Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов
Упражнение «Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов» тренирует и закрепляет умение ребенка различать согласные звуки по твердости и мягкости. Занятие проводится в виде игры «Почтальон», чтобы ребенку было не скучно заниматься, а знания усваивались быстро и с интересом.
Как проводить занятие «Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов»:
Занятие «Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов» нужно начинать такими словами: «Ты уже получал когда-нибудь письма? Посылал их сам? Как ты думаешь, зачем люди переписываются?
А теперь поиграем в игру, которая называется «Почтальон». Ты ведь знаешь, кто он такой и чем занимается?
Посмотри на рисунок «Твердые и мягкие согласные — Таблица слогов»:
Эти кружки обозначают домики. Тот из них, над которым нарисован конверт, — почта, откуда почтальон отправляется в путь с письмом.
В остальных домиках живут слоги, каждый из которых состоит из двух звуков — согласного и гласного. Имена жителей-слогов записаны с помощью букв.
Пунктирные линии между кружками — дорожки, по которым ходит почтальон.
Чтобы найти адресата, почтальон обязан соблюдать такое правило: можно идти по дорожке, которая ведет от почты к тому домику, где живёт слог с мягким согласным; если же в имени жильца согласный твёрдый, то по такой дорожке идти нельзя.
Тебе все понятно? Тогда начнем занятие «Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов»
Прочитай имя жителя любого из домиков. Выбор за тобой.
Какой согласный в его имени — твердый или мягкий? Почему ты так решил? Что повлияло на согласный звук?
Соедини непрерывной линией почту и домик, в котором живет слог с мягкой согласной.
А теперь, выполняя главное правило, займись доставкой почты слогам, живущим в домиках, изображенных на других картинках.
Теперь я проверю, справился ли ты с заданием.
Поставь над мягкими согласными наш значок «улыбку», а под твердыми согласными «черточку».
Прочитай все слоги с мягкими согласными. Прочитай все слоги с твердыми согласными.»
«Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов»
Примечание для родителей к упражнению «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Эта игра закрепляет умение различать твердые и мягкие согласные звуки. Кроме того, наличие определенного правила учит ребенка запоминать инструкцию, удерживать ее в уме при выполнении задания, а это качество необходимо на любом уроке, при любой практической деятельности.
В начале следующего занятия предложите ребёнку прочитать все слоги этого упражнения на время, придумав для этого наиболее удобную последовательность их прочтения. Даже если скоростной результат не улучшится, не расстраивайтесь, на это есть свои причины (слоги разбросаны по странице, их стало больше). Но пусть ребенок попробует прочесть слоги вторично, не надо останавливаться на достигнутом.
Скачать упражнение «Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов» вы можете во вложениях ниже
chudo-udo.info
Читать по слогам — Твердые и мягкие согласные
Упражнение «Читать по слогам — Твердые и мягкие согласные» — это еще одно задание для развития навыков чтения, которое учит ребенка различать твердые и мягкие согласные, составляя слоги. Это занятие очень нравится детям, так как представлено в игровой форме.
Как проводить занятие «Читать по слогам — Твердые и мягкие согласные»:
Начинать занятие с ребенком «Читать по слогам — Твердые и мягкие согласные» нужно такими словами: «Часто в гости к гласным звукам приходят согласные. Тогда они поют вместе, и с гостями-согласными происходят необычные вещи. Какие? Сейчас узнаем.
Изобрази в нашем домике слева от буквы Я букву эС. Прочитай, какой слог получился. Верно — СЯ. Напиши слева от буквы А букву эС. Прочитай, какой теперь получился слог: СА.
Послушай, как меняется согласный звук С в зависимости от того, с кем он поет — с гласным А или с гласным Я. Слышишь: СА — СЯ.
А теперь нужно читать по слогам — произнеси несколько раз слоги СА, СЯ. Убедись, что согласный С звучит то мягко (СЯ), то твердо (СА). Значит, он может быть и мягким и твердым. Как ты думаешь, от чего это зависит?
Впиши букву С слева от всех остальных букв, живущих в нашем домике.
Прочитай слоги, которые получились.»
Продолжение упражнения «Читать по слогам — Твердые и мягкие согласные»:
Особенности мягких и твердых согласных звуков:
«Прочитай слоги, в которых есть мягкий звук [СЬ].
В каком подъезде живут эти слоги — в первом или во втором?
Какие гласные стоят около С в этих слогах? Правильно — гласные Я, Ё, Ю, Е, И.
Прочитай эти слоги еще раз, глядя в зеркало.
Запомни: согласные, стоящие перед гласными Я, Ё, Ю, Е, И, всегда мягкие и произносятся с улыбкой.
Прочитай слоги, которые живут во втором подъезде. Как теперь звучал согласный С? Твёрдо или мягко? Произнеси эти слоги перед зеркалом.
А теперь ты улыбался или нет? Правильно: называя жильцов второго подъезда, мы не улыбаемся.
Запомни: согласные, стоящие перед гласными А, О, У, Э, Ы, всегда твёрдые и произносятся без улыбки.
Читать по слогам очень весело!
Давай договоримся обозначать мягкий согласный улыбкой —
вот так:
а твёрдый согласный вот так:
Например:
Примечание для родителей к заданию «Читать по слогам — Твердые и мягкие согласные»
Задание по чтению для детей «Читать по слогам — Твердые и мягкие согласные»
Скачать бланки к упражнению «Читать по слогам — Твердые и мягкие согласные» вы можете во вложениях ниже
chudo-udo.info
Мягкие и твердые согласные
Однако в нашем алфавите нет особых согласных букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами.
Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. И как обычно имеет место в школьной практике, результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы:
Гласные после твердых согласных: | Гласные после мягких согласных: |
а, о, у, в, ы | я, ё, ю, е, и |
Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
1. Различение учащимися мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Например, в слове Нина в первом слоге звук н — мягкий, во втором слоге звук н — твердый. Учащиеся должны знать, что н т н’ — разные звуки.
Развитию у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).
2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому, чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т. е. сразу видеть слог. Также и при записи слова нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной.
3. Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз — вез, выл — вил, рад — ряд и т. д.
Как показывает практика, целесообразно проводить упражнения одновременно над словами с буквами е, ё, я, ю, к. (а не в отдельности над словами с буквой я, затем с буквой ю и т. д.), поскольку все слова пишутся на основе одного и того же принципа. Важно, чтобы учащиеся осознали способ обозначения мягкости согласных последующими гласными буквами.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков
На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается ь. Усвоение данного вила учащимися основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по смыслу и по звучанию слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: угол — уголь, мел — мель и т. п. Отсутствие ъ показывает, что согласный звук твердый; если согласный звук мягкий, то после согласной буквы пишется ь.
Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждения может быть таким: в слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу ь.
Большую трудность представляет для первоклассников усвоение правила об употреблении ь в середине слова. Известно, что в середине слова мягкость согласного звука, который стоит перед согласным, обозначается ь или совсем не обозначается (коньки, песня). Как отмечается в программе, в I классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления ь в середине слова: 1) ь пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной, пальцы, мальчик; 2) ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба, зорька. Поскольку мягкость согласного звука, который стоит перед мягким, не всегда обозначается на письме ь, подобные случаи в начальных классах не рассматриваются. Первоклассники учатся писать с ь в середине слова типа деньки, зверьки, маленький, опираясь на произношение (слышится мягкий согласный звук). В начальных классах не объясняется, почему в словах песня, червяк, жизнь, есть, болезнь, скатерть, разве и т. п. не пишется в середине ь, хотя и произносится мягкий согласный звук. Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают.
Особое место в I классе отводится формированию умения писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Дети узнают уже в букварный период, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи. ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.
Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы.
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки.
В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.
studfile.net
Конспект занятия «Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные»
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте
«Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные»
Программное содержание:
— формировать у детей представление о твердых и мягких согласных звуках; об их соответствии друг-другу;
— учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;
— упражнять в составлении схемы слова с мягкими согласными;
— совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, определять гласные- согласные звуки (мягкие – твердые), место звука в слове, делить слова на слоги, определять количество слогов, составлять слова из звуков;
— развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память.
— развивать умение отвечать на вопрос полным ответом;
— активизировать словарный запас детей: звук, слог и слово;
— воспитывать у детей чувство товарищества, умение быть активным и самостоятельным
Материал: указка, звуковые схемы слов, фишки: красные, синие, зеленые. Схемы предметных картинок.
Ход занятия.
Доброе утро длится до вечера».
-Ребята давайте посмотрим, друг на друга, на гостей, и улыбнёмся. Пусть наши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия. Настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
-Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).
Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Поймай слово».
Платок, шаль, носки, кофта, шуба, плащ, шапка.
Игра «Шаг вперед»
Творог, сметана, сахар крупа, батон, яйцо, кефир, салат, соус, ряженка, молоко, сыр.
Игра «Найди свой домик». Деление слов на слоги.
Физминутка
Буквой Л расставим ноги.
Словно в пляске руки в боки.
Наклонились влево — вправо,
Влево — вправо.
Получается на славу.
Влево — вправо,
Влево — вправо.
Звуковой анализ слов БАНКА и БАНЬКА, выкладывание схемы слова цветными фишками.
— Составим схему слова БАНКА. Что обозначает это слово? (Выполняется полный разбор слова с определением количества звуков и слогов, количества и позиции гласных звуков, количества и позиции согласных звуков, с определением ударного слога, с называнием звонких согласных)
— Составим схему слова БАНЬКА
Карандаш:
— А можно я составлю схему слова БАНЬКА? Она у меня уже готова, посмотрите. (Дети сравнивают и замечают несоответствие)
— Стоп, Карандаш! Что-то здесь не так! Слова-то разные, а схемы получились одинаковые. Давайте сравним каждый звук в этих похожих словах: Б-Б, А-А, Н-НЬ, К-К, А-А. Вот где ошибка!
В слове БАНКА третий звук Н, а в слове БАНЬКА – НЬ. Звук НЬ произносится мягко, его надо обозначить на схеме по-другому, чтобы было видно, что это разные слова. Давайте заменим синюю фишку, которая обозначает твердый звук на зеленую. ЗЕЛЕНОЙ ФИШКОЙ МЫ БУДЕМ ОБОЗНАЧАТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ МЯГКО.
Формирование представлений о твердых и мягких согласных.
— Послушайте, я расскажу вам о твердых и мягких согласных звуках.
Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары: Б-БЬ, В-ВЬ, М-МЬ. Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие звуки, спинка нашего языка поднимается вверх, к небу. А еще сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, нерезко.
Не у всех твердых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки-одиночки. Согласные Ж, Ш, Ц всегда твердые, а согласные Ч, Щ, Й – могут быть только мягкими.
Различение на слух твердых и мягких согласных
— Слушайте звуки, если услышите мягкий звук, поднимите вверх зеленый сигнал.
Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ, Й
Звуковой анализ слов ЛИМОН, выкладывание схемы слова цветными кружками.
— Как всегда, загадка поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.
Ярко-желтый, ароматный,
Кислый, но на вкус приятный.
Как хорош с чаем он.
Называется … (лимон).
— Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук.
— Звук [л’] произносится твердо или мягко? (Мягко.)
— Положите кружок, который обозначает мягкий согласный звук.
— Положите кружки, обозначающие следующие звуки. (Перечисляют.)
— Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (Пять звуков.) Прочитайте слово.
— Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н)
— Сколько в слове гласных? (Два гласных звука.) На каких местах в слове они стоят?
Назовите гласные. (И, О)
— Какой слог ударный? (Слог МОН.) Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове
ударный слог? (Второй.)
— Уберите со схемы кружки в следующем порядке:
а) первый гласный; в) второй согласный;
б) второй гласный; г) третий согласный.
— Какой звук остался стоять на схеме? Расскажите все, что знаете об этом звуке. (Звук [л’] – согласный, звонкий, мягкий, стоит в начале слова.)
Дидактическая игра «Будь внимательным»
Слова: УГОЛ-УГОЛЬ, ГАЛКА-ГАЛЬКА, ШЕСТ-ШЕСТЬ, ЛУК-ЛЮК, БАНКА-БАНЬКА, КЛАД-КЛАДЬ, МЕЛ (уточнить значение каждого слова).
Итог занятия
— Какими кружочками мы обозначаем согласные звуки?
— Если в слове вы услышите звук «мь», то поднимите… (зелёный кружок). Если услышите звук «м», поднимите… (синий кружок)- Миша, Маша, машина, мел, сом, семейка, матрас, пирамидка, мёд, малина, магазин.
— Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
— Какое задание понравилось больше всего?
Какое занятие показалось трудным? Спасибо вам за работу.
infourok.ru
Конспект занятия «Твердые и мягкие согласные звуки»
Цель: учить детей различать согласные звуки по признаку твердости – мягкости.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
закрепить у детей понятие «твердые – мягкие согласные»;
повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме;
развивать логическое мышление, графомоторные навыки и пространственную ориентировку;
закреплять умение составлять схему предложения;
коррекционно-воспитательные:
Оборудование:
Набор бумажных полосок для составления схемы предложения, простой, синий и зеленый карандаши, тетрадь, фломастер на каждого ребенка. Доска.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед. Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, вы поочередно – называть слова с противоположным значением и садиться на свои места.
Холодная – (горячая), тупой – (острый), мокрая – (сухая), высокий – (низкий), низко – (высоко), темно – (светло), редко – (часто), медленно – (быстро), враг – (друг), день – (ночь), сел – (встал), нашел – (потерял).
Повторение.
Логопед. Что такое звук? На какие две группы мы можем разделить все звуки? На какие группы мы можем разделить согласные звуки? (ответы детей). Сегодня мы поговорим о твердых и мягких согласных звуках. Назовите твердые согласные звуки. Каким цветом мы обозначаем эти звуки на схеме? Назовите мягкие согласнве звуки. Каким цветом мы их обозначаем? Вспомните звуки, у которых нет твердой пары. Вспомните звуки, у которых нет мягкой пары. Какие буквы на письме показывают мягкость согласного? (Ответы детей.)
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Дидактическая игра «Наоборот».
Логопед. Замените мягкий согласный звук в слогах и первый согласный звук в словах на твердый согласный звук.
Ле – (лэ), ме – (мэ), рю – (ру), зи – (зы), пя – (па), люк – (лук), ряд – (рад), рев – (ров), бить – (быть), нес- (нос).
Замените твердый согласный звук в слогах и последний твердый согласный звук в ловах на мягкий согласный звук.
Бэ- (бе), вы – (ви), го – (ге), су- (сю), фа – (фя), стал – (сталь), угол – (уголь), хор – (хорь), дал – (даль), пар – (парь), жар – (жарь), удар – (ударь).
Разминка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит логопед.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И кружимся с тобой.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
Закрепление.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Логопед. Я назову цепочки слов, а вы определите лишнее слово в каждой цепочке.
Жираф, морж, тюлень, белый медведь. (Жираф).
Фламинго, тигр, попугай, пеликан. (Тигр.)
Тигр, лев, слон, пантера. (Слон.)
Лев, волк, кабан, лось. (Лев.)
Зебра, носорог, бегемот, филин. (Филин.)
Зебра, лось, антилопа, волк. (Волк.)
Вспомните, какие слова были лишними. (Ответы детей). Откройте тетради, возьмите простые карандаши.
Я буду произносить слово, а вы должны посчитать, сколько в нем звуков, и нарисовать столько же квадратов. Теперьопределите, какой звук первый и последний в слове: твердый согласный или мягкий согласный.
Закрасьте нужным цветом первый и последний квадраты.
Дети выполняют задание. Затем проводится проверка. Вызванный ребенок работает у доски.
Массаж (выполняется сидя).
Крепко зажмурить глаза (3-5 сек), открыть глаза (3-5 сек). Повторить 7-8 раз.
Закрыть глаза и легко массировать веки круговыми движениями пальцев (1-2 мин.)
Тремя пальцами каждой рукилегко нажать на верхние веки, через 1-2 сек. Убрать пальцы. Повторить 5 раз.
Повторение.
Дидактическая игра «Путаница»
Логопед. Слова в предложении перепутались. Давайте поможем им найти свое место и составим предложение.
Шея, длинный, у, жирафа.
Животное, хищный, тигр.
В, кенгуру, Австралия, обитать.
Травоядный, животное, и, слон, зебра.
Дети составляют предложения.
Логопед.
Разберем предложение «У жирафа длинная шея». Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье и четвертое слова. Как пишется первое слово в предложении? Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? Что стоит в конце этого предложения? (Ответы детей). Составим схему предложения.
Вызванный ребенок выкладывает с помощью бумажных полосок схему на доске.
Графический диктант.
Логопед диктует направление движения фломастера. Дети выполняют диктант в тетради.
Логопед. 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.
Покажите мне свои рисунки. Что у вас получилось? (Верблюд.)
Итог занятия.
Логопед оценивает деятельность детей.
infourok.ru
Твердые и мягкие согласные звуки
Тема занятия: Твердые и мягкие согласные звуки.
Цель: совершенствование знаний детей о согласных звуках и буквах, их твердости и мягкости.
Задачи: учить выделять согласные, определять их твердость – мягкость;
обогащать словарный запас детей;
учить выделять мягкие согласные в слогах и словах;
развивать фонематический слух.
Оборудование: рисунок-таблица «Согласные, парные по твердости-мягкости», рисунок «Одиночные согласные», замочки и облачка по количеству учащихся.
Ход занятия.
Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята. Сейчас на свое место сядет тот, кто назовет слово, начинающееся на согласный звук.
2. Рассказ:
Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие. Чем они отличаются друг от друга? Можно ли на ощупь определить, твердый или мягкий согласный перед нами? Конечно, нет, потому что названия эти условные. Мягким звуком называется тот, при образовании которого спинка языка дополнительно (по сравнению с образованием твердого) приподнимается к нёбу, к его передней части. Проход, по которому идет воздух, сужается, и получается звучание, названное мягким.
Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары. Их 15: Б-Б′, В-В′, М-М′ и др. (На доску выставляется рисунок-таблица). Но встречаются и звуки – одиночки, которые не имеют пары. (На доску выставляется соответствующий рисунок). Согласные Ч’, Щ’, Й’ всегда мягкие, а звуки Ж, Ш, Ц всегда твердые.
3. Сказка «Два короля».
Жили были два короля. Один король правил государством твердых звуков, а другой – королевством мягких звуков. Первый король любил все твердое, а второй – мягкое. У каждого короля есть свой дворец. Выберите вещи, подходящие каждому королю. Не забудьте, что твердый король любит слова с твердыми звуками, а мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
Диван, шкаф, стол, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, книги, лампа, ложка, вилка.
Наши короли любят охотиться на зверей. Но мягкий король охотится только на животных, в названиях которых есть хотя бы один мягкий звук, а твердый – на зверей, имеющих в своем названии только твердые звуки.
Барс, гепард, волк, лось, кабан, олень, рысь, тигр, носорог, медведь, крот, выдра.
4. Есть ли разница: твердый звук в слове или мягкий? Попробуйте сравнить слова:
ров – рёв, ел – ель, банка – банька, Булька – булка, угол – уголь. Замена твердого звука мягким изменяет смысл слова.
5.- Будьте внимательны. Сейчас я буду произносить слоги. Если вы услышите слог с мягким согласным звуком, то вы поднимите облачко; если с твердым – замок.
ПА, ПИ, ПЮ, ПЫ; ТУ, ТЕ, ТО, ТЁ; МЭ, МЯ, МИ, МЕ, МА.
6. Соревнование: запишите напротив данного слова слово с мягкой согласной.
Образец: мал – мял.
Мал – были — лук –; ров — рад — вол — ;
мыл — ток — воз — ; тук — нос — лыс — .
7. Послушайте слова. Запишите их. Обведите гласные красным карандашом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.
Катя, мята, вилы, река, сито, ноги, кино, Витя. (Корзина, минута, кубики, сапоги, лимоны, медведь.)
8. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова из данных (1 строчка из упр.6). Запишите предложения.
Коля еще очень… Вова … кусок глины. Митя обошел открытый…
Володя … козу. Ученик … хорошей оценке. Выкопали глубокий …
Дети … в театре. Зеленый … очень полезен. … — это домашнее животное.
Петя посадил …кустов. Из сарая слышен … коровы. Яичко … и не разбили.
9. Итог занятия: похвала, поощрение.
Твердые и мягкие согласные звуки:
Парные согласные:
твердые
Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х
мягкие
Б′ В′ Г′ Д′ З′ К′ Л′ М′ Н′ П′ Р′ С′ Т′ Ф′ Х′
Звуки-одиночки (непарные):
videouroki.net
Учимся различать мягкие и твердые согласные
Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки – это очень облегчит ему понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке бывают и твердыми, и мягкими. Для начала нужно, чтобы ваш ребенок запомнил те из них, которые бывают только твердыми: Ж, Ш, Ц, а также всегда мягкие: Ч, Щ, Й. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда твердые согласные звуки будут нарисованы над синими кирпичиками, а всегда мягкие – над зелеными подушками (выбор цвета основан на том, как данные звуки обозначают в младших классах).Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над письменным столом, то он быстро запомнит данные согласные.
Как гласные «командуют» согласными
Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш – твердый. Например: стол. Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.
Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то – мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и мягкий знак.
Развивающие игры
Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА – ТЯ, НА – НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.
Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА – ЛЯ, ЛО – ЛЁ, ЛЫ – ЛИ и т.д.
В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие – твердые, а зеленые – мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие – зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т.п.
Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры – рыба – баранки – кино и т. д.
Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!
fb.ru