Шипящие буквы в русском языке 2 класс: Шипящие согласные звуки с примерами (2 класс, русский язык) – Шипящие согласные звуки в русском языке: история, характеристика, примеры

Содержание

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу – щу.»

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг. момент

      Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача  –  быть  каким?

Внимательными, активными,  а главное – трудолюбивыми.

  1. Актуализация знаний
  1. Минутка чистописания

Как обычно наш урок мы начинаем с минутки чистописания.

Сегодня мы будем писать буквы, звуки которых спрятались в скороговорках. Эти скороговорки нам представят одноклассники.

Чем отличаются звуки от букв?

Слайд 1

В Сашином лукошке шесть кошек.

Какой звук повторялся чаще всего?

Дайте характеристику этого звука.

Какой буквой обозначается?( ша)

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

Какой звук повторялся чаще всего?

Какой буквой обозначается? (же)

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не отпущу.

Какой звук повторялся чаще всего?

Дайте характеристику этого звука.

           Какой буквой обозначается? (ща)

Горячи калачи, калачи горячи.

Какой звук повторялся чаще всего? Дайте характеристику этого звука.

          Какой буквой обозначается?(че)

— Что общего у этих букв (обозначают шипящие согласные)

— На какие группы можно разделить? ( твердые и мягкие)

— Какая буква лишняя и почему? (Ж — обозначает звонкий звук)

— Составим узор из строчных букв.

жшщч  шщчж

            — Установите закономерность  и допишите до конца строки.

           — Подчеркните самый красивый узор

           — Послушайте слова, найдите слог с шипящей согласной и запишите его.

          Жалко, частый шарик, ножи, чистый, вершина, грущу, скачу (проверка). САМООЦЕНКА-!,+,?

            — Подчеркните слоги, которые являются правилами.(проверка на слайде)

Работать будем по плану Я ЗНАЮ, Я УМЕЮ, Я МОГУ…

Дети наизусть читают скороговорки. Вспоминают шипящие согласные, дают их характеристику.

Целеполагание

 — Какая тема урока?

Знакома ли нам эта тема?

          — А как вы думаете, почему мы опять возвратились к этой теме?

           — Давайте сформулируем цель нашего урока

         — Каким образом можем достичь этой цели?

Какие же правила нам понадобятся для сегодняшнего урока?

С. 71 чтение сообщения от профессора Самоварова. Работа с правилом.

Ответы детей

Повторить, закрепить….

Выполняя упражнения, повторяя правила,    записывая слова

Работа по теме урока

— Возьмите лист. Рассмотрите задания. Что нужно сделать?

— За минуту попробуйте выполнить все задания.

— Поднимите руку, кто успел выполнить все задания.

— Попробуем справиться с этой задачей сообща, для этого объединимся в группы. Вспомним правила работы в группах. На эту работу даётся еще одна минута. Переходим к следующему пункту плана Я УМЕЮ…

 -Что такое алфавит? Сколько букв в алфавите?( К слову дети)

Проверка по слайдам.

— А теперь запишем эти слова, но изменив их так, чтобы были в них сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

  1. Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? хороший 
  2. Поставьте это слово во множественное число. карандаши
  3. Детеныш щуки. щурёнок
  4. Образуйте однокоренное слово. снежинка
  5. Подберите однокоренное слово. машинка
  6. Подберите противоположное слово ужин
  7. Образуйте слово, отвечающее на вопрос что делать? встречать

Синоним к слову дети. Малыши

Обозначьте орфограмму, над которой мы работаем на уроке.

Что такое орфограмма?

На какие группы мы можем разбить эти слова?

Найдите среди записанных слов словарные слова

—  Поставьте ударение. Закрасьте жёлтым карандашом гласную, требующую запоминания. Разделите на слоги для переноса.

— С помощью чего можно проверить написание этих слов?              

             — Как расположены слова в словаре?

             

               -Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа. Оцените её. Какое слово не нашли? В каком классе мы изучали это слово? ОЦЕНКА СОСЕДА- !,+,?

-Найдите слова, которые обозначают предмет.

— Кто помнит, какая это часть речи?

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Подчеркните их одной чертой.

-Какое слово из подчеркнутых лишнее. Почему?

-Найдите слово обозначающее признак предмета.

-Кто помнит, какая это часть речи? На какие вопросы отвечает?

-Подчеркните волнистой линией

-Найдите слово обозначающее действие предмета.

-На какие вопросы отвечают эти слова? Подчеркните двумя чертами.

— Что можно составить из слов? Что такое предложение?

— Поработайте в парах. Составьте со словом машина предложение по этой схеме. Слайд  Кто? что сделали? какую ? что?

Выбор лучшего предложения и запись его на доске учеником.

Дайте характеристику этого предложения.

Какие ещё бывают предложения по цели высказывания?

Устно составим предложение с этим же, словом вопросительное, побудительное.

     

Индивидуальная,групповая и фронтальная работа со словами. Один ученик работает у доски. В словарных словах ставит ударение и подчёркивает безударную гласную, комментируя свои действия. Вспоминают, что такое предложение, правила оформления предложения на письме.

Работают у доски, с карточками, осуществляют взаимопроверку.

Физкультминутка.

 Я произношу слова. Если встречается буквосочетание жи-ши- присаживаются мальчики

Ча-ща — девочки. если нет этих орфограмм, то хлопаем в ладоши.

Лыжи, роща, чай, цветы, смешить, жираф, чаща, черепаха, кружит, чайка, хорошо, лучше, чулан, шиповник, вещи.

Выполняют движения.

Работа по учебнику

С. 71 чтение сообщения от профессора Самоварова.

С.73 упр. 104

Прочитайте слова. На какие две группы можно разбить?

1в. читает и подчеркивает слова – предметы. 2в слова- действия. Проверка.САМООЦЕНКА

   — Выберите из подчеркнутых слов 5 любых и продиктуйте соседу.

Выполняют упр. 71 в тетради. Ставят вопросы. Подчеркивают слова. Работают в паре.

Творческая работа.

Я МОГУ…

Поиграем в игру, которая называется «буриме»

             — Что это такое?( сочинение стихов на заданные рифмы)

             — Для этого нам нужно объединиться в группы.

— Вы получаете листок с рифмующимися словами и в течение 2 минут придумываете стихотворение.

….врачу

…кричу

… ежи

… ужи

… пищат

… молчат

Что мы составляли?( текст)

Что такое текст?

— Какие типы текстов вы знаете?

Работают в группах.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности.Работают у доски, с карточками, осуществляют взаимопроверку.

Самостоятельная работа.

Рассмотрите задания. Прочитайте их. Выберите то, которое понравилось и вы можете его выполнить без ошибок. Подчеркните орфограммы.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

Итог урока.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Сочетания жи – ши

Только с буквой      пиши.

Сочетания чу – щу

Только с буквой       пишу.

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой        писать!

А теперь закончите предложение.

Контролируют,  выделяют и осознают то, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению.

Домашнее  задание

Дает  инструктаж  по  выполнению  домашнего  задания упр. 109

Слушают  инструкцию,

фиксируют  задания

Рефлексия

 Предлагаю  каждому из вас выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

*Дополнительные задания

1.Упр. 108. Выполнить по заданию учебника и записать одно предложение по памяти.

2.Работа с текстом

Составь из слов каждой строчки предложение  так, чтобы выделенное слово было первым.

-Можно ли назвать текстом?

-Дай ему название.

Чаща, полна, звуков, лесная.

По, дятел, стучал, дубу.

Кружились, елью, над, клесты.

Срывали, шишки, клювами, они.

Искали, птицы, пищу.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс): Урок русского языка во 2 классе «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ»

Открытый урок  русского языка во 2 классе

ТЕМА УРОКА: «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ»

Цели и задачи урока: 

    — закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш].

    — учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.

    — упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И.

   — развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.

   — закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.

    — воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков;

Планируемые результаты:

    — учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ

    — научатся относить объекты к известным понятиям

    — определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности:

Учитель:  Прозвенел звонок, начинается урок. Пусть этот урок принесет с собой радость общения. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения. Теперь тихонечко садитесь.

Ребята, у нас с вами хорошее настроение, мы с вами улыбаемся друг другу. Посмотрите, какой красивый у нас класс! В честь какого праздника у нас в классе так красиво? Какой праздник к нам приближается?

Ученик: К нам приближается Новый год.

Учитель: А кто приходит на новогодний праздник?

Ученик: На новогодний праздник обычно приходит Дед Мороз.

Учитель: Верно. Дед Мороз, конечно, до нас еще не добрался, пока еще рано приходить к нам в гости, но он уже собирается к нам. Ребята, мне очень хочется, чтобы когда Дед Мороз пришел к нам, то увидел как мы умеем красиво и грамотно писать.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Учитель: Сегодня, на минутке чистописания, мы будем прописывать букву Ж и букву Ша. Возьмите правильно в руки ручки. Покажите как вы их правильно держите. Вспомните правильное написание этих букв. Давайте пропишем букву Ж в воздухе. Теперь пропишем букву Ша в воздухе. Теперь пропишите эти буквы у себя в тетрадях.

Ученики прописывают буквы в тетрадях   (число и Классная работа написаны заранее на доске и в тетрадях)

Ребята, к этим буквам мы обязательно ещё вернёмся.

Ребята, а ещё мне хочется, чтобы когда Дед Мороз пришёл к нам в гости, мы бы показали какие мы вежливые. А какие вежливые слова знаете вы?

Ученик: Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания и т.д.

Учитель: Молодцы! Вы помните все слова, о которых мы с вами там много говорили на наших  уроках.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА:                          На слайде №2

— здравствуйте

— до свидания

— спасибо

— пожалуйста

— извините

Сегодня  будем учиться употреблять новое слово, которым пользуются, если кого- то обидели или когда —  то поступили неправильно.

Послушайте стихотворение А. Кузнецова «Поссорились!»

Выходят 2 ученицы:

Мы поссорились с подругой,

И уселись по углам,

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Что произошло с девочками? (Поссорились)

Из – за чего произошла ссора? (Из – за игрушки)

Хорошо им было друг без друга? (Девочкам было скучно)

Что посоветуете девочкам? (Помириться)

А как это сделать? (Предположения детей)

 Запомните, извиняться нужно, глядя в глаза тому, кого обидели.

Как бы вы извинились? (Ответы учащихся)

  (продолжение стихотворения)

Я пойду и помирюсь!

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай,

И скажу: «Играть давай!»

Итак, добавляем в речевой этикет слово: ИЗВИНИ.

Я предлагаю вам обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитать значение этого слова. Кстати, кто мне напомнит в каком порядке располагаются слова в словаре?

Ученик: Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.

Ученик читает по словарю значение слова ИЗВИНИТЬ

Выражение сожаления по поводу причиняемого беспокойства, неудобства 

Учитель: Ребята, давайте запишем новое словарное слово ИЗВИНИ в  тетради, как обычно целую строчку (3 раза). Сколько слогов в этом слове? (3) На какой слог падает ударение? (на третий)                              СЛАЙД №3

Учитель: Ребята, у Дед Мороза есть помощник – Снеговик (на доске картинка со снеговиком). Чтобы мы сильно не скучали, пока ждем наступление Нового года, Дед мороз попросил своего помощника нас развлекать. Снеговик приготовил вам загадки:

Есть копытный великан.

Шея, как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый. (Жираф)

       Учитель открывает картинку на доске

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. (Мыши)

  Учитель открывает картинку на доске

Они на ласточек похожи,

А в небе очень даже схожи.

Я правду говорю, скажи!

Есть – ласточки, а есть — … (Стрижи)

  Учитель открывает картинку на доске

Кто живёт в морях холодных

Среди айсбергов  огромных?

У них усы, как ёршики,

Не боятся стужи …     (Моржики)

       Учитель открывает картинку на доске

Колюч он, но не ёлочка,

В иголках, но не сосенка,

В клубок свернуться  может.

Конечно, это…        (Ёжик)

    Учитель открывает картинку на доске

Учитель: Ребята, какие вы молодцы! Отгадали все загадки Снеговика.

А какие звуки вы услышали в словах- отгадках чаще, чем другие?    [ж], [ш]

Учитель: Дайте характеристику этим звукам.  НА  ДОСКЕ  [ж], [ш]

Ученик: Звук [ж]- согласный, звонкий, всегда только твердый, парный.

Звук  [ш] – согласный, глухой, всегда только твердый, парный.

Учитель: А еще, ребята, когда мы произносим эти звуки, то мы как будто шипим. Поэтому, эти  звуки так и называют – шипящие. К шипящим звукам относятся: ж, ш, ч, щ. Это надо запомнить.

Ребята, а  чем отличаются звуки [ж], [ш] от букв Ж, Ша?

Ученик: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Учитель: Ребята, на последней картинке мы видим ежа. Дайте, пожалуйста, характеристику слову ЁЖ. Сколько здесь букв и звуков.

Ученик: В слове ёж 2 буквы, но 3 звука, т.к. буква Ё в начале слова даёт 2 звука.

Учитель: Ребята, напомните, какие буквы могут обозначать 2 звука?

Ученик: Буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука?

Учитель: Верно, а в каких случаях?

Ученик: В начале слова, после гласной буквы, после ь или ъ.

Учитель: Приведите примеры.

Ученик: В начале слова: яблоко, ель, юла, ёж.

После гласной буквы: маяк, заяц

После ь или ъ: семья, варенье, подъезд.

Учитель: Ребята, Снеговик приготовил для нас не только загадки, но и задания.  Он спрашивает как будет звучать слово ЁЖ во множественном числе? (ежи)                               (Слайд 4)

На экране: ЁЖ-ЕЖИ, МЫШЬ-МЫШИ, КАМЫШ-КАМЫШИ, УЖ-УЖИ, СТРИЖ-СТРИЖИ.

Учитель: Ребята, какая общая орфограмма есть в этих словах?

Ученик: В словах есть сочетания жи – ши

Учитель: Кто из вас помнит как пишутся буквосочетания ЖИ-ШИ?  

Ученик: Сочетания жи – ши пишем только через и.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить?  Кто сможет определить   тему нашего урока?

Ученик: Мы будем говорить о буквосочетаниях жи – ши.

Учитель: Давайте проверим! Читаем тему урока на доске.

Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ

(Учитель открывает на доске тему урока)

Учитель: Ребята, это новая тема?

Ученик: Нет

Учитель: Почему?

Ученик: Мы её уже изучали

Учитель: Когда?

Ученик: В первом классе.

Учитель: Для чего же сейчас мы вновь обращаемся к данной теме?

Ученик: Чтобы вспомнить правильное написание в сочетаниях жи-ши.

Учитель: Ребята, какую цель мы перед собой поставим? Что нам надо вспомнить?

Ученик: Надо вспомнить как пишутся сочетания жи – ши

Учитель: Кто из вас сможет сформулировать правило?

Ученик: Жи-ши пиши с буквой И.

Учитель: Молодцы! Вы абсолютно правы.

А теперь через запятую запишите эти слова-отгадки, вставляя пропущенные буквы. (Ученики записывают в тетради слова, 1 ученик маркером вставляет пропущенные буквы на доске)

А теперь следующее задание от Снеговика. Давайте поработаем по учебникам. Прочитайте задание в упражнении 160.

Ученик: Спиши. Подчеркни букву, которая написана после  ж и ш.

Учитель: Ребята, записываем в тетрадях упражнение 160. Работаем по рядам. Первый ряд списывает первую группу слов, второй ряд – вторую группу, третий ряд – третью группу слов.  Списываем слова, подчеркиваем простым карандашом по линейке знакомые нам орфограммы.

(Выполняют задание)

Учитель: Ребята, какая же буква стоит после Ж и после Ш? (Буква И)

С заданием вы справились. Меняемся тетрадями с соседями по парте и проверяем нет ли ошибок у вашего соседа по парте. Если ошибок у соседа нет, поставьте ему на полях +. Возвращаем себе тетради. Поднимите руку те из вас, кто заработал +. Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

        Ребята, Дед Мороз попросил Снеговика хорошенько подготовиться к его приходу. А Снеговик ответственно подходит ко всем его заданиям. И Снеговик решил вспомнить с вами танец маленьких утят. Встаём.

        Физкультминутка (Танец маленьких утят)    Слайд 5

Учитель: Ребята, отдохнули, потанцевали и получили очередное задание от Снеговика.  Работа по карточкам. Разбейтесь на группы.

Группа 1

  1. Измените слово ХОРОШО так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? ____________________  (хороший)
  2. Поставьте слово КАРАНДАШ во множественное число _____________ ( карандаши)
  3. Допишите предложение

Идёт снег.  С неба падают красивые _______________ (снежинки)

  1. У машины на колесах есть __________________ (шины)

Группа 2 Подберите антонимы с сочетаниями жи-ши. Что такое антонимы? (Слова, противоположные по смыслу)

  1. Завтрак —  ______________  (ужин)
  2. Узкий —  _________________ (широкий)
  3. Маленькие —  _____________(большие)
  4. Свои —  ____________________ (чужие)

Группа 3   Подберите синонимы с сочетаниями жи-ши

  1. Дети —  ___________________ (малыши)
  2. Колючий комочек —  ______________ (ёжик)
  3. Автомобиль — ____________________(машина)
  4. Колючки у розы — ________________(шипы)

Группа 4

Соедини слоги так, чтобы получились слова

ши

     жи

гру

     ка

лу

     на

шиш

     ши

Получились слова:_________________________________________________

Группа 5

Выберите и выпишите слова с изученными орфограммами: пушинка, мышата, вышивка, ежата, тишина, шатёр, лужица, пешеход.

_______________________________________________________________

(пушинка, вышивка, тишина, лужица)

Группа 6

Выпишите из текста слова с изученными орфограммами:

Мы – проворные сестрицы –

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим, в снег – бежим,

Уж такой у нас режим.

_________________________________________________________________

(лежим, бежим, режим)

Проверка  

Учитель: Ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.

Наш Снеговик решил проверить, усвоили ли вы тему. Он передал мне записку, в которой я вижу слова. Я буду диктовать вам  эти слова, а вы будете записывать только те, в которых встречается орфограмма жи-ши.

Тишина, высота, пушинка, стужа, шиповник, крыжовник, снежинка.

Учитель: Давайте проверим, какие слова вы выписали  (Тишина, пушинка, шиповник, снежинка). Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе на полях +.                                   Слайд 6

Молодцы! Снеговику очень понравилось слово снежинка. Давайте поработаем в парах. Я предлагаю вам составить диалог с соседом по парте, используя  слово снежинка.

Ученики составляют свои диалоги.  

Учитель: Мне очень понравились ваши диалоги. А теперь я предлагаю записать в тетрадь предложение                             Слайд 7

В воздухе закружились первые снежинки.  (записывают в тетради) Учитель: Ребята, подчеркните сочетание жи-ши в словах.

Проверяем. В каких словах вам встретилось сочетание жи-ши (закружились, снежинки). Если вы правильно подчеркнули, поставьте себе на полях +.

А теперь самостоятельно подчеркните грамматическую основу в этом предложении.

Проверяем. Назовите грамматическую основу в этом предложении. (Снежинки закружились). Если вы правильно подчеркнули, поставьте себе на полях  ещё один +.

Что такое грамматическая основа?  (Это подлежащее и сказуемое).

Ребята, вы молодцы! У вас всё получилось.

                             Рефлексия

        Ребята, на уроке труда мы с вами делали шишки из цветной бумаги. Я просила их принести сегодня на урок. Если вам понравился сегодняшний урок и вам всё было понятно, поднимите зеленую шишку. Если вы испытали трудности на уроке, что-то вам показалось сложным, поднимите желтую шишку. Если вам было очень трудно на уроке, поднимите красную шишку.

Я очень рада,  что вам понравился наш урок. Всем большое спасибо!

Но это еще не всё. Дед Мороз уже на пути к нам. К его приходу мы должны нарядить ёлочку. Сейчас по очереди вы подойдете к нашей ёлке и украсите её, повесив одну свою шишку любого цвета.

Посмотрите, какая красивая ёлочка у нас получилась. Ну теперь мы ко встрече Деда Мороза готовы. Будем ждать его в гости. Всем большое спасибо за урок.

Дом. задание: Упр. 166 стр.87

Урок русского языка во 2-м классе по теме «Шипящие согласные ж, ш, ч, щ»

Цели:

  • формировать умение распознавать согласные ж, ш, ч, щ и правильно произносить их, писать;
  • развивать любознательность, стремление к расширению знаний по русском языку;
  • воспитывать умение дружно и организованно работать.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Как живешь?                                        Вот так! (пальчик)
Как идешь?                                           Вот так! (шагаем)
… бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
грозишь?
молчишь?
сидишь?

– А сейчас у нас урок русского языка. Вы готовы со мной работать?

II. Введение материала по теме урока

Посмотрите на доску (экран). Назовите буквы, которые вы заметили.

Д. Это буквы:

П, Т, К, Х, Ж, Ш, Ч, Щ, Д, Г (радуется за вас человечек)

У. У вас на партах такие же буквы.

Работа по рядам (в парах).

Задание: деление на группы по заданному основанию.

– Вспомним правила работы в парах. (Дети называют их: не шуми; выслушай мнение товарища; обоснуй ответ).

Расставьте их так:

1-й ряд – буквы, которые обозначают парные звуки по звонкости–глухости
2-й ряд – буквы, которые обозначают только твердый звук
3-й ряд – буквы, которые обозначают только мягкий звук.

– А теперь проверим:

1-й ряд: дети произносят
2-й ряд: дети прикрепляют на доску Ж-Ш (синий магнит))3ий ряд: (прикрепляют на доску Ч-Щ (зеленый магнит))

У. Произнесем звуки, которые обозначают эти буквы [Ж], [Ш], [Щ], [Ч]

– Что вы можете о них сказать? Д. – Согласные, не образуют слога.
– Как они произносятся? Почему? Что им мешает? Д. – Шипящие.
– Чем отличаются? Д. – Твердые и мягкие.

– Сейчас на уроке будем говорить об этих согласных: распознавать их, правильно
произносить и писать. Откройте тетрадь, запишите число…

III. Чистописание

– А сейчас минутка чистописания. Послушайте стихотворение, постарайтесь ответить, какую букву мы будем писать.

Посмотрите: буква эта
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.

– Какой звук часто встречается в стихотворении?
– Какая буква обозначает этот звук на письме?

На доске: Жж (обращаю внимание на написание, учащийся объясняет, веду указкой; дети прописывают в воздухе, затем в тетради).

Физминутка для рук

– Вернемся к нашей букве и повторим алфавитную скороговорку:

Поглядите, поглядите
Пять соседок в алфавите: Г Д Е Ё Ж

– О ком говорят «буквы». Не знаете почему?

Д. – Где ёж? – Сколько слов в нем? Какое оно по интонации? Вспомним, как начинаем писать предложение. Запишем это предложение.

1 учащийся у доски. Письмо с комментированием (ошибкоопасное место ежи)
– Сравним произношение и написание: ёж и [йош].
– Сколько в нем звуков? Почему?
– Построим звуковую схему (кубики) 

Проведем фонетический анализ слова в тетради.

Учащийся у доски. Ёж – 1 слог, 2 буквы, 3 звука.

Физминутка

Отдохнем и повторим, произнесем еще раз наши шипящие звуки (2 раза)

Чи-чи-чи (3 хлопка)
Черные грачи (руки в стороны, махи руками)
Чок-чок-чок (3 хлопка)
Черный каблучок (руки на пояс, топанье)
Ща-ща-ща (3 хлопка)
Щиплем мы щавель на щи.

IV. Работа по теме урока

– Эти шипящие приносят нам только хлопоты. Вспомните и назовите правила правописания гласных с шипящими (быстро повторяем, фронтально прикрепляю на доску жи-ши, ща-ча, чу-щу).

Проблемный вопрос: почему же они твердые и мягкие?

У. (познавательный материал) – А все это из-за долгой и трудной «биографии». Дело в том, что когда-то они были мягкими. В это трудно поверить, но в архиве русского языка, в древних текстах слова выглядели так: мужь, похожю, лечю. В связи с этой исторической путаницей появилась путаница орфографическая. А чтобы нм не путаться, выполним…

Работа с учебником: У. Б1 с.33

Сколько слов в предложении?

Живая схема: У Шуры жил черный щенок. (Каждый учащийся произносит первый звук, даю кубики з., к., с.)

Проверим: сверка с доской (самопроверка)

Оценим работу:

з – В. уровень (на полях в тетради)
ж – С. уровень (нужна помощь)
к – Н. уровень (не справился)
с. 33 Сведения, которые нужно прочитать.

V. Рефлексия

1. «Говорящая буква» Пусть буквы заговорят (ротик з., с.)

  1. О каких звуках говорили?
  2. О шипящих – Чем похожи? (согласные шипящие, не образуют слога)

                                 – Чем отличаются? (мягкие – твердые)

  1.  Какие правила русского языка повторили?
  2. Что для вас было легко?
  3. Что было еще трудно?
  4. А что показалось самым интересным?

  2. Философское дерево (дифференцированное)

VI. Домашнее задание:

1. Выполнить упр.52
2.* Разработать подсказки, которые могли бы нам помочь на следующем  уроке. Например: Пекарь в пекарне испек печенье.

 

Технологическая карта урока русского языка «Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» (2 класс)

Технологическая карта урока по теме

«Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу – щу»

hello_html_m43b2814d.jpghello_html_m176fd14a.jpg

2 класс

Предмет: русский язык

Вид работы: технологическая карта –

системно-деятельностный подход.

hello_html_5747c3ff.jpg

Монастырная Елена Евгеньевна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
НРМОБУ «Лемпинская СОШ»
ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на

с. Лемпино
2015 г.

Учитель: Монастырная Елена Евгеньевна, учитель начальных классов

Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Лемпинская СОШ»

2 класс

Предмет: русский язык

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, учебник «Русский язык» УМК «Перспектива».

Тема урока. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу – щу.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по углублению знаний о шипящих согласных

звуках и буквах, совершенствованию умения учащихся писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:

1) актуализировать знания о шипящих согласных звуках, о написании слов с шипящими согласными буквами;

2) формировать умение писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

3) работать над развитием орфографической зоркости и обогащением словарного запас учащихся.

4) формировать универсальные учебные действия.

Базовая технология: системнодеятельностный подход.

Методы: объяснительно-иллюстративный (наглядность – слайдовая презентация), теоретико-практический, частично-поисковый, репродуктивный,

словесный.

Приемы: психологический прием «Мое настроение», игровой прием «Угадай букву», «Исправь ошибку», «Помощник учителя», «Поездка в Чащино»,

приём «Плоды яблони» (самооценка детей), приём «Конструирование слов, конструирование предложения»

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая (дифференцированное обучение).

Межпредметные связи: окружающий мир.

Методы и формы контроля: наблюдение, проверка с обратной связью, взаимопроверка, самооценка, самоконтроль, рефлексия.

Основное содержание темы, понятия и термины: Правописание буквосочетаний жи–шича–щачу–щу. Орфограмма.

Образовательные ресурсы: таблица «Орфограмма. Буквосочетания жи–шича–щачу–щу», интерактивная доска, ноутбуки, СD диск,

мультимедийная презентация, толковый словарь, сигнальные карточки, карточки с заданиями, памятки, раздаточный материал, дерево-яблоня,

термины: «формировать», «закреплять», «упражняться», картинки шипящих согласных букв, рабочие тетради.

Результаты:

— к совместной познавательной деятельности,

— к взаимоотношениям с учителем и учениками,

— к полученным результатам: умению правильно писать слова с изученными орфограммами и активно использовать их в письменной речи, связных текстах.

Регулятивные УУД: умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения, выбирать и осуществлять учебные действия, оценивать свою работу и результат.

Познавательные УУД: умение анализировать объекты с выделением существен­ных признаков, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение организовывать и осуществлять сотрудничество в паре, в группе, выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать и критиковать других.

— знание шипящих согласных букв; знание правила правописания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу – щу.

— умение писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

— умение активно использовать слова с изученными орфограммами в письменной речи, связных текстах.

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

I. Организационный момент.

(2 минуты)

Слайд 2 – внимание (по щелчку текст и звук колокольчика)

Формирование самооценки готовности к уроку.

Учитель: — Дети, возьмите, пожалуйста, в руки сигнальные карточки и определите с каким настроением вы пришли на урок: желтый – радостное настроение, синий – грустное.

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.

Создание ситуации для оценки готовности к уроку.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку с помощью учителя:

  1. Проверяют наличие школьных принадлежностей:

  • учебник

  • тетрадь

  • ручка

  • карандаш

  • ластик

  • линейка

  • дневник

  1. Уточняют у учителя, что ещё необходимо для работы.

  2. Делают вывод о готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Самооценка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

( 5 минут)

Работа в парах.

(Слайд 3)

Работа в парах.

Проверка с обратной связью.

(Слайд 4)

Актуализации знаний о шипящих согласных звуках, о написании слов с шипящими согласными буквами.

Организация деятельности обучающихся по актуализации знаний о шипящих согласных звуках.

Работа в парах по карточке №1.

— А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и обвести в кружок.

1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.

2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

3.
Да! Вы правильно решили:
Буква та похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

4.
На расческу так похожа:
Три зубца всего. Ну что же?

Беседа:

— Какие буквы вы определили?

(учитель вывешивает картинки — отгадки)

— Какие это буквы?

-Незнайка писал слова с этими шипящими, и вот что у него получилось:

УЖЫ МАШЫНА ЧЮЛОК ПИЩЯ ИЩЮ ЗАДАЧЯ

-Правильно ли он написал слова?

-Какие правила не знал Незнайка?

 Работа в парах по карточке №2.

-Исправьте ошибки.

 

-Почему ЖИ-ШИ пишется с И?

ЧА-ЩА пишется с А? ЧУ-ЩУ с У?

Ищут буквы на листочке и обводят в кружок, работая в паре.

Выслушивают мнения и

выполняют задания. Придерживаются правил работы в паре.

Оценивают свою работу в паре.

Отвечают на вопросы учителя.

-Ж Ш Ч Щ

-Согласные, шипящие.

Нет.

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Исправляют ошибки.

Оценивают свою работу в паре и работу товарища.

Учащиеся сверяют результат своей работы с эталоном.

-Звуки [ж] [ш] – всегда твердые, [ч’][щ‘] – всегда мягкие.

Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.

Осуществление сотрудничества в паре.

hello_html_1d1af96f.png

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

Умение строить речевое высказывание в устной форме;

Проблема

Осознание проблемы

hello_html_19ef877a.png

Самооценка работы в паре.

hello_html_m2d6638d1.png

III.

Постановка учебной задачи

(2 минуты)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Создание условий для развития у обучающихся умения ставить цель и представлять результат деятельности. (Управление ситуацией целеполагания)

Игра «Помощник учителя»

-Кто поможет мне определить тему урока?

— Прочитайте весёлое стихотворение и назовите тему урока:

Жили в хижине чижи,

Мыши, ёжики, стрижи.

В гости едут к ним моржи,

И жирафы, и ужи.

ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ

Я пятёрку получу.

Открывает тему на доске после ответа детей.

Учитель показывает таблицу

-Знакомы ли вам эти правила?

-Тогда, чему мы должны учиться на этом уроке?

Читают хором стихотворение.

Формулируют тему урока.

-Тема нашего урока «Правописание буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу – щу»

Да.

Формулируют цель с помощью терминов: «формировать», «закреплять», «упражняться»:

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог, коллективно проговаривать слова хором, слушать, понимать и критиковать других.

Умение выделить и сформулировать

тему урока, цель урока;

IV. Чистописание . (2 минуты)

(Слайды 7 — 8)

Вырабатывать каллиграфический почерк.

Учитель: Дети! Сейчас мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Чащино, где будем повторять правописание гласных после шипящих. Вот мы на вокзале. Нам нужны билеты, но вагоновожатый говорит, что билеты получат только те, которые красиво напишут шипящие буквы.

Ш ш Щщ

Чч Жж

— Это вам задание для чистописания: пропишите правильно и красиво шипящие буквы в рабочей строке.

Учитель напоминает правила посадки при письме и следит за осанкой детей.

Выполняют письмо

по образцу.

Следят за правильной посадкой при письме.

Умение правильно оформлять записи в тетради.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

V.

Словарная работа.

(4 минуты) (Слайд 9)

Формирование умения работать с новым словарным словом; обогащение словарного запаса учащихся;

  1. Работа с пословицей.

— Прочитайте предложение.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Учитель: Что это? 

— Чему она нас учит? 

– В каком слове пословицы услышали шипящий звук? 

— На какое правило данное слово?

– Как вы понимаете значение слова товарищ?

  1. Знакомство с новым словарным словом.

– Обратимся к толковому словарю Ожегова. 

Учитель демонстрирует «Толковый словарь»
Товарищ — человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, по общности условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

— Прочитайте слово товарищ.

— Сколько орфограмм в данном слове?

  1. Работа в тетради.

— Запишите слово товарищ в тетрадь.

— Поставьте ударение, разделите слово на слоги и подчеркните орфограмму.

Выполняют задание фронтально.

— Пословица.

— Учит дружить, учит помогать своим друзьям в трудную минуту.

— В слове товарища.

ЧА -ЩА пиши с буквой А.

Дети выражают свою позицию или ценностное суждение.

Слушают объяснение учителя; воспринимают новую информацию.

Делают соответствующие записи.

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать и критиковать других.

Осознание ценности совместной деятельности.

Умение принять инструкцию и осуществить учебные действия.

VI.

Первичное закрепление

в знакомой ситуации.

( 10 минут)

(Слайды 10 ,11)

1) Работа в группах.

(5 минут)

(Слайд 12)

2). Проверка с обратной связью

( 2 мин.)

 (Слайды 13-14

с эталоном)

3) Обобщение

( 2 мин.)

(Слайд 15)

Формирование умения писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1). Учитель: 

Мы продолжаем поездку в Чащино.
Все – в вагоны! Вместе с нами в вагоне едут пассажиры Аня и Ваня. Аня смотрит в окно и записывает свои наблюдения словами, а Ваня читает.

— Ребята, но почему-то Ваня не может понять смысл прочитанных слов. Как вы думаете, почему?

ЧА-ГАЛ-ТА ВЕЛЬ-ЩА ТА-ЗАЙ-ЧА ДЕ-ЧУ-СА ШИН-КУВ-КА ЖИ-РЫ-КИ

Задание по карточке №3 для 1 группы (слабые учащиеся):

— Ребята соберите данные слова правильно и запишите их в тетрадь.

Задание для второй группы по карточке № 4 (сильные учащиеся):

 Восстанови текст карточки: исправь ошибки, расставь знаки препинания.

hello_html_md7c8e37.png

Содействие развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки.

– На какое правило вам встретились слова в заданиях.

Вывод:

В сочетаниях жи-ши
Только букву и пиши!

В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву у.

Учитель выдаёт памятку с правилом в стихотворной форме.

Учитель (обращается к ребятам 2 группы):

-Ребята, на какое ещё правило вам встретились слова с ошибками?

— Назовите орфограммы, которые изучаем сегодня.

Слушают, отвечают на вопросы.

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют отвечают на вопрос:

логи в словах переставлены.

Вспоминают правила работы в группе. Работают в группах.

Учащиеся сверяют результат своей работы с эталоном.

Проговаривают хором.

Запоминают формулировки орфограмм.

Дети: имена собственные пишутся с заглавной буквы.

ЖИ-ШИ пиши с И.

ЧА-ЩА пиши с А.

ЧУ-ЩУ пиши с У.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных признаков;

Ценностная ориентация на решение учебной задачи, достижение планируемых результатов;

Составление плана и последовательности действий;

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Умение строить речевое высказывание в устной форме;

Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

VII. Динамическая пауза

(2 минуты)

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Организация и проведение динамической паузы с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты.

(Повороты головой)

А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши, 
И ландыши, и белочки, Чижи, ежи, ужи. (Приседания.)

Зарядкино! Зарядкино!

(Упражнения для рук)

Довольно, детвора,

Скорее все в вагоны,

Нам дальше в путь пора.

(Бег цепочкой)

 Тихо садимся на свои места.

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Умения коллективно производить действия и произносить слова хором.

VIII. Закрепление в изменённой ситуации.

( 9 минут)

(Слайд 16)

1) Картинный диктант (4 мин.)

(слайды 17-24 с изображением предметов).

2). Взаимопроверка.

( 2мин.)

(Слайд 25 – слайд с правильной работой)

3). Работа над деформированным предложением.

( 2 мин.)

(Слайд – задание 26).

4). Проверка с обратной связью (Слайд 27).

( 1 мин.)

IX.

Самостоятельная работа.

(4 минут.) Интерактивный диктант. (Диск-справочник 2 класс (Слайд 28)

Формирование прочных навыков правописания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу – щу в словах.

Формирование умений осуществлять контроль и оценку учебной деятельности другого ученика.

Формирование

умения использовать ИКТ в целях самостоятельного закрепления полученных знаний и формирования универсальных действий.

Учитель: Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Какое же это правило?

Картинный диктант.

Учитель:

Запишите в тетрадь названия предметов, изображённых на рисунках.

Организует взаимопроверку в парах.

ЛАНДЫШИ НОЖИ

МЫШИ МАШИНА

ЩУКА ШИШКИ

ЧАЙНИК ЕЖИ

Учитель: — Ребята, обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего товарища.

— Что будем оценивать?

— Добились ли мы поставленных задач?

Поставить на полях +, если сделано правильно, если есть 3- 4 ошибки половина плюса, если больше 4 ошибок – минус. !

 

Чаще, душистые, цветут, в, ландыши.

– Дети, что скажете?

– Что можно сделать? (Составить предложение)

– Скажите всё, что знаете о предложении?

– Составьте предложение. Запишите предложение в тетрадь.

Интерактивный диктант.

Выпал пуш…стый снег. У дома играли малыш…. Витя лепил снежную бабу. У Яш… лыж…. У Миш… собака Рыж…к. Она сторож…т дом. Яша и Миша играли в снежки.

Учитель контролирует работу детей.

Самостоятельное выполнение задания, закрепление правила правописания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу – щу.

Дети записывают самостоятельно.

Подчёркивают знакомые орфограммы.

Учащиеся обмениваются тетрадями, сверяют результаты с ответами.

Проговаривают критерии оценки.

Ребята самостоятельно составляют предложение и записывают в тетрадь. Выделяют и объясняют орфограммы.

Проверяют и оценивают свою работу.

Дети работают за ноутбуками: вставляют пропущенные буквы.

Опыт работы по правописанию буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу – щу.

Успешное применение нового знания.

Ценностная ориентация на достижение планируемых результатов;

Умение проверять и оценивать работу другого ученика, положительное отношение к проделанной работе.

hello_html_m2d6638d1.png

Действия по решению учебно-практической задачи.

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Самооценка.

Ценностная ориентация на достижение планируемых результатов;

Умение использовать ИКТ в целях самостоятельного закрепления полученных знаний и формирования универсальных действий.

X.

Домашнее задание

(2 минуты)

(Задание комментирует учитель)

(Слайд 29)

Формирование прочных навыков правописания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу – щу в словах.

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания по карточке № 6:

1. Расставь знаки препинания. Спиши текст, вставь пропущенные орфограммы.

Ёжик и мыши

Митя поехал на дач… к деду Ивану дач… была у леса Митя принёс из леса ёж…ка в ч…лане ж…ли мыш… Митя отнес ёж..ка в ч..лан ёж..к ловил там мышей.

Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное 
задание. Понимают 
цели, содержание 
и способы выполнения задания.

XI.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

(3 минуты)

(Слайд № 30)

(Слайд № 31)

Развитие рефлексивных умений.

Создание условий для осмысления проделан-ной работы на уроке; формирование и развитие у обучающихся умения объективировать деятельность и значимость изученного материала.

— Все ли на уроке было понятно?

— Что нового узнали?

— В чем испытывали затруднения?

Помощь учащимся в осознании социальной, практической и личной значимости изученной темы.

— Как новые знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? Приведите примеры.

— За что можете похвалить себя (своих одноклассников)?

— Что понравилось?

— Ребята, перед вами дерево- яблоня.

— Как вы думаете, чего на яблоне не хватает?

— У вас на столе яблоки трёх цветов: красное, жёлтое и зелёное. Выберите подходящее для вас по цвету яблоко и повесьте своё яблоко на дерево:

Красное – «Все получилось»

Жёлтое – «Справился, но было трудно»

Зелёное – «Не все получилось»

— Посмотрите какие спелые, сочные и вкусные яблоки висят на нашей яблоне. Сегодня на уроке вы были молодцы.

 

Отвечают на вопросы учителя в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

Высказывают свое мнение.

Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить полученные на уроке знания.

(На яблоне нет яблок).

Выбирают нужное для себя по цвету яблоко и вывешивают на дерево.

Открыто осмысливают и свою деятельность на уроке.

Осознают ценность изученного материала, применяют его в жизненных ситуациях.

Самоконтроль, самооценка;

Список использованной литературы и ресурсов.

  1. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995. – 256 с.: ил.

  2.  Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Русский язык. Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., – ил. (Серия: – «Мои первые уроки»)

  3.  С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/Российская Академия наук. – М.: Азбуковник, 1997. – 997 с.

  4. Полуянова О.Д. Запоминаем словарные слова: 1-2 классы. – М.: Эксмо, 2011. – 48 с. (В помощь младшему школьнику)

  5.  Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина учебник «Русский язык» УМК «Перспектива»- 1 часть, 2 класс, Москва, «Просвещение», 2011 г.

  6. Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина рабочая тетрадь «Русский язык» УМК «Перспектива»- 1 часть, 2 класс, Москва, «Просвещение», 2013 г.

  7. Цифровые образовательные ресурсы: http://festival.1september

Презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка во 2 классе «Мягкие шипящие звуки, запись этих звуков в сочетании с гласными»»

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1007

ЗАО г. Москвы

                                  (Урок  русского языка во 2 классе)

                                         Составила и провела:

                                      учитель начальных  классов

                                      Кутлунина Вера Анатольевна.

                                                 

2011 г

                                    Урок русского языка  во 2  классе.

Учитель Кутлунина Вера Анатольевна

Тема урока: Мягкие шипящие звуки, запись этих звуков в сочетании с  

                    гласными.

Цели урока:  

  1. Уточнение представлений учащихся о звуках [ч,], [щ,] как мягких шипящих согласных. Формирование  умения правильно  писать сочетания  ча – ща, чу – щу.

2. Развитие логического мышления, речи,орфографической зоркости

     3.Воспитание  интереса к русскому языку.

Оборудование: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» учебник для 2 кл ч.1,

                             мультимедийный проектор.

Ход урока

I  Оргмомент.

Учитель:- Прозвенел звонок.

                 Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

                 Всё ль на месте, всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадки?

                 Сегодня у нас необычный урок.

                 Выяснить надо, кто в классе знаток?

А для этого нам предстоит совершить путешествие по станциям русского языка. Но сначала оформим тетради.

(Дети оформляют тетради)

В путь отправимся на весёлом паровозике. Сначала приведём в движение колёса. Для этого согните руки в локтях произнесите «Тук-тук-тук». Теперь поднимите правую руку и дайте сигнал отправления: «У-у-у!»

Итак наш паровозик отправился в путь. А вот и первая станция «Начальная»

СЛАЙД №2   Станция «Начальная»

II   Работа над  пословицей «Век живи — век учись»

  Учитель: — Прочитаем хором пословицу.

       (Дети читают)

 Учитель:  — Объясните её смысл.

      (Ответы детей)

Учитель: -В каком слове есть знакомое вам сочетание, и какое?

Дети: — Сочетание ЖИ в слове живи.

Учитель: — Что вы знаете о написании сочетаний ЖИ-ШИ?

Дети: — Сочетания ЖИ и ШИ пиши с буквой И.

Учитель:– Как называются согласные звуки в этих сочетаниях.

Дети: — Шипящие звуки [ж], [ш].

Учитель: — Что вы про них знаете?

Дети: —  Они всегда твёрдые.

Учитель: — А какие ещё знаете шипящие звуки?

Дети: — Шипящие [ч’], [щ’].

Учитель: — А что вы знаете о них?

Дети: — Они всегда мягкие.

Учитель: — Какими буквами мы их обозначаем?

Дети: — Буквами че и ща.

СЛАЙД № 3. Станция «Чистописание»

Учитель: — Наш поезд прибыл на станцию «Чистописание»

III Чистописание.

Учитель:- Красиво напишите записанные буквы.

                     ч  щ ч щ ч щ

               

               — Напишите пословицу по памяти «Век живи – век учись.» и подчеркните изученную орфограмму.

IV  Сообщение темы и целей урока.

СЛАЙД №4 Станция «Сказочная2

Учитель: — Следующая станция «Сказочная»

 Сейчас я расскажу вам сказку. И вы узнаете, что мы будем делать сегодня на уроке. «Когда – то давным – давно жили буквы ч и щ. Жили не тужили, сладко ели, крепко спали, между собой дружили. Но вот однажды им стало скучно и они решили поискать себе друзей и отправились в путь. Шли они шли и пришли на опушку леса. Видят  стоит на полянке  указатель. А на указателе буквы Я – Ю, А — У и написано: «В одну сторону пойдёшь – пропадёшь». «В другую пойдёшь, друзей приобретёшь». Остановились они в раздумье, куда же идти? Где их ждёт гибель? А где их ждут друзья? Стоят и не знают».

Давайте дети поможем буквам выбрать правильный путь.

Дети: — Там где написаны буквы А и У.

Учитель: — Почему?

Дети: — (отвечают).

Учитель: — Молодцы, что помогли буквам и теперь они вам благодарны.

А мы приехали на новую станцию.

СЛАЙД № 5  Станция «Новая»

  • Прочитайте название темы.

 (Дети читают)      Сочетания ча – ща, чу – щу.

               — Чем же мы будем заниматься на уроке?

Дети: — Мы будем учиться писать сочетания ЧА, ЩА,ЧУ,ЩУ.

Учитель: — Правильно. А ещё мы будем учиться писать слова с этими сочетаниями.

V  Изучение нового.

а) Работа с учебником.

Учитель: — Прочитайте правило в учебнике на стр.40.

  • Что узнали из правила о звуках [ч’], [щ’]?

(Дети отвечают)

Учитель: — Нас ждёт остановка на следующей станции.

СЛАЙД №6  Станция «Загадочная»

б) Письмо  слов с сочетаниями ча –ща, чу – щу.

 Учитель: — Проверим все ли знают как писать сочетания ча – ща, чу – щу.

             Прочитайте чистоговорки, доскажите и допишите недостающие слова вместо точек.

                        Ча-ча-ча, к детям вызвали … .(врача)

                         Чу-чу-чу, я  уроки … . (учу)

                         Ща-ща-ща, мы  поймали два … . (леща)

                         Щу-щу-щу, рыбу из реки …  .(тащу)

в) Проверка написанных слов.

Учитель: — Какие написали слова? Какие в них орфограммы?

Дети: — (отвечают)

VI  Физминутка

СЛАЙД № 7 Станция «Спортивная»

VII Закрепление нового материала.

СЛАЙД № 8 Станция «Картинная»

Учитель: — Мы на станции «Картинной».

  1. Картинный диктант.

— Напишите названия предметов, которые изображены на рисунках.

(Часы, щука, чайник, чашка,свеча, чулки.)

Учитель: — Мы немного отдохнём на следующей станции.

СЛАЙД № 9 Станция «Игровая»

Учитель: — Поиграем в игру  «Слог потерялся»

Разделимся на 2 команды. 1 команда «Всезнайки». 2 команда «Умейки». Чья команда быстрее допишет потерявшийся слог, та и победитель.

(Запись на доске)

                     Хо…(хочу)        мол…(молчу)

                      …гун (чугун)        …дак (чудак)

                      та…(тащу)        пи…(пища)

                      зада…(задача)        ту…(туча)

                      …вель (щавель)        …шка (чашка)

                      …ка (щука)        и…(ищу)

(Дети из каждой команды подходят и дописывают слог.)

(Учитель подводит итог игры)

СЛАЙД № 10 Станция «Исправляйка»

Учитель: -А сейчас поработаем в группах. Вы  «учитель» и  должны найти, исправить  и объяснить ошибки. Затем каждая группа отчитается о проделанной работе.

                         

                  Задание для 1 группы .

1). сегодня чюдесный денёк. мы отправились в рощю.

                   

                  Задание для 2 группы.

2)Бабушка поставила чюгун в печку. внучка пошла за щявелем

                            Задание для 3 группы.

3).трещат сучья. Замолчяли птицы. началась гроза.

                               Задание для 4 группы.

4) Кричят иволги. Скачют сороки. В гнёздах пищят птенцы

(Учитель подводит итог задания)

Учитель: — Наше путешествие подходит к концу. Весёлый паровозик замедляет ход. И вот мы на конечной станции.

СЛАЙД № 11 Станция «Итоговая»                 

               

VIII  Итог урока.

Учитель:- Чему мы учились на уроке? Что вы узнали? Как будете писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу?

                В сочетаньях ЧА и ЩА

                Пишем только букву А.

                В сочетаньях ЧУ и ЩУ

                Пишем только букву У.

Учитель: -Молодцы, ребята. Спасибо за урок.

            IX Домашнее задание.

Учитель: — Запишите задание на дом

                      Упр 67

           

Конспект урока русского языка «Шипящие согласные» (2 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Братска

hello_html_4bcc0fae.gif

hello_html_10ee8be9.gif

2 класс

учитель: Дроздова Т.В.

2014 г.

-1-

I. Организационный момент.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

II. Минутка чистописания.

На доске запись

Посмотрите на доску. Назовите буквы, которые вы заметили. Давайте их запишем.

п т к х ж ш

Подчеркните среди них только те, которые обозначают шипящие звуки.

п т к х ж ш

Все ли шипящие из алфавита здесь? (нет)

Давайте допишем и подчеркнем их.

п т к х ж ш ч щ

Даю вам несколько гласных букв.

а ы у и я ю

Какое задание можете предложить? (составить слоги)

Записываем слоги на новой строке.

жи ши ча ща чу щу

Молодцы! Посмотрите на эту строчку, может кто-то определит тему сегодняшнего урока?

«Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу».

III. Работа над новым материалом.

  1. Замените одним словом и запишите:

а) Жвачное животное с очень длинной шеей. (жираф)

б) Что у человека дороже всего? (жизнь)

в) Какие зверьки носят еду на спине? (ежи)

г) Инструмент для прокалывания отверстия. (шило)

д) Дикая роза с ярко-красными ягодами. (шиповник)

е) Люблю я, подбоченясь, забраться на поднос.

То кланяюсь учтиво, то задираю нос. (чайник)

Какое правило соблюдали? (написание сочетаний)

Назовите слова, которые нельзя разделить для переноса. (жизнь, ежи)

В каком слове букв больше, чем звуков? (жизнь)

-2-

В каком слове букв меньше, чем звуков? (ежи)

В каком слове есть звук [Й’]? (чайник, ежи)

2. Игра «Найди спрятавшиеся слова».

У меня записаны слова. Прочитайте их, спишите в тетрадь.

машина душистый вершина жираф пружина

Какие слова с изучаемой орфограммой в них спрятались? Обведите карандашом.

машина душистый вершина жираф пружина

(шина) (уши) (ерши) (жир) (ужин)

Молодцы!

ФИЗМИНУТКА.

Мы ногами топ-топ-топ.

Мы ногами топ-топ-топ.

Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,

Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,

И туда, и сюда повернемся без труда.

Мы головками кивнем,

Дружно ручками махнем.

И туда, и сюда повернемся без труда.

Мы подпрыгнем высоко,

Прыгать вместе так легко.

И туда, и сюда повернемся без труда.

3. У вас на столе карточка. Буквоеды съели слоги на нужную нам орфограмму. Нужно восстановить текст.

_____ли на___ мы___

За трубой на крыше.

-3-

Там ___десное местечко,

Потому что рядом печка.

Су___т печка сухари,

Мы____ и___т крошки.

Знают даже малы____:

И____т мышек кошки.

Что же у вас получилось? Прочитаем.

Спишите первое предложение. Подчеркните основу предложения.

Найдите слова, в которых есть сочетание ЧК. (печка, местечко)

О чем оно вам говорит?

Это тема нашего следующего урока.

4. А сейчас я вам предлагаю выполнить тестовую работу. Вопросов 5. Не забываем, что только один вариант ответов верный. Приступили.

ПРОВЕРКА: я читаю вопрос, вы называете ответ.

Тест.

  1. Как называется густой лес, заросли?

а)чаща б) опушка в) аллея г) проталинка

2. Какую форму имеет планета Земля?

а) круг б) квадрат в) шар г)куб

3. В кого не превращался князь Гвидон?

а)в комара б) в щуку в) в шмеля г) в муху

4. Какие животные не водятся в наших лесах?

а)зайцы б)лисы в) белки г)жирафы

5. Какая из этих птиц умеет летать?

а) пингвин б) страус в) щурок г) курица

На доске записаны слова, которые вы верно отметили.

чаща шар щука жирафы щурок

Какое слово оказалось новым, незнакомым? (щурок)

-4-

Щурок – небольшая северная лесная певчая птица с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Самка – щурка.

(показ слайда с изображением птицы, слушание пения этих птичек)

Какое среди этих слов лишнее? (шар)

Почему? (нет сочетания)

На этом наш урок заканчивается. Всем большое спасибо за работу. Молодцы!

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Шипящие согласные звуки. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу

Цель урока: углубление и обобщение знаний учащихся о шипящих согласных звуках, совершенствовать умение учащихся писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Задачи урока:

Предметные: обобщить знания учащихся о шипящих согласных звуках, проверить знания учащихся по данной теме, выбирать и объяснять выбор действия, развитие умения работать с толковыми словарями, обогатить словарный запас учащихся, развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь, словарный запас учащихся.
Метапредметные: развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, воспитание интереса к предмету через познание родного края, умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, умение формулировать собственное мнение, работать в парах, воспитание патриотизма , уважения к истории своей страны.

Оборудование: интерактивная доска, СD диск, мультимедийная презентация, толковые словари.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания учащихся

Приложение 1. Слайд 1 (звучит музыка)

Учитель: Дети, возьмите, пожалуйста, в руки пультики и определите с каким настроением вы пришли на урок: желтый – радостное настроение, фиолетовый – грустное.

(На интерактивной доске высвечивается диаграмма).

Слайд 2 – внимание (по щелчку текст и звук колокольчика)

II. Чистописание. (Слайды 3-4) Название этапа урока и плакат «Правильно сижу».

Учитель: Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Чащино, где будем повторять правописание гласных после шипящих. Вот мы на вокзале. Нам нужны билеты, но вагоновожатый говорит, что билеты получат только те, которые красиво напишут букву Р.

Р р

– Дайте характеристику звуку, обозначенному данной буквой. (Слайд 5)

Интерактивная доска: родина род родился Кубань

– Что общего в этих словах. (Корень – общая часть родственных слов)
– Какое слово «лишнее»?
– Что скажете об остальных словах?

III. Словарная работа (слайд с названием этапа урока)

а) Отец, отечество, Родина, Россия.

Учитель: Что скажете?
– Как вы понимаете значение этих слов?
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. (У учащихся индивидуальные «Толковые словари школьника»)
С.И. Ожегов:
Родина –
1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения.
– Что объединяет все эти слова?
– По каким признакам их можно разделить на группы?
– Поставьте ударение, разделите на слоги.

б) Учитель: Прочитайте текст. (Слайд 6) Назовите пропущенные слова.

Учитель: Какое еще задание можете предложить?

Дети:

– Подчеркнуть имена собственные.
– Поставить ударение. разделить на слоги.
– Подчеркнуть слова, которые не переносятся.

в) (Р.р)оссия, (Р,р)оссийские,(Р,р)оссияне. (Слайд 8)

Учитель: Прочитайте слова, обведите нужную букву, подчеркните орфограмму. Какое из этих слов всегда пишется с большой буквы?

г) Знакомство с новым словарным словом

Все дороги в Россию ведут в… (Дети хором: Москву)
Москва что гранит, никто Москву не победит.

Учитель: Что это? (Пословицы)
– О каком городе говорится в пословицах?
Что вы знаете о Москве?
– Кто бывал в Москве?
– Что интересного увидели?

Учитель: На летних каникулах ученица нашего класса Сердюк София участвовала во Всероссийском конкурсе «Я помню, я горжусь!», посвященном юбилею освобождения Москвы и стала призером муниципального этапа. (Запись слова в тетрадь).

Учитель: Сколько орфограмм в слове Москва? Подчеркните их.

IV. Повторение об имени существительном

Учитель: Мы продолжаем поездку в Чащино. (Слайд 9)
Все – в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты – купе. Давайте познакомимся с пассажирами. Здесь едут девочка Оля с друзьями Юрой и Васей, а с ними кошка и собака. Запишите их имена и вспомните правило написания имён существительных собственных и нарицательных. (1 группа – слабые учащиеся)

Задание для второй группы (сильные учащиеся): восстанови текст: исправь ошибки, расставь знаки препинания. (Слайд 10)

Проверка с обратной связью. (Слайд с правильными ответами)

Дети: Имена собственные пишутся с заглавной буквы. (Слайд 11)

В сочетаниях жи-ши
Только букву и пиши!
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву у.

(Детям выдается памятка с правилом в стихотворной форме)

V. Физкультминутка

В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты.
(Повороты головой)
А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.
(Приседания.)
Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора.
(Упражнения для рук)

Учитель: Тихо садимся на места.

VI. Закрепление

а) Учитель: Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Какое же это правило?

Учитель: Запишем названия предметов, изображённых на рисунках (слайды 12-22 с изображением предметов, в названиях которых есть буквосочетания жи-ши, ЧК, чу-щу.)

Дети записывают самостоятельно. Подчёркивают знакомые орфограммы.

Учитель: Проверь написание слов. Взаимопроверка.

(Слайд 23)

б) Работа над предложением Слайд-задание.

Дети, что скажете?
– Что можно сделать? (Составить предложение)
– Скажите все, что знаете о предложении?
– Составьте предложение. (Слайд 24)

Учитель: Запишите предложения. Подчеркните главные члены. Укажите части речи

XII. Самостоятельная работа

(Слайд 25) Интерактивный диктант. (Диск-справочник 2 класс)

Выпал пуш…стый снег. У дома играли малыш…. Витя лепил снежную бабу. У Яш… лыж…. У Миш… собака Рыж…к. Она сторож…т дом. Яша и Миша играли в снежки.

XIII. Рефлексия

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что вас удивило?
Дети, возьмите, пожалуйста, в руки пультики и оцените, как вы усвоили новую тему цветом:

  • Красный – хорошо усвоил материал
  • Зеленый – не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова.
  • Синий – еще нужно работать. (На доске появляются диаграммы)

IX. Домашнее задание по вариантам (Слайды 26-27)

1. Расставь знаки препинания. Спиши текст, вставь пропущенные орфограммы.

1 вариант.

Ёжик и мыши

Митя поехал на дач… к деду Ивану дач… была у леса Митя принёс из леса ёж…ка в ч…лане ж…ли мыш… Митя отнес ёж..ка в ч..лан ёж..к ловил там мышей.

2. В 1 и 2 предложениях подчеркни главные члены.

2 вариант.

У Саш… ж…вёт ёж…к. Саша полож…л ёж…ку каш… в ковш…к. Ёж…к беж…т. Он спеш…т на уж…н.
У деда Миш… ш…ло. Он ш…л ж…леты. У Маш… и Саш… ж…леты. Малыш… рады!

Список использованной литературы и ресурсов.

1. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995. – 256 с.: ил.
2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Русский язык. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., – ил. (Серия: «Мои первые уроки»)
3. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/Российская Академия наук. – М.: Азбуковник, 1997. – 997 с.
4. Полуянова О.Д. Запоминаем словарные слова: 1-2 классы. – М.: Эксмо, 2011. – 48 с. (В помощь младшему школьнику)
5. А.В.Полякова «Русский язык 2 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г.
6. www.ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *