Понятие подросток: Подросток — это… Что такое Подросток? – Понятие подросткового возраста — Подростковый возраст

Социально-педагогическое содержание понятий «подросток», «подростковый возраст», «подростковые общества»

М.С. Мищенко

 

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст.

Подростковый возраст —  определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.

Заметим, что в настоящее время сложилась достаточно запутанная картина с определением возрастных рамок подросткового возраста. Одни берут за основу тинейджерскую модель, продлевая рамки периода до 18–19 лет, другие предельно сужают интервал. Не вдаваясь в длительную дискуссию, позволим себе принять за основу достаточно традиционный подход к периодизации: раннее детство и дошкольное детство, период младшего школьника (7–10 лет), подростковый период (10–14 лет), первый юношеский период (старшеклассники – 14–17 лет). Естественно, в этой периодизации читается прямая взаимосвязь с существующей образовательной системой, но модель эта, на наш взгляд, продуктивна, понятна и может быть легко использована в настоящем исследовании.

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Исходя из этого, Личко А.Е.различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний — 14-15 лет, старший — 16-17 лет[1].

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности[2].

Подросток— это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Наряду с этим, подросток – это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки, т.е. подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. У подростков происходит адаптация к социально — устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях «мужчина» и «женщина», а так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого.

При взрослении ребенка происходит его становление, готовность к жизни во взрослом обществе, как равноправного участника жизни, у подростка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается[3]. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки[4]. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников.

Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка[5].

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Чувство взрослости — основное новообразование подросткового возраста.

 Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения[6]. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений[7]. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и наградить (опять-таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко, но так хочется! Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «вседозволенности»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»).

Копируют любые отношения[8]. Например, если в семье не уважают кого-либо из ее членов, то так же будет поступать и сын (дочь). И никакие слова типа «Старших надо уважать!» не помогут. Ребенок просто будет отражать, как зеркало, проблемы семейных взаимоотношений. Если в семье при ребенке ругаются, потом он будет ругаться так же с родителями, используя их же слова. Да еще и удивляться: «Почему им можно, а мне нельзя? Ведь я уже взрослый!»

 Но в копировании отношений есть и положительный момент — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть, вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Родители часто замечают, что подросток часто меняет свое поведение: сегодня — добрый и ласковый, завтра — манерный, а на следующей неделе — хулиганистый «как соседский Вовка». У кого-то из подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками (доводящими домочадцев до невменяемости). У некоторых, наоборот, выражается в заботе о ближних.

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта[9]. Меняется походка, манеры, внешний облик. Эдакая социальная мимикрия в подростковой среде. Таким образом у подростков выражается потребность в безопасности. Не выделяться среди других, иначе засмеют. А дети бывают очень жестоки к не таким, как другие.

 Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Это проявляется в следующем.

1. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).

2. Стремление к самостоятельности. Поэтому контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.

3. Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенного типа). Надо помнить, что дети очень хотят быстро повзрослеть, и к тому же отличаться от родителей. И иметь «свои» ошибки, которые родители делали когда-то сами. При этом педагогам и родителям порой трудно согласиться с тем, что времена быстро меняются. И с ними меняются дети. Что было модно в одно время, считается «ретро» в другое. Это касается и взглядов, и поведения, и всего другого. Каждое поколение по-своему выражает принадлежность к своему времени.

Немалую роль в формировании личности подроста играет подростковое общество (референтная группа) — значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и может влиять на его поведение и отношения с другими. И именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней он будет пытаться утвердиться. Однако именно подростковые группы наиболее замкнуты и трудно принимают в себя новичков, что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении. Наряду с этим сложности для общения подростка создает и его  стремление, находясь в группе, отстаивать свое право на индивидуальность, уникальность: одновременно “быть – как все” и “ни на кого не похожим”.

В целом, так же как социальные структуры взрослых, подростковые общества можно разделить на две группы: формальные и неформальные.

К формальным подростковым обществам относятся в основном группы учащихся[10]. Они идентифицируются со своей конкретной школой, классом и учителями. Это позволяет им совместно изучать те или иные предметы, участвовать в разнообразных видах деятельности, организуемых школой (куда принимают в зависимости от того, в каком классе учится подросток), или посещать вечера отдыха для ровесников. Поэтому любая формальная четко определенная социальная система, к которой принадлежат подростки, как правило, объединяет учащихся подростков, взаимодействующих в учебной подсистеме и подсистеме внеклассной деятельности.

Неформальными обществамиобычно являются слабо структурированные группы молодежи, которая собирается вместе, но имеет мало возможностей принять участие в формально организованной сети социальных отношений. Единственным исключением являются подростковые уличные банды, которые могут существовать как отдельные самостоятельные подгруппы.

Примером неформальных обществ является сеть дружеских подсистем, которые действуют в основном в рамках школьного (дворового) мира. Друзей подростки выбирают преимущественно среди учеников своей школы (двора), своего класса (дома), и, как правило, того же пола. То, в каком классе учится подросток, оказывает важное влияние на дружеские связи. У пары школьных друзей может быть много общего — в том числе профессии родителей, интересный для обоих досуг и прочее, но гораздо чаще их объединяет именно один и тот же класс.

В глазах некоторых учащихся из всех рассмотренных подсистем наиболее важной может оказаться именно неформальная система друзей[11]. Это единственная подсистема, не обремененная покровительством взрослых. Это мир подростков, и статус индивида здесь — самое главное. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростом того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны — потребность в единственно-преданном друге, с другой — частая смена друзей.

В целом, общий социальный статус подростка в среде соучеников зависит от сочетания его рейтингов внутри каждой из этих подсистем[12]. Кроме того, необходимо отметить, что подросток, который имеет высокий или низкий рейтинг в одной из систем, чаще всего занимает такое же положение и в других системах; однако для самого подростка неформальная подсистема — наиболее важная, и она определяет его поведение сильнее, чем две другие подсистемы.

На основе вышеизложенного, можно выделить характерные особенности подросткового возраста, влияющие на возникновение межличностных проблем в среде подростков: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

 



[1]Личко А. Е. Подростковая психиатрия. М.:  Медицина, 2009.  С.64.

[2] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2004. С.81.

[3]Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 2007. С.56.

[4] Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. М.: Владос, 2008. С.216.

[5]Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение. Калининград, 2007. С.119.

[6] Петровский А.В. Коллектив // Общая психология. М., 2007. С. 82.

[7] Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии, 2009. №1. С.13.

[8]Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2007. С.27.

[9] Абрамова Г.С. Возрастная психология. Уч. пособие для вузов. М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2009. С.529.

[10] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с англ. / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2006. С.314.

[11] Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Учеб.пособие для вузов М.: Сфера, 2007. С364.

[12] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учеб.пособие для студентов вузов. – 3-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2009. С.243.

подростковый возраст — это… Что такое подростковый возраст?

(англ. teenage period, adolescence) — период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Син. отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, П. в. отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11 -12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы возрастные), критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным. П. в. характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. С фактом полового созревания связано то, что П. в. является периодом начала ряда психических заболеваний. Центральным фактором психологического развития П. в., его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности П. в. — в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в П. в. (Д. Б. Эльконин). Согласно др. т. зр., ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д. И. Фельдштейн). Развитие познавательных процессов в П. в. характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Ж. Пиаже). Динамический характер этого развития, несформированность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на др. сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Основное содержание П. в. рассматривается либо как время перехода к взрослости (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой о «чувстве взрослости» как основном новообразовании П. в.), либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Последняя т. зр. в настоящее время преобладает. П. в. (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка — в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в П. в. важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с т. зр. прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает П. в. особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения. (А. М. Прихожан.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Подростковый возраст — это… Что такое Подростковый возраст?

   — период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. П.в. называют также переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы П.в. достаточно условны, некоторые специалисты считают, что П.в. длится до 16-18 лет. П.в. — особый период в развитии человека. По уровню и характеру психического развития П.в. — типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Взрослые же часто продолжают относиться к подростку как к ребёнку. Такое двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка. Поэтому П.в. также называют «трудным», «критическим».

   В биологическом отношении именно в П.в. происходят кардинальные изменения в организме ребёнка, развёртывается процесс полового созревания, происходят процессы морфологической и физиологической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков. За счёт акселерации физического развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2-3 года раньше. Происходит рост в длину, увеличивается вес тела и размер окружности грудной клетки, появляются вторичные половые признаки (см. Пубертатный скачок роста). Увеличение массы мышц и мышечной силы наиболее интенсивно идёт в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры и у мальчиков и мягких тканей у девочек приводит к появлению соответственно черт мужественности и женственности (этот процесс завершается после П.в.). Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движении, появлением неловкости, угловатости. В результате подростки часто испытывают недовольство своим внешним видом, иногда принимающее патологические формы (дисморфобия — хроническая неудовлетворённость своим внешним обликом). Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) может вызывать временные расстройства кровообращения, повышение давления, головные боли, учащённое сердцебиение и др. Начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции также приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, склонность к аффектам).

   Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют важное значение в возникновении у подростка новых психологических образований, делают его более взрослым, стимулируют развитие интереса к противоположному полу.

   Длительное время при описании П.в. подчёркивались его негативные аспекты и кризисные состояния. Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трёх точек созревания — полового, общеорганического и социального как осн. особенностей и противоречий П.в. Он поставил проблему выделения осн. новообразования в сознании подростка и выяснения ситуации социального развития. Центральным новообразованием является возникновение у подростка чувства взрослости. Это новое самосознание является стержневой особенностью личности и выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к окружающему миру. Специфическая и социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих сообществу взрослых. Переориентация подростка с детских норм и ценностей на взрослые проявляется в стремлении внешне походить на взрослых, приобрести их права и привилегии, приобщиться к сторонам взрослой жизни. Для нравственного становления в П.в. характерно формирование новых убеждений и идеалов. Вместе с тем у подростков складывается своя особая субкультура, нормы и ценности которой могут расходиться с общепринятыми (особенно это касается моды, музыки и других увлечений).

   Процесс становления личности подростка сложен и противоречив. Одним из важнейших моментов в П.в. является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Объектом познания подростком окружающей действительности становится человек и его внутренний мир. Многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка организованной умственной деятельности. Характер усвоения знаний формирует у подростков способность самостоятельно мыслить, делать глубокие выводы и обобщения. Развиваются способность к абстрактному мышлению и логическая память, более организованным становится внимание.

   Становление «Я» («Я-концепция») подростка тесно связано с расширением и испытанием на прочность социальных отношений подростка. Подросток больше вовлекается в общественные отношения, расширяется круг его общения со сверстниками и другими людьми. Семейные отношения по-прежнему важны для подростка, но его жизнь уже меньше ограничивается семейными рамками. Однако при всех формах новой независимости подросток нуждается в любви и поддержке своих родителей и других взрослых. Подростку необходимо ненавязчивое руководство, когда взрослые предоставляют ему свободу в сочетании с разумной требовательностью и дисциплинированностью. Важное значение имеет тактичное половое воспитание. Особенно внимательного отношения со стороны взрослых требует первая влюблённость. Добрачные половые связи могут нанести неисправимый вред физическому и психическому развитию подростка. Последние десятилетия во мн. странах мира наблюдается рост проституции детской, увеличение случаев беременности подростковой и абортов среди несовершеннолетних. Предоставленные сами себе, подростки часто экспериментируют с алкогольными напитками (см. Алкоголизм), наркотиками (см. Наркомания) и т.п., попадают под влияние асоциальных и антисоциальных неформальных объединений и даже криминальных группировок, вовлекаются в противоправную деятельность (см. Преступность несовершеннолетних). Поэтому необходимо участие взрослых в жизни подростка, знание круга его друзей и их интересов.

   Для преодоления трудностей в учёбе важнее всего помочь учащемуся ликвидировать пробелы в знаниях и выявить его склонности и способности к определённым учебным предметам. Во многом отвлечь подростка от бесполезного времяпрепровождения может формирование познавательных, спортивных и трудовых интересов подростка. Воспитательная работа с подростками должна строиться на педагогическом взаимодействии, взаимопонимании, заинтересованности взрослых в детской жизни. Подростки не терпят авторитарного воспитания, морализаторства и навязчивого нравоучения. Только завоевав уважение и доверие подростка, можно действительно помочь ему в трудных ситуациях, научить его справляться со своими проблемами, укрепить веру в себя. Для подростка чрезвычайно важно приобрести адекватное мировоззрение и миропонимание, уважение к общечеловеческой культуре и к окружающим его людям. Задача воспитания — дать подросткам опыт нонкомформизма, сопротивления негативным влияниям, умения отстаивать свои интересы, защищать слабых.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 202-203)

   Ч421.331.2

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

подросток — это… Что такое подросток?

  • подросток — См. малолеток… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. подросток малолеток, малец, парнишка, супер( пупер), юнец, подросточек, отрок, юнга, шелуха, отроковица, мальчик,… …   Словарь синонимов

  • подросток —     ПОДРОСТОК, высок. или ирон. отрок, разг. тинейджер, разг. юнец     ПОДРОСТКОВЫЙ, устар. отроческий, разг. тинейджерный, разг. тинейджерский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ПОДРОСТОК — ПОДРОСТОК, подростка, муж. Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 17 лет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОДРОСТОК — ПОДРОСТОК, тка, муж. Мальчик или девочка в отроческом возрасте. | прил. подростковый, ая, ое и подростковый, ая, ое. П. возраст. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОДРОСТОК — «ПОДРОСТОК», СССР, МОСФИЛЬМ, 1983, цв., 450 мин. Телесериал. По одноименному роману Ф.М.Достоевского. Одна из лучших работ Олега Борисова. В ролях: Андрей Ташков (см. ТАШКОВ Андрей Евгеньевич), Олег Борисов (см. БОРИСОВ Олег Иванович), Лариса… …   Энциклопедия кино

  • Подросток — работник моложе 18 лет (ст. 1 Конвенции 127 МОТ) …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Подросток — Запрос «Подросток» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Отрочество (значения). Подросток  юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука… …   Википедия

  • подросток — сущ. Пост. пр.: нариц.; одуш.; конкр.; м. р.; 2 скл. ЛЗ Мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте (11–16 лет). Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: ед. чис.; Им. п …   Морфемно-словообразовательный словарь

  • подросток — мальчик или девочка в период пубертата. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • Подросток — м. 1. Мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16 17 лет). 2. перен. разг. Не вполне развившееся животное или растение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ это что такое ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: определение — Педагогика.НЭС

    Подростковый возраст

    этап от 10–11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных кардинальными изменениями в сфере сознания,деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

    возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период человеческой жизни от 10—11 до 13 — 15 лет.

    Оцените определение:

    Источник: Педагогический словарь

    ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)

    период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. П. В. относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, это оказывает замерное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подростков новообразованием является самосознание и самооценка, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям.

    Оцените определение:

    Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

    ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

    период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. П.в. называют также переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы П.в. достаточно условны, некоторые специалисты считают, что П.в. длится до 16-18 лет. П.в. — особый период в развитии человека. По уровню и характеру психического развития П.в. — типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Взрослые же часто продолжают относиться к подростку как к ребенку. Такое двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка. Поэтому П.в. также называют «трудным», «критическим». В биологическом отношении именно в П.в. происходят кардинальные изменения в организме ребенка, развертывается процесс полового созревания, происходят процессы морфологической и физиологической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у маль

    подросток — это… Что такое подросток?

    

    мальчик или девочка в период пубертата.

    (Источник: Словарь сексуальных терминов)

    Синонимы:
    • подкидыш
    • позы полового акта

    Смотреть что такое «подросток» в других словарях:

    • подросток — См. малолеток… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. подросток малолеток, малец, парнишка, супер( пупер), юнец, подросточек, отрок, юнга, шелуха, отроковица, мальчик,… …   Словарь синонимов

    • подросток —     ПОДРОСТОК, высок. или ирон. отрок, разг. тинейджер, разг. юнец     ПОДРОСТКОВЫЙ, устар. отроческий, разг. тинейджерный, разг. тинейджерский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    • ПОДРОСТОК — ПОДРОСТОК, подростка, муж. Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 17 лет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

    • ПОДРОСТОК — ПОДРОСТОК, тка, муж. Мальчик или девочка в отроческом возрасте. | прил. подростковый, ая, ое и подростковый, ая, ое. П. возраст. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

    • ПОДРОСТОК — «ПОДРОСТОК», СССР, МОСФИЛЬМ, 1983, цв., 450 мин. Телесериал. По одноименному роману Ф.М.Достоевского. Одна из лучших работ Олега Борисова. В ролях: Андрей Ташков (см. ТАШКОВ Андрей Евгеньевич), Олег Борисов (см. БОРИСОВ Олег Иванович), Лариса… …   Энциклопедия кино

    • Подросток — работник моложе 18 лет (ст. 1 Конвенции 127 МОТ) …   Российская энциклопедия по охране труда

    • Подросток — Запрос «Подросток» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Отрочество (значения). Подросток  юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука… …   Википедия

    • подросток — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? подростка, кому? подростку, (вижу) кого? подростка, кем? подростком, о ком? о подростке; мн. кто? подростки, (нет) кого? подростков, кому? подросткам, (вижу) кого? подростков, кем? подростками …   Толковый словарь Дмитриева

    • подросток — сущ. Пост. пр.: нариц.; одуш.; конкр.; м. р.; 2 скл. ЛЗ Мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте (11–16 лет). Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: ед. чис.; Им. п …   Морфемно-словообразовательный словарь

    • Подросток — м. 1. Мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16 17 лет). 2. перен. разг. Не вполне развившееся животное или растение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Книги

    • Подросток, Достоевский Федор Михайлович. «Подросток»-один из романов» великого пятикнижия» Достоевского — написан в форме исповеди, в жанре личных записок. Одержимый собственной» идеей», раздираемый внутренними противоречиями,… Подробнее  Купить за 1868 руб
    • Подросток, Достоевский Федор Михайлович. «Подросток» (1875 г.) Достоевского — роман-исповедь, роман воспитания, в нем подробно рассказывается о становлении характера и жизненной позиции молодого человека 19 лет, уже не… Подробнее  Купить за 188 руб
    • Подросток, Достоевский Ф.. «Подросток» (1875 г.) Достоевского — роман-исповедь, роман воспитания, в нем подробно рассказывается о становлении характера и жизненной позиции молодого человека 19 лет, уже не совсем… Подробнее  Купить за 162 руб
    Другие книги по запросу «подросток» >>

    Кто такие подростки и как с ними обращаться?

    Не моё, слизано у Бэбирушки.

    Кто такие подростки и как с ними обращаться?

    Кто такие подростки и как с ними обращаться?

    Это последняя лекция из фестиваля Ньюфелда «Кто такие подростки?», автор Злата Волкова – мама 17-летней дочери, студентка преподавательской программы Института Ньюфелда (Г. Ньюфелд — клинический психолог, психотерапевт, доктор психологических наук, всемирно признанный специалист в области психологии развития и теории привязанности).

    О теме: Даже упоминание слова “подростки” часто вызывает у родителей противоречивые, тревожные чувства. В восприятии многих взрослых с этим возрастом связаны одни лишь трудности и осложнения — в отношениях, в поведении и обучении. Такое впечатление, как будто мы теряемся перед взрослеющими молодыми людьми и не понимаем, чем можем помочь им и можем ли помочь вообще. Я часто слышу от родителей озадаченный вопрос: что я буду делать со своим ребёнком в подростковом возрасте? Я и сама переживала, как справлюсь с ролью мамы подростка. Моей дочери скоро 18, и я понимаю, что за прошедшие годы был накоплен немалый опыт, которым я готова поделиться, опираясь на теорию развития и материалы курсов Гордона Ньюфелда. Если мы чуть больше знаем о пути взросления, если мы видим естественную норму в поведении юношей и девушек, если глубже и полнее понимаем своих детей, тогда мы отчётливо видим свою роль рядом с ними и знаем, насколько важно им опираться на наш опыт и наши сердца.

    Обзорная лекция о том расскажет о том, какие проявления для подростков совершенно естественны, чтобы мы не пугались этого и не впадали в панику.

    Кто такие подростки, какие они на самом деле?

    Подростковый период – это такая «турбулентная» зона, когда трясёт самого подростка, всю семью, и нам ничего не остаётся, как пристегнуть ремни, глубоко дышать и ждать, когда мы эту зону пересечём.

    В нашей жизни есть 3 основных периода: детство, подростковый возраст и взрослая жизнь. На самом деле в подростковый возраст ребёнок дорастает до взрослого размера, прощается с детской психологией, но ещё абсолютно не адаптирован для взрослой жизни, как бы внешне он ни выглядел.

    Почему мы в таком замешательстве находимся рядом с подростком? Нам понятны, кто такие дети. Это маленькие существа, главная задача которых расти и развиваться, а их задача – зависеть от близких взрослых и следовать за ними, перенимать ценности. Взрослые люди — совершенно другие существа, задача взрослого – быть самостоятельным и самодостаточным, где-то быть одиноким и в то же время уметь взаимодействовать в обществе без потери себя. Нам очень понятно, как общаться со взрослыми людьми, потому что они на нас похожи, у нас общие задачи. Нам понятно, как общаться с маленькими детьми, потому что нам в этом помогают инстинкты заботы и ответственности. Но подростки – это нечто неопределённое, это уже не дети, но и не взрослые. И часто за взрослыми разговорами, планами и идеями, скрываются многие ещё детские потребности.

    В подростковый период начинается бурно развиваться процесс становления, ниже представлены его проявления.

    Характерные подростковые черты.

    1. Рефлексивное сознание.

    В подростковый период у ребёнка возникает взрыв сознания. Это происходит потому, что они меняют свой размер, физические формы, бурно расцветает гормональная система, они вступают в период полового созревания, и всё это конечно меняет их мышление.

    То, что происходит в голове у подростка, очень трудно себе представить. Если попытаться сонастроиться со своим ребёнком-подростком, то порой может стать очень страшно, это реально очень трудное время. И для того, чтобы это пережить, сознание становится рефлексивным.

    У детей мировосприятие очень простое. Где-то в период 5-9 лет у детей появляется способность испытывать больше, чем одну эмоцию, они постепенно научаются интеграции, т.е. способности совмещать несколько точек зрения и из этого принимать какое-то общее решение, приходить к какой-то единой мысли.

    У подростков видеть многообразие мира и особенно видеть себя со стороны увеличивается в разы. Это очень важный возраст, в котором зарождается истинное я, когда мы можем посмотреть со стороны отдельно на себя и отдельно на свой опыт, т.е. происходит знакомство с самим собой. Подросток осознает, что он может быть не только добрым и пушистым, но может быть и злым, и агрессивным, и жадным, и завистливым, и глупым, и неуспешным. И это очень шокирующая информация. И важно, чтобы было с кем-то поделиться, чтобы разобраться и понять, что с тобой происходит.

    Мечтательное состояние сознание.

    Подросток, когда его никто не трогает, может часами лежать на диване и репетировать всякие разные диалоги со значимыми для себя людьми. Важно не трогать его в этот момент, потому что это очень сакральное важное время. Ему необходимо иметь своё время для знакомства с самой собой, со своими мечтами и идеалами.

    2. Подросткам крайне свойственен эгоцентризм.

    Общество подходит с огромными ожиданиями и требованиями к детям. Эти несколько лет (подростковый период) отпущены ребёнку для того, чтобы познакомиться с самим собой: какой я, какие у меня планы, предпочтения, мечты, смыслы, вдохновения и чем я не похож на других людей. Поэтому этот эгоцентризм совершенно обоснован, и нам нужно к этому относиться с огромным уважением, потому что только это время и отведено для знакомства с самим собой. Если мы не научаемся понимать себя, не знаем, чего мы хотим, свои собственные предпочтения, свои границы, то мы никогда не сможем понять другого человека, войти в его положение, увидеть его границы и полноценно взаимодействовать. Во взрослом возрасте у нас возникают из-за этого большие трудности в отношениях. Поэтому нужно предоставлять подростку возможность иметь своё мнение и быть таким, каким он хочет. Нам взрослым стоит задуматься, что в этом есть. Наверняка ребёнок хочет себя как-то выразить.

    3. Подростки очень идеалистичны и критичны.

    Конечно, жизнь расставит всё по своим местам. Когда у нас есть какие-то идеалы и когда они расходятся с реальностью, то эта реальность нам категорически очень не нравится. И первая критика – это, конечно, же критика в отношении самого себя. Далее – ко своему ближайшему окружению, и, в первую очередь, к старшим, которые перестают соответствовать подростковым идеалам.

    А если критичности к себе нет и, наоборот, подросток идеализирует себя? Это очень похоже на защиты психики. Нужно разбирать ситуацию, насколько ребёнок чувствует такие эмоции как тоска, страх, тревога, одиночество, печаль, грусть. Если он их испытывает, если не застрял эмоционально, то тогда, возможно, дело не в защитах. Но кода ребёнок не видит собственных ошибок, то это может быть звоночком.

    Эта критичность является одной из причин уменьшения близости с родителями.

    4. Уменьшение близости с родителями.

    Дети перестают чувствовать эту близость. И это потрясает как родителей, так и самих детей. Дети тоже очень страдают от этой потери, они начинают ощущать дыру в привязанности. Это очень закономерный процесс, потому что, чтобы стать самостоятельным и самодостаточным, необходимо почувствовать вкус одиночества. В этом вкусе одиночества и отделении от важных взрослых всё может пойти по двум сценариям:

    1) Если ребёнок достаточно зрелый, хорошо с собой знаком, то встреча с одиночеством, какой бы болезненной она ни была, она не будет шокирующей, она не снесёт ребёнка, не разрушит его. Он в этом одиночестве сможет остаться наедине с самим с собой, узнать себя получше, у него начинают проявляться творческие способности – дети в этом возрасте часто начинают писать стихи, рассказы, песни, заниматься музыкой, танцами, т.е. как-то себя проявлять.

    2) Но если ребёнок незрелый, сейчас таких детей подавляющее большинство, то тогда эта дыра привязанности толкает ребёнка не по пути развития и становления и поиска самого себя, а по пути поиска других связей, чаще всего с ровесниками. Этому разрыву связи невольно способствуют сами родители. У нас в обществе существует такое мировоззрение, что раз ты уже взрослый, то ты во мне не нуждаешься. И родители сами начинают отпускать своих детей гораздо раньше, чем это необходимо.

    Когда ребёнок зрелый, то предоставление всё большего пространства и благожелательное невмешательство, — оно для ЗРЕЛОГО подростка очень хорошо. Но если ребёнок застрял в своём эмоциональном и психологическом развитии, то ему очень нужна наша помощь.

    5. Подростки чувствуют всевозрастающую и всепоглощающую тревогу.

    Она прежде всего возникает из-за разделения, но также и из-за того, что ребёнок взрослеет и становится самодостаточным, потому что становится одиноким. Эта тревога крайне неприятная и от неё постоянно хочется избавиться. Инструментов для этого огромное количество – это и алкоголь, и курение сигарет, ма*ри*ху*аны, неумеренное потребление пищи, компьютерные игры, фэнтези и т.д.

    И когда в попытках подавить тревогу подросток пользуется всеми этими инструментами, то, конечно же, он ощущает чувство свободы, но на самом деле это глубокая зависимость, которая укрепляется годами.

    Нам, взрослым, нужно объяснить ребёнку, что то, что он испытывает, это совершенно нормально, что одиночество – это ковровая дорожка к становлению. Пока мы не сможем столкнуться с самим собой, мы не сможем двигаться дальше и чувствовать себя независимыми. Иначе, если дома никого нет, если подросток незрел и не может столкнуться с одиночеством, то он эту дыру постоянно заполняет извне, и этот голод вечен и невосполним и неутолим.

    6. Чувство потери и печали.

    Дети теряют своё детство, своих взрослых, свою беззаботность. Когда рождается что-то новое, старое должно умереть. И это всегда сопряжено с глубокой печалью.

    Из-за переживания стольких уязвимых чувств, если дети не находят близкой надёжной связи со взрослыми, которые их поддерживают и помогают, объясняют, рефлексируют вместе с ними, то очень легко возникает защита. Вообще защиты очень полезная вещь в нашем мозгу, они нас защищают от каких-то внешних болезненных происшествий, помогают нам выжить. Это хорошо, когда они временные. Но когда же защиты укореняются, то они, к сожалению, приводят к застреванию в психологическом взрослении.

    ***

    Психологические защиты подростков от уязвимости.

    Первая.

    И первое, что подростки перестают чувствовать, это эти дискомфортные эмоции – печаль, чувство потери, боль, грусть.

    Невозможно отключить те эмоции, которые нам не нравятся. Это не работает, к сожалению. Если теряются одни эмоции, то постепенно происходит общее глобальное эмоциональное онемение. И вместе с потерей печали происходит потеря чувства заботы: «Да и подумаешь, мне это совершенно не важно!», чувство ответственности, когда ребёнок говорит: «Не очень-то и хотелось! Это не моё дело! Как хотите, так и поступайте! Меня это не касается», чувство сострадания, способность увидеть точку зрения другого.

    Когда подростки теряют свою эмоциональность, то у нас пропадает возможность до них достучаться, что-то до них донести, как-то к ним обратиться, мы становимся для них абсолютно недосягаемыми, а они – для нас.

    Вторая.

    Когда теряются уязвимые чувства, дети перестают видеть те события, которые приводят к уязвимым чувствам, т.е. они теряют способность учиться на своих ошибках вообще, постоянно попадают в одни и те же переделки. Взрослые считают, что дети делают это назло, а ребёнок просто перестаёт видеть опасную ситуацию.

    Такие «защищённые» дети, как правило, очень высокого мнения о себе, потому что они просто не видят в себе своих каких-то огрех.

    Третья.

    Разворачиваются инстинкты привязанности. С той силой, с которой дети раньше притягивались к значимым взрослым, с такой же силой подростки начинают от них отталкиваться. Таким образом, связь прекращается, и мы теряем то естественное влияние, на котором можем строить своё взаимодействие. А ведь эта связь позволяет подросткам прийти к нам, когда им трудно, страшно, тревожно или одиноко, спросить совета. Но мы начинаем чувствовать, что мы им не нужны, и отпускаем их. Хотя на самом деле это не так. Мы ошибочно полагаем, что наши дети в нас не нуждаются, но это не так. Им очень нужна наша взрослая поддержка.

    Так вот, если подросток закрывается от всех этих болезненных чувств, то происходит застревание, эмоциональное и психологическое. И оно характеризуется тремя проявлениями: зависимость, агрессия, скука. Скука – это на самом деле неуязвимый способ почувствовать своёодиночество. Если есть избегание встречи с одиночеством и самим собой, то есть постоянное искушение дополнять эту пустоту внешними вещами. И это неиссякаемые пути, которые с успехом наша индустрия использует, но это никогда не приводит ни к чему хорошему. Если бы мы осознавали эту пустоту, тогда бы мы должны были бы прочувствовать горе и одиночество, переживание уязвимости. Это обязательные чувства, с которыми неприятно сталкиваться.Кому мы можем сказать, что мы его любим? Тому, с кем мы чувствуем себя в безопасности. Только опираясь на нашу привязанность с детьми мы можем растопить их сердца. И это самое главное, чем мы должны владеть в подростковом периоде. Если у нас есть сердце ребёнка, значит мы сможем ему помочь, и он к нам придёт.

    Следующие проявления подросткового возраста.

    7. Противление.

    Противиться воле другого человека – это не выбор, это инстинкт, который свойственен абсолютно всем людям.

    Противление подростков развивается таким буйным цветом, что если бы мы это знали, то совершенно по-другому был бы построен и процесс обучения в школах, и вообще взаимодействия с подростками.

    Противление может возникать по двум причинам:

    1) Желание найти себя, свои собственные желания, интересы и делать так, как считаю нужным – попробовать, как же это – быть самим собой и проявить себя в этом мире.

    Такого рода противление, которое растёт из становления, дети с возрастом перерастают.

    Более того, взрослые могут использовать это противление в благих целях – это такая большая честь и радость наблюдать становление собственного ребёнка, этот расцвет. Стоит с большим интересом и уважением прислушиваться к мнению подростка, когда он что-то такое говорит, не похожее на вас, какие-то свои мысли. Стараться понять, чем он живёт, чем наполнен его внутренний мир, что там в нём расцветает. Стараться встать на его сторону, т.е. использовать это противление, наоборот, в целях укрепления наших взаимоотношений и взаимопонимания.

    Конечно, есть моменты, которые мы, как родители, запрещаем – какие-то поздние встречи, употребление алкоголя, сигарет. Для этого я, как взрослый человек, могу сказать своё твёрдое спокойное «нет». Не нужно кричать, что-то отбирать у ребёнка, стучать кулаком по столу. Совершенно спокойным твёрдым голосом сказать «нет»: «Я знаю, что тебе моё решение не понравится, у тебя есть свои права выразить своё недовольство мне, но лично моё решение от этого никак не изменится». И выслушиваем его недовольство.

    2) Конечно же, бывает так, что давление общества такое сильное, что ребёнок ещё не успел сориентироваться в силу своей незрелости, у него внутри ещё пусто, он ещё не знает, чего он хочет, а ему уже со всех сторон говорят «делай то, делай так», и тогда ребёнок, защищаясь от этого давления, начинает говорить «нет» вообще на всё. Чтобы ему ни сказали – сразу «нет». В такие моменты можно просто замереть на 5 минут и оставить ребёнка в покое, потом он всё равно пойдёт и сделает то, о чём вы его попросили. Это противление, которое рождается от незрелости, оно на самом деле базовое, и мы, даже становясь взрослыми, его не перерастаем.

    Следующее проявление подростков.

    8. Диссонанс и растерянность.

    Наше общество любит прямолинейность, понятность и ясность. Ему совершенно непонятны вот эти сомнения, когнитивные диссонансы (внутренние противоречия, расхождение ожидаемого с реальностью), внутренние конфликты. Близкие не понимают, что у подростка в голове происходит глобальное мешание мыслей, потому что на каждую мысль приходит антимысль, на каждое решение – антирешение, на каждое желание – антижелание. И жить в такой «турбулентности» очень сложно.

    Здесь очень важно понимать, насколько это тоже необходимо. Наши такие желаемые качества, как самоконтроль, балансирование, мудрость, способность увидеть точку зрения другого – они рождаются не из силы воли, этому невозможно обучиться, это рождается именно из нашей способности видеть весь мир во всём его хаотичном многообразии, и в этом хаосе выработать свою точку зрения, которая будет правильна для конкретного человека в конкретный момент времени. Поэтому дети и теряются. Но теряются ещё и взрослые, которые встречаются с внутренними конфликтами детей. Дети становятся непредсказуемыми, непонятными, у них проявляются совершенно разные решения и мысли. Нам важно поддерживать с детьми разговор, рефлексировать на эту тему (заниматься анализом себя, своей сущности и своего поведения, размышлять над этим), делиться своими собственными внутренними конфликтами, в том числе, говорить, что: «Мне тоже не всегда всё хочется, иногда бывает страшно, иногда хочется прибить тебя тапком за то, что ты со мной так разговариваешь, но я хорошо понимаю, что я не могу этого сделать, потому что для меня в приоритете отношения с тобой, потому что отношения – это то, на поле которого мы вместе, это как мост, по которому мы можем идти вместе, держась рука об руку». Детей тоже разрывает во все стороны. К примеру, всегда позитивная мама, которая всегда обязательно со своим позитивным мнением впереди планеты всей, и ребёнку эту маму хочется приструнить и поругаться с ней, несмотря на то, что ругаться он с мамой очень не любит и для него это очень болезненно.

    ***

    9. Ориентация на ровесников.

    Подробно эта тема раскрывается в книге «Не упустите своих детей» Г. Ньюфелда, Г.Матэ.В нашем обществе ориентация на ровесников воспринимается совершенно искажённо. На самом деле, это явление очень молодое, до 2-й мировой войны дети были всё-таки ориентированы (не дружили, а именно брали пример и считывали ценности, привычки, манеры поведения, образ жизни, культуру) на взрослых в своей семье.Взрослым кажется, что дети таким образом становятся взрослее. Но на самом деле, ориентация на ровесников просто прекрасно имитирует идеальное развитие:

    Во-первых. Дети становятся от нас независимы, мы воспринимаем это именно как независимость. Но всё дело в том, что дети ещё крайне незрелые в своём большинстве, и когда ребёнок уходит от нас НЕ в своё одиночество (что совершенно нормально для ребёнка, он становится таким грустным, поникшим, одиноким, созерцательным), когда он НЕ находит самого себя, а просто разворачивается и от одной привязанности (привязанности к нам) бежит к другой привязанности (привязанности к ровесникам), то ни о какой независимости речи быть не может.

    Чем же мы, взрослые, должны замещаться? Конечно же, дети должны от нас отделяться, обязательно. Но заменять НАС они должны на СОБСТВЕННЫЙ РОСТ, на процесс развития, становления, самоопределение.

    Вместо этого дети бегут к себе подобным, потому что по принципу похожести привязаться к другим людям очень легко (мы, взрослые, сами, собственно, так и устраиваем свою дружбу). И на самых начальных уровнях привязанностей (физический контакт, похожесть, принадлежность) подростки строят свои взаимоотношения, меняют одни привязанности на другие. И если от взрослых культура передаётся вертикально (т.е. это культура, которая ребёнка может ОБОГАТИТЬ), то подростковая культура мало чем может обогатить детей. Как в детском садике — чему дети учатся друг у друга? Ходить на горшок и бить друг друга лопаткой по голове или какими-то другими разнообразными подобными способами сливать свою фрустрацию (раздражение). Чему могут научиться подростки у подростков? Мату, музыкальным пристрастиям…Подростки создают очень узкие субкультуры, наиболее распространённая из них была культура хиппи, но и она не выжила, это культура только для очень молодых людей.

    Во-вторых. Нам кажется, что взаимодействие ребёнка с подростками выглядит так, как будто ребёнок ценит социальное общение. Но что такое социальное общение на самом деле? Это когда я хорошо знаком с самим собой, могу отделить себя от «НЕсебя» и таким образом полноценно общаюсь со всеми остальными. Но если ребёнок, как чёрная дыра или пылесос, впитал в себя пристрастия других детей, их привычки, образ жизни, манеру одеваться и выражаться, то (самое страшное, что подростки этого не замечают) он ТЕРЯЕТ СЕБЯ и даже пугается от этого. Дети начинают выдавать идеи чужих детей за свои собственные. С родителями ещё и ругаются за эти идеи, даже не понимая, что это возникло откуда-то извне, и ребёнок НЕ сам к этому выводу пришёл. Социальное же общение, на самом деле, выглядит по-другому.

    В-третьих. Родители теряют естественное влияние на подростков. Это совершенно закономерный и естественный процесс. Но отделение и становление подростка не должно означать разрыв связи. Наоборот, важно, чтобы наша связь углублялась, отношения становились всё более тонкими и глубокими. Да, уже нет необходимости в постоянном физическом контакте, но, тем не менее, важно, чтобы эта связь проносилась через года, поддерживала и защищала подростка от ранящего окружения, с которым он сталкивается.

    Почему ориентация на ровесников так опасна?

    Потому что дети легко перенимают всё, что приходит от подросткового окружения, создают свою замкнутую культуру, которая не живёт долго и обслуживает самые поверхностные уровни связи (физический контакт, похожесть, принадлежность). В подростковом общении вообще не существует глубинной связи. Ни о какой значимости и эмоциональной близости и речи быть не может. Мы называем это дружбой. Но это иллюзия, на самом деле, потому что дружба – это очень зрелое чувство, которое проносится через года, это умение жертвовать собой, умение глубоко понимать другого человека, умение встать на другую сторону, умение разделять не только радости, но и горести. Да, очень часто дружба зарождается у подростков в этом возрасте, в этом нет ничего плохого – быть в дружбе с какими-то детьми. Но при этом влияние детям нужно принимать всё ещё от нас, особенно если они незрелые и не определились с самим собой.

    Другое последствие ориентации на ровесников – это то, что общение с ровесниками – это наиболее ранящая среда. Школа и подростковое общество – настолько ранящая атмосфера, что дети очень быстро закрываются и впадают в банальное психологическое застревание, и это тормозит их развитие.

    Есть такая поговорка «нужно, чтобы старость и мудрость приходили вместе, но почему-то обычно старость приходит одна». И вот это психологическое застревание происходит именно в подростковом возрасте.

    Вопрос слушателя: «Так как должны выглядеть отношения с ровесниками?»

    Конечно, когда складываются отношения с кем-то из ровесников один на один, то это вполне может перерасти во что-то глубокое. Речь шла о толпах.

    ***

    Процесс взросления или развитие зрелости.

    Основой для взросления и развития психологической зрелости является установление безопасной надёжной привязанности между ребёнком и взрослым.

    Когда приходит подростковый возраст и ребёнок достаточно зрелый, то вырастая из глубокой связи со своими взрослыми, он эту связь перерастает, знакомится с самим собой, и выходя из подросткового возраста оказывается на достаточно высоком уровне зрелости.

    Если же ребёнок незрелый, а родители и всё общество при этом настаивают на преждевременной социализации (всем взрослым очень важно, чтобы ребёнок, как можно скорее, встроился в общество), выталкивая ребёнка вовне гораздо раньше, чем он готов к этому, то тем самым мы подрываем и нашу связь с детьми, и сам процесс развития. Само общество НЕ ЗАБОТИТСЯ О ЗРЕЛОСТИ каждого отдельного человека. Самое главное, чтобы все соответствовали ролям, чтобы все себя в обществе вели адекватно и правильно. Внешне это всё выглядит красиво, но что за этим стоит? Отсутствие зрелости как таковой. У нас сейчас, к сожалению, общество незрелых взрослых.

    В прежние времена, кода ребёнок был достаточно незрел, для того, чтобы он побыстрей стал зрелым, в культуре существовали, так называемые, агенты социализации, т.е. были такие взрослые люди, прежде всего, и родители конечно, и дяди, и тёти, и наставники, и учителя, и мастера, и духовные лидеры, люди, которые помогали ребёнку не встроиться в общество, а ПЕРЕДАВАЛИ какие-то ЦЕННОСТИ, взращивали ребёнка. И он выходил из подросткового возраста гораздо более зрелым. Но сейчас у незрелых детей в сознании дыра и ориентация на таких же незрелых подростков.

    Надо понимать, что только взрослые могут помочь родиться личности, дети не могут родить сами себя. И поэтому у нас часто дети выходят из подросткового возраста с практически нулевым уровнем зрелости.

    Почему дети не развивают глубокую привязанность?

    Это бич нашего времени – дети не привязываются глубоко. Есть несколько причин.

    1) Возникновение защит из-за непереносимой уязвимости. Это возникает из-за общения с ровесниками, из-за того, что дети удаляются от взрослых, из-за того, что мир – достаточно ранящая среда.

    2) Из-за общепринятых родительских практик воспитания, которые подрывают связь и отталкивают нас. Очень многие вещи нами принимаются за норму – это те вещи, которые постоянно повторяются. Мы видим, что ребёнок общается с себе подобными, мы не задумываясь воспринимаем это как норму – «да все дети так общаются». То, что типично и часто повторяется – это не норма, норма – это то, что естественно. Так вот, не нормой, конечно же, являются такие практики родительского воспитания, подрывающие связь, как тайм-ауты, отбирание у детей важных для них вещей, т.е. любая потеря контакта с детьми, потеря поля общего взаимодействия, а это приводит к тому, что остаются лишь такие рычаги, которыми мы можем пользоваться, чтобы ребёнка заставлять: «Не пойдёшь на дискотеку», «Я отберу у тебя компьютер/смартфон», «Не будешь встречаться». Конечно, всё это не подталкивает детей к тому, чтобы доверять нам, опираться на нас, просить у нас помощи и направления.

    3) Отсутствие приглашения к существованию (безусловное принятие), если дети себя неправильно ведут. У родителей есть собственные представления о том, какими дети должны быть, и когда подросток этому не соответствует, родители говорят такие фразы, как «ты не мой сын». Наша глобальная роль – создавать кокон привязанности вокруг детского сердца, потому что пока подростковое сердце живо и чувствует все эмоции – это путь к зрелости. Быть таким чувствительным – это на самом деле очень трудно… чувствовать себя таким открытым, ранимым, уязвимым… Но когда это сердце защищено нашей связью и нашими отношениями, то это защищает ребёнка, чтобы ни приходило извне – слишком много разделения, слишком много стыда, слишком тревожно, слишком небезопасно и т.п.

    Роль родителей во взрослении подростков.

    1. Наша роль – помочь подросткам почувствовать самих себя, узнать себя, полюбить себя, подружиться с собой, расти и развиваться, будучи уверенными в своей основе – в нас.

    2. Стать наставниками и проводниками в общество. К сожалению, у нас утрачена культура наставничества и здорово, если мы её возродим и будем знакомить наших детей с теми взрослыми, которые смогут их чему-то обучить, чтобы при своей незрелости наши дети могли опираться на этих проводников.

    3. Помогать справиться с внешними стрессами.

    4. Помогать стать детям более обучаемыми. В этом диссонансе, одиночестве, самопогружении дети теряются. И когда они отдаляются от родителей, то и отдаляются вообще от взрослых, теряют способность слушать. Если у нас есть общее поле взаимодействия с детьми, то тогда мы им можем помочь определиться в жизни, и они становятся более обучаемыми.

    5. Защищать отношения. Поведение – это, конечно, немаловажный фактор в нашем обществе. Чаще всего, это всё, на что мы обращаем внимание. Мы редко задумываемся о причинах такого поведения. А причин очень много, как мы выяснили. Нам надо помнить, что как бы ребёнок себя ни вёл в этот «турбулентный» период, он обязательно закончится, дети обязательно перерастут, и если мы хотим, чтобы они выросли самодостаточными, интересными творческими личностями, нам нужно им давать пространство для самовыражения. Помним, что приоритет – именно отношения, а не поведение.

    Только мы можем взять на себя ответственность за поддержание связи. Это большая глобальная работа.Начинать разговоры с каких-то лёгких приятных обоим тем. Когда ребёнок расслабляется и его сердце смягчается, то случаются самые откровенные долгие разговоры. Если не понимать и не чувствовать подростка, отпускать его, думая, что: «Он во мне уже не нуждается, вырос, у него всё в порядке», то мы в этот момент их просто теряем.

    Привязанность – это плодородная почва для зрелости. Чтобы взрослеть, подростку нужно не отказываться от взрослых, а быть с ними в глубокой связи. Энергия роста и развития возникает только при благоприятной, безопасной близости, служащей источником питания.

    Мы вместе с подростком, и всё-таки каждый уже сам по себе. Подросток уходит в свою взрослую жизнь, и всё, что нам остаётся – это с восхищением наблюдать за его «полётом», как бы говоря: «Я всегда здесь для тебя, а когда тебе нужно будет отдохнуть, завязать свои раны, ты всегда можешь прийти ко мне, я буду с тобой рядом».

    Вопросы слушателей.

    1. Кто такой зрелый ребёнок?

    Это тот, кто может опираться на самого себя, самодостаточный, любопытный, может справляться с трудностями, не разрушается от них, может пережить одиночество, внутренний диссонанс. Иногда даже не все взрослые к этому описанию подходят.

    2. Почему подростков тянет на рискованные поступки? К примеру, самому совершить путешествие на далёкое расстояние на велосипеде. Это разрыв связи или он так хочет показать свою взрослость и значимость?

    Разрыв связи – это когда ребёнок отталкивает ваше мнение, когда он раздражителен, избегает вас, никогда не слушает, не ориентируется на вас. Но если он хочет пойти в этот поход и прибегает потом к вам с фотографиями, то это не разрыв. Каждый родитель сам чувствует то расстояние, на которое он готов ребёнка отпустить. Вера в ребёнка – она часто способствует его становлению. Проговорить все опасные ситуации, чтобы ребёнок знал какие трудности его могут подстерегать в этом путешествии.

    Дополнительные ссылки по теме:
    Отзыв к фильму «Хористы»:
    https://www.baby.ru/goto?url=http%3A%2F%2Falpha-parenting.ru%2F2016%2F08%2F25%2Fhoristyi-les-choristes-2004%2F
    Письмо папы к дочери:
    https://www.baby.ru/goto?url=http%3A%2F%2Falpha-parenting.ru%2F2016%2F08%2F11%2Fpismo-papyi-k-docheri%2F
    Правила для родителей подростков:
    https://www.baby.ru/goto?url=http%3A%2F%2Falpha-parenting.ru%2F2016%2F07%2F11%2Fpravila-dlya-roditeley-podrostkov%2F
    Потому что он мой сын:
    https://www.baby.ru/goto?url=http%3A%2F%2Falpha-parenting.ru%2F2016%2F05%2F12%2Fpotomu-chto-on-moy-syin%2F
    Подростки: как найти золотую середину между родительской опекой и предоставлением свобод:
    https://www.baby.ru/goto?url=http%3A%2F%2Falpha-parenting.ru%2F2014%2F02%2F10%2Fpodrostki-kak-nayti-zolotuyu-seredinu-mezhdu-roditelskoy-opekoy-i-predostavleniem-svobod%2F
    Опыт восстановления привязанности с подростком:
    https://www.baby.ru/goto?url=http%3A%2F%2Falpha-parenting.ru%2F2014%2F03%2F20%2Fopyit-vosstanovleniya-privyazannosti-s-podrostkom%2F
    Письмо, которое ваш подросток не может вам написать:
    https://www.baby.ru/goto?url=http%3A%2F%2Falpha-parenting.ru%2F2015%2F09%2F24%2Fpismo-kotoroe-vash-podrostok-ne-mozhet-vam-napisat%2F
    Конец.
    —-

    Ссылка на сайт, предоставивший материал:
    http: //www.matrony.ru/

    Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.руСоздать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *