Согласные и гласные буквы и звуки 2 класс – Гласные и согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.

Гласные и согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Эти звуки — певучие. Они состоят только из голоса. Когда ты их произносишь, воздух проходит через рот свободно, без преград.

 

Согласных звуков в русском языке гораздо больше — 36: [б], [б’], [п], [п’], [в], [в’], [ф], [ф’], [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т’], [ж], [ш], [з’], [з], [с], [с’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’], [х], [х’], [ ц], [ч’], [щ’]. Эти звуки не умеют петь, они мычат, звенят, рычат, шипят и клокочут. Согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Когда ты их произносишь, струя воздуха встречает во рту преграду: губы, зубы, язык.

 

Гласные и согласные звуки складываются в слоги. При произнесении слова «папа» можно выделить две части — па|па.

Как будто музыкант отбивает ритм песни в ладоши: «па-па». Такие части слова называются слогами. Они произносятся как бы отдельно: нужен один дыхательный толчок, чтобы произнести один слог.

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом, у

|рок, ма|ши|на.

Слог может состоять:
— из одного гласного звука: а|у;
— из одного согласного звука и одного гласного звука: ма|ма;
— из нескольких согласных звуков и одного гласного звука: а|ист.

 

Обрати внимание!

В русском языке слог не может состоять только из согласного звука!

Слоги складываются в слова.
В слове каждый звук и каждая буква имеют своё место. И если ты заменишь один звук (букву), то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.


Иногда совершенно разные слова могут различаться только одним согласным звуком: дом — ком. Иногда — только одним гласным звуком: кот — кит.

 

Заменяя в словах по одному звуку (букве), ты можешь превратить барса в лису:

барс — фарс — фара — пара — папа — лапа — липа — лиса.

Фарс — очень смешное театральное представление или литературное произведение. Иногда это слово употребляется в переносном смысле: «фарсом» называют что-то, что нельзя воспринимать всерьёз.

Источники:


Волина В. Праздник букваря. — Москва: «АСТ-Пресс», 1996.

www.yaklass.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка для 2 класса на тему «Гласные и согласные звуки и буквы.»

Класс: 2

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Главная дидактическая цель урока:

Обобщить  знания о гласных и согласных, привести их в систему

Цели:

  1. Обучающие:

— обобщить знания учащихся о роли гласных и согласных звуков и букв  в языке;

— продолжить формирование умения выделять гласные и согласные звуки и буквы и давать им характеристику;

— актуализировать знания учащихся о работе гласных и согласных букв;

— обеспечить применение учащимися знаний на практике.

  1. Воспитывающие:

— возбудить интерес к изучению русского языка как науки;

— создать условия для заинтересованной работы на уроке;

3. Развивающие:

— содействовать расширению кругозора;

— развивать речь;

Оборудование к уроку: тетрадь и другие канцелярские принадлежности, компьютер, лента букв.

Ход урока:

1) Организационный этап: (проверка готовности к уроку, правильная осанка).

-С радостью пришла учиться ты сегодня?

— Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся?

Запомни, тот, кто много трудится, у него что-то да получится. «Учение и труд все перетрут»

-Как ты понимаешь смысл этой пословиц? Есть еще одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья»

2))Сообщение темы и целей урока&

Сегодня  мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и согласных звуков и букв , где ты вспомнишь  гласные и согласные звуки, для чего они нужны и какие функции выполняют.

Пальчиковая гимнастика.

А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради

 — заведем мотор машины

(вращение кулаков)

-покажите как работает наше сердце

(сжимание и разжимание рук)

 -поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз

 (большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)

 -раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

 и  сразу:

  все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)

 -вдруг проснулись ,потянулись.

Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.

3)Актуализация знаний:

1) Минутка чистописания.

 — Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”

 — Какую букву ты больше всего хочешь сейчас написать?

 — Охарактеризуй эту букву и ее звук?

 — Запиши в тетрадь заглавную и строчную рядом. Продолжи таким образом ряд до конца строки. Выбери самые красивые буквы и подчеркни.

 — Молодец!

4) Обобщение и систематизация знаний

а) — А теперь я открываю ленту букв. Давай внимательно рассмотрим ее.

 — Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим?(красным цветом -гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми?(это ъ и ь хнак.они не имеют звука)

 —  Что ты знаешь о гласных звуках?(гласные поются)

 — Сколько их в русском языке? (6) А сколько  гласных букв?(10)

— Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

  — Как на письме записываются звуки?(в квадратных скобках)

 — Назови буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука (а, о, у, ы, э)

 — Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука (я, е, ё, и, ю)

 —  Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)

 — Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками)

 — Давай приведём примеры таких слов.

Например, ясно, поёт, льёт, подъезд.

 — Может ли слог состоять только из одного гласного звука?(да)

 — А без гласных звуков может состоять слог?(нет)

 — Давай сделаем вывод, для сего нужные гласные?

(Гласные звуки нужны для образования слога.)

 -Попробуй разобрать слова, которые мы приводили ранее, по слогам.(яс-но, по-ёт, подъ-езд -по 2 слога, а в слове льёт -один слог)

Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!

б) Гимнастика для глаз.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

в) На экране звуки: [г], [р], [м], [в], [у], [ф].

-Какой звук лишний?[у] Почему?(гласный, а остальные-согласные)

-А ты  знаешь стихотворения о согласных звуках?

Тогда я тебе сейчас буду читать, а ты-повторяй за мной:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист.

Жжж – шмели в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

г)-Как произносятся согласные звуки?

 — Что ты можешь сказать про согласный звук? (он состоит из голоса и шума или только из шума)

Какие буквы обозначают согласные звуки? (б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ)

— На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)

Чем обозначается мягкость на письме согласного звука?(обозначается гласными буквами е,ё, ю, и, я, а также мягким знаком)

— Я тебе приведу для сравнения такие слова — лук-люк, мел-мель.Где мягкие согласные, а где твёрдые, скажи?

— А теперь мы с тобой переключимся на парные согласные.

Назови мне пары!(б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с — твердые и такие же мягкие)

 — Остальные согласные у нас остались без пары.

— Назови буквы непарных звонких согласных звуков (л,м,н,р,й)

 — Что можешь сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих согласных звуков)

 —  Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ )

 — Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц)

— И еще раз повторим, чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не обозначают звука)

  — Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного?(нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)

Молодец! Ты успешно прошла проверку на знание гласных звуков!

д) Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Начал заинька скакать,

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

5)Применение знаний и умений в новой ситуации

а) А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.

 — На экране расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.

Раздели эти буквы на 2 группы .

 — По какому признаку ты разделила буквы?(гласные и согласные)

Назови буквы каждого ряда. Дополни каждый ряд своими примерами по две буквы.

Подбери слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь, гласные.

б) Отгадай загадки и мы сделаем звуковой анализ слов-отгадок.

Вот по небу мчится конь –

Из – под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.    (гроза).

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде – нигде меня

Не бывает без огня.         (дым)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.    (мыло).

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

— Что изучали и повторили на уроке?
-Определи различие между буквами и звуками?
— Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по количеству гласных в слове»?

За урок я тебе ставлю оценку 5(4, 3..)

7)Информация о домашнем задании

Повтори все гласные и согласные звуки и буквы.

Выпиши из последней загадки 5 слов и сделай звуковой анализ.

8)Рефлексия. 

 — Что тебе больше всего понравилось на уроке?

— Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…

nsportal.ru

Урок русского языка «Гласные, согласные буквы и звуки» 2 класс

«Использование группового взаимодействия для развития субъектных отношений»

Урок русского языка

2 класс

Учитель начальных классов

КГУ «СШЛОД №34»УО ВКО

г.Усть-Каменогорск,

I категории

высшего уровня квалификации

Юрочкина Виктория Анатольевна

Тема: Гласные, согласные буквы и звуки.

Цель:Расширение знания о гласных и согласных звуках речи и их образовании.

Задачи:

  • Систематизировать представления учащихся о признаках гласных и согласных звуков; продолжить формирование умения распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам; развивать умение наблюдать за произношением речи, проводить их звуковой анализ.

  • Развивать внимание и память, содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством игровых ситуаций.

  • Воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивационный компонент урока.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова,

Но сегодня будь готов

Сам открыть секреты слов.

— Сегодня на уроке мы продолжим исследовать тайны русского языка.

2. Постановка учебной задачи.

-Сегодня на мою электронную почту прислали звуковой файл. Предлагаю его прослушать вместе. (звучат звуки природы)

-Что вы услышали? (журчание ручейка, пение птиц) Всё это звуки природы.

— Скажите, а могут люди общаться между собой при помощи звуков природы?

— А с помощью, каких звуков люди общаются? (звуки речи)

— Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Звуки и буквы ) А какую цель мы поставим перед собой? (Узнать что-то новое о звуках и буквах)

_ А чем звуки отличаются от букв?

3. Изучение нового материала.

-Откройте тетради и запишите число.

— В русском языке есть раздел, который изучает звуки нашей речи. Это ФОНЕТИКА. Произнесите это слово. Запишите его в тетрадь.

— Это слово для нас новое. Предлагаю его исследовать. Мне хочется, чтобы на этом уроке вы представили себя в роли исследователей и узнали радость первооткрывателей. Не бойтесь ошибок, бывает, и ошибка приводит к открытию. Смело идите вперед — и Фонетика откроет вам свои секреты.

Рассмотрим его буквенный и звуковой состав. Запишите транскрипцию к этому слову [ФАНЭТ,ИКА] и дайте характеристику звукам. Что заметили? Сколько в слове букв? А звуков? Сделайте вывод.

В этом слове есть безударная гласная. Можно ли ее проверить ударением? А знаете ли вы, что обозначает слово «фон»? Подберите слова, в которых бы тоже была частичка ФОН. (магнитофон, микрофон, телефон, айфон, диктофон) Что общего у всех этих слов? (они издают звук)

Фон – это греческое слово. Как вы думаете, что оно обозначает?( Звук.)

-Так что изучает раздел русского языка ФОНЕТИКА? (Звуки речи)

— вспомните, что вы знаете о звуках русского языка. Предлагаю поработать в группах. Вспомнить и схематично изобразить (коллективная проверка).

-Скажите, сколько гласных букв в русском языке? А звуков? А почему букв больше, чем звуков?

-Сколько гласных букв и звуков? Почему?

А хотели бы выяснить, какие звуки важнее: гласные или согласные?

-Предлагаю вам узнать, какое слово я задумала только по его гласному составу а аа.

А теперь по согласному составу: к р н д ш. Молодцы! Попробуйте еще : е а ; т т р д ь

-Скажите, в каком случае было легче узнать слово? А как вы думаете, почему?

Согласные звуки помогают выразить лексическое значение слова.

А какова роль гласных? Сможем мы без них назвать слова? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
— Как же мы ответим на поставленный вопрос? (благодаря гласным и согласным мы произносим слова)

Физминутка.Общефизические упражнения с использованием рифмованных строк.

4. Закрепление и обобщение.

Предлагаю поиграть:

1) изменить в слове первый звук сом- ком-лом-том; чайка- майка-лайка-гайка-шайка; моль-соль-роль-ноль

2)добавить звук стол-столб, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы

-Что происходит со словом, если меняется хотя бы одна буква? (изменяется его смысл)

Продолжим наши узнавать о тайнах русского языка. Предлагаю всем провести настоящее исследование. Работать вы будете в группах. Вспомним правила работы в группах.

-У каждой группы будет утверждение. Ваша задача исследовать лова и либо согласиться с данным утверждением, либо его опровергнуть, предоставив доказательства ( на примерах)

1 группа: Все слова, которые начинаются со звука [й,] всегда обозначаются буквой Й

Йогурт, игра,ёжик, йод, маяк, мёд.

Дополни своими примерами.

2 группа:Звук [а] на письме всегда обозначается буквой А

Машина, колесо, слово, сады, мяч

Дополни своими примерами

3 группа:Звук [о] на письме всегда обозначается буквой О.

Косы, боль, ёжик, идёт, моль

Дополните своими примерами

4 группа:Буква Д всегда обозначает звук [д].

Дом, дятел, клад, сторож, мёд

Дополни своими примерами

Защита работ по группам.

5. Подведение итога урока.

-Наш урок подходит к концу. Подведем итог нашей работы. (выставление оценок)

Что нового узнали на уроке? Какие тайны русского языка открыли?

Д/З: выбрать из словаря любое слово и исследовать его по алгоритму

Алгоритм работы:

1. Запиши слово

2. Раздели слово на слоги, поставь ударение, сделай звуковую модель и транскрипцию.

3. Объясни значение слова. Используй толковый словарь.

4. Запиши слова, которые можно образовать от этого слова.

5. Подбери к слову, если это возможно, синонимы и антонимы.

6. Составь с этим слово предложение.

6. Рефлексия деятельности. Предлагаю оценить свою работу на уроке:

Дети приклеивают жетоны напротив того предложения, которое соответствует их результату работы на уроке

infourok.ru

Конспект урока русского языка во 2 классе «Гласные и согласные звуки и буквы»

МБОУ Дубковская СОШ «Дружба»

Одинцовского района Московской области

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ВО 2 КЛАССЕ

УМК «Перспектива»

ТЕМА: «Гласные и согласные  звуки и буквы»

hello_html_55dc0070.jpg

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Опарина Ольга Альбертовна

первая квалификационная

категория

2014

Тема: «Гласные и согласные  звуки и буквы»

Цель: научить детей различать понятия гласные и согласные звуки и буквы, повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков; отметить различия между звуками и буквами; развивать речь учащихся

Задачи:

Обучающие: систематизировать знания детей о звуках и буквах русского языка

Развивающие: развивать навыки языкового анализа и синтеза, закрепить умение определять место звука в слове, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Воспитательные:воспитывать наблюдательность по отношению к языковым явлениям, любовь к родному языку.

Тип урока

Повторение и закрепление знаний.

Формы работы учащихся

Фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Применяемые технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Слайд 1.

2.Проверка домашнего задания.

Рабочая тетрадь с.19 упр. 32 Где написание не совпадает с произношением?

Откроем тетради и запишем число и классная работа.

3.Чистописание

Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишние:

А, И, У, М, О, К, ы, Э. (М,К)

Почему вы так думаете? (Они согласные)

Что вы можете сказать об оставшихся буквах? (Это гласные)

Почему буква ы маленькая?

Давайте красиво запишем эти буквы в тетради.

4.Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о звуках и буквах, научимся распознавать звуки, давать им характеристику.

Слайд 2

Звучит фонограмма «Лесные звуки»

Что вы слышите ребята? Где мы ?

Ребята нас приглашает на урок «Лесная школа»

А вот и они,ученики лесной школы, которые хотят получать знания вместе с вами.

Даваите составим список лесного класса Слайд 3

Словарная работа.

Дети записывают названия животных в алфавитном порядке.

Волк, енот,заяц, лиса, медведь, мышонок.

Слайд 4. (На доске запись с ошибкой. Дети находят и записывают верно)

В каких словах написание не совпадает с произношением?

5.Работа по теме урока

Отгадайте загадки

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.

(Звук)

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Враз заговорят.

(Буквы)

Какова же тема нашего урока?

Чем звуки отличаются от букв?

На какие две группы можно разделить звуки?

Слайд 5

hello_html_m5962e24f.png

Чем отличаются гласные от согласных?

Назовите гласные звуки? Назовите согласные? Какие бывают согласные звуки?

6.Физкультминутка

Погулять мы в лес зашли, появились комары.

Руки вверх — хлопок повыше,

Руки вниз — хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

На пояс руки мы кладем                                                                                                                         

И вразвалочку идём.

7.Продолжение работы по теме урока

Карточки на партах. Найдите слова, отличающиеся одним звуком друг от друга, соедини.

Барабан, курица, букварь, камыш, учительница, мальчик, урок.

Прохлопайте столько раз сколько в слове гласных звуков.

Вывод: сколько в слове гласных столько и слогов.

8.Рефлексия.

Самостоятельная работа в тетради

Учебник с.47 упр.58

Вывод: произношение не всегда совпадает с написанием.

9.Подведение итогов урока

Чем отличаются звуки и буквы?

Как определить согласный звук или гласный?

Как определить количество слогов в слове?

Слайд 6 Закончи фразу.

Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Смайлики)

10.Домашнее задание

Рабочая тетрадь с.20 упр. 33

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

РАБОТАЕМ В ПАРЕ

Найдите слова, отличающиеся одним звуком друг от друга, соедини их линией.

ТЕСТ __________________________

  1. Выбери правильный ответ

Звуки обозначают буквами

Буквы обозначают звуками

2.Какие звуки есть в русском языке?

Большие и маленькие

Гласные и согласные

3.Воздух проходит через рот свободно. Какие звуки мы слышим ?

Гласные

Согласные

4. Воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.

Какие звуки мы слышим ?

Гласные

Согласные

5. Сравни последние звуки в выделенных словах.

В лесу — колючий ёж,

В реке – колючий ёрш.

Какие звуки они обозначают?

Разные

Одинаковые

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Гласные и согласные звуки и их буквы.» (2 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ташебинская начальная общеобразовательная школа»

Предмет: Русский язык.

Тема: «Гласные и согласные звуки и их буквы».

Дата: 06.09.2016 г.

Цель: Обобщение знаний обучающихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

УУД:

Предметные: уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Личностные: формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям.

Метапредметные:

Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Оборудование: учебник, карточки со словами.

Ход урока:

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

— Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку.

2

Постановка темы и цели занятия.

— Отгадайте загадки.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Враз заговорят.\

Чем отличаются звуки от букв?

— Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишние: А, И, У, М, О,К, Ы, Э.

— Почему вы так думаете?

— Что вы можете сказать об оставшихся буквах?

— Давайте вспомним как произносятся гласные звуки?

— Как произносятся согласные звуки?

— Как вы думаете, какова сегодня будет тема нашего урока?

— Чему мы будем учиться?

— Звук.

— Буквы.

— Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и записываем.

— М, К.

— Потому что они согласные.

— Они гласные.

— Они произносятся голосом и не встречает преград.

— Они не тянутся, не поются, произносятся с препятствием.

— Гласные и согласные звуки и их буквы.

— Различать звуки и буквы.

3

Актуализация знаний.

  1. Минутка чистописания.

— Прежде, чем приступить к работе, вы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради.

— заведем мотор машины (вращение кулаков)

-покажите как работает наше сердце (сжимание и разжимание рук)

-поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз

(большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)

-раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

и сразу:

все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)

-вдруг проснулись ,потянулись.

— Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками.

— Открываем тетради и записываем дату и «Классная работа».

Я тетрадь свою открою,

И с наклоном положу.

Ручку я вот так держу.

За посадкой я слежу.

С чистотою я дружу

Без ошибок напишу.

— Сегодня на минутке чистописания надо выписать из ряда букв только гласные. Давайте красиво запишем эти буквы в тетради.

О Н У И Д А Э

— Кто справился со своей работой без ошибок поставьте на полях «+», кто ошибся «-».

— Придумайте слово которое начинается на букву О. На звук [о]. Итак со всеми гласными из ряда.

Повторяют упражнения за учителем.

— О, У, И, А, Э.

Ответы детей.

4

Изучение новой темы.

Задание 1.

— На доске расположены буквы: З, К, А, В, Е, НМ, И, Ю, Б.

— Разделите эти буквы на 2 группы у доски. По какому признаку вы разделили буквы?

— Назовите буквы каждого ряда. Дополните каждый ряд своими примерами по две буквы.

— Молодцы! Мы повторили с вами гласные и согласные буквы.

Задание 2. Групповая работа

— Посмотрите на доску. На доске рисунки животных (петух, слон, осёл, антилопа, утка, жираф, индюк, корова).

— Задание: сейчас первая группа – выписывает только тех животных, названия которых начинаются с гласного звука и подчёркивают этот гласный звук, а группа согласных – выписывает названия животных начинающиеся с согласных.

— Отлично. У кого все правильно, поставьте «!», 1 ошибка «+», 2 и болеее «-». Молодцы!.

Задание 3.

— Прочитайте пары слов. В один столбик запишите пары слов, различающихся гласными звуками, а в другой — различающихся согласными звуками.

Бык – бок, дом – дым, балка – палка, гора – кора, мыл – мал, малина – калина.

— Назовите звук, которым различаются слова.

— Одинаковое ли значение имеют слова?

— Давайте, сделаем вывод.

Закончите высказывание:

— Звуки мы …. 

— Буквы мы … 

— Звуки бывают …..

— В русском языке гласных звуков ….

— Гласными называются звуки…

— Согласными называются звуки…

— Гласные и согласные.

— 1 группа: осёл, антилопа, утка, индюк; 2 группа: петух, слон, жираф, корова.

— Твердый и мягкий согласный.

— Нет.

Вывод: Всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

— Слышим и произносим.

— Читаем и записываем.

— Гласные и согласные.

— 6.

— Гласные звуки произносятся голосом и не встречают преград.

— Согласные звуки не тянутся, не поются, произносятся с препятствием.

5

Итог урока.

Рефлексия.

— Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

— Чему мы научились?

— Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

— Где вам пригодятся эти знания?

— Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

hello_html_m3dae1912.png

— Все получилось;

— были затруднения;

— ничего не получилось.

— Почему вы так думаете?

— Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

— Спасибо за урок.

6

Домашнее задание.

Учебник с. 10, упр. 4.

З

К

А

В

Е

Н

М

И

Ю

Б

hello_html_m55c55e35.jpg

hello_html_m6f6efbc8.png

hello_html_3368cf1c.jpghello_html_454f179e.png

hello_html_m2c175080.jpg

hello_html_57cafdaf.jpg

hello_html_m842d110.jpg

hello_html_m102f217f.jpg

Бык – бок,

дом – дым,

балка – палка,

гора – кора,

мыл – мал,

малина –

калина.

infourok.ru

Урок во 2 классе «Согласные звуки и буквы»

2 класс

Тема: Согласные звуки и буквы

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать гласные и согласные звуки; строить сообщение в устной и письменной форме.

Предметные — содействовать формированию умений различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; знакомству с принятыми в русском языке обозначениями мягкости согласных на письме, использовать средства устного общения (голос, мимику, темп речи) в соответствии с ситуацией конкретного общения

Метапредметные — способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

а) регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выполнять учебные действия в устной, письменной речи

б) познавательных: строить сообщение в устной форме; находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; воспринимать смысл предъявляемого текста;

в) коммуникативных: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для учеников высказывания;

Личностные УУД: интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Ход урока

  1. Организационный момент

Хочешь грамотным быть — учись мыслить, думать.

-Прочитайте. Почему именно эти слова отнесены к нашему уроку?

2. Актуализация опорных знаний

-Ну, что, отправимся в путь? У нас первое задание, решить которое вы сможете только вместе с товарищами (задание на доске)

— Разделите буквы на две группы

А, К, М, Н, О, С, У, Ы, Т, В, П, Р, Ф, И

  1. – (ГЛАСНЫЕ)

  2. – (СОГЛАСНЫЕ)

— Каких букв больше? (СОГЛАСНЫХ)

— Сколько согласных букв в алфавите? (21)

— Сколько гласных букв? (10)

— Гласных звуков?(6)

— Разделитесь на группы. Каждой группе я раздаю по конверту. Ваша задача – вскрыть их, внимательно прочитать задание и, обсудив его, как можно быстрее выполнить. Приготовились, начали.

— Как отличить согласный звук от гласного? (в группах)

Результат групповой работы — заполнение таблицы

hello_html_m69d568cc.gif

— Продолжаем работу по повторению в группах

1 группа – разделите буквы на 2 группы (на листочках)

Л, М, Б, В, К, Н, З, Щ, Ф, П, Ч, Ж, Ч, Х

  1. – (ЗВОНКИЕ)

  2. – (ГЛУХИЕ)

2 группа – разделите буквы на 2 группы

Л, Ч, М, Щ, Н, Х, Й, Ц, Р (на листочках)

  1. – (НЕПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ)

  2. – (НЕПАРНЫЕ ГЛУХИЕ)

3 группа – заполните пропуски (на листочках)

з

д

б

ж

к

ф

— Прочитайте предложение на доске. Как оно называется? (скороговорка)

Сеня вёз воз сена.

— Для чего нужны скороговорки?

— Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки.
— Постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке.
— О ком скороговорка?
— Что делал Сеня, для чего?
— Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки?

— Запишите скороговорку, найди слова, которые отличаются одной буквой.

— Какими звуками отличаются? [ c ] [ c ] [в ] [ в]. — Почему?

— Какие гласные обозначают мягкость согласного звука? я, е, ю, и, ё. А ещё ?( ь)

— Какие согласные обозначают твёрдость согласного звука? а, о, у, э, ы

— Подчеркните твёрдые и мягкие согласные.
3. Физминутка

— Прочитайте слова (на карточке), записать в 2 столбика: 1- с мягкими согласными, 2 – с твёрдыми согласными.

Палка, Петя, день, шуба

4.Словарная работа

— Прочитайте слова Моря, волна, гриб, бежать.

— Найди лишнее слово. По какому признаку нашли? (1. Проверяемая безударная гласная, 2. Парная согласная)

— Найди проверочные слова.

— Как поверить парную согласную?

— Найди проверочные слова.

Обсуждения в группах.

hello_html_m46d72122.gif

5. Закрепление

— Запишем слова и проверочные к ним.

— заво.

— медве.ь

— арбу.

— сапо.

6. Самостоятельная работа

Карточки (дифференцированные)

hello_html_m6273ace6.gif

— Проверка в группах (старшие групп, учитель)

— Как проверить парную согласную?

7. Рефлексия

Диагностический тест

Фамилия:

____________________________________

1. Согласными называются:

а) Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, без помех;
б) звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык).

2. Согласные бывают:

а) звонкие и глухие;
б) ударные и безударные;
в) мягкие и твёрдые.

3. Соедини линиями парные согласные:

б                                           т
г                                           ф
з                                            п
в                                           ш
д                                           к
ж                                          с

4. Дополни список:

Непарные звонкие: р, м, й,_________
Непарные глухие: х, ч __________

5. Найди  и подчеркни слова, в которых нет звонких согласных:

Петя, щука, земля, папа, день, река, мель.

6. Подчеркни буквы, которые показывают мягкость предыдущего согласного:

А, Я, Ё, О, У, Ю, И, Ы, Е, Ь, Э

7. Найди и подчеркни слова, в которых все согласные мягкие:

Стул, пень, мебель, колос, ветер, день

ГЛАСНЫЙ (Г) СОГЛАСНЫЙ (С)

___________________________________

_____________________________________

_____________________________________

1 группа – разделите буквы на 2 группы (на листочках)

Л, М, Б, В, К, Н, З, Щ, Ф, П, Ч, Ж, Ч, Х

1–

2–

2 группа – разделите буквы на 2 группы

Л, Ч, М, Щ, Н, Х, Й, Ц, Р (на листочках)

1–

2–

3 группа – заполните пропуски (на листочках)

з

д

б

ж

к

ф

hello_html_3a052c52.gif

Палка, Петя, день, шуба

hello_html_5886a6ab.gif

hello_html_m6273ace6.gif

infourok.ru

Звуки и буквы. Русский язык. 2 класс. Разработка урока

УМК «Русский язык. 2 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Цели:

  • уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ
  • систематизировать имеющиеся у детей знания о звуках и буквах;
  • учить определять звуки, находить и различать их;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу,
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями;

Задачи урока:

  • Образовательная: закрепить умение определять звуки и буквы.
  • Развивающая: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащегося.
  • Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка ; культуры общения, чувства взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.

Технологии:

  • проблемно-ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникативные;
  • технология сотрудничества.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного обучения, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.

Средства обучения:

  • Презентация  Power Point “Части речи”.
  • Компьютер, проектор.
  • Музыкальное сопровождение к физкультминутке.
  • Карточки для индивидуальной работы, листы с текстами для работы учащихся.
  • Толковый словарь
  • Цветные карандаши.
  • Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 2 класс, I часть.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.

Выходим из дома– и опять нас окружают звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?». Вы посмотрели и ответили. Каким образом из потока уличных звуков ( шуршания шин, скрип снега, шум дождя) вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков?

В языке все имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о], [д], [м]– никто ничего не поймет. Но если вы произнесете те же звуки в другом порядке, сразу станет ясно, о чем идет речь ( дом).

С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи, складывались в определенном порядке, становились словами, которые имели значение и смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменишь один– меняется смысл целого слова: кот– ток, сила– лиса, аист– лист и т.д.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовалось от греческого слова phone, сто значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков. Вот и вспомните все, что мы говорили о звуках в первом классе.

II. Чистописание

– Сегодня на уроке мы будем работать над буквами п и т.

– На что похожи печатные буквы п и т?

– Вот что себе представляют авторы веселых стихов.

Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(А. Шибаев).

На хоккее, на футболе
Буква П– ворота в поле.
(В. Степанов).

Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
(Е. Тарлаплан).

При написании этих букв следует обратить внимание на параллельность одинаково направленных штрихов, равное расстояние между ними.

– Спишите с доски:

пт пт пт

– Спишите следующие буквосочетания:

Пт пе ти ть

– Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро скороговорку, Спишите.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа, тупа, тупа .

III. Словарно-орфографическая работа

– Отгадайте загадку:

За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица)

– Что вы знаете об этом животном? (Лисица– хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.)

Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.

Учащиеся придумывают предложение с новым словарным словом .Учитель выслушивает предложение учеников, отмечает самые удачные. Одно предложение по мнению учителя ученики с комментированием записывают в тетрадь.

– Поставьте в словах предложения ударение.

IV. Работа по теме урока

1. Картинный диктант

Учитель показывает картинку, ученики записывают существительное в тетрадь.

Лес, птица, ручей, капуста, ежик, орех, юла.

– Подчеркните гласные буквы. Какие буквы они обозначают? Почему они так называются? ( Гласные не встречают на пути ни каких преград.)

– Какие слова нельзя разделить для переноса? Почему?

– В каких словах звуков больше, чем букв.

– Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?

2. Запись под диктовку

Лева, юра и Сима играли. У Левы мяч. У Юры шар. У Симы кукла.

 – Подчеркните в предложениях буквы, которые обозначают согласные звуки.

– Какие звуки называются со гласными? (Если при произношении звука воздуху приходится преодолевать преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос

То это согласные звуки.)

3. Игра « Подбери словечко»

– Подбери согласные так, чтобы получились новые слова.

..ом, …ом, …ом, пру…, пру…, лу…, лу… .

– Подбери гласные так, чтобы получились разные слова.

Д..м, д…м, д..м, с..к, с..к, ст..л, ст..л, р..ка, р..ка, в..л, в..л.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Учащиеся самостоятельно выполняют упр.9,10.

Во избежание ошибок в упр.9 необходимо вспомнить с учащимися орфограмму « Заглавная буква в именах собственных». Проверку упражнения можно закончить стихотворением «Звуки речи» (отрывок).

Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достигнет,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос чувствует, голос зовет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

– Подберите слова, которые начинаются с гласной буквы.      

Некоторые слова после проговаривания учащиеся записывают. Гласные буквы подчеркивают.

– Подберите слова, которые начинаются с согласной буквы.

Учащиеся записывают с проговариванием несколько слов.

– Подберите слова, которые нужно написать две гласные буквы.

– Сколько слогов в этих словах? Почему?

VII. Звуковой анализ слова

– Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите гласный он или согласный. Отгадки запишите,

У кого усатая
Морда полосатая?
Спинка, словно мостик?
За мосточком – хвостик (кот)

Приходит по луже,
Уходит по стуже. (Осень)

Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

На доске записан текст.

– Найдите в тексте слова, В котором букв больше, чем звуков. Выпишите их.

ЗИМОЙ.

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверь прыгнул на ель.

VIII. Итог урока

– Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

– Чем отличаются буквы от звуков?

– Какие бывают звуки?

– Чем они отличаются? (Произношением, гласный звук образует слог.)

Домашнее задание: упр. 11

rosuchebnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *