Рисование дымковская игрушка средняя группа: План-конспект занятия по рисованию (средняя группа): Дымковская игрушка – План-конспект занятия по рисованию (средняя группа): дымковская игрушка

План-конспект занятия по рисованию (средняя группа): дымковская игрушка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №6 «Сеспель»

 общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

на тему: «Дымковская игрушка»

для детей средней группы.

Подготовила и провела:                                                                                                                                                                                                                                                                 Трофимова Олеся Юрьевна

ВУРНАРЫ

2020

Цель. Продолжать знакомить детей с народным творчеством.

Задачи.

Образовательные:

  • Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
  • Продолжать формировать навыки рисования элементов дымковской росписи (колечки, кружки, точки) тонкой кистью.
  • Формировать навыки аккуратного рисования красками.
  • Учить украшать силуэт, знакомыми элементами дымковской росписи,

ритмично чередуя их.

  •  Обогащать активный словарь детей по теме.

Развивающие:

  • Развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
  • Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение, координацию речи с движениями.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.
  • Воспитывать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с дымковскими игрушками и привлечения детей к росписи дымковской лошадки.  
  • Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и труду народных мастеров.

Подготовительная работа:

  • Знакомство с дымковскими изделиями, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, их росписью.
  • Рассказ воспитателя о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании,
  • Рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок.
  • Чтение русских потешек, песенок, загадок.
  • Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
  • Рисование элементов дымковской росписи.

Материалы и оборудование

Демонстрационный:

  • Дымковские игрушки из глины.
  • Фотографии и  иллюстрации дымковских игрушек.
  • Картинки с элементами дымковских узоров.
  • Образец воспитателя на мольберте.
  • Видео презентация «Дымковская игрушка».
  • Запись  русской народной мелодии.
  • Записка от мастеров.

Раздаточный:

  • Силуэт глиняной игрушки лошадки для каждого ребенка.
  • Подставка под кисточку,  кисти тонкие мягкие, салфетки, стаканчики для воды для каждого ребенка.

Используемые методы:

  • Сюрпризный момент.
  • Словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения).
  • Игровые методы и приемы.
  • Физкультминутка.
  • Показ и объяснения воспитателя.
  • Анализ работ воспитателем и детьми.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети находятся в музыкальном зале, оформленной по теме «Дымковская деревня».

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех мы вас приветствуем!
Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Что вы можете рассказать о России, какая она? (Ответы детей)

Воспитатель дополняет ответы детей.

А еще богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают.

Под музыку входит  «Дымковская барышня».

2.Основная часть.

Дымковская барышня:  Здравствуйте ребята! Я — дымковская барышня. Пришла из далекой страны Дымково, где делают разные игрушки, и козликов и индюков, петушков и барышень, таких красивых, как я. Ребята, а вы хотите узнать, как делают   дымковские игрушки. Тогда, я вас приглашаю посмотреть презентацию «Дымковская игрушка».

Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, растапливали печи, смотрели, как из труб домов вьется дымок, поэтому и назвали свое село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (ответы детей).

Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек. Остынет игрушка после печи — мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!..

Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

А, узоры очень простые.

Ребята скажите, какие здесь вы знаете?

Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.

А, какие цвета используют мастера для росписи игрушки?

(Ответы детей.)

Правильно: малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

А игрушки выходят – просто загляденье!

Олень – золотые рожки!

На груди полосы и горошки.

Дымковский индюк хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

Конь домчит до карусели.

На коня вскочил Емеля.

Улыбнулся, засвистал,

Засвистал и поскакал!

По двору петух шагает.

Курочек он охраняет.

Дымковская барышня

Ходит не спеша.

Ею все любуются –

Ах, как хороша!

Вот какие яркие, нарядные, веселые, игрушки делают дымковские мастера. А затем мастера относят готовые игрушки на ярмарку.  Ярмарка – это веселое место, где люди покупают и продают свой товар.

Ребята, а вы хотите  посмотреть, как мастера расписывают игрушки? Тогда я предлагаю  отправиться в мастерскую. Построились все за  мной.

Мы готовы к путешествию.

— В мастерскую мы идем, парам, парам…

Дружно песенку поем, парам, парам

— А, где же мастера? Куда они все делись.

Никого нет.

Ой, ребята, здесь какая – то записка.

Дорогие ребята, у нас случилась беда, заболели все мастера. А у нас — скоро ярмарка. Некому расписать игрушки. Может вы, нам поможете расписать игрушки к ярмарке? Подписано мастера.

Ребята, поможем мастерам?

Дети: Да

Рассматривание дымковских игрушек.

Воспитатель: Ребята, какими узорами расписана игрушка?

Дети: кружочками, точечками.

 Воспитатель: А, какой цвет использовал мастер при росписи игрушки?

 Дети: Красный, белый, черная полоска и коричневая.

 Воспитатель:  Рассмотрим другую лошадку с барышней.

А какой же узор здесь нанес мастер на лошадку. (Ответы детей)

Правильно: овал,  круг, волнистые линии, прямые линии,

А на груди, что у лошадки. ( Овал), правильно.

А какие цвета использовал мастер на этих игрушках? (Ответы детей)

Отличие дымковской игрушки от остальных игрушек, то, что они бывают только белого цвета, и расписаны они различными узорами.

Воспитатель: Ребята, я тоже, как мастер города Дымково, хочу украсить игрушку для ярмарки. Я сначала ее распишу, а вы внимательно посмотрите, хорошо? Я возьму вот эту лошадку. Сначала, что я должна сделать?.. Намочить кисточку водой, чтобы она промокла. Я хочу нарисовать синенькие кольца. Ребята, я обмакиваю кончик кисточки в краску и легонько, не нажимая на кисточку, рисую колечко. Вот у меня такое колечко получилось. А теперь хочу нарисовать красные колечки. Ребята, прежде, чем набрать другую краску, что я должна сделать? (ответы детей).

Правильно. Промыть кисточку, затем обмакнуть в салфетку и набрать  другую краску. Я набираю краску и наношу на лошадку красные колечки. Еще нарисую зеленые волнистые линии. Посмотрите лошадке очень понравился наряд (воспитатель демонстрирует свою «Лошадку»).

Физкультминутка.

Воспитатель: А, теперь представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на  поясе, повороты с пружинкой)

Ну–ка, за работу чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим и в печь (лепят «ладошками»)

А потом распишем (пальчики щепоткой, лепят волнистые линии)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)

А в печи игрушки (руки вперед)!

Воспитатель: Ребята сейчас я предлагаю вам разукрасить  свою Дымковскую лошадку.

Вправо — влево повернись

И в умельцев превратись!

Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.

Ребята, а вы умеете рисовать кружочки? Давайте вместе прорисуем в воздухе кружочки.  Возьмите кисточку за железную рубашку, и проведем большой кружок в воздухе, а теперь маленький кружочек. (воспитатель вместе с детьми «Рисует» в воздухе узоры при этом стоит спиной к детям и фиксирует движения рук детей).

Молодцы, получается. Покажите, как будете рисовать точечки. А теперь попробуйте нарисовать точечки на лошадке без краски. Также: колечки, прямую линию, волнистую линию. Попробовали?

Ребята обратите внимание на цвет узора. Какие цвета использовали мастера для росписи лошадки?

Дети: ответы детей (цвета яркие, разноцветные)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Цвета насыщенные, яркие. Игрушки получаются веселыми, красочными и  волшебными.

Ну что ребятки теперь можно приступать к росписи наших лошадок.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой.

Звучит русская народная мелодия. Дети рисуют.

(Во время самостоятельной работы воспитатель  держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ).

3. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, а сегодня мастера не просто так сделали лошадки. Потому, что в древности считалось, что лошади защищают избы людей  от таинственных злых сил. Даже до сих пор люди прикрепляют  к своим домам подковы.

Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как мастера делали лошадок?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Что они сначала сделали.

Дети: Формы игрушек.

Воспитатель: Правильно формы игрушек.

Ребята, промываем кисточки и ставим лошадки на подставку. Как вы думаете, мы теперь можем отправить лошадок на ярмарку?

Дети: да.

Воспитатель: Скажите, какие узоры вы использовали при росписи лошадок?

(Ответы детей). А, какие цвета использовали? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте отнесем наших лошадок на ярмарку. Я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками. Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

Воспитатель: А я, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Спасибо за работу.

А теперь из мастеров мы превращаемся в ребят и возвращаемся в группу.

Вправо влево повернись и в ребяток превратись.

(дети паровозиком уходят в группу)

.

План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Конспект НОД в средней группе «Дымковская игрушка»

Тема недели: Народные игрушки.

Цель недели: Расширять представления о народной игрушке.

Тема : Дымковская игрушка.

Цель: Расширять представления  детей о дымковской игрушке.

Задачи: Расширять представления  детей о народной игрушке села Дымково, о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;

 Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке;

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

Формировать представления о последовательности трудовых операций при изготовлении дымковской игрушки.

Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи.

Активизировать словарь за счёт слов :промыслы,  дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, обжигали.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Материал: несколько иллюстраций дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора, карусель с игрушками; гуашь, баночки с водой, пуговицы, ватные палочки, салфетки, готовые фигурки дымковской игрушки.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов,  картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок. Чтение русских потешек, песенок, загадок.

Голос за ширмой  Внимание, внимание!

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

Кто на ярмарку пойдет,

Много полезного найдет,

А кто не пойдет,

Тот со скуки помрет!

Воспитатель: Ребята, мы много говорили о народных традициях.

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарки. Обычно во время ярмарок возводились огромное количество каруселей и  качелей. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Воспитатель: — Народ  веселили скоморохи с дрессированным, “учёным”медведем, остроумный русский весельчак Петрушка.

Воспитатель: Ребята, хотели ли вы посетить ярмарку?

Тогда отправляемся.

 Звучит музыка «Ярмарка», появляется игрушка Петрушка.

— Здравствуйте, ребята,

Вы меня узнали?(Да)

 я Петрушка – веселушка ,  

Я игрушки для вас взял и встречать вас прибежал!

Воспитатель

– А у ребят есть игрушки в детском саду!

Петрушка:

Мои игрушки не простые,
Они чудесно расписные.

(Детям дает из сумочки)

И Колесо свое, друзья,

Взял сюда не просто я,

Раз, другой перевернется —

В карусельку обернется!

Воспитатель предлагает  детям самостоятельно (называет имена)расставить игрушки на карусели.

— Сколько игрушек на карусели?(5)

Петрушка: Вот на карусели все игрушки сели,
                    По кругу помчались, все цвета смешались.

Воспит: Посмотрите, какие красивые.

 — назовите, кого вы видите (конь,баран, петух)

 -расскажите, какие цвета использованы игрушках (яркие, разноцветные, удивительные, красочные, Красной, жёлтой, синей, чёрной, зелёной, белой, розовой.)

— назовите, какие элементы узора ( точки, кружки, клетка, колечки, прямые, волнистые линии).

К как вы думаете,  к какому виду промыслов их можно отнести? И прежде чем мы ответим с вами на этот вопрос, давайте вспомним, с какими промыслами вы знакомы?

(филимоновская,матрешка , дымковская).

(Здесь дети самостоятельно определяют дымковскую игрушку(по изучен.матер) по характерным  для них узорам- Кружочки, точечки, полоски)

Давайте вместе скажем:

Дети: дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, а кто сделал эти игрушки?

Дети: Мастера.

Дети рассматривают иллюстрацию «Слобода  Дымково».

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди-мастера. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, – кукол, музыкальных инструментов, разных забав.

 Много их наделают за долгую зиму. А когда приходила весна, мастера выносили свои  игрушки на ярмарку. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель: Какое настроение создают эти игрушки?
Воспитатель: Для чего еще  нужны дымковские игрушки? (высказывание детей)

Воспитатель: Есть игрушки,  которыми жилища украшают, а есть те,

 которыми играют.

Воспитатель: Для детей делали специально маленькие игрушки: лошадки, свинки, барашки. Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Баран» и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит баран(показывают рожки). Воспитатель произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Воспитатель произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками –  крыльями, надувая щёки.

Молодцы!

А так же мастерицы делали маленьких птичек – дети в них не только играли, но и свистели. Поэтому их называли свистуньи. А иногда устраивали такие праздники, на которых свистели в свистуньи не только дети, но и взрослые. А вы хотите посвистеть?

Дети берут игрушки – свистуньи и свистят.

Воспитатель: Весело у вас на каруселях  кататься.

А можно ли на ярмарке ремеслу обучаться?

Петр. На нашей ярмарке есть площадь  мастеров.

Там ремеслу обучат — будь здоров!

Воспитатель: Охота бы и нам с ребятами там побывать,

Чему-нибудь поучиться да свое уменье показать.

Ребята, интересно вам  посмотреть, как  создавалась дымковская игрушка мастерицами? Проходите на площадь мастеров. Здесь мастерицы приготовили подсказки(картинки),как они работают над игрушкой.

Беседа по 1-й иллюстрации.

Воспитатель: Что вы видите на картинке? (лепить из глины).

Воспитатель предлагает детям засучить рукава — приготовить руки для работы и поставить локти на стол.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку — раскатаем.
Юбка словно колокол,

Их соединяем.

Прищипнём  вверху кокошник,

Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.

Воспитатель: Вот и готова наша глиняная барышня. Глина еще сырая, игрушку нужно немного подсушить. Давайте подуем на нее (дети дуют на воображаемую поделку, свои ладошки).

  • А что дальше делают с вылепленными игрушками?(2-я иллюстрация)
  •  Правильно, ставят в специальную печь — обжигают. Для чего? (чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались).

Воспитатель: А как вы думаете, они могут разбиться?

Дети: Если их уронить, то они разобьются.

Воспитатель: Как с ними надо обращаться?

Дети: С ними надо обращаться аккуратно, бережно.

  • А что дальше делают с в игрушками?(3-я иллюстрация)

Затем покрывали белой краской

Воспитатель:А затем? мастерицы… правильно, расписывали. (4-я иллюстрация)

Узоры были особенные и неповторимые.

Вот и задание от мастериц «Собери узор» (узор ,который будет на юбке барыни)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы дымковской игрушки? Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

-5-я иллюстрация – готовая работа  мастеров -барышня  расписная.

Воспитатель: Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Рядом, на столе лежат несколько  барынь- незаконченная работа мастеров.

Воспитатель Посмотрите  Мастера  не успели расписать своих барышень! Обратили ли вы внимание , что у барынь на юбке нет украшений?

(Дети рассматривают варианты)

Воспитатель: Как же барышни без красивой юбки?

Воспитатель ненавязчиво побуждает детей помочь мастерам  — украсить наряд барышень.

Дети предлагают помощь.

Петрушка: У меня есть в сумочке украшения.

Дети высыпают пуговицы (украшения).

Обращаю внимание на таблицу «Дымковская роспись».

Воспитатель:  Прежде чем начать рисовать, давайте вспомним-  какие узоры мы будем рисовать.

Украшать будем по-особенному, печатать пуговицами  круги, а точки и линии нарисуем ватной палочкой.

Дети украшают юбки, звучит народная музыка. После выполнения работы дети надевают барынь на правую руку и становятся на импровизированную улицу (в круг).

Воспитатель: Дети, вам понравилось быть мастерами? Какие наряды у нас получились?! Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какая юбочка вам понравилась больше всех?  Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли мастерам.

Воспитатель: Ребята, есть народный танец «Барыня».  Давайте вместе с нашими барышнями его исполним .

Звучит народная  музыка. Дети танцуют.

Петрушка: Всем спасибо за веселье,

                    Что ж прощаться нам пора

                    До свиданья, детвора!

Воспитатель: Открывала ярмарка двери нам,

А теперь, друзья, до свиданьица,

С нами ярмарка наша прощается.

 Ребята, скажем все до свиданья!

План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Цель: Знакомство детей с народной культурой.

Задачи:

-Познакомить с историей Дымковской игрушки.

-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

-Учить расписывать дымковскими узорами.

-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымково?

Слайд 1

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Феофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Родилось  оно в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.

 Слайд 2

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно ,от этого и возникло название Дымково,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника .Позднее ярмарка-праздник стала называться . Что же это за игрушки,давайте посмотрим?

Слайд  3

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий,желторогий

Мчится глиняный олень.

Слайд 4

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Посмотрите,пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алеет гребешок.

Слайд 5

Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Слайд 6

Кони глиняные мчатся

На подставках,что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упустил.

Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка.

Слайд 7

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины.

Слайд 8

Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

Слайд 8

Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. Происходит испытание огнем. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз.

 Слайд 9

Воспитатель: и третий раз игрушка рождается когда ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке.

Слайд 10

Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Слайд 11

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель:  Какой краской сначала покрывают игрушку?

Слайд 12

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..

Воспитатель: А почему они яркие?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Слайд 13

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Слайд 14

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Напечатанные трафареты раздаются детям. Карандашами они начинают с удовольствием .

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия подводим итог и  устраивается выставка .

План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме: Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»

Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»

Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,  «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».

Словарь: дымковская игрушка: индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.

Оборудование и материалы: Дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, трафареты козликов, гуашь, кисточки.

Ход занятия: 

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем

Здравствуйте дети!(дети стоят кругом)

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую! 

Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

«…Дым идет из труб столбом,          

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое „Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Из глины козлик в яблоках,                      

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

А вот дымковские барыни:

У них руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какие красивые эти игрушки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек? (Ответы детей)

 Воспитатель: Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Ответы детей: Всегда только белые)

Воспитатель: А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей)

Воспитатель: Как, одним словом можно сказать про эти цвета?

(Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Воспитатель: Какими приёмами выполняются узоры? (Ответы детей: Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Пальчиковая гимнастика под музыку «Утро» (диск № 37)

Воспитатель: Мне очень понравилось, какими словами вы называли дымковские игрушки. Сейчас я познакомлю вас со сказкой про козлика Золотые Рога.

Жил-был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и говорит: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые». А волчий круг все уже. Козлик Золотые Рога и говорит: «Ошибся я: есть и жирные головы». А волки все ближе. Закричал козлик Золотые Рога на весь лес: «Жирную пару волков на ужин выбрал!» Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек!

Воспитатель: Эту сказку любят вспоминать дымковские мастера. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота!

Все игрушки не простые,                        

А волшебно расписные,              

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –                    

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Физкультминутка:  «Что вышло?»

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше, а потом согни дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси – вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Проходим и садимся за столы. А королева Кисточка приготовила для нас козликов, только они еще не расписаны.  Давайте и мы попробуем расписать козликов. Давайте вспомним, как будем расписывать его. Какие части мы закрашиваем полностью? (рога, уши, хвост, копыта).  А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног)

Гимнастика для глаз: «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

(моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

 Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

Воспитатель: А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать своего дымковского козлика, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.

Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

 Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши козлики засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

Королева кисточка приготовила для вас сладкий сюрприз.

На этом занятие окончено.

План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Дымковская игрушка

Конспект занятия.


Средняя группа №2 МКДОУ №9 г. Тосно — Ивановой О.А.

На тему: «Дымковская Игрушка»

Цель. Эстетический воспитывать детей с помощью народного искусства.

Задачи:

  1.  Образовательные: Закрепить знание о дымковской игрушке и её орнаменте.
  2.  Воспитательные: Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
  3.  Развивающие: Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно — прикладном искусстве.

Оборудование: Оригинальные образы дымковской игрушки , выполненные мастерами промыслам.

Предварительная работа : Ознакомление с Вятским народным промыслом , дымковской игрушкой.

Ход занятия.

Вводная часть.

Здравствуйте дорогие гости! Приглашаем вас на нашу ярмарку!

Собрались все детки в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Дети, а вы узнали, что за игрушки сегодня продаются на ярмарке?

Игра — «Олимпиада»

(Вопрос-ответ)

Вопрос: Как они называются?

Дети: «Дымковские игрушки»

Вопрос: Как называется село, где делают эти удивительные игрушки?

Дети: «Дымково»

Вопрос: На какой фон наносят мастера яркие узоры?

Дети: На белый

Вопрос: Какими цветами украшают дымковскую игрушку?

Дети: Зеленые, красные, синие, желтые.

Вопрос: Какие узоры наносят?

Дети: Круги, точки, линии.

Вопрос: Где обжигают игрушки?

Дети:В печи

Молодцы ребята! А теперь отгадайте загадку:

Расписные коньки
Разноцветные индюшки
Барыни румяные
И гусары бравые
Играй вдоволь, да смотри,

Только нас не урони.

Ответ: Дымковские игрушки

И сейчас наши ребятки расскажут вам о них

  1.  Игрушки эти не простые,

Они волшебно расписные Простой, казалось бы узор Но отвести не в силах взор.

  1.  Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

  1.  С подстриженной гривой Скачет ретиво,

Чуть шпорами тронь,

Кто же это?

(конь)

1 часть

Сюрпризный момент

Стук в дверь.

Воспитатель: «Кто там?»

Почтальон. «Это я, почтальон Печкин, принес посылку. Это детский сад?»

Воспитатель: «Да, это детский сад»

Почтальон: «Тогда эта посылка вам, от дымковских мастеров.»

Воспитатель достает записку (или письмо) от дымковских мастеров.

Письмо: «Ребята, у нас в селе Дымково закончились краски, и нам нечем раскрасить этих лошадок. Помоги нам, пожалуйста.»

Воспитатель: «Ребята, поможем мастерам? Лошадок надо украсить дымковским узором- кружочками, точками и полосками.»

(Дети садятся за стол)

Разминка с кисточкой:

Держим кисточку вот так,

Это трудно не пустяк!

Влево-вправо Вверх и вниз побежала наша кисть.

А потом, а потом Кисточка бежит кругом,

Закружилась, как волчок,

За тычком идет тычок!

(Снято эмоциональное напряжение)

2 часть

А теперь ребятки-мастера приступим к работе.

(Дети рисуют под музыку)

Заключительная часть:

Обобщение результатов работы, оценка.

Итоговый танец для гостей.

Приглашение гостей посетить ярмарку-выставку

План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме: Знакомство с дымковской игрушкой(средняя группа)

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Мой родной дом»                               ( Средняя группа)

ТЕМА: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Методы и приемы:

Художественное слово – для того, чтобы вызвать интерес к теме, создание эмоционального настроя.

Показ и обыгрывание дымковских игрушек – для привлечения внимания детей к готовой игрушке.

Поощрение – прием, который вселяет в детей уверенность, желание хорошо выполнить поставленную задачу.

Использование русских народных костюмов и русской народной музыки – для создания соответствующего эмоционального настроя, расширение знаний о русской культуре, творчестве народа.

Альбомы с изображением дымковской игрушки – для расширения представлений об изделиях народно-прикладного искусства.

Проблемные вопросы – для активизации мыслительной деятельности детей.

Персонаж «Матушка» — для оживления занятия, привлечения внимания к теме

                      На этом занятии я использую приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать данной темой, сделать занятие интересным.

Использование карточек с изображение элементов дымковских игрушек – для наглядного представления о того, о чем говорит воспитатель.

Изображение дымковской слободки, русской избы – для наглядно-образного представления жизни русских умельцев.

ТЕМА: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Программное содержание: познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой. Учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.

   Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины. Расширять представление детей о форме предметов.

   Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества.

Материал и оборудование: дымковские игрушки («Няня», «Барыня», «Петых»), альбомы с изображением дымковской игрушки, рисунки «Русская слобода», «Русская изба».

Общая воспитательная работа в группе: расширение знаний детей2 о русской народной культуре.

Предварительная работа: слушание и разучивание колыбельных песен, проведение русской подвижной игры «Петух»

Словарная работа: слобода, барыня-щеголиха, мастерица, кокошник.

Методы и приемы: художественное слово, показ и обыгрывание дымковских игрушек, поощрение, использование русских народных костюмов, карточки с изображением элементов дымковской росписи, рисунков «русская слобода»,»русская изба», проблемные вопросы, музыкальное сопровождение, альбомы с изображением дымковской игрушки, приход игрового персонажа.

Использование предметно-развивающей среды: учебная и игровая зоны.

Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображением дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Звучит народная мелодия. Воспитатель вместе с детьми входит в зал)

Воспитатель:

Эй, чесные господа,

К нам пожалуйте сюда

Проходите, размещайтесь

И услышать все старайтесь

                        Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю. (Подходит вместе с детьми к изображению  русской слободки на берегу реки).

                   На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы  длинными зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки — дымковскими

— А давайте-ка мы с вами заглянем в одну из изб и посмотрим, чем там занимаются? Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: давайте приоткроем ставни. А вы пока присядьте.

(Воспитатель вместе с детьми подходит к избе и приоткрывает ставни. В комнате сидят 2 женщины. Они занимаются росписью игрушек)

Воспитатель: вот эти мастерицы уже вылепили из красной глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.

-Интересно, а чем они сейчас заняты, как вы думаете?

Дети: они будут разукрашивать игрушки.

Воспитатель: Верно, а как вы догадались, что они будут их разукрашивать? Что стоит на столе перед женщинами? Что они держат в руках?

На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской: желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.

    А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец (воспитатель показывает каждый элемент на карточке), кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.

                  — какие элементы рисовали мастерицы, кто запомнил? (Воспитатель еще раз показывает карточки и помогает детям назвать элементы узора.)

Воспитатель: Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи.

_А теперь давайте закроем ставни. Не будем больше мешать

-Ребята, показала бы я вам эти чудесные игрушки, да что-то Матушка на ярмарке задержалась.

               Заходит Матушка в русском народном костюме и с корзинкой в руках

Матушка: А вот и я

Здравствуйте, ребятишки!

Пришла я к вам с ярмарки,

Уж на ярмарке веселье         (Звучит русская народная музыка)

Там и пляшут и поют,

И товары продают

Я по ярмарке ходила,

Всем товаров накупила

Накупила я игрушек

Что в корзинке у меня

Знать хотите, дети?

Дети: Да!

Матушка:  (Достает игрушку)

Это дымковская няня!

До чего красива няня!

На юбке белой кружки,

В кокошнике няня,

В руках Сеня и Ваня

Будут дети крепко спать

И во сне порастать

Воспитатель: Давайте мы с вами поможем, Сеню и Ваню покачаем, споем им колыбельную песню. И на няню полюбуемся.

(Дети покачивают воображаемую куклу на руках. Матушка медленно поворачивает дымковскую игрушку в разные стороны, чтобы дети лучшее ее рассмотрели)

Воспитатель: Какими узорами расписана игрушка? Какие из них вы запомнили, назовите.

(При затруднении показывает детям карточки с элементами узора и помогает назвать)

-Какого цвета здесь узоры?

-Из какого материала вылепили няню?

Воспитатель: Простой, казалось бы узор

Но отвести не в силах взор

Матушка:

Посмотри, как хороша эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива

Как лебедушка плывет,

Нас плясать с собой зовет

(Звучит русская народная мелодия «Барыня» Дети выполняют танцевальные движения)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кА любовно украсили наряд этой барыни-щеголихи. Каким цветом расписала художница волосы барыни? Мы о нем еще не говорили.

Дети: Черным цветом

Воспитатель: Обратите внимание, как на белом фоне лица ярко выделяется черный цвет.

-Какое у вас настроение создала эта игрушка: грустное или веселое?

Дети: настроение веселое, радостное.

Воспитатель: Почему же веселое, радостное? Какие цвета используют мастера, украшая эти фигурки?

(Ответы детей. Матушка из корзинки достает фигурку петушка)

Матушка:

Бойкий Петя-петушок

Поднимает гребешок,

Громко-громко кричит,

Деткам спать не велит

Петушок, не кричи,

Лучше нас ты догони!   (Проводится русская народная игра «Петух)

(Дети стоят в кругу. Ребенок-петушок в центре)

Трух-тух, трух-тух- тух,       Дети шагают по кругу, высоко поднимая колени , в Ходит по двору петух,         одну сторону, «петух» двигается в противополож  —  

Сам со шпорами,                  ную сторону.

Хвост с узорами

Под окном стоит,

На весь двор кричит

Кто услышит, тот сидит (Дети останавливаются. «Петушок» кричит: «Кукуреку», машет крыльями. Дети приседают).

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на фигурки. Все они выполнены аккуратно, нет острых углов и неровностей. Все линии плавные.

Матушка:

Вот корзинка и пустая,

Кончились подарки

Поиграли хорошо мы

Правда ведь, ребятки?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте же, ребята, простимся с матушкой. Скажем ей «Спасибо» за те игрушки, которые она нам принесла с ярмарки.

Матушка:

Пришло время расставанья,

До свиданья, до свиданья

Воспитатель:

Матушка, приходи еще ты к нам,

Рады мы всегда гостям.

Здесь в ярком узоре,

Раскраске весенней,

Остались умельцев черты:

Внезапная грусть и лихое веселье,

Которые с виду просты.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас присесть за столы и рассмотреть альбомы с изображением дымковских игрушек. В них постарайтесь найти и те игрушки, которые принесла нам Матушка.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают альбомы, находят уже знакомые им игрушки, говорят о сочетании цветов, узоров. Воспитатель обращает особое внимание на плавность линий, яркость и неповторимость росписи.)

Презентация к уроку по рисованию (средняя группа): «Украсим дымковскую игрушку»

МБДОУ»Ясли-сад№9″Солнышко»с.Яркое Поле»Кировского района Республики Крым

ЗАНЯТИЕ

 С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Декоративное рисованиепо мотивам дымковских росписей.

Тема: «Украсим юбку Дымковской Барышне».

Подготовила: Полищук Марина Валерьевна. 2019г.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из полос, кругов, колец, точек.

Учить рисовать узор на силуэте юбки дымковской барышни. Рисовать концом кисти черточки, точки – приемом тычка, всей кистью – полосы, круги, кольца.

Развивать эстетическое восприятие чувства света, умение использовать в дымковской росписи яркие сочные цвета красок.

Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно- прикладному искусству.

Создать интерес к дымковской игрушке.

Активизировать в речи слова и выражения: барышня, дымковский узор, тычок, расписывать, обжигать, температура.

Оборудование:

Для педагога: Дымковские игрушки, магнитофон с аудиозаписью, образцы барышень с различным узором на юбках, отдельно изображенные элементы дымковской росписи, краски гуашь, кисти, банка с водой, квадратный лист бумаги

Для детей:

Краски гуашь (разных цветов), лист с изображением дымковской барышни, у которой юбка без узора, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).

Предварительная работа:

Знакомство с дымковскими игрушками. Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций с их изображением.Беседа о технике изготовления дымковских игрушек.

Рассматривание красивых юбок с различными узорами.

Ход занятия

1 слайд

I часть. Организационный момент

Воспитатель:

Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте ребята озорные!

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары

Подходите, подходите!

Посмотрите, посмотрите!

Ребята посмотрите, что у меня в корзинке?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: Эти игрушки из села Дымково, где живут замечательные мастера

Я вам расскажу удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.

II часть. Рассматривание игрушек

2 слайд

Воспитатель: Далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали то село Дымково.

3 слайд

 И жили в том селе мастера, которые лепили из глины игрушки своими руками, а потом расписывали их узорами. Поэтому их так и называют – дымковские игрушки.А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.

— Ребята, посмотрите какие игрушки делают дымковские мастера. (показывает игрушки) Дети, что это?

4 слайд

— Олень

5 слайд

, индюк,

6 слайд

конь,

7 слайд

 барышня.

8  слайд

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Посмотрите на них внимательно.

– Какого цвета краски, использовали мастера при росписи дымковской игрушки?(Красный, желтый, зеленый, синий, голубой, коричневый, черный, розовый, темно-бордовый).

– Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому и игрушки яркие, весёлые, задорные, нарядные, красивые и очень разные.

9 слайд

Самая известная дымковская игрушка – Барышня. У неё яркая расписная юбка. Посмотрите, какие бывают юбки(показать образцы).

– Какие элементы используются при росписи юбок Барышень?

(кружочки, точки, волны, полоски и т.д.)

Воспитатель рассказывает, что обозначают элементы росписи

(круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода).

– Ребята, хотите и вы побывать мастерами? У нас есть Барышни, у которых юбки не расписаны. Хотите их расписать, как настоящие мастера? (ответы детей). Приглашаю вас в мастерскую.

Раз, два, три, четыре, пять

Чтобы мастерами стать

Все присели, все нагнулись

Все друг другу улыбнулись

Две пружинки, три прыжка

И похлопали слегка

Вокруг себя пару кругов

И превратились в мастеров

– Проходите за столы.

Сначала я покажу вам, как мы будем украшать нашу барышню. Вначале возьмем кисточку и нарисуем прямые горизонтальные линии и вертикальные линии желтой краской. Получилась сеточка. В каждом квадрате рисуем кружки красной краской.  Вот такая юбка у нашей Барышни получилась.

Как мы берём кисточку?

Правильно, тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю. Обмакиваем кисть об салфетку. И на весь ворс набираем краску другого цвета. Кончиком кисти рисуем узоры.

— Перед тем, как начнем работать, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

    Привезли мы глину с дальнего бугра /Едут на “лошадке”, руки вперед

    Ну-ка за работу, чудо- мастера! / Хлопок, кулачок

    Слепим, высушим – и в печь! / Лепят ладошками

    А потом распишем. / Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии

    Будем мы игрушки “печь”, / Кулачки сжимают и разжимают

     Печка жаром пышет.

    А в печи – не калачи, /Машут указательным пальцем

    А в печи – игрушки! / Вытягивают руки вперёд

Воспитатель: А теперь вы принимайтесь за работу и украшайте своих барышень

Помните: полоски и круги мы рисуем кончиком кисти. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промокните о салфетку. Не забудьте промывать хорошо кисть, после каждой краски.  Ребята, кто затрудняется, может посмотреть на образец.

Дети работают, воспитатель помогает тем, кто нуждается в помощи. Ребята рисуют аккуратно кистью и красками.

После того, как  дети нарисовали «сеточку» , воспитатель проводит физминутку

Физминутка:

Мы старались рисовать, (руки в стороны)

Трудно было не устать. (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнем (присесть, руки вперед)

И рисовать опять начнем. (встать, руки опустить)

Продолжаем нашу работу. Нам надо нарисовать  в каждой клеточке кружочки красной краской.

Заключительная часть.

Воспитатель: Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки.Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился хоровод барышень.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

-У всех барышень наряды красивые и у всех разные.

-Какие цвета вы использовали? (ответы детей)

-Какие узоры рисовали? (ответы детей)

-Очень нарядно и красиво вы украсили юбки дымковским барышням. Молодцы, ребята!

Но наше время работы в мастерской подходит к концу. Спасибо вам за ваш труд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *