Согласные твердые и мягкие для дошкольников: Учимся читать. Карточки — твердые и мягкие согласные звуки — запись пользователя Развивашки для дошколят (MURIK85) в дневнике – различаем твердые и мягкие согласные звуки

различаем твердые и мягкие согласные звуки

В этой статье:

Развитие ребенка – это непрерывный процесс, который состоит из множества ступеней. Малыш и родители ежедневно шагают вверх по этой лесенке индивидуального развития, набираясь опыта, новых знаний, умений и навыков. Одна из важных ступенек речевого развития – это освоение твердых и мягких согласных звуков. Как это сделать естественно и без труда – читайте далее.

Образование согласных звуков

Чтобы научиться различать твердые и мягкие согласные, сначала необходимо научиться их слышать. Зубрежка в данном случае не поможет! Гласные – это река, развитие ребенка твердые и мягкие согласные звукиа согласные – ее берега, не позволяющие речи растекаться в разные стороны.

Ребенок научится слышать звуки, если ему подсказать, как они образуются и формируются. Так, гласные звуки получаются только при помощи голоса, а вот для произнесения согласных необходим еще и шум.

Большинство согласных образуется в ротовой полости, когда струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути препятствие, созданное органами артикуляции: языком, губами или зубами. Для преодоления препятствия применяется мышечная энергия. От того, какие органы больше принимают участия в артикуляции, зависит полученный на выходе согласный звук.

Малышу непонятно, как научиться различать твердые и мягкие звуки, ведь их нельзя потрогать ручками и определить на ощупь. При этом согласные действительно делятся на твердые и мягкие. развитие ребенка твердые и мягкие согласные звукиНапример, бывают случаи, когда согласные могут быть только твердыми или только мягкими, так как ничто не может их смягчить или укрепить в произношении.

Всегда твердые согласные – Ж, Ш и Ц. Всегда мягкие согласные – Ч, Щ и Й. Чтобы малыш запомнил эти звуки, их следует написать на карточках. Зрительная память у большинства детей развита намного лучше, особенно у дошкольников. Ведь лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Чтобы малышу еще легче было воспринять данную информацию, твердые согласные можно нарисовать над кирпичной стеной, а мягкие – над подушками и перышками.

Эту табличку лучше всего повесить над рабочим столом ребенка, где он невольно будет на нее натыкаться и быстро запомнит представленную информацию. А вот теперь можно перейти к тому, что остальные согласные звуки бывают как твердыми, так и мягкими, в зависимости от соседства с другими буквами. Так, если после согласной буквы стоит еще одна согласная – это твердый звук (стол, стремянка, откровение, портки). Также твердыми будут согласные, после которых стоят гласные А, О, У, Э, Ы. Они «командуют» вести себя тверже (трактор, подвал, портал). Мягкими согласные будут, только если после них стоят гласные И, Е, Ю, Я, Ё (баян, ёжик, петух, пюпитр). Мягким предыдущий согласный делает еще и мягкий знак (конь, лань, карьера, портьера, калька, галька).

Развитие знаний через игры

В процессе игры дети легко запоминают любую информацию. И если у вас не складываются отношения с согласными, возможно, вы просто не так преподносили информацию о них. Попробуйте поиграть в развивающие игры.

Попросите ребенка приложить указательный пальчик к нёбу и произнести различные слоги, состоящие из развитие ребенка твердые и мягкие согласные звукисогласных и гласных, при этом чтобы один вариант был твердым, а второй мягким. Например, НА – НЯ, ТА – ТЯ, ЛА – ЛЯ, РА – РЯ и т.д. Регулярные занятия помогут понять малышу, что при образовании мягкого звука язык сдвигается немного вперед и вверх, а при произнесении твердых согласных этого не происходит.

В школе твердые звуки выделяют синим цветом, а мягкие – зеленым. Гласные – красного цвета. Этот прием можно использовать, сделав цветные карточки с буквами, из которых потом можно складывать слова. Пусть ребенок собирает мозаику. А еще лучше – пишите крохе слова на отдельном листочке, а он будет составляет их из карточек. Все это можно сопровождать методичными и регулярными объяснениями. В итоге различие звуков можно довести до автоматизма.

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает развитие ребенка твердые и мягкие согласные звуки

разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только развитие ребенка твердые и мягкие согласные звукидисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Удачного и легкого обучения!

Мягкие и твердые согласные звуки.

Конспект логопедического занятия

II класса

Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.

Цель: Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных

Задачи:

  • Дать представления о твердости и мягкости согласных;

  • Показать обозначение мягкости на письме:

  • Показать, что мягкий знак влияет на смысловое значение слова

Оборудование: доска, тетради, мячик су-джок.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Посмотрите на мальчика. Какое у него настроение?

Сделайте такое же настроение.

А у этой девочки, какое настроение?

Сделайте такое же настроение.

Артикуляторная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости

(упражнение «Толстячки»), 

С ними худые – лишь кожа да кости (упражнение «Худышки»).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись(упражнение «Улыбочка»), 

Поцеловать они всех потянулись (упражнение «Трубочка»).

Утром проснулись – в улыбочку губы (упражнение «Улыбочка»). 

Чистили мы свои верхние зубы (упражнение «Парус»).

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения «Парусом»). 

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении упражнения «Мостик»).

Губы сожмём мы и рот прополощем (поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух)

Пальчиковая гимнастика

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю 

Здравствуй, мой любимый мяч! –
Скажет утром каждый пальчик 

2. Основная часть

А) Сообщение новой темы

Логопед предлагает учащимся прослушать сказку про двух медведей:

«Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой  медведь пел: «Та-та-та», а маленький: «Тя-тя-тя»». (здесь надо выделить голосом: громко и тихо).

Какими были медведи?

Песенки похожи, но медведи их пели по-разному. Чем отличались эти песенки?

В песенке большого медведя согласный т звучал твердо, а в песенке маленького медведя т звучал мягко.

Задание 1.

Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу, по звучанию последнего согласного:

Угол — уголь; ел — ель; мел — мель;

брат — брать; топ — топь; хор — хорь.

Первое слово звучит твердо, а второе мягко.

Задание 2.

Прочитайте пары слов. Сравните их по написанию.

угол — уголь, брат — брать, хор-хорь.

_- Как произносится согласный в конце слова, если после него стоит мягкий знак?

-Что нужно поставить в конце слова, если мы хотим изменить твердый согласный на мягкий?

Игра «Спрячем мягкий знак в середину»

Логопед называет слово с мягким знаком на конце, например: пень, день, уголь, огонь, зверь, окунь — и предлагает учащимся изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Образец: пень — пеньки.

Пальчиковая гимнастика

Дни недели


В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки») 
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Задание 3

Замените твердый согласный в конце слова на мягкий. Произнесите получившееся слово.

Образец: жар — жарь.

Стал, брат, ел, любит, хор, мел, угол, вес.

(слова заранее написаны на доске, занавешенные шторкой)

 Слоговой анализ и синтез слов.

Игра «Слова рассыпались».

(Раздаю детям слоги, записанные на геометрических фигурах)

— Ребята, гномы несли вам на занятие слова, но по дороге они споткнулись и слова рассыпались на части.

–А из каких частей состоят слова? (из слогов)

-О! Слоги записаны на геометрических фигурах. Какие фигуры вы узнали?

(квадрат, овал, треугольник и т. д.)

— Прочитайте слоги, послушайте звучание согласного и обведите цветным карандашом контур фигуры:

если согласный звучит твёрдо – синим, а

если мягко – зелёным цветом.

ЛИ СА МЫ ЛО РУ КА ЛЕ ТО ТЁ ТЯ ЛЮ ДИ СА ЛО ОК НО СЕ НО РЕ КА

Соедините одинаковые фигуры и сложите слово.

Проверка: чтение слов по цепочке.

— Положите перед собой слово, слоги которого записаны на квадратах.

-Справа от него положите слово из треугольников.

-Между ними расположите слово на кругах.

-Слева от квадратов поместите слово в овалах.

-Назовите слова, в которых все слоги читаются твёрдо (мыло, рука)

А теперь такие слова, в которых все согласные звучат мягко (люди, тётя).

3 Обобщение и подведение итогов занятия

-Как могут звучать согласные?

— Как обозначается мягкость согласных в конце слова?

Конспект урока по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные звуки.»

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

Цель: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку

определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;

развивать логическое мышление;

научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности; совершенствование знаний и способов деятельности; комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности.

Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый

Оборудование: интерактивная доска, учебник.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, наш урок я начну с пословицы «Если воля тверда – цели достигнешь всегда». Воля – это характер, внутренняя сила человека. А как вы думаете, нужна ли твердость ученику? Зачем?

— А что ещё, может быть твердым? (Камень и т.д.) Молодцы! Хотите продолжить открывать новые знания? Вы сможете, у вас всё получится, я желаю вам успехов и твёрдости духа, если будет непросто.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Давайте вспомним, как называются звуки, которые могут спеть песню? (Гласные звуки)

— Как обозначаются гласные звуки? (Красным кружком)

— Какие ещё звуки есть в нашей речи? (Согласные)

— Чем они отличаются от гласных? (При произношении гласные звуки не встречают преграды, а у согласных воздух во рту встречает преграду).

— Молодцы. А теперь давайте немного поиграем. Если вы услышите слово, которое начинается с гласного звука, то вы поднимите руки вверх, а если слово начинается с согласного звука, то вы хлопните в ладоши.

Мяч, окно, арбуз, песня, барабан, иголка, туман, улитка.

— У нашего Петрушки есть два брата, и сегодня я хочу вас познакомить. Это клоуны Тим и Том. Рассмотрите их повнимательнее. Можете сказать, кто из них Тим, а кто Том?

— У Тима всегда на лице улыбка, а Том всегда серьёзный.

— Давайте произнесём первый звук в именах клоунов. Что заметили? Это гласные звуки или согласные? Одинаковые эти звуки? (Нет. Звучат по — разному)

— Согласные звуки в русском языке могут быть твердыми и мягкими. А теперь вы получите задание для пробного действия: Определите, имя какого клоуна начинается с твердого согласного звука, а какого клоуна с мягкого согласного звука.

— У кого нет ответа, поднимите руку.

— У кого есть ответ? Докажите.

— Можете ли вы точно сказать, что знаете отличие твердых согласных звуков от мягких? (Нет, не знаем)

— Когда что – то не получается, надо остановиться и подумать.

3. Выявление причины затруднения.

— Какое было задание? (Нужно было определить, с какого звука начинаются имена клоунов). Почему не определили? Что не знаете?

— Значит, тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки».

Цель нашего урока узнать, как отличить твердый согласный звук от мягкого согласного звука.

— В путь, к новым знаниям!

4. Реализация построенного проекта.

— Поиграем в парах. Игра называется «Зеркало». Один ученик произносит первый звук имени клоуна, а другой за ним повторяет. Понаблюдайте, что происходит с уголками губ при произношении.

Опрос пар. Какие увидели изменения.

— Сделаем вывод: При произношении имени Тим, уголки губ поднимаются, и получается улыбка — это мягкий согласный звук. А когда мы произносим имя Том – уголки губ опускаются, и получается серьезное лицо – это твердый согласный звук.

— У наших клоунов не хватает колпачков. У Тима зеленые глаза и колпачок будет зелёный, у Тома глаза синие, значит и колпак синий. Так на уроках мы будем обозначать согласные звуки: синий кружок – твердый звук, зеленый кружок – мягкий звук.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

— А теперь давайте потренируемся использовать новое знание. Открываем Азбуку на странице 50. Как называется стихотворение? (Кит и кот). Читаю стих.

— Посмотрите на рисунок. Всё ли правильно? Действительно все перепутано. Кот огромный, а кит маленький.

— Тим и Том зашифровали слова. Модели каких слов вы видите под рисунком? (Кит и кот)

— Чем они отличаются? Произнесите первый звук и понаблюдайте за уголками губ.

— На странице 51 озвучьте слова по схемам. Выполните это задание в парах.

— Что вы можете сказать о первых звуках в этих словах?

6. Самостоятельная работа.

— Вы готовы проверить себя, хорошо ли запомнили, как различить твердые согласные звуки от мягких?

— Наши клоуны очень любят играть с шарами. Помогите выбрать цвет шарика. Если в слове первый звук твёрдый, вы каким цветом обведёте шарик? А если первый звук будет мягким, каким цветом нужно обвести шарик?

Показываю картинки предметов (рыба, речка, мел, молоко).

— Проверяем по образцу. У кого шарики обведены так, как в образце? Поставьте знак +.

У кого не совпадает с образцом, не расстраивайтесь мы и дальше будет тренироваться в определении твёрдости и мягкости согласных звуков.

7. Включение в систему знаний.

Хорошее дело всегда должно закончиться чем – то приятным. Давайте угостим наших гостей. Если первый звук слова будет мягким, то хлопают девочки, если первый звук слова будет твердым – хлопают мальчики, а если первый звук слова будет начинаться на гласный звук – то хлопаете вместе.

Печенье, пирожное, мороженое, арбуз, ириски, мармелад, абрикос. У-У-У-мнички! Похлопайте себе.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

— Что нового вы узнали о согласных звуках?

— Как сможете различить твердые и мягкие согласные звуки?

— Как обозначаются согласные звуки?

— За что скажите спасибо Тиму и Тому?

Методическая разработка по логопедии (старшая,подготовительная группа) на тему: Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Речевой материал

по дифференциации твёрдых и мягких согласных,

посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.

Добрынина Э. Г., учитель-логопед высшей категории МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» , пгт. Яя,  Кемеровской обл.

В своей работе  часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у младших дошкольников и плохого различения твёрдых и мягких согласных при речевом диагнозе ФФНР (фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи).  Например,  дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы,         отличающиеся одной буквой, такие как «мишка-мышка», «Дина-дыня», «рад-ряд», «нос-нёс», «лук-люк»  и т. д.  В их восприятии  эти слова звучат одинаково. Это грубое нарушение фонематического слуха требует целенаправленной коррекции.

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится  прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдельный блок. Столкнулась с проблемой недостатка  речевого материала по данной теме. Разработала материал  в виде слоговых и словесных таблиц, который  поможет  детям справиться с этой речевой  проблемой.

Твёрдые и мягкие согласные,  посредством  Ы – И

  1. Произношение слогов по таблице:

Примечание: 1) произношение слогов со звуком Ы;   2) произношение слогов со звуком И;    3) произношение слогов парами Ы-И;   4) произношение  слогов парами , начиная с  И, затем Ы.

3)           4)

1)БЫ –  2) БИ                        5) Произнесение  слоговых «троек»:

   ПЫ – ПИ                                БЫ – БИ — БЫ

   ДЫ – ДИ                                ДИ – ДЫ — ДЫ

   ТЫ – ТИ                                          ТИ – ТИ – ТЫ …

   МЫ – МИ

   НЫ – НИ

   СЫ – СИ

   ЗЫ – ЗИ

   ЛЫ – ЛИ

   РЫ — РИ

   ГЫ – ГИ

   КЫ – КИ

   ВЫ – ВИ

   ФЫ – ФИ

1.2. Произношение парами слов, введение их в предложения:

Примечание : 1) – сначала произносим слова с гласным Ы;  2) – затем произносим слова с гласным И;  3) – произнесение слов парами)

были – били                        лыжи – лижи

быль – бил                        лыко – липа

пыль – пил                        лысый – лисий

пыжик – пижама                лысина – лисья

дым – Дима                        лыжник — лишний

тыква – текла[тикла]                    дыши – держи [диржи]

тын – тина                        дыня – Дина

нытик — нити                           слоны — кони                                

ныть — нить                        сын — синий

тысяча – тишина                мыши – Миша

мыть – Митя                           мышка – мишка

мыло – милый                             сыч — ситец

сынок – синяк                             сытый – сито

сыр – синь                        зыбко – синий

сыпь – осип                        язык – Тузик

1.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

Их трубы идёт дым.           Дима нарисовал дым, идущий  из трубы.

Дина ела дыню.                Дима гвозди не забил, потому что молоток забыл.

У сынка синяк.                Тузик высунул язык.

Зина молчит, словно проглотила язык.        На липе липовое лыко.

Этот лыжник на лыжне лишний.                В тишине шуршат тысячи листьев.        

Мой милый, мой руки с мылом.                        Бегут мои лыжи и снег лижут.

Стали зубы ныть, надо взять зубную нить.        Рысь не ест рис.

Мишка лапкой ловил мышку, а мышка убежала.

Баба с дедом жили-были и яйцо от  курицы-рябы били, били, не разбили.

  1. Проговаривание слов,  одновременно содержащих звуки Ы – И:

Сыны, пылинка, пыхтит, кипятит, дымит, забыл, лысый, плыли, пили, мыши,

алиби, хилые, камыши, тигры, винтик, рисовый, пилили, сидим, личный, отличный, чистый, малыши, вымочить,  рыжик, красивый, пушистый, сырые, душистый, киты, вытащил, пупырышки, вишнёвый, свинина, выскочил, дышит, выбыл, выбил, выкинул, выкипел, выбросил, выбежит

  1. Картинный материал:

Твёрдые и мягкие согласные,  посредством  А – Я.

  1.  Произношение слогов по таблиц е  (см. Примечание 1.1.):

3)           4)                                5) произнесение слоговых «троек»:

1)БА –  2) БЯ                                               БА – БЯ — БА

   ПА – ПЯ                                         ПЯ – ПА — ПЯ                        

   ДА – ДЯ                                        ДА – ДА – ДЯ …

   ТА – ТЯ

   МА – МЯ

   НА – НЯ

  СА – СЯ

   ЗА – ЗЯ

   ЛА – ЛЯ

   РА — РЯ

   ГА – ГЯ

   КА – КЯ

   ВА – ВЯ

  ФА – ФЯ

2.2.  Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):

БАС – БЯЗЬ                                РЫБА — ТЕБЯ

ТРУБА – ТРУБЯТ                        РУБАХА – РУБЯТ

ПАР – ПЯТЬ                                ПАШЕТ – ПЯЛИТ

ПАШТЕТ – ПЯТНЫШКО                ПАЛЕЦ – ПЯТНИЦА

ТАНЯ – ТЯНЕТ                        ТАНЕЦ – ТЯГАЧ

ТАЩИТ – ТЯНЕТ                        МАТЬ – МЯТЬ

МАША – МЯСО                        НАДЯ – НЯНЯ

ВАННА – БАНЯ                        ИННА – ВАНЯ

САД – СЯДЬ                                САНИ – СЯДУ

КОСА – КОСЯТ                        ЗАЙКА – ЗЯБКО

КОЗА – ХОЗЯИН                        ВАНЯ – ВЯЖЕТ

ЛАПУ – ЛЯГУ                                  ЛАПУШКА – ЛЯГУШКА

РАЯ – РЯДОМ                                  РАД – РЯД

ПАРАД – НАРЯД                        ВАТА — ВЯЖЕТ

ФЛАГИ – ФЛЯГИ                        ТАПКИ – ТЯПКИ

2.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

На Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова.

На платьишке от паштета пятнышко.                Сяду только в свои сани.

Под щёку лапу и в берлогу лягу.                             Маша ест мясо.

Косари косами косят.                                             Пойди в сад, на скамейку сядь.

Инна, Ваня, Надя зовут няню.                        Ваня рад, что попал в первый ряд.        

Меня просила мать рубашку не мять.                Рая, будь рядом.

Зайке зимой не зябко.                                             Из ваты одежду не вяжут.

Наряд  для парада.                                        Наша Таня время тянет.

  1. Проговаривание слов,  одновременно содержащих звуки А – Я:

 котята, телята, волчата, жеребята, цыплята, лисята, воронята, ежата, бельчата, девчата, одеяло,

  1.  Картинный материал:

Твёрдые и мягкие согласные,  посредством  О — Ё.

  1. Произношение слогов по таблице  (см. Примечание 1.1.):

3)           4)                                5) произнесение слоговых «троек»:

1)БО –  2) БЁ                                                БО – БЁ — БО

   ПО – ПЁ                                         ПЁ – ПО — ПЁ                        

   ДО – ДЁ                                        ДО – ДО – ДЁ …

   ТО – ТЁ

   МО – МЁ

   НО– НЁ

  СО – СЁ

   ЗО – ЗЁ

   ЛО – ЛЁ

   РО — РЁ

   ГО – ГЁ

   КО – КЁ

   ВО – ВЁ

  ФО – ФЁ

  1.  Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):

ПОСТ – ПЁС                                ПОРТ – ПЁТР

ДОМА – ДЁМА                        ДОШЁЛ – ДЁШЕВО

ДОСКА – ДЁСНА                        ТОПОР – ТЁРКА

ДОРОГА – ДЁРГАТЬ                             ТОРТ – ТЁРТ

ТОРМОЗ – ТЁМНЫЙ                            МОЛОКО – МЁД

МОРОЗ – МЁРЗ                        НОС – НЁС                

НОВЫЙ – КОНЁК                        СТАНОК – САНЁК

ЗАРОК – ЛАРЁК                        СОЛЬ –  (МНОГО) СЁЛ

ФАСОЛЬ – ОСЁЛ                        СОТНИ – СЁСТРЫ

ЗОЛОТО – КОЗЁЛ                        ФОЛЬГА – ФЁКЛА

ВОЛ – ВЁЛ                                РОТ – ОРЁТ

РОМА – РЁВА                                     ЛОТ – ЛЁД

ЛОДКА – ЛЁНЬКА                

3.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

Пёс не покидает свой пост.                                    Пётр потрошил осётра.

На торт орех натёрт.                                        В мороз нос замёрз.

Наш Дёма уже дома.                                           Сумку нёс в мороз, нос замёрз.

В огороде осёл  съел фасоль.                        Володя вола вёл.

  1. Проговаривание слов,  одновременно содержащих звуки О – Ё:

дёшево, жеребёнок, домовёнок, много пелёнок, котёнок, козлёнок, кутёнок, цыплёнок, телёнок, топорёнок, поварёнок, ребятёнок, опёнок,

  1.  Картинный материал:

ТОРТ — ТЁРКА

   

Твёрдые и мягкие согласные,  посредством   У — Ю.

  1. . Произношение слогов по таблице (см. Примечание 1.1.):

3)           4)                                5) произнесение слоговых «троек»:

1)БУ –  2) БЮ                                              БЮ – БУ — БЮ

   ПУ – ПЮ                                         ПУ – ПУ — ПЮ                        

   ДУ – ДЮ                                        ДЮ – ДУ – ДЮ …

   ТУ – ТЮ

   МУ – МЮ

   НУ– НЮ

  СУ – СЮ

   ЗУ – ЗЮ

   ЛУ – ЛЮ

   РУ — РЮ

   ГУ – ГЮ

   КУ – КЮ

   ВУ – ВЮ

  ФУ – ФЮ

4.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):

КРУЖЕВА – БРЮКВА                        ТУФЕЛЬКА — ТЮТЕЛЬКА

СУДА – СЮДА                                ТУМБОЧКА — ТЮФЯЧОК

РУКИ – БРЮКИ                                ТУРИСТ — АВАНТЮРИСТ

ЛУК – ЛЮК                                        ГРУШИ — РЮШИ

ДУШ – ДЮШЕС                                БЕРУ — БОРЮ

ДУЮ – ДЯДЮ                                           ГОРУ — ГОРЮ                

ТУМАН – ТЮЛЬПАН                        ДЕРУ — ДАРЮ

ТУЧА – ТЁТЮШКА                                    КУПЛЕТ — КЮВЕТ

ТУГОЙ – ТЮФЯК                                ЗУБРЫ — ИЗЮБРИ

КАТУШКА – КАТЮШКА                           К СТОЛУ — КОРМЛЮ

ПОДУШКА – ДЯДЮШКА                           ЛУЧИК – КЛЮЧИК

4.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

В тумане не видно тюльпана.                Туфельки тютелька в тютельку.

У Луки всегда руки в брюки.                В зоопарке зубры и изюбри.

В огороде лук, на дороге – люк.                Беру Борю в игру.

Катюшка катала катушку.                        Дядюшка налил воды в кадушку.

По морю суда плывут туда-сюда.                   На ветке груши, на блузке – рюши.

Зову к столу, гостей кормлю.                Крапиву деру, козам дарю.

Забрался в гору и от счастья весь горю.

У солнца золотой лучик, у Буратино – золотой ключик.

  1. Проговаривание слов,  одновременно содержащих звуки У – Ю:

В бурю, утюг, утюжок, утюжить, урюк, курю, дурю, пробурю (дырку, отверстие), дежурю, балагурю, гутарю (просторечное – говорю), кухарю…

  1. Картинный материал: лук-люк, руки-брюки

Конспект урока по подготовке к школе «Согласные звуки: твёрдые и мягкие»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.

1, 2, 3 слушай и смотри

3, 2, 1 мы начнём сейчас

Спасибо, садитесь.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УРОКУ.

– Проверим готовность к уроку. Откройте тетрадь на с. 20 занятие 9.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ НА УРОКЕ.

  • На какие группы можно разделить все звуки? (гласные)

  • Как называются звуки, которые нельзя спеть? (согласные)

Повторение стих-ия.

А, о, у, ы, э, и

Звуки гласные мои!

Их нетрудно перечесть,

Гласных звуков ровно шесть.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Мы сейчас познакомимся с согласными звуками русского языка.

ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Понятие «твёрдый согласный и мягкий согласный звук».

Согласные звуки нельзя спеть и долго протянуть. Когда мы их произносим голос, выходящий и з нашего рта, встречает преграды. Звуку выйти мешают губы, зубы и язык. Наш рот закрыт, а губы сомкнуты. Поэтому мы будем согласные обозначать чертой.

Некоторые из них произносятся твёрдо Ш, Ж, Ц.

А есть согласные, которые звучат как бы мягко – Ч, Щ, Й.

Запись звуков.

Согласные твёрдые звуки мы будем записывать одной чертой.

Согласные мягкие звуки – двумя чертами, как-будто на мягком двойном матрасе наш согласный спит.

Знакомство со схемой звукового анализа слова.

Назови то, что нарисовано на картинках.

Повтори слова медленно, выделяя голосом каждый звук.

  1. Сколько звуков в слове КИТ? (три звука)

Пустые клетки — это дом для слова. В каждой пустой клетке –квартире живет звук. В слове КИТ 3 звука, поэтому 3 квартиры. Давайте заселим звуками домик.

  1. Какой звук в первой квартире? Второй? Третьей?

Аналогично разбирается слово БЕЛКА, ЧАШКА, КОТ, БУЛКА, МАСКА.

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ. (с. 17)

  1. Анализ элементов (высота, ширина, наклон)

  2. Показ учителя.

  3. Принятие правильной посадки.

Я тетрадочку открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

  1. Запись в тетрадь.

  2. Гимнастика для рук.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — чистит стол,

Этот — резал,

Этот — ел.

Ну, а этот лишь глядел!

Работа с загадкой. Учитель читает загадку – дети отгадывают.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Из чего состоит речь? (Из предложений).

  2. Из чего состоит предложение? (из слов)

  3. Как называются знаки, которыми записывают слова? (буквы)

  4. Что мы слышим, когда произносим слово? (звуки)

  5. Как будем обозначать звуки? (квадратами)

ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.

– Что мы делали на уроке?

– Что вам понравилось?

– Кого можно похвалить?

– Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.

– Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

– Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет

С. 14 занятие 6

ЛОГОПЕД.РУ: Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.

Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.

Добрынина Э.Г., учитель-логопед, Яя, Кемеровская обл.

В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у младших дошкольников и плохого различения твёрдых и мягких согласных при речевом диагнозе ФФНР (фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи). Например, дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой, такие как “мишка-мышка”, “Дина-дыня”, “рад-ряд”, “нос-нёс”, “лук-люк” и т. д. В их восприятии эти слова звучат одинаково. Это грубое нарушение фонематического слуха требует целенаправленной коррекции.

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдельный блок. Столкнулась с проблемой недостатка речевого материала по данной теме. Разработала материал в виде слоговых и словесных таблиц, который поможет детям справиться с этой речевой проблемой.

Твёрдые и мягкие согласные, посредством Ы – И

    1. Произношение слогов по таблице:

Примечание: 1) произношение слогов со звуком Ы; 2) произношение слогов со звуком И; 3) произношение слогов парами Ы-И; 4) произношение слогов парами , начиная с И, затем Ы.

3) 4)

1)БЫ – 2) БИ 5) Произнесение слоговых «троек»:

ПЫ – ПИ БЫ – БИ — БЫ

ДЫ – ДИ ДИ – ДЫ — ДЫ

ТЫ – ТИ ТИ – ТИ – ТЫ …

МЫ – МИ

НЫ – НИ

СЫ – СИ

ЗЫ – ЗИ

ЛЫ – ЛИ

РЫ — РИ

ГЫ – ГИ

КЫ – КИ

ВЫ – ВИ

ФЫ – ФИ

1.2. Произношение парами слов, введение их в предложения:

Примечание : 1) – сначала произносим слова с гласным Ы; 2) – затем произносим слова с гласным И; 3) – произнесение слов парами)

были – били лыжи – лижи

быль – бил лыко – липа

пыль – пил лысый – лисий

пыжик – пижама лысина – лисья

дым – Дима лыжник — лишний

тыква – текла[тикла] дыши – держи [диржи]

тын – тина дыня – Дина

нытик — нити слоны — кони

ныть — нить сын — синий

тысяча – тишина мыши – Миша

мыть – Митя мышка – мишка

мыло – милый сыч — ситец

сынок – синяк сытый – сито

сыр – синь зыбко – синий

сыпь – осип язык – Тузик

1.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

Их трубы идёт дым. Дима нарисовал дым, идущий из трубы.

Дина ела дыню. Дима гвозди не забил, потому что молоток забыл.

У сынка синяк. Тузик высунул язык.

Зина молчит, словно проглотила язык. На липе липовое лыко.

Этот лыжник на лыжне лишний. В тишине шуршат тысячи листьев.

Мой милый, мой руки с мылом. Бегут мои лыжи и снег лижут.

Стали зубы ныть, надо взять зубную нить. Рысь не ест рис.

Мишка лапкой ловил мышку, а мышка убежала.

Баба с дедом жили-были и яйцо от курицы-рябы били, били, не разбили.

    1. Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки Ы – И:

Сыны, пылинка, пыхтит, кипятит, дымит, забыл, лысый, плыли, пили, мыши,

алиби, хилые, камыши, тигры, винтик, рисовый, пилили, сидим, личный, отличный, чистый, малыши, вымочить, рыжик, красивый, пушистый, сырые, душистый, киты, вытащил, пупырышки, вишнёвый, свинина, выскочил, дышит, выбыл, выбил, выкинул, выкипел, выбросил, выбежит

1.5 Картинный материал: МЫШКА-МИШКА, РИС-РЫСЬ.

 

 

Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я.

    1. Произношение слогов по таблиц е (см. П 1.1.):

3) 4) 5) произнесение слоговых «троек»:

1)БА – 2) БЯ БА – БЯ — БА

ПА – ПЯ ПЯ – ПА — ПЯ

ДА – ДЯ ДА – ДА – ДЯ …

ТА – ТЯ

МА – МЯ

НА – НЯ

СА – СЯ

ЗА – ЗЯ

ЛА – ЛЯ

РА — РЯ

ГА – ГЯ

КА – КЯ

ВА – ВЯ

ФА – ФЯ

2.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. П 1.2.):

БАС – БЯЗЬ РЫБА — ТЕБЯ

ТРУБА – ТРУБЯТ РУБАХА – РУБЯТ

ПАР – ПЯТЬ ПАШЕТ – ПЯЛИТ

ПАШТЕТ – ПЯТНЫШКО ПАЛЕЦ – ПЯТНИЦА

ТАНЯ – ТЯНЕТ ТАНЕЦ – ТЯГАЧ

ТАЩИТ – ТЯНЕТ МАТЬ – МЯТЬ

МАША – МЯСО НАДЯ – НЯНЯ

ВАННА – БАНЯ ИННА – ВАНЯ

САД – СЯДЬ САНИ – СЯДУ

КОСА – КОСЯТ ЗАЙКА – ЗЯБКО

КОЗА – ХОЗЯИН ВАНЯ – ВЯЖЕТ

ЛАПУ – ЛЯГУ ЛАПУШКА – ЛЯГУШКА

РАЯ – РЯДОМ РАД – РЯД

ПАРАД – НАРЯД ВАТА — ВЯЖЕТ

ФЛАГИ – ФЛЯГИ ТАПКИ – ТЯПКИ

2.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

На Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова.

На платьишке от паштета пятнышко. Сяду только в свои сани.

Под щёку лапу и в берлогу лягу. Маша ест мясо.

Косари косами косят. Пойди в сад, на скамейку сядь.

Инна, Ваня, Надя зовут няню. Ваня рад, что попал в первый ряд.

Меня просила мать рубашку не мять. Рая, будь рядом.

Зайке зимой не зябко. Из ваты одежду не вяжут.

Наряд для парада. Наша Таня время тянет.

    1. Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки А – Я:
    2. котята, телята, волчата, жеребята, цыплята, лисята, воронята, ежата, бельчата, девчата, одеяло,

    3. Картинный материал: ФЛАГИ-ФЛЯГИ, ТАПКИ-ТЯПКИ.

Твёрдые и мягкие согласные, посредством О — Ё.

    1. Произношение слогов по таблице (см. П 1.1.):
    2. 3) 4) 5) произнесение слоговых «троек»:

      1)БО – 2) БЁ БО – БЁ — БО

      ПО – ПЁ ПЁ – ПО — ПЁ

      ДО – ДЁ ДО – ДО – ДЁ …

      ТО – ТЁ

      МО – МЁ

      НО– НЁ

      СО – СЁ

      ЗО – ЗЁ

      ЛО – ЛЁ

      РО — РЁ

      ГО – ГЁ

      КО – КЁ

      ВО – ВЁ

      ФО – ФЁ

    3. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. П 1.2.) :

ПОСТ – ПЁС ПОРТ – ПЁТР

ДОМА – ДЁМА ДОШЁЛ – ДЁШЕВО

ДОСКА – ДЁСНА ТОПОР – ТЁРКА

ДОРОГА – ДЁРГАТЬ ТОРТ – ТЁРТ

ТОРМОЗ – ТЁМНЫЙ МОЛОКО – МЁД

МОРОЗ – МЁРЗ НОС – НЁС

НОВЫЙ – КОНЁК СТАНОК – САНЁК

ЗАРОК – ЛАРЁК СОЛЬ – (МНОГО) СЁЛ

ФАСОЛЬ – ОСЁЛ СОТНИ – СЁСТРЫ

ЗОЛОТО – КОЗЁЛ ФОЛЬГА – ФЁКЛА

ВОЛ – ВЁЛ РОТ – ОРЁТ

РОМА – РЁВА ЛОТ – ЛЁД

ЛОДКА – ЛЁНЬКА

3.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

Пёс не покидает свой пост. Пётр потрошил осётра.

На торт орех натёрт. В мороз нос замёрз.

Наш Дёма уже дома. Сумку нёс в мороз, нос замёрз.

В огороде осёл съел фасоль. Володя вола вёл.

 

    1. Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки О – Ё:
    2. дёшево, жеребёнок, домовёнок, много пелёнок, котёнок, козлёнок, кутёнок, цыплёнок, телёнок, топорёнок, поварёнок, ребятёнок, опёнок,

    3. Картинный материал:
    4. ТОРТ — ТЁРКА

Твёрдые и мягкие согласные, посредством У — Ю.

    1. . Произношение слогов по таблице (см. П 1.1.):

3) 4) 5) произнесение слоговых «троек»:

1)БУ – 2) БЮ БЮ – БУ — БЮ

ПУ – ПЮ ПУ – ПУ — ПЮ

ДУ – ДЮ ДЮ – ДУ – ДЮ …

ТУ – ТЮ

МУ – МЮ

НУ– НЮ

СУ – СЮ

ЗУ – ЗЮ

ЛУ – ЛЮ

РУ — РЮ

ГУ – ГЮ

КУ – КЮ

ВУ – ВЮ

ФУ – ФЮ

4.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. П 1.2.) :

КРУЖЕВА – БРЮКВА ТУФЕЛЬКА — ТЮТЕЛЬКА

СУДА – СЮДА ТУМБОЧКА — ТЮФЯЧОК

РУКИ – БРЮКИ ТУРИСТ — АВАНТЮРИСТ

ЛУК – ЛЮК ГРУШИ — РЮШИ

ДУШ – ДЮШЕС БЕРУ — БОРЮ

ДУЮ – ДЯДЮ ГОРУ — ГОРЮ

ТУМАН – ТЮЛЬПАН ДЕРУ — ДАРЮ

ТУЧА – ТЁТЮШКА КУПЛЕТ — КЮВЕТ

ТУГОЙ – ТЮФЯК ЗУБРЫ — ИЗЮБРИ

КАТУШКА – КАТЮШКА К СТОЛУ — КОРМЛЮ

ПОДУШКА – ДЯДЮШКА ЛУЧИК – КЛЮЧИК

4.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

В тумане не видно тюльпана. Туфельки тютелька в тютельку.

У Луки всегда руки в брюки. В зоопарке зубры и изюбри.

В огороде лук, на дороге – люк. Беру Борю в игру.

Катюшка катала катушку. Дядюшка налил воды в кадушку.

По морю суда плывут туда-сюда. На ветке груши, на блузке – рюши.

Зову к столу, гостей кормлю. Крапиву деру, козам дарю.

Забрался в гору и от счастья весь горю.

У солнца золотой лучик, у Буратино – золотой ключик.

    1. Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки У – Ю:
    2. В бурю, утюг, утюжок, утюжить, урюк, курю, дурю, пробурю (дырку, отверстие), дежурю, балагурю, гутарю (просторечное – говорю), кухарю…

    3. Картинный материал:
    4. ЛУК-ЛЮК, РУКИ — БРЮКИ

Желаем успехов!

Урок с презентацией по письму на тему «Твердые и мягкие согласные»

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма урока: урок – игра.

Методы: наглядный, словесный, проблемно-поисковый, практический.

Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме посредством игры.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение определять и различать твёрдые и мягкие согласные, закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.

Коррекционно-развивающие: коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и логического мышления; способствовать формированию контрольных действий.

Воспитательные: воспитание речевой и познавательной мотивации, интереса к урокам письма; воспитывать умение работать в заданном темпе, четко выполнять указания учителя.
         

Оборудование: презентация, тетради, веер с буквами, конверт со словами, снежинки, дифференцированные домашние задания.

Ход урока

I. Орг. момент

Прозвенел звонок веселый!
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем!
Мы работать начинаем!

У нас урок письма и развития речи.

2. Чистописание.

а). Гимнастика для пальцев рук.

б). Давайте напишем буквы. Что случилось? (работа со слайдом)

Поставим их на место. Прочитаем гласные.

в). Запись их в тетрадь. (Девочки-гласные 1 ряда, мальчики-2 ряда)

— Сегодня эти гласные буквы будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие, вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно:
Замок выстроить за ночь,
Злые силы превозмочь,
Чудеса творят любые
И совсем они не злые.
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1-ый звук вы слышите в имени Тим?

Какой это звук, твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Тим такой же мягкий, как и первый звук в его имени. Тим «мягкий»,т.е. обозначает мягкие согласные – он круглый и толстый, любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим виноград,мед, играет в мяч.

Какой 1-ый звук вы слышите в имени Том? Какой это звук, твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том «твердый», обозначает твердые звуки — он угловатый, худой. Том любит бананы, конфеты; носит куртку, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)

И тема нашего сегодняшнего урока: Твёрдые и мягкие согласные.(слайд)

2. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра «Выдели звук»

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. (Твердый-1 хлопок, мягкий-2 хлопка).

Слова: сорока, пенал, посуда, собака, капуста, воробей, тетрадь, рубашка, рюкзак.

3. Игра «Твёрдый – мягкий» (работа со слайдом).

Первый звук, – «Какой же ты?»

Те предметы, в названии которых первый звук твердый, отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: ромашка, петух, мишка, лиса, карандаш, шары, бабочка, лягушка, виноград.

4. Дифференциация гласных I и II ряда Чтение слогов (работа со слайдом).

а) (На слайде два столбика слогов; (читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

  • Как произносится первый согласный звук в первом ряду– твердо или мягко? (твердо)

  • Какие это согласные? (твердые)

  • Какие гласные обозначают твердость? ((а, о, у, э, ы)

  • Как произносится первый согласный звук во втором ряду? Какие это согласные? (Мягкие)

  • Какие гласные обозначают мягкость предыдущего согласного?

  • б) Списывание слогов (девочки-с мягкими согласными, мальчики-с твердыми)

5. Физминутка (работа со слайдом).

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

6. Игра «Превращение» (работа со слайдом).

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение».

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва — .., ту — …, ры — …, ни — …, ме — .., лё — … /

7. «Подчеркни согласные правильно» (работа со слайдом).

Внимательно прочитайте слова. Под гласными поставь красной ручкой точки, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Подчеркните твердые согласные, мягкие.

Слова: Ваня, Тамара, Полина, Зина.

Почему слова написаны с большой буквы? Назови имена девочек, имена мальчиков.

8. «Буквы потерялись» (работа с веером –е, у, ю).

Вы должны найти потерявшиеся буквы.

  • п…рсик

  • гр…ша

  • л…стра

/Читают слова, показывают гласные/

9. Физминутка для глаз (работа со слайдом «геометрические фигуры»).

10. «Найди ошибки» (работа со слайдом).

Ребята, пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место.

На берозах стучат датлы.
Луся лубит вышни.

Смотрите, какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь.

11. Работа в парах.

Порядок мы навели, теперь осталось только порадовать волшебников. Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нём находятся слова.

Вам нужно распределить слова так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: липа, береза, ворона, соловей, рябина, кукушка.

III. Итог занятия. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Блиц-опрос.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я знаю …

Я умею … различать твердые и мягкие согласные» и писать правильно слова.

На столе у меня лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.

Большая – Я знаю и умею

Маленькая – Мне пока трудно.

Посмотрите, какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.

IY. Домашнее задание:работа по карточкам (дифференцированные задания). Итог урока.

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *