Правила прыжка с места в длину: Прыжки в длину с места – виды, техника выполнения, нормативы, ошибки и рекомендации

Содержание

Прыжки в длину с места

Прыжки в длину с места

Прыжки в длину с места – несложное физическое упражнение, которое могут выполнять даже дети. Основная роль в нем принадлежит быстрому и стабильному разбегу, а также мощному толчку. Во время полета также важно сохранять равновесие и правильно приземляться.

Прыжки в длину позволяют развивать скоростные и силовые показатели: чтобы мышцы начали работать во «взрывном» режиме, необходимо за короткий промежуток времени приложить большую силу. Во время выполнения упражнения задействуются мышцы передней поверхности бедра (квадрицепсы), ягодичные, мышцы стопы и голени, а также спинные мышцы-разгибатели.

warnerlj1.jpg

Прыжки в длину используются как для общего физического развития, так и в качестве «вспомогательного средства» для улучшения результатов в других упражнениях, например, в приседаниях со штангой. Прыжки часто включают в комплексную тренировку легкоатлетов, борцов, боксеров и других спортсменов.

Виды прыжков в длину

Есть несколько вариантов выполнения упражнения:

  1. С места;
  2. С разбега.

Прыжки осуществляются по одному и тому же принципу, но имеют свои особенности. Например, при прыжке с места необходимо правильно выбрать точку старта (точку отталкивания).

Нормативы

Мужчины

Снимок экрана 2020-02-10 в 12.18.43.png

Женщины

Снимок экрана 2020-02-10 в 12.24.42.png


Техника выполнения прыжка в длину с места

Правильное выполнение упражнения гарантирует безопасность спортсмена и помогает избежать травмы. Выделяют следующие фазы прыжка в длину с места:

1.     Подготовка перед отталкиванием. Принятие исходного положения – важный этап, так как оно позволяет сконцентрироваться и собрать все силы. Начальной фазой здесь является линии старта.

  • Встать у стартовой точки, расставить ноги на ширину плеч;
  • Немного отвести руки за спину, согнуть в локтях и опустить вниз;
  • Согнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах, расположить первые по уровню носков;
  • Не отрывать стопы от земли, зафиксировать положение.

2.     Отталкивание. Производится сразу после подготовки. Задерживаться нельзя, потому что прыгнуть дальше не получится. Это связано с тем, что на первом этапе тело начинает инерционное движение.

  • Сделать резкий выпад руками вперед;
  • Подтянуть тазобедренные суставы;
  • Разогнуть колени;
  • Резко оторваться от земли.

3.     Полет и приземление.

  • Вытянуть тело по прямой линии, плавно разогнуть колени;
  • Перед приземлением опустить руки, стопы вынести вперед;
  • Аккуратно приземлиться на землю, согнув немного колени для поддержания равновесия;
  • Выпрямиться при посадке.

ruea557a7fd33.jpg

Есть два важных правила, которые помогают прыгнуть как можно дальше: нужно держать тело под углом 45 градусов и нельзя приземляться на ровные стопы и ноги.

Техника выполнения тройного прыжка в длину с места

Это упражнение включено в программу легкоатлетических соревнований. Оно выполняется следующим образом:

1. Отталкивание двумя ногами и полет. Действия спортсмена аналогичны тем, которые нужны для классического прыжка в длину с места.

  • Вделать выброс впереди себя одной ногой, согнутой в колени. Голень опущена и немного смотрит вперед;
  • Вторая нога выполняет функцию задержки сзади;
  • Во время приземления вывести вторую ногу вперед, чтобы подготовиться к следующей фазе.

2. Оттолкнуться еще раз и «взлететь», действия аналогичны вышеописанным.

3. Сделать третий, завершающий толчок перед главным полетом. Подтянуть толчковую ногу к маховой, согнуть в коленном суставе, максимально придвинуть к груди.

4. Завершающая фаза – полет и приземление:

  • Опустить на землю сначала маховую ногу, затем другую, наступив на линию старта;
  • Без задержки сделать прыжок, помогая телом удлинить фазу полета.

В этом упражнении важно как можно легче выполнять маховые движения, толчки перед полетом должны быть упругими и сильными.

davisjpg-ff407d40435d536b.jpg

Техника прыжка в длину с разбега

Для разбега необходимо занять стартовую позицию:

  • правая нога впереди, левая сзади;
  • тело немного наклонено вперед;
  • руки уперты в колени.

Старт может быть наращиваемым (скорость увеличивается постепенно и достигает своего пика перед толком), спринтерским (скорость резко повышается в середине дистанции) и быстрым (скорость увеличивается перед финишем).

Отталкивание при любом типе старта происходит одинаково:

  • в конце разбега поставить ноги на линию старта перекатом с пятки на стопу;
  • задержать на доли секунды прямую ногу, чтобы изменился угол ее постановки;
  • выполнить мах ногой, амортизируя ее в коленном суставе;
  • выпустить голень вперед, бедро должно принять горизонтальное положение.

Во время полета важно поддерживать вертикальное положение корпуса. Ноги в момент парения могут быть согнутыми или перекрещенными («ножницы»). Приземление предполагает группировку и небольшой наклон тела и вынесение согнутых в суставах ног вперед. При касании земли нельзя останавливаться – требуется сразу выйти из ямы.

Особенности прыжка в длину с места

Упражнение необходимо выполнять в специально оборудованном секторе. Обувь не должна скользить по покрытию. Длина прыжка замеряется от точки отталкивания до точки приземления. При этом учитываются следы, оставленные не только ногами, но и любой другой частью тела. В случае, когда прыжок совершен по диагонали, проводится перпендикуляр от места приземления к измерительной шкале.

7a3f93af01f3e2d2_800.jpeg

Типичные ошибки

Многие спортсмены неправильно выполняют прыжки в длину. Самая распространенная ошибка – заступ. Он заключается в пересечении линии, предназначенной для толчка. Другая ошибка – совершение прыжка с подскоком. Среди новичков распространено мнение, что перед непосредственным прыжком почему-то нужно подскочить на обеих ногах. Еще одна погрешность – маленькая амплитуда движений руками. В этом случае нужно отрабатывать махи, иначе получится прыжок не в длину, а в высоту. Если исключить эти недочеты, то длина прыжка сразу увеличится на несколько сантиметров.

 

Чтобы достичь хороших результатов, нужно:

  • следить за всеми движениями и избегать их несогласованности. Часто это приводит к путанице между конечностями;
  • не заступать за стартовую линию;
  • не опускать ноги, особенно в самом конце приземления;
  • полностью выпрямлять конечности;
  • стараться не падать и не заваливаться на бок при контакте с поверхностью.

Как улучшить прыжок в длину с места?

Чтобы достичь стабильной положительной динамики, необходимо регулярно тренироваться. Летом это можно делать на природе, в холодное время года – в оборудованном спортзале. Перед тренировкой обязательна 15-минутная разминка. Благодаря ей мышцы придут в тонус, а риск травмирования в разы снизится.

Совершенствование прыжка в длину с места предполагает выполнение и других упражнений. Для укрепления мышц ног полезны приседания со штангой, жимы, тяги. Чтобы легко и просто группироваться, надо делать планку, отжимания и подтягивания. Они помогут укрепить мышцы пресса и спины. Большое внимание требуется уделить аэробным нагрузкам, при которых в работу включаются сердце и дыхательная система. Такие тренировки направлены на улучшение выносливости.

Чтобы увеличить дальность прыжка в длину, придерживайтесь несложных правил:

  • строго соблюдайте технику выполнения упражнения;
  • укрепляйте мышцы кора, используя нагрузку;
  • больше бегайте, во время бега как можно выше поднимайте бедра и подтягивайте колени к груди;
  • практикуйте другие виды прыжков;
  • выполняйте упражнения на растяжку мышц;
  • отслеживайте прогресс.

Прыжки в длину являются сложным упражнением. Не нужно сразу гнаться за высокими показателями. В начале важно освоить правильную технику и довести ее до автоматизма. Возможно, это будет не так быстро, как хочется, но после регулярных тренировок обязательно появится результат. 

Прыжки в длину. Виды и особенности. Упражнения и безопасность

Прыжки в длину — дисциплина, входящая в программу тренировок и состязаний по легкой атлетике и имеющая официальный Олимпийский статус. В ней принимают участие и мужчины, и женщины.

Прыжки в длину и их история

Прыжки стали олимпийским видом спорта еще в эпоху античности. Они входили в состав пентатлона — спортивного пятиборья древних греков. Однако техника их выполнения отличалась от той, что применяется в наши дни. Атлеты прыгали, держа в руках гантели по 1,5-4,5 кг. Отталкиваясь, приводили руки и ноги в параллельное друг другу положение. До приземления гантели отбрасывались назад, что удлиняло полет. Приземлялись прыгуны в 6-метровую яму, заполненную песком. Дальность прыжка была менее важна, чем стиль исполнения, поэтому сведений о том, на какую длину мог прыгнуть древнегреческий спортсмен, не имеется.

При раскопках древнегреческой Олимпии в 1937–1941 гг. был обнаружен стадион со специально выделенной зоной для выполнения прыжков в длину, рассчитанной на 20 участников. Имелись и 2 возвышения: для атлета и музыканта, ведь игра на флейте была обязательной составляющей соревнований тех времен.

Видоизменяться прыжки в длину стали в 19 в. С этих же пор ведет отсчет и история разнообразных спортивных рекордов в этой области. Поначалу прыжки выполнялись с согнутыми ногами, а затем появились и другие способы, позволяющие увеличить дальность. Одним из таких способов стало перешагивание до отталкивания, напоминающее современные «ножницы».

В первой половине 20 в. возникла техника выполнения прыжка с прогибом. Первым его выполнил финский спортсмен В. Туулос. Одно время применялось сальто, однако высокий риск получения травмы заставил отказаться от него. Сегодня сальто в прыжках в длину запрещено.

Виды прыжков в длину
В настоящее время на тренировках и состязаниях используются 4 основные техники прыжка:
  1. «В шаге».
  2. «Прогнувшись».
  3. «Ножницы».
  4. «С места».
«В шаге»

Такие прыжки в длину — старейшие в истории. Именно с нее начинается обучение данной дисциплине.

Выполняется прыжок следующим образом:
  • После отталкивания ноги атлета принимают положение шага.
  • Приземление происходит на маховую ногу, к ней подтягивается толчковая, а туловище слегка наклоняется вперед.
  • Перед соприкосновением с песком прыгун сгибает колени, а руки выводит перед собой.
  • Ноги выпрямляются и выбрасываются вперед, одновременно руки опускаются вниз и отводятся назад.

Освоению техники «в шаге» предшествует общая прыжковая подготовка, а также обучение бегу на короткие дистанции.

«Прогнувшись»

Такие прыжки в длину технически сложнее предыдущих, поэтому прежде, чем приступить к их освоению, требуется достичь определенного уровня подготовки. Особенно распространена техника «прогнувшись» среди спортсменок.

Суть ее в следующем:
  • Оттолкнувшись, атлет принимает положение «в шаге», при этом корпус направлен вперед, а толчковая нога находится сзади и не сгибается.
  • Согнутая маховая нога выносится вперед бедром, руки сгибаются и устремляются вверх.
  • Маховая конечность опускается вниз и одновременно с толчковой отводится назад, а корпус прогибается в пояснице.
  • Колени сгибаются и подтягиваются к груди спортсмена, а затем ноги резко выравниваются, руки отводятся за спину.
  • При опускании на песок ноги сгибаются, а руки разводятся в стороны.

«Ножницы»

Данная техника предполагает наличие у спортсмена силовых и скоростных навыков. В прыжке прыгун продолжает выполнять движения ногами, как при беге. Так, при длине прыжка 8 м в воздухе атлет совершает 3,5 шага.

Выглядит это так:
  • После отталкивания принимается положение «в шаге».
  • Маховая нога выпрямляется и устремляется вниз, затем сгибается и уходит назад.
  • Одновременно сгибается толчковая нога и направляется вперед.
  • Толчковая нога устремляется вниз, а рука с ее стороны поднимается вверх и выводится вперед.
  • Маховая нога направляется вперед, а рука с ее стороны — вперед и в сторону.
  • Перед приземлением обе ноги сгибаются и поднимаются к груди, а затем с силой выпрямляются и выводятся вперед.

«С места»

Для выполнения прыжка спортсмен занимает исходное положение у линии старта. Выпрямляет спину и плечи; руки, не сгибая, отводит назад; ноги располагает на уровне плеч.

Прыжок производится следующим образом:
  • Руки и ноги немного сгибаются.
  • При отталкивании руки резко выводятся вперед.
  • Подтягиваются и выпрямляются ноги, спортсмен отталкивается и отрывает стопы от поверхности.
  • В полете колени поднимаются к груди, корпус выпрямляется, руки опускаются, стопы устремляются вперед.
  • При приземлении руки резко выводятся вперед, ноги сгибаются в коленях.

Фазы прыжка
Независимо от используемой техники прыжки в длину имеют 4 одинаковые фазы:
  1. Разбег. Предназначен для того, чтобы набрать необходимую скорость перед тем, как оттолкнуться от планки. Для мужчин зона разбега имеет длину 35-45 м., для женщин и юных спортсменов — 25-35 м. По мере ускорения корпус выравнивается так, чтобы последний шаг был выполнен в полностью вертикальном положении. Шаги при беге должны быть одинаковой длины — это позволит правильно поставить ногу на планку. Собственный ритм при разбеге вырабатывается у атлета в результате тренировок.

Дорожка для разбега размечается двумя контрольными линиями, последняя из них делается на расстоянии 6 шагов до планки. Главное при отталкивании — не потерять скорость, для чего предпоследний шаг делается более длинным, а последний — более коротким.

  1. Отталкивание. До выполнения толчка спортсмен ставит почти прямую ногу на планку, притормаживает, напрягая мускулатуру, а затем отталкивается. При этом маховая нога сгибается, а руки выполняют мах вперед. При этом чем сильнее мах, тем мощнее отталкивание. Туловище при осуществлении толчка выравнивается и чуть отклоняется назад — это помогает принять оптимальную позицию при приземлении.
  2. Полет. Находясь в воздухе, атлет уже не может каким-либо образом повлиять на траекторию своего движения. Здесь его задача — удержать баланс и грамотно приземлиться. Баланс обеспечивается при условии, что корпус атлета отклоняется назад (без прогиба в пояснице), а ноги выполняют шаг в воздухе. До достижения наивысшей точки прыжка корпус полностью выравнивается, чтобы спортсмен смог заблаговременно перед приземлением поднять ноги.
  3. Приземление. Чтобы удлинить прыжок, перед соприкосновением с песком прыгун выпрямляет тело, а ноги направляет вниз.
Как оцениваются прыжки в длину
На состязаниях судьи присуждают прыгунам баллы по трем критериям:
  1. Скорость разбега.
  2. Сила отталкивания.
  3. Точность посадки.

На дальность прыжка влияют, прежде всего, первые два показателя. Чем больше ускорение и мощнее толчок, тем продолжительнее полет и, соответственно, приземление происходит в более удаленной точке. Такие навыки приобретаются в результате тренировок ног, в том числе приседаниями, прыжками с утяжелением, а также через препятствия, бегом на короткие дистанции и запрыгиванием на какие-либо поверхности, расположенные вертикально.

Правила безопасных прыжков

При организации состязаний и обустройстве зон для выполнения прыжков в длину большое внимание уделяется безопасности, ведь несоблюдение определенных правил может стать причиной получения атлетом увечья. Наиболее частыми являются растяжения, вывихи, ушибы.

Поэтому в обязательном порядке производятся следующие действия:
  • Проверяется глубина ямы, а также качество песка (достаточно ли он рыхлый, нет ли в нем посторонних предметов — камней, осколков и т.п.).
  • На стадионах места финиша располагают на достаточном удалении от ямы, чтобы в зоне разбега не могло оказаться случайных людей.
  • Яма размещается подальше от стен и различных опор.
  • Спортсмены допускаются к прыжкам только после разминки.

Также во избежание неприятностей необходимо четко соблюдать технику прыжков.

Прыжки в длину — древнейший вид спорта, техника которого видоизменялась и совершенствовалась столетиями. Для достижения максимальных результатов на состязаниях, прыгуны должны в совершенстве владеть этой техникой, знать правила безопасности и постоянно развивать силу ног при помощи специальных упражнений.

Похожие темы:

Учебное пособие «Прыжок в длину с места»

Испытания проводят в специальном прыжковом секторе, оснащенном необходимым оборудованием. Обувь не должна проскальзывать по поверхности. Участник встает возле линии отталкивания, принимает исходное положение и выполняет прыжок. Судья следит за соблюдением правил соревнований. Измерения проводятся от линии отталкивания до места приземления. Учитываются следы, оставленные не только ногами, но и любой другой частью тела участника. Если прыжок был совершен не прямо, а по диагонали, то проводится перпендикулярная линия от места приземления к шкале измерения длины. Поэтому очень важна правильная техника выполнения прыжка с места.

Техника прыжка с места делится на: подготовку к отталкиванию; отталкивание; полет; приземление (рис. 1).

hello_html_17cf2523.jpgРис. 1 Прыжок в длину с места

Подготовка к отталкиванию: спортсмен подходит к линии отталкивания, стопы ставятся на ширину плеч или чуть уже ширины плеч, затем спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз-назад, одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренный сустав находился над носками. Руки, отведенные назад, слегка согнуты в локтевых суставах. Не задерживаясь в этом положении, спортсмен переходит к отталкиванию.

Отталкивание важно начинать в момент, когда тело прыгуна еще опускается по инерции вниз, т.е. тело движется вниз, но уже начинается разгибание в тазобедренных суставах, при этом руки активно и быстро выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка. Далее происходит разгибание в коленных суставах и сгибание в голеностопных суставах. Завершается отталкивание в момент отрыва стоп от грунта.

После отталкивания прыгун распрямляет свое тело, вытянувшись как струна, затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся назад-вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед к месту приземления. В момент касания ногами места приземления прыгун активно выводит руки вперед, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления, заканчивается фаза полета. Сгибание ног должно быть упругим, с сопротивлением. После остановки прыгун выпрямляется, делает два шага вперед и выходит с места приземления.

Техника тройного прыжка с места делится на: первое отталкивание с двух ног; полет в первом шаге; второе отталкивание; полет во втором шаге; третье отталкивание; полет; приземление на две ноги. Чередование ног в тройном прыжке производится поочередно, т.е. с двух ног — на левую ногу, затем — на правую, после — на левую ногу и затем — на две ноги (рис. 2).


hello_html_126bbad3.jpg

Рис. 2 Тройной прыжок с места

Отталкивание с двух ног выполняется, как и в прыжке с места. После отталкивания прыгун выносит одну ногу вперед, сгибая ее в коленном суставе, голень направлена вниз или чуть вперед, другая нога задерживается сзади, чуть согнутая в коленном суставе (полет в шаге). Далее прыгун «загребающей» постановкой ставит впереди находящуюся ногу на грунт, одновременно расположенная сзади нога активным маховым движением выводится вперед, помогая выполнить отталкивание одной ногой. После второго отталкивания опять выполняется полет в шаге, но уже с другой ноги. Так же совершается и третье отталкивание, за счет «загребающего» движения ноги. В третьем полете, прыгун к маховой ноге подтягивает толчковую ногу, сгибая в коленном суставе, и, приближая колени к груди, выполняет приземление, которое описано в прыжках с места.

Для достижения высокого результата в тройном прыжке важно активно выполнять отталкивание в сочетании с активным махом и стараться удлинять полетную фазу, а не ставить быстро маховую ногу на место отталкивания.

Прыжок в высоту с места выполняется так же, как и прыжок в длину с места, только все действия прыгуна направлены вверх. Важно запомнить, что разгибание ног должно выполняться в тот момент, когда тело прыгуна совершает еще движение вниз, т.е. в нижней точке подседа не должно быть паузы.

Прыгуну даются 3 попытки, в зачет идет лучшая. Результат не засчитывается в следующих случаях: заступ за линию и ее касание при отталкивании; отталкивание происходит не двумя ногами одновременно, а поочередно; прыжок выполнен с подскока.

Любые погрешности при выполнении упражнения говорят о том, что техника прыжка в длину с места недостаточно отработана. Чаще всего встречаются следующие ошибки:

  • Несогласованные движения рук и ног. Чтобы предотвратить эту ошибку, необходимо, чтобы была отработана техника прыжка в длину с места. Для этих целей подойдет имитация движений на месте, в висе и с небольшим выпрыгиванием.

  • Ноги опускаются слишком рано. Причина этому – слабые мышцы живота и спины. Желательно дополнительно отработать движения ног в висе.

  • Неполное разгибание коленных и тазобедренных суставов при отталкивании указывает на то, что прыгун слишком торопится при выполнении упражнения, вследствие этого время отталкивания становится слишком коротким.

  • Малая амплитуда движений руками. Необходима дополнительная отработка махов.

  • При недостаточном посыле корпуса вперед может получиться прыжок в высоту с места, а не в длину.

  • Падение при приземлении. Причин может быть несколько: неумение правильно группироваться в воздухе, раннее выпрямление ног, вес опускается на одну конечность, наклон туловища в полете, слишком сильный вынос ног вперед.

  • При выполнении тройного прыжка большое значение приобретает сила стопы. При ее недостаточном развитии правильно реализовать упражнение не удастся. Больше всего проблем возникает при выполнении шагов. В этом случае следует сделать упор на упражнении «прыжки в шаге», т.к. оно является основой этого движения. Еще одна большая проблема – это занос туловища в сторону, когда спортсмен отклоняется от прямой линии и получается, что он прыгает зигзагом. Это может быть вызвано тем, что человек слишком сильно наклоняет корпус или голову, рано опускает руки. В этом случае необходимо дополнительно проработать махи и следить за согласованностью движений.

Техника прыжков в длину с разбега

Прыжки в длину относятся к ациклическим упражнениям. Наибольших успехов в этом виде легкоатлетических прыжков достигают спортсмены высокого роста с относительно небольшим весом и хорошо развитыми скоростными и силовыми физическими качествами.

Движения спортсмена в прыжках в длину принято условно подразделять на четыре основные фазы: разбег, отталкивание, полет, приземление.

Разбег

В настоящее время ведущие прыгуны используют разбег длиной от 36 до 44 м (18-24 беговых шага). Длина разбега определяется рядом факторов: полом, ростовыми показателями, степенью подготовленности специальных физических качеств.

В конце разбега (последние 6-4 беговых шага) длина и темп достигают предельных величин. Это позволяет приобрести скорость в конце разбега до 11,0 м/с и начать полетную фазу со скоростью до 9,7 м/с. Именно на этом участке разбега можно получить объективный показатель ритмовой структуры прыжка, исходя из расстояния и времени выполнения последних 6-4 беговых шагов. Не менее важным показателем ритмовой структуры следует считать разницу между длиной последнего и предпоследнего шага, которая не должна превышать 3/4 длины стопы. Данный показатель свидетельствует о развитии спортсменом максимальной скорости движения перед отталкиванием.

Отталкивание

Сложность в прыжках в длину состоит в способности спортсмена выполнить отталкивание на высокой скорости с последующим вылетом под углом 19-24°.

Характер постановки толчковой ноги на брусок во многом определяет степень проявления реакции опоры, величину потери скорости и угол вылета. Наибольшие усилия в отталкивании развиваются в момент постановки ноги на опору (до 700-850 кг) при общей продолжительности всего толчка 0,11-0,13 с.

Далекая постановка толчковой ноги при небольшой амортизации вызывает существенное возрастание усилий, направленных против вектора движений тела вперед, и продолжительности времени взаимодействия с бруском. Тем самым создаются условия для увеличения угла вылета и высокой траектории полета со значительной потерей горизонтальной скорости (1 м/с и более).

В случае близкой постановки толчковой ноги разгибание ее запаздывает, сокращается время опоры и снижается усилие. Это отрицательно влияет на траекторию полета прыгуна.

Эффективная организация движений в прыжках осуществляется при постановке ноги, почти выпрямленной в коленном (угол 175-178°) и тазобедренном (165-170°) суставах, под углом 65-70° на расстоянии 30-40 см перед проекцией ОЦМТ.

Полет

Двигательные действия прыгуна в полете на высоте 50-75 см (по отношению к высоте расположения ОЦМТ спортсмена над опорой) должны обеспечить равновесие тела и далекое выбрасывание ног при приземлении. В спортивной практике известны следующие способы прыжка: «ножницы» (2,5 и 3,5 шага), «прогнувшись» и «согнув ноги».

Прыжок в длину, выполняемый с сильно согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах, носит название «согнув ноги».

Прыжок «прогнувшись» можно рекомендовать спортсменам, не обладающим мощным отталкиванием. Для этого способа характерно опускание в начале полета маховой ноги вниз и назад с последующим прогибанием туловища. Положение тела позволяет растянуть мышцы передней поверхности туловища и создать предпосылки для хорошей группировки спортсмена и далекого выбрасывания ног вперед перед приземлением.

Наиболее рациональный способ прыжка — «ножницы», позволяет спортсмену сократить время подготовки к отталкиванию и создать устойчивое положение тела в полете. Этот способ характеризуется выполнением движений в полетной фазе, близких к движениям при беге.

Приземление

Эффективность этой фазы прыжка во многом определяется характером выполнения группировки в конце полета. Высокое поднимание колен вперед-вверх к наклоненному туловищу при слегка согнутых руках, двигающихся вперед, вниз и назад, дает возможность спортсмену затрачивать меньше усилий для удержания ног при выбрасывании их вперед.

После группировки прыгун выводит стопы вперед, выпрямляет туловище и подает вперед таз. Перед касанием песка ноги практически выпрямлены в коленных суставах, а носки «взяты на себя». Обе ноги приземляются на одной линии. После касания ногами песка тело перемещается по прямой линии, чему способствует мах руками вперед, или же производится падение в сторону от нее.

Читать далее

Конспект урока «Прыжки в длину с места»

Подготовительная часть

Построение. Проверка учащихся. Сообщение задач урока, знаний техники безопасности. Строевые упражнения: Повороты направо, налево. Разминка. Ходьба на носках, на пятках, в полном приседе. Равномерный бег с заданием: с захлестыванием голени назад, с высоким подниманием бедра, прыжками вверх с ноги на ногу, ходьба гусиным шагом. Общеразвивающие упражнения:

1. И. п.- о. с. 1-2- подняться на носки, руки через стороны вверх, потянуться – вдох. 3-4- вернуться в и. п.- выдох. Повторить 4-5 раз.

2. И. п.-о. с. 1-2-медленно присесть, руки вперед-вдох. 3-4-вернуться в и. п.-выдох. Повторить 6-8 раз.

3. И. п. – ноги врозь, руки в стороны. 1 наклониться вперед, правой рукой коснуться левого носка. Повторить 4 – 5 раз в каждую сторону.

4. И. п. – о. с. 1 – правую ногу в сторону на носок, руки за голову. 2 – 3 – два пружинящих наклона вправо – вдох. 4 – вернуться в и. п. – вдох. То же в лево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону.

5. И. п. – о. с., руки в стороны. Согнуть правую ногу, обхватить колено обеими руками, прижать его к груди (туловище не наклонять!) – выдох. 2 – вернуться в и. п. – вдох. То же с другой ноги. Повторить 4-6 раз каждой ногой.

6. И. п. – ноги врозь, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки. 1 – быстрый поворот туловища вправо, резко выпрямить правую руку вперед – выдох. 2 – вернуться в и. п. – вдох. То же влево. Повторить 6 – 8 раз в каждую сторону.

7. И. п. – руки на пояс. Прыжки ноги врозь, ноги вместе (30 – 40 с). Ходьба на месте.

8. И. п. – ноги врозь. 1 – 2 – медленно поднять руки через стороны – вверх, встряхнуть кисти – вдох. 3 – 4 – пассивно «уронить» руки вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Прихлопни комара»

Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.

На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель держит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.

Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».

Игра развивает: глазомер, координацию движений, ловкость способность ориентироваться в пространстве.

12 мин

Соблюдать технику безопасности: Во время бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.

Размещение — Образовать большой круг на вытянутые руки в стороны

Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось прихлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наиболее, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».

Основная часть

Прыжки в длину с места

Для выполнения прыжка нужно встать прямо, ступни параллельно на ширине плеч, подняться на носки, руки вперед-вверх; опускаясь на всю ступню, согнуть ноги, руки назад; резким движением рук вниз-вперед-вверх оттолкнуться двумя ногами вперед-вверх. В полете обе ноги сгибают в коленях, подтягивают к груди, а перед приземлением выпрямляют вперед. Руки в полете перемещают вниз-назад, а при приземлении выносят вперед. Приземляются на две ноги. Прыжки в длину с места развивает способность ориентироваться в пространстве.

Подвижная игра «Бег раков». Цель игры: Развитие координации и силы мышечного аппарата. «Бег раков» Проводится как линейная эстафета. Руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях, передвижение вперед.

Подвижная игра: «Удочка»

Цель игры: развитие ловкости, координации движений.

Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м.

Водящий становится в центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см.

Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.

20 мин

5 мин

Следует акцентировать внимание занимающихся на технику выполнения, а не на результат.

Упражнение выполняется на твердом мате.

Работа в двух колоннах по очереди. Для совершенствования техники прыжка можно добавить натянутую резиночку высотой например 10 см и перепрыгивать через нее.

Размещение шеренга.

Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость

Развиваем способность мыслить, умение подсчитывать штрафные баллы, способность ориентироваться в пространстве перепрыгнуть через веревочку с привязанным к концу мешочком с песком.

Обучение прыжка в длину с места

Технологическая карта урока

«Обучение прыжка в длину с места»

Учебная параллель: 1 класс

Тема урока: «Обучение прыжка в длину с места».

Тип урока: решение частных задач.

Методы и формы обучения: Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Цель: Обучение первичным навыкам прыжка в длину с места.

Задачи занятия:

Образовательные задачи (предметные результаты)

1.Обучение технике прыжка в длину с места.

2.Обучение расчету по порядку.

3.Укрепить здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных способностей.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

1.Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное УУД).

2.Формировать умения определять пульс на уроках физической культуры (регулятивное УУД).

3.Развивать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок (регулятивное УУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты):

1.Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни (самоопределение, личностные УУД).

2.Формировать мотивацию к учебной деятельности (смыслообразование, личностные УУД).

3.Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели (нравственно-этическая ориентация, личностное УУД).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся: характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время выполнения физических упражнений;

получат возможность научиться: самостоятельно подбирать и выполнять физические упражнения с заданной дозировкой нагрузки; оценивать результаты выполнения задания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта)

Познавательные — овладеют умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные – активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;

Регулятивные – определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; доброжелательное отношение и оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий.

Оздоровительные: укрепление мышц ног.

Образовательные ресурсы: секундомер, скакалки.

Место проведения: спортивный зал.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I Организационный момент (8 мин)

Цель этапа:

Обеспечить эмоциональную, психологическую и мотивационную подготовку учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проводит построение в шеренгу. Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на решение задач занятия.

Выполняют построение в шеренгу. Слушают и обсуждают тему урока.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II Актуализация знаний (10 мин)

Цель: обеспечить мотивацию выполнение строевых команд и расчета по порядку.

Дает команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь!».

Объясняет правила выполнения расчета по порядку. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения.

Выполняют команды.

Последний учащийся в шеренге, сделав шаг вперед, произносит «Расчет закончен».

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; адекватно воспринимают оценку учителя.

.

III Обобщение и закрепление изученного материала (16-18 мин)

Цель: обеспечение активной учебной работы обучающихся для получения теоретических и практических знаний в процессе урока.

Показывает, как точно найти место на запястье.

Объяснить, как правильно подсчитывается пульс.

Формулирует задание, проводит выборочную проверку. Проводит разминку, обеспечивает мотивацию выполнения.

Объясняет и показывает, как выполняется прыжок в длину с места.

Формулирует задание, осуществляет индивидуальный контроль.

Выполняют задание. Задают вопросы.

Выполняют разминку со специальными беговыми и прыжковыми упражнениями. Беговые и прыжковые упражнения выполняются по диагонали спортивного зала поочередно с соблюдением дистанции, обратно учащиеся возвращаются шагом для восстановления.

1)Приставной шаг правым боком;

2)Приставной шаг левым боком;

3)С высоким подниманием бедра;

4)Со сгибанием (захлестом) голени назад;

5) Бег скачками;

6) Бег прыжками;

7)Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед;

8)Прыжки на правой ноге с продвижением вперед;

9)Прыжки на левой ноге с продвижением вперед;

Выполняют прыжок в длину с места (5-6раз). Поставить ноги на ширину плеч, слегка приседая, отвести руки вниз назад, сильно оттолкнувшись, сделать мах руками вверх вперед и, согнув ноги, прыгнуть вперед максимально далеко. При приземлении ноги упруго ставятся на опору во избежание падения и травмы. Зафиксировать приземление в течении трех секунд, после этого вернуться в исходное положение для следующей попытки.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели и способы их достижения; знакомятся с техникой выполнения прыжков в длину с места; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом предмете; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

IV Первичное осмысление и закрепление ( 5 мин)

Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Объясняет правила и проводит подвижную игру «Удочка».

Запоминают правила игры. Участвуют в игре. Учащиеся располагаются по кругу. Учитель встает в центре круга, в руках держит длинную скакалку. Вращает скакалку по кругу по полу, учащиеся должны перепрыгнуть через нее. Тот, кто не успел перепрыгнуть, выбывает из игры. Темп вращения постепенно увеличивается.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и в процессе участия и в игре.

Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия; взаимодействовать со сверстниками в игре.

V Итоги занятия. Рефлексия. (4 мин)

Цель: Обобщить полученные на занятии сведения.

Проводит беседу по вопросам:

— Где и как правильно брать пульс?

— Как правильно определить количество ударов в минуту?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Список используемой литературы:

1) Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников: Н. Б. Муллаева — Москва, Детство-Пресс, 2010 г.- 160 с.

2) Уроки физической культуры. 1-4 классы: А. П. Матвеев — Москва, Просвещение, 2014 г.- 128 с.

3) Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича – Волгоград: Учитель, 2012. – 171с.

4) Физическая культура. 1 класс. Рабочая программа. Методическое пособие: — Москва, Планета, 2015 г.- 48с.

5) Физическая культура. 1-2 классы: Е. Н. Литвинов, М. В. Анисимова, Т. Ю. Торочкова — Санкт-Петербург, Мнемозина, 2012 г.- 96 с.

6) Физическая культура. 3 класс. Рабочая программа. Методическое пособие: — Москва, Планета, 2015 г.- 48 с.

7) Физическая культура. 1 класс : технологические карты уроков по учебнику В.И. Ляха. 1 полугодие. – Волгоград: Учитель, 2012. – 177 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *