Шкала даунса – Новые подходы к диагностике и лечению респираторного дистресс-синдрома новорожденного как синдрома шокового легкого

Оценка состояния тяжести ребенка

Реанимационные мероприятия при рождении не проводятся, если отсутствуют все 4

признака новорожденности:

  1. самостоятельное дыхание

  2. пульсация пуповины

  3. сердцебиение

  4. произвольное движение мышц

Если через 20 минут на фоне адекватных реанимационных мероприятий сердцебиение отсутствует, дальнейшая помощь прекращается.

— При грубых пороках развития, несовместимых с жизнью, реанимация не оказывается.

  • Грубые гипоксически-ишемические повреждения головного мозга

  • Обширные внутрижелудочковые кровоизлияния, перивентрикулярная лейкомаляция, прогноз которых обычно неблагоприятен (А.А.Баранов, Вестник перинатологии и педиатрии, №3, 97) не входят в перечень патологических состояний, позволяющих врачу воздержаться от реанимации.

Казалось бы диагноз смерти мозга у новорожденных не так уж и сложен: наличие комы, динамики, арефлексии, отсутствие витальных функций. Тем не менее, вся сложность обусловлена с интерпретацией клинических данных. С чем это связано?

  • с незрелостью головного мозга

  • медикаментозным воздействием

  • родовым шоком

  • перенесенной гипоксией

Промедление равносильно смерти.

Поэтому реанимационные мероприятия проводятся прежде всего, поиск причин — позже и в динамике.

Наиболее объективный метод оценки ЦНС

  • Нейросонография: отсутствие эхо-сигналов с инфра и супратенториальных артерий, свидетельствующих о прекращении мозгового кровообращения.

  • Допплерометрия: маятникообразное мозговое кровообращение или ретроградное

  • ЭЭГ (отсутствуют биосигналы головного мозга)

  • Метод вызванных потенциалов мозга.

Но в первую неделю жизни ни один из этих методов не дает четкого ответа на вопросы.

Это наиболее реально на второй или третьей недели жизни, когда имеет место лизис тканей мозга. Вопросы оказания объема помощи должны решаться консилиумом, членами этического комитета клиники.

У новорожденных как доношенных, так и недоношенных ведущее место занимает респираторный дистресс-синдром, который рассматривается, как самостоятельный диагноз.

КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ

РДСН по шкале Даунса.

Клинические

Признаки РДСН

Оценка тяжести РДСН, баллы **

0

1

2

Цианоз

нет

Только при дыхании

воздуха

При дыхании

40% кислор.

Спастические движения

(судорожные вздохи)

нет

Умеренные

Тяжелые

Хрипы

при дыхании

нет

Слышны при аускультации стетоскопом

Слышны на

расстояние

крик

звонкий

глухой

еле слышен

частота дыхания в мин.

< 60

60 – 80

>80 или период.

апноэ.

**4 балла — легкая степень

5-6 баллов – средней стадии тяжести

7-10 баллов

Эта шкала позволяет оценить не только степень тяжести РДСН в первые и последующие минуты и часы жизни, но и объективизировать его клинические признаки.

Результат оценки по шкале «Д», позволяет определить требуемую начальную концетрацию кислорода во вдыхаемой смеси (FiO2) при проведении респираторной терапии (FiO2 – оценка в баллах умноженная на 10. Шкала пригодна как у доношенных,

так и у недоношенных новорожденных.

При наличии критического состояния ребенка используются в настоящее время несколько систем объективизации тяжести состояния больных. По данным А.П..Зильбера

эти системы более или менее совпадают по результатам.

Наибольшее распространение в мире получили две системы оценок: Tiss и Apache.

Система Tiss (Therapeutic Уnterestion Serving system/ оценочная система лечебных действий) оценивает тяжесть состояния больного по количеству и сложности методов исследования и лечения, необходимых для его ведения / Д.Cullen, 1974.

Эта система разделяет диагностические и лечебные процедуры на 4 группы, в которой каждая процедура оценивается в 1,2,3,4 балла.

studfile.net

Шкала даунса для новорожденных — Детки-конфетки

Рефлексы и возможности новорожденного

Время от времени в печати появляются сенсационные сообщения о том, что новорожденный заговорил целыми словами или сразу встал на ножки. Все это, конечно, байки. Трудно найти в мире существо, более нежное, хрупкое и ранимое! Ведь он еще так беспомощен… Но кое-что появившийся на свет младенец все же делать умеет. Хотя эти действия – пока лишь его рефлексы.

Рефлексы новорожденного – это врожденная реакция младенца на различные раздражители. Существуют особые методы, по которым определяется правильная реакция. Если она отсутствует или ослаблена, значит, у ребенка проблемы, над которыми нужно работать, или какая-либо патология развития. Каждый рефлекс новорожденного проявляется лишь определенное время, а затем исчезает. После этого малыш начинает уже осознаyно реагировать на ситуацию.

Какие же рефлексы присущи новорожденному?

Рефлексы новорожденного
Рефлекс Моро или испуг

Внезапный или громкий шум, а также ощущение падения заставляют маленького ребенка вытянуть руки и ноги, выгнуть спину и запрокинуть голову, затем прижать к груди руки со сжатыми кулаками. Такая реакция у малыша появляется в течение 4 месяцев и даже полугода.

Рефлекс Бабинского

Если мягко погладить подошву по направлению от пятки к пальцам, то пальцы резко выпрямятся вверх, а ступни повернутся внутрь. Вы можете и сами проверить эту реакцию на малыше. Она будет продолжаться еще долго – от 6 месяцев до 2 лет, после чего пальцы сгибаются внутрь.

Сосательный рефлекс

Попробуйте прикоснуться к щеке младенца и погладить ее – он тут же повернется в сторону раздражителя, открыв рот и приготовившись сосать. Сосательный рефлекс продолжается до 3–4 месяцев, а то и дольше. Особенно явно он проявляется во сне.

Шагающий рефлекс

Это очень веселый рефлекс, который демонстрирует желание малыша ходить. Возьмите новорожденного под мышки и старайтесь удерживать его в вертикальном положении над столом или другой плоской поверхностью. Он поднимет сначала одну ногу, потом другую, как бы совершая шаги. Этот рефлекс проявляется на пятый день после рождения и продолжается до 2 месяцев. Однако не думайте, что ребенок по-настоящему учится ходить, – это всего лишь рефлекс.

Хватательный рефлекс

Играя с ребенком, вы и сами можете обнаружить этот рефлекс. Попробуйте прижать палец к его ладошке, и он тут же сожмет его всеми пальчиками, да так крепко, что трудно будет освободиться. Хватательный рефлекс продолжается до 4 месяцев.

Рефлекс шейного тонуса

Только не подумайте, что у вашего малыша особый спортивный талант – так поступают все новорожденные дети, а именно принимают «фехтовальную стойку», если их положить на спину. При этом голова ребенка повернута набок, рука и нога с одной стороны вытянуты, с противоположной – поджаты. Этот рефлекс может присутствовать при рождении или проявиться приблизительно в 2 месяца и исчезнуть около 6-месячного возраста.

Определение этих рефлексов может стать веселой игрой с малышом, только не стоит очень утомлять ребенка, заставляя «шагать» или постоянно поворачивать головку то в одну, то в другую сторону. Если рефлексы не работают должным образом, не пугайтесь, ведь ребенок может устать, или вы что-то делаете не совсем правильно. Повторите эксперимент еще раз, и если вас что-то насторожило, посовтуйтесь с доктором.

Что такое шкала Апгар

Шкала Апгар – это обязательный и самый первый тест, по которому проверяют развитие только что родившегося ребенка. Изобретателем теста была анестезиолог Виржиния Апгар, которая предложила оценивать состояние ребенка по пяти категориям и десятибалльной системе. Наблюдения делают два раза: через минуту после рождения и через пять минут. Хорошему развитию и физическому состоянию малыша соответствует оценка от 7 до 10 баллов. Таким детям требуется обычный уход. Удовлетворительным состоянием ребенка считается оценка от 4 до 6 баллов, но этим детям оказывают некоторые реанимационные процедуры. А результат ниже 4 баллов требует немедленного оказания помощи для спасения их жизни. После проведенных мероприятий такие дети, как правило, догоняют в развитии своих сверстников.

Для оценки состояния ребенка проверяются основные параметры: пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи. Показатели сверяют по следующей таблице:

Оценочная шкала поведения новорожденных Бразелтона

Этот тест используют реже, однако считается, что он более информативный и показательный в смысле дальнейшего развития ребенка. Тем не менее, ввиду того, что этот тест более трудоемкий, он не вошел в активную практику детских врачей, хотя в определенных случаях все же используется. По вашему желанию доктор может оценить малыша по тесту Бразелтона, разработанному детским врачом. Наблюдение за ребенком проводится в течение 30 минут, но может продлиться и несколько дней. Для этого применяются различные раздражители: колокольчики, цвета, формы, погремушки, огоньки. А доктор проверяет, как новорожденный реагирует на них и вообще относится к их присутствию рядом.

При этом анализируются четыре показателя:

• Интерактивное поведение – то, как ребенок общается с людьми, включая его активность и защитную реакцию.

• Моторное поведение – рефлексы и мышечный тонус.

• Контроль физиологического состояния – насколько быстро ребенок способен успокоиться самостоятельно или с посторонней помощью после того, как был выведен из равновесия.

• Реакция на стресс, в том числе на испуг.

В отличие от предыдущего теста, здесь подсчитываются не средние баллы, а наивысшие. То есть задача исследователя состоит в том, чтобы выявить самые лучшие показатели поведения ребенка, для этого он опирается на помощь мамы.

Использование этого теста необходимо в том случае, если ребенок имеет какие-либо проблемы с весом или кажется нервным. Наблюдения за ребенком не только дают возможность увидеть его наилучшие стороны, но и пробудить его потенциальные возможности.

Что может новорожденный

Сон занимает 80% времени малыша. Он еще не смещен на ночное время и является образом жизни. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания – со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.

Первый объект, который выделяет ребенок, – человеческое лицо. В результате сосредоточения на лице матери возникает важное открытие периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления – это первый акт поведения и первый акт общения, поскольку является попыткой воздействовать на взрослого.

В течение первого года жизни идет активное психическое развитие, вырабатывается координация движений. Ребенок учится сидеть, ползать, ходить, начинает развиваться речь. К концу первого года он произносит первые слова.

Source: www.myway.kiev.ua

Читайте также

deti.medicalfirst.ru

Оценка тяжести РДС (модифицировавшая шкала Downes)

Организация помощи новорожденным с РДС

 

В зависимости от уровня материально-технического оснащения, штатного расписания и подготовленности медицинских кадров все родовспомогательные учреждения и педиатрические стационары по уровню оказываемой помощи новорожденным с РДС могут быть разделены на 3 группы. К 1-й группе в крупных городах могут быть отнесены большинство городских физиологических родильных домов и акушерских стационаров районных больниц. Ко 2-й группе могут быть отнесены большинство специализированных родильных домов крупных городов и областных центров (в некоторых регионах — межрайонные акушерские стационары). К 3-й группе могут быть отнесены областные и городские перинатальные и неонатальные центры.

В задачи учреждений 1-го уровня входит выявление беременных высокого риска и их своевременный перевод в учреждения 2-го и 3-го уровней, а в случае рождения новорожденных высокого риска — распознавание РДС на ранней стадии его развития, проведение стандартной поддерживающей и кислородной терапии при легком и среднетяжелом течении РДС, своевременный перевод ребенка на постоянное дыхание под положительным давлением (ППД) или искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) при возникновении тяжелого РДС и вызов на себя выездной бригады реанимации новорожденных для перевода ребенка в учреждение более высокого уровня.

В задачи учреждений 2-го уровня, помимо вышеизложенных, входит оптимизация и проведение ИВЛ на протяжении всего периода заболевания, интенсивная и поддерживающая терапия, лечение всех видов осложнений РДС, за исключением состояний, требующих хирургического вмешательства.

В задачи учреждений 3-го уровня, помимо вышеизложенных, входит лечение осложнений РДС, в том числе требующих хирургического вмешательства, а также реабилитации больных с бронхолегочной дисплазией (БЛД).

 

Прогнозирование и профилактика РДС в родильном доме

 

Наиболее часто РДС отмечается у недоношенных детей с гестационным возрастом менее 34 недель. Однако существует группа угрожаемых по развитию РДС новорожденных, родившихся в более поздние сроки беременности. К ним относятся: 1) дети, родившиеся у матерей с сахарным диабетом и другими эндокринопатиями; 2) дети от многоплодной беременности; 3) дети с ГБН; 4) кровотечения у матерей в связи с отслойкой и предлежанием плаценты; 5) новорожденные с морфофункциональной незрелостью, возникшей под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды или в результате плацентарной недостаточности, врожденной и наследственной патологии плода, а также дети, родившиеся в асфиксии.

Беременные с угрозой преждевременных родов на сроке менее 34 недель, а также беременные

группы риска в отношении рождения ребенка с РДС, должны быть заблаговременно госпитализированы в специализированный родильный дом (учреждение 2-го или 3-го уровня) для проведения пренатальной диагностики, профилактики и лечения острой гипоксии плода и РДС новорожденного.

Тактика ведения новорожденных из группы высокого риска в первые часы жизни

 

Сразу по окончанию комплекса первичных и/или реанимационных мероприятий дети из группы высокого риска непосредственно из родильного зала переводятся на пост интенсивного наблюдения или в палату интенсивной терапии, где им при необходимости проводится посиндромная и поддерживающая терапия. Наиболее важным для новорожденных, перенесших асфиксию, является профилактика постнатальной гипоксии, обеспечение нормальной температуры тела и поддерживающая инфузионная терапия.

К моменту рождения ребенка из группы высокого риска на посту интенсивного наблюдения или в палате интенсивной терапии должны быть подготовлены к работе кювез или источник лучистого тепла, источник кислорода, пульсоксиметр или полифункциональный монитор.

В течение первых часов жизни каждый час проводится клиническая оценка состояния ребенка по шкале Сильвермана или модифицированной шкале Downes (табл. 1), на основании которой делается вывод о наличии и динамике РДС и необходимом объеме респираторной помощи.

При появлении первых признаков РДС у новорожденного необходимо исследовать Hb, содержание глюкозы и лейкоцитов, КОС.

С момента появления первых симптомов РДС ребенку начинается проведение оксигенотерапии и поддерживающей терапии.

Оценка тяжести РДС (модифицировавшая шкала Downes)

Баллы   Частота дыхания в 1 мин   Цианоз   Втяжение грудной клетки   Затрудненный выдох   Характер дыхания при аускулътации
  <60   нет при 21% О2   нет   нет   пуэрильное  
  60—80   есть, исчезает при 40% О2 умеренное   выслушивается стетоскопом изменено или ослаблено
  >80 или апноэ   исчезает при О2> 40%   значительное слышно на расстоянии плохо проводится

Оценка в 2—3 балла соответствует легкой тяжести РДС, в 4—6 баллов — средней тяжести РДС, более 6 баллов — тяжелому РДС.

 

Оксигенотерапия

 

Целью оксигенотерапии является обеспечение адекватной оксигенации тканей при минимальном риске возникновения проявлений кислородной токсичности. При парциальном давлении кислорода в артериальной крови (РаO2), равном 45 мм рт. ст., насыщение фетального гемоглобина (HbF) составляет примерно 90%, поэтому поддержание РаО2 выше 50 мм рт. ст. обеспечивает потребности тканей в кислороде. Ограничение максимального РаO2 на уровне 80 мм рт. ст. снижает вероятность токсического действия кислорода на легкие и риск развития ретинопатии у детей с массой тела менее 1500 г, хотя и не предотвращает, развитие этого осложнения у недоношенных с очень низкой массой тела.

Ингаляции кислорода новорожденному могут проводиться в кювезе или с помощью палаток, масок и носовых катетеров. При этом необходим строгий контроль концентрации кислорода, температуры и влажности дыхательной смеси. Оксигенотерапия у новорожденных не может проводиться без контроля газового состава крови. Никакой клинический опыт не может заменить данных объективных методов исследования. Наиболее простым и доступным способом контроля адекватности оксигенации является пульсоксиметрия.

Пульсоксиметрия отражает процентное насыщение гемоглобина кислородом. В основе метода лежит различная степень поглощения инфракрасного света оксигемоглобином и редуцированным гемоглобином. Эти приборы обладают высокой точностью измерения и не требуют калибровки. Манжетка с датчиком может быть закреплена на руке или ноге ребенка.

Уровни насыщения гемоглобина у новорожденного в диапазоне 94—98% соответствуют изменению РаО2 в пределах 60—90 мм рт. ст. Снижение насыщения на 1—2% отражает уменьшение РаО2 на 6—12%. Падение SaO2 ниже 89% отражает развитие гипоксемии (РаО2 <40 мм рт. ст.), а подъем SaO2 выше 96% указывает на опасный уровень гипероксемии. Поэтому при лечении новорожденных обычно стараются поддерживать SaO2 на уровне 92—94%.

Поддерживающая терапия

Проблемы, ухода

К этим детям требуется особенно бережное отношение при выполнении основных медицинских процедур, а проведение манипуляций, раздражающих ребенка (таких как наложение горчичников, интенсивная перкуссия грудной клетки и др.), является противопоказанным. Учитывая выраженные нарушения микроциркуляции в острый период заболевания, нецелесообразно внутримышечное и интрагастральное введение лекарственных препаратов. До тех пор, пока ребенок находится в тяжелом состоянии, необходимо отдавать предпочтение внутривенному пути введения препаратов. При этом внутривенное введение жидкости должно осуществляться равномерно в течение суток. С этой целью необходимо пользоваться периферическими венами конечностей или головы (пункция которых должна проводиться после согревания ребенка), а при выраженном венозном застое или низком артериальном давлении — пупочной веной. Однако следует помнить, что катетеризация пупочной вены может привести к ряду серьезных осложнений (тромбоз воротной вены, тромбоэмболия, сепсис), поэтому как только позволяет состояние ребенка, необходимо пунктировать одну из периферических вен и удалить катетер из пупочной вены.

Температурный режим

Необходимо стремиться, чтобы ребенок с РДС находился в нейтральной температурной среде. С этой целью используются инкубаторы (кувезы) или (при использовании реанимационных столиков) источники лучистого тепла. Для контроля за адекватностью температурного режима необходимо непрерывная регистрация температуры кожи при помощи монитора или ректальное измерение температуры тела каждые 4—6 ч.

Жидкость, электролиты и питание

Дети со среднетяжелым и тяжелым РДС не должны получать энтерального питания в первые сутки жизни. Вопрос о возможности и времени начала кормления детей с легким РДС решается индивидуально с учетом функционального состояния желудочно-кишечного тракта и центральной гемодинамики.

Обычно внутривенное введение 10% раствора глюкозы из расчета 60—70 мл/кг/сут обеспечивает минимальную физиологическую (на уровне основного обмена) потребность в воде и калориях в первые 2—3 суток жизни. Детям с РДС, находящихся на аппаратной ИВЛ, с учетом уменьшения неощутимых потерь жидкости с перспирацией за счет увлажнения газовой смеси объем жидкости следует уменьшить на 20—30 мл/кг/сут по сравнению с данными, представленными в табл. 2.

 

Ориентировочные потребности в жидкости детей на первой неделе жизни.

Новорожденные   Возраст, сутки  
5—7
Потребность в жидкости, мл/кг/сут
Доношенные (масса тела >2500 г) 60—70 70—90 90—120 120—150
Недоношенные (масса тела >1500 г) 50—60 60—80 80—100 100—120 120—140
Недоношенные (масса тела <1500 г) 60—80 80—100 100—110 110—130 12—140

 

Детям с массой тела 800—1000 г инфузионную терапию целесообразно начинать с введения 7,5% раствора глюкозы, детям с массой тела 500—800 г — с введением 5% раствора глюкозы. В случае развития гипогликемии увеличивают концентрацию вводимой глюкозы. Основная цель проводимой терапии — поддержание биохимического гомеостаза. При проведении инфузионной терапии необходим контроль за основными биохимическими константами крови ребенка (концентрация глюкозы, мочевины, креатинина, общего белка, К, Na, Ca и КОС).

При отсутствии лабораторного контроля поддерживающая терапия должна быть направлена на обеспечение минимальных физиологических потребностей организма в жидкости, питательных веществах и электролитах. В этом случае неонатолог вынужден ориентироваться на средние значения физиологических потребностей новорожденного.

При отсутствии контроля за электролитами крови парентеральное введение кальция проводят, начиная с конца первых суток жизни, с целью профилактики ранней гипокальциемии. С этой целью используются 10% растворы глюконата или хлорида кальция, которые в 1 мл содержат 0,45 мэкв и 0,136 мэкв элементарного кальция соответственно. Парентеральное введение натрия начинают с момента установления адекватного диуреза, введение калия — на 2—3-й сутки жизни. Для обеспечения физиологической потребности в натрии может быть использовано добавление к 10% раствору глюкозы изотонического («физиологического») раствора хлорида натрия (в 1 мл содержится 0,15 мэкв натрия). Для обеспечения физиологической потребности в калии используются 4; 7,5 или 10% растворы хлорида калия, содержащие в 1 мл 0,6; 1,0 и 1,5 мэкв калия соответственно. В первые 2—3-е суток жизни потребность в магнии обычно удовлетворяется путем парентерального введения 0,2 мл/кг 25% раствора магния сульфата (при внутривенном пути введения этого препарата обязательным является растворение его в 10—20 мл 10% раствора глюкозы и медленная скорость введения).

Физиологическая потребность в натрии составляет 2—3 мэкв/кг/сут (у детей с массой тела менее 1000 г до 4 мэкв/кг/сут), физиологическая потребность в калии — 1—2 мэкв/кг/сут (у детей с массой тела менее 1000 г 2—3 мэкв/кг/сут), потребность в кальции у большинства детей — 0,45—0,9 мэкв/кг/сут.

По мере стабилизации состояния ребенка (обычно на 2—3-й сутки жизни), после пробного введения стерильной воды или 5% раствора глюкозы через зонд, начинают энтеральное питание. Более раннее начало питания у детей, родившихся в асфиксии и развивших РДС, может привести к развитию язвенно-некротизирующего энтероколита (особенно у глубоконедоношенных детей), более позднее — к тяжелым дисбактериозам кишечника, вплоть до развития энтероколитов бактериальной этиологии. Наличие значительного количества застойного содержимого в желудке, упорные срыгивания или рвота с примесью желчи, вялая или усиленная перистальтика кишечника, кровь в стуле, симптомы раздражения брюшины служат противопоказанием для начала энтерального питания. В этих случаях ребенок нуждается в проведении парентерального питания. С этой целью с первых дней жизни используют растворы аминокислот и глюкозы, к которым при необходимости полного парентерального питания с 3—7-х суток жизни подключают жировые эмульсии. Важным условием для проведения полного парентерального питания является нормализация показателей КОС, уровней билирубина, креатинина и мочевины.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

простая и эффективная диагностика деменции

Как понять, у вашего пожилого родственника просто плохая память, что он не может запомнить, куда нажимать «на мобилке»? Он приценивается, и потому уже второй раз подходит к этому же прилавку? Или, может, это все – признаки деменции? Чтобы знать, так это или нет, нужна шкала MMSE – опросник, который необходим для выявления нарушений мыслительной деятельности человека.

Анкетирование ставит и еще одну цель: оценивать, прогрессирует ли нарушение когнитивных функций и как оно изменяется под влиянием терапии. И хоть вопросы и их оценивание кажется простым, проводить опрос по шкале MMSE должен врач.

Что такое шкала MMSE

Скачать пример опросника MMSE (в PDF)  

MMSE – это аббревиатура, которая расшифровывается как «Mini-Mental State Examination». В переводе это означает «краткая оценка психического состояния человека».

Шкала состоит из 30 пунктов, разбитых на несколько блоков. Каждая из них нужна для определения отдельной функции мозга. Так, оценивается:

  • как пожилой человек ориентируется в месте и времени;
  • насколько страдает его внимательность;
  • как хорошо он может сосредоточиться;
  • насколько хорошо он запоминает новый материал, как легко вспоминает его после отвлечения;
  • состояние способности считать;
  • способность узнавать лица и предметы;
  • состояние способности использовать повседневные предметы;
  • состояние его памяти – долговременной и кратковременной;
  • состояние речи – устной и письменной;
  • абстрактное мышление человека.

Как проводится опрос

Оценка по шкале MMSE должна проводиться врачом.

Во-первых, потому, что только специалист может буквально с первых минут общения оценить, как быстро нужно проводить исследование. Ведь задача – выяснить состояние когнитивных функций человека, при этом не утомив его и не вызвав раздражения такими вопросами.

Во-вторых, врачу проще оценить, насколько хорошо человек справляется с поставленной задачей.

Опрос проводится в самом начале общения пожилого человека с психиатром. Врач начинает задавать вопросы, и специалист видит, как распределить вопросы по дальнейшему общению, чтобы это не вызвало негатива со стороны пациента. Если пожилой человек беспокоен или раздражителен, то нужно просить выполнять задания так, чтобы он не подумал, что его подозревают в слабоумии. Иначе дальнейшее сотрудничество может оказаться невозможным.

Оценка по MMSE

За каждый правильный ответ или действие присуждается 1 балл. Поэтому, если с мыслительными способностями пожилого человека все в порядке, он наберет 28-30 баллов.

Показатели 24-27 баллов говорят о преддеменции. В этом случае, введя в режим дня человека упражнения, арт-терапию, правильную диету и ноотропные препараты, можно избежать слабоумия.

20-23 балла – это деменция легкой степени. Здесь также хорошо справляются ноотропные препараты, упражнения, прогулки и диета. Даже если это – болезнь Альцгеймера, выявив ее на этом этапе, можно значительно замедлить ее прогрессирование.

Результат 11-19 баллов – это умеренная деменция. Она уже довольно плохо лечится. Тем не менее, соблюдение режима и прием необходимых препаратов еще может замедлить развитие болезни.

0-10 баллов – это тяжелая деменция. Чаще всего, здесь уже невозможно кардинально изменить состояние мыслительных функций человека. Тем не менее, обеспечивать его организм достаточным количеством кислорода и питательных веществ необходимо.

О том, как лечить сосудистую деменцию, читайте в нашей статье.

О правилах поведения с людьми, больными деменцией, подробно описаны здесь.

eldercare.ru

Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE)

Если пациент жалуется на возникшие проблемы в когнитивной сфере и есть подозрения на деменцию, необходимо принять меры по объективизации нарушений в когнитивной сфере: анамнез, анамнез окружающих, первичное нейропсихологическое обследование.

Для этого в повседневной практике используются следующие процедуры.

ПробаОценка
1.Ориентировка во времени:
Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года)
0 — 5
2.Ориентировка в месте:
Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)
0 — 5
3.Восприятие:
Повторите три слова: карандаш, дом, копейка
0 — 3
4.Концентрация внимания и счет:
Серийный счет («от 100 отнять 7») — пять раз либо:
Произнесите слово «земля» наоборот
0 — 5
5.Память
Припомните 3 слова (см. пункт 3)
0 — 3
6.Речь:
Показываем ручку и часы, спрашиваем: «как это называется?»
Просим повторить предложение: «Никаких если, и или но»
0 — 3
Выполнение 3-этапной команды:
«Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол»
0 — 3
Чтение: «Прочтите и выполните»
1. Закройте глаза
2. Напишите предложение
0 — 2
3. Срисуйте рисунок (*см. ниже)0 — 1
Общий балл:0-30

*
 

Инструкции

1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число спрашивают «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

3. Восприятие. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.

4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7, так как это описано в 2.1.3.е. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Другой вариант: просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез» ставится 4 балла; если «ямлзе» — 3 балла и т.д.

5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п.3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое ?», аналогично — часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.

Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.

Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команда больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.

Интерпретация результатов

Итоговый балл выводится путем суммирования результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует оптимальному состоянию когнитивных функций. Чем ниже итоговый балл, тем более выражен когнитивный дефицит. Результаты теста могут трактоваться следующим образом:

28 – 30 баллов – нет нарушений когнитивных функций;


24 – 27 баллов – преддементные когнитивные нарушения;

20 – 23 балла – деменция легкой степени выраженности;


11 – 19 баллов – деменция умеренной степени выраженности;

0 – 10 баллов – тяжелая деменция.

По количеству заданий MMSE значительно превосходит другие тесты и требует больше времени для проведения. Кроме того, эксперты отмечают довольно низкую чувствительность теста на начальных стадиях деменции низка: суммарный балл может оставаться в пределах нормального диапазона. В этом случае судить о наличии болезни врач может по динамике результатов (сравнивать результаты, показанные с интервалом в несколько месяцев): если у человека развивается деменция, результаты будут ухудшаться; при отсутствии заболевания показанный результат будет стабильным.

Невелика также чувствительность теста при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур или лобных долей головного мозга.

Поскольку тест MMSE — профессиональный инструмент, не предназначенный для использования людьми, не имеющими специальной подготовки, рекомендуем воспользоваться для оценки состояния вашего близкого опросником, специально разработанным для этого специалистами Аризонского университета. Его точность на ранних стадиях деменции составляет 90%.

Оценить состояние близкого человек с помощью Аризонского опросника.

Посмотреть другие тесты и шкалы.

memini.ru

Эдинбургская шкала послеродовой депрессии — Доказательная медицина для всех


Описание методики


Эдингбургская шкала послеродовой (постнатальной) депрессии (англ. Edinburgh Postnatal Depression Scale) — клиническая скрининговая методика в виде анкеты (опросника, самоопросника), предназначенная для выявления депрессивный расстройств в предродовом и послеродовом периодах. Была разработана J.L. Cox, J.M. Holden, R. Sagovsky в 1987 г. в Эдинбурге и Ливингстоне.

Теоретические основы


В качестве базовой методики была выбрана Шкала самооценки депрессии Цунга, шкалы тревоги и депрессии Snaith, Bedford и Foulds. Из них отбирались пункты, достоверно характеризующие эмоциональное состояние молодых матерей как депрессивное.

Описание шкалы


Эдингбургская шкала послеродовой (постнатальной) депрессии состоит из 10 вопросов. На каждый вопрос даётся один из 4 вариантов ответа по 4 степеням тяжести. Основная особенность Эдингбургской шкалы послеродовой депрессии – отсутствие вопросов и упоминаний касающихся физических (соматических) симптомов.

Шкала содержит утверждения, выявляющие следующие психопатологические феномены:

Цель опроса – выявить следующие психопатические состояния: 


  • чувство вины
  • тревогу и беспокойство
  • панику
  • неспособность смеяться
  • копинг-дефицит
  • нарушения сна из-за сниженного настроения
  • грусть
  • плаксивость
  • мысли о нанесении себе вреда

Чувствительность метода составляет 86%, специфичность — 85,4%.

Интерпретация результатов


За каждый ответ  начисляются баллы. Полученные баллы суммируются. 


  • Если сумма баллов более 8 – вероятность послеродовой депрессии – 86%
  • Сумма баллов выше 13 – вероятность послеродовой депрессии 100%

Клиническая значимость


Простая и надежная методика с высокой чувствительностью и специфичностью может использоваться для быстрого скрининга на послеродовую депрессию и для принятия решения о необходимости консультации специалиста.

Эдингбургская шкала послеродовой депрессии может использоваться для скрининга депрессии и молодых отцов.

Пройти тест на послеродовую депрессию можно здесь

medspecial.ru

Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS)

Шкала составлена из 14 утверждений, и включает две части: тревога ( I часть) и депрессия ( II часть)

Для интерпретации необходимо суммировать баллы по каждой части в отдельности:

  • 0-7 баллов норма (отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии)
  • 8- 10 баллов субклинически выраженная тревога /депрессия
  • 11 баллов и выше клинически выраженная тревога / депрессия

Например: по шкале тревоги получилось 11 баллов, по шкале депрессии -3 балла. Можно сделать вывод, что имеет место клинически выраженная тревога, а уровень депрессии находится в пределах нормы.

Или: по шкале тревоги получилось 15 баллов, по шкале депрессии – 9 баллов. Можно сделать вывод о том, что имеет место клинически выраженная тревога и субклинически выраженная депрессия.

Или: по шкале тревоги получилось 6 баллов, по шкале депрессии 7 баллов. Можно сделать вывод о том, что уровни и тревоги, и депрессии находятся в пределах нормы ( т.е. суммировать баллы каждой из частей между собой не нужно!)

Каждому утверждению соответствуют 4 варианта ответа. Выберите тот из ответов, который соответствует Вашему состоянию, а затем суммируйте баллы.

Часть I (оценка уровня ТРЕВОГИ)

  1. Я испытываю напряжение, мне не по себе
    3 — все время
    2 — часто
    1 — время от времени, иногда
    0 — совсем не испытываю
  2. Я испытываю страх, кажется, будто что — то ужасное может вот — вот случиться
    3 — определенно это так, и страх очень велик
    2 — да, это так, но страх не очень велик
    1 — Иногда, но это меня не беспокоит
    0 — совсем не испытываю
  3. Беспокойные мысли крутятся у меня в голове
    3 — постоянно
    2 — большую часть времени
    1 — время от времени и не так часто
  4. Я легко могу сесть и расслабиться
    0 — определенно, это так
    1 — наверно, это так
    2 — лишь изредка, это так
    3 — совсем не могу
  5. Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь
    0 — совсем не испытываю
    1 — иногда
    2 — часто
    3 — очень часто
  6. Я испытываю неусидчивость, мне постоянно нужно двигаться
    3 — определенно, это так
    2 — наверное, это так
    1 — лишь в некоторой степени, это так
    0 — совсем не испытываю
  7. У меня бывает внезапное чувство паники
    3 — очень часто
    2 — довольно часто
    1 — не так уж и часто
    0 — совсем не бывает

Часть II (оценка уровня ДЕПРЕССИИ)

  1. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство
    0 — определенно, это так
    1 — наверное, это так
    2 — лишь в очень малой степени, это так
    3 — это совсем не так
  2. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное
    0 — определенно, это так
    1 — наверное, это так
    2 — лишь в очень малой степени, это так
    0 — совсем не способен
  3. Я испытываю бодрость
    3 — совсем не испытываю
    2 — очень редко
    1 — иногда
    0 — практически все время
  4. Мне кажется, что я стал все делать очень медленно
    3 — практически все время
    2 — часто
    1 — иногда
    0 — совсем нет
  5. Я не слежу за своей внешностью
    3 — определенно, это так
    2 — я не уделяю этому столько времени, сколько нужно
    1 — может быть, я стала меньше уделять этому времени
    0 — я слежу за собой та же, как и раньше
  6. Я считаю, что мои дела ( занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения
    0 — точно так же, как и обычно
    1 — да, но не в той степени, как раньше
    2 — значительно меньше, чем обычно
    3 — совсем так не считаю
  7. Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио — или телепрограммы
    0 — часто
    1 — иногда
    2 — редко
    3 — очень редко

Количество баллов:

  • 0-7 баллов — Норма
  • 8-10 баллов – субклинически выраженные симптомы
  • Более 11 баллов – клинически выраженные симптомы
  • < Назад
  • Вперёд >

dit.lv

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *