Согласные звонкие и глухие таблица 1 класс – План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Урок русского языка в 1 классе по теме: «Глухие и звонкие согласные звуки».

Конспект логопедического занятия по теме «Звонкие и глухие согласные» в 1-м классе

Цели.

  1. Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.
  2. Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  5. Развивать мышление и память.
  6. Воспитывать внимание к языковым явлениям.

Оборудование.

  1. Демонстрационный материал: символы звонких и глухих согласных. (Рисунок 1)
  2. Предметные картинки: трава, паучок, цветы, шиповник, черника, земляника, мак, ромашка, жук, грибы, колокольчик, кузнечик, хвощ, муравей, дятел, крот, слон, смородина, козы, косы.
  3. Игрушки: Кнопочка (Рисунок 35) в коробке и Лохматик (Рисунок 36) в лукошке.
  4. Указатели с надписями: “тропинка” и “дорожка”, “камень” у развилки дорог. Иллюстрации к сказке “Репка”.
  5. Раздаточный материал: тетради, ручки синего и зеленого цвета, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, наборы для составления схем.

Ход занятия

I. Оргмомент

Л. — Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук согласный.

II. Повторение

Л. — Какие звуки называются согласными?

Д. — Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.

Л. — Какие бывают согласные звуки?

Д. — Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Л. — Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных.

— Какой согласный звук называется звонким?

Д. — Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.

Л. — Какой согласный звук называется глухим?

Д. — Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим.

Л. — Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?

Д. — Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.

Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.

Л. — Молодцы.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.

III. Дифференциация звуков по звонкости - глухости.

1. Различение изолированных звуков по звонкости — глухости.

Л. — Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и закрывайте уши ладошками, если звук глухой.

(На доске выставляются символы звуков)

З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р

Л. — Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные. Это вам поможет справиться со следующим заданием.

2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.

На доске камень (Рисунок 2), рядом с ним шест для указателей, указатели с надписями “тропинка” и “дорожка” (Рисунок 3 и Рисунок 3_1) лежат возле камня перевернутые. От камня влево отходит цепочка слогов с глухими согласными, вправо – цепочка слогов со звонкими согласными (по 3-4 слога). Здесь же под камнем коробочка и лукошко с игрушками (можно поставить их на стул у доски, потом его убрать).

Л. — Перед вами два пути Выбирай, куда идти. Где тропинка, где дорожка, Поразмысли ты немножко.

Надо поставить указатели (Рисунок 3).

— Что надо узнать?

Д. — Надо узнать, где тропинка, а где дорожка.

Л. — Какой первый звук в слове тропинка?

Д. — В слове тропинка первый звук [т] — согласный глухой.

Л. — Значит, тропинка состоит из слогов…

Д. — .. .с глухими согласными.

Л. — Какой первый звук в слове дорожка?

Д. — В слове дорожка первый звук [д] — согласный звонкий.

Л. — Значит, дорожка состоит из слогов…

Д. — .. .со звонкими согласными.

Л. — Кто догадался, где тропинка?

Р. — Вот это — тропинка, потому что здесь все слоги с глухими согласными звуками.

Л. -Я проверю первый слог, остальные проверите вы.

В слоге (по) согласный звук [п], он глухой.

(Далее дети проверяют оставшиеся слоги).

Л. — Тропинку мы нашли, значит это дорожка? Проверьте!

Д. — В слоге (ма) согласный звук [м] — он звонкий…

(Проверяют оставшиеся слоги и ставят правильно указатели).

Л. — Молодцы, справились и с этим заданием. Пойдем по тропинке? Но стойте, ребята,

давно я смотрю на эту коробочку и на это лукошко. Зачем они здесь, на нашем пути?

(Логопед достает из лукошка игрушку, а потом и вторую). (Рисунок 4)

— Ой, Лохматик, как ты тут оказался? Теперь я догадываюсь, кто в этой красной коробочке прячется. Кнопочка, выходи! Знакомьтесь, ребята, это неразлучные друзья: Кнопочка и Лохматик. Они так хотели попасть к вам на занятие, вот и спрятались здесь. Что с ними делать? Возьмем их с собой? Тогда пусть они помогают нам различать звонкие и глухие согласные.

Л. — Какой первый звук в слове Кнопочка?

Д — В слове Кнопочка первый звук [к] – согласный, глухой.

Л. — Вот тебе, Кнопочка, наушники — символ глухого звука. (Рисунок 1)

— Какой первый звук в слове Лохматик?

Д. — В этом слове первый звук [л] — согласный звонкий.

Л. -Возьми, Лохматик, звонкий колокольчик. (Рисунок 1). А теперь – в путь!

(Логопед читает надпись на камне).

По тропинке вы пойдете
Там полянку вы найдете.

(Дети читают хором цепочку слогов).

Л. — Вот и пришли мы на полянку. А на ней чего только нет!

На доске картинки: трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза. (Рисунки 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)

3. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Коллективная работа.

Л. — Какой первый звук в слове полянка?

Д. — В слове полянка первый звук [п], он согласный, глухой.

(Логопед прикрепляет символ глухих согласных – наушники, над картинками).

Л. — На “глухой” полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой.

(Дети классифицируют картинки, убирая с доски неподходящие).

Д.  — Трава – в этом слове первый звук [т], он согласный, глухой. Траву надо оставить на полянке. Мак- в этом слове первый звук [м], он согласный, звонкий. Мак уберем с полянки. И т.д.

Л. — Кнопочка говорит, что на полянке всегда растут ромашки (Рисунок 16), а в траве прыгают кузнечики (Рисунок 17). (Картинки выставляются на доске)

Оставим эти картинки?

Д. — Кузнечика оставим, а ромашки надо убрать, потому что в этом слове первый звук [р] - согласный, звонкий.

4. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Самостоятельная работа с карточками.

Л. — У каждого есть вот такой листок (Рисунки 18, 19, 20, 21, 22, 23). В середине листа — полянка, по бокам картинки. Надо соединить с полянкой те картинки, в названии которых первый звук согласный глухой. Выполняйте задание.

Л. — Назовите, что вы поместили на свою глухую полянку?

(Дети поочередно называют слова, начинающиеся на глухой согласный звук).

5. Различение звонких и глухих согласных в конце слова. Работа в тетрадях.

Л. — А теперь поиграем в игру “Третий лишний”.

(Логопед демонстрирует картинки с изображениями дятла, крота и слона). (Рисунки 24, 25, 26)

— Кто здесь третий лишний?

Д. — Дятел лишний, потому что это птица, а крот и слон — животные.

Л. — Можно проверить и по-другому. “Запишите” эти слова по порядку и определите последний звук в слове.

Дети изображают слово схематично, рисуя полоску. В конце полоски рисуют синий квадрат, изображая твердый согласный звук. Над звонкими звуками ставят точку (звоночек). Скажите, кто теперь лишний?

Д. — Крот лишний, потому что в этом слове последний звук согласный глухой, а в остальных словах последний звук звонкий.

(Логопед демонстрирует картинки: муравей, колокольчик и хвощ). (Рисунки 27, 28, 29)

Л. — Кто здесь третий лишний?

Д. — Муравей лишний. Это насекомое, а колокольчик и хвощ — это растения.

Л. — Проверьте по последнему звуку в слове. Кто третий лишний?

(Дети в тетради выполняют аналогичную работу)

Д. — Муравей лишний. Последний звук в этом слове - согласный звонкий, а в остальных словах — глухой.

Л. — Какие картинки мы можем поместить на глухую полянку?

Д. — Крот, колокольчик и хвощ.

Л. — Чудесная полянка получилась у нас. Кому подарим полянку — Кнопочке или Лохматику? А тебе, Лохматик, в твое лукошко соберем картинки, названия которых начинаются на звонкий согласный. Вот тебе жук, мак, грибы и земляника. Ребята, а вы какие картинки отдадите Лохматику?

(Логопед проходит с лукошком мимо детей. Дети, имитируя движение, “кладут картинки” в лукошко, называя слова с индивидуальной карточки со звонким согласным в начале).

А теперь попрощаемся с игрушками.

6. Физкультминутка.

Л. — Встаньте, покажите, как вы шли к полянке.

Мы к лесной полянке вышли, (Дети шагают)
Поднимая ноги выше, —
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Собирали ягоды, (Наклоны вперед)
И вели им счет:
Две ягоды в кружку, (Каждый палец поочередно касается большого пальца)
Две ягоды в рот.

Л. — А кто помнит, какие ягоды росли на нашей полянке? (Черника, смородина и земляника)

Л. — Нас ждет звонкая дорожка. Пойдете по ней?

(Логопед читает на камне)

Л.

— А пойдете по дорожке —
Может быть, найдете кошку.

Л.

— Странно.
Звонкая дорожка
Мимо быстрой речки,
Под названьем Ласка,
Вдоль берез высоких
Привела нас в сказку.

Л. — Какой первый звук в слове сказка?

Д. — Первый звук [с], он согласный, глухой.

Л. — Очень Странно. Шли по звонкой дорожке…

(На доске табличка с надписью: звонкая сказка)

Ах, это звонкая сказка! Значит, не ошиблись.

На доске иллюстрации к сказке “Репка”. (Рисунки 30, 31)

Узнали, какая сказка?

Но что это?

Бедная, бедная, бедная книжка
Бабка в ней плачет, и внучка, и мышка
В сказке случилась большая беда
Кошка ушла, не знают куда.

Звонкою сказка хотела бы стать. Кошку решили сначала прогнать. Кошка обиделась, “мяу” сказала, Хвостом вильнула, и с книжки сбежала.

В сказке все плачут теперь без конца.
Нет в этой сказке былого конца.
Кошку на место скорее верните!
Звонкою сказке стать помогите!

Л. — Что случилось в этой сказке?

Д. — Из сказки ушла кошка.

Л. — Надо сначала узнать, почему прогнали кошку.

7. Выделение и характеристика первого звука в слове. Решение логической задачи. Работа в тетрадях.

Л. — Будем записывать всех героев сказки. Достаточно записать первый звук. Какой первый звук в слове репка?

Д. — Первый звук [р»], он согласный, мягкий, звонкий. Нарисуем зеленый квадратик, над ним поставим звоночек — точку.

Л. — Работайте самостоятельно.

Л. — Кто догадался, почему прогнали кошку?

Д. — Все герои сказки начинаются на звонкий согласный звук, а кошка — на глухой. Если убрать кошку, то сказка станет звонкой.

Л. – Но, почему же тогда все плачут?

Д. — Не могут вытянуть репку без кошки. Сказка не может закончиться.

Л. — Как нам кошку вернуть в сказку?

Д. — Придумать ей имя, которое начинается на звонкий согласный звук. (Мурка)

Л. — Что изменится?

Д. — Звук [к] поменяем на [м], он звонкий. Вот теперь вся сказка звонкая.

Л. — Молодцы, ребята! И сказке помогли стать звонкой, и кошку вернули. Надо позвать ее. Закройте глазки и ласково скажите: кис-кис-кис, Мурочка, вернись!

После этого детям демонстрируется счастливый конец сказки. (Рисунок 32)

8. Работа с паронимами. Звуковой анализ слова. Преобразование слова.

Л. — Вот вам загадка от деда и бабки: С глухим они траву срезают. Со звонким — листья объедают.

На доске выставляются картинки: козы, косы. (Рисунки 33, 34)

Д. — Траву срезают косы, листья объедают козы.

Л. — Составьте звуковую схему слова козы. Составьте звуковую схему слова косы. Все ли звуки одинаковы в этих словах?

Д. — Нет. Третий звук в слове козы звонкий, а в слове косы — глухой.

Л. — А чем еще отличаются эти слова?

Д. — У них разные значения.

Л. — Что будет, если звук [з] поменять на [с]?

Д. — Козы превратятся в косы.

Л. — Мы видели, как один звук может изменить значение слова. Послушайте предложения и исправьте в них ошибки:

Жила-была коса с козлятами.

В каком слове ошибка?

Д. — Ошибка в слове коса. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.

Кукареку! Несу козу на плечи, хочу лису посечи. Уходи лиса вон!

Д. — Ошибка в слове козу. Надо поменять звук [з] на звук [с]. Несу косу.

IV. Итог. Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные звуки. Вы хорошо потрудились. Молодцы.

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Согласные звуки: глухие и звонкие.

Предмет обучение грамоте  Класс 1 класс

Автор учебника Бетенькова Н.М.

Тема урока:      Согласные звуки: глухие и звонкие.

Цели: формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки,

  • развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся,
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе.

УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  •  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • распознавать изученные буквы, читать их ряды, перемещая ударение;
  • слушать и понимать речь других.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства обучения: учебник, наглядный материал, раздаточный материал.

Ход урока

1. Этап мотивации  к учебной деятельности.

Прозвенел звонок сейчас.

Мы пришли в наш светлый класс,

Все тихонько быстро встали,

        Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

       Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

И у ворот в эту сказочную страну нас ждут стражники:

На доске: Бб Зз Гг Жж Вв Дд Пп Сс Кк Шш Фф Тт

Какие это буквы? (Согласные).

Что можете сказать о согласных на верхней строке? (Они звонкие).

А на нижней? (Глухие).

Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума)

Словарная работа.

1). – Вот мы и в гостях у королевы этой удивительной страны. А вот и её загадки:

  1. Берега зелены, вода красная, рыбки чёрные. (Арбуз).
  2. В самой чаще, самой-самой настоящей, там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь).
  3. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз).
  4. Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный хвост. (Морковь).

2). – Выделите лишнее слово (отметить все варианты). (Медведь – одушевлённое).

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Разминка.

– Повторяйте за мной то, что я буду говорить, и решайте: сказано одно и то же слово или два разных. Одно – поднимайте одну левую руку, два разных – две: и левую, и правую.

бе´лки – белки´; стрелки´–стре´лки.

В каждой группе слов обсуждается их значение и то, чем передаётся различие, – ударение.

На доске четверо учащихся под контролем класса могут начертить слоговые схемы слов с обозначением ударных и безударных слогов.

Физкультминутка

3. Этап выявления места и причины затруднения

Грамматическая сказка.

Но что это за шум? Это спорят согласные:

Спор согласных.

В таких словах как мороз, арбуз нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, — твердили звонкие согласные.

Нет, неправда. Нужно писать глухие согласные, — говорили глухие. Они не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки. Приуныли звонкие.

Ребята, давайте им поможем и подберём проверочные слова к нашим словарным словам. Что для этого надо сделать? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

Спасибо, ребята, вы помирили звонкие и глухие согласные, и они решили пригласить вас на королевский ужин. Ух, сколько здесь разных предметов!

Я вам буду показывать предмет, а вы записываете его и к названному слову подбираете проверочное.

Чашка –

Ложка –

Кружка –

Сковородка –

Игра «Закрой ворота».

Дети ставят локти на парту, изображая открытые ворота, в которые одни звуки про- пускаются, а другие – нет.

— Я попрошу «захлопывать ворота» перед гласными.

Например: [о, ы, т’, д’, д, а, с, з’, и, э, ш, у…].

— Какие звуки были «пропущены в ворота»?

Ребята дают полную их характеристику: согласные, твёрдые или мягкие.

— На уроке предстоит открыть ещё один секрет согласных звуков, но для этого надо, как учёные, поставить опыт и понаблюдать.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

— Вообразите ситуацию, в которой бывал каждый: грипп, высокая температура, жар.

— Хором громко скажите: У меня жар.

— А потом то же самое произнесите тихим шёпотом.

— Что получилось? (У меня шар.) В чём же дело? Какая тайна здесь скрыта?

— Повторим опыт, но теперь добавьте ещё одно действие: приложить ладонь к горлу и последить, когда рука чувствует небольшое напряжение горла, а когда – нет.

— Открою секрет: изменил звуки голос. «Включаем» голос – получаем один согласный звук, «выключаем» – получаем другой.

— Согласные звуки, которые произносятся с голосом, учёные назвали звонкими, а согласные, которые произносятся без голоса, – глухими.

— Назовите первый звук в слове жар и скажите, какой он?

— А затем назовите первый звук в слове шар и скажите, какой он.

 5. Этап реализации построенного проекта

Полный звуковой анализ слов жар и шар.

— Сравнив схемы.

Класс убедится, что они одинаковые, хотя первые звуки разные.

— Ч т о  об этих звуках схемы сообщают, а о чём они молчат. (Они не говорят о том, что один согласный звонкий, а другой глухой.) Как же это показать?

— Добавьте над чёрточкой в обозначении звонкого согласного «звоночек».

—  На что он будет указывать?

— Чёрточка без «звоночка» – это обозначение глухого согласного звука.

Игра «Опиши звук».

— «Я задумала звук…», – и, ничего не называя, чертите сначала один, а потом другой вариант схемы:  или дети говорят, что звук согласный, твёрдый, глухой или звонкий.

 Физкультминутка

Маленькие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки — раз, два, три.
Вот и вся зарядка — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.

Для распространения новых знаний на мягкие согласные надо рассмотреть условные значки в рамке около заголовка и попробовать догадаться, что обозначает правый ряд значков. Чтобы проверить, бывают ли звонкими и глухими мягкие согласные звуки, поставьте уже знакомый опыт: сказать громко, а потом тихим шёпотом слово бил.

        6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1. Шутка

— Послушайте, как герой С. Маршака «Человек рассеянный…» прочитал две строчки одного стихотворения (приводятся в испорченном виде строки И. Синицы):

На берёзе бочки,

 Под берёзой почки.

Первоклассники восстанавливают текст и дают «заблудившимся» звукам характеристику.

После этого обратиться к букварю (с. 54) и с помощью читающих учеников узнать, что написано в заголовке, а потом найти рисунки почки и бочки и проверить, верно ли под ними обозначены первые звуки этих слов-названий.

— Что проверяет изображённый на картинке мальчик?

Повторите проведённый ранее опыт на словах бочка, почка.

     2.  Работа с рисунками букваря (с. 54).

Ребята выделяют из слов указанные звуки и соотносят их со схемами. Лучше рассматривать картинки парами – верхнюю и нижнюю; тогда Вы будете сразу наблюдать за парами согласных по глухости–звонкости.

— Обратите внимание на расположение рисунков и на то, что значки глухих и звонких согласных звуков не случайно даны друг под другом.

—  Это подсказка того, что часто звуки образуют пары: глухой– звонкий.

— Назовите уже встречавшиеся пары таких звуков.

   3. Выполнением заданий на слух. Игра  «Превращение звуков».

Называйте звонкие и глухие согласные (твёрдые и мягкие), а учащиеся пусть хором, как эхо, повторяют их, а потом заменяют каждый звук парным, звонким или глухим.

Следите, чтобы мягкость или твёрдость согласного сохранялась.

 — Кто такой питон? (разновидность змеи).

Чтение строк И. Синицы.

— Из-за каких интересных слов я их читаю?

— Нужно назвать и охарактеризовать звуки, которыми различаются слова.

В клетке у питона Стены из бетона.

4. Работа со словами горка – корка, коза – коса (с. 55).

— Какая коса имелась в виду?

—  Для уточнения одного значения (инструмент) обратитесь к рисунку в букваре, а другого – предложите посмотреть на причёску кого-то из девочек.

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Работа со второй подборке картинок (с. 55).

— куда попали?. (Видимо, в сад-огород, где перемешались деревья, кусты, цветы и овощи.)

— Надо узнать, что же в нём растёт.

— Всмотритесь в рисунки и назовите то, что окажется знакомым.

Послушайте предложение, которое я скажу, считайте количество названий растений и находите каждое на картинке.

Выросли рядом: берёза и пион, герань и кизил, горох и калина, бобы и помидор. 

— В тетрадях для печатания запишите каждое название слоговыми дугами с указанием ударных и безударных слогов.

— Повторно произносите слова и вслушивайтесь в первые звуки.

— Внимательным откроется секрет, по которому в этом странном саду собраны растения.

— Итак, садовник собрал растения, в названиях которых первые звуки – пары глухих и звонких согласных. Хором повторите эти пары.

 — Мальчики ищут слова к одной схеме, а девочки – к другой.

— Как вы думаете: растения, нарисованные на картинке, и называющие их слова – это одно и то же или нет?

— Что можно сделать с изображениями растений и что – со словами. (Одни можно рас- сматривать, раскрашивать, вырезать…, а другие – произносить, слушая в них звуки, записывать схемами или буквами…)

— А что можно делать с самими растениями? (Сажать, срывать, полоть, поливать, нюхать, есть…)

Назовите слова из физ. минутки, которые надо писать по правилам правописания звонких и глухих согласных в середине слова перед согласными и в конце слова. (Запись с подбором проверочных слов).

Мы так понравились королеве, что она решила подарить ещё одно интересное задание, будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимаете сигнальные карточки с парными согласными:

Вот царь зверей могучий лев.
А тут жираф с длиннющей шеей.
Ушастый ёж, чем не хорош?
Енот – красавец смотрит вниз.
Там потянулась сладко рысь.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

— Определите, какой схеме (из имеющихся на с. 55) будет соответствовать предложение, которое Вы сейчас скажете.

— Какой же секрет согласных звуков был открыт на уроке?

 Когда класс даст ответ, соотнесите и его со схемой в букваре.

Самооценка деятельности учащихся на уроке с помощью «светофора».

План-конспект урока: Дифференциация звонких и глухих согласных 1 класс

Дифференциация звонких и глухих согласных

Цели.                                                                                                                                                                             1.Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.                                                                   2.Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух.                                               3.Развивать фонематический слух.                                                                                                     4.Формировать навыки звукового анализа и синтеза.                                                                       5.Развивать мышление и память.                                                                                                                  6.Воспитывать внимание к языковым явлениям.                                                                                                                       7. Развивать мелкую моторику.                                                                                                                              8. Повышать интерес к логопедическим занятиям.

1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Рада встречи с вами! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. 
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас. Чтобы наша речь была красивой мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.  Давайте повторим правило все вместе. 

2. Проведем артикуляционную гимнастику. Возьмем зеркала. Я расскажу вам «Сказку о веселом язычке»
Жил – был веселый язычок в своем домике. Вокруг домика язычка стоял заборчик (упр. Заборчик).

Язычок пошел гулять “лопата” , покатался язычок на санках (чашечка)

Вдруг подул ветер и язычок поежился (иголочка), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.

Язычок не скучал дома, потолок побелил “Маляр” 

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так”– “часики”

“Пора и мне отдохнуть”, — подумал Язычок.

-Ребята, когда нам нужен язык?

Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем.

— А кто нам помогает в том, чтобы наши слова было слышно? А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике.

– Где находится этот домик? Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, давайте вместе послушаем: с-с-с-с, ш-ш-ш-ш, п-п-п, к-к-к, ф-ф-ф, т-т-т.  А когда просыпается, то поет песни. И так звонко он это делает, что стенки домика Голоска начинают дрожать: з-з-з-з, ж-ж-ж-ж, б-б-б, в-в-в, г-г-г, д-д-д! Дотрагиваемся ладонью до горлышка. 

2. Объявление темы занятия

Ребята, вы догадались над какой темой мы будем сегодня работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются ответы учащихся).     

(Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.) А что бы вы хотели узнать? (как научиться различать звонкие и глухие согласные)

Тема нашего занятия – «Парные звонкие и глухие согласные».

-Посмотрите пожалуйста в окно, там очень холодно, дует холодный ветер (а как называется ветер со снегом? вьюга)  Назовите согласные, какие они?

Давайте вместе  проговорим чистоговорки:

Ма – ма — ма – на улице зима.

Жок – жок – жок – падает снежок.

Са – с а – са – замело леса.

Ду – ду – ду – в шубе я гулять иду.

За – за – за – шапка лезет на глаза.

Вспомним, какие упражнения выполняют наши органы речи, когда мы произносим парные звонкие и глухие согласные:                                                                                                               Б-П- губки смыкаются,                                                                                                                                                                В-Ф- верхние зубы прикусывают нижнюю губу,                                                                                                                             Г-К- язычок прячется за нижние зубки,                                                                                                         Д-Т- язычок ударяется в верхние зубки как молоточек,                                                     Ж-Ш- язычок в форме чашечки за верхними зубками,                                                                                                                                            З-С- губы улыбаются, язычок за нижними зубками.

Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию.                                                                                              Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата.

1. Ребята, возьмите, пожалуйста, наши сигнальные карточки. Я буду произносить звуки, если вы услышите звонкий звук, то какую карточку вы поднимите? (колокольчик). А если глухой- (закроете ушки руками)?                          

Пальчиковая гимнастика

Зимняя прогулка (Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять. («Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

— Понравилась вам зимняя прогулка?

— Что вы делали? (воспроизведение слов – действий) А что вы еще можете делать на прогулке зимой?

3. Что я написала на доске?  Это слоги. Прочитайте. Спишите их.

Ба                     Со                    Па                    Да                   Зо                       Та

Теперь немного отдохнем. Вставайте около своих парт и повторяйте за мной.

Здравствуй, Зимушка-зима!           (кланяемся)
Что в подарок принесла?            (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,                (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,               (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

-Ребята, покажите, без слов, как вы радуетесь первому снегу.

— Дрожите от холодного ветра.        

Отгадаем загадки.
С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима) назовите парную согл. (звонк)


Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый…  (снег)

Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (Коньки)

Я большой любитель санок.
Встану утром спозаранок,
Обзвоню своих ребят
И девчонок – всех подряд.
Будем вместе веселиться-
Нужно только вниз скатиться.
Если есть у снега корка —
Всё, тогда готова … (горка).

Итог занятия

Ребята, чем мы занимались на занятии? (учились различать звонкие и глухие согласные)

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Чтоб случаев не было  неясных,
И ответов не было плохих.
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих!

Спасибо вам, до свидания.

Я раздам вам снеговичков, а вы нарисуйте им лица и подарите своё настроение. Если настроение, хорошее- нарисуйте улыбку..)

Спасибо, ребята, до свидания.

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: Конспект урока для 1 класса «ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ»

Тема: ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ

Цели урока:

  — закрепить навык различать парные звонкие и глухие согласные звуки;

  — обнаружить, что парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими:

  — развивать фонематический слух;

  — развивать умение соотносить произношение и написание слов;

Ход урока

Организационный момент.

-Ребята,  улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

I .Подготовительная работа

а у ы ж

е ш и я

— Посмотрите на первую линеечку, назовите буквы. Какая среди них лишняя? ( Ж)

-Почему?

— Посмотрите на вторую линеечку. Какая буква лишняя здесь?( Ш)

— Почему?

— Я  поставлю эти две буквы рядом: Ж-Ш

— Что они образовали? ( пару) Какую?( Доказывают, что Ж-звонкий, т.к. произносится с помощью голоса и шума. Ш- глухой, т.к. произносится с помощью шума)

II.Чистописание.

— Из каких элементов состоит буква ж, буква ш?

жи      ши

— Какое правило  мы знаем? ( Жи-ши всегда пиши с буквой и).

…ар  …ар

— Из этих слов убежали первые буквы, надо вернуть беглянок и прочитать слова.( жар, шар)

III. Актуализация знаний

— Как  слышится  первый звук в слове « жар»?( Чётко)

— Во втором слове « шар»?( четко)

— Почему? ( За ними идет гласный звук.)

VI .Работа по теме урока.

На доске:

Но(ш,ж)  шала(ш,ж)  у( ш,ж) малы( ш,ж)

— У меня на доске записаны слова, но подружки- буквы встали в скобки. Они хотят, чтобы ребята помогли и нашли правильную букву из скобок.

— Я предлагаю вам записать эти слова в тетрадь. ( Дети записывают слова.)

— Проверим, как выполнили задания.

— Дети, задание было одно, а выполнили его по-разному.

— Почему? ( Не знаем как.)

V.Определение темы и цели урока.

— Над какой темой урока мы сегодня будем работать?

 ( Парные звонкие согласные на конце слов.)

— Какие цели вы перед собой поставите?

— Давайте, посмотрим на линеечку знаний. На какое место мы поставим с вами смайлик? Знаем ли мы уже что-нибудь о парных согласных?

 

— Где мы можем добыть знания по этой теме? ( Из учебника, спросить учителя, родителей , в Интернете…)

V.Работа по теме урока.

-Давайте откроем с вами учебник  на стр. 79,80 и прочитаем правило.

— Пользуясь правилом, проверим в словах парные согласные на конце.

Если мы выбрали букву правильно, то откроется картинка

нож                шалаш                уж               малыш

( принцип-« один»-« много»: нож-ножи)

VI. Закрепление изученного

1.Игра « Найди пару»

— Давайте поиграем! ( На доске буквы з г в к п д с б т ф)

( Дети выходят к доске, составляют пары)

2.Динамическая пауза.

Звонкие             Глухие

— Сейчас мы с вами отдохнем, а помогут нам весёлые человечки. Я вам буду показывать картинки. Если на конце нужно писать звонкий  согласный, выполняем движение первого человечка, а если глухой, то второго.

Арбуз, халат, флаг, гриб ,салют, жук.

— Сели. Запишите два слова, которые вы запомнили.

3.Работа в группах.

— Ребята, сейчас мы будем работать в группах.

— У каждой группы своё задание. ( Задания разноуровневые)

— Давайте вспомним правила работы в группах. ( На доске вывешены правила работы в группах).

— При выполнении задания пользуйтесь правилом.

( Дети выполняют задания. Потом представитель от каждой группы защищает задание группы. Листочек с заданием выводится на документ-камеру.)

1 группа.

1. Обведи парные согласные:

з, н, с, ч, б

2. Обведи слова с парной согласной на конце:

Кот, дом, рак, луг, нос

     2 группа.

1. Обведи слова с парной согласной на конце:

Кот, дом, рак, луг, нос

2.  Вставь букву:

Ду..,   шар..,   моро..,  арбу..,   ледни..,   су..

3 группа.

1.  Вставь букву:

Ду..,   шар..,   моро..,  арбу..,   ледни..,   су..

2. Вставь пропущенные буквы.

Хорош наш ле_. Там много сочных тра_ .Вот ду_ .Под дубом рос белый гри_.

— Оцените, как вы поработали в группах.( На листочке подсказка-образец фраз).

VII.Итог урока.

— О какой теме мы говорили с вами сегодня на уроке?

-Как проверить букву парного согласного на конце слова? ( Правило)

— Все ли достигли поставленной цели?

-Давайте посмотрим на линеечку знаний. Узнали вы больше по теме? Можно передвинуть смайлик правее?

                        

-Давайте оценим, как вы работали на уроке.

-На полях тетради нарисуйте смайлик. Если у вас всё получилось сегодня, вы поняли тему нарисуйте весёлый смайлик, если получилось, но не всё – такой смайлик, если вы сегодня затруднялись, но на следующем уроке постараетесь-такой смайлик. ( Смайлики на слайде презентации.)

Конспект урока русского языка на тему «Звонкие и глухие согласные в корне слова» (1 класс)

Урок русского языка

Тема. Звонкие и глухие согласные в корне слова

Цели и задачи урока:

  • формировать у учащихся умение проверять написание парных согласных в корне слова;

  • развивать умения распознавать слова с парными согласными в корне и проверять их написание;

  • обогащать словарный запаса детей;

  • развивать произвольное внимание, память, речь;

  • воспитывать чувство красоты, гармонии к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.:

Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все сядем тихо,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

II. Актуализация знаний

— Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

  1. строка – Г П Т, 2 строка – г п т

Запишите слова. Подчеркните безударные гласные, поставьте ударения, устно подберите проверочное слово.

Земля, холода, озеро, стекло, дожди, зима.

III. Самоопределение к деятельности.

IV.Работа по теме урока.

– А сегодня к нам пожаловала сказка, послушаем.
В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошел спор.
В таких словах как ГРИБ, УЛОВ, БЕРЕГ, ГОРОД, НОЖ, АРБУЗ нужно писать на конце букву звонкого согласного – твердили  они. Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, – говорили глухие.

– Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, КОЛХОЗ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, – усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали…
– А чего они не знали? Давайте, ребята, поможем (правило в стихотворной форме).

– Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд – труды, кот – коты,
Будешь грамотным и ты.

— Запишите в тетрадь слова.

Карандаш, жираф, город, сапог, арбуз, завод, тетрадь, медведь.

— Подчеркните последнюю букву в каждом слове.

— На что вы обратили внимание? (слова заканчиваются на парные согласные буквы).

— Как предупредить ошибку при написании парных согласных?

Глухие звуки это непоседы.

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

— Запишите рядом проверочное слово.

— Запомните правило: «Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный». Например: лёд –льды, мороз – морозы, гриб – грибы.

V.Физминутка.

Лёгкие прыжки,
Мягкие шажки
Вот и вся зарядка
Мягкая посадка.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Какие слова на нужную орфограмму, правило вы услышали из этой физминутки?

(Слова записаны с обратной стороны доски)

Лё (х,г) кие, пры (ш,ж) ки, мя (г,х) кие, ша (ж,ш) ки, заря (т,д )ка, пос а(д,т) ка.

Почему эти слова нужно проверять?

— Подберите к ним проверочные слова и выберите нужную букву.

— Как нужно проверять слова с парными согласными в корне слова?

– А теперь мы пришли в зимний лес. Прочитайте текст, вставьте нужные буквы.

Зима в лесу

Зима. Моро…  . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар…  Вот сугро… .Тихо в лесу.

– Кто был в зимнем лесу?
– Чем привлекает вас зимний лес?
– А теперь давайте вставим в словах пропущенные буквы.
– Докажите, что пишутся эти буквы.
– Какое правило вы использовали для проверки слов?

VII. Подведение итога урока. Рефлексия.

— Давайте подведём итоги.

— Как правильно писать слова с парными согласными в корне слова?

— Продолжите фразу хором: «Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно…»

-Что понравилось сегодня на уроке?

— Что затруднило или не получилось?

— Продолжите предложения:

Я узнал….

Я научился…..

Я буду стараться….

Зима в лесу

Зима. Моро…  . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар…  Вот сугро… Тихо в лесу.

1

Зима в лесу

Зима. Моро…  . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар…  Вот сугро… .Тихо в лесу.

2

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Мё.., утю.., бере.., поез.., кру..ка, ры..ка.

Слова для справок: утюги, медок, кружечка, берега, рыбочка.

2

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Мё.., утю.., бере.., поез.., кру..ка, ры..ка.

Слова для справок: утюги, медок, кружечка, берега, рыбочка.

1

Зима в лесу

Зима. Моро…  . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар…  Вот сугро… Тихо в лесу.

1

Зима в лесу

Зима. Моро…  . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар…  Вот сугро… .Тихо в лесу.

2

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Мё.., утю.., бере.., поез.., кру..ка, ры..ка.

Слова для справок: утюги, медок, кружечка, берега, рыбочка.

2

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Мё.., утю.., бере.., поез.., кру..ка, ры..ка.

Слова для справок: утюги, медок, кружечка, берега, рыбочка.

1

Зима в лесу

Зима. Моро…  . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар…  Вот сугро… Тихо в лесу.

1

Зима в лесу

Зима. Моро…  . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар…  Вот сугро… .Тихо в лесу.

2

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Мё.., утю.., бере.., поез.., кру..ка, ры..ка.

Слова для справок: утюги, медок, кружечка, берега, рыбочка.

2

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Мё.., утю.., бере.., поез.., кру..ка, ры..ка.

Слова для справок: утюги, медок, кружечка, берега, рыбочка.

1

Зима в лесу

Зима. Моро…  . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар…  Вот сугро… Тихо в лесу.

1

Зима в лесу

Зима. Моро…  . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар…  Вот сугро… .Тихо в лесу.

2

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Мё.., утю.., бере.., поез.., кру..ка, ры..ка.

Слова для справок: утюги, медок, кружечка, берега, рыбочка.

2

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Мё.., утю.., бере.., поез.., кру..ка, ры..ка.

Слова для справок: утюги, медок, кружечка, берега, рыбочка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *