

— Heпapныe coглacныe – этo согласные, у которых нет пары по глухости – звонкости.

— Н, м, л, р, й.

— Х, ц, ч, щ.

— О согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

— Закрепить полученные в 1 классе знания о твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.

4

Отработка умений.

Рубрика «Давай подумаем».

— Запишите слова в тетради: жар — жарь, банка — банька, нос — нёс, вал — вял, вол — вёл, суда — сюда, мел — мель.

— Какие слова вызвали затруднения?

В первом случае учитель приводит пример предложения, в котором есть слово вял: «Цветок никто не поливал, и от этого он вял на полуденном солнце, а к вечеру совсем завял», во втором случае объясняет значение слов судно и суда.

— Назвите слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Выполняется письменно, фронтально.

Записывают в тетради, выходя по к доске по поднятой руке.

— Вял и суда.

— Жар, банка, нос, вал, вол, суда.

5

Обобщение.

Рубрика «Тайны языка».

— Мы с вами выплнили задание. Какой вывод мы можем сделать?

— Как обозначается на письме мягкость согласных?

— Что согласные твердые и мягкие на письме обозначаются одной и той же буквой, но в транскрипции обозначаются по-разному.

— Для обозначения мягкости согласных используют мягкий знак (ь) или гласные е, ё, ю, я.

6

Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Упражнение 1.

Закрепление знаний о способах обозначения мягкости.

Выполняется письменно, самостоятельно. Это первое упражнение, которое выполняется самостоятельно всеми учащимися, поэтому их нужно научить организовывать свою работу.

7

Отработка умений.

Упражнение 2.

— Прочитайте скороговорку.

— Выпишите слово с твердым согласным звуком и подчеркните букву, которой обозначется этот звук.

— Выпишите слово лебеди и выполните транскрипцию.

— Что можно сказать о всех согласных звуках этого слова?

— С помощью каких букв на письме передана мягкость согласных?

Выполняется фронтально, письменно.

— Летели лебеди с лебедятами.

Учащиеся определяют наличие твёрдого согласного звука [т] в слове (с) лебедятами и записывают слово в тетрадь.

Записывают слово лебеди и делают его транскрипцию: [л’э́б’ид’и], ставят ударение.

— Все согласные в этом слове мягкие, звонкие.

— С помощью букв е, и.

8

Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Упражнение 3.

— Спишите стихотворение, будьте внимательны при списывании. Читайте написанное и сверяйте с печатным текстом.

— Найдите в стихотворении слово, в котором пять звуков, а все согласные твердые.

Выполняется фронтально (в классе с высоким темпом работы) или дифференцированно.

Тренировка в безошибочном списывании.

Ученики должны найти слово (до) конца (пять звуков, все согласные твёрдые).

10

Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Упражнение 4.

Отработка алгоритма списывания и поиска букв, которые обозначают мягкость согласных.

— Спишите текст. В первых двух предложениях подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

— Вместо звуковой модели нужно писать слово шахматы, так как в рассказе говорится, что игра была интересной, а играть в шахматы намного интереснее, чем в шашки.

— Найдите в тексте слова, в которых все согласные звуки мягкие.

— Найдите слова, в которых все согласные твёрдые.

— Найдите слова, в которых есть непарные твёрдые согласные звуки, назвать эти звуки.

— Найдите слова, в которых есть непарные мягкие согласные звуки, назвать эти звуки.

— Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Выполняется письменно, фронтально.

Выполняют задание.

Ученики должны возразить: «В слове шахматы семь звуков, а в модели пять звуков, значит, нужно выбрать слово шашки».

— Пили, чай.

— К, во, шахматы, игра, была, потом.

— Шашки — [ш], шахматы — [ш], пришли — [ш].

— Друзья — [й’], что — [ч’], интересной — [й’], чай — [ч’], [й’], земляничным — [ч’], вареньем — [й’].

— Поиграть — [паигра́т’] — 8 б., 7 зв.

9

Итог урока.

Рефлексия.

— Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

— Чему мы научились?

— Кому было трудно?

— Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

— Где вам пригодятся эти знания?

— Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

hello_html_m3dae1912.png

— Все получилось;

— были затруднения;

— ничего не получилось.

— Почему вы так думаете?

— Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

— Спасибо за урок. Петя вам очень благодарен!

10

Домашнее задание.

Учебник: с. 24 упр. 5.

Записывают задание в дневник.

infourok.ru

Парные согласные звуки в русском языке

Дома и на улице мы можем услышать множество звуков: шаги человека, тиканье часов, шум дождя, пение птиц, гудок автомобиля. Однако звуки человеческой речи стоят особняком и отличаются от других, ведь с их помощью можно образовать слова. Известно, что все звуки русского языка делятся на две группы: согласные и гласные. При образовании гласных для воздуха не возникает преграды в полости рта. А вот в случае с произношением согласных в полости рта возникает преграда. Итак, какими могут быть согласные звуки, на какие группы они делятся, что означает выражение «парные согласные»?

парные согласные

Глухие и звонкие согласные звуки

Деление на эти группы происходит следующим образом: звонкие согласные произносятся с помощью шума и голоса, а вот глухие состоят из одного шума. Первые и вторые могут образовывать пары по глухости/звонкости. Соотносительная парность представлена 12 рядами. Например: «д»-«т», «г»-«к», «з»-«с» и другие. Такие звуки — парные согласные. Но не все согласные могут объединяться в пары. Их не образуют звонкие «н», «м», «л», «й», «р», а также глухие «ц», «х», «щ», «ч». На письме звуки обозначаются соответствующими буквами. Важно быть внимательными. Парные и непарные согласные в конце слова или в середине перед согласным могут звучать одинаково, но быть обозначенными разными буквами. Для проверки их написания необходимо найти слово с тем же корнем, чтобы после проверяемого согласного оказался гласный, и звучание не оставляло сомнений в правописании. Например:

гриб — грибы, грипп — гриппозный;

рот — ротовая (полость), род — родовой (замок).

парные согласные звукиСогласные мягкие и твёрдые

В зависимости от положения языка при произношении звуков все согласные делятся на твёрдые и мягкие. Это разные фонемы. Выделяются парные согласные и непарные. Примеры пар: «в»-«в, «к»-«к, «р»-«р и другие. Значком (,) обозначается мягкость звука при транскрипции. Пар не образуют мягкие «щ», «ч», «й», а также всегда твёрдые «ш», «ж», «ц». Безусловно, очень важно различать парные согласные звуки твёрдые и мягкие. Иногда они даже различают слова. Например:

мёл — мол, мел — мель.

В «мёл» и «мель» выделенные согласные — мягкие, а в словах «мол» и «мел» — твёрдые. Благодаря такому особому произношению не путаются слова.

парные и непарные согласные

При написании слов мягкость согласных звуков может обозначаться следующими способами:

  • При помощи «ь». Например: коньки, лось, ударь.
  • С использованием букв «и», «я», «е», «ё», «ю». Вот эти случаи: колесо, подкинули, мяч.

Важно запомнить, что в середине слова перед согласной мягкость не обозначается мягким знаком в следующих сочетаниях: «ст», «щн», «нт», «рщ», «чн», «чк», «нщ», «нч». Обратите внимание на слова: кончина, спорщица, мостики. В выделенных сочетаниях первый согласный слышится мягко, но пишется без мягкого знака.

Буквы «я», «е», «ё», «ю» могут представлять гласные звуки «а», «э», «о», «у» + мягкость согласного перед ними. В других случаях (в начале слова, после гласного звука, после «ь», «ъ») они означают два звука. А перед звуком «и» согласные всегда будут произноситься мягко.

Итак, можно было заметить, что создание пар – это особенность, весьма характерная для системы согласных звуков русского языка. Парные согласные объединяются в группы и одновременно противопоставляются друг другу. Зачастую они помогают различать слова.

fb.ru

Согласные твердые и мягкие

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученика
1. Организационный момент(2 слайд)

Звенит звонок,
Звенит звонок.
Начинается урок.
Работать нужно дружно!
Дружно, смело отвечайте
И вопросы задавайте.

Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке.

Готовятся к уроку, записывают дату и классная работа.

Слушают.

2. Стадия вызова

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах

(3 слайд) Давайте вспомним, какой раздел русского языка мы изучаем? Что мы изучаем в этом разделе? (составляем кластер)

(4 слайд) У вас на столах лежит письмо, откройте его.

Что в письме? (загадки)

Работа в парах.

Отгадайте загадки, запишите в тетрадях полученные пары слов. Они нам помогут определить тему урока, о каких звуках мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Отвечают на вопросы- изучаем фонетику, единицы которой составляют звуки. Звуки делятся на гласные и согласные.

Открывают конверты, отгадывают загадки, записывают слова в тетрадь. Формулируют тему урока.

Задачная формулировка темы урока.Я с л’ смягченным – под землей,
Бываю каменный и бурый,
А с твердым – в комнате любой,
В геометрической фигуре.
(Уголь – угол)

С твердым л я на стене,
Книга, например, на мне,
Но как только л смягчите,
Сразу в танец превратите.
(полка – полька)

Вы, я думаю, догадались, о каких звуках говорится в загадках. Сформулируйте тему нашего урока.

 
(5 слайд) Тема урока: “Согласные твердые и мягкие”

(6 слайд) Произнесите слова:

Уголки — угольки
Банка — банька

— Чем отличаются эти слова друг от друга?

Записывают тему урока: “Согласные твердые и мягкие”

Отвечают на вопрос, что слова отличаются значением, на которое влияет произношение согласных звуков. В одних словах произносится твердый согласный звук – уголки, банка, а в других – мягкий – угольки, банька.

3. Стадия осмысления.

На стадии осмысления  содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией.

(7 слайд) Давайте вспомним, что мы знаем уже о данных согласных и заполним

“Таблицу – ЗХУ”

(таблица заполняется после обсуждения).

Что мы знаемЧто мы хотим узнатьЧто мы узнали
согласные звуки различаются на твердые и мягкие,

— образуют пары по твердости – мягкости

— непарные согласные

— как обозначаются мягкие звуки в транскрипции

— какие есть сигналы мягкости

 
Учащиеся заполняют таблицу, сначала индивидуально заполняют первую колонку, затем обмениваются в парах и формулируют общее предложение для обсуждения.

Каждая пара сообщает свое предложение, каждая последующая пара дополняет, при этом каждое предложение обсуждается.

— А третий столбик получится сейчас заполнить? Почему?

(заполним в конце урока, когда поближе познакомимся с темой урока)

— Ребята, на что похожи предложения, которые вы записали во втором столбике? (на цели урока).

— Какую общую цель поставим сегодня на уроке? (8 слайд)

 

 

 

 

Учащиеся формулируют цель урока.

(9 слайд)

1. Распределите рисунки на две группы по признаку мягкости – твердости согласных звуков в словах и запишите слова в два столбика.

Практически все согласные русского языка имеют пару по мягкости – твердости.

Но есть такие согласные, которые не могут образовать такой пары.

2. Перед вами на столе находится карточка. Распределите согласные буквы в соответствии их звуков по твердости и мягкости, выделите парные и непарные. (работают в парах)

Б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ

(11 слайд) Давайте проверим полученный результат.

(показывается слайд с парами согласных, непарные согласные)

Парные Непарные
[б] [б’]

[н] [н’]

[в] [в’]

[п] [п’]

[г] [г‘]

[р] [р’]

[ж] [ — ]

[ш] [ — ]

[ц] [ — ]

[д] [д‘]

[с] [с’]

[з] [з’]

[т] [т’]

[к] [к’]

[ф] [ф’]

[л] [ л’]

[х] [х’]

[м] [м’]

[ — ] [й’]

[ — ] [ч’]

[ — ] [щ’]

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся распределяют согласные звуки в две колонки, выделяют парные и непарные звуки.

2. Выполните упражнение № 278.

Ударь – ударь, подарок – подари, дар – дарю, воз – везли, нос – нёс, Иван – Ваня

— Как обозначаются на письме мягкие согласные? (12 слайд )

(сигналы мягкости : Ь е ,ё, я , ю , и)

Учащиеся выполняют упражнение, подчеркивают сигналы мягкости, делают вывод.
3. Где можно использовать полученные знания?

Произнесите слова:

Музей — з’, текст — т’, тема — т’

(соблюдение норм правильного произношения)

Обратите внимание, как в транскрипции обозначается мягкость звука. (апострОф)

Составьте и запишите предложение со словом музей.

Учащиеся произносят слова, слово апостроф, составляют предложение со словом музей. Зачитывают полученные предложения.
3. ФизкультминуткаВо время физкультминутки проводится игра. “Верю – не верю”

Учитель говорит классу высказывание, связанное с темой урока.

— Если учащиеся верят, то встают, протягивают руки вверх и говорят: “Это очевидно”

— Если не верят, то садятся на корточки, закрывают уши и говорят: “Даже слушать не хочу”

— Если не уверены, то берут руками за голову, кружатся и приговаривают: “Ой, не знаю! Ой, не знаю!”

1. Мягкий знак – сигнал мягкости.

2. У звука Й есть твердый парный звук.

3. Звук Ч не имеет парный твердый звук.

4. Для ударения нужен апостроф.

5. И, Ю, Я – сигналы мягкости

Что-то мы узнали, в чем-то мы ошиблись, но это не мешает нам быть дружным классом, понимать друг друга.

 
4. Закрепление материала урока.4. Работаем в парах.

У каждой пары карточка с заданиями.

1) Найдите и запишите слова, в которых все согласные мягкие.

Моль, ночь, печь, шерсть, жизнь, лечит, метель.

(ответ: печь, метель)

2) Найдите и запишите слова, в которых все согласные твердые.

Широта, пламя, холод, машет, поляна, весло, лист, торт

(ответ: широта, машет, торт)

— С какими трудностями встретились?

5. (15 слайд) Работа с текстом.

Списать и вставить попущенные буквы.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо з..л..тилось, светлые столпы, как пишут их на ц…рковных картинах. Стадо овец серело вп…реди, старик – пастух с подпаском сидели на меже. (И.Бунин)

— Найти в тексте 1 слово с мягкими согласными, к согласным подобрать пару по твердости/ мягкости.

— Подчеркнуть сигналы мягкости в тексте.

— Работа будет проверена после сдачи тетрадей на проверку.

Учащиеся работают в парах, зачитывают свои ответы, аргументируют свой выбор, обсуждается выбор слов
5. Итог урока.(16 слайд) Давайте вернемся к началу нашего урока и закончим таблицу. Вспомним, что хотели узнать на уроке.

Что мы узнали на сегодняшнем уроке?

 

(17 слайд) Заканчивая сегодняшний урок, я бы хотела предложить вам добавить в наш кластер понятия сегодняшнего урока. Работаем в группах.

 

Учащиеся записывают все то, о чем говорили на уроке, соединяют линиями. Затем заполняем кластер, опираясь на предложения от каждой группы и на их аргументацию.

Учащиеся делают вывод урока, заполняется третья колонка таблицы: узнали что обозначается мягкость согласных при фонетической записи при помощи апострофа,

мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, также мягким знаком (ь), нужно соблюдать нормы произношения согласных в словах.

В группах обдумывают оформление кластера, заслушиваем ответы от групп, обсуждаем.

IV. Рефлексия

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

V. Домашнее задание

(18 слайд)

— Сегодня на уроке я узнал(а) …

— Мне было интересно узнать, что …

— Новые знания пригодятся мне, чтобы …

— На следующем уроке мы продолжим изучать характеристики согласных звуков и дополним наш кластер.

— Оценки за урок.

Упр. 279, проанализируйте выделенные слова с мягкими согласными. Найдите сигналы мягкости, подчеркните их.

 

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *