Признаки суицидального поведения у подростков
Признаки суицидального поведения у подростков
• Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.
• Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
• Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.
• Агрессивность.
• Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.
• Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
• Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
• Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
• Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни — это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).
• Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.
Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.
Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:
• Тоскливое выражение лица.
• Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
• Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица).
• Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.
• Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
• Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
• Двигательное возбуждение.
• Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
• Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
• Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
• Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».
• Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
• Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
• Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
• Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.
• Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
• Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
• Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, запоры, нарушение менструального цикла (задержка).
Словесные ключи (что проговаривает ребенок):
• Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
• Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
• Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
• Прощания.
• Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
• Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
Основными «инструментами» педагогов и специалистов СППС для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей предметников), данные медицинской документации.
Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.
Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.
Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.
Причины суицида у подростков
Навигация по статье «Причины суицида у подростков»:
Когда я задумалась над этой статьёй, первый родившийся вопрос – это вопрос о том, для кого она будет. Уже более 6-ти лет работая с подростковым суицидом, я не могу не отметить, что самой болезненной и тяжёлой эта тема остаётся для родителей. А для некоторых из них тяжёлой настолько, что они предпочитают закрыть глаза и сделать вид, что всё, в общем-то, нормально и их уж эта тема точно никогда не коснётся. Вот только закрытые глаза проблему не решают.
Поэтому эта статья в первую очередь для родителей. О чём? О том, что для каждого родителя является самым родным, самым близким и самым значимым – о детях. О том, как понимать их, как разговаривать на их языке, но самое главное – как помочь им, чтобы не сделать хуже.
Прежде, чем рассматривать непосредственные причины суицида у подростков, вспомним некоторые особенности этого нелёгкого возраста.
Особенности подросткового возраста
Пубертатный период (ориентировочно от 12 до 16-17 лет) относится к числу переходных и критических периодов жизни человека. Подросток стремится приобщиться к миру взрослых, начинает осознавать и примеривать для себя нормы и ценности этого мира.
У подростка:
- возникает чувство «взрослости»,
- развивается самосознание и самооценка,
- увеличивается интерес к себе как к личности,
- происходит оценка своих возможностей и способностей,
- контроль над своими эмоциями и импульсами снижен,
- нервная система обладает повышенной возбудимостью, что приводит к чрезмерной обидчивости, раздражительности, вспыльчивости.
А ещё подростки финансово и эмоционально зависимы от своей семьи. Если члены семьи не оказывают столь необходимой моральной, материальной, иной поддержки, возможности любого подростка резко сокращаются. Ему сложно отстаивать свои права, добиваться уважения и удовлетворения своих потребностей, собственных ресурсов зачастую не хватает, поэтому он чувствует себя беспомощным и уязвимым.
Многие взрослые не понимают того, что происходит в душе у подростка, какие мотивы им движут, что для него важно и ценно. Мы склонны оценивать всё с высоты своего возраста и опыта и зачастую нам трудно понять подростка, даже если это наш ребёнок.
Но самое грустное в этой ситуации – это то, что зачастую подростки и сами себя не понимают. Гормональная перестройка организма, поиск себя и своего места в мире, внутриличностные конфликты, чувство одиночества, необходимость планировать своё будущее в условиях полной неизвестности, большие нагрузки в учёбе, борьба за успех среди сверстников – всё это становится их постоянными спутниками.
Прибавьте к этому «фону» первый опыт отношений и их разрыва, семейные сложности, проблемы в школе и вы почувствуете, с какими трудностями сталкиваются подростки.
К сожалению, иногда этих трудностей оказывается так много, а сил на сопротивление им так мало, что это ведёт к печальным последствиям.
Суицид в условиях постоянных внутренних и внешних конфликтов видится подростку единственным выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. Цель суицида всегда — уход от непрекращающейся душевной боли, прекращение сознания.
Причины суицида у подростков. Факторы риска
Как правило, самоубийство не совершается при наличии лишь одной причины, чаще всего присутствует их сочетание, что увеличивает вероятность завершенной попытки.
Никому не известно, почему при одних и тех же обстоятельствах один человек закончит жизнь самоубийством, а другой – нет. Однако, можно выявить некоторые общие факторы риска, которые способны выступить как причины суицида у подростков.
Семейная проблематика:
- Самоубийство одного из членов семьи (особенно одного из родителей)
- Потеря одного из родителей ввиду смерти или развода. Потерей одного из родителей в случае развода являются ситуации, когда родитель, с которым ребёнок не остаётся жить, отказывается от всяческого дальнейшего взаимодействия с сыном/дочерью. То есть, не принимает участия в воспитании, прерывает контакт, не звонит и не пишет сам и не реагирует на попытки общения со стороны ребёнка.
- Отсутствие эмоциональных привязанностей в семье, неприятие и постоянное осуждение подростка в семье.
- Насилие в семье (физическое, эмоциональное, сексуальное). Подробнее читайте в статье «Насилие в семье».
- Слишком авторитарные или напротив, всё позволяющие родители.
Факторы окружающей среды:
- Социальная изоляция, отчуждение, неприятие в группе сверстников
- Проблемы в школе/колледже (травля со стороны одноклассников, тяжёлые и затяжные конфликты с учителем/учителями)
- Утрата значимых отношений (распад пары, ссора с близким другом, смерть близкого человека)
- Высокий уровень стресса (например, в периоды перед важными экзаменами – ЭГЭ, ГИА. ). Стоит отметить, что стресс вызывают не сами экзамены, а сверхценное отношение к ним в школе и в семье подростка. К сожалению, зачастую родители требуют хороших оценок, ставя учёбу превыше всего, но при этом не учат ребёнка способам преодоления стрессовых ситуаций.
Личностные факторы:
- Депрессия. О симптомах депрессии можно прочитать вот в этой статье — https://PsyHelp24.org/prichiny-depressii/. Подростковая депрессия имеет некоторые общие признаки с проявлением депрессии у взрослых, однако, может проявляться и несколько иначе. Чувство скуки, печальное настроение, нарушения сна, жалобы на самочувствие, склонность к бунту, непослушание, плохая успеваемость, прогулы школы, замкнутость – всё это может служить признаками подростковой депрессии. Конечно, по отдельности эти признаки могут и не свидетельствовать о депрессии, являеться личностными особенностями, но чем их больше, тем больше повод родителям внимательнее присмотреться к своему подростку.
- Чувство бессилия, проявляющееся в упадке сил, апатии, фразах вроде «я ни на что не способен», «у меня ничего не получается», «я ничего не смогу в своей жизни сделать нормально».
- Психические заболевания.
- Переживания по поводу сексуальной ориентации. Подробнее о сексуальной ориентации в статье «Виды сексуальной ориентации».
- Зависимости от психоактивных веществ.
- Пессимистичный взгляд на жизнь в целом и на собственное будущее в частности.
- Расстройства пищевого поведения (булимия, анорексия).
- Чрезмерное увлечение идеями смерти (прослушивание мрачных песен, в которых говорится о смерти, чтение литературы на эту тему).
Как уже говорилось выше, самоубийство редко совершается только по одной причине, чаще речь идёт о совокупности оных.
Однако, некоторые факторы могут спровоцировать суицид даже без отсутствия других причин. Это булинг (травля) среди сверстников, тяжёлые эмоциональные утраты, инцест, сексуальное насилие и жестокое обращение с подростком.
Как можно увидеть, причины суицида у подростков разнообразны и относятся к разным жизненным областям. Существует ещё одна причина, о которой хотелось бы сказать отдельно – это так называемый «эффект Вертера», получивший своё название после распространения романа Гёте «Страдания юного Вертера».
Суть этого феномена в том, что после самоубийства, широко освещённого в СМИ, происходит волна подражающих самоубийств. Суицидент, «спровоцировавший» эту цепочку, становится объектом всеобщего внимания, значимые и уважаемые взрослые начинают говорить о нём только хорошее, а сверстники постоянно предаются воспоминаниям о нём. Так жертва суицида превращается в своего рода героя.
Самоубийства – очень обширная тема, которую просто невозможно рассмотреть в одной статье. В этой части цикла о подростковых суицидах мы рассмотрели некоторые особенности подросткового возраста, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения. В следующих статьях затронем мифы и факты о суициде, признаки надвигающейся опасности и, конечно, то, какую помощь могут оказать родители и близкие люди.
Берегите себя и своих близких!
Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:
«Причины суицида у подростков»
Вы можете задать их нашему психологу в скайпе онлайн:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.
«Причины суицида у подростков»
https://PsyHelp24.org/prichiny-suitsida-u-podrostkov/
Признаки поведения подростка, говорящие о суицидальных наклонностях и депрессии | НГС
Ребенку просто грустно? Или он впал в тяжелую депрессию? Как определить его истинное состояние? Разбираемся вместе с экспертом Мариной Хандюковой
Фото: Александр Ощепков / НГС
17 октября в одной из новосибирских школ покончила с собой ученица. Девочка, по словам школьников, отпросилась с урока, а через некоторое время её нашли в туалете. О случившемся детям сказали на перемене, затем всех отпустили домой. Что стало причиной такого поступка — сейчас разбираются следователи.
Журналист НГС Анна Богданова поговорила с педагогом-психологом, специалистом Центра психолого-педагогической помощи молодёжи «Вита» Мариной Хандюковой о том, как вовремя определить у ребёнка депрессию и склонность к суициду.
Потеря интереса к привычным занятиям
Ребенок чем-то увлекался, что-то делал, а потом внезапно перестал. Теперь большую часть времени проводит в одиночестве, часто не выходит из комнаты и не идет на контакт. Несмотря на то что смена интересов — характерный признак подросткового возраста, так как начинается перестройка личности, все равно важно обратить внимание на то, что это резкая смена его состояния. Выяснить это можно в том числе в разговоре с педагогом или тренером. Иногда ребёнок обманывает, говоря, что идёт на занятия, а сам прогуливает.
Резкая смена типа поведения
Когда периоды отчаяния, пассивности, безразличия сменяются бурной деятельностью. Это может быть признаком психической неустойчивости. В период упадка это может привести к негативным последствиям.
Перестаёт контактировать с друзьями
У ребёнка не было недостатка друзей и общения, но в один момент он резко сокращает время общения с ними. Вряд ли он это прокомментирует, скорее всего, ответит односложно или вообще оставит вопрос без внимания.
Резкая перемена в поведении по отношению к родителям
Причем как в ту, так и в другую сторону. Например, ребёнок общался агрессивно, раздражённо, огрызался с родителями. А потом резко начинает общаться спокойно и даже приветливо. Это тоже может быть звоночком, что что-то не так.
Безразличие к общественным и социальным нормам
Например, ребёнок говорит: «Мне всё равно, я могу теперь делать всё что захочу, всё равно умру, мне плевать». То есть для него становятся абсолютно неважными всякие нормы. Тревожный признак, когда это резкие, неожиданные перемены в поведении школьника.
Ранние пробуждения
Ребенок может проснуться в 4–5 утра, даже если накануне поздно лёг. Как правило, в это время подростки выходят в социальные сети, поэтому момент можно до какой-то степени отследить.
И что со всем этим делать?
По словам Марины Хандюковой, самый уязвимый возраст для подростков — 13–15 лет. На этот период приходится гормональный пик, когда подросткам интересны различные переживания, в том числе их привлекает тема смерти.
— И это не нужно оставлять без внимания. Если есть доверительные отношения, стоит поговорить об этом. Например, рассказать про то, как вы сами переживали эти моменты, — предлагает психолог.
Также, отмечает эксперт, тревожность у многих подростков появляется, когда родители очень требовательны к успеваемости в школе. В этом случае ребёнок сильно боится родительской реакции на плохие оценки. Самый тревожный признак не тогда, когда он показывает свои негативные эмоции при получении двоек, а когда начинает скрывать от родителей неудовлетворительные оценки.
Как отличить отчаяние от манипуляции? И как на это реагировать?
В некоторых случаях, приводит пример Марина Хандюкова, поведение ребёнка объясняется не столько депрессией и склонностью к суициду, сколько манипуляцией.
— Даже если родитель застал ребёнка с бритвой в ванной, это не говорит о том, что может произойти что-то страшное, — объясняет психолог. — Это может быть самоповреждающее поведение, призванное либо привлечь внимание, либо справиться со своим состоянием. Как правило, подростки, которые решают уйти из жизни, не говорят об этом, не демонстрируют.
Тем не менее, подчеркивает она, такое поведение тоже нельзя игнорировать, но при этом не стоит показывать свой страх и ругать ребёнка.
— Это призыв внимания родителей, — считает психолог. — Важно сохранять спокойствие, насколько это возможно. Есть техника — отзеркаливание. Когда ребенок в эмоциональном состоянии говорит: «Вы меня не любите, я пойду и прыгну». Тут можно сказать: «Тебе кажется, мы тебя не любим, и ты хотел бы так поступить». Это создает атмосферу принятия, когда родители не давят и не контролируют. Тогда у ребенка снижается тревожность и снижается эмоциональный накал. Уже после снятия острого состояния можно начать разбираться.
Как правильно говорить с подростком?
По словам психолога, отдельно взятый признак может не говорить о том, что ребёнок в депрессии, но в любом случае это повод для родителей присмотреться к его поведению и, возможно, изменить тактику.
— Что бы ни происходило, родитель не должен заводиться в ответ и поддаваться на провокацию. Бывает так, что ребёнок грубит, родитель начинает говорить: «Как ты со мной разговариваешь?». Говорят: «Ты мне так, значит, и я тебе так», — приводит пример диалогов Марина Хандюкова. — Но родитель всё равно в позиции сверху. Нужно принимать любые эмоции ребёнка — злость, агрессию: «Я вижу, что ты сейчас расстроен. Если ты не хочешь со мной общаться, можешь побыть в одиночестве». Можно говорить о своих чувствах, говорить что-то позитивное: «Я уверен, что ты справишься, я готов оказать поддержку». То есть видеть какую-то благоприятную перспективу в будущем.
Профилактика суицидов у подростков
Описание слайда:Признаки поведения подростка, намеревающегося совершить суицид Изменяется отношение к учёбе. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями. Нередко происходит потеря интересов, хобби. Изоляция, уход в себя. Отсутствие поддержки сверстников. Состояние депрессии Беспокойное поведение. Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде. Возможна резкая смена имиджа. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам на тему смерти. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, возникающие внезапно, импульсивно и непредсказуемо имеют небольшой удельный вес в процентном отношении. Наличия предыдущей (незаконченной) суицидальной попытки (по статистике 30% подростков, пытавшихся совершить самоубийство единожды, повторяют попытку). Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным способом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки, часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Признаки поведения подростка, намеревающегося совершить суицид 1. Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия 2. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями от поступления в вуз до места проведения каникул. 3. Нередко происходит потеря интересов, хобби. 4. Изоляция, уход в себя. Отсутствие поддержки сверстников. 5. Состояние депрессии проявляется в безразличии, чувстве тоски, отчаяния, бессонницы, отсутствии аппетита. 6. Беспокойное поведение. Перепады настроения: внезапное и значительное ухудшение или улучшение настроения. 7. Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде. Возможна резкая смена имиджа. Например, девушка отрезает длинные волосы, юноша перестает причёсываться, мыться. 8. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам на тему смерти. 9. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Нередко это носит форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде.
Первая помощь при выявлении у ребенка склонности к суицидальному поведению
Какое поведение считается суицидальным
Большинство попыток самоубийств у взрослых являются следствием серьезных психических расстройств — глубокой депрессии, шизофрении, биполярного расстройства, деменции, психопатии и других психических патологий. У подростков попытки суицида чаще всего бывают спровоцированы желанием привлечь к себе внимание. Независимо от того, что заставило человека задуматься о суициде, стремление наложить на себя руки происходит не сразу: им всегда предшествует определенный период времени, в который поведение человека из обычного становится суицидальным.
Суицидальное поведение отличается следующими признаками:
- Несвойственная ранее усталость, вялость, безразличие или внезапное спокойствие.
- Хронические нарушения сна, бессонница, потеря аппетита, психологические проблемы.
- Тревожность, агрессия, страх, нарушение психологического равновесия.
- Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
- Разговоры о суицидах и о смерти, повышенный интерес к случаям суицида, посещение сайтов с описаниями самоубийств.
- Употребление алкоголя или наркотиков.
- Приобретение средств, которыми можно совершить суицид (огнестрельного оружия, медикаментов и т.п.).
- Предыдущие или недавние попытки совершения суицида.
- Случаи суицида в семье или в близком окружении.
- Наследственная предрасположенность к депрессии или психическим расстройствам.
Психологическая помощь при суицидальном поведении
Своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении поможет не только предотвратить суицид и сохранить жизнь пациенту, но и выяснить причины, вызвавшие такое поведение. Если вы заметили в поведении кого-то из ваших близких психологический дисбаланс, описанные выше признаки или другие психологические отклонения, не теряйте времени и срочно обращайтесь за психологической помощью к психотерапевту. Чем раньше вы обратитесь за консультацией, тем легче и быстрее можно будет скорректировать поведение пациента и вернуть его к нормальной жизни. Психологическая помощь специалиста в данной ситуации заключается в ранней диагностике психосоматических заболеваний, нервно-психических расстройств и психических отклонений, обуславливающих суицидальные мысли и поступки, выяснение причин, которые могут привести к суициду, коррекция выявленных расстройств и связанных с ними психологических проблем с поведением.
Суицидальный риск бывает особенно высоким в тех случаях, если в прошлом пациент уже проходил лечение от психического заболевания, если у него раньше уже были намерения суицида или в прошлом он когда-либо отказался от лечения психиатрического заболевания или прервал его. Риск возрастает также при рецидивах психического заболевания и критических перемен в жизни такого пациента.
Суицидальное поведение подростков
Особенно важна своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении подростков. Нельзя забывать, что в подростковом возрасте психологические мотивы, толкающие подростка к самоубийству, могут быть совершенно незначительными с точки зрения взрослых и абсолютно неадекватными относительно размера проблемы. Такие «трагедии» как двойка и угроза наказания за нее, жестокая шутка или издевательство сверстников, запрет родителей на дружбу с каким-то определенным человеком или на пользование интернетом могут резко изменить поведение подростка и привести его к импульсному решению совершить суицид.
Оценить тревожные психологические отклонения в детском и подростковом возрасте без помощи психологом или психотерапевтов довольно сложно: дети часто смешивают игру и реальную жизнь, и суицидальные намерения могут остаться незамеченными. Нужно помнить, что в группу риска входят подростки из неблагополучных семей, дети с эмоциональной неустойчивостью и повышенной внушаемостью, склонные к импульсивным и необдуманным поступкам, а также подростки, употребляющие алкоголь, наркотики и другие токсические вещества. Склонность родителей к депрессиям, психозам и другим психическим расстройствам также повышает вероятность суицида у подростка. Плохие отношения с родителями также увеличивают вероятность появления суицидальных настроений. Есть и еще один важный фактор, провоцирующий у подростков психологическую неуравновешенность и опасные психологические изменения — это интернет-зависимость. Если подросток практически перестал общаться с «реальными» друзьями и целыми днями сидит в интернете, это очень тревожный сигнал. Интернет-зависимость сродни наркотической зависимости и также может довести подростка до непоправимой трагедии.
Есть один очень важный момент: зачастую подростки воспринимают смерь нереально — не как конец жизни, а просто как переход в другое состояние, как сон, после которого можно проснуться и снова вернуться к жизни. Есть и еще один важный фактор, с которым необходимо считаться: суицидальное поведение у подростков заразительно. Если кто-то из молодежных кумиров, друзей или знакомых совершает суицид, это часто провоцирует всплеск суицидальных настроений у целой группы молодежи, и в результате может произойти целый ряд трагедий, обусловленных групповым поведением.
Если подросток начинает проявлять агрессию, замыкается в себе, теряет аппетит или перестает следить за своей внешностью, если он слишком долго сидит в интернете — это признак того, что пора обратиться к помощи психолога. Опасными признаками являются также нелюдимость подростка, отсутствие у него друзей, правонарушения, участие в неформальных группировках, неосознанные стремления причинить себе боль (грызет ногти и пальцы, выдергивает волосы, часто появляются порезы, царапины и ушибы), а также склонность к безрассудному риску — например, чрезмерное увлечение экстремальными видами развлечений. Осложнить ситуацию может сложная обстановка в семье (развод родителей, появление отчима или мачехи, конфликты между родителями или близкими родственниками и т.п.).
Признаки того, что у подростка начинает формироваться суицидальные наклонности, могут быть следующими:
- Пассивность и безразличие к происходящему.
- Низкая самооценка, неудовлетворенность собой, своим положением среди сверстников и своим внешним видом.
- Неумение найти себе интересное занятие или увлечение.
- Психологические или эмоциональные нарушения: неуравновешенность, агрессивность, импульсивные поступки, психологический дисбаланс
- Психические нарушения: депрессии, навязчивые идеи, фобии и т.п.
- Мрачные настроения, трагические мысли, разговоры о смерти, повышенный интерес к смертям и трагедиям в кино, литературе и новостях.
- Негативная оценка настоящего и пессимистические настроения относительно будущего
- Социальное отторжение (отсутствие друзей в школе, плохие отношения с родителями, издевательства сверстников и т.п.).
- Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость.
- Прием наркотиков, «спайсов», каких-либо токсических веществ или алкоголя.
Необходимо помнить, что истинную глубину проблемы может оценить только специалист, поэтому при появлении тревожных признаков у подростка не следует терять время и нужно срочно обратиться к помощи психолога. Психолог определит степень риска суицида у подростка, сориентирует его на поиски выхода из создавшейся сложной ситуации или поможет изменить отношение к тем проблемам, которые решить невозможно.
Если случилась очень острая ситуация, единственным выходом из которой подросток считает уход их жизни, то в этом случае необходима экстренная консультация психотерапевтов или психиатров, которая может потребовать психотерапевтического или медикаментозного лечения. Своевременное оказание медицинской помощи поможет не только предотвратить трагедию, но и вернуть пациента к нормальной полноценной жизни.
Попытка суицида: психологическая помощь пациенту
Профессиональная помощь суициденту — пациенту, совершившему попытку суицида — должна оказываться в экстренном порядке и включать несколько этапов. Наиболее эффективным методом выведения пациента из критического состояния являются индивидуальные беседы с психотерапевтом, который всесторонне займется психологическими проблемами пациента.
На первом этапе психологической помощи целью психотерапевта является установление эмоционального контакта с пациентом и предоставление ему возможности выговориться. Как правило, после неудачного покушения на самоубийство пациент охотно изливает свои чувства в длительном монологе, после чего его состояние становится более спокойным, и психотерапевт может перейти к следующему этапу помощи — выяснению причин, которые послужили пациенту поводом для глубокого психологического кризиса. На этом этапе задача психотерапевта состоит в том, чтобы увести пациента от суицидальных мыслей, избавить его от ощущения безысходности, поднять его самооценку и убедить его в том, что все его психологические проблемы и тяжелое эмоциональное состояние — явление временное, и все трудности, с которыми он столкнулся, преодолимы, а его уход из жизни не решит проблем, но станет тяжелым ударом для родных и друзей. После того как психотерапевт убедит пациента в том, что все его психологические проблемы преодолимы, начинается следующий этап помощи — выработка мер для преодоления кризисной ситуации.
На этом этапе психотерапевт помогает пациенту уделить особое внимание психологическим проблемам, поверить в свои силы и составить план преодоления проблемной ситуации. Конструктивный пошаговый план дальнейших действий, которые можно предпринять вместо самоубийства, поможет суициденту эффективнее преодолеть возникшие психологические проблемы и быстрее найти выход из неразрешимой, по его мнению, ситуации. Когда при помощи психотерапевта состояние пациента изменится с пассивного бездействия на попытку самостоятельного решения проблемы, психотерапевт будет всячески поддерживать.
Врач-психиатр: подростковый суицид можно предотвратить
Ни для кого не секрет, что подростки склонны впадать в крайности: сегодня они бунтари, доказывающие окружающим свою правоту, а завтра — депрессивные личности, рефлексирующие без особой надобности. Почему юноши и девушки говорят о суициде, как отличить браваду от серьезного эмоционального дисбаланса и как помочь сыну или дочери, которые испытывают жизненные трудности?
На вопросы портала Рамблер/Семья отвечает доктор медицинских наук, заведующий кафедрой Российского национального исследовательского медицинского университета, главный врач и основатель Центра душевного здоровья «Альтер» Андрей Шмилович.
Андрей Аркадьевич, считается, что в подростковом возрасте каждый второй ребенок думает о суициде. Так ли это?
Подростковый возраст — особенный период в жизни каждого человека, характеризующийся глобальной физиологической перестройкой организма, окончательным становлением характера, мировоззренческих установок, морали и многих других индивидуальных черт личности. Совершенно естественно, что в это время, когда «градус чувств» становится максимальным, а их возникновение и трансформации зависят от малейших колебаний внешней среды, очень часто появляются и реализуются такие мысли, которые в другом возрасте априори относят к психопатологическим.
Можно много размышлять и философствовать о так называемых непатологических суицидах, однако по всем естественнонаучным биологическим канонам покушение на собственную жизнь — это отклонение от природного естества. К сожалению, именно подростки являются наиболее уязвимыми в данном вопросе. Именно в этом возрасте подавляющее число людей угрожающе близко подходят к границе между нормой и патологией, в связи с чем статистика суицидов наиболее неблагоприятна среди подростков. Однако современная психиатрия и клиническая психология в состоянии сохранить жизни многих заблудившихся в этом возрасте душ.
8 способов превратить пассивного подростка в активного
Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования
Как у ребенка возникают подобные страшные мысли? Вероятно ли, что суицидальные наклонности передаются по наследству?
Давайте все-таки называть этого человека не ребенком, а подростком. В общении с людьми этого возраста необходимо очень осторожно и тщательно подбирать каждое слово. Иногда обращение к подростку как к ребенку становится достаточным основанием для импульсивной эмоции и суицидальной мысли.
Причины суицидальных тенденций столь разнообразны и порой неожиданны, что их классификации в суицидологической литературе занимают десятки страниц. Здесь и пресловутые детско-родительские отношения, и неразделенная любовь, и ревность, и месть, и отчаяние, и гордость, и целая палитра сложных многогранных чувств и мотиваций, ежедневно возникающих в душах подростков.
Конечно, дело не обходится только психологическими факторами. Много подростковых суицидов происходит в болезненных психопатологических состояниях. Особенно часто это случается, когда окружение подростка, включая его врачей и психологов, не видит патологических отклонений или своевременно не диагностирует ту или иную психическую болезнь. Иногда это происходит из-за того, что подростки и их родственники боятся или стесняются обратиться к психиатру из-за известной стигматизации или по причине психолого-психиатрической безграмотности.
О наследственной отягощенности суицидами можно говорить лишь косвенно, имея в виду те патологические случаи, когда по наследству передается суицидоопасная депрессия, а не собственно суицидальные наклонности.
В каком возрасте для подростка наиболее характерны суицидальные мысли? Кто склонен думать о самоубийстве чаще: мальчики или девочки?
Если мы говорим о подростковом возрасте, то это 12-17 лет. Гендерной разницы в склонностях к таким мыслям нет. Юноши и девушки отличаются лишь формой этих идей, их содержательным, эмоциональным, речевым и поведенческим оформлением, а также мотивами.
Материал: Подборка методик для диагностики риска суицидального поведения
Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5–11-х классов
Д.Ю. Соловьева, педагог-психолог МАОУ СОШ № 31, г. Сыктывкар, Республика Коми
В настоящее время значительно вырос процентный показатель детских и подрастковых самоубиств, это порождает необходимость в детальном изучении причин и мотивов проявления суицидальных попыток
В условиях современного общества растет процентный показатель детских и подростковых самоубийств, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов их профилактики. Педагогу-психологу приходится сталкиваться с суицидальными мыслями и желаниями детей разного возраста. Это подводит к осознанию важности анализа отношения ребенка к жизни и смерти, его желания покончить с собой в контексте профилактической и психокоррекционной работы с детьми.
Одна из главных целей образования — создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В рамках ее реализации в 2010 г. разработана программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5-11-х классов.
Цель программы: профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Задачи:
- выявить учащихся, входящих в суицидальную группу риска — с суицидальным поведением, суицидальными мыслями, имеющими попытки самоубийства;
- оказать профилактическую, консультационную и коррекционную помощь учащимся, склонным к суицидальному поведению;
- провести соответствующую просветительскую работу среди учителей, учащихся и их родителей.
Программа включает четыре этапа: просветительский, психодиагностический, коррекционно-развивающий и этап психологического сопровождения. Рассмотрим их подробнее.
1. Просветительский этап — беседы, лекции с учащимися, семинары для учителей, родительские собрания, проводимые педагогом-психологом с целью предоставления участникам мероприятия наиболее значимой информации по проблеме детского суицида.
Психологическая работа на данном этапе начинается с выступления педагога-психолога на классных часах и проведения беседы с учащимися по теме «Предотвращение самоубийства детей. Как помочь другу?» (приложение). Сразу отметим, что данную беседу следует проводить не во всех классах подряд, а только там, где она действительно необходима.
После ряда бесед педагог-психолог самостоятельно или совместно с учащимися оформляет информационный стенд «Если друг попал в беду» с указанием адресов и телефонов соответствующих служб в том городе, где находится ребенок (подросток), попавший в затруднительную ситуацию.
Можно также провести семинарское занятие с учителями «Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения»1. В процессе данного семинара учителя знакомятся с типами суицидального поведения, мотивами попыток самоубийства, узнают, кто из детей входит в группу риска по проблеме суицида (наиболее склонен к его совершению), каковы типичные поступки, жалобы и проявления суицидента.
При необходимости педагог-психолог посещает родительские собрания для беседы на тему: «Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей в преодолении трудностей ребенка»2. Родителям важно знать признаки (словесные, поведенческие, ситуационные), мотивы и факторы суицидального поведения, наиболее распространенные причины суицида среди детей и подростков.
2. Психодиагностический этап — выявление учащихся, входящих в группу суицидального риска (с суицидальным поведением, суицидальными мыслями и попытками самоубийства)3.
3. Коррекционно-развивающий этап — групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья, нормализации межличностных отношений, развития чувства собственного достоинства, преодоления неуверенности в себе.
4. Этап психологического сопровождения — сопровождение учащихся с суицидальным поведением или суицидальными попытками до момента окончания ими школы.
По данным французских психиатров, после того, как обследованные совершали попытку самоубийства и были проконсультированы, 22% все же заявляли, что вновь попытаются свести счеты с жизнью.
Педагогу-психологу рекомендуется завести специальную картотеку со списком детей, склонных к суицидальному поведению, и периодически проводить с ними профилактическую работу.
Работа по программе проводится в соответствии с циклограммой (таблица).
Циклограмма деятельности педагога-психолога в рамках программы профилактики суицидального поведения подростков
Мероприятие | Период проведения |
Сентябрь4 | |
Собеседование с классными руководителями | 1-я неделя |
Выявление классов с детьми, входящими в группу риска | |
Беседа с учащимися на тему: «Предотвращение самоубийства. Как помочь другу?» (приложение) | 2-я неделя |
Семинар для педагогов на тему: «Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения» | |
Родительское собрание на тему: «Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей по преодолению трудностей ребенка» | 3-я неделя |
Подготовка к скрининг-диагностике | 4-я неделя |
Октябрь | |
Проведение скрининг-диагностики руководителями выбранных классов | 1-я неделя |
Обсуждение с классными руководителями результатов скрининг-диагностики каждого ребенка | 2-я неделя |
Формирование списка детей, входящих в группу суицидального риска | |
Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) учащихся, входящих в группу суицидального риска | 3-я неделя |
Получение от родителей согласия на проведение психологической работы с учащимся | |
Индивидуальные консультации для учащихся, входящих в группу суицидального риска | 4-я неделя |
Ноябрь | |
Разработка схем углубленной диагностики детей, входящих в группу суицидального риска | 1-я неделя |
Углубленная диагностика детей, входящих в группу суицидального риска5 | 2-я неделя |
Обработка и интерпретация результатов исследования каждого ребенка | |
Разработка рекомендаций | |
Индивидуальные консультации с учащимися, входящими в группу суицидального риска, по результатам диагностики | 3-я неделя |
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики детей | |
Подготовка к проведению групповых практических занятий | 4-я неделя |
Декабрь | |
Групповые практические занятия для детей с суицидальным поведением на тему: «Мы выбираем жизнь!» | В течение месяца |
Индивидуальные коррекционные занятия (по необходимости) | |
Январь | |
Повторная диагностика учащихся, входящих в группу суицидального риска, для определения результатов коррекционной работы | В течение месяца |
Приложение
Беседа с учащимися на тему «Предотвращение самоубийства детей. Как помочь другу?»
Ход мероприятия
1. Вступительное слово педагога-психолога
Сегодня мы будем обсуждать очень трудную проблему. Попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка. Поучимся распознавать признаки надвигающейся опасности. Узнаем, как не испугаться и помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса — именно выхода, а не ухода, ведь суицид — это уход от решения проблемы, наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения, — словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных проявлениях.
Обсуждение:
- Были ли у вас или ваших друзей жизненные трудности, сложные ситуации, которые казались непреодолимыми?
- Как вы (ваши друзья) вели себя при этом?
- Что чувствовали, о чем думали?
- Появлялись ли у вас в этот период мысли о смерти?
- Как вы считаете, почему человек, когда ему плохо, начинает думать о смерти? Можно ли помочь ему выйти из этого состояния?
2. Что нужно знать о суициде
Для того чтобы правильно и своевременно оказать помощь человеку, который собирается совершить самоубийство, нужно располагать основной информацией о суициде и суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации об этом явлении, которая распространяется гораздо быстрее достоверной информации. В ходе нашей беседы вы получите сведения о суициде и узнаете правила поведения, которые необходимы для оказания эффективной помощи другу или знакомому, оказавшемуся в беде.
Итак, что необходимо знать о суициде.
1) Обычно суицид не происходит без предупреждения. Большинство людей, которые пытаются покончить с собой, почти всегда каким-либо образом предупреждают о своем намерении: говорят или делают что-то такое, что служит намеком, сигналом о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. Не делятся с окружающими своими планами расставания с жизнью лишь немногие. Обычно кто-либо из друзей все же оказывается в курсе дела.
2) Суицид можно предотвратить. Распространено мнение, согласно которому помешать человеку, который принял решение расстаться с жизнью, уже невозможно. Считается также, что, если ему не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова до тех пор, пока не добьется своего. В действительности же, молодые люди, как правило, пытаются покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляет опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени: от 24 до 72 часов. Если в это время кто-то вмешается в их планы и окажет им помощь, то они уже больше никогда не будут покушаться на свою жизнь.
3) Суициденты чаще всего психически здоровы. Поскольку в обществе суицидальное поведение принято считать ненормальным и нездоровым, многие ошибочно полагают, что суициденты не в себе. При этом их путают с психически больными людьми. Есть даже точка зрения, в соответствии с которой суициденты опасны не только для самих себя, но и для других. Да, они могут вести себя как психически нездоровые люди, однако это не является следствием психического заболевания, а их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Кроме того, в большинстве своем суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздражены, но их раздражение направлено исключительно на самих себя.
4) Тот, кто говорит о суициде, обычно совершает его. По статистике, из десяти покушавшихся на свою жизнь подростков семеро делились с другими своими планами. Тем не менее в обществе часто отмахиваются от тех, кто говорит о суициде. «Шутит, наверное, — думаем или говорим мы. — Делает вид» — или: «Говорит, чтобы привлечь к себе внимание!» и т. п. Не рискуйте жизнью вашего друга: раз он заговорил о самоубийстве — значит, это серьезно.
5) Суицид — не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова человека о том, что он хочет покончить с собой. Им кажется, что этим он просто пытается обратить на себя внимание или что ему что-то нужно. Действительно, если ваш знакомый заговорил о самоубийстве, он хочет привлечь ваше внимание. Вместе с тем при этом он, скорее всего, не шутит. Какие уж тут шутки! Если вы — настоящие друзья, то в этой ситуации не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе ваше внимание. Нужно обратить внимание на то, что именно он говорит, а не рассуждать о том, чем он руководствуется, говоря о суициде. Значит, он решился на отчаянный шаг! Даже если подросток просто «делает вид», желая обратить на себя внимание, такое поведение свидетельствует о том, что у него что-то стряслось. Нужно прислушаться к его словам и серьезно отнестись к его угрозам.
6) Склонные к суициду подростки считают свои проблемы серьезными. Все люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию: то, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света.
Наверно, вы согласитесь с тем, что взгляды на жизнь у детей и взрослых обычно различаются. То, что для одних ужасно, для других — ерунда, и наоборот. Например, у подростка плохое настроение из-за того, что он поссорился со своим лучшим другом, а родители говорят: «Подумаешь, у тебя и без него друзей хватает». По-разному смотрят на жизнь не только родители и дети, даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения на одни и те же вещи. То, что для одного здорово, для другого — паршиво, а для третьего — нормально.
7) Суицид — следствие не какой-то одной неприятности, а многих. Всем известно выражение о том, что последняя капля может переполнить чашу терпения. Причины, ведущие к суициду, подобны каплям, заполняющим чашу терпения. Каждая капля сама по себе — ничто. И двум, и десяти каплям не заполнить чашу доверху. А вот если этих капель не десять и даже не сто, а многие тысячи, то в какой-то момент чаша терпения переполнится. Обычно люди не совершают самоубийство из-за какой-то одной неприятности. Большей частью уйти из жизни пытаются из-за серии неудач.
8) Самоубийство может совершить каждый. Предотвращать суицид было бы проще, если бы его совершали только определенные подростки, но, к сожалению, установить тип суицидоопасного подростка невозможно. Дети из богатых семей подвержены суицидальному настроению ничуть не меньше, чем из семей нуждающихся. Суицид совершает не только тот, кто плохо учится и ни с кем не ладит, но и тот, у кого нет видимых проблем ни в школе, ни дома. Благополучие — вовсе не показатель, гарантирующий защиту от суицида. Важно не то, насколько благополучен человек, а то, что он говорит, делает и чувствует.
9) Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск попытки покончить с собой.Самоубийство подростка, который вроде бы уже вышел или выходит из кризиса, для многих становится полной неожиданностью. Однако совершивший суицидальную попытку человек возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно и дают о себе знать, вот почему этот этап наиболее опасен. Когда все опекавшие подростка люди вновь займутся своими делами, у него может возникнуть ощущение, что от него все отвернулись, и тогда в голову снова придет мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы вернуть внимание окружающих. В этом случае окружающим следует быть настороже.
Помните: вы можете предотвратить самоубийство! От заботливого, любящего человека, который находится рядом, зависит многое — он может спасти жизнь потенциальному суициденту.
Представьте, что кто-то из друзей поделился с вами своей тайной — сказал, что хочет покончить с собой. Согласитесь, если бы он не доверял вам, то и не делился бы с вами такой информацией. Возможно, он заговорил с вами об этом как раз потому, что не хотел умирать, и в качестве доверенного лица выбрал именно вас, потому что верил, что вы сможете понять его.
3. Как распознать признаки суицида
Нужно обращать внимание на тех друзей и знакомых, которые вдруг начинают странно, непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно подает предупреждающие знаки о том, что нуждается в помощи.
Угроза совершить суицид. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни.
Словесные предупреждения. Не исключено, что ваш родственник или знакомый задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа:
- «Я решил покончить с собой»;
- «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!»;
- «Лучше умереть!»;
- «Пожил — и хватит!»;
- «Ненавижу свою жизнь»;
- «Ненавижу всех и все!»;
- «Единственный выход — умереть!»;
- «Больше не могу!»;
- «Больше ты меня не увидишь!»;
- «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, я и вернусь в этот мир!»;
- «Если мы больше не увидимся, то спасибо за все»;
- «Выхожу из игры. Надоело!».
Резкие изменения в поведении. Когда люди вдруг начинают вести себя непривычно, это верный знак того, что с ними что-то неладно. Помните: мы ведем себя в зависимости от того, что чувствуем в данный момент. Потенциальные суициденты обычно грустны, задумчивы или же взвинчены, озлоблены, часто ненавидят сами себя. В поведении и внешнем виде тех, кто вынашивает планы самоубийства, проявляются их отрицательные эмоции.
Тяжкая утрата. К мыслям о самоубийстве подростков может подтолкнуть смерть близких: родителей, братьев, сестер. После такой утраты жизнь подростка меняется самым решительным образом, теперь ему приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и заделать брешь, которую эта потеря проделала в его жизни. Некоторые вообще не могут себе представить, как будут жить дальше без отца или матери, брата или сестры.
Раздача ценных вещей. Люди, которые собираются уйти из жизни, часто раздают вещи, которые много значат для них. Если ваш друг подумывает о том, чтобы совершить суицид, он может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты…
Приведение дел в порядок. Одни суицидальные люди перед смертью раздают свои любимые вещи, другие приводят в порядок дела: кидаются убирать дом, спешат расплатиться с долгами, садятся за письмо, на которое следовало ответить давным-давно, или возвращают вещь, когда-то взятую у приятеля, разбирают бумаги в письменном столе… Казалось бы, в этих поступках нет ничего подозрительного и необычного, однако в сочетании с другими предупреждающими знаками такая дотошность может означать, что человек не собирается надолго задерживаться в этом мире. Особенно нужно быть настороже, если он заведет с вами разговор о завещании, морге, крематории и похоронах, проявит интерес к похоронным ритуалам.
Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены на родителей, учителей или друзей, которые чем-то не угодили им, обидели, не оправдали ожиданий. Бывает, что они злятся на самих себя и их гнев проявляется в агрессии, бунте и неповиновении. Как и всякая перемена в настроении, подобные «взрывы» должны настораживать.
Некоторые люди, находящиеся в группе суицидального риска, перестают заботиться о своем здоровье. Они могут начать много курить и пить, употреблять наркотики либо совмещать их с алкоголем.
Потеря самоуважения. У подростка, который утратил самоуважение, как правило, потерянный вид: спина, как вопросительный знак, в глаза собеседнику не смотрит, обреченно произносит фразы типа: «Ничего у меня не получается», «Какой я дурак!», «Никому я не нужен» и т. п. Самое ужасное, что он действительно так думает. Создается такое впечатление, будто он совершенно не верит, что кто-то относится к нему иначе. Ему кажется, что он аутсайдер и неудачник, что у него ничего не получается и никто его не любит. При этом у него вполне может возникнуть мысль о том, что лучше умереть.
Запомните эти предупреждающие знаки!
Обсуждение: знаете ли вы, какие проблемы и ситуации чаще всего становятся причиной суицидальных попыток у детей (подростков)?
4. Причины суицидальных попыток у детей (подростков)
Приведем лишь некоторые из известных проблем и ситуаций, которые становятся причиной суицидов или суицидальных попыток:
- смерть близкого родственника;
- нежелательная и несвоевременная беременность;
- проблемы с родителями;
- потеря слуха, зрения, приобретенные физические дефекты;
- несданный экзамен;
- ссора с любимой девушкой или любимым юношей;
- отсутствие успеха у лиц противоположного пола;
- неудачная попытка попасть, например, в сборную школы по легкой атлетике;
- проблемы с наркотиками;
- нетрадиционная сексуальная ориентация.
Обсуждение:
- Нужно ли знать признаки суицидального поведения? Если да, то для чего?
- По каким признакам можно понять (догадаться), что человек собирается совершить суицид?
5. Как помочь
1) Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытке самоубийства, депрессию, значительные изменения в поведении или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению.
Уловите проявление беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее вероятность предотвратить самоубийство.
2) Принимайте суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен решиться на самоубийство.
Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии с собственными убеждениями. Опасения по поводу того, что вы преувеличите потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
3) Установите заботливые взаимоотношения. Для человека, который чувствует себя бесполезным и нелюбимым, забота и участие отзывчивого друга (знакомого) являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося.
4) Будьте внимательным слушателем. Суициденты страдают от сильного чувства отчуждения, в силу чего не настроены принимать советы других. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят («У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить» и т. п.). Если человек страдает от депрессии, то он больше нуждается в том, чтобы выговориться самому, нежели слушать других.
5) Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты живешь гораздо лучше других людей, тебе следует благодарить судьбу за это!» Подобный ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение проблемы, вызывая у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь, близкие порой способствуют обратному эффекту. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, можно не только проиграть спор, но и потерять самого человека.
6) Задавайте вопросы. Лучший способ вмешаться в кризис — это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет собеседника к подобной мысли, если у него не было ее ранее. Наоборот, если он думает о самоубийстве и наконец находит кого-то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить с ним эту запретную тему, то часто испытывает облегчение, получая возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.
7) Не предлагайте неоправданных утешений. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Да ладно тебе, у всех такие же проблемы!» — поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Подобные выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.
8) Предложите конструктивный подход к решению проблемы. Вместо того чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», попросите его поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Постарайтесь выяснить, что остается для него позитивно значимым, что он еще ценит.
Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет, например, о самом лучшем времени в его жизни, особенно следите за глазами человека.
Попробуйте выяснить, что из имеющего для него значимость достижимо, какие люди продолжают его волновать и не возникло ли какой-либо альтернативы теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не появился ли луч надежды…
9) Вселяйте надежду. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень важно сосредоточиться на том, что говорят или чувствуют люди с суицидальными наклонностями. Когда беспокоящие их скрытые мысли выходят на поверхность, все беды кажутся менее фатальными, а проблемы более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я по-прежнему не знаю, как разрешить эту ситуацию, но теперь, когда мои затруднения мне ясны, я чувствую, что еще есть какая-то надежда».
Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве, поэтому основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно укрепить душевные силы человека, внушить ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.
10) Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность намерений по поводу самоубийства. Они могут существенно различаться: от мимолетных, расплывчатых мыслей о возможности покончить с собой до запланированного суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки.
11) Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь рядом как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не минует кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.
12) Обратитесь за помощью к специалистам. У суицидентов сужено поле зрения и наблюдается своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии нарисовать полную картину урегулирования проблем, которые кажутся нерешаемыми. Первая просьба часто состоит в том, чтобы оказать им помощь. При всех благих намерениях просто может не хватать умения и опыта действий в подобной ситуации, кроме того, порой трудно удержаться от излишней эмоциональности.
13) Окружите заботой и поддержите. Даже если критическая ситуация миновала, специалистам или членам семьи суицидента нельзя расслабляться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение состояния людей с суицидальными наклонностями часто принимают повышение их психической активности. Иногда накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Однако такие поступки могут свидетельствовать о намерении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно будет покончить с собой. Статистика свидетельствует о том, что половина суицидентов совершает самоубийство не позднее чем через три месяца после начала душевного кризиса.
Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко решаются окончательно, даже когда кажется, что худшее уже позади. Поэтому никогда не следует обещать суициденту полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что нужно все держать в тайне. Еще раз напомним, что, подавая сигналы о совершении возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока он не адаптируется в жизни.
Теперь вы знаете очень много чрезвычайно важного о суициде. Это должно помочь вам правильно понять происходящее в кризисных ситуациях.