Согласные и гласные буквы и звуки 2 класс – План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.

«Звуки и буквы» для 2 класса

УПРАЖНЯЛОЧКА

(русский язык)

2 класс

Звуки и буквы.

hello_html_m6275d913.png

Сколько букв в русском алфавите?

В русском алфавите 33 буквы:

АЛФАВИТ

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя

Чем звуки отличаются от букв?

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами, каждая из которых имеет своё название

Например: в слове роза звуки [р], [о], [з], [а]

буквы р (эр), о (о), з (зэ), а (а)

Чем различаются между собой гласные и согласные звуки?

*гласный звук

— при произнесении не встречает во рту никаких преград и произносится только голосом: [о], [у], [а]

— образует слог: э-хо, у–че–ник

*согласный звук

— при произнесении встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и произносится с шумом и голосом либо только с шумом : [б], [з], [т]

— образует слог только вместе с гласным: мо-ре, ка-мыш

Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?

Гласных букв – 10 (а о у ы э я ё ю и е)

Гласных звуков – 6 ( [ а ], [ о ], [ ´у ], [ ы ], [ э ], [ и ])

Какие гласные звуки обозначают твёрдость согласных звуков?

Гласные звуки [ а ], [ о ], [ ´у ], [ ы ], [ э ] обозначают твёрдость согласных звуков.

Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков?

Гласные буквы и,е,ё,ю,я и буква ь обозначают мягкость согласных звуков.

В каких позициях буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?

* в начале слова (ель, ёж, юла, ябеда)

* после гласных (поешь, поёшь, куют, буян)

* после разделительного твёрдого и мягкого знаков (платье, объём, вьюга, изъян)

Сколько в русском языке согласных букв и согласных звуков?

Согласных букв – 21(б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ)

Согласных звуков – 36

Какими могут быть согласные звуки?

Могут быть твёрдыми и мягкими- б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х,

Всегда твёрдые: [ ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [ч´ ], [щ´], [й´]

Парные: б в г д ж з

п ф к т ш с

Звонкие: б в г д ж з л м н р й

Глухие: п ф к т ш с х ц ч

Звуков не имеют: ъ, ь

КАРТОЧКА №1

Запиши буквы, которые стоят в алфавите перед и после этих букв:

___ М ___, ___И____, ___Т___, ___Ф___ .

КАРТОЧКА №2

Запиши слова в алфавитном порядке:

осень, друзья, улей, снег, вишня, гость, роса, туча, кубик, человек

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №3

Отметь слова, в которых подчёркнуты только

согласные буквы:

а) майка б) пеньки

в) огонь г) голубь

КАРТОЧКА №4

Определи, сколько звуков и букв в каждом слове:

якорь — ____ б. ____зв. океан — ____ б. ____зв.

метель — ____ б. ____зв. Юля — ____ б. ____зв.

вьюга — ____ б. ____зв. карась — ____ б. ____зв.

Запиши свои любые 6 слов и определи в них, сколько звуков и букв в каждом:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №5

Прочитай скороговорки. Поставь точки под буквами, которые обозначают в словах два звука.

  1. Очень часто блюдца у Танечки бьются.

  2. У ежа ежата, а у ужа ужата.

  3. Лара у Вали играет на рояле.

  4. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

КАРТОЧКА №6

Запиши цифрой над словом количество слогов в словах:

март, июль, осень, большая, Мария, степь

КАРТОЧКА №7

Прочитай:

Царь ступил на двор широкой:

Там под ёлкою высокой

Белка песенку поёт,

Золотой орех грызёт…

Выпиши из текста слово, в котором букв больше, чем звуков. Подчеркни букву, которая не обозначает звука.

___________________________________________________

КАРТОЧКА №8

Подчеркнуть слова, в которых букв больше, чем звуков:

друг, приятель, товарищ, мальчик, парнишка, отвага, смелость, удаль, ватага, гурьба

КАРТОЧКА №9

Подчеркнуть слова с мягкими согласными:

Ветер, пенал, суббота, кровать, карандаш, пружина, сказка, резкий, врач, овраг, медведь, дочка, мороз, платок, морковь, человек

КАРТОЧКА №10

В скобках написать букву, которой обозначен звук на конце этих слов:

Гриб[ ] , улов[ ] , шаг [ ] , сад[ ] , мороз[ ] , нож[ ] ,

холод [ ] , грязь [ ] , берег[ ]

«СЛОВО. ЗВУКИ И БУКВЫ».

Работа № 11

1. Выпишите из предложения слова со звуком [т].

От тополя остался старый трухлявый пень.

________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте три слова, используя данные буквы. Г, о, р, Д, м, а, ы, с

__________________________________________________________

_____________________________________________________

3. Составьте слова из слогов: лу, са, за, гро, дик, жа.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

«ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Работа № 12

1. К словам пар, вол, рот, дал, тук добавьте по одному согласному звуку. Запишите новые сло­ва.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

2. Подчеркните в стихотворении все гласные буквы.

Хотят ко дню рождения

Мне подарить щенка,

Но я сказал: «He надо!

Я не готов пока!»

(С. Михалков)

3. Спишите предложение. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

Белоносые грачи собирают на пашне червя­ков.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

«ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Работа № 13

1. Выпишите из предложения все согласные бук­вы.

Осенью ёжик готовит себе жилище.

__________________________________________________________

2. Выпишите слова, в которых гласный звук обра­зует целый слог.

Азбука, улитка, автомобиль, Оля, язык, ос­лик, якорь, Рая, улица.

________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите все гласные буквы в алфавитном по­рядке.

__________________________________________________________

4. Запишите слова в два столбика.

Часы, аист, улитка, эхо, тетрадь, дверь.

____________________ __________________

____________________ __________________

____________________ __________________

—­

«ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Работа № 14

1. Спишите слова. В словах подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

Тапочки, самосвал, столбик, колобок, мухо­мор, глухарь, люди.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

2. Запишите слова в два столбика.

Минута, лес, урок, гвозди, артист, экран.

____________________ __________________

____________________ __________________

____________________ __________________

3. В стихотворении подчеркните буквы, обозна­чающие согласные звуки.

Доктора не бойтесь, дети!

Он добрее всех на свете!

С ним давно знакома я:

Это мамочка моя!

(Г. Винеру)

Конспект урока и презентация по русскому языку «Гласные и согласные звуки и буквы, 2 класс

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.

Цель: систематизировать представления учащихся о признаках гласных и согласных звуков и букв; продолжить формирование умения распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам; формировать первоначальные представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова; развивать фонематический слух детей и умение слышать последовательность звуков в слове; познакомить учащихся с играми народов, проживающих на территории РК; воспитывать интернационализм, дружбу, трудолюбие, интерес к предмету; развивать устную речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся.

Ресурсы: ТСО.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

— Мои дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок — урок-путешествие в мир гласных и согласных звуков и букв, и в мир… Чтобы узнать, в какой еще мы попадём мир, рассмотрите картинки. Как вы думаете, в каком мире мы будем путешествовать? В мире игр. Что такое игра? Игра – это действия по правилам. Какие игры вы знаете? В какие игры вы любите играть? Как вы думаете, в те игры, которые вы называли, во всех странах играют? Наша страна многонациональная.  Вспомните, ребята, какие народы проживают в Казахстане? На прошлой неделе наше государство отмечало день языков народов Казахстана. Сегодня мы познакомимся с играми некоторых народов, проживающих в нашем государстве. В культуру каждого народа входят созданные ими народные игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству и развивает выносливость, силу, ловкость, быстроту, мышление, прививают честность, справедливость и достоинство. Актуализация опорных знаний.

Запись числа, «Классная работа».

— Первая игра, с которой я вас познакомлю, это казахская народная игра «Сбивание тымака».

Шест, высотой не превышающей всадника, втыкают в землю и надевают на его верхушку головной убор — тымак. Участнику игры показывают место, на котором установлен тымак, затем плотно завязывают глаза и дают в руки камчу (плеть, оружие всадника). После этого наездника крутят на одном месте и отпускают со словами: «Ну-ка теперь иди, сбей тымак». В случае, если игрок не сбил тымак с трех попыток, он может, по разрешению ведущего, исполнить песню или импровизацию, что дает ему право вновь принять участие в состязании. Количество участников игры не ограничивается, испытать удачу может каждый, у кого есть верховая лошадь. А мы поиграем в эту игру со словами русского языка.

На доске записаны слова и буквы под ними: зима весна лето осень

д м и …

— Определите, какая буква должна быть записана под последним словом. Обоснуйте свой ответ. Первый месяц зимыдекабрь, поэтому написана буква д, первый месяц веснымарт, поэтому написана буква м, первый месяц летаиюнь, отсюда буква и. Название первого месяца осенисентябрь, надо написать букву с.

Составьте цепочку из первых букв названий месяцев, записывая первую букву заглавную.

Дмис

— Какая буква в цепочке лишняя? (Лишняя буква и, она гласная, остальные буквы согласные.)

Продолжите каждую цепочку до конца строчки, буквы в цепочках нужно менять местами.

  1. Коллективная учебная деятельность

  • Открытие новых знаний, умений и навыков.

  • Закрепление изученных знаний, умений и навыков.

  • Повторение изученных знаний, умений и навыков.

Падук — корейская народная игра. Это настольная игра для двух человек, в которую на Дальнем Востоке и во всем мире играют профессионально. Игра состоит в том, что игроки по очереди выкладывают черные и белые фишки на доску, называемую падук. Она более сложная, чем шахматы. На доске 19 горизонтальных и вертикальных линий, которые пересекаются в 361 точке. Используется 361 фишка — 181 черная и 180 белых. Перед началом игры определяют, кто будет играть белыми, а кто – черными фишками. Есть 2 выбора этого определения: белыми фишками играл более сильный игрок или же старший по возрасту, а черными – слабый игрок или же младший по возрасту. Непременно, первым делал ход игрок с черными фишками, а к тому же слабый игрок мог заранее положить на доску несколько фишек. В игре падук ходы весьма разнообразные и сложные. Игроки попеременно кладут фишку на точку пересекающихся линий. Каждый игрок старается окружить фишку партнера. Окруженная фишка выходит из игры, а в конце подведения итога входит в счет «пленных», взятых окружившим. Побеждает тот, кто больше положил фишек на точки пересекающихся линий. Разнообразные ловкие ходы в игре развивают умственную способность человека. Проверим ваши способности в разгадывании ребусов и познакомимся с новым словарным словом.

Словарная работа (ребус)

Абрикос — это некрупный южный плод. Происходит абрикос из Северного Китая и Средней Азии. В Китае абрикосы испокон веков считались символом красоты. Китайские поэты слагали песни экзотическому фрукту. Абрикос мельче персика. Кожица его оранжево-жёлтого цвета, бархатистая. Мякоть жёлтая, малосочная, сладкого вкуса. Внутри его довольно крупная и гладкая косточка. Абрикосы  привлекают не только своим сладким вкусом, но и богатым составом микроэлементов, минеральных солей и витаминов. Недаром их называют «плодами бессмертия». Этот плод употребляют в свежем, приготовленном и сушёном виде. Вы, конечно же, любите курагу и урюк, из которых варят ароматный и вкусный компот? Из абрикоса также делают варенье, джем, повидло и мармелад. Сок абрикоса очень вкусный и полезный.

Запись словарного слова в словарики.

— Придумайте предложение с новым словарным словом.

Следующая игра называется «Городки». Это русская народная спортивная игра. Игра существует более двух столетий. Суть игры: бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил. Партия в городки состоит из 15 фигур: пушка, вилка, звезда, колодец и т.д. В этой игре очень важна точность. И мы сейчас точно должны выполнить следующее задание.

На доске записаны слова.

— Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова? Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые вставили.

м_шка (О, У, Ы, Ю, Е) (Слова: мошка, мушка, мышка.)

р_чка (Я, Е, У, Ы) (Слова: речка ,ручка.)

б_лка (О, У, Ю, Е) (Слова: булка, белка.)

— Какие звуки обозначают эти буквы? Эти буквы обозначают гласные звуки. Как определили?

При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.

На доске записаны слова.

— Найдите буквы, которые надо вставить. Какие слова получатся? Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые вставили.

ко_ка (Г, Ш, Р, Ч) (Слова: кошка, корка, кочка.)

ро_а (З, С, Щ, Ф) (Слова: роза, роса, роща.)

ба_ан (Б, Н, Р, Л) (Слова: банан, баран.)

Какие звуки они обозначают? Обозначают согласные звуки. Как определили? При их произношении воздух встречает препятствие.

— Назовите изображённые предметы. Рак, цветок, трактор, зонт. Произнесите и послушайте первый и последний звуки каждого слова, и объясните, гласные это или согласные звуки. Эти звуки согласные, так как воздух встречает преграды, когда они произносятся. С голосом или без голоса они произносятся? Звуки [р], [з] произносятся с голосом, а звуки [к], [т], [ц] — без голоса., с шумом. Кто может назвать, как называются согласные звуки, которые произносятся с голосом? Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими. А без голоса, с шумом? Глухие согласные звуки.

Следующая игра — «Байга». Это национальные казахские скачки на длинные и сверхдлинные дистанции от 25 до 100 км. Они являются одним из древнейших и популярнейших состязаний казахов, появление которых, несомненно, связано с условиями кочевого быта и необходимостью подготовки лошадей к длительным переходам. Скачки, по традиции проводятся в степи. Отмеряется означенное расстояние по прямой, с большим количеством естественных преград. В соревнованиях разрешается принимать участие неограниченному количеству всадников на лошадях различных пород. Всадники соревнуются, кто из них быстрее доскачет до намеченной цели. По правилам, по мере приближения к финишу, джигиты начинали выкрикивать родовые кличи, по которым зрители узнавали лидеров и победителей скачки.

— Чтобы поиграть в эту игру, нам необходимо повторить русский алфавит. Сидящие за первой партой получают листок, на котором написано слово, например берёза (гитара, кошка, улитка). Нужно написать на листке слово на следующую по алфавиту букву и быстро передать листок на другую парту. Выигрывает тот ряд, который быстро и правильно справится с заданием.

Учитель проверяет правильность выполнения задания.

— Украинский народ придумал еще одну игру, она называется «Хлибчик». Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.

— Пеку-пеку хлибчик! (Выкрикивает хлибчик.)

 А выпечешь? (Спрашивает задняя пара.)

— Выпеку!

— А убежишь?

— Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке. Последняя пара может бежать только после окончания переклички. А мы будем составлять пары слов в следующем упражнении.

На экране появляются слова:

Бык, гора, балка, мыл, дом, малина, палка, мал, бок, калина, кора, дым

— Прочитайте слова, найдите каждому слову пару, отличающуюся только одной буквой. Запишите пары слов, различающихся гласными буквами, в один столбик, а в другой — пары слов, различающихся согласными буквами.

— Одинаковое ли значение имеют слова? Всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко. Какое упражнение помогает нам учиться говорить ясно и четко? Скороговорки. На уроках литературного чтения мы каждый день знакомимся с новыми скороговорками и отрабатываем нашу дикцию.

  1. Самостоятельная учебная деятельность

Следующая игра — «Чапан-куль» — принадлежит узбекскому народу. В этой веселой узбекской народной игре можно одновременно занять 15 и больше человек. Все участники садятся на корточки. Для игры нужен цветной халат «чапан» (отсюда и название игры). Игра заключается в следующем: халат быстро передается по рукам внутри круга сидящих, а водящий, бегая по внешней стороне круга, старается поймать игрока в тот момент, когда он не успел еще передать «чапан» соседу. Играющие стараются как можно быстрее передавать и принимать «чапан». Как только игрок с «чапаном» пойман, он становится на место водящего, а водящий садится в круг, и чапан снова начинает быстро переходить из рук в руки. Игра развивает ловкость, находчивость, вселяет бодрость и веселье. Но успех игры зависит от четкости каждого игрока в отдельности. И сейчас вы выполните самостоятельную работу.

На экране появляются слова:

П_Т_Х, _ _И_А, В_Т_Р, ШК_Л_, _ Е _ Я _ А, _ ПТ _ К _, _ У _ _ А, КР_СЛ_.

— Внимательно посмотрите на данные слова, в них пропущены или все гласные буквы, или все согласные буквы. Догадайтесь, какие слова здесь зашифрованы и запишите их, вставляя пропущенные буквы, подчеркните эти буквы.

Учитель проверяет правильность выполнения задания.

  1. Домашнее задание: правило с.25, с.26 упр.56 (письм.), словарные слова.

  2. Подведение итогов урока.

— Итак, ребята, подведем итог, чем отличается гласный звук от согласного? При произношении гласных звуков воздух проходит свободно, а при произношении согласных — встречает препятствие. На какие две группы разделяют согласные звуки? Звонкие и глухие согласные звуки. В чём отличие звонких согласных звуков от глухих согласных звуков? Звонкие согласные звуки произносятся с голосом, а глухие согласные звуки без голоса, с шумом. Приведите примеры. Повторяя наши знания о гласных буквах и звуках, мы окунулись в мир народных игр. И это лишь малая часть из того разнообразия народных игр, которые существуют в мире. Какая игра вам понравилась? В какую игру вы бы хотели поиграть? Чем она вам понравилась?

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Гласные буквы и звуки.


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ.
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ В СЛОВАХ

Задачи: уточнить представление учащихся о гласных звуках и буквах; обратить внимание учащихся на значимость гласных звуков и их особенности; закрепить умения различать звук и букву, правильно произносить звуки и называть буквы; развивать фонематический слух, внимание, навыки грамотного письма; воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: кассы букв; звуковые символы; красный замок; предметные картинки; простые и цветные карандаши; линейки; наборное полотно; сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Упражнение на развитие зрительного восприятия и внимания.

Учитель демонстрирует плакат с изображенными на нем буквами.

– Сколько букв «А»? Сколько букв «У»? Сколько печатных букв?

– Каких букв больше?

– Сколько заглавных букв?

– Сколько строчных букв?

– Сколько строчных букв «а»? Сколько строчных букв «у»? И т. д.

II. Введение в тему.

– Что такое звук?

– Что такое буква?

Звук мы слышим, произносим.

Букву видим, пишем мы.

– Во что звук превращается на бумаге?

– Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о гласных звуках и буквах. Вы будете выделять в записанных словах гласные звуки.

III. Изучение нового материала.

1. Минутка чистописания.

– Вспомните и скажите, какое задание выполняли в начале урока?

– Каких букв было больше? (Букв «А».)

– Кто из вас догадался, какие буквы будем писать на минутке чистописания?

– Из каких элементов состоит строчная буква «а»?

– Сколько элементов в прописной букве «А»?

– Запишите строчку элементов строчной буквы «а».

– Запишите строчку прописной буквы «А».

– Пропишите целую строчку строчной буквы «а».

2. Гласные звуки и буквы.

– В каком домике живут звук и буква «А»?

– Сегодня у звуковичков праздник – день их общего рождения. Они приглашают в гости знакомых школьников.

– Но сначала они хотят убедиться в том, что вы действительно школьники. Вдруг вы только делаете вид, что ходите в школу учиться, а на самом деле остаетесь маленькими детьми – дошкольниками, которые могут по незнанию натворить в Стране слов много бед.

– Сейчас я прочитаю вам предложения. Вы будете отвечать мне с помощью сигнальных карточек: красный цвет – вы со мной не согласны, зеленый – вы со мной согласны.

– Приготовились? Начнем!

– Звук – это то, что мы видим. (–)

– Буква — это то, что мы пишем. (+)

– Звуки бывают только гласными. (–)

– Звуки бывают гласными и согласными. (+)

– [с], [т], [к] – это гласные звуки. (–)

– Гласные звуки нельзя пропеть. (–)

– Молодцы! Я вижу, что вы – настоящие второклассники и можете идти в гости к звуковичкам.

– Звуковички готовятся к встрече гостей и пекут ТОРТ.

– Как вы думаете, как пекут торты в Стране слов?

– А пекут торты в Стране слов из звуков и букв.

– Вот звуковички нашли первый звук [т] и поставили его в печку, собрали третий, четвертый звуки, а второго так и нет: нигде не смогли его найти. Торт вышел несъедобный, с дыркой.

Каждый раз, называя слово, учитель выкладывает на наборном полотне неполную звуковую схему, с пропуском гласного звука (гласных звуков).

– Огорчились звуковички, но решили: «Ничего, сделаем сладкий КРЕМ».

– Но и крем не получился: опять не хватило одного звука.

– Даже простая каша не получилась.

– Совсем расстроились звуковички: угощенья нет – придется отменять праздник.

– Куда же пропали с кухни необходимые звуки?

– Я вам открою одну тайну Страны слов: есть в этой стране злые волшебники – звукоморы. Они заколдовывают звуки, подменяют их, а иногда и съедают.

– Один из этих звукоморов по имени Ам пробрался к звуковичкам на кухню и съел все звуки, без которых нельзя приготовить ни одно угощение.

– Давайте посмотрим, что же это за звуки.

Учитель показывает пропуски в схемах, а дети называют пропущенный звук в слове.

– Какого звука не хватило для слова ТОРТ? (Звука [о].)

– Какой звук пропущен в слове КРЕМ? (Звук [е].)

– Каких звуков не хватает в слове КАША? (Двух звуков [а].)

– Ребята, как вы думаете, чем же отличаются эти звуки? Почему их так любит Ам?

– Это звуки, для которых надо пошире раскрывать рот.

– Посмотрите: [аааа], [оооо], [й’эээ]!

– Можно положить палец в рот и пропеть этот звук – [аааа].

– Такие звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются … .

ГЛАСНЫЕ

– Их-то и любит Ам, сразу разевает на них рот.

– Как помочь звуковичкам?

– Неужели они не смогут отпраздновать день рождения?

– Я знаю секрет Ама: он очень боится красного цвета.

– Если громко пропеть гласный звук и поднять красный звуковой домик, Ам испугается и убежит.

Учащиеся вместе с учителем пропевают пропущенные в словах гласные и показывают красный звуковой домик.

– Фишку надо поставить на место пропущенного гласного звука, и он вернется в слово.

– Давайте поможем звуковичкам приготовить угощение.

– Кто хочет исправить ТОРТ: вернуть в него пропущенный звук?

К доске выходит ученик, называет пропущенный звук [о]. Весь класс вместе с ним поет этот звук. Ученик заполняет звуковым домиком пропуск в схеме. Так же достраиваются на доске и схемы остальных слов:

– Кто сможет дополнить угощение и приготовить СУП?

Учитель вызывает к доске одного ученика, который выкладывает звуковую модель слова СУП. Остальные работают на местах. При этом каждый звук предварительно «опробуется» на гласность.

– Назови первый звуке в слове СУП. ([с].)

– Попробуй произнести этот звук с открытым ртом.

– Это звук гласный или нет?

– Проверим следующий звук.

– Кто считает, что звук [у] гласный? Как это доказать?

Учащиеся поют звук [у].

– Каким цветом нужно обозначить этот звук, чтобы уберечь от Ама?

Следующий звук [п] снова проверяется на гласность.

Далее, если позволяет время, можно предложить детям приготовить новые угощения: РИС, СЫР, выкладывая звуковые модели этих слов у доски и на местах.

3. Чтение гласных букв, заполнение красного замка, запись гласных букв в тетрадь.

 Физкультминутка

– Звуковички очень рады, что вы им помогли приготовить угощения для праздника. А сейчас они предлагают вам поиграть с ними в интересную игру, тем самым они и я проверим, сумеете ли вы защитить гласные звуки от Ама, отличить их от остальных звуков.

– Как только я назову гласный звук – вы будете прыгать, хлопать в ладоши, приседать – кому что нравится.

– Если звук согласный – вам необходимо будет всем замереть.

Учитель вперемежку называет звуки – учащиеся выполняют соответствующие движения.

IV. Закрепление. Выделение гласных звуков и букв в словах.

– Отдохнули?

Игра «Солисты».

– В каждом хоре есть солисты – певцы. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого надо как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки-распевки:

Ау, ау, иа, уи;

Иао, аио, уаи, уои;

Иаоу, уоаи, аоиу, иауо, оиау;

Иаоуэ, оэиау, уоаиэ, эиоау…

V. Итог урока.

Урок можно закончить следующими строчками из стихотворения «Звуки речи»:

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Конспект урока по русскому языку «Гласные и согласные звуки и их буквы» (2 класс)

УМК «Начальная школа 21 века»

2 класс

Урок 2.ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ИХ БУКВЫ

Создать условия для соотношения звуковой и буквенной записи слова, сравнения и классификации звуков и букв; способствовать формированию умения создавать звуковые модели слов

Тип урока

Повторение и систематизация знаний и способов действий

Планируемые
результаты
(предметные)

Соотносят звуковую и буквенную записи слова. Анализируют слово из 4 звуков. Находят, сравнивают, классифицируют такие языковые единицы, как звук, буква. Различают звуки и буквы. Создают звуковые модели слов. Соблюдают гигиенические требования к правильной посадке, положению тетради на рабочем столе, ручки в руке при письме

Личностные
результаты

Имеют внутреннюю позицию школьника, самостоятельность, ответственность, мотивацию учебной деятельности

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

П – осуществляют анализ, сравнение, классификацию; проявляют способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Р – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

К – учатся разрешать конфликт: выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решение и реализуют его

Основное содержание темы, понятия, термины

Гласные и согласные звуки и их буквы. Звуковая и буквенная записи слова. Звуковая модель слова. Транскрипция

Образовательные
ресурсы

Русский язык. 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. / С. В. Иванов [и др.]; под ред.
С. В. Иванова. М.: Вентана-Граф, 2018; Кузнецова, М. И. Пишем грамотно. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций № 1, 2. М.: Вентана-Граф, 2018; Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций. М.: Вентана-Граф, 2018**

Сценарий урока

Формы, методы,
методические
приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

Осуществляемые
действия

Формируемые
умения

I. Мотивирование
к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная.

Словесный. Слово учителя

Приветствие учеников.

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

– У вас на столе «лежат» солнышко и тучка. Посмо-
трите, какая из карточек
отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

шшшшшшшог

// и // и //

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Проверка выполнения домашнего задания.

Упражнение 4

Фронтальная. Словесный. Беседа

Организует проверку выполнения домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

Показывают выполненные задания; отвечают на вопросы

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Упражнение, беседа по вопросам

IV. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Из чего состоят слова, которые мы произносим?

– Как называются знаки, которыми на письме обозначают звуки речи?

Отвечают на вопросы

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Беседа по вопросам

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа

Называет тему урока, организует работу с рубрикой «Вспомни изученное», предлагает сформулировать учебную задачу

Отвечают на вопросы; формулируют учебную задачу

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

VI. Усвоение новых знаний и способов действий.

Гласные и согласные звуки и их буквы

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, проблемный. Беседа, упражнение, работа с текстом

Организует выполнение
упр. 1, работу с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание», упр. 2 и 3

Выполняют задания упражнений, знакомятся с определением гласных звуков, их обозначением,

с буквами гласных звуков

Осуществляют анализ, сравнение, классификацию; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют моделирование

Упражнение, правило

Физкультминутка

Коллективная. Практический

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем обтирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо, влево наклонились

И обратно возвратились.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям –

Физкульт-привет!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Правильное выполнение движений

VII. Закрепление знаний и способов дей-
ствий

Групповая. Практический. Упражнение

Предлагает выполнить
упр. 4

Вставляют слова, обсуждают вопросы

Высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других

Упражнение

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

IX. Домашнее задание.

Упражнение 5

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание

и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии

с уровнем своего развития

Упражнение

Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. Русский язык. Перспектива. 2 класс

Урок по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами

Цель: систематизировать знания обучающихся о звуках и буквах русского языка

Задачи:

закрепление умений видеть различия между звуками и буквами, нахождение различий между буквами и звуками, закрепление умений делать звуко-буквенный анализ слов, формирование умений различать произношение и написание слов, повторение алфавита, развитие орфографическую зоркости, формирование умений участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы, формирование умений детей слушать товарищей и отвечать на вопросы .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Исправьте слова, которые разделены для переноса неверны. Перепешите правильно.

0-си-на, я-бло-ня, у-ро-жай, а-льбом, за- йка, по-пугай, ка-русель.

0си-на, ябло-ня, уро-жай, аль-бом, зай-ка, по-пугай, ка-русель.

Какие слова начинаются с гласного звука?

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, давайте вспомним, из чего образуются слова? (из звуков, а записываются с помощью букв.)

— Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.)

— Что такое буква? (знак для обозначения звука)

— Сформулируйте тему и цель нашего урока (Закрепим знания о звуках и буквах)

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

— Откройте учебник на стр.36

Чтение диалога.
-Без чего не могут существовать слова?
-Из чего они образуются?
— Я прочитаю за профессора Самоварова.
-В общении мы используем слова и предложения. Вы помните, из чего состоят слова?
-Ответ за Ваню прочитает …?
-Что вы поняли из совета Самоварова? — Слова состоят из звуков, а записываются с помощью букв.;

— Аня и Ваня, изучая тему «Звуки и буквы», решили создать карту удивительного города Звукобуквограда. Выполнив работу, они показали ее профессору Самоварову, и тот очень удивился. На карте Ани был только Звукоград, а на карте Вани – только Буквоград. Ученый сказал ребятам, что в русском языке слова состоят из звуков и записываются с помощью букв, поэтому каждый звук и буква должны в Звукобуквограде иметь строго определенное место. Давайте рассмотрим какие же карты получились у Ани и у Вани. Сначала посмотрим карту Ани на странице 36.

— Как вы думает, почему в одних домиках живут по четыре звука, в других – по два, а в третьих – по одному? (есть пара по мягкости/твердости, нет пары)

— Почему в некоторых домиках занавески на окошках одного цвета, а в других – разных цветов? (одного цвета – потому что нет пары по звонкости/глухости, разных цветов – есть пара)

— Какие улицы есть в этом городе? (Читают по карте)

— Расскажите все, что вы знаете о гласных и согласных звуках. (ответы детей)

— А теперь рассмотрим карту Вани на странице 37.

— На каких улицах в этом городе живут? (Улица гласных и улица согласных)

— Какие буквы не попали ни на одну улицу? (ь,ъ)

— Что вы можете рассказать о буквах? (буква- это письменное обозначение звука)

— Ребята, а как, по вашему мнению, должна выглядеть карта Звукобуквограда? (ответы детей)

— Сколько букв в русском алфавите? Сколько из них гласных?

— А сколько звуков? (В алфавите 33 буквы, 10 гласных букв. 43 звука – 6 гласных и 37 согласных.)

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Упр. 39 стр.37

— Что нам нужно сделать в этом упражнении? (Записать предложения)

— Какие предложения у нас получатся?

— Запишите эти предложения к себе в тетрадь.

Вывод: Звуки мы слышим и произносим.

Буквы мы записываем и читаем.

Упр. 41 стр.38

Прочитайте алфавит, назовите пропущенные буквы.

VII. Рефлексия.

— Запишите пословицы в тетрадь. Устно объясните их смысл.Красным карандашом подчеркните гласные, синим-твердые согласные. Зеленым мягкие согласные звуки.

Без наук, как без рук.

Ученому везде дорога.

Самооценка «!», «+», «-»

VIII . Итог урока.

— Какой раздел мы начали с вами изучать?

— Чем отличаются звуки от букв?

— Что такое буква?

— Что на уроке вызвало у вас затруднение?

— А что больше всего понравилось? Почему?

IX. Домашнее задание

Упр. 42 стр.38

Конспект урока по русскому языку на тему гласные и согласные звуки (2класс)

26.09.2013

[Введите подзаголовок документа]

КММ №7 «Орта мектеп»

Петропавл каласы

КГУ «Средняя школа» №7

г. Петропавловск

Тема: «Гласные и согласные звуки».

Класс: 2«Г»

Урок: Русский язык

Классный руководитель:Ахметова Самал Джумабаевна

Методист: Крупская Елена Анатольевна

Практикант: Жакупова Гаухар Булатбековна

Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель урока: способствовать закреплению знаний детей о правописании гласных и согласных звуков; систематизировать и обобщить полученные знания детей о звуках.

Задачи урока:

Образовательная: формировать первоначальные представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова.

Развивающая: развивать умение распознавать звук и букву.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

− Прозвенел звонок! Проверьте рабочие места! Всё ли на месте? Всё ли в порядке? Садитесь!

− Начинаем работу. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.

  1. Словарная работа. (Ученик, учитель, сорока, ворона, ветер, медведь)

  2. Сообщение темы урока.

 Отгадайте загадки.

                Звуки тянутся, поют,

                Без преград они живут,

          Цветом они красные,

Это звуки

                                (Гласные.)

                Такие буквы нелегко произнести,

               Преграды –зубы и язык на их пути.

                Их в алфавите 20 штук.

                Они все разные,

                А называются они

 (Согласные.)

– Какова тема урока? Чем отличаются звуки от букв?

– Прочитайте сообщение на с. 27.

– Верны ли были ваши предположения?

1. Слово учителя.

Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте внимательно.

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Вот давайте подумаем и ответим в конце урока.

А давайте вспомним, какое сегодняшнее число? Какая погода на улице? Записываем число и классная работа. В слове сентября подчеркиваем безударную гласную е и в слове классная удвоенную согласную сс.

2. Гласные и согласные звуки.

– На какие две группы можно разделить звуки?

   Воздух свободно идет через рот,

                Нет препятствий разных,

                Голос участвует, голос зовет,

                Звук получается гласный.

                А согласные … согласны

                Шелестеть, шептать, скрипеть,

                Даже фыркать и шипеть,

                Но не хочется им петь.

                                                                     В. Берестов

– Назовите гласные звуки.

– Назовите согласные звуки.

3. Выполнение карточек .

1.

Прочитайте, выпишите слова с буквой Ж.

Живут в квартире с нами два ежа и два ужа. Целый день поют нам нами два приятеля чижа. И про наших двух ежей, двух ужей и двух чижей знают в нашем доме все 12 этажей.

( По С. Михалкову)

А какие животные есть у вас?

Как вы за ними ухаживаете?

2.

Береги свои учебники. Не загибай страниц. Не вырезай листов. Оберни книги чистой бумагой.

Спишите, подчеркните слова с буковой Й.

Почему нужно бережно относиться к книгам?

Из чего делают бумагу?

3.

Аист.

Полетел аист на озеро завтракать. Прилетел и сел на берегу. Поднял длинный клюв. Затрещал одной его половинкой о другую. Будто трещотка трещит. Так разошелся, что и про завтрак забыл.

( По В. Бианки)

На какие две группы можно разделить выделенные слова?

Запишите их в два столбика: в первый — слова, начинающиеся с гласной буквы, во второй- слова, начинающиеся с согласной.

Рядом укажите количество букв и звуков.

4.

Шмель.

Прочитайте:

Из гнезда вылетел шмель. Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками.

( По В. Бианки)

Какой звук использовал писатель, чтобы мы услышали жужжание шмеля.

Расскажите все о звуке [ ж ].

Выпишите слова с буквой Ж.

Какую пользу приносят шмели?

Физкультминутка

! Игра.

– Прохлопайте столько раз, сколько гласных звуков в словах.

Барабан, курица, букварь, камыш, учительница, мальчик, урок.

А теперь протопайте сколько согласных звуком вы слышите: тень, солнце, часы, тишь, слон.

III. Актуализация опорных знаний.

  1. Выполнение упражнения 2, с. 29

  1. Динамическая пауза.

А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный – мальчики. Д, О,Б,Р,У,А,К,Т,Э,Л,Н,Ы.

V. Итог урока.

1. Закончите предложения.

Звуки мы…

Буквы мы…

Звуки бывают…

2.Отгадайте названия мультфильмов:

Н  , п  г  ди!

Р  с  л  чк  .

Л  дн  к  в  й    п  р  д    Молодцы!

3.О чем мы на сегодняшнем уроке говорили?

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Оценка:

Учитель:

Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме: 2 класс. Звуки и буквы. Диагностические задания.

Ф.И._________________________________________________              _____ сентября

1 вариант

  1. Прочитайте слова. Напишите их транскрипцию.  Проверьте, правильно ли определено в словах количество звуков и букв.

Тень – [ _______________ ] – 3 звука, 4 буквы.

Коньки – [___________________] – 6 звуков, 6 букв.

2. Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных звуков одной чертой, буквы согласных – двумя.

Астра, гладиолус, тюльпан

3. Прочитайте слова. Подчеркните буквы мягких согласных звуков.

Рак, лось, тигр, медведь.

4. Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков в этих словах.

Карась, река, роща, жизнь.

5. Подчеркните слова, в которых не нужно писать мягкий знак.

Пал…то, пес…ня, печ…ка, руч…ной, стал…ной.

6. Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно.

Чясы, щюпальцы, чаща, жизнь.

____________________________________________________

7. Прочитайте эти слова. Сколько звуков в этих словах. (Напишите число звуков).

Ёлка ______, нёс________, подводник __________, ручьи _______, восемь________.

8. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.

Едет, ведёт, холодный, цветок, маяк.

9. Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.

Группа, аллея, стон, пальто, травка.

10. Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков в этих словах.

Пищать, кричу, удить, силач, жимолость.

11. Прочитайте слова. Отметьте слова, в которых все согласные звуки звонкие

Луг, морж, заяц, береза, зима.

Ф.И._________________________________________________              _____ сентября

2 вариант

  1. Прочитайте слова. Напишите их транскрипцию.  Проверьте, правильно ли определено в словах количество звуков и букв.

Конь – [ _______________ ] – 4 звука, 4 буквы.

Пальто – [___________________] – 6 звуков, 6 букв.

2. Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных звуков одной чертой, буквы согласных – двумя.

Ирис, гвоздика, колокольчик.

3. Прочитайте слова. Подчеркните буквы мягких согласных звуков.

Жук, окунь, лиса, пескарь.

4. Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков в этих словах.

Тополь, поле, туча, жизнь.

5. Подчеркните слова, в которых не нужно писать мягкий знак.

Печ…ка, пал…то, руч…ной, стал…ной, пес..ня.

6. Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно.

Рощя, чюдеса, туча, ёжик.

____________________________________________________

7. Прочитайте эти слова. Сколько звуков в этих словах. (Напишите число звуков).

Ёжик ______, пёс________, волшебник _________, лисьи________, девять _______.

8. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.

Поёт, лечит, горячий, стебель, юбка.

9. Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.

Россия, класс, маяк, коньки, кошка.

10. Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков в этих словах.

Кричать, трещу, пилить, товарищ, живность.

11. Прочитайте слова. Отметьте слова, в которых все согласные звуки звонкие

Дуб, дождь, маяк, дорога, иней.

Звуки и буквы

Диагностические задания

  1. Цель: проверить умения учащихся анализировать слова, различать звуки и буквы, проводить элементарный фонетический разбор слова.

Прочитайте слова. Напишите их транскрипцию.  Проверьте, правильно ли определено в словах количество звуков и букв.

Тень – [ _______________ ] – 3 звука, 4 буквы.

Коньки – [___________________] – 6 звуков, 6 букв.

Конь – [ _______________ ] – 4 звука, 4 буквы.

Пальто – [___________________] – 6 звуков, 6 букв.

Примечание. Правильное выполнение задания:

Тень – [т’эн’ ] – 3 звука, 4 буквы.

Коньки – [кан’к’и] – 5 звуков, 6 букв.

Конь – [ кон’] – 3 звука, 4 буквы.

Пальто – [пал’то] – 6 звуков, 6 букв.

2. Цель: проверить умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам.

Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных звуков одной чертой, буквы согласных – двумя.

Астра, гладиолус, тюльпан

Ирис, гвоздика, колокольчик.

3. Цель: проверить умение учащихся различать твердые и мягкие согласные звуки (показатель сформированности фонематического слуха).

Прочитайте слова. Подчеркните буквы мягких согласных звуков.

Рак, лось, тигр, медведь.

Жук, окунь, лиса, пескарь.

Примечание. Правильное выполнение задания: Рак, лось, тигр, медведь.

Жук, окунь, лиса, пескарь.

4. Цель: Проверить понимание учащимися способов обозначения твердости и мягкости согласных звуков.

Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков в этих словах.

Карась, река, роща, жизнь.

Тополь, поле, туча, жизнь.

Примечание. Правильное выполнение задания: Карась, река, роща, жизнь.

Тополь, поле, туча, жизнь.

5. Цель: проверить понимание учащимися орфографических правил обозначения мягкости согласных звуков мягким знаком, написания сочетаний чк, чн.

Подчеркните слова, в которых не нужно писать мягкий знак.

Пал…то, пес…ня, печ…ка, руч…ной, стал…ной.

Печ…ка, пал…то, руч…ной, стал…ной, пес..ня.

6. Цель: проверить знания учащихся о звуках [ж], [ш] как твердых согласных, не имеющих пары по мягкости и о звуках [ч], [щ] как мягких согласных, не имеющих пары по твердости, а также навык владения правилом написания сочетаний жи, ши, ща, щу.

Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно.

Чясы, щюпальцы, чаща, жизнь.

____________________________________________________

Рощя, чюдеса, туча, ёжик.

____________________________________________________

7.  Цель: проверить умение учащихся различать гласные звуки и соотносить их с буквами.

Прочитайте эти слова. Сколько звуков в этих словах? (Напишите число звуков).

Ёлка ______, нёс________, подводник __________, ручьи _______, восемь________.

Ёжик ______, пёс________, волшебник _________, лисьи________, девять _______.

Примечание. Звуковое значение букв в словах:

Ёлка [й’олка], нёс [н’ос], подводник [падводн’ик], ручьи [руч’й’и], восемь[вос’им’].

Ёжик [й’ожык], пёс[п’ос], волшебник [валшэбн’ик], лисьи [л’ис’й’и], девять [д’эв’ит’].

8. Цель: проверить умение учащихся выделять звуки в словах и соотносить их с буквами.

Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.

Едет, ведёт, холодный, цветок, маяк.

Поёт, лечит, горячий, стебель, юбка.

Примечание. Звуковое значение букв в словах:

Едет [й’эд’ит], ведёт [в’ид’от], холодный [халодный’], цветок [цв’иток], маяк [май’ак].

Поёт [пай’от], лечит [л’эч’ит], горячий [гар’ач’ий’], стебель [ст’эб’ил’], юбка [й’упка].

9. Цель: проверить умение выделять звуки в словах и соотносить их с буквами.

 Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.

Группа, аллея, стон, пальто, травка.

Россия, класс, маяк, коньки, кошка.

Примечание. Правильное выполнение задания:

Группа [група], аллея [ал’эй’а], стон [стон], пальто [пал’то], травка [трафка].

Россия [рас’ий’а], класс [клас], маяк [май’ак], коньки [кан’к’и], кошка [кошка].

10. Цель: Проверить умения учащихся различать звуки в словах, соотносить их с буквами, обозначать твердость и мягкость согласных звуков.

Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков в этих словах.

Пищать, кричу, удить, силач, жимолость.

Кричать, трещу, пилить, товарищ, живность.

Примечание.

Пищать, кричу, удить, силач, жимолость.

Кричать, трещу, пилить, товарищ, живность.

11. Цель: Проверить умение различать звонкие и глухие согласные звуки, понимать случаи несоответствия произношения написанию.

Прочитайте слова. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки звонкие.

Луг, морж, заяц, береза, зима.

Дуб, дождь, маяк, дорога, иней.

Примечание. Правильный ответ:

Луг, морж, заяц, береза, зима.

Дуб, дождь, маяк, дорога, иней.

_________________________________________________________________

Источник

Шукейло В.А.

       Русский язык: 1-4 классы: сборник проверочных и контрольных работ / В.А. Шукейло. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 36- с. (Начальная школа: результаты обучения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *