Порядок постановки звуков в логопедии: Последовательность постановки звуков в логопедии у детей. Таблица, схема – С каких звуков начинать работу логопеду

С каких звуков начинать работу логопеду

Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: «С каких звуков начинать работу логопеду?»

Содержание:

 

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает  с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Опорные звуки —  это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно.

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.
  2. Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.
  3. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях. Недостаточно научиться правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед увидит, с кем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.
  4. Дифференциация звуков. Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например, звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.

Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

Условия закрепления звуков в речи

Регулярные занятия строятся на основании умений ребенка и проблем, которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.

Фонематический слух, самоконтроль и мотивация – это условия, необходимые для закрепления звуков в речи, они дополняют друг друга и влияют на конечный результат.

 

Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

 

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

Последовательность работы над звуками — логопедия, прочее

Последовательность работы над звуками

(консультация для родителей)

Подготовила учитель-логопед Сафонова Т.А.

При формировании правильного звукопроизношения традиционно соблюдается ряд общих требований к этапам логопедической работы. Существует определённая последовательность введения звуков в речь. Сначала ставятся «простые звуки»: А, У, О, И, Э, Ы; Б (Бь), П (Пь), М (Мь), В (Вь), Ф (Фь). После того, как данные звуки появились в самостоятельной речи ребёнка, начинается

работа над: Т (Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г (Гь), Х (Хь), Й, С (Сь), З (Зь), Ц. Следующим этапом вводятся звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль). И только в самом конце ставится звук Р (Рь). Данная последовательность обусловлена готовностью

артикуляционного аппарата к определённому звуку.

Например, звук Ш требует подъёма кончика языка наверх. Если язычок Вашего ребёнка ещё не окреп для его подъёма, то стоит начать не с постановки звука, а с укрепления язычка, посредством специального логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

В индивидуальных случаях последовательность постановки звуков может

меняться. Например, если период постановки свистящих звуков (С, З, Ц) затягивается, а язык уже готов к шипящим звукам, то можно попробовать поставить

сначала их, а затем вернуться к свистящим. Так же бывают случаи, когда ребёнку, в

силу возраста, не удаётся контролировать свои артикуляционные уклады, и он начинает слишком эмоционально реагировать на неудачи, можно перейти к постановке звуков, которые лучше всего ему удаются. Это позволит избежать возникновения негативизма к занятиям. Однако, нарушение последовательности постановки звуков – это

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ.

Существует ещё спорные ситуации, которые стоит отметить особо. Иногда доводится слышать от родителей: «Нам не нужны звук С и Ш, нас интересует звук Р». Но не стоит ставить свои интересы, выше интересов ребёнка. Может быть, Вас

он и не интересует, а вот ребёнку без их правильного произнесения придётся несладко… К тому же, не умея правильно произносить остальные звуки, вряд ли

ребёнку удастся овладеть звуком Р. Кроме того, в процессе логопедических занятий с детьми предусмотрена

определенная последовательность работы с каждым звуком:

1. Подготовка артикуляционного аппарата

2. Первичная постановка звука

3. Закрепление его в устной речи

Для каждого конкретного звука требуется комплекс специальных упражнений

– артикуляционная гимнастика. Выполняя упражнения. Ребёнок должен активно и

сознательно работать, при этом ему должно быть интересно.

Ежедневно занимаясь артикуляционной гимнастикой, вы продолжаете работу над звуком, пока не появится правильная артикуляция и произношение. Когда ребёнок освоил новый для него звук, не требуйте, чтобы он стразу стал пользоваться им в речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной.

Для ребёнка это не должно стать утомительной и скучной повинностью, поэтому выбираются разные игровые упражнения, которые чередуются и меняются.

Последовательность введения звуков в речь проходит по одной линии: от

слога к слову, к предложению. Однако, есть свои маленькие секретики при выборе

речевого материала во время автоматизации определённых звуков. Так отработка звуков «С», «Ш» (а также «З», «Ж», «Щ», «Х», то есть любой согласный длительно произносимый звук), начинается с длительного изолированного их произнесения, затем осуществляется переход к прямым слогам типа СА, СЫ, ША, ШИ. При правильном их проговаривании хорошо видна артикуляция звуков «С», «Ш», легко следить за положением кончика языка. Далее переходим к проговариванию слов с отработанными слогами в начале слова: САни, ШИна, САло, СЫн, Шапка…

После автоматизации звуков «С» и «Ш» в таких словах, можно переходить к другим слогам (СУ, СО, ШО, ШУ) и к словам с данными слогами. Затем работа продолжается на материале звукосочетаний типа АСА, АША, ЫША, ОСЫ, ИСА и др, то есть звук находится между гласными звуками. При этом необходимо обратить внимание на то, что данные звуки никогда не отрабатываются в одно время (просто система работы идентична).

Далее осуществляем переход к словам типа КАША, КИСА, ВЕСЫ, КОСЫ,

НОША… На этом этапе хорошо помогают чистоговорки. Их легко сочинить самим.

Принцип такой: выбираем любое слово, в котором изучаемый звук будет не последним и не первым, например: полоСа, «отрываем» последний слог СА и сочиняет чистоговорочку примерно так: «СА-СА-СА, на дороге полоСА» или совсем простую «СА-СА-СА – это полоса». Главное, чтобы при произнесении такой

чистоговорки ребёнок мог длительно повторять какой-то слог с изучаемым звуком и

затем вводить его в слово. Затем переходим к проговариванию слов в словосочетаниях и дальше – в предложениях (используем материалы логопедических тетрадей, сборников или просто детских книг). Вместе с данным

видом работы необходимо включать звук в короткие, а затем и длинные стихотворные тексты. Так планомерно осуществляется переход к автоматизации

звука в речи (вот тогда и надо просить ребенка следить за правильным произношением звука во всех словах).

Звуки, которые произносятся коротко, как бы взрываясь («К», «Г», «Ц», «Ч»,

«Т», «Д») рекомендуется автоматизировать несколько в ином порядке. Сначала так

же – изолированно «Ч-Ч-Ч» – стучит поезд по рельсам, «К-К-К» – кряхтит дед. Затем эти звуки проговариваются в обратных слогах: на первом месте находится

гласный звук, а затем наш изучаемый согласный звук: гласный поём долго, а согласный произносим коротко, легко, вот так: А-А-АЧ, А-А-АК… Когда будет легко проговариваться данный тип слогов, то надо сразу вводить чистоговорки (придумываем по описанному выше принципу). Далее переходим к сочетаниям типа АЦА, АЧА и к словам с данным сочетанием звуков. Постепенно вводим в занятия слоги прямые: ЧА, КА, ЦЫ и слова с этими слогами. Затем проговаривает любые слова в словосочетаниях и в предложениях и далее переходим к отработке звука в самостоятельной речи.

Работать над звуком «Л» можно по любой из представленных моделей, исходя из возможностей ребёнка – пробовать надо всё. Звук «Р» — интересный звук. Кто-то очень легко с ходу начинает трещать язычком и сразу получаются слоги, типа РА, РО, РУ и вскоре слова. В таких случаях звук с лёгкостью вводится в словосочетания, предложения и даже в речь. Однако, как правило, этот звук вызывает серьёзные затруднения при автоматизации: то не хватает ребёнку сил произносить его звонко и тогда звук теряется где-то в ротовой полости, произносится как бы шёпотом, приглушённо. Такой звук нельзя вводить в слоги и в слова, надо как можно дольше заниматься изолированным произношением (длительно трещать язычком при широко открытом рте, как только возможно). Если постановка звука шла от толчковых звуков Т или Д, то далее надо обращать пристальное внимание к переходу от этих звуков к другим толчковым звукам. На практике данный вид работы будет выглядеть так:

· Проговаривание звука «Р» в слогах ТРА, ДРА, ДРУ далее в словах с этим слогом в начале (ТРАВА, ДРАКА…), в середине (ваТРУшка, маТРАс…), в словосочетаниях и в предложениях с отработанными словами.

· Переход к звукосочетанию ПРРР, БРРР (учить выполнять треск от нового толчкового звука – П или Б), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ , далее в словах с этими слогами.

· Переход к звукосочетанию КРРР, ГРРР , ВРРР, НРРР (учить выполнять треск от новых толчковых звуков), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ , ВРА, ГРА, КРУ…далее в словах с этими слогами.

· Переход к сочетаниям АРА, АРО, АРУ… Если не получается всё ещё «оторвать» звук «Р» от толчкового звука, то перейти к толчковому «Ш» — ШРРР (это произнести очень сложно и ребёнок постепенно уберёт «Ш»)… далее в словах с этими сочетаниями.

· Потом переходим к автоматизации звука в любых положениях в словах, в чистоговорках , скороговорках. То есть, вся дальнейшая работа строится обычно: идёт автоматизация звука «Р» в словах, в предложениях, вводится звук в речь.

Статья по логопедии на тему: Методика логопедической работы над постановкой звуков при нормальном и при нарушенном речевом слухе

Методика логопедической работы над постановкой звуков при нормальном и при нарушенном речевом слухе

Последовательность работы над звуками зависит от того, нормальный ли у

ребенка речевой слух.

1. Правила постановки звуков при нормальном речевом слухе

∙ Звуки нужно ставить группами. В группу входят звуки, похожие

между собой по звучанию и способу произношения.

∙ Закреплять произношение звуков можно также группами (то есть

одновременно), если ребенок внутри группы их не путает. Если ребенок

начнет путать звуки, закрепляйте их по очереди.

∙ Звуки ставятся в следующей последовательности:

— Звуки [ф, в] и их мягкие пары. Поставить их очень легко, вероятно, вы

сделаете это уже при работе над речевым выдохом.

— Заднеязычные звуки [к, г, х] и их мягкие пары.

— Мягкие звуки [т’] и [д’].

— Звук [й].

— Звук [л] и его мягкая пара. Постановка этого звука может оказаться

очень трудной. Если у вас возникнут сложности, отложите на время

работу над ним.

— Звуки [с, з, ц]. После формирования твердых звуков ставятся [с’] и [з’]

мягкие.

— Шипящие звуки [ш] и [ж]. Шипящие звуки ставятся, как правило, после

свистящих. Но если ребенок произносит свистящие, как неполноценные

шипящие (то есть, [с] у него больше похож на [ш]), тогда желательно

ставить сначала шипящие, включая [ч] и [щ], а потом — свистящие

звуки.

— Звуки [ч] и [щ].

— Звук [р] и его мягкая пара.

Если ребенок произносит какие-то звуки смягченно, их произношение

желательно исправить в первую очередь, тем более что сделать это очень легко.

2. Понятие «речевой слух» и его нарушения.

Речевой слух является речемыслительным процессом. Он включает в себя слуховое внимание и слуховую память. Термин «речевой слух» составной элемент языкового чутья (интуиции), возникающий у человека в процессе практического пользования языков на основе внутренних, не всегда осознанных обобщений. Это происходит у ребёнка в самом начале слышания речи и её распознавания. Для восприятия речи необходимы нормально функционирующий физический слух и две самостоятельные подсистемы: неречевой и речевой слух.

Так вот, понятия «речевой слух», «фонематический слух», «фонетический слух», «фонетическая система», «фонематическое восприятие», «фонематические процессы» являются ключевыми в исследовании речи детей. И то, что мы привыкли называть «фонематический слух», «фонетический слух», «фонематическое восприятие» — это и есть  в совокупности «речевой слух».

Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи; способность произносить звуки языка на основе своих физиологических ощущений и сводить некое количество похожих звуков в один звукотип. Как раз то, что было выше сказано о речевом слухе.

Механизм «фонематического восприятия» связан с акустическими и артикуляционными признаками речи. Если один из этих признаков оказывается деформированным, то страдает и дифференцированность соответствующих фонем.

В школьном возрасте это проявляется при овладении ребенком навыка чтения и письма, приводя к дисграфии и дислексии.

Основой речевого слуха служит тембровое восприятие, интонация. Развитию этого компанента речи способствует слушание, чтение стихов, наблюдение за актерской речью и имитирование эмоциональных отрывков речи.

Недоразвитие речевого слуха проявляется в специфических ошибках устной речи и на письме.

Происходит это вследствие того, что на культуру речевого слуха не обращали должного внимания в момент составления учащимися текстов, у некоторых учеников недостаточно укрепляется интонационный стереотип разных оборотов предложения. Важным является понимание, что речевой слух и его компоненты необходимо развивать целенаправленно.

3. Правила постановки звуков при нарушенном речевом слухе

• При нарушенном речевом слухе ребенок путает между собой звуки,

принадлежащие к одной и той же группе, так как они похожи между собой

по звучанию и способу произношения. Поэтому работу над этими звуками

нужно разделить, иначе ребенок будет постоянно пытаться произносить

один звук вместо другого.

• Только после того, как у ребенка закрепится произношение одного звука

(например, [с]), можно переходить к постановке другого звука, из этой же

группы (например [з] или [ц]).

• Звуки, относящиеся к разным группам, нужно ставить одновременно, это

ускоряет формирование произношения.

• При работе над звуками нужно соблюдать ту же последовательность, что и

при постановке звуков при нормальном речевом слухе.

4. Полезна информация

• Звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно:

— Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие, губно-зубные, сонорные, заднеязычные.

— Звуки из групп свистящих и шипящих.

∙ Звуки, которые нельзя ставить одновременно, если они произносятся похожим образом:

— Губно-зубные ([ф — в]) со свистящими и шипящими звуками (если они

произносятся похожим образом — [ш] или [с] похож на [ф]).

— Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим образом

([ш] похож на [х]).

— Свистящие и [т’ — д’], когда в произношении [с] похож на [т].

— Заднеязычные и [т’ — д’], когда [к] заменяется на [т].

— Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].

— Сонорные звуки ([л], [р], [й]) и заднеязычные, когда произношение

сонорных напоминает звук [г].

— Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].

— Звуки [т’ — д’] и [ч — щ], когда произношение [т’] похоже на [ч].

— Звуки [ч — щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мягкий звук к’].

• Звуки, которые всегда можно ставить одновременно:

— Свистящие и заднеязычные звуки.

— Шипящие и сонорные звуки.

— Свистящие и сонорные звуки.

— Звуки [т’ — д’] и сонорные звуки.

— Губно-зубные и звуки [р] и [й].

— Звуки [ш — ж] и [т’ — д’].

Если ребенок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в первую

очередь.

Дополнительные правила постановки звуков

Эти правила не являются обязательными, но их желательно придерживаться

для ускорения постановки звуков и для облегчения работы над ними.

∙ Перед началом систематической работы над звуками нужно попытаться

выявить у ребенка те звуки, которые можно легко и быстро ему

поставить. Для этого нужно попробовать поставить ребенку каждый из

звуков (в том порядке, в каком они приводятся в практикуме по

формированию произношения) каким-нибудь простым и быстрым в

исполнении способом. Может получиться так, что какие-то звуки вдруг

пойдут у вашего ребенка очень легко, практически без особой работы

над ними.

Вы можете начать работу над одним звуком, например над [ж], а у

ребенка на каком-то этапе вдруг совершенно неожиданно выскочит

другой звук, например, [р]. Этим нужно обязательно воспользоваться —

довести до конца постановку случайно возникшего звука и ввести его в речь и только после этого возвратиться к тому звуку, над которым вы

первоначально работали.

∙ Звук [р] считается самым сложным. Поэтому, если у ребенка уже есть

французское произношение этого звука, ставить его нужно последним.

Но если ребенок как-нибудь иначе произносит звук [р], попытайтесь

поставить ему его как можно раньше. Это нужно сделать для того,

чтобы предупредить формирование у ребенка грассирующего звука [р],

который потом будет достаточно трудно исправить.

Если звук не будет получаться, отложите работу над ним, по тому что

звук действительно трудный. Но, если вам удастся поставить ребенку

промежуточный по отношению к [р] звук (одноударный), его нужно

будет закрепить и временно ввести в речь ребенка, а после постановки

остальных звуков поставить ребенку уже полноценное его

произношение.

Как поставить звук В и Ф: артикуляция и подражание

Содержание статьи

Неправильное произношение пары звуков [в] и [ф] встречается редко, поскольку они считаются довольно простыми для артикуляции. Причинами такого нарушения могут стать, например, дефект верхней губы, сильный тонус губ, сильный испуг, либо нарушение фонематического слуха, при котором ребенок не различает на слух разницы между глухими и звонкими звуками. В любом случае при наличии такой проблемы ее необходимо исправлять. Поставить правильное произношение звука [в] можно даже в домашних условиях, без участия логопеда.

Подушка в виде буквы В

Подушка в виде буквы В

Как мы это произносим?

Особой подвижности губ или языка для извлечения звуков [в] или [ф] человеку не требуется. Правильная артикуляция при их произношении заключается в следующем.

  • Нижняя губа слегка втягивается и выворачивается наружу (не прикусывается), прижимаясь к верхним зубам.
  • Верхняя губа немного приподнимается.
  • Губы не напряжены.
  • Видны верхние зубы.
  • Воздух выдыхается между нижней губой и верхними зубами.
  • При произношении звука [ф] голос отсутствует, голосовые связки в покое.
  • Для звука [в] нужно добавить голос.

Различие только в наличии и отсутствии звука. Поэтому поставить звук [в] можно через его глухую пару.

Совет

Во время обучения и закрепления произношения не заостряйте внимание малыша на том, что он не умеет говорить какую-то букву, не ругайте за это и не одергивайте. Наоборот, играя с ним, ненавязчиво помогайте освоить сложную фонему. Излишнее внимание к проблеме вызовет и излишнее напряжение, что никак не способствует речевому прогрессу.

Ребенок делает артикуляционное упражнение

Ребенок делает артикуляционное упражнение

Гимнастика для губ и языка

Для того чтобы ребенок без проблем освоил нужное положение губ и языка, можно проделывать с ним веселую артикуляционную гимнастику для звуков [в] и [ф].

  • «Фыркающий ежик». Малыш подражает фырканью ежа. Ему придется сблизить нижнюю губу с верхними зубами и сделать долгий выдох. Получится звук [ф] – возможно, не совсем четкий, но это можно исправить дальнейшими упражнениями.
  • «Ветерок». Просим кроху показать, как воет ветерок. Сначала показываем ему сами. Ветерок должен быть вначале тихим, а затем становиться все громче, «злее». Зачастую дети не могут целенаправленно «выдать» какой-то звук, а при подражании кому-то или чему-то это выходит у них само собой.
  • «Долгий ветерок». Можно посоревноваться с малышом, чей ветерок будет самым долгим. При этом тренируется и длительность речевого выдоха, что важно для дальнейшего развития речевых навыков, в частности построения длинных предложений.

Во время упражнений показывайте ребенку картинки, так ему легче будет настроиться на правильное и эффективное выполнение задания.

Ежик

Ежик
ВетерВетер
Ветер сдувает листья с дереваВетер сдувает листья с дерева

карточка для буквы в

карточка для буквы в

Проделывать такие упражнения можно на прогулке, подражая ветерку, представляя, что по тропинке рядом идет ежик, или дома, слушая ветер за окном или на аудиозаписи, сочиняя сказку о храбром ежике. Возможно, во время таких игр звукоизвлечение не будет идеальным, но это – начальный этап. Далее его нужно будет отшлифовать и закрепить.

Логопед занимается с ребенком

Логопед занимается с ребенком

Чище, точнее, свободнее

Теперь настало время избавить получающиеся звуки от лишних «призвуков» — зудящих, шипящих. То есть уточнить артикуляцию. Артикуляционные упражнения при этом будут построены на подражании взрослому, постановке произношения через другие звуки, механическом воздействии на губы.

Итак, чтобы наглядно объяснить дошкольнику, как получается «вой» или «фырк», можно использовать следующие приемы.

  • Произносить поочередно [ф] и [в], при этом малыш должен потрогать горло взрослого, чтобы ощутить наличие вибрации при воспроизведении [в] и ее отсутствие для [ф]. Также нужно обратить его внимание на то, какое положение занимают верхняя и нижняя губа.
  • Если у ребенка получается произносить [ф], то звонкий парный можно поставить от него, просто объяснив ребенку, что при выдохе добавляется голос: [ф] – голосок спит, горлышко не вибрирует, [в] – голосок просыпается, у горлышка можно ощутить, как он с силой выходит, создавая звонкий [в]. Для наглядности сначала взрослый произносит звук сам, давая малышу ручкой ощутить вибрацию горла.
  • Если с [ф] тоже пока проблема, его можно поставить следующим образом. Пусть малыш слегка прикусит верхними зубками свою нижнюю губу и начинает выдох, поднеся ладошку ко рту снизу. Он должен почувствовать, как воздух выходит на ладонь, а также «обдувает» верхние зубы и нижнюю губу. Когда ребенок услышит свой [ф], важно объяснить ему, что теперь губку закусывать не нужно: достаточно просто прикасаться к ней зубками посередине. А при произношении губки сильно не напрягать: на этих звуках они «отдыхают».
  • Согласный [в] можно поставить от гласного [у]. Как ни парадоксально это звучит, но их артикуляция максимально приближена. Поэтому когда малыш произносит «у-у-у», достаточно лишь немного приподнять пальцем его нижнюю губу, приближая ее к верхним резцам: [в] получится сам собой.

Совет

Для того чтобы ваше чадо могло наглядно увидеть, насколько похожи его действия на ваши, проводите такие игры перед зеркалом. Даже в самом раннем возрасте (7-10 месяцев) кроха в состоянии повторить артикуляцию взрослого, если видит его и себя в зеркале. Поэтому зеркало – неотъемлемый атрибут и занятий с профессиональными логопедами.

Отработка произношения буквы В

Отработка произношения буквы В

До автоматизма

Чтобы закрепить результат после постановки звука, нужно постоянно, ежедневно выполнять с ребенком упражнения на отработку произношения.

  • Повторение цепочки слогов, где после [в] стоят гласные. Сначала это будут цепочки одинаковых слогов («ва-ва-ва», «во-во-во» – и так со всеми гласными), затем можно строить цепочки из разных слогов («вы-ва-ву», «ве-ва-во»).
  • Проговаривание слов, содержащих [в] в начале слова (Ваня, вы, вода, воз, вата, вожак, ванна, высота, вахта, вагон, волк, вуаль).
  • То же самое, только фонема должна находиться внутри слова (Иван, корова, сова, диван, халва, кровать, забава, вывозить, сорвать, выводок).
  • Слоги со стечением других согласных рядом с [в] (вку, впа, тва, зву, вкла, вра, вклю).
  • Слова с такими слогами (впадать, листва, включение, вкусно, внучка, вложение, звуковой, вкладыш, звучание, вклад, звание, власть, вкус, влага, звать, звук).
  • Пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, загадки на отработку фонемы [в].

Чтобы такие упражнения не были слишком скучными и «учебными», превратите их в игру: добавьте к занятиям музыку, сопровождайте занятия веселыми пояснениями, особенно к скороговоркам. Можно добавить движения и проигрывать их (так вы поможете ребенку развивать и логоритмику). Можно устроить «экзамен» для родителей: малыш называет сложный слог (тва), а мама называет слово, в котором он присутствует (отвар, отваливать). Слова, значение которых ребенку неизвестно, тут же объясняем. А если еще и рассказать ему интересные истории о происхождении и значении поговорок или пословиц, получатся познавательные игровые занятия по развитию речи, которые ребенку наверняка придутся по душе.

Можно использовать картинки и карточки, которые помогут и маме и ребенку.

Совет

Очень упрощает упражнение с произнесением разных слогов со звуком В манипулирование бусинками или пуговками. Их можно нанизывать на шнурок: одна бусинка – один слог, или выкладывать на трафарет (как на картинке), или просто «прыгать» пальчикам по кочкам и произносить слоги. При этом мама произносит слог, ребенок – повторяет.

Логопедическая игра "Болото"

Логопедическая игра "Болото"

Важно играть с ребенком в логопедические игры, когда он к этому готов, и столько, сколько он может играть, не уставая и не отвлекаясь. Против его воли получить результат будет невозможно. Это может вызвать только ответный протест, малыш замкнется в себе. Поэтому «дозировать» занятия нужно в соответствии с возрастом: до 4 лет достаточно 2 раз в день по 5-7 минут, после 4 лет – 2 раз по 10-12 минут. Но если ребенок – непоседа, такое расписание придется корректировать, разбивая на большее число «подходов», дробя время занятий.

Произношение и проблемы со здоровьем

Случается, что ребенок не может говорить какие-то определенные буквы (порой очень много) при таких отклонениях, как, например, фонетико-фонематическое недоразвитие, когда кроха не различает при произношении другими людьми каких-то звуков и, соответственно, не может сам их правильно произносить.

Здесь поможет специальный комплекс упражнений, подробно изложенный в этой статье.

Если у ребенка диагностирована задержка психоречевого развития, проблемы с произношением у него будут непременно. Поэтому когда самостоятельно не удается поставить какие-то звуки, важно вовремя обратиться за помощью к логопеду. Ведь при ЗПРР страдают отделы мозга, отвечающие за психоэмоциональное и речевое развитие. Корректировать их чаще всего приходится комплексно, с использованием медикаментозных средств, оказанием психологической, психиатрической и логопедической помощи. Главное не упустить момент, когда на развитие речи можно влиять.

Правильное, красивое произношение не всегда результат того, что малыш родился здоровым во всех отношениях. К современным деткам это понятие, к сожалению, относится все реже и реже. Поэтому заниматься исправлением неправильного произношения нужно обязательно. И чем раньше вы начнете, тем лучше будет результат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.