Постановка мягкого звука Л
При артикуляции мягкого звука Ль
- губы в полуулыбке;
- зубы сближены;
- кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка.
- воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л’ или вызывание его по подражанию. Воспитание фонематического слуха.
Цель. Добиваться умения правильно произносить звук л’ в слогах. Учить соотносить звукосочетания ли, ля, лё, лю с соответствующими рисунками.
Подготовительная работа. Подобрать 4 картинки с изображением балалаек разного размера и разного оформления.
Игра «Угадай, на какой балалайке играем»
Краткое описание
Воспитатель вспоминает с детьми, как «сердито» гудел самолет, когда летел высоко за облаками, затем говорит: «А теперь вы послушайте, как играют балалайки. Вот эта самая маленькая (ставит картинку на доску), и играет она нежно: «ли-ли-ли…» Как играет эта балалайка?..
Эта балалайка побольше (показывает картинку и ставит ее на доску), и звучит она тоже нежно: «ля-ля-ля». Как звучит эта балалайка?..
Поиграем на другой балалайке (показывает третью картинку и ставит ее). Она хоть и побольше, но песенка у нее тоже мягкая, нежная: «лё-лё-лё». Какая у нее песенка?..
А эта самая большая (ставит на доску последнюю картинку), но и она играет нежно, мягко: «лю-лю-лю». Как она играет?..
Сейчас я посмотрю, как вы запомнили звучание балалаек». Воспитатель показывает на балалайки, а дети воспроизводят соответствующие звуки. Затем педагог предлагает: «А теперь я проверю, какие вы внимательные. Я буду подражать звучанию этих балалаек, а вы должны угадать и показать, на какой балалайке я играла».
Методические указания. Воспитатель должен давать четкий образец звукосочетаний ли, ля, лё, лю; фиксировать внимание детей на том, что балалайки звучат мягко, нежно. Следить, чтобы у детей при произнесении звукосочетаний ли, ля, лё, лю кончик языка прижимался к бугоркам за верхними зубами.
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука л’ в словах.
Цель. Упражнять детей в произношении звука л’ в словах.
Предшествующая работа. Уточнено произношение звука л’ в слогах.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, в названии которых имеется звук л’. Потом он разрезает их на две половины. Примерный перечень картинок для игры: пальто, лев, лиса, лейка, апельсин, цыплёнок, шляпа, телефон, телёнок, лента, лебедь, лестница, лимон и др.
Игра «У кого другая половина?»
Краткое описание
Воспитатель говорит детям, что у него есть картинки, но они разрезаны пополам. «Я вам раздам половинки, а вы посмотрите внимательно и решите, половина какой картинки у вас». Вызванный ребенок показывает половину своей картинки и говорит, что у него изображено. Тот, у кого вторая половина картинки, встает рядом с ним, прикладывает свою половину и говорит, что изображено на картинке.
Методические указания. При назывании картинок дети должны произносить звук л’ более четко, чем остальные звуки. Обратить внимание детей на то, что на предыдущих занятиях говорили «сердитый» звук л. А сегодня звук л произносится в словах «мягко», ласково.
Справочник логопеда: ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [Л] [Л’]
Нормальная установка при произнесении твёрдого звука.
1) Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.
2) Губы открыты.
3) Зубы разомкнуты.
4) Воздух выдыхается умеренной струёй ; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
5) Звук л звонкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полу-тора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.
Упражнение для языка.
1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ков шик»).
Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними губами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.
2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.
Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.
3) Как и в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму.
Повторить упражнение несколько раз.
4) Произнесение длительного звука л. Сделать язык «чашечкой» и поднять
его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть не-подвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.
Примечание. Нужно избегать следующего: язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воз-
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА Л В ПРЯМЫХ СЛОГАХ
В этих упражнениях звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, произносится гласный звук.
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
Образец: л—а, л—о, л—у, л—ы.
ла—ло —лу—лы | лы — лу — ло — ла |
ло—лу —ла—лы | ла — лы — лу — ло |
лу— ла — лы— ло | лы — ла — ло — лу |
Упражнение. Произносить (читать) слова.
1. Слова с ударением на слоге.
Образец: зо-л—а, л—од-ка, бу-л—ыж-ник.
ла
Лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш.
ло
Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, по-ломка.
лу
Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица.
лы
Лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник.
2. Без ударения на слоге.
Образец: Бе-л—а, го-л—ос, го-л—уб-цы.
ла
Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.
лу
Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать.
лы
Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спе-лый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.
3. Слова со стечением согласных.
Образец: кл—асе, ел—ушатъ.
бла, гла, зла, кла
Благодарить, глаза, гладкий, божгла, злак, Клава, класс, кладовая.
пла, ела, фла, шла
Пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, пла-ток, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, фла-кон, шла, вышла.
бло, гло, кло, пло, ело, фло, хло
Блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок.
блу, глу, клу, плу, слу
Блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клуб-ника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга.
глы, злы, клы, плы, слы, тлы, хлы
Глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Образец: Мама надел—а хал—ат. Мил—а пил—а мо-л—око. Вол—одя едет на вел—осипеде.
Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ла-дони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Наступила зима. Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свёклу. Мила видела слона. Слава идёт в кладовую за вёслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спе-лые и сладкие яблоки. Володя — смелый пловец и не боится глубины. Клава надела на голову белый платок.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Дядя Лука копает клумбу Володя и Слава плывут на Клава мыла ладони Собака унесла в чуланУпражнение. Составить предложения по картинкам.
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Загадка
Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце напекло,
Одеяло потекло. (Снег.)
Кукла Мила
Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые баш-маки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала её и обувала. Мы-ла ей голову и чесала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.
Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила её. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.
Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.
Зима
Всё бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все — на лыжи и коньки!
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Ласточки в гостях
Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В половине мая шёл плотный снег. Всё застудило, жизнь остановилась. Но весна была весной. Холод не холод, а птицы прибывали. Вот прокуковала кукушка; на болоте появилась выпь.
Как-то, подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.
— А у нас гости, — сказал мой товарищ.
Какие гости в такие холода? Охотника, пожалуй, ещё могло сюда занести.
Я открыл палатку, и оттуда выпорхнуло с десяток ла-сточек. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Распахнул палатку:
— Пожалуйте, гости!
Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу. Желанные по-сланцы весны — милые птицы. Их можно было взять — ни одна из них не билась и не защищалась.
Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понят-но утром. Когда стало светло, оказалось, что на палатке сидела ещё одна ласточка. Это с ней ночью была беседа у ласточек.
Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас. (По К. Урманову.)
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА Л В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
При произнесении звука л для ясности его звучания язык должен быть неподвижен.
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
Образец: а—л—, о—л—, у—л—, ы—л—, я—л—, ё—л—, ю—л—, и—л—, е—л—.
ал — ол — ул — ыл | ыл — у л — ол — ал |
ял — ёл — юл — ил — ел | ил — юл — ёл — ял — ел |
ал — ял — ол | ёл — ол — ул |
ил — ыл — ел | ул — юл — ыл |
ал — ял — ел |
Упражнение. Произносить (читать) слова.
1. С ударением на слоге.
Образец: во—л—, по-ду—л—, ё—л—ка.
ал
Бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиал-ка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук.
ол
Вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.
Ул
Гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зев-нул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул.
ыл
Ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.
ял
Мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся.
ёл
Вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, ко-зёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка.
ел
Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хо-тел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко.
ил
Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, ко-сил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жил-ка, пилка, поилка, косилка, носилки.
2. Без ударения на слоге.
Образец: ка-па—л—, ненави-де—л—.
ал
Алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, капал, падал, сыпал, топал, щупал, выгнал.
ул
Вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.
ял, ел
Веял, сеял, таял, веялка, сеялка, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.
ил
Выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Образец: у Вовы пена—л—. Петя мы—л— по—л—. Паве—л— работа—л— на сея—л—ке.
Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчёл. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на полку. Папа купил ёлку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На ёлке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Павел сел за долбил кору.Упражнение. Составить предложения по картинкам.
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Наш кот любит поспать. Вот он вошёл и пошёл под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.
Загадка
Отстегал цо ушам,
Отхлестал по щекам,
Шапку с головы сорвал
И… удрал.
(Ветер.)
Уж
Уж бежал кривой дорожкой,
Ни одной не топал ножкой,
Он бы топнул, да не мог,
Потому что был без ног.
(Л. Керн.)
За ягодами
Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил. Встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.
Упражнение. Выучи наизусть стихотворение.
Солдатик
Солдатик
Оловянный жил.
Он пел,
Шутил и не тужил.
Он воевал,
Не уставал.
И падал сам,
И сам вставал.
И помнил он
Всегда в бою
Свою солдатскую
Семью,
Где был за всех
И за него
Стояли
Все до одного!
(В. Аушев.)
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Сел и съел
Пришёл Миша из школы. Ходил, ходил — всё хотел, что-бы кто-нибудь обратил внимание. Но все заняты. Подошёл Михаил к сестре и сказал:
— Сел и съел!
— А-а, ты, видно, конфету у меня взял?!
— Нет, — обиделся Миша и отошёл. Вошел он к отцу и тоже сказал:
— Сел и съел!
Отец недавно поел, а сейчас отдыхал. Он подумал, что Михаил про него сказал, и ответил:
— Так, сынок, так.
— И ты ничего не понял, — вздохнул Миша. Пошёл Михаил на кухню и сказал своей маме:
— Сел и съел!
А мать поняла по-своему:
— У кого же ты пообедал?
— Ни у кого я не обедал, — ответил Миша. — Я о другом. Сел и съел…
— Не пойму никак…
— А чего ж тут не понять?—вмешался дедушка.—Всё ясно: «сел» без твёрдого знака, а «съел» с твёрдым. Обрадовался Миша, что дедушка его понял. (По Г. Савченко.)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ТВЕРДОГО ЗВУКА Л В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Упражнение. Произносить (читать) слова.
Образец: пл—ыл—, пл—авал—.
Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доло-жил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Во дворе лаял пёс. По реке плыл плот. Котёнок лакал молоко. Павел пригладил волосы. Нил получил письмо от Михаила. Нил сам выгладил полотенце и платки. Я нашёл и положил в банку много червей. В колхозе я молотил зерно и работал на веялке. Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке. Солдат доложил, что выполнил задание. Петя сломал, а потом наладил велосипед. Володя забыл, куда положил пенал. Во дворе полаял и замолк пёс. Кот ловил мышку, но не поймал — мышка убежала. Кол около стола, стол около кола. Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Володя поехал на Михаил смотрел на Павел ловилУпражнение. Составить предложения по картинкам.
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Елка
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
(С. Маршак.)
Белый цвет
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
(И. Токмакова.)
Рыболов
Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута.
Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.
Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.
Заяц белый
Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: —
Я не бегал, я скакал.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить :
— Пусти меня. Волк сказал:
— Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы на ёлках всё прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня на ёлку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на ёлку и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (По Л. Толстому.)
Почему облако от ветра убегает
Увидел Ветер Облако и позвал:
— Эй, белобокое, давай играть!
— Не желаю, — сказало Облако.
— Почему? — удивился Ветер.
— Поздно. Надо спать.
— А я день спал. Давай поиграем!
— Отстань от меня! — сказало Облако. Ветер обиделся:
— Не хочешь, — тогда держись! — и толкнул Облако в бок.
Качнулось Облако, побежало.
— Догоню! — шумел Ветер.
— Что делать? — подумало Облако. И опустилось на город, расползлось белым туманом.
Поискал, поискал Ветер, не нашёл Облака. Умчался. Но Облаку лучше не стало. Внизу на него мчался поток глазастых машин.
— Попалось тут, — испугалось Облако. Заплакало. Настала ночь, а Облако дрожало и плакало. Подняться
бы в небо, да силы не стало…
Вышло утром Солнце. Увидело Облако.
— Ты зачем здесь?
— Убегало от Ветра. Помоги мне!
Потянуло Солнце руками-лучами Облако. И подняло его в небо. Долго чистилось, умывалось Облако. А потом белое поплыло по небу.
С тех пор как Облако увидит Ветер, так убегает.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА Л
Мягкий звук л обычно легко ставится по подражанию при условии хорошего про-изнесения твёрдого звука.
При произнесении слогов соблюдать правило длительности. Голос выключается только после произнесения звука ль, при этом кончик языка отпускается от верхних зубов.
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
Образец: а—ль—, о—ль—, у—ль—, ы—ль—, я—ль—, ё—ль—, ю—ль—, и—ль—, е—ль—.
аль — оль — уль — ыль | яль — ёль — юль — иль — ель |
яль — юль— иль — ель | оль — ёль — аль — юль |
аль — яль — уль — Юль | ыль — иль — ель — аль |
Упражнение. Произносить (читать) слова.
1. С ударением на слоге.
Образец: да—ль—, со—ль—, бу-ди—ль—ник.
аль
Даль, шаль, сталь, эмаль, дальше, деталь, медаль, пе-даль, фестиваль, пальма, мальчик, пальчик.
оль, уль
Боль, моль, соль, Ольга, только, довольно, вольный, фасоль, куль, пульс, булькать.
ыль
Быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, мыльце, мыльный
яль, юль, иль
Паяльник, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька.
ель
Ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь, умельцы.
2. Без ударения на слоге. Оразец: па—ль—то.
аль
Удаль, пальба, пальто, батальон, почтальон.
уль, ыль, юль, иль
Кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон.
ель
Китель, табель, никель, шницель, дельфин.
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
Образец: л — я, л — ё, л — ю, л — и, л — е.
ля — лё — лю | ли — ле — ля | лё — лю — ле |
лю — ля — ли | ле — лё — лю | ле — ля — ли |
Упражнение. Произносить (читать) слова.
Образец:
а) с ударными слогами: Л—ё-ша, кол-л—ю;
б) с безударными слогами: Ва-л—я, зе-л—ё-ный;
в) со сте-чением согласной: шл—япа, набл—юдать.
ля
а) Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска;
б) Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят;
в) для, пляж, бляха, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.
ли
а) Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка;
б) лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали, пеликан, великан;
в) блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.
ле
а) Лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень, бакалея;
б) поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепёшка, лебёдка, ледоход;
в) хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив, бюллетень.
лё
а) Лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, лётчик, полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк, мотылёк, фитилёк, самолёт;
в) клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать, похлёбка.
лю
а) Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий;
б) колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец;
в) блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, слюда, наблюдать.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Образец: Л—юда мал—енъкая. Л—етит самол—ёт. У па—ль—то оторвал—и хл—ястик.
У Лены лейка. Галя и Оля бегали. Лёва и Коля сидели. Коля сильнее Толи. Лёня полез на липу. Далеко, далеко колокольчик звенит. Оля поливает лимон. Лида любит ли-монад. Лёня лепит из пластилина. У Лёвы заболели роди-тели. Маленькая Оля лежит в коляске. У Лизы болит левое колено. Валя и Галя нарисовали лебедей. Вертолёт летит над поляной. Маленькие лисята бежали за лисой. Каждый ве-чер я из лейки поливаю тополь клейкий. Эти тополи и липы сами мы сажали. Эти клёны и газоны сами поливали. Апрель, апрель! За окном звенит капель. Взгляни на ма-леньких совят — малютки рядышком сидят. Пушки с при-стани палят, кораблю пристать велят.
Загадки
Он рисует на стекле пальмы, звёзды, ялики.
Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький.
(Мороз.)
Маленький, удаленький сквозь землю прошёл,
Красную шапочку нашёл.
(Гриб.)
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Лесной светофор
Я бегу по солнцепёку,
«Стоп!» —сигналит мне
Лес уже неподалёку. малина
Вот кусты мелькнули мимо,
Красной ягодою спелой.
За спиной пчела пропела…
(Т. Белозёров.)
Упражнение. Составить предложения по картинкам.
Дрова к зиме
Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!
(Г. Ладонщиков.)
Лисички
Среди лежавших листьев золотые шляпы.
Из травы лисички весело глядят;
Вот лисички-мамы, вот лисички-папы,
Рядом стайка жёлтых—маленьких лисят
А под ёлкой две лисички,
Две сестрички-невелички.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Лиса и собаки
Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.
Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит;
— Ушки, ушкй, что вы делали?
— Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
— Ножки, ножки, что вы делали?
— Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.
— А ты, хвост, что делал?
— Я по пням, по кустам цеплялся.
— А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост. Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост. (Л. Толстой.)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКОВ Л — Л’
Упражнение. Произносить (читать) слова.
ла — ля
пола — поля игла — земля лавка — лямка метла — петля лапа — шляпа гладя — глядя юла — Юля глазки — коляски кулачок —светлячок флаги — фляги вобла — воля кукла — туфля флаг — фляжка плачем — пляшем
ло — лё
лоб — лёд пилот — полёт зло — взлёт лов — Лёва болото — полёты клок — клён лом — лён колосья — колёса плот — плётка ложка — лёжа кашалот — самолёт слон — силён
лу — лю
лук — люк клумба — клюква лужа — Люда блузка — блюдце лучший — колючий случай — ключ клуб — клюв клубок — любой скорлупка — шлюпка
лы — ли
лыко — лихо ослы — росли клык — клин лысый — лисий чехлы — несли плыть — лить улыбка — улитка щеглы — текли хлыст — лист полынь — павлин башлык — велик слышать — слишком
л — ль
был — быль цел — цель мал — мальчик ел — ель стал — сталь пел — пельмени дал — даль стул — стулья кол — кольцо пыл — пыль угол — уголь жил — жильё
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок — на ладони светлячок. Мы бродили по полям и делили пополам всё, что находили. Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
На кухне На столе Пилоты сели в В комнате иУпражнение. Произносить (читать) тексты.
Загадки
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Дыня.)
Летом в огороде при любой погоде
Солнышко сияло, у плетня стояло.
Осенью весёлою жёлтое погасло.
Выжали из солнышка солнечное масло.
(Подсолнух.)
Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке кот лежал,
Мальчик деревце сажал.
Время медленно текло,
Было тихо и тепло.
(В. Данько.)
Мой Лизочек
(Отрывок)
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени,
И гулял, и гулял!
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что наткать себе холстины
Пауку из паутины
Заказал, заказал.
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что, надувши одуванчик,
Заказал себе диванчик,
Тут и спал, тут и спал!
(К. Аксаков.)
Сова
Летала сова — весёлая голова. Вот она летала, летала, да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, сня-лась и опять полетела. Летала, летала да села. Головой по-вертела, по сторонам поглядела, а глаза у неё, как плошки, не видят ни крошки.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.
Как Маша стала большой
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сде-лать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы, как у тёти Клавы, зачёсывала. И бусы надевала. И часы надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да шу-тили.
Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.
— Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился. Удивился и за столом сказал:
— Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метёт, но и посуду стала мыть.
Стали маленькую Машу называть большой. (По Е. Пермяку.)
Как медведь сам себя напугал
Вошёл в тёмный лес медведь — хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб.
Вскочил заяц с лёжки — помчал в гущину. Наскочил на сойку, из-под кустов выпугнул. Сорока на глаза попалась — та крик подняла на весь лес.
Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журавлей на болоте вспугнули.
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопо-чет, сорока и сойка кричат, лоси кусты ломают, болотные птицы шумят. И позади кто-то топочет? Не уйти ли лучше?
Рявкнул медведь и дал стрекача.
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, белка ему шишкой в лоб угодила!
Так сам себя медведь напугал. (По Н. Сладкову.)
Дифференциация твердого и мягкого звуков [л] – [л’]
Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах.
Задачи: Продолжать учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звуковому анализу. Составление предложений по опорным предметам. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память. Использование выразительных движений в воспитании эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении.
Оборудование: магнитная доска, магниты, цветные карандаши, картинки на звуки Л-ЛЬ, индивидуальные карточки с фонариками (зеленый и синий) и изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнения на активизацию внимания:
Игра “Дотянись рука”.
– Ну-ка, правая рука, дотянись до левого ушка. А ты, левая рука, до правого глазка: И так далее.
– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
2. Сообщение темы
– А вот чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение. И не просто прослушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?
Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.
– [Л]
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться
правильно различать звуки Л и Ль.
3. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика
– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л и Ль, мы должны потренировать, дыхание, губы и язык.
Развитие нижнедиафрагмального дыхания:
Вдох (носом) – выдох пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф, пфф
Со звуками:
Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ
Упражнения для языка:
“ЧАСИКИ”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в
улыбку. Кончиком узкого языка попеременно
тянуться к уголкам рта.
“ЗМЕЙКА”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно
выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком
тянуться к носу и подбородку или к верхним и
нижним резцам.
“СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ”. Рот закрыт. Напряженным
языком упереться то в одну, то в другую щеку.
“ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ”. Рот закрыт. Круговым
движением языка провести между губами и зубами.
“КАТУШКА”. Рот открыт. Кончик языка упирается в
нижние резцы, боковые края прижаты к верхним
коренным зубам. Широкий язык “выкатывается”
вперёд и убирается в глубь рта.
“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком
облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Ребята, давайте повторим чистоговорки (чистоговорки знакомые детям)
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – мы не били по стеклу
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – только нет в окне стеклаЛу-лу-лу, лу-лу-лу – возле окон на полу
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – забивали мы голыЛи-ли-ли, ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – но от них в пуху земля
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю, лю-лю-лю – тополя и я люблюЛя-ла, ля-ла, ля-ла-ла – у Лены куколка была
Ли-лы, ли-лы, ли-лы-лы – кукле валенки малы
Ле-ло, ле-ло, ле-ло-ло – в пальто куколке теплоЛо-ло-ло, ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
4. Развитие фонематического восприятия
Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.
– Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).
Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.
– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).
Выделение слова со звуком Л из ряда слов.
– Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком Л (полка, яма, купол, лампа, арбуз, вода, слава, тумба, колодец, палатка, ракета, колокольчик).
– Дети, мы с вами знаем твердый звук Л и мягкий звук Ль. Сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук Ль, вы поднимите зелёную карточку, а если твёрдый звук Л – синюю карточку.
Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.
По тому же образцу можно выделить имена с мягким слогом ля: Алла, Аля, Миля, Мила, Коля, Оля.
Упражнение проводится также с выставлением цветовых сигналов звуков л и ль.
5. “Зажги фонарик”.
– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, сестрёнка с братиком, Лада и Лёша (на магнитную доску вывешиваются куклы). Приложение 1
Посмотрите, какая у них одёжка – синяя у Лады, зелёная у Лёши. Как вы думаете, почему?
– Потому что звук Л в слове Лада – твёрдый, он обозначается синим цветом. А звук Ль в слове Лёша – мягкий, он обозначается зелёным цветом.
– Необходимо разобрать картинки для Лады и Лёши, проговаривая название картинки и четко выделяя звуки Л, Ль. Картинки вывешиваются на магнитную доску. Приложение 2
6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез
– Ребята, где находится звук [Л], [Ль] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведите стрелки к схемам. Приложение 3
7. Дифференциация твердого и мягкого звуков Л, ЛЬ в словах
а). У каждого ребенка одна из картинок: лук, картофель, яблоко, лимон, клубника, малина, гладиолус, лилия, дятел, цапля, халат, пальто.
– Картинки со звуком ЛЬ нужно отдать Лёше, а со звуком Л – Ладе.
б). Логопед выставляет на магнитной доске картинки Лады и просит подобрать к каждой из них пару из картинок Лёши, объяснить свой выбор.
Например: Пола – поля, гладя – глядя, юла – Юля, флаги – фляги, клон – клён, лук – люк, был – быль, цел – цель, ел – ель, стал – сталь, дал – даль, пыл – пыль, угол – уголь.
8. Игра “Полочки”
Помогите Ладе и Лёше прибраться в шкафу на полочках. Необходимо убрать лишние предметы. Приложение 4
9. Закрепление произношения звуков Л – ЛЬ во фразе
Приложение 5
Все слова в предложении произнесите правильно, чётко выделяя звуки Л, Ль. (Ребята выполняют задание по очереди, повторяя за педагогом.
Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок – на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.
10. Доскажи, подобрав слова
– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки Л, Ль.
Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу).Дети в скверике сидели
И мороженое …(ели).А возле этой елки
Бродили злые … (волки).Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка).Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, … (малютка)!Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать)!Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)!Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула).Я не бегаю к врачу –
Я сама его … (лечу).Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили).
Упражнение “доскажи слова”
Приложение 6
– Помогите Ладе и Леше составить слова, подобрав правильно слог со звуком Л.
11. Составление предложений по картинкам
(Использовать слова, в которых есть звук Л) Приложение 7
12. Итог занятия
а) Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо
потрудились. Лада и Лёша довольны вашими
ответами.
б) Домашнее задание: отгадать загадки, выучить
одну из скороговорок.
Приложение 8
Список литературы:
- Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [л], [л’]. – Киров: Весна – дизайн, 2006.
- Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
- Герасимова А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника для 1–6 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вен-тана-Граф, 2008.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е издю., испр – М.: Просвещение, 1982.
- Морозова И., Пушкарёва М. Уроки логопеда. Учимся говорить правильно. – М.: Стрекоза, 2010.
- Солнечный зайчик. Газета для дошкольников с подсказками для родителей. – №6, март, 2010.
Постановка твердого л от мягкого. Правильная артикуляция звука Л. Правильная артикуляция звука ЛЬ. Ламбдацизм и его виды. Параламбдацизм. Как правильно организовать занятия
К верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом «лак», «лужа», «лебедь», «люстра», «ложка», «лыжи». Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука после «л», положение языка слегка меняется. При произношении слова «люстра» язык упирается уже не в зубы, а в верхнее небо. А во время произношения слова «лыжи» — в самый краешек верхних резцов. Но принцип произношения звука «л» одинаков — язык с усилием отталкивается от препятствия.
Готовим речевой аппарат к произношению звука Л
Чтобы помочь вашему ребенку сделать это, коснитесь альвеолярного гребня вашего ребенка пальцем или леденцом. Затем попросите своего ребенка надеть кончик языка. Затем, приложив кончик языка, попросите его расслабиться, а затем пусть воздух вытечет по бокам его языка.
Преподавание языка подсказки на альвеолярном хребте. Если у него есть трудности с тем, чтобы его наконечник в правильном месте, вы могли попрактиковаться, заставив его лизать арахисовое масло с тоном из-за его передних зубов. Или вы можете попытаться заставить его занять спину за его передними зубами кончиком языка.
Если у вас сразу не получается сказать отчетливое «л», значит нужно заставить работать ваш язык. Для этого выполняйте следующее упражнение :
При произнесении звука «л» в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению.
Преподавание воздуха для извлечения сторон языка. Если у него возникают трудности с тем, что воздух течет по бокам его языка, его кончик языка на месте на альвеолярном хребте заставляет его дышать, чтобы он чувствовал прохладный воздух, проходящий по бокам его языка. Попросите его следовать этому упражнению, а затем выдохнуть, позволяя воздуху выходить за пределы его языка. Другой способ обучения этому боковому воздушному потоку — поместить солому в рот и вставить в нее воздух, затем поместить две соломы по обе стороны рта и попытаться вдуть в нее воздух.
Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:
— «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»;
— «Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали»;
— «Полосатые матрасы полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала».
Если понимать, как «включить голос», это проблема, заключающаяся в том, чтобы он положил руку на свой ящик для голоса и почувствовал, как он вибрирует, когда он громко звучит и тихо шепчет. Вы также можете загрузить эти и другие звуковые карты на странице.
Удачи, и не забывайте быть терпеливыми! Этот звук особенно трудный для людей, которые не имеют его на своем родном языке. Это может быть потому, что на самом деле есть две части. Давайте вернемся к примерному слову, реальному, чтобы поговорить об этом. Итак, кончик языка немного отступил назад, он ничего не трогает. Если вы оставите это, реальное, реальное, это не звучит правильно. Таким образом, звук будет очень далеко вперед. Как вы можете видеть в первых двух, язык действительно проникает сквозь зубы.
Звук «л», как и другие звуки, может совсем отсутствовать в речи ребенка (например, вместо слов «пила», «лук» он произносит «пиа», «ук»). Данный звук может заменяться другими звуками («пиуа», «йук»). Очень часто дети заменяют звук «л» мягким вариантом – «ль», и получается «пиля», «люк». Это легко объяснить тем, что положение органов речи при произношении звука «л» несколько сложнее, нежели при произношении звука «ль».
В № 3 вы можете видеть, что язык не проходит сквозь зубы. В этом слове кончик языка касается крыши рта, а зубы закрыты, прежде чем он открывается в «ай», как в «купить» дифтон. Здесь втягиваются некоторые части рта. Вы можете видеть, что мягкое небо поднимается на этот звук. Как вы знаете из этих фотографий, выходящих вперед, язык иногда может проходить сквозь зубы, но не всегда. Здесь это покажет, где язык не проходит через зубы, а скорее, когда он касается крыши рта, где он встречает зубы. Для этого тянется язычок.
Но на не