Приучение к самостоятельному засыпанию – Как научить ребенка засыпать самостоятельно: методы, рекомендации

Содержание

Приучение к самостоятельному засыпанию — запись пользователя Марина (22-mina) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Всё о сне

Многие мамы мечтают о таком счастливом дне, когда их малыш САМ уснет в кроватке. У кого-то получается научить-приучить ребенка к этому нехитрому делу, а у кого-то все попутки проваливаются с треском. Вот хочется мне в комментариях почитать конкретные примеры, как к этому шли (морально, эмоционально).

Первой дочке 3,5 года. Я ее тоже пыталась приучить к самостоятельному сну. Не получилось. Носится могла до 2 ночи, потом мои нервы сдавали, и с криками ее и моими она наконец-то вырубалась. Я думала, что она не готова еще к этому шагу и ей нужна мама, т.к. ко мне очень привязана. Ей постоянно нужен контакт (за руку меня держать во сне, объятия, по ножке, ручке погладить). Сейчас сама не уснет, с ней лежу, долго, бывает и час. как правило сама уже храплю, а она ногой по стене водит. Если ждать пока она устанет и сама ляжет, то можно вообще, наверно, не спать. Мне ее жалко, ведь утром в садик. Может вся проблема в том, что мне всех жалко, а меня никто не жалеет? И то, что мама хочет спать тоже всем параллельно?

Второй дочке 1,4 года. Тоже та еще бессонная девушка. Появилась у нас проблема не желание спать по ночам. До недавнего времени спали 2 раза. Т.к. не выдерживала больше 4 часов, пищала, падала, ударялась. Качали в кроватке или эл.качельках, так укладывали спать. И ночью часа 2 гульбанила. Перевела ее на один сон. С ночами ничего не изменилось. На тихий час уложить сложно, опять же качаю в кроватке, дочка вся искрутится, ноги задирает на борты, готова на голову встать, орет, а спать сама хочет. В это время качаю ее в кроватке, поглаживаю, пою. Минут 40 продолжается это безобразие. Может не укладывать?, как скажут некоторые, пусть устанет и сама уснет. Пример сегодняшний. Ребенок ночью не спал с 0 до 3 ночи. В итоге ночной сон 6 часов. по идее к 13 часам сегодняшнего дня она должна была вырубиться,, но нет. Хотя мы гуляли долго. Сна ни в одном глазу. Или это уже перевозбуждение? Забыла написать, что сейчас я хочу уйти от укачивания, пусть сама привыкает засыпать. И ночью не давать пить-есть-гулять. Именно сегодня ночью я ее не отправила в соседнюю комнату, а пыталась уложить поглаживанием, песенками и БЕЗ БУТЫЛКИ. Спать она хотела, но попа плясала и рот орал. В 3 часа я не выдержала дала 120 гр смеси, она тут же уснула. Наверно, сделала неправильно, но сколько можно орать, когда все спать хотят. Сегодняшний тихий час, кладу сонного ребенка в кровать, в надежде, ну вот сейчас то ты уснешь быстро. Не тут-то было. Кровать не качаю, не глажу, просто нахожусь рядом. Дочка давай танцевать брейк данс в кровате, иначе не назовешь. В итоге я положила к ней куклу, сказала спать и вышла. Она тут же вылезла, идет. Я раз 30 ее укладывала назад и уходила. Идет и все ко мне, сна ни в одном глазу. Что делать не давать ей спать? буду чувствовать себя садисткой, по отношению к ребенку, т.к. понимаю, что ей сложно уснуть без доппинга - у нас это укачивание. В итоге, уже в 14:30 покачала немного, Я СДАЛАСЬ, она за 1 минуту уснула. Подруга говорит, что она не готова к самостоятельному засыпанию, подожди, что все дети разные. Но моя нервная система устала и сдает с каждым укладыванием спать + ночные гулянки уже месяца 3 как.

Моя цель на сегодняшний день -

1. отучить от укачивания. Нужно для себя определиться как это сделать, оставлять однуи уходить, из кроватки она будет вылазить, возвращать назад и снова уходить. Но что-то мне подсказывает, что дохлый номер. Сегодня 1,5 часа так делала. Или приучать засыпать со мной рядом, но тут она будет показательно орать, так тоже пыталась. Как определить манеру поведения, не знаю. и главное не сорваться.

2. убрать ночные бутылки с водой, компотами, смесями. Обычно доча просыпается ночью, даю ей немного водички грамм 80, попьет и спит дальше. Это в идеале. А то попьет сядет и давай болтать на своем. Типа она выспалась. Отправляю ее в комнату к прабабушке, та все равно не спит ночами, вот они там вдвоем тусят. Потом ее укачиваем на эл.качелях. В итоге писает много, памперсы по 3 раза меняю. Пока меняю разгуливается, ночью на горшок никак не садится.

3. Если проснулась ночью, то сиди в темноте, никуда не пойдешь.Вот сегодня ночью не пустила ее никуда, и не качала, поэтому она орала и не спала до 3. Протест с ее стороны или мой бзик?

Совет подруги - оставь все как есть и терпи. А я уже утала, я уже нормально 3,5 года не сплю. Старшая только к 3 годам стала спать ночами нормально. Если я и маленькую сейчас не организую, то как бы с ума не сойти.

Дайте практические советы, пока старшая в гостях у бабушки, потерпим с мужем я несколько дней-ночей перевоспитания. Или на самом деле остваить все как есть, месяца через 3 переезжаем в свою квартиру, там на новом месте заняться перевоспитание.

как убрать стену в контакте

www.babyblog.ru

Самостоятельное Засыпание — самостоятельное засыпание ребенка, методы и описание

   Что означает термин «самостоятельное засыпание»? Всех ли детей нужно учить сну, с какого возраста, какие бывают методы обучения и как выбрать наиболее подходящий подход в обучении сну именно вашего малыша? На все эти вопросы мы ответим в этой статье.

 

 Что такое Самостоятельное Засыпание?

   Самостоятельное Засыпание – это ситуация, когда подготовленный ко сну ребенок засыпает самостоятельно в своей кроватке совсем без помощи или с минимальной помощью взрослых.

   На практике, укладывание малыша, который освоил навык самостоятельного засыпания выглядит так: мама кладет малыша в кроватку, желает ему спокойной ночи, целует его и выходит из комнаты. Малыш при этом засыпает сам. Без слез, плача и какого-либо дискомфорта.

 

 Методы обучения самостоятельному засыпанию

   Методик обучения засыпанию описано очень много. Но все существующие методы работы со сном можно условно разделить на две категории – методы «let cry» и «no cry».

   Как можно понять из названий, первая группа подходов в обучении допускают плач ребенка при засыпании. Цель этих методов – заснуть любой ценой, в том числе «прооравшись». Во второй группе плач возможен, но плач малыша никогда родителями не игнорируется. Засыпание достигается не «любой ценой», а благодаря бережным и последовательным действиям мамы, родителей, удовлетворяющих потребности своего малыша.

   Специалисты, работающие в подходе «let cry» готовы обучать детей сну с 4 месяцев.

   Консультанты по сну методов типа «no cry» начинают работу по корректировки поведенческих инсомний у детей с 6 месяцев, до этого возраста помогая родителям провести определенную подготовку к обучению, создать условия для комфортного сна, сформировать ритуалы отхода ко сну и на пробуждение, выстроить режим дня для того, чтобы для малыша обучение было максимально комфортным.

 

 Основные различия методов обучения сну: методы «let cry»

   1. «Cry it out». («Проплакаться до засыпания») Основатель Вайсблут.

   Краткое описание метода: Родители должны положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты. Далее им следует игнорировать плач ребенка, дождаться, пока он устанет и уснет.

   Возраст: с 4 месяцев

   Помощь родителей:

отсутствует

   Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: высокая.

   Плюсы: быстрый результат (уже на 3-4 день)

   Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и ребенка, нарушение базового доверия, длительный плач может повредить развитию головного мозга ребенка, не подходит родителям без «железной воли».

 

   2. «Time checks» (Метод периодических проверок, «Метод Фербера»). Основатели: Ричард Фербер, Эдуард Эстивиль.

   Возраст: Фербер – с 4 месяцев

   Краткое описание метода: Родителям следует положить ребенка в свою кроватку. Далее нужно возвращаться и успокаивать его через все большие интервалы времени (1-5-15-30 минут)

   Помощь родителей: минимальная

   Эффективность:

высокая. Скорость достижения результата: достаточно высокая.

   Плюсы: достаточно быстрый эффект (на 3-5 день)

   Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и малыша, накопление усталости у ребенка, длительный плач может повредить развитию головного мозга малыша, не подходит «мягким» родителям без «железной воли», нарушение привязанности.

 

 Основные различия методов обучения сну: методы «no cry»

   1. «Put up, put down» (Обнял-положил). Основатель: Трейси Хогг

   Краткое описание метода: Ребенка нужно положить в кроватку. Сначала родителям стоит попробовать успокоить его похлопыванием и шипением. Если малыш плачет безутешно, нужно взять его на руки, но как только он успокоится – положить в кровать. Если он снова заплачет, нужно повторить процедуру.

   Помощь родителей: выраженная

   Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: медленная

   Плюсы: медленный, плавный подход, походящий легковозбудимым детям. Хорошо формирует ритуалы, позволяет родителю чувствовать и понимать сигналы малыша.

   Минусы: долго, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата

 

   2. Фейдинг. Основатель: Элизабет Пейнтли.

   Краткое описание метода: Поэтапное сокращение помощи. Родителям нужно успокоить малыша до момента, когда он почти спит. Через некоторое время (следующий этап): успокоить его просто до сонного состояния. Следующий этап: успокоить, не поднимая на руки. Далее: успокоить легким прикосновением. Далее: успокоить словами. Завершающий этап: успокоить малыша на расстоянии.

   Помощь родителей: Максимальная, постепенно затихающая

   Эффективность: высокая, скорость достижения результатов: медленная.

   Плюсы: Процесс обучения бесслезный и максимально комфортный для малыша.

   Минусы: требует много времени для получения результата. Возможные сложности в длительном выдерживании родителями последовательности в выполнении правил, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата.

 

   3. «The shuffle» (Медленное отдаление). Основатель: Ким Вест

   Краткое описание метода: малыша нужно положить в кроватку. Родитель сидит рядом и успокаивает малыша голосом или поглаживаниями. Постепенно родитель отодвигается все дальше от кровати (раз в 3-4 дня), таким образом постепенно сокращая свою помощь ребенку.

   Помощь родителей: максимальная, постепенно затихающая

   Эффективность:

высокая, скорость достижения результата: медленная

   Плюсы: подход, являющийся мягким, есть обязательный этап подготовки, родители постепенно снижают помощь, подходит тревожным родителям, легковозбудимым детям, укрепляет привязанность за счет того, что родитель всегда отвечает на сигналы малыша, подходит при совместном сне.

   Минусы: достаточно медленно. Требует постоянства действий и следования правилам длительное время.

 

Хотите знать все о Самостоятельном Засыпании малыша? Подписывайтесь на наш YouTube-канал, чтобы не пропускать новые видео!


 

 Анализ cравнения методов

   Проанализировав вышеперечисленные методы, можно заметить следующую закономерность: чем быстрее достигается результат, тем более стрессовой методика является как в своем исполнении, так и в вероятных последствиях. Ровно, как и наоборот: чем более плавная методика, тем она безопаснее в плане негативных влияний как на малыша, так и на членов семьи в целом.

   Тем не менее, существует масса исследований, статистически доказывающих, что дети, обучаемые спать по методикам «let cry» не травмируются, а напротив становятся «спокойнее» и «предсказуемее».

   Здесь каждый родитель должен ответить себе сам: является ли «спокойный» ребенок счастливым? Всегда ли эти понятия тождественны. Не приравнивается ли определение «спокойный» к понятию «удобный», не причиняющий дискомфорта. Помогает ли данная методика скорее родителю, потому что он очень устал или ребенку?

 Мнение детских, семейных и перинатальных психологов команды «Спи, Малыш»

   Мы не скрываем своего отношения к методам «let cry», считая, что они оказывают негативное влияние на психику малыша, отрицательно воздействуя на формирования базового доверия к миру. Тем не менее, мы допускаем уместность применения данных методов в случае состояния мамы, когда она находится в крайней степени усталости и раздражения.

   В этом случае, психологическое и психическое состояние мамы может быть более разрушительно для психики малыша, нежели методы «let cry».

   Но в случае возможности у мамы каким-либо образом позаботиться о себе, обратиться за помощью и поддержкой к близким или к специалисту, восполнить силы, ресурсы – мы всегда за выбор такого варианта. Мама, имеющая силы и поддержку может совершенно иначе оценить ситуацию и подойти к ней уже более объективно.

   Важно, чтобы при выборе того или иного метода мама была ориентирована и на себя, и на проблемы и потребности малыша – на то, что ему больше подойдет, что будет безопаснее и комфортнее для него.

   Мы, команда консультантов Спи, Малыш представляем в России метод Ким Вест – плавный метод обучения сну.  Мы помогаем мамам наладить сон своих детей именно по этому методу, потому как считаем его наиболее оптимальным и учитывающим все индивидуальные особенности не только малыша, но и многих внутрисемейных факторов, философии родителей.

 

 Тест, помогающий сделать выбор метода обучения сну

   Для того, чтобы понять, какой из методов вам подходит, ответьте на следующие вопросы:

  1. Малышу уже есть 6 месяцев?
  2. Бывают ли ситуации, когда мама разлучается с малышом? Как часто? Как надолго? С кем в это время остается малыш? Как он реагирует на того человека, с которым остается? Как он реагирует на уход и возвращение мамы?
  3. Может ли малыш занимать себя самостоятельно, как долго?
  4. Как бы вы описали темперамент вашего малыша – он скорее спокойный или возбудимый? Как часто плачет малыш?
  5. Умеет ли малыш успокаиваться разными способами, может ли его успокоить еще кто-то, кроме мамы?
  6. Готовы ли оба родителя работать со сном, кто готов помогать на протяжении обучения?
  7. Можете ли вы назвать себя скорее спокойным, нежели тревожным родителем?
  8. По какой причине вы начинаете работу со сном именно сейчас?
  9. Готовы ли вы к длительной работе или хотите результата как можно скорее?

 

 Результаты теста:

   МОЖНО СМЕЛО НАЧИНАТЬ.

   Если на большинство вопросов вы ответили да —  если малыш старше 6 месяцев, он уже имеет первый небольшой опыт самостоятельности, малыш умеет успокаиваться разными способами, и оба родителя настроены положительно, уверенно и готовы к работе со сном – можно смело начинать обучение малыша СЗ!

 

   МОЖНО ПЛАВНО НАЧИНАТЬ.

   Если вашему малышу от 4 до 6 месяцев, и у него еще нет опыта самостоятельности,  но он развивается в соответствии с нормой, у невролога нет замечаний к состоянию его здоровья, вы бы охарактеризовали темперамент малыша, скорее, как уравновешенный или спокойный, чем возбудимый, он уже может уметь, а может пока и не уметь успокаиваться самостоятельно, но родители готовы к длительной работе, мама спокойная и уверенная —  можно плавно начинать подготовку к обучению сну, организовывая условия сна, формируя ритуалы и уча малыша разным способам успокоения.

 

   РАНО УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЗАСЫПАНИЮ.

   Если же вашему малышу меньше 6 или даже 4 месяцев или на большинство вопросов вы ответили  — нет, а также: вы считаете себя скорее тревожной мамой либо вы сильно устали и не готовы к длительной работе, сейчас в вашем окружении нет поддержки среди близких, темперамент малыша достаточно возбудимый, он сильно привязан к Вам, часто плачет  — пока стоит отложить работу со сном и сперва найти ресурс для обучения малыша сну  – этому будет способствовать как спокойная обстановка, так и возможность получения физической и психологической помощи и поддержки

 

   Все консультанты команды Спи, Малыш являются детскими и семейными психологами, для которых важно не «добиться результата любой ценой», а помочь маме и семье увидеть ситуацию комплексно, объемно, суметь увидеть истоки сложностей со сном малыша, не просто корректируя их последствия.

   Хорошим результатом будет не констатация факта о том, что малыш просто спит сам, а понимание того, как этого достичь, за счет каких ресурсов, понимание мамой своих потребностей и потребностей малыша для того, чтобы организовать обучение самостоятельному сну естественно и с любовью и заботой о малыше.

   

spimalysh.ru

Методики самостоятельного засыпания ребенка — методы самостоятельного засыпания

   Сейчас в интернете можно встретить множество самых различных методов приучения к самостоятельному засыпанию, и перед мамами встает вопрос – как выбрать из них тот, что подойдет моему ребенку?

   Дискуссия и разные точки зрения – нормальная ситуация в любой области, в том числе и в области обучения засыпанию. Однако есть моменты, которые должны вас насторожить.

 

 Методика предполагает введение режима у детей раньше 4 месяцев

   До 4 месяцев у детей мозг еще не готов самостоятельно регулировать свой сон. Сон детей в этот период хаотичный, еще не установились циклы бодрствования и сна. Задача малыша в этот период – адаптироваться в мире, а мамы – сделать его адаптацию максимально мягкой и бережной. Для того нужно подстраиваться под ребенка, смотреть на его признаки усталости. Методы, предлагающие вводить режим с рождения, остались в прошлом.

 

 Методика предполагает обучение самостоятельному засыпанию раньше 6 месяцев

   Если у ребенка есть проблемы со сном, мама может сделать очень многое, чтобы их разрешить.

  • В первую очередь, это организация безопасного сна и условий, которые помогают малышу спать дольше и крепче.
  • Это введение ритуалов и работа над формированием полезных привычек.
  • Это умение проводить день с малышом так, чтобы он засыпал уставшим, полным впечатлениями, и счастливым.

   Это – лучшая помощь ребенку до полугода. Его мозг не готов к полноценному обучению самостоятельному засыпанию. Мы можем при достаточной настойчивости добиться условного рефлекса на привычные условия, и ребенок какое-то время будет засыпать сам в кроватке. Однако с возрастом и появлением у ребенка собственной регуляции, осознания своих желаний этот навык скорее всего «развалится», и Вам придется начать все с начала. Это похоже на то, как мы приучаем детей к гигиене – даже если начать с рождения, осознанно малыш начнет проситься на горшок только после того, как к этому будет готова его нервная система.

 

 Методика предлагает оставить малыша «проплакаться»

   Детские психологи в один голос утверждают, что методики «дать проплакаться» вредны для связи мамы и ребенка. Оставляя ребенка одного в новой и тревожащей его ситуации (даже если она безопасна), мама дает ему недвусмысленный сигнал «мне все равно, что тебе плохо». Ребенок приучается не опираться на маму, так как она все равно не поможет. При этом психика маленького ребенка еще слишком слаба, чтобы качественно справится со стрессом самостоятельно. Ребенок какое-то время протестует, зовет маму, а затем – впадает в стресс, эмоциональную холодность, могут начаться другие симптомы неблагополучия: ночные кошмары, расстройства стула, энурез, повышенная или сниженная двигательная активность. Всегда будьте рядом со своим ребенком во время перемен, делайте все постепенно, поддерживайте его – и он быстрее научится новым навыкам.

 

 Методика гарантирует непрерывный ночной сон у ребенка до 10-11 месяцев

   Большинство здоровых детей, родившихся в срок, способны к году отказаться от еды в течение ночи, но для детей младшего возраста это может быть не физиологично. Им все еще требуются 1-2 ночных кормления. Для детишек с малым весом, находящихся в стрессе, болеющих, число кормлений может быть больше. Методики, жестко ограничивающие ночные кормления, могут навредить здоровью Вашего малыша. Не используйте такие методы, не получив «зеленый свет» от своего педиатра. Если ребенок просыпается каждый час, чтобы поесть, проанализируйте причины. Возможно, у ребенка сформировалась вредная привычка – связь кормления и сна. Работаем с этой привычкой, но не лишайте ребенка еды, если она ему необходима.

 

 Методика не учитывает потребности и ценности семьи

   Если методика или консультант не предполагают никакой гибкости в ее реализации, Вы можете столкнуться с тем, что методика в лучшем случае просто не сработает. В худшем – Вы почувствуете, что делаете «все правильно», а Вам и ребенку становится только хуже. Помните, что методики создаются для Вас, а не Вы – для методики. Для приучения к самостоятельному засыпанию крайне важна уверенность мамы в том, что это необходимый шаг и ее ребенок будет уметь больше, спать лучше. Если методика такой уверенности не дает, попробуйте взять те элементы, которые Вы готовы внедрять сейчас, и откажитесь от тех действий, которые вызывают в Вас протест.

 

 Итак, какую же методику выбрать?

   Мы рекомендуем мягкие методы, основанные на физиологии и психологии детей младшего возраста. Наш метод не разрушает привязанность, учит маму быть внимательной к сигналам малыша, может быть адаптирован под разные принципы воспитания. Мы уделяем внимание тому, чтобы приучение к самостоятельному засыпанию не влияло на качество грудного вскармливания, если мама планирует его продолжать. Мягкий метод всегда предполагает подготовку малыша и мамы к самостоятельному засыпанию, мы не «вбрасываем» ребенка в непривычные условия некомфортным способом.

   Наши консультанты консультанты по детскому сну также являются специалистами в области детской психологии и грудного вскармливания. Будем рады помочь Вам решить проблемы со сном и сделать Вашу жизнь немного спокойнее и проще.

 

Бесплатный вебинар Спи, Малыш «Самостоятельное Засыпание: какой метод выбрать?»

 

 

spimalysh.ru

Как научить засыпать ребенка самостоятельно

   Знаете ли вы что такое Самостоятельное Засыпание (СЗ) и как выглядит процесс укладывания малыша, когда он умеет засыпать самостоятельно?  Знаете ли вы как научить ребенка засыпать и в каком возрасте это можно сделать?

   Часто при упоминании СЗ у родителей сразу же возникает множество противоречий и ассоциации с жесткими методиками, плачем в одиночестве. Команда Спи, Малыш хочет поделиться с родителями своим опытом и развенчать мифы и страхи, связанные с темой обучения сну или СЗ в этой статье.

 

 Что такое самостоятельное засыпание?

   Самостоятельное засыпание или, сокращенно, СЗ – это засыпание при котором малыш засыпает сам или с минимальной помощью родителей за 15-20 минут в своей кроватке или кровати родителей (если родители сознательно выбрали совместный сон ).

   Процесс укладывания малышей, которые уже освоили навык СЗ выглядит так:

  • Родители проводят ритуал подготовки ко сну
  • Кладут малыша в кроватку
  • Целуют его
  • Говорят «Спи, малыш»
  • Выключают свет и уходят
  • Малыш засыпает сам в своей кроватке за 5-20 минут

 

   Навык СЗ могут освоить все здоровые дети старше 6 месяцев, которые находятся как на грудном, так и на искусственном вскармливании. Задача родителей, помочь ребенку этот навык освоить.

   Навык СЗ дети могут освоить и сами, постепенно, без активной помощи родителей. Это в быту называют словом «перерастет». Но, как и с любым умением, с помощью родителей обучение проходит быстрее и эффективнее.

   Приведем пример с навыком «говорить». Если родитель не будет помогать ребенку учиться говорить, активно с ним разговаривать, хвалить, мотивировать говорить, ребенок все равно рано или поздно заговорит. Но, скорее всего, без участия родителя, заговорит малыш позже, и возможно, не будет так уверенно и хорошо разговаривать. Так же и со сном. Рано или поздно все дети научатся засыпать самостоятельно, ведь нас, взрослых, никто не укладывает спать вечером. Но если родители не помогают малышам с обучением сну, то сложности с самостоятельным засыпанием могут продолжаться до трех-четырех лет, а в некоторых случаях и до школьного возраста.

 

 Почему нужно обучать ребенка засыпать самостоятельно?

   Неумение засыпать без активной помощи мамы или папы – одна из причин частых ночных пробуждений. Одна из причин, одна но не единственная. В нашей пирамиде причин плохого сна есть и другие причины – и проблемы со здоровьем малыша, и эмоциональное состояние мамы, и условия, в которых малыш спит и режим.

   В нашей индивидуальной работе с семьями чаще всего бывает так, что после корректировки режима и условий сна, формирования позитивных ассоциаций на засыпание, сон малыша становиться значительно лучше. Родители довольны результатами и не продолжают работ над сном, заключительным этапом которой, является обучение малыша СЗ. Несколько ночных пробуждений малыша не сильно беспокоят родителей, а мы не настаиваем на продолжении. Обучение самостоятельному засыпанию не является обязательным. Если родителей все устраивает, то ничего менять не стоит.

   Если вас все устраивает, то ничего менять не нужно.

   Но бывает и так, что даже при комфортном режиме и условиях сна малыш продолжает просыпаться часто, через каждый цикл сна – 40 минут. Ребенок требует помощи родителей, чтобы снова заснуть. А такой прерывистый, «пунктирный» сон не может быть качественным и быстро приведет к накоплению недосыпа у всей семьи. В такой ситуации освоение навыка СЗ просто необходимо, потому что именно неумение засыпать без помощи взрослых и ведет к таким частым пробуждениям.

   Дети, освоившие навык СЗ, легко засыпают и справляются с кратковременными пробуждениями без помощи родителей и просыпаются только на кормление.

 

 Методы обучения самостоятельному засыпанию

   Для того, чтобы научить ребенка засыпать без активной помощи взрослых придумано и описано множество методик. Все методики убирают «негативные ассоциации» на сон и помогают ребенку научиться успокаиваться и засыпать без помощи мамы. Методики условно можно разделить на жесткие «let cry» и мягкие «no cry». Каждая из методик находит свое применение и обоснование. Главное не торопиться с применением, выбрать методику, которая соотносится с вашей ситуацией и философией родительства.

   Команда «Спи, Малыш» настоятельно рекомендует выбирать мягкие методики. Но бывают объективные ситуации, когда применение жёстких методик обосновано.

   Любая методика работает, если ей следовать. Если вы начинаете методику, а потом бросаете через пару дней, потом вновь от усталости начинаете без подготовки, то вы учите ребенка плакать, а не спать.

   Будьте готовы, что обучение СЗ вообще без слез не бывает. Малыш будет сопротивляться привычному укладу и выражать свой протест единственным доступным ему способом – плачем. Что влияет на успех обучения:

  • Отдохнувший и подготовленный ребенок
  • Отдохните и будьте готовы соблюдать свои же правила
  • Найдите помощь
  • Настрой – визуализируйте успех!

 

 Как научить малыша самостоятельному засыпанию?

   Научить ребенка спать самостоятельно несложно. Чаще всего весь процесс занимает не более месяца. Но важно понимать, что в каждом возрасте есть определенные особенности обучения СЗ.

 

 0 – 6 месяцев

   Не стоит слишком торопиться с применением методик обучения сну в возрасте до 6 месяцев. Есть многочисленные исследования, которые доказывают что обучение СЗ в возрасте до 6 месяцев вызывает лишний стресс у мамы и малыша и не дает гарантии, что навык сохраниться, когда малыш переживет первый регресс сна.

   Не стоит требовать слишком много от малыша до 6-ти месяцев, но можно делать первые шаги подготовки к освоению навыка уже после 4-х недель:

  • Используйте разные способы успокоения малыша, не приучайте к одному способу успокоения
  • Не спешите со своей помощью – дайте шанс найти способ самоуспокоения
  • Кладите иногда малыша в кроватку сонным, но не спящим

 

  6 месяцев – 2 года

   Когда ребенку исполнилось 6 месяцев, то первый регресс позади, лактация уже точно установилась, а малыш уже достаточно взрослый, чтобы освоить навык засыпать без помощи взрослых. Мы считаем, что это самый идеальный возраст для того, чтобы приучить ребенка к СЗ. Родителям важно внимательно выбрать метод обучения самостоятельному засыпанию и провести подготовку.

   Что важно учесть при обучении СЗ в возрасте от 6 месяцев до 2-х лет:

  • Обучению сну предшествует подготовка, не беритесь сразу за обучение сну
  • Последовательность и постоянство действий – залог вашего успеха!
  • Выберите время для старта программы и получите «зеленый свет» от врача

 

  Старше 2-х лет

   Обучение СЗ у малышей старше 2-х лет может стать непростой задачей. Вредные привычки на засыпание хорошо закрепились, а опыт малыша говорит о том, что родители рано или поздно сдаются. В этом возрасте дети время от времени начинают проверять правила родителей «на прочность» — так иногда возникают новые проблемы со сном. Малыши в этом возрасте очень мобильны и место сна может стать дополнительной сложностью.

   Если малыш спит в кровати, из которой легко вылезти, например, кровать без бортиков или со снятым бортиком, родительская кровать — это усложняет процесс обучения сну!

   Мотивация и интерес – основной инструмент в работе над сном с малышами старше 2-х лет:

  • Включайте фантазию и возьмите своего ребенка в союзники
  • Любимый герой или Фея Сна могут стать участниками процесс и выполнять контролирующую функцию
  • Используйте мотиваторы, например, плакат с наклейками и небольшие подарки
  • Главное – доводить начатое до конца!

 

 Как подготовить малыша к самостоятельному засыпанию?

   В любом деле важна подготовка и настрой. В процессе подготовки малыша к СЗ 6 ступеней:

 

  • Безопасность и Условия Сна. Безопасность прежде всего!

   Чтобы снизить риск удушья проверьте, насколько безопасны условия, в которых спит ваш малыш. Подробно об этом в нашем бесплатном вебинаре. Обратите внимание и приведите в порядок условия сна. Многочисленные исследования доказывают, что гигиена сна напрямую влияет на продолжительность и качество сна детей и взрослых. Темнота, тишина, приток кислорода, влажность, комфортная температура и одежда – это ваши «сонные помощники».

 

  • Ритуалы на сон и пробуждение.

   Чтобы переключиться с активного бодрствования на сон малышу нужны ритуалы. Ритуалы – спокойные, повторяющиеся действия перед дневным и ночным сном. Выберите ритуалы, которые нравятся маме и ребенку и уделите ритуалам время – 30-40 минут вечером и 15-20 минут днем. Ритуалы на пробуждение помогают ребенку отличить кратковременные пробуждения ночью от времени утреннего подъема. Покажите ребенку, что утро наступила – добавьте света, пойте утреннюю песню, обнимашки, потягушки и поцелуйчики – все это сделает утро радостным, а ребенку поможет ориентироваться во времени.

 

  • Режим Сна и Бодрствования.

   Комфортный режим сна и бодрствования позволит избежать переутомления и недосыпа, а значит сделать сон спокойным и качественным. Подобрать идеальное время начала сна — «окна сна» помогут наши консультанты.

 

  • Кормление и Сон.

   Хаотичные ночные кормления, засыпания только на груди утомляют не только маму, но и ребенка. Привести кормления в порядок и снизить количество ночных пробуждений поможет наш вебинар Как разделить еду и сон?

 

  • Сон в отдельной кровати.

   Вы сознательно выбрали совместный сон? Или кладете малыша в свою кроватку, потому что иначе он просто не спит? Как бы там ни было, обучение СЗ эффективнее проходит в отдельной кровати. Постепенный перевод малыша в свою кроватку важный этап, как сделать его мягким и менее стрессовым для всех вы сможете прочитать в нашей статье Перевод в свою кроватку.

 

  • Помощь при засыпании.

   Как вы помогаете ребенку засыпать? Это укачивания? Может быть, фитбол? Кормления? Пение? Все те привычные способы, которые помогают ребенку успокоится и заснуть становятся ассоциациями на засыпание или привычками на сон. Вашу помощь ребенку при засыпании необходимо постепенно снижать. О том, как это сделать наш вебинар Как уйти от вредных привычек на сон.

 

   И последним, завершающим шагом, будет переход к применению методики обучения сну. Если в процессе возникли сложности, смело обращайтесь к нам, мы постараемся вам помочь!

 

   Бесплатный вебинар Спи, Малыш «Самостоятельное Засыпание: какой метод выбрать?»

 

 

spimalysh.ru

Как научить ребенка в 6 месяцев засыпать самостоятельно

   Все родители хотят, чтобы их дети спали спокойно и всю ночь без пробуждений. Но взрослые не всегда учитывают особенности детской психики и ее способности относительно возраста. Самостоятельное засыпание, как и другой любой навык, нужно осваивать по возрасту. Когда ребенок физиологически к этому готов.

   Мы, команда Спи, Малыш, не рекомендуем до 6 месяцев учить малыша самостоятельно засыпать, потому как:

  • Ребенок еще не готов к этому физиологически и психологически
  • Успехи в обучении в таком раннем возрасте не гарантируют сохранение навыка самостоятельного засыпания после полугода
  • Неаккуратное применение методик обучения СЗ может стать небезопасным и навредить отношениям «мама-ребенок»

 

 Первые полгода малыш полностью зависит от взрослого.

   Эмоционально и физически малыш зависит от значимого взрослого, чаще от мамы. В процессе эмоционального общения, ухода за малышом, кормления формируется эмоциональная связь и близость с малышом. Она зависит и от того, как удовлетворяются его потребности в еде, тепле, смене памперса и общении. Привязанность первые полгода формируется в тесном тактильном и эмоциональном контакте с мамой, что важно учитывать.

   В раннем возрасте малыш не умеет еще успокаиваться сам, ему еще нужна помощь взрослого при засыпании.

   Подумайте, что такое «самостоятельность»? Что малыш может сделать сам в таком раннем возрасте? Какая самостоятельность в 2 месяца? Но, несомненно, с возрастом самостоятельность ребенка растет и проявляется в его новых двигательных навыках.

   Около полугода малыш сталкивается с психологической сепарацией — процессом естественного отдаления мамы от ребенка и его от мамы, что также свидетельствует о взрослении ребенка. Это процесс двусторонний. Не только малыш отдаляется от мамы – он уже может отползти, например, но и мама позволяет ему делать это в безопасных условиях и рядом с собой. Так малыш осваивает пространство, познает мир вокруг себя, знакомится с новыми эмоциями и впечатлениями от того, что стал по-другому смотреть на мир и близких, которые его окружают — уже не лежа на спине, а в перевороте или на животе. И тут очень важно, на сколько взрослый стимулирует и поощряет эти порывы самостоятельности, а соответственно взросления малыша. Ведь бывает так, что ребенок в 6-7 месяцев готов сам что-то делать, но родители не готовы к этому: они бояться, ограждают малыша от многого, делают что-то за него, хотя он уже сам умеет это. В такой ситуации взрослым важно разбираться с вопросами: «Почему мне это удобно?», «Самостоятельность моего малыша – это что для меня?».

   Иногда в индивидуальной работе с консультантами проясняется, что мама психологически не готова к тому, что ее малыш повзрослел, мама начинает в некоторых ситуациях чувствовать себя не такой значимой, как раньше, возникает ощущение, что ребенок уже не так сильно нуждается в ней. У таких переживаний есть разные скрытые психологические причины: сложные отношения с супругом, поиск ласки в заботе о малыше, сложные отношения с мамой и тогда страх «не додать» что-то своему маленькому сокровищу, а, может быть, мама себя в таких отношениях с ребенком чувствует особенной и самой значимой.

   Но самостоятельность малыша и его взросление не делают маму менее значимой, иногда наоборот, чтобы пройти регресс или скачок роста, малыш вначале нуждается  в маминой поддержке — липнет к маме, постоянно находится у нее на руках, не отпускает ее руку, чтобы получить безопасность, сделать шаг вперед и «отпустить» маму до следующего кризисного события.

   И на каждом возрастном этапе ребенка любовь мамы будет проявляться в разных действиях и поступках. Даже когда мама перестает кормить грудью, она не становится менее значимой для своего крохи. Она не начинает любить его меньше, также, как и он ее. И с возрастом развиваются другие проявления маминой любви и заботы. Подумайте, в чем проявляется ваша забота о малыше? Вспомните, отличается ли сейчас эта любовь и забота от той, которая была в раннем возрасте малыша? Появляются ли новые способы сказать и показать свои теплые чувства ребенку?

 

 Почему мы рекомендуем обучать самостоятельному засыпанию после 6 месяцев?

   Около 6 месяцев малыш становится более мобильным, он уже активно переворачивается и учится ползать. К 6-7 месяцам начинают запускаться процессы саморегуляции, что позволяет малышу осваивать новые способы успокоения и находить свои.

   В этом возрасте в качестве самоуспокоения могут выступать действия, несвязанные с присутствием взрослого в момент засыпания: дети могут засыпать сами, если иногда есть соска, сонный любимец, сосание пальчика, «пожмякивание» одеялка, «мурлыкание» себе под нос «колыбельных-мантр».

   К 6-8 месяцам важно развивать самостоятельность, способствовать взрослению ребенка, поощрять это. А самостоятельное засыпание – это как любой другой навык, которому можно и нужно научить ребенка, если он готов и здоров (ВАЖНО! для исключения медицинских причин рекомендуем обратиться к педиатру).

   

   Что может помочь в этом возрасте подготовить ребенка к самостоятельному засыпанию?

  1. Проверьте условия сна. Не бойтесь создавать идеальные условия для сна и перестаньте волноваться, что это будет мешать малышу в будущем спать при малейшем шорохе. Обычно такая требовательность к условиям сна касается очень чувствительных малышей. Помните, что детям важно создать комфортные условия для сна. Дети больше, чем взрослые, нуждаются в проветривании и прохладе. Затемняйте комнату на время сна, не переживайте, что это запутает ребенка. Темнота помогает лучше спать, ведь мелатонин «гормон сна» начинает активно вырабатываться в темноте, так детям легче расслабить мышцы глаз и удерживать веки закрытыми. К тому же, дети меньше отвлекаются на рассматривание и изучение окружающей обстановки.

 

  1. Ритуалы. Как много мы пишем о важности подготовки ко сну! Это так просто, и так эффективно, но многие родители игнорируют важность ритуалов перед сном. Почему ритуалы работают? Ребенку важна последовательность и предсказуемость. Когда одни и те же действия повторяются каждый вечер перед сном, то это помогает настроиться на сон и быть готовым к нему. Такая предсказуемость успокаивает и расслабляет. Вы можете попробовать вводить ритуалы постепенно. Добавьте больше расслабляющих действий перед сном, подумайте, какие из спокойных занятий приятны и вам, и вашему малышу. Старайтесь и сами получать удовольствие от этого процесса. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом наедине, полностью посвящая себя друг другу. И помните, что с возрастом ритуалы для засыпания дополняются и насыщаются — то, чем вы занимались с 5-месячным ребенком уже будет скучно для малыша 1 года. 

 

  1. Подберите комфортный режим. К 5-6 месяцам начинает формироваться «мягкий» режим с 3-4 дневными снами. В этом возрасте можно пробовать зафиксировать время ночного укладывания и утреннего пробуждения, а также первый утренний сон через 1-1,5 ч после подъема. Наблюдайте за своим малышом, ориентируясь не столько на нормы сна, но и на признаки усталости вашего малыша, на его комфортное время бодрствования. Фиксируйте и анализируйте свои наблюдения. Они помогут вам выстроить индивидуальный режим вашего ребенка. Но помните, что время бодрствования растет с возрастом и режим постепенно изменяется. Будьте к этому готовы. Вечером можно поискать в течение нескольких дней комфортное время укладывания . Это время мы называем «окно сна» — начало выработки «гормона сна» мелатонин, время, когда ребенок быстрее и легче засыпает. Это поможет вам облегчить укладывание и сократить время засыпания.

 

  1. Дневной сон в кроватке. Рекомендация избегать сна в движении в первую очередб касается утреннего сна (первого дневного сна)и послеобеденного сна (второго дневного сна). Сон в в коляске – некачественный сон, не позволяет малышу отдохнуть как следует. Важно постепенно приучить ребенка ко сну в своей кроватке. Сначала сформируйте положительное отношение к кроватке, потом пробуйте организовать первый сон в кровати, а в след за этим и послеобеденный сон. Спустя несколько дней можно иногда перекладывать ребенка засыпающим – сонным, готовым ко сну на один из снов в его кроватку. Важно приучить не только просыпаться в своей кроватке, но и засыпать, научить осознавать момент засыпания в своей кровати.

 

  1. Постепенно снижайте свою активную помощь во время засыпания малыша: чуть меньше качайте, поглаживайте, пойте.

 

  1. Помните, что в период регресса 7-10 месяцев лучше не принимать жестких правил. Начинайте обучать СЗ, когда ребенок переживет регресс сна.

   Помните, что от психологической готовности и настроя мамы во многом зависит эффективность обучения ребенка и то, как он засыпает самостоятельно.

 

 Если мама не готова обучать малыша самостоятельному засыпанию

   Может быть и так, что в  6-7 месяцев малыша мама не готова обучать ребенка засыпать самостоятельно. И это нормально, это выбор мамы. Значит маме важно проработать некоторые важные темы, а пока ей это не подходит. Многое зависит от того, насколько всей семье комфортно в текущей ситуации со сном ребенка и хочется ли что-то менять. Мы всегда повторяем —  если вас все устраивает, то ничего менять не нужно!

   Важно понимать, что есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, отношения между мамой и детьми более сдержанные, малыш рано отделяется от мамы, сама мама в более раннем возрасте отделяется от него и психологически и физически, мамы раньше выходят на работу и отдают детей в детский сад очень рано. Для европейских и американских мам нет внутреннего конфликта или противоречия по этому поводу – это допустимо и привычно для них. Но мамам в СНГ и России часто не подходит такое резкое и раннее отделение от малыша. В русскоговорящей зоне более жертвенные мамы, детоцентризм становится настоящей отличительной чертой — большинство мам не готовы рано выходить на работу и оставлять малыша с кем-то, чаще всего мамы не поощряют самостоятельность ребенка, очень опекают и стараются многое сделать за него, потому наши детки чуть позже становятся самостоятельными. Это не хорошо и не плохо. Это нормально. И эти культурные различия следует учитывать, иначе у мамы возникает внутренний конфликт, который мешает достигнуть поставленных целей: «я хочу обучить самостоятельно засыпать и в отдельной комнате, но мне самой так нравится спать вместе с ним и страшно, что он там будет одинокий лежать без меня» – и в результате обучение останавливается на психологической работе с мамой, ее готовностью.

   В большинстве случаев наши консультанты помогают маме найти свои внутренние ресурсы, найти баланс между «надо и хочу», прийти к золотой серединке между личными желаниями мамы и потребностями ребенка.

   Консультанты Спи, Малыш помогают преодолеть родителям трудности с детским сном, подготовить к самостоятельному засыпанию, пройти обучение СЗ под чутким сопровождением психологов и специалистов по детскому сну. Метод, который мы используем в работе, был разработан в Америке, но мы его адаптировали для русскоговорящих мам с учетом культурных особенностей. Метод мягкого отдаления помогает обучить малыша спать самому, с минимальной маминой помощью и с нетравматичным опытом для ребенка.

   И если малыш не умеет спать сам и ему постоянно требуется контакт с мамой при засыпании, то с этим можно и нужно работать — учить малыша засыпать самостоятельно. Это такой же навык, как ходить или разговаривать. Когда-нибудь ребенок и сам научится это делать, но с помощью взрослого он сможет освоить новый навык быстрее и эффективнее.

   

spimalysh.ru

Самостоятельное засыпание ребенка: методика приучения

С рождением малыша у родителей появляется масса приятных хлопот, но вместе с тем возникает и немало вопросов. Особенно актуальной считается проблема сна. Надеясь на длительный и безмятежный отдых, присущий большинству новорожденных, некоторые родители сталкиваются с трудностями засыпания. Одним приходится часами укачивать младенца на руках, другим – лежать  рядом, пока он успокоится. По мнению доктора Комаровского, трудности связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, а не с капризным характером или избалованностью. Правильные действия родителей и их безмерное терпение помогут справиться с ситуацией и сделать самостоятельное засыпание ребенка нормой жизни.

Содержание статьи:

Самостоятельный сон ребенка: на что обратить внимание

Стремясь научить своего ребенка заснуть в отдельной постели или комнате, нужно учитывать ряд факторов: возраст, темперамент, наличие сопутствующих заболеваний, индивидуальные особенности. Кроме того, необходимо выработать четкий алгоритм действий, который поможет малышу успокоиться и настроиться на сон.

Преимущества

В последние годы специалисты все чаще высказываются в пользу совместного сна мамы и младенца. Несомненно, имеется много плюсов от такого отдыха. Но вместе с тем, существует и ряд моментов, которые подталкивают родителей приучать ребенка к самостоятельному засыпанию.

  • Отсутствует вероятность травмирования со стороны мамы или отца (если малыш располагается в центре постели).
  • Увеличивается свободное пространство, позволяющее часто изменять позы во время сна как родителям, так и крохе.
  • Возрастает возможность для родителей полноценно выспаться и почувствовать себя бодрым и отдохнувшим.

Помехи для самостоятельного засыпания

Из-за несовершенства нервной системы малыши быстро устают, поэтому полноценный и качественный сон им необходим больше, чем взрослым. Но порой научить их самостоятельно засыпать является довольно сложным процессом. Сталкиваясь с такими трудностями, родители теряются, и не могут обойтись без посторонней помощи. Доктор Комаровский в беседах с молодыми мамами указывает на следующие причины, по которым ребенок старается завладеть вниманием мамы.

  • Как приучить ребенка засыпать самостоятельно?Дискомфорт, связанный как с условиями в спальне (температура, влажность, шум), так и с тесной одеждой, плохими подгузниками, неудобной постелью.
  • Физиологические факторы в виде насморка при простуде, колик в животе, режущихся зубов, когда присутствие мамы успокаивает и помогает справиться с болью.
  • Повышенная возбудимость, неспособность выйти из режима активности, требующая присутствия матери или отца у постели малыша.
  • Страхи, связанные с темнотой, тишиной, скандал, ругань в семье, кошмарные сновидения, которые могут присниться под утро.
  • ОРВИ, аллергии и иные более серьезные заболевания, требующие обращения к врачу.

В  каком возрасте начинать

Наиболее спокойными считаются дети, с раннего возраста привыкшие к режиму дня. По мере взросления распорядок постепенно преобразуется, что связано с увеличением периода бодрствования – малыши могут играть по нескольку часов в день. В первый триместр жизни время отдыха новорожденного постоянно меняется, что обусловлено адаптацией к новым условиям существования. Присутствие мамы на этом этапе считается важным моментом, поэтому она должна находиться всегда рядом. Не доставляют особых хлопот детки, находящиеся на искусственном вскармливании. Они, как правило, засыпают с пустышкой.

Планируя приучать ребенка к самостоятельному сну, врачи советуют проявлять индивидуальный подход с учетом особенностей организма малыша.

Внимание! Начинать процесс можно с месячного возраста. Главное, чтобы младенец чувствовал себя нормально, и не страдал от недомоганий. Оптимальным считается возраст старше трех месяцев.

Хороший вариант, как укладывать ребенка спать без укачивания, предлагает доктор Комаровский. Он советует поставить кроватку в комнате отдыха родителей сначала около их постели, затем на небольшом расстоянии. Это позволит малышу видеть маму, но находиться при этом на собственной территории.

Лучшее время для отхода ко сну

Можно ли приучить годовалого ребенка засыпать самостоятельноНачиная с четвертого месяца, следует четко определить, во сколько можно укладывать ребенка спать. Многие бабушки до сих пор советуют класть малыша в постель не позднее 21.00., а будить в 6-7 утра. Это вполне разумно и обоснованно. Общая продолжительность ночного отдыха составляет 9-10 часов, что при суточной норме в 12-15 ч. считается оптимальным. Такой график удобен как для ребенка, который в будущем пойдет в детский сад, так и для мамы, особенно, если она работающая.

Важно знать! По версии западных ученых период, в течение которого следует укладывать ребенка, составляет от 18.00 до 20-30, причем утренний подъем все равно намечается на 7 часов. По мнению специалистов, именно в этот период у малышей вырабатывается гормон мелатонин.

Идеальным принято считается следующее время для засыпания:

Возраст ребенкаВремя укладывания/час.
Грудничок и трехмесячный малыш19.00-20.00
3-6 мес.19.00-20.00
6-12 мес.19.00
1-1,5 года21.00
1,5-3 года20.00-21.00
3-4 года19.30-20.00
ДошкольникиНе позднее 20.30

Однако с учетом особенностей организма собственного ребенка родители должны самостоятельно определить время вечернего погружения в сон, и придерживаться его ежедневно.

Важность вечерних ритуалов

Одним из методов организации самостоятельного засыпания считаются вечерние ритуалы. Выполняя ежедневно привычные действия в определенной последовательности, малыш научится быстро успокаиваться и погружаться в сон. Специалисты рекомендуют формировать данную привычку после 6-7 месяцев, и предлагают массу вариантов.

Как правильно укладывать ребенка спать

Подобрать наиболее оптимальный для своего ребенка можно экспериментальным путем, главное, проявлять терпение. Как правило, работают такие способы:

  • водные процедуры – купание необходимо проводить ежевечерне;
  • расслабляющий массаж;
  • прощание с солнышком и птичками;
  • рассматривание яркой цветной картинки;
  • пение колыбельной;
  • чтение сказок или иных книг;
  • проговаривание одних и тех же фраз, которые являются сигналом окончания ритуала.

При таком подходе намного легче уложить спать месячного ребенка, нежели годовалого. Положительных результатов можно добиться только при нормальном самочувствии новорожденного. Важно!В случае появления различного рода недомоганий (прорезывание зубов, температура, колики) или более серьезных заболеваний, ритуалы рекомендуется на время исключить из режима дня, и вновь вернуться к ним после выздоровления.

Известные методики обучения самостоятельному засыпанию

На сегодняшний день существует несколько эффективных методик, каждая из которых знакомит родителей, как уложить двухмесячного ребенка спать, или приучить малыша постарше к самостоятельному засыпанию.

«Самоуспокоение». Состоит в использовании мягкого тактильного воздействия и проговаривания определенных фраз, привыкая к которым малыш научится быстро засыпать. Ускорить процесс можно с помощью формирования вечернего ритуала, создания комфортных условий в спальне или детской комнате. Важно соблюдать последовательность действий и стараться воздержаться от тесного контакта (брать на руки, когда он плачет).

«Долгое прощание». Подходит тем родителям, которые не переносят плач малыша. Уложив его в постель, следует садиться в детской, но с каждым разом увеличивая расстояние между собой и кроваткой. Итогом станет привычка ребенка интуитивно чувствовать присутствие мамы, не подозревая о том, что она находится уже за пределами спальни. Укладывать его следует в состоянии, когда он начинает дремать, сопровождая ласковыми поглаживаниями и теплыми словами.

«Фейдинг». Довольно продолжительный по периодичности метод, предполагающий укладывание ребенка спать с помощью сказки или разговора. По мере привыкания чтение должно отнимать все меньше времени, пока малыш не научится засыпать самостоятельно. В случае необходимости можно погладить его, сделать легкий массаж или дать выпить молока или воды.

«Объяснение». Техника подходит родителям, которые не знают, как уложить вовремя двухлетнего ребенка спать. Метод состоит в том, чтобы отучить младенца от груди, бутылочки со смесью или кормления перед сном, особенно трехлетнего и более старшего малыша. С помощью придуманной истории о том, почему больше не будет молока (еды), которую следует рассказывать несколько раз в течение дня, укладывание станет более легким и безболезненным для малыша.

«Метод Фербера». Данный вариант приучения направлен на то, чтобы ребенок мог не реагировать на отсутствие матери в детской во время сна. Уложив его в постель, следует тут же покинуть комнату. При любом всхлипывании, плаче необходимо возвращаться обратно, но при этом каждый раз увеличивать интервал, при котором мама  находится в коридоре. В первые дни такие циклы могут повторяться многократно до 20 раз за ночь, но постепенно они будут урежаться, и со временем у малыша выработается привычка засыпать самостоятельно.

Совет! Чтобы научить ребенка засыпать без слез, следует ознакомиться с одноименной книгой Элизабет Пентли.

Недостатки альтернативных методов укладывания

Как научить ребенка засыпать самостоятельноС первых дней жизни младенца родители стремятся к тому, чтобы он полноценно отдыхал, поэтому применяют довольно распространенные методы, которыми пользовались еще наши бабушки.

Однако современные специалисты утверждают, что это вызывает постепенное привыкание, и ребенок становится зависимым, не стараясь самостоятельно уснуть.

Укачивание

Наиболее распространенным вариантом считается качание в люльке, кроватке или просто на руках. Доводы врачей против такого метода являются вполне разумными и объяснимыми. В силу неразвитости вестибулярного аппарата у младенца при  монотонных повторяющихся движениях  увеличивается вероятность появления головокружений. Это не только отрицательно сказывается на его самочувствии, но и часто приводит к потере сознания. Качать – это значит  вызывать психологическую зависимость, и малыш тяжелее привыкает к самостоятельному засыпанию.

Сон с грудью

Мамина грудь является для младенца не только источником пищи, но и привычным способом самоуспокоения в любой стрессовой ситуации. Он получает удовольствие от сосания, вследствие чего он расслабляется, успокаивается и засыпает. Но привычка укладывать в процессе кормления его грудью со временем создает проблемы как матери, так и самому малышу. По мере взросления, у карапуза уменьшается потребность в молоке, которое постепенно заменяется адекватной взрослой пищей. Однако зависимость мешает ему уснуть самостоятельно, и он начинает раздражаться и плакать. Мама тоже не может нормально отдыхать. С одной стороны из-за отсутствия сна у ребенка, с другой, потому приходится брать его в свою постель.

Совместный сон

Совместный ночной отдых играет огромную роль в психоэмоциональном развитии малыша. Чувствуя близость матери, он, как правило, быстро засыпает и спит спокойно. Тесный контакт необходим младенцу в первые три месяца жизни. Привыкшему к внутриутробному существованию, ему трудно находиться в одиночестве, не чувствуя тепла и запаха родного человека. Поэтому, приучать ребенка к самостоятельному засыпанию необходимо постепенно.

Врачи рекомендуют, начиная с четвертого месяца, приучать грудничка к засыпанию в собственной кроватке в целях гигиены. Здесь учитывается еще и тот факт, что присутствие в одной постели с обоими родителями вредит его здоровью, особенно если папа употребляет спиртное, пары которого могут вызвать удушение.

Выводы

Ребенку проще приучиться к самостоятельному засыпанию, если процедуру обучения начинать с раннего возраста, но не следует применять этот процесс в качестве дисциплинарной меры. Доказано, что каждое изменение и нововведение в жизни малыша сопровождается стрессом. Однако терпение и ласка близких людей помогут ему адаптироваться в собственной спальне и наслаждаться сном в удобной постели.

znatoksna.ru

Как научить ребенка в 2 года засыпать самостоятельно

   Вашему малышу уже исполнилось два года? Вам казалось, что все проблемы со сном он уже должен был «перерасти» и научиться засыпать самостоятельно, но вы все еще в бою за укладывания на ночной и дневной сон?

   Вы не одиноки. Среди наших клиентов много мам двухлеток и вот ряд типичных проблем, с которыми они сталкиваются:

  • Малыш долго засыпает
  • Малыш не умеет засыпать самостоятельно, не «отпускает» маму при засыпании, приходится сидеть, пока не заснет
  • Ребенок часто пробуждается ночью и с трудом засыпает
  • Приходы в родительскую постель посреди ночи или рано утром
  • Ребенок «задержался» в родительской кровати, не получается закончить совместный сон
  • Очень ранние утренние пробуждения
  • Отказ от дневного сна

 

 С чего начать решение сложностей с детским сном у двухлеток?

   Начинать стоит с поиска причины – почему малыш так засыпает и спит? Что ему мешает засыпать и спать самостоятельно и непрерывно? И причины могут крыться на разных уровнях Пирамиды Сна Спи, Малыш.

 

почему ребенок плохо спит ?

 

   Причины могут скрываться в здоровье малыша или его мамы, в условиях сна, которые организованы в его спальне. Либо в неверной организации режима сна и бодрствования. Часто слишком поздние укладывания негативно влияют на скорость укладывания и продолжительность и непрерывность сна ребенка. Эмоциональное состояние мамы  и эмоциональная перегрузка малыша могут быть причиной долгого засыпания и ночных пробуждений.

   Но одной из главных причин плохого сна у малышей старше 2-х лет является отсутствие навыка самостоятельного засыпания. Малыш просыпается через каждый цикл сна и зовет маму, чтобы она помогла ему заснуть.

   Именно поэтому так важно научить ребенка засыпать самостоятельно! 

 

 Сложности в обучении сну и особенности возраста 

   Обучение малыша засыпать в возрасте старше 24 месяцев может стать настоящей проблемой для родителей. Ребенку в таком возрасте уже гораздо интереснее бодрствовать, чем спать, а привычки на сон хорошо закрепились. Малыш каждый день проверяет границы и правила родителей на прочность, он уже может выражать протест словами, быть достаточно мобильным, чтобы вылезти из кровати или даже убежать из спальни.  

   Кроватка малыша, из которой он легко может выйти (кровать без бортиков или родительская кровать) может создать дополнительные сложности. Не стоит торопиться с переходом в кроватку без бортиков детям, у которых не сформирована ещё привычка самостоятельного засыпания. Сначала научите малыша самостоятельно засыпать, а потом решайтесь на перестановку. В кроватке без бортиков вам будет сложнее научить вашего сообразительного товарища соблюдать правила сна.

   Если вы перевели малыша в детскую кроватку без бортиков до того, как научили его засыпать самостоятельно, то лучше сделать шаг назад и вернуть кроватку с бортиками. Так процесс обучения сну пройдет быстрее и легче.

   Восстановите бортики, пока сон не улучшился.

 Волшебство и мотивация

   Как же научить ребенка засыпать и спать непрерывно? Малышу в возрасте 2 лет и старше уже можно объяснить простые правила, а также взять его в союзники. Самым эффективным способом обучения такого взрослого малыша самостоятельному засыпанию  станет волшебство. Пишите письма с заданиями от Феи Сна или его любимого героя и кладите письма под подушку. В письмах можно включить правила сна – когда пора ложиться спать, когда вставать, опишите какого поведения вы ждете от малыша. Пусть малыш думает, что правила вводит волшебный герой, а вы не имеете отношения к этим новым правилам. Так оспорить их будет сложнее J

   Наглядность и мотивация играют большую роль. Как сделать правила Феи Сна наглядными:

  • используйте наш шаблон плаката
  • пропишите в нем все требования Феи Сна, например: Федя должен по просьбе мамы надевать пижаму и идти чистить зубы; мама рассказывает Феде на ночь только одну сказку и поет только одну песенку; Федя тихонько лежит в своей кроватке и засыпает сам;
  • разместите плакат на видном месте в спальне ребенка
  • проговорите правила, объясните малышу, какое поведение от него требуется и что он получит за выполнение заданий
  • за каждое выполненное задание награждайте малыша наклейкой или мелким подарком (конфеткой, маленькой игрушкой, сюрпризом)

 

   Если малыш выполнял все правила в течение недели и все ячейки заполнены наклейками — пообещайте ему более значимый подарок или небольшое приключение, например заказ пиццы или поход в парк. Такие просты правила поведенческой терапии помогут малышу освоить навык засыпать самостоятельно.

 

 Дополнительные сложности в возрасте 2 года 

   В возрасте старше 2-х лет дети сталкиваются с целым рядом сложностей со сном:

 

   Отказ от дневного сна.

   Чаще всего в этом возрасте  происходит ложный отказ от дневного сна – малыш сопротивляется дневному сну, который так нужен его нервной системе для перезагрузки и качества ночного сна. Чтобы засыпать днем было легче:

 

  • Старайтесь сохранить дневной сон как минимум до возраста 4-х лет, а лучше до школы.
  • Проследите, нет ли факторов, отвлекающих малыша от сна днем – слишком высокая активность перед сном, стимулирующая окружающая обстановка, шум, старшие дети.
  • Мягко, но настойчиво продолжайте предлагать малышу дневной сон каждый день. Даже если малыш не смог заснуть, «тихий час» лежа в кроватке поможет ему отдохнуть от излишней внешней стимуляции и не переутомиться ко времени вечернего сна.

 

   Приучение к горшку.

   Приучение к горшку – это важный этап развития ребенка, который может негативно влиять на ночной и дневной сон или даже сопровождаться регрессом сна. Малыш просыпается на горшок, зовет маму на помощь.

 

  • Включите «сидение на горшке» в ритуалы до сна (дневного или ночного), и в ритуал «на пробуждение», но на время снов оставьте подгузник, до тех пор пока ребенок не станет регулярно просыпаться сухим
  • Если ребенок просится на горшок, чтобы потянуть время во время подготовки ко сну, отведите его на горшок один раз, и только один раз, и сделайте это максимально «скучно».
  • Нет необходимости сначала учить ребенка спать всю ночь, а потом «путать» его тем, что будить на горшок ночью. Навык «терпеть всю ночь» разовьется с возрастом. А вот привычка ходить ночью в туалет может закрепиться.

 

   Ночные кошмары.

   Ночные кошмары – это плохие, страшные сны. Кошмары возникают во второй половине ночи, в стадии быстрого сна. Ребенок просыпается с плачем, пытается рассказать, что его напугало и ИЩЕТ МАМИНОЙ ЗАЩИТЫ. Ночные кошмары обычно возникают у детей от 2-х лет, а их пик приходится на возраст 3 года. В большинстве случаев кошмары проходят к 5-ти годам.

   Детские кошмары – это нормальный физиологический процесс незрелой и неразвитой нервной системы. Это  временная особенность головного мозга малыша, которая заключается в неспособности переключиться от стадии перевозбуждения на стадию торможения.  Ночные кошмары не являются наследственной особенностью ребенка.

 

  • Исключите страшные, пугающие книги, мультики и фильмы
  • Читайте сказки про детей и животных, без страшных и вымышленных персонажей
  • Быстро реагируйте на крик
  • Не давайте витамины перед сном
  • Убедитесь, что ребенок не переутомлен и высыпается!

 

   Подготовка к саду и выход мамы на работу.

   Чаще всего в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, так как мамы выходят на работу. Конечно же необходимо помочь ребенку сделать этот шаг. Малыш к этому моменту уже должен научиться пользоваться горшком, ему необходимо иметь опыт засыпания в своей кровати не только с мамой, а лучше обучить малыша засыпать самостоятельно.

   Мы никак не можем повлиять на режим дня в детском саду, но придерживаясь рекомендаций Спи, Малыш по режиму дня у вас не будет больших разногласий.

 

  • Старайтесь заранее подстроиться под режим детского сада (заранее сместите время подъема утром, время дневного сна)
  • Не меняйте режим в выходные дни и на каникулах
  • Старайтесь максимально уделить время малышу вечером и утром, чтобы он не испытывал дефицита общения с родителями
  • Постарайтесь сохранить раннее укладывание!

 

   Если вы видите, что ребенок утром вялый, хочет ещё полежать в кровати, то вечернее время укладывания на сон надо сместить на полчаса ранее, значит, ребенок не выспался. Для ребенка в возрасте 3 лет лучшее время для засыпания на ночной сон в 19:30, строго не позднее 20:00.

 

   Переход в кровать без бортиков.

   Если переход в кровать без бортиков происходит вместе с переездом в детскую комнату, то постарайтесь сделать его максимально радостно-спокойным.

   Как же это устроить? В течение дня больше времени проводите в детской, рассматривайте, обсуждайте, обращайте внимание на предметы мебели в ней, целуйте ребенка. Малыш должен полюбить свою комнату через положительные ассоциации с ней.

   Желательно на первое время позаботиться о съемном бортике на новую кровать. Бортик защитит от случайного скатывания и даст уют «укромной норки». Во время бодрствования всячески хвалите ребенка и удивляйтесь тому, что он стал таким взрослым, что уже готов пойти с родителями выбирать новую кровать и постельное белье. Устройте маленький семейный праздник. Может быть, выбор новой кровати придется на время празднования трехлетия, тогда волнительная пора наполнится ощущением своей взрослости и значимости.

   Если у вас не получается справиться со сном вашего малыша самостоятельного, обращайтесь за индивидуальной консультацией. Наши консультанты научат вас сонным хитростям и помогут наладить сон вашего ребенка.

     

почему ребенок плохо спит ? почему ребенок плохо спит ? почему ребенок плохо спит ?

spimalysh.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о