У детей рассеянное внимание: Синдром рассеянного внимания у детей: что делать родителям – Что делать с синдромом рассеянного внимания у ребенка школьника: лечение

Рассеянное внимание у детей: причины и помощь

Психика детей во время обучения

Прежде чем исследовать эту тему, следует заметить, что иногда причиной такого поведения является не низкий уровень развития познавательных процессов, а отсутствие мотивации к учебе. Для того чтобы дети слушали педагога, хорошо учились, они должны испытывать интерес к предмету и материалу, который им преподносят. Если ребенку не интересно то, что рассказывает педагог, подача информации не отвечает его индивидуальным особенностям, его психика бессознательно «отключает» его от этого процесса — внимание снижается, ребенок перестает слушать учителя и находит себе более увлекательное занятие, чем новая тема на уроке.

Поэтому родителям, прежде чем вести ребенка к психологу, неврологу и пытаться повысить уровень внимательности, нужно убедиться в том, что у него есть хотя бы малейший интерес к учебной деятельности.

Еще одна причина, по которой дети не хотят учиться — это плохой контакт с педагогом и школьниками. Иногда это выглядит как сниженный уровень внимательности. Когда ребенка обижают в классе, учитель критикует или высмеивает его — он испытывает сильный эмоциональный дискомфорт и тогда, во время уроков, у него нет сил и желания воспринимать информацию, он мечтает о том, чтобы школьный день закончился и он отправился домой.

Для того чтобы понимать, каковы причины рассеянного внимания у детей, родители должны хорошо знать своего ребенка, быть уверены в том, что ему комфортно и интересно учиться, у него сложились хорошие отношения со сверстниками и педагогом.

Взрослые, также, могут сомневаться в том, что дети обладают рассеянным вниманием, если дома они ведут себя совсем не так как в школе — способны долго и усердно заниматься, не отвлекаются, четко следуют инструкциям, с первого раза понимают задания, которые читают. В таком случае причина плохой успеваемости не в рассеянности, а в том, что по каким-то причинам ребенок не может чувствовать себя на уроках спокойно, уверено и проявлять интерес.

Рассеянное внимание у ребенка

Мы живем в мире, который изменяется настолько стремительно и переполнен таким большим количеством информации, что оставаться сконцентрированным и собранным становится все труднее. Далеко не каждому взрослому под силу сохранять собранность и внимательность даже тогда, когда это очень необходимо. Что уж говорить о детях…

Кроме того, все чаще педиатры ставят своим маленьким подопечным диагноз синдром дефицита внимания. А еще довольно-таки нередко в невнимательность и рассеянность своих чад вносят лепту сами родители. Все эти факторы приводят к тому, что рассеянное внимание у современных детей становится едва ли не нормой.

Рассеянное внимание у гиперактивного ребенка

Впервые диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) был описан немецким доктором Генрихом Хоффманом в 1854 году. Он дал характеристику своему пациенту, назвав его непоседой Филом. С тех пор «клинический портрет» Фила сравнивают со многими детьми по всему миру и находят стопроцентные сходства.

Ребенок с СДВГ очень активен и подвижен. Ему трудно усидеть на одном месте и хотя бы какое-нибудь продолжительное время заниматься одним делом, даже если оно в действительности интересно для него. Таких детей «везде много», и, как правило, везде они что-нибудь, да натворят. Они неаккуратны, неуклюжи, забывчивы, неусидчивы, не способны не только находиться на одном месте, но также не умеют стоять на одной ноге.

Чаще всего непоседа Фил проявляет себя в школе, когда и ставится врачебный диагноз. Он все время вертится, мешает ученикам и учителю, срывает уроки, вовсе того не желая. Ребенок с СДВГ нередко умен и иногда очень талантлив, но проявить свои способности получается редко. Кроме того, он стремиться все время быть в лидерах, но из-за неумения ладить со сверстниками редко обретает желаемый авторитет.

Одним словом, такие дети живут в дисгармонии. И говорить об этом можно очень много. Вся соль вопроса в том, что самым ярким, характерным и достоверным признаком синдрома является именно рассеянное внимание у ребенка.

Дети с СДВГ нуждаются в особом подходе к воспитанию, времяпрепровождению, учебе. Они больше остальных требуют любви и родительского времени. И если Вы заинтересованы в успешном и гармоничном развитии своего ребенка, в благополучном будущем для него, то следует подробно изучить эту тему. А мы тем временем двигаемся дальше.

rasseyannoe-vnimanie-u-rebenka1

Рассеянное внимание у детей: другие причины

Согласно статистике, синдром дефицита внимания диагностируют приблизительно у 5% всех детей в мире, что достаточно немало, и тенденция к увеличению этих цифр стремительно возрастает. Но на практике СДВГ готов поставить своему ребенку почти каждый родитель. Не спешите с выводами. Проанализируйте ситуацию, поведение своего ребенка и свое собственное, методы и приемы его воспитания, условия, в которых малыш живет, учится и отдыхает, его режим и нагрузки. На способность сосредотачиваться влияет огромное множество факторов, которые всегда следует учитывать, прежде чем делать какие-либо выводы.

В частности, нередко рассеянное внимание у ребенка — это спутник, следствие или результат следующих факторов:

  • Возраст. Чем младше ребенок, тем труднее ему осознанно концентрироваться на чем-то. Но даже новорожденный непроизвольно обращает свое внимание на яркий свет, большую игрушку, громкие звуки, движущиеся предметы. По мере развития малыша этот процесс будет совершенствоваться, и, в конце концов, он научится умышленно задерживать свое внимание на чем-то определенном. А пока он делает это несознательно. 
  • Отсутствие режима дня. Педиатры настоятельно рекомендуют родителям с раннего детства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Это будет способствовать не только более гармоничному развитию его нервной системы, но также укрепит физическое здоровье. А отсюда вытекает не только успешность в школе, но и способность концентрироваться вообще. 
  • Особенности воспитания. Чрезмерно опекая ребенка и пытаясь ему всячески угодить, мы наносим ему неоценимый вред. Среди прочего страдает и способность к произвольному вниманию. Малыш просто знает, что Вы в любом случае все сделаете вместо него. А если нет необходимости тренировать какой-то навык, то он никак не будет развиваться и совершенствоваться — это же очевидно. 
  • Соматические заболевания, то есть телесные, физиологические. Любая болезнь выводит ребенка из строя, приводит к снижению его любых способностей, активности, внимательности. Находится ребенок в состоянии заболевания или сразу после перенесенной болезни, его внимание будет в определенной степени рассеянным: необходим восстановительный период, в течение которого малыш окрепнет и оздоровится. 
  • Психические расстройства. Безусловно, нарушения в работе мозга и нервной системы неизбежно влияют и на способность концентрироваться, удерживать внимание на чем-то. Но такие серьезные причины редко имеют место. Если существует проблема психического характера, то ее должен выявить невролог. Вы не можете требовать от такого ребенка повышенной внимательности. Необходимо пройти курс медикаментозной терапии и заниматься с ребенком дома, посещать развивающие детские центры. 
  • Дефицит витаминно-минеральных веществ. Трудно найти школьника, у которого не обнаружился бы недостаток того или другого вещества. Плохая экология, синтетические продукты питания, повышенные физические, эмоциональные и умственные нагрузки — все это приводит к ухудшению самочувствия, быстрой утомляемости и рассеянности.
  • Защитная реакция организма. Если бы мы не могли выборочно обращать внимание на что-то конкретное и не обращать на все остальное, то, пожалуй, сошли бы с ума. Умение человека сознательно концентрироваться является своеобразным защитным механизмом, хотя отвлекающих наше внимание факторов существует большое множество, и очень часто мы обращаем на них внимание непроизвольно. Кроме того, рассеянное внимание у ребенка может быть реакцией на стресс, переутомление, усталость и даже страх. Если он млеет при одной мысли о математических уравнениях, то способность концентрировать свое внимание на уроке, и особенно — на контрольной работе, непроизвольно снижается, внимание рассеивается, страх преодолевает необходимость собраться и сконцентрироваться. 
  • Отсутствие интереса. Ну, и банально: родителям и учителям может казаться, что ребенок невнимателен и несобран, между тем он прекрасно умеет сосредотачиваться, но только на интересующих его вещах. Если Вы сели с ним за уроки, но в гости нагрянула бабушка с новой игрушкой в подарок, то все его внимание устремлено точно не на учебу. Если Вы проходите с малышом мимо парка с аттракционами и по дороге повторяете таблицу умножения, то совершенно очевидно и нормально, что все его внимание устремлено на развлекающихся и веселящихся в парке детей. А потому, пытаясь сосредоточить внимание ребенка на чем-то важном для вас, создавайте для этого благоприятную атмосферу и выбирайте подходящее место и время. 

Между прочим, рассеянность и невнимательность может быть следствием генетических факторов (если родители страдают алкогольной зависимостью или психической неустойчивостью; если хотя бы один из них также гиперактивен и страдает синдромом рассеянного внимания) или неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития (болезни матери во время беременности, осложнения беременности, резус-конфликтная беременность, тяжело протекающие роды и прочие).

Однако повысить произвольное внимание ребенка (то есть то, которое он задерживает осмысленно, сознательно), прилагая к этому определенные усилия, можно.

Рассеянное внимание у ребенка: лечение

Лишь в редких случаях рассеянное внимание требует медикаментозное лечение. Возможно, не будут лишними иммуностимулирующие и витаминно-минеральные препараты, натуральные успокаивающие нервную систему средства. А в остальном терапия сводится к совместным занятиям с ребенком, установлению четкого режима дня, обеспечению положительных эмоций, сбалансированного питания, достаточной физической активности и полноценного отдыха.

Даже в случае постановки диагноза СДВГ ноотропные препараты, которыми привыкли лечить данное заболевание в России, в действительности нужны лишь в единичных случаях. А потому акцент делается всегда на поведенческую терапию и создание благоприятных условий для проживания и учебы.

rasseyannoe-vnimanie-u-rebenka3

Родителям можно дать следующие рекомендации, если они замечают, что ребенок невнимателен и рассеян:

  1. Установите четкий распорядок дня. Безусловно, он должен быть гибким и изредка может изменяться в зависимости от обстоятельств, но в целом подъем, отход ко сну, время игр и приемов пищи должны распределяться в течение дня и иметь фиксированные временные промежутки.
  2. Наделите ребенка определенными обязанностями, которые будут отвечать его возрасту и возможностям. Не нужно выполнять вместо него то, что он способен сделать сам, и по первому зову удовлетворять его прихоти и желания. Пусть убирает после себя посуду со стола, застилает кровать после сна, собирает свои игрушки и наводит порядок в собственной комнате. Попросите его помочь налепить пироги, полить цветы или еще что-то, посильное для него. 
  3. Дайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Гиперопека вредит детишкам, не дает им проявить себя, развиваться свободными и самодостаточными. Принимайте решения совместно, советуйтесь с ребенком, обсуждайте семейные вопросы. 
  4. В то же время не лишайте его помощи и не оставляйте наедине со своими проблемами. Он должен знать, что в любой ситуации Вы готовы ему помочь, но не сделать все вместо него. Это касается и уроков, и выполнения различных заданий, и разрешения конфликтов или жизненных ситуаций.
  5. Занимайтесь с ребенком. С раннего детства проводите совместные занятия, которым необходимо отводить одно и то же время в дневном распорядке. Это должно быть что-то интересное для малыша. Если он не способен хотя бы на какое-то время задерживать свое внимание на чем-то одном, начните с малого. Возьмитесь вместе построить пирамиду или раскрасить несложный рисунок. Обращайтесь к нему, возвращайте его внимание к занятию, привлекайте к действию: «Сережа, а возьми-ка теперь этот кубик», «Маша, посмотри: осталось раскрасить только серединку цветочка», «Никита, послушай». 
  6. Используйте игры для повышения концентрации, улучшения внимания и наблюдательности. Такие есть в продаже (самые элементарные — детские пазлы, тематические карточки), но поиграть можно, даже стоя в очереди или идя по улице. Например, один из вас называет три характеристики загаданного предмета, а другой должен найти его в поле видимости (это может быть сумка рядом стоящей женщины, картина на стене, заколка в волосах, припаркованная неподалеку машина). 
  7. Помогите ученику не бояться, полюбить «тяжелый» предмет. Вместе развяжите задачку, поразмыслите вслух над решением примера: как только он поймет, что нужно делать, и у него начнет получаться — он полюбит учиться! Важно также создать условия, в которых ребенку с рассеянным вниманием будет легче сосредоточиться на задании: выключите компьютер и телевизор; уберите с комнаты зеркала, игрушки, другие притягивающие внимание предметы; усадите его так, чтоб он не имел возможности рассматривать происходящее за окном. Пусть ему будет не на что отвлекаться. 
  8. Не забывайте про похвалу. Хвалите за малейшее достижение, но не переборщите. Выделяйте только заслуги ребенка: молодец, у тебя получилось, ты сделал все правильно и так далее. Безусловно, для этого нужно позаботиться, чтобы любое дело, за которое принимается ребенок, имело хотя бы какой-то успех. 
  9. Грамотно подберите для ребенка вид физической активности. Слабым детям не подходят интенсивные тренировки; гиперактивному ребенку следует подобрать вид спорта, предусматривающий достаточную физическую активность, но исключающий эмоциональные переживания (к примеру, соревнования, командные азартные игры). 
  10. Исключайте эмоциональное и физическое переутомление за несколько часов до сна: лучше это время заполнить спокойными, расслабляющими занятиями (чтением, разрисовыванием, конструированием). 

rasseyannoe-vnimanie-u-rebenka2

И напоследок: не требуйте от ребенка слишком многого. Жизнь настолько насыщенна и интенсивна, что порой просто невозможно все время оставаться в тонусе. Находите в этой суете возможность отдохнуть и расслабиться, на время отложив все заботы в сторону. Выезжая иногда вместе с ребенком в лес, устраивая семейные игры и развлечения, Вы дадите себе и ребенку возможность перезагрузиться, снять напряжение и усталость, которые все время накапливаются.

И никогда не сбрасывайте с весов особенностей разных типов темперамента и характера: все мы от природы обладаем неодинаковыми способностями к усидчивости, внимательности и кропотливости. А любить детей необходимо независимо от его успеваемости, от оправдания наших надежд и ожиданий, которые часто бывают завышенными и необъективными.

Специально для nashidetki.net- Екатерина Власенко

Ребенок с рассеянным вниманием: что делать родителям?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – едва ли не самое распространенное хроническое нарушение поведения у сегодняшних детей. В каждом классе начальной школы найдется хотя бы один ребенок с его признаками. Что же могут и должны делать родители малышей с рассеянным вниманием?

Скорее всего, если вы читаете эту статью, вы уже знаете, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Подверженные ему дети приблизительно с 3-4 лет начинают отличаться неумной энергией и импульсивным поведением в сочетании с не очень хорошо развитой мелкой моторикой и координацией движений.

Гиперактивный ребенок, как правило, неуклюж и неловок, но он ни минуты не сидит на месте и производит очень много шума. Родителей часто раздражает эта беспокойность, неаккуратность и недисциплинированность. К сожалению, недовольство нарастает еще больше, когда ребенок идет в школу и показывает не самую хорошую успеваемость.


Однако не надо причислять детей с рассеянным вниманием к «отстающим» и, тем более, глупым! На самом деле, большинство из них очень хорошо развито и эрудировано в тех сферах, которые им интересны. Для раскрытия этого потенциала и решения сопутствующих проблем к ребенку с СДВГ просто нужно найти особый подход.


Проблемы в обучении

Родители должны заранее готовиться к возможным проблемам в школе, чтобы вовремя их решить, а еще лучше — предотвратить. Именно в первые годы обучения наиболее четко проявляется неспособность ребенка сконцентрироваться на задании и выполнить его в отведенное время. Трудности сопрягаются также неуверенностью в себе и заниженной самооценкой на фоне успехов других учеников и недовольства педагогов. 


Письменные работы гиперактивных детей обычно выглядят неряшливо и пестрят ошибками.

Примечательно, что это не столько фактические неточности, сколько банальные опечатки. Таким ученикам очень сложно поддерживать порядок и в тетради, и на рабочем месте.


Гиперактивный ребенок и агрессивный ребенок — не одно и то же. У малыша могут быть прекрасные дружеские отношения с одногруппниками в детском саду и одноклассниками в школе. Тем не менее, свойственная импульсивность сказывается на поведении. Ребенок может слишком бурно реагировать на простые вещи и ввязываться в конфликты; эмоционально жестикулировать и повышать голос на других ребят, когда ему что-то не нравится или он просто взволнован.


Советы родителям

Для преодоления трудностей, связанных с рассеянным вниманием, ребенку крайне необходима теплая, комфортная атмосфера в семье. Это значит, что родители должны перебороть себя и не наказывать малыша за неусидчивость или плохое поведение. Крики и скандалы лишь накаляют обстановку. Ребёнок упорно не слышит вас, когда вы к нему обращаетесь? Подойдите и ласково положите руку на плечо, но не кричите. 

От близких (не только родителей, но и всех родственников) ожидается позитивное, уравновешенное отношение без крайностей. То есть нельзя предъявлять повышенные требования, но и допускать чрезмерную мягкость тоже не стоит. 


Четкое соблюдение режима дня при СДВГ необходимо как воздух. Строгий распорядок поможет ребенку научиться контролировать себя и распределять свое время. Даже незначительные изменения в расписании грозят новыми, чрезмерными впечатлениями и раздражителями. Как ни странно, гиперактивному малышу, несмотря на всю его неуемную энергию, желательно пребывать в спокойной обстановке большую часть времени. А излишки той самой энергии выплескивать целенаправленно, например, занимаясь подходящим спортом.


Разумеется, не обойтись без консультации со специалистом. Дети с СДВГ автоматом попадают на учет к неврологу. Это не значит, что ребенок будет проводить много времени во врачебных кабинетах. Как правило, врач назначает курс приема успокаивающих препаратов, которые помогают защитить детскую психику от перегрузок и справиться с тревожностью, раздражительностью и другими симптомами. Это происходит после проведения комплексного обследования, так как средства подбираются индивидуально. К таким препаратам относится Тенотен детский.


Ждать, что ребенок повзрослеет и сам выработает навыки самоорганизации — плохая тактика. Учебный процесс неизбежно пострадает, если родители не будут помогать малышу справляться со своей неусидчивостью. Делая вместе уроки, найдите самое тихое место в квартире. Когда ребенок занимается самостоятельно, периодически заглядывайте к нему в комнату и проверяйте, как идут дела. 

Не поручайте сразу больше 1-2 дел и выдавайте очень точные, детальные инструкции. Кстати, очень эффективный метод — использование стикеров-памяток. На каждом стикере записывайте одно дело, которое вы поручаете ребенку, и вывешивайте его на домашнюю «доску объявлений». 

Еще лучше — подключите к тексту рисунки. Вид нарисованной кастрюли сразу напомнит ребенку о необходимости помыть посуду. Не жалейте сил на развитие послушания и аккуратности.


Помимо этого, рассчитывайте не только на себя и родных, но и на педагогов. Очень важно установить контакт с учителями или воспитателями, объяснив особенности вашего ребенка. Современные педагоги знакомы с сутью проблемы и понимают, что от них требуется мягкий контроль за гиперактивным учеником и поощрение его заслуг, чтобы избежать заниженной самооценки и неуверенности в себе. 


Наконец, не забывайте о сильных сторонах ребенка. Талантов и способностей у гиперактивных детей вовсе не мало, и их развитие станет залогом цельной личности во взрослом возрасте.

Синдром рассеянного внимания у детей: решаем проблему

Если ваш ребёнок не может сконцентрировать внимание на чём-то одном и не умеет сосредотачиваться, то это может сильно помешать ему в жизни. Вероятно, речь в данном случае идёт о синдроме дефицита внимания. А как выявить и устранить такую проблему?

Что это такое?

Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.

Сложно успокоить

Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.

Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.

Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:

  • Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
  • Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
  • Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
  • Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.

Как проявляется?

Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:

  • Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
  • Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
  • Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
  • Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
  • Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
  • Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
  • Ребёнок быстро отвлекается.
  • Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
  • Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
  • Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
  • Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
  • Проблемы с поведением. Нередко  дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
  • Тревожность.
  • Беспечность, небрежность.
  • Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
  • Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
  • На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
  • Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
  • Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.

Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?

До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:

  • Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
  • Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
  • Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
  • Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, курение и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
  • Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
  • Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
  • Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).

Диагностика

Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.

Перевернет дом

Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.

Как избавиться от проблемы?

Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.

Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:

  1. Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
  2. Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
  3. Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
  4. В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
  5. Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.

Здоровья и успехов вашему ребёнку!

Синдром рассеянного внимания у детей Здоровье Дети Subscribe.Ru

В современной психологии существует термин «синдром рассеянного внимания». Что подразумевают под этим понятием? По каким критериям выявляют детей с этим синдромом? Как правильно вести себя родителям, чтобы вовремя скорректировать поведение? Синдром рассеянного внимания — это медицинский диагноз, но еще не приговор!

Детей с Синдромом рассеянного внимания часто называют «особенными детьми». Понять, «особенный» ли у вас ребенок, можно по следующим признакам:

1. Ребенок не может усидеть на месте, гиперактивный.

2. Ребенок не доводит до конца ни одно порученное ему дело, он все время куда-то спешит.

3. Внимание у ребенка рассеянное, он не может сосредоточиться на чем-то одном.

4. У ребенка речевые расстройства.

5. Ребенок суетлив.

6. Ребенок, по вашему мнению и по мнению окружающих, слишком ленив.

Если приведенные характеристики совпадают только в 1-2 пунктах, вы сможете скорректировать ситуацию самостоятельно, если совпадают 5-6 характеристик, у вас особенный ребенок, которому понадобится ваша помощь и помощь психолога.

Как правило, такие дети не успевают в школе, у них неразборчивый почерк, учителя их характеризуют как невнимательных и неусидчивых. Главной проблемой особенных детей является проблема рассеянного внимания. Они не умеют сконцентрироваться. Чтение и письмо доставляют им неудобство, поэтому в школе и дома они не любят читать и писать, даже если им подобрать книги по возрасту. Стремясь избавиться от постоянного чувства дискомфорта, связанного с учебой, они отстраняются от выполнения домашних заданий и могут замкнуться в себе. Как правило, таких детей не любят учителя, потому что они снижают им общую успеваемость класса, часто прогуливают уроки или отвлекают своим поведением других учеников.

Не редкость и то, что у особенного ребенка не бывает друзей среди сверстников, родители его «не понимают», не поддерживают, часто ругают, и как следствие – у него формируется заниженная самооценка.

Появляются навязчивые идеи.

Таким детям можно и нужно помочь. И помощь прежде всего должна прийти от родителей, которые их любят, ценят и понимают. В современной российской школе работают психологи (жаль, не везде они есть) и выявлять таких детей с целью оказания им психологической поддержки – профессиональная задача специалиста.

Однако школьный психолог может помочь, только умело взаимодействуя с родными ученика. Если у вас особенный ребенок – действуйте, не откладывая в дальний ящик. Если вы не хотите обращаться к психологу из желания избежать насмешек от других детей в адрес вашего ребенка, попробуйте самостоятельно выстроить линию своего поведения, опираясь на следующие постулаты:

1. Если у ребенка навязчивые идеи, он находится в состоянии тревоги, попробуйте сами поговорить с ним о том, что его тревожит. Ребенок должен научиться сам себя контролировать.

2. Давайте ребенку небольшие домашние поручения по хозяйству (в зависимости от возраста). Формулировать свои поручения нужно кратко и четко, раскладывать на этапы выполнения (на шаги) – так, чтобы ребенок понял, что ему это по плечу. Например, ему не стоит говорить общей фразы «хорошо подготовься к завтрашнему дню». Эту просьбу стоит разложить на шаги: сделай уроки – собери тетрадки в портфель – вымой руки – поужинай – почисти зубы – выключи свет – ложись спать.

Если у вас особенный ребенок, вам понадобится очень много терпения.

3. Обязательно хвалите своего ребенка за каждое выполненное «преодоление». Ваша задача – научиться мотивировать его на правильные поступки с помощью похвалы. Также похвала поможет ребенку поверить в себя, повысит его самооценку.

4. Не позволяйте ребенку откладывать на потом какие-либо дела, это приводит к привычке «забывать» о том, что он должен был сделать, и развивает склонность к откладыванию дел.

5. Если ребенок постоянно «крутится на месте», его необходимо постепенно приучать сидеть спокойно в течение 10 мин. (Здесь вам придется жестко контролировать ситуацию, начать с 1 минуты и постепенно доводить «усидчивость» до 10 минут). У некоторых родителей на такое обучение уходит до 6 месяцев.

6. Необходимо приучить ребенка соблюдать распорядок дня, это выработает в нем волю к дисциплине: в одно и то же время вставать по утрам и ложиться спать, заниматься интересными делами в течение дня, ходить в школу и т.п..

7. Для усиления мотивации ребенка на выполнение не очень приятных для него дел (например, подготовка домашнего задания) психологи рекомендуют применять «метод привилегий». Например, лишение игры в компьютер или просмотра телевизора до тех пор, пока не будут сделаны уроки. Устных замечаний дети часто не воспринимают. Здесь родителям важно уметь настоять на своем и четко регламентировать время на выполнение домашних заданий.

8. Присмотритесь к своему ребенку внимательно. Даже у особенных детей бывают таланты. Вам нужно увидеть талант ребенка и умело направить его по нужной дороге. Здесь вам помогут школьные кружки или спортивные секции.

9. Во всем важен ваш личный пример. Если вы сами любите читать или заниматься каким-нибудь хобби – ваш ребенок обязательно будет вам подражать, и это может стать «общей темой» для домашнего общения.

10. Особенные дети становятся еще более тревожными и рассеянными из-за конфликтов в семье. Например, мама находится на стороне своего особенного ребенка, поддерживает его, а отец – насмехается над его «недостатками» и осуждает жену за поддержку ребенка, который, по его мнению, «сознательно симулирует», добиваясь внимания матери. Или: одного ребенка в семье захваливают, ставят в пример, а другого – все время «пилят» за лень и бездарность. Конфликты в семье могут

быть самые разные, а вот реакция на них у особенных детей – типична.

У таких детей могут наблюдаться речевые расстройства – здесь уже неизбежно обращение к специалистам. Но общие правила, оговоренные выше, также могут оказать вам помощь в корреляции поведения ребенка.

Психологи подберут для вашего ребенка специальные упражнения для расслабления и контроля за его состоянием, для выработки умения избавляться от излишнего напряжения (аутотренинги), а вы можете каждый день за обедом или ужином играть в игру под названием «Я горжусь собой сегодня за то, что…». Эта игра поможет объединить семью, станет толчком для общения разных поколений семьи, позволит детям и взрослым рассказать о себе что-нибудь интересное в непринужденной домашней обстановке, поднимет всем настроение, а особенным детям повысит и самооценку.

Автор: Мария Кузнецова

Рассеянное внимание у взрослых и детей: что делать, как бороться?

Лечение определяет специалист, исходя из конкретных симптомов и особенностей. Основным видом лечения считается психологическая коррекция. Самовольно использовать любые средства категорически запрещается.

Лечение рассеянного внимания при помощи лекарств подразумевает использование таких медикаментов, как:

  • психостимуляторы

Назначают исключительно при средней или тяжелой степени развития болезни.

Одним из средств, который может назначить специалист, является Аддералл (Аддерол). В основном используется при синдроме дефицита внимания и гиперактивности и нарколепсии. Относится к фармакологической группе амфетаминовых психостимуляторов. Обычно препарат запивают стаканом воды, а назначают прием в первой половине дня, однако точную дозировку определяет специалист. Категорически запрещено отклоняться от назначенной меры, поскольку среди побочных эффектов наблюдается развитие зависимости, аллергические реакции, тревожность, цефалгия, расстройства кишечника, бессонница. Категорически запрещен прием Аддералла при атеросклерозе, гипертонии и иных сердечно-сосудистых заболеваниях, глаукоме, наркотической или алкогольной зависимости.

  • нестимулирующие средства

При рассеянном внимании, вызванном СДВГ, часто назначают симпатомиметический препарат центрального воздействия Страттера. Данный медикамент может быть назначен пациентам всех возрастных групп старше 6 лет. Противопоказаниями являются пороки сердца, глаукома, гиперчувствительность к компонентам. Побочными эффектами бывают расстройства пищеварительной, центральной нервной, мочевыделительной и сердечно-сосудистой систем, ухудшение зрения и кожи. Назначают прием препарата 1 раз в сутки или 2 раза при условии деления дневной дозы наполовину. Рекомендуют прием дозами от 80 до 120 (максимум) миллиграмм.

  • антидепрессанты

Данные медикаменты помогают в случаях, когда причина рассеянного внимания связана с депрессией. Следует отметить, что антидепрессанты являются не такими действенными относительно улучшения сосредоточенности внимания, однако при депрессии или тревожном расстройстве способны устранить непосредственно причину.

Так, сравнительно легким для восприятия организмом препаратом является Флуоксетин. Препарат принимают курсом в течение 3-4 недель по 1 капсуле раз в день, преимущественно утром. Флуоксетин запрещено принимать при беременности и лактации, почечной или печеночной недостаточности, склонности к самоубийству. Предельно осторожно назначают данный препарат при эпилепсии, диабете, заболевании Паркинсона. Также можно отметить Мапротилин. Препарат принимают 3 раза в сутки по 50 миллиграмм. Запрещено употреблять средство при глаукоме, патологиях почек и печени, аденоме предстательной железы. Возможны побочные эффекты в виде аллергии, тахикардии, расстройства кишечника, проблем со зрением.

Эффективным препаратом является Энцефабол. Данное средство относится к препаратам, которые нормализуют обменные процессы в тканях мозга. Энцефабол в таблетках назначают по 2 таблетки 3 раза в день. Препарат следует запивать водой. Противопоказаниями являются беременность и лактация, непереносимость пиритинола и фруктозы.

Дополнительно назначают витамины в виде поливитаминных комплексов и физиотерапевтическое лечение.

В качестве вспомогательной терапии можно использовать лечение травами. Так, наиболее эффективными считаются мелисса, буквица, боярышник, северный проломник. Также используют народное лечение:

  1. Сушеный корень рябины настаивают в течение 4-6 часов в кипятке исходя из пропорции 1 ст. л. корня на 200 мл воды. Принимают настой, равномерно распределив вышеуказанную дозу для употребления в течение дня, через полчаса после каждого приема пищи. Курс лечения 1 месяц.
  2. Сосновые почки настаивают в кипятке исходя из пропорции 1 ст. л. корня на 200 мл воды. Принимают в течение дня равномерное количество настоя после еды. Противопоказанием являются патологии почек.
  3. Равномерно смешанные свежие соки моркови и свеклы употребляют 3 раза в сутки после еды.
  4. Считается, что помогает вдыхание ароматов эфирных масел розмарина, мяты, эвкалипта, базилика.

При обращении к гомеопатии рекомендуется обратить внимание на такие препараты:

  • Калькарея фосфорика (чаще всего назначают 3, 6 и 12 разведения)
  • Хамомилла (минимум 6 разведений)
  • Сульфур (дозы назначает специалист, зачастую 6 или 30 разведений)
  • Медорринум (дозы назначает специалист, чаще всего в комплексе с другими препаратами)

Противопоказаниями является гиперчувствительность к препаратам.

Отвечаем на вопросы подписчиков: «рассеянное внимание» у детей

22.01.2020

В группе «Клуб Паровоз» Вконтакте мы провели конкурс, условием которого было задать вопрос об анимации нашим экспертам. Сегодня отвечаем на вопросы подписчиков, и один из них — от Елены Прониной (орфография и пунктуация автора сохранены):

Добрый день! Подскажите, правда ли, что включенный телевизор, в частности мультфильмы, «для фона» приводят к рассеянному вниманию у ребенка?

Напоминаем, что интересующие вас вопросы вы всегда можете отправить нам на почту [email protected] 🙂

Анна Резникова, ОРКТ-терапевт, детский терапевтАнна Резникова, ОРКТ-терапевт, детский терапевт

Согласно толковому словарю Ушакова, внимание — это психический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений некоторые воспринимаются особенно ясно. В психологии этот термин можно определить как «сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо имеющее значение для человека».

Нас с детства учат быть внимательными и не делать сразу несколько дел, но в течение жизни, так или иначе, человеку необходимо уметь одновременно выполнять несколько действий. Это умение может закладываться в раннем детстве, в том числе и тогда, когда ребенок делает что-то важное, например, ест или играет и фоном включен телевизор или планшет.

Например, в мультсериале «Четверо в кубе», в одной из серий главная героиня Лера учит правила дорожного движения, чтобы в будущем научиться кататься на мопеде. Кубикам — гостям из космоса — тоже захотелось научиться вождению. Девочка очень сосредоточенно рассказывает им о правилах, но кубики ее не слушают и превращают площадку для обучения в трассу для гонок без правил. В итоге происходит авария и герои понимают, что нельзя переходить к практике без изучения теории, то есть «перескакивать» с одной задачи на другую. Таким образом, ребенок понимает, что фокусировать свое внимание нужно на одной задаче и только потом переходить к следующей.

На самом деле «рассеянное внимание» чаще всего появляется, когда человек либо сконцентрирован на своих мыслях, либо не умеет переключать свое внимание с одного объекта на другой. Поэтому многие психологи скорее скажут, что опаснее для психики смотреть мультфильмы поздно вечером или «не дозированно» и не по возрасту, чем включать мультфильмы фоном. Лучше всего задать себе вопрос, для чего вы включаете мультфильмы фоном, чего хотите этим добиться, и от чего пытаетесь отвлечь внимание ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *