Гимнастика для глаз для детей: в чем польза
Основную часть информации из внешнего мира дети получают с помощью органа зрения, по этой причине столкнуться с нарушением в работе глаз могут даже дошкольники. Свести к минимуму риск развития офтальмологических заболеваний поможет простая гимнастика. Чтобы ребёнку было интересно, занятия должны проходить в игровой форме. Поскольку заставить малыша делать что-либо, если ему неинтересно практически нереально. Гимнастика для глаз для детей тренирует мышцы, отвечающие за движение органа зрения, и положительно сказывается на физическом и умственном развитии.
Зачем нужна глазная гимнастика детям
Отличительная особенность упражнений для малышей заключается в том, что она проходит в игровой манере и сопровождается стихами, песенками, поговорками. Это помогает заинтересовать кроху, он охотно занимается.
Зарядка для глаз для детей снимает напряжение с органа зрения, расслабляет мускулатуру и тренирует мышцы. Также гимнастика устраняет отёчность век, нормализует процесс поступления крови к глазному яблоку. Поэтому её могут выполнять и взрослые люди. Если заниматься на регулярной основе, результат заметен спустя месяц после начала тренировок.
Зарядку рекомендовано проводить с двух лет. Для достижения максимальной эффективности, упражнения выполняют каждый день. Формирование зрения идет до двенадцати лет. Даже если у малыша нет проблем с глазами, проводите зарядку в профилактических целях. |
Показания к выполнению гимнастики для глаз детям
Чтобы подобрать подходящий комплекс упражнений, посетите окулиста. Он проведет необходимую диагностику и на основе полученных результатов, выберет зарядку. Гимнастика для глаз детям рекомендуется в следующих случаях:
- Генетическая предрасположенность к миопии, гиперметропии и астигматизму;
- Малыш постоянно жалуется на сильную усталость органа зрения, которая возникает из-за перенапряжения глаз;
- Наличие близорукости или дальнозоркости;
- Если ребёнок много времени проводит за ПК или книгами;
- При диагностировании серьезных патологий органа зрения.
Также рекомендуется выполнять упражнения для глаз для детей в качестве профилактики развития офтальмологических заболеваний.
Вернуться к оглавлению
Гимнастика для глаз в детских садах и яслях
В дошкольных учреждениях забота о здоровье ребёнка и профилактика офтальмологических недугов ложится на плечи воспитателя. Гимнастику выполняют все дети в группе:
- Малыши усаживаются за столом, положив голову на руки. Во время упражнения голова остается неподвижной, глаза двигаются по вертикали и горизонтали. Для младшей группы длительность упражнений составляет три минуты, для детей постарше занятия увеличиваются до пяти минут. Зарядка проводится два раза в день;
- Важно заранее подобрать комплекс упражнений. Для малышей в возрасте три года занятия должны сопровождаться веселыми играми и стихотворениями;
- В некоторых случаях гимнастика подразумевает движение головы.
При проведении зарядки важно обращать внимание на возрастную категорию детей. |
Двухлетний малыш не понимает, что такое «вращать глазами», поэтому необходимо применять различные предметы. Воспитатель медленно двигает их, а карапуз следит за перемещением объекта. В некоторых случаях можно разыграть целый спектакль, надев кукол на пальцы.
Гимнастика для детей дошкольного возраста
В этом случае используются простые и увлекательные упражнения, которые помогут выработать у малышей привычку регулярно выполнять зарядку. Гимнастика проходит в три шага:
- Разминка;
- Основная часть;
- Заключение.
На первом этапе дети выполняют простые движения глазами в разные стороны. Затем закрывают орган зрения ладошками и считают до пяти. В дошкольном учреждении гимнастику проводит воспитатель, дома этим могут заниматься родители.
Основной этап зарядки состоит из нескольких упражнений:
- Попросите детей посмотреть на кончик носа, затем он должны включить фантазию и представить, как он увеличивается, а после уменьшается в размерах. Главное условие маленькие «Буратино» не должны строить гримасы в процессе выполнения приёма;
- Одно из самых любимых упражнений у дошкольников – «Рожицы». Детки изображают животных, строят мордочки, щурятся и т.п.;
- Предложите малышам изобразить в воздухе глазами разнообразные геометрические фигуры.
В завершении гимнастики ребята рисуют с помощью носа. На доске закрепляют плакаты, изображающие животных, транспорт и иные предметы, с которыми знакомы малыши. Суть приёма – повторить рисунок глазками.
Упражнения для детей школьного возраста
Ребята постарше могут выполнять более сложную зарядку, направленную на укрепление глазодвигательной мускулатуры. Изменение комплекса приёмов связано с тем, что на орган зрения увеличивается нагрузка. Дети много времени проводят за книгами и компьютером не только в школе, но и дома.
- В течение десяти секунд необходимо моргать в интенсивном режиме, это поможет снять напряжение с органа зрения;
- Зажмурьте глаза и сосчитайте до пяти. Выполните три раза;
- Вытяните правую руку, перемещайте её влево, затем в противоположную сторону, вверх и вниз. Голова остается неподвижной. Повторите трижды;
- Двигайте глазами по кругу, нарисуйте в воздухе окружность. Три раза в левую сторону и столько же в правую.
На завершающем этапе закройте ладошками глаза и постарайтесь нарисовать цифры от нуля до девяти с помощью органа зрения. |
Вернуться к оглавлению
Гимнастика в домашних условиях
Важно выявить нарушение в работе зрительного аппарата на раннем этапе. Обнаружить отклонения у ребенка можно простым способом. Попросите его присмотреть к определенному объекту. При отсутствии отклонений он сможет детально его описать. Не игнорируйте визиты к окулисту, доктор сможет обнаружить проблему на регулярном осмотре и подобрать оптимальную терапию.
В домашних условиях гимнастику выполняют шесть раз в течение дня, длительность зарядки от двух до трёх минут. Чтобы малыш с удовольствием занимался, необходимо его заинтересовать. Расскажите ему, как важно, чтобы глазки были здоровыми и хорошо видели.
Выполняйте упражнения утром, во время прогулки на улице и несколько раз на протяжении дня. Задействуйте в гимнастике кубики, карточки с картинками и т.д. Обязательно следите за гигиеной зрительного аппарата: не разрешайте долго и близко смотреть телевизор, проводить много времени за компьютером. Занятия, требующие напряжения глаз, необходимо чередовать с другой деятельностью, например, прогулка на свежем воздухе.
Детская гимнастика для глаз в стихах
Данные упражнения взрослые могут выполнять вместе с детьми. Зарядка достаточно проста, малыши должны повторять действия, которые озвучены в стихотворении.
Вернуться к оглавлению
Гимнастика для глаз для детей по Аветисову
Российский доктор разработал несколько эффективных методик для повышения остроты зрения. По словам Эдуарда Сергеевича, приступать к профилактике офтальмологических заболеваний необходимо с юного возраста. Он предлагает несколько простых упражнений, на которые стоит обратить внимание родителям, чьи дети страдают от миопии или много времени проводят за ПК.
Комплекс состоит из трёх блоков. Положительная динамика намечается спустя несколько дней, постепенно нагрузка повышается. Первый комплекс включает в себя следующие упражнения:
- Закройте веки на три секунды, затем широко распахните глаза. Выполните от шести до восьми повторов;
- На протяжении двадцати секунд моргайте, отдохните немного. Закройте веки и аккуратно помассируйте глазами подушечками пальцев;
- Слегка надавите на глазное яблоко сквозь закрытые веки;
- Указательными пальцами придавите область между бровями.
Для укрепления мускулатуры органа зрения используют второй комплекс упражнений:
- Голова остается неподвижной, взор передвигается с пола на потолок. Повторите десять раз;
- Опустите глаза с потолка на пол по диагонали;
- Переместите взор по горизонтали;
- Вращайте глаза по кругу сначала по часовой стрелке, затем против неё. Старайтесь фиксировать все предметы, попадающие в поле зрения.
Завершением гимнастики становится комплекс приёмов, направленных на улучшение аккомодации:
- Вытяните руку, сфокусируйте на ней взор. Затем переведите взгляд на объект, расположенный на удалении;
- Согните руку и прикоснитесь указательным пальцем к кончику носа. Медленно вытягивайте руку, при этом внимательно следите за движением пальца;
- Приём перекликается с предыдущим упражнением. Только при отведении правой руки нужно закрыть левое око и наоборот;
- На окне нарисуйте небольшую точку и сфокусируйте на ней взор, затем переведите его на предмет, расположенный на улице.
Комплекс Аветисова эффективно борется с близорукостью и астигматизмом. |
Артикуляционная гимнастика
Чтобы малыш мог без проблем описать объекты, расположенные вокруг него отдельное внимание нужно уделить артикуляционным упражнениям. Поскольку патологии речевого аппарата опасны не меньше, чем проблемы с органом зрения. Для ребенка в возрасте от трёх до четырёх лет гимнастику сопровождают стихами и сказками. Главное, чтобы малышу было интересно заниматься.
Высокой эффективностью отличаются статические приёмы:
- «Улыбочка». Попросите ребёнка улыбнуться, не показывая при этом зубы и задержаться в таком положении на пять секунд;
- «Хоботок». Нужно сложить губки в трубочку и по максимуму вытянуть вперед;
- «Блинчик». Необходимо максимально расслабить мускулатуру языка, постараться уложить его на нижнюю губку и на десять секунд задержаться в такой позе.
Поскольку маленькие дети быстро устают за один раз рекомендовано выполнять не более трёх упражнений.
Эффективные приёмы для восстановления зрения
Офтальмологи выделяют ряд упражнений, направленных на устранение проблем с органом зрения. В тяжелых случаях рекомендовано выполнять ряд специфических приёмов.
«Ступенчатая гимнастика»
Основное предназначение методики – нормализовать работу аккомодационного аппарата. Главное преимущество упражнений в том, что в них задействованы все элементы органа зрения. Суть гимнастики заключается в переведении взора с ближних на дальние объекты. На каждом предмете необходимо сосредоточить взгляд на протяжении пяти секунд. Это требуется для активации аккомодации и восстановления ее функций.
Если имеются серьезные отклонения в работе глаз, то зарядку необходимо повторять после сильных зрительных нагрузок.
«Цифровая гимнастика»
Ребёнок прикрывает глаза ладошками, но не закрывает их. Главная задача – нарисовать оком цифры от одного до десяти. Затем повторить упражнение в обратном порядке. На выполнение приёма уходит не более двух минут.
Упражнение рекомендовано при сильных нагрузках на зрительный аппарат. Регулярное повторение приёма позволит нормализовать кровообращение. |
«Точечная гимнастика»
Упражнение восстанавливает остроту зрения. Возьмите лист чистой бумаги, изобразите на нём десять точек на расстоянии пять миллиметров друг от друга. Если имеются отклонения в рефракции, дистанция увеличивается до семи миллиметров.
Плакат располагают на расстоянии тридцать пять сантиметров от глаз. Ребёнок должен не только их рассмотреть, но и сосчитать. Постепенно отодвигайте лист, зафиксируйте дистанцию, на которой малыш не смог разглядеть точки.
«Зрительная дуга»
Используется для восстановления остроты зрения у самых маленьких пациентов. Также приём направлен на избавление от компьютерного синдрома. Посадите кроху перед окном, попросите его сосредоточить взор на коленках. Затем ребенок должен сфокусировать взгляд на различных предметах, расположенных вокруг него. Манипуляция повторяется от двух до трех раз, глаза двигаются по дуге.
Заключение
Зрительная гимнастика для детей – это прекрасный метод для предотвращения развития офтальмологических заболеваний. Упражнения не занимают много времени, но для достижения максимального результата необходимо повторять их регулярно. Ни в коем случае не принуждайте малыша делать зарядку! В подобной ситуации она не принесет результата. Постарайтесь его заинтересовать, проведите занятие в игровой форме. Выбор комплекса упражнений стоит доверить офтальмологу.
Из видеоролика вы узнаете, как правильно выполнять семь самых эффективных приёмов для восстановления зрения.
Вернуться к оглавлению
Методическая разработка (старшая группа) на тему: Картотека гимнастики для глаз для детей возраста 5-7 лет
Картотека гимнастики для глаз
I Комплекс
1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
II Комплекс
1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.
III Комплекс
-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.
-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.
-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
IV Комплекс
Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).
1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.
2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза
V Комплекс
«Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей.
Смотрят вверх.
Капай, капель не жалей.
Смотрят вниз.
Только нас не замочи.
Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи
VI Комплекс
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось дepевцо.
Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише…
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
VII Комплекс
«Рисование носом»
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
VIII Комплекс
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
IX Комплекс
«Снежинки»
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
X Комплекс
Лучик солнца
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Моргают глазами.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Отводят взгляд вправо.
XI Комплекс
Бег по дорожкам.
Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам — движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.
XII Комплекс
Спектр.
Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.
Картотека на тему: Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста
воспитатель ЧДОУ «Детский сад «Родничок» г.Перми
Макарова Людмила Викторовна
Глаза так много могут рассказать о человеке,
Слова и жесты вовсе не нужны,
Не зря же говорили люди,
Глаза – есть зеркало его души.
Анастасия Ланская
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.
Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?
Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики — является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте, которая проводится регулярно, не менее 2 — 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют разные движения.
Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.
В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:
- игровая физминутка; с предметами;
- по зрительным тренажёрам;
- комплексы по словесным инструкциям; со стихами;
- с опорой на схему;с сигнальными метками;
- с индивидуальными офтальмотренажерами;
- с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
- электронная зрительная гимнастика.
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Комплексы гимнастики для глаз для детей раннего возраста
1. «Забавный» тренинг
Задачи: Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.
Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.
Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.
2. «Рисование» взглядом
Задачи: Разнообразить движения глаз.
«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.
3. Чередование эпизодов света и темноты.
Задачи: «Раскачка» мышц глаз.
Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.
4. Игра «Найди зайку».
Задачи: Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.
Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то — одним, то — другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.
5. «1-2-3-посмотри»
Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.
На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.
6.«Птичка»
Задачи: Развивать двигательную систему глаз.
Ход:
Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)
Собой невелички.
Как они летели, (Вправо – влево)
Все люди глядели.
Как они садились, (Вверх – вниз)
Все люди дивились.
7.«Лошадка»
Задачи: Содействовать укреплению двигательной системе глаз.
Ход:
Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо – влево. (Вправо — влево.)
Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)
8. Упражнение «Солнышко»
Задачи: Снять физическое, психическое и зрительное напряжение
На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте
голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. «Здравствуй! — солнышку скажу».
9. Упражнение «Моргание»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет».
10. Глазодвигательные тренинги
Задачи: Формировать рациональные способы зрительного восприятия.
Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.
11. Упражнение «Прищепочки»
Задачи: Снизить нагрузку на глаза.
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.
12. Упражнение «Самолет»
Задачи: Снять зрительное утомление.
Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)
С ним собрался я в полет.
Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу (смотреть на кулак)
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,
Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).
13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»
Задачи: развитие зрительно – моторной координации
(глаза – руки,
Ход: (глаза – руки, умения ориентироваться в пространстве.
14. Упражнения «Воздушный шарик»
Задачи: развития зрительной координации.
Ход: Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом
можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.
Можно уменьшать или увеличивать размер шара.
15. Игра «Бегающий зайчик»
Задачи: Укрепление мышечной системы глаз.
Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за
черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.
16. Игра «Сидим и бросаем»
Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.
Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.
17. Упражнение «Зоопарк»
Задачи: способствовать увеличению остроты зрения.
Ход: Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток).
Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом
(сверху – вниз, снизу – вверх).
18. Упражнение «Солнечный зайчик»
Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.
Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете
(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».
Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.
19. «Новогодняя ёлка»
Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.
Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными
огоньками, но не в полной темноте.
20. «Аквариумные рыбки»
Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения.
Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,
блестящей чешуей.
21. «Кискины глазки»
Задачи: укрепить глазную мышечную систему.
Ход: выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза,
посмотреть вверх, вниз, в сторону.
22. «День — ночь»
Задачи: улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения
Ход: ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.
23. «Спи глазок, спи другой»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.
24. «Прятки»
Задачи: Разнообразить движения глаз.
Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались — нашлись»
4 эффективных упражнения. Зрение ребенка
Содержание:
Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение косоглазия и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.
ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!
Методика 1. «Ступенчатая гимнастика»
Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?
Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.
- Отойдите от окна на 1 метр.
- Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
- Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
- Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
- Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
- И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
- Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.
Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5–10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.
Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.
Гимнастика подходит для детей с пяти лет. Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.
Методика 2. «Цифровая гимнастика»
Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.
Всего такая гимнастика займет не более 2 минут. Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.
Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.
«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.
Методика 3. «Точечная гимнастика»
Направлена на улучшение остроты зрения.
Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.
Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.
Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7–10 дней, отмечая достижения.
«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50–70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.
Методика 4. «Зрительная дуга»
Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.
Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.
Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.
Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Консультация на тему: гимнастика для глаз для детей раннего возраста
Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.
Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме.
В условиях нашего общества малыши уже с раннего возраста начинают приобщаться к миру телевизоров и электронных гаджетов. Неудивительно, что глазки крохи устают быстрее, а потому зрение может начать портиться уже в этот момент.
Поскольку зрение у детей постоянно развивается, глазки требуют особой опеки. Для них были придуманы специальные тренировки. Ребенку интереснее выполнять упражнения, если они сопровождаются стишками потешками, поговорками, создавая определенный ритм. Игра увлечет любого непоседу.
Зрительная гимнастика для детей – очень полезное мероприятие, которое ничем не уступает лекарственным препаратам. Есть только одно условие – регулярность. Желательно выполнять упражнения в течение пяти минут 2 – 3 раза в день.
Причины ухудшения зрения:
Наследственность
Если у одного из родителей диагностировано заболевание глаз, имеющее генетическую природу (миопию, астигматизм)
Большие нагрузки на органы зрения
Постоянно возрастающие нагрузки, связанные со школьной и дошкольными программами.
Злоупотребление телевизором и компьютером
Частота смены кадров, неестественные цвета, слишком близкое расположение к телевизору или монитору, неправильное освещение.
Раннее чтение
Причины нарушения зрения у детей часто заключается в необоснованном стремлении родителей к раннему образованию. До 4-летнего возраста ребенку сложно фокусировать зрение на книге.
Заболевание позвоночника
Состояние позвоночника у детей является ярким примером: при постоянной сутулости развивается ухудшение кровообращение в органах, в том числе и головном мозге.
Недостаток физической активности
Насыщение тканей глаз кислородом- важное условие для сохранения зрения. Физические нагрузки предотвращают нарушения зрения.
Недостаток необходимых витаминов
Причинами ухудшения зрения могут быть неправильное составленное меню и недостаток витаминов.
Отсутствие ранней профилактики
Даже незначительные намеки на заболевания глаз у ребенка требуют ответственного отношения родителей. (сухость в глазах, жжение – немедленно обращаться у врачу)
Зрительная гимнастика помогает:
Снять физическую и психоэмоциональную напряженность;
Тренировать вестибулярный аппарат;
Развивать зрительную координацию;
Укреплять глазные мышцы;
Развивать зоркость и внимание;
Улучшить зрение.
Домбровская О.С.
Рекомендации для воспитателей по гимнастике для глаз для детей раннего возраста.
Упражнения предназначены для того, чтобы укрепить глазные нервы.
- Игра «темно-светло»: ребёнок крепко зажмуривает глаза на несколько секунд и снова открывает их.
- Упражнение «Бабочка». Пусть ребёнок несколько секунд подряд быстро открывает и закрывает глазки, делая движения ресничками, будто бабочка машет крыльями.
- Наблюдение за движущимся предметом. Отойдите от малыша на некоторое расстояние и медленно перемещайте какой-нибудь интересный предмет в разные стороны. Можно «обманывать» кроху, неожиданно передвигая предмет в противоположную сторону. Ребёнок должен уследить за каждым неожиданным движением.
- Маленькие детки любят пускать солнечные зайчики. Возьмите зеркало, и в солнечную погоду направляйте солнечных зайчиков на стены и потолок комнаты, малыш будет с интересом наблюдать за этим.
- Поставьте перед ребёнком два предмета: один прямо перед его глазами, другой на расстоянии двух-трех метров. Пускай малыш попеременно переводит взгляд с ближнего предмета на дальний.
- Можно просто подурачиться и построить различные гримасы, жмурясь и часто моргая. Подайте ребёнку собственный пример, и он немедленно включится в игру.
- Наши глаза отлично отдыхают в темноте, но, к сожалению, нам трудно избавиться от попадания света на сетчатку: даже в ночное время может мешать свет фонарей. Если плотно прикрыть глаза ладонями, то свет на них не попадает, глазные мышцы расслабляются.
Глазодвигательные тренинги- формировать рациональные способы зрительного восприятия. Перемещать взгляд на предметы, игрушки.
Упражнение «Ловим мыльные пузыри»
Задачи: развитие зрительно- моторной координации (глаза-руки)
Ход: (глаза-руки), умение ориентироваться в пространстве.
Упражнение «Воздушный шарик»
Задачи: развитие зрительной координации
Ход: перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом можно слушать музыку или напевать песенку. Можно уменьшить или увеличить размер шара.
Игра «бегающий зайчик»
Задачи: укрепление мышечной системы глаз.
Ход: предложить ребенку , сидя на стульчике следить взглядом за черно- белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте. При этом с ребенком разговаривайте.
Упражнение «Зоопарк»
Задачи: способствует увеличению остроты зрения.
Ход: разыщите на картинке всех собачек (кошек, зайчиков, бабочек). Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом.
Гимнастика для глаз
КОТ
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(поморгать глазками)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)
ДОЖДИК
Дождик, дождик, пуще лей.
(смотрят вверх)
Капель, капель не жалей.
(смотрят вниз)
Только нас не замочи.
(делают круговые движения глазами)
Зря в окошко не стучи.
СНЕЖИНКИ
Мы снежинку увидали, (дети берут снежинку в руку)
Со снежинкою играли. (вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, (отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели, (отвести её влево, проследить взглядом)
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… (поднимать снежинки верх и опускать вниз)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись. (покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)
Глазки закрываем, (закрыть ладошками глаза)
Глазки отдыхают. (дети складывают снежинки и садятся)
Цветок
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)
И вдруг проснулся, (прикрыть глазки ладошками)
Больше спать не захотел, (поморгать глазами)
Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, выдох)
Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями)
Ёлка
Ёлка плакала сначала от домашнего тепла, (потереть глаза)
Утром плакать перестала, (поморгать глазами)
Задышала. Ожила. (подышать)
Тише-тише
Как на горке снег, снег (поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев)
И под горкой- снег, снег (опустить руки, посмотреть на пальчики)
А под снегом спит медведь (присесть, сложить ладони у щеки)
Тише, тише- не шумите. (приложить указательный палец ко рту «Тсс!»)
Качели
Есть качели на лугу
Вверх- вниз, вверх- вниз. (поднимать и опускать руки, посмотреть глазками вверх, вниз)
Я качаться побегу
Вверх- вниз, вверх- вниз. (поднимать и опускать руки, посмотреть глазками вверх, вниз)
Отдыхалочка
Мы играли, рисовали
Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть- чуть.
А теперь мы их откроем
И немного поморгаем.
Ночь
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно глазки открывать.
Снова глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем их опять.
Картотека: Гимнастика для глаз по лексическим темам
Гимнастика для глаз в стихах по лексическим темам
1) «Детский сад»
«Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
2) «Игрушки»
Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой. | Посмотреть влево- вправо, вниз — вверх Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза. |
Веселый мяч помчался вскачь.
(Дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота,
(Смотрят вниз.)
Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
(Закрывают глаза.)
3) «Овощи»
Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег.
| Обвести глазами круг. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Посмотреть влево – вправо Влево — вправо. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза) |
Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий. Там редиска, там салат – Наша грядка просто клад! | Дети выполняют круговые движения глазами Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть влево, вправо. Быстро поморгать. |
4) «Фрукты»
Фруктовая загадка
Раз, два, три, четыре пять
Будем фрукты мы считать.
Перед нами лежит груша,
Сочная, но нельзя скушать.
Слева, на столе – лимон –
Фруктовый господин-барон,
Справа – яблоко в корзине.
Его купили в магазине.
Ну а снизу – апельсин,
На полу лежит один.
Сколько фруктов, посчитали?
Четыре фрукта – угадали?
Дети смотрят перед собой — Дети смотрят влево — Дети смотрят вправо — Дети смотрят вниз
5) «Лес. Деревья»
Вот полянка, а вокруг | Развести руки в стороны. |
Липы выстроились в круг. | Скругленные руки сцепить над головой. |
Липы кронами шумят Ветры в их листве гудят. | Руки вверх, покачать ими из стороны в сторону. |
Вниз верхушки пригибают | Наклониться вперёд. |
И качают их, качают. | Наклонившись, покачать туловищем. |
После дождика и гроз | Выпрямиться, руки поднять. |
Липы льют потоки слёз. | плавно опустить руки, перебирая пальцами. |
Каждый листик по слезинке | Руки вниз, энергично |
Должен сбросить на тропинки. | встряхивать кистями. |
Кап и кап, кап и кап — | Хлопать в ладоши, описывая руками |
Капли, капли, капли-кап! | Круг в одну и др. стороны. |
До чего же листик слаб! | «Уронить» руки. |
Он умоется дождём, | Погладить сначала одну, потом |
Будет крепнуть с каждым днём. | др. руку, сжать кулаки. |
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. | Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. |
Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.
Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.
Ветер тише, тише, тише… Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше! Встают и глаза поднимают вверх.
- Прогулка в лесу
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы — ягоды искать
Как прекрасен этот лес
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет — старушка, смотрят вправо
Справа сосенки — подружки. смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.
6) «Ягоды. Грибы»
Все больного навещают, Все больного угощают: Кто морошкой, Кто черникой, Кто сушеной земляникой. | Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево. |
Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)
Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)
7) «Моя страна»
На карте мира – части света — / посмотреть вверх, вниз
Как на ладони вся планета. / посмотреть вправо, влево
Здесь виден каждый океан, / круговые движения глазами
Очерчены границы стран.
Страна родная всех дороже — / закрыть глаза
Она видна на карте тоже, / широко открыть глаза
Её Россией мы зовём, / поморгать глазами
Границы свято бережём. / посмотреть прямо
8) «Семья. Моя родословная»
- Любопытная Варвара
Чтобы глазки не устали,
Поиграем вместе с Варей:
Мы налево поглядим,
Мы направо поглядим;
Ну а что там впереди?
А теперь поспим немножко: Опустим веки, закроем глаза ладошками.
А пока мы отдыхали,
Варвара рассыпала детали!
Ну-ка, вниз мы поглядим,
Все детали разглядим!
А теперь посмотрим вверх –
Выше всех, дальше всех!
А сейчас дружно встали,
Потянулись вместе с Варей,
Наклонились вместе с Варей.
Глазки закрыли!
Глазки открыли! 3 раза
Присели! Встали! Сели!
Веселы, бодры мы снова,
И к занятию готовы!
9) «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Сшила мама дочке платье голубое / посмотреть прямо
Платье голубое с белою каймою. / посмотреть вверх, вниз
До чего нарядно / посмотреть вправо, влево
Весело глядеть! / посмотреть прямо, улыбнуться
Надо это платье к празднику одеть / поморгать глазами
Мама дочке туфли / посмотреть прямо
Новые купила / посмотреть вниз
Дочке говорила: / посмотреть прямо
-До чего нарядно / круговые движения глазами
Весело глядеть!
Надо эти туфли к празднику надеть! / посмотреть прямо
10) «Народы России»
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!
11) «Квартира. Мебель»
Стол высокий, а стул ещё выше, посмотреть вверх, вниз
Есть у каждого свои крыши. посмотреть вправо, влево
На одной из них сидят, поморгать
На другой — блины едят. посмотреть прямо
Есть кровать, на ней лежат. закрыть глаза
А в шкафу бельё хранят открыть глаза
12) «Бытовые приборы»
- «У компьютера»
Мы с компьютером играли. (Сидя, потереть ладонями лицо)
Ох, глаза наши устали, (Слегка прикрыть глаза веками)
Надо глазкам отдых дать,
Будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем быстро мы моргать.
А теперь глаза закроем, (Выполнять упражнения в соответствии с указанием)
Широко опять откроем.
Раз – закроем, два – откроем,
Три – закроем, на четыре вновь откроем.
Раз, два, три, четыре, пять
Не устанем закрывать.
И ладошками глаза
Мы закроем не спеша,
Посидим в темноте.
Краска чёрная везде.
А теперь представим сразу,
Чёрную от сажи вазу.
Всё черным-черно кругом:
Чёрно небо, чёрен дом.
Снова мы глаза откроем,
На работу их настроим.
13) «Дом. Улица»
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
(повторить 3 — 4 раза)
14) «Новый год. Ёлка»
С новым годом! С новым годом! / посмотреть прямо, улыбаются
Здравствуй, Дедушка Мороз / широко открывают глаза
Он из леса мимоходом / круговые движения глазами
Ёлку нам уже принёс
Наша ёлка высока, / посмотреть вверх, вниз
Наша ёлка широка, / посмотреть слева на право
Не достанешь до макушки, / посмотреть вверх
Вот какая красота! / смотрят прямо, улыбаются
15) «Зимние забавы»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
16) «Зимние виды спорта»
Закружились, завертелись
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей.
Лёгкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга.
Улеглись повсюду.
Заблистали, словно жемчуг, —
Все дивятся чуду.
Заискрились, засверкали
белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки.
(Педагог держи в руках снежинку, выполняет ей различные движения, а дети следят глазами)
17) «Домашние птицы»
По лужку гусыня бродит, / круговые движения глазами
Из воды сухой выходит, / моргают глазами
Носит красные ботинки. / закрывают глаза
Дарит мягкие перинки / широко открывают глаза
Перелётные птицы
От полуденных лучей / закрывают глаза
Побежал с горы ручей, / смотрят вверх, вниз
И подснежник маленький / смотрят прямо
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы / смотрят вправо, влево
Работяги и певцы.
Воробьи у лужицы,
Шумной стайкой кружатся. / круговые движения глазами
И малиновка, и дрозд / смотрят на метку на стекле
Занялись устройством гнёзд: / моргают глазами
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке / смотрят прямо
18) «Зимующие птицы»
Удивляется луна: / широко открыть глаза
Засветились два окна, /смотрят влево, вправо
А за ними два крыла / моргают
Показались из дупла / посмотреть вверх
Тихо вылетела птица, / посмотреть вниз
Ночью ей в дупле не спиться. / широко открыть глаза
Если писк она услышит, / закрывают глаза
Плохо будет серой мыши /смотрят прямо
19) «Животные нашего края»
Летом ходит по дороге / глаза влево, вправо
Возле сосен и берёз / посмотреть сверху вниз
А зимою спит в берлоге. / закрыть глаза
От мороза пряча нос. / широко открыть глаза
А весною, как проснётся, / моргают глазами
Из реки воды напьётся, / закрывают глаза
Ловит рыбу и рычит. / широко открывают глаза
Здесь медведь уж не молчит. / смотрят прямо.
20) «Транспорт. Его виды»
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет…
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились.
По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
(Дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом-
(Выполняют движения глазами влево, вправо.)
Свободны машины и ночью и днем.
(Хлопают глазами.)
21) «Наша Армия. Военные профессии»
Раз – налево, два – направо,(посмотреть влево, посмотреть вправо)
Три –наверх, четыре — вниз.(поднять взгляд вверх, опустить взгляд вниз)
А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз)
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз! (быстро поморгать)
22) «Мамин праздник»
Дружно помогаем маме, / круговые движения глазами
Мы белье полощем сами
1-2-3-4- потянулись, / посмотреть вверх
Наклонились / посмотреть вниз
1-2-3-4-5- надо полоскать опять / посмотреть вправо, влево
Полоскали, полоскали,
А потом бельё отжали / закрыть глаза
За прищепки прицепляли, / поморгать
Ветерок на помощь звали. / посмотреть прямо
Ветер, ветер прилетай / круговые движения глазами
Нашей маме помогай /широко открыть глаза
23) «Ранняя весна»
К нам весна шагает /широко открыть глаза
Быстрыми шагами,
И сугробы тают / моргать
Под её ногами. / перемещать взор сверху вниз
Чёрные проталины / закрыть глаза
На полях видны / открыть глаза
Видно очень тёплые
Ноги у весны / посмотреть вниз
24) « Цветы»
Кружевницы ниткой кружева плетут, (Имитируют плетение)
Там цветы и птицы дивные живут.
Их иголочка “рисует” тут и там, (Отводят руки в стороны попеременно и
Нитка тянется за нею по пятам. прослеживают взглядом)
Но и мы умеем, кружева вязать, (Имитируют рисование кистью)
Будем кисточкой узоры рисовать.
Нарисуем мы узоры наверху, (Поднять голову, посмотреть вверх)
Завитушками листочки есть внизу. (Опустить голову, посмотреть вниз)
Слева можем мы бутоны положить, (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)
Справа инеем пушистым всё покрыть. (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)
Мы волшебные получим кружева, (Поднять руки вверх)
Будут радовать они нас, детвора. (Улыбаясь, опустить руки через стороны вниз)
25) «Народные праздники на Руси (традиции и игры)»
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
26) «Народная игрушка»
Сейчас мы в жмурки поиграем:
Веки сильно мы сжимаем,
Держим, держим, напрягаем…
И спокойно расслабляем.
Сидел со мной рядом за партой сосед.
Зажмурился я – и соседа уж нет!
Теперь головою крути не крути,
А в классе у нас никого не найти.
Открою глаза – и сосед мой на месте.
Зарядку для глаз выполняем все вместе.
27) «Посуда»
Сковородка не простая- / посмотреть прямо
На плите как золотая / нарисовать глазами квадрат
Рыба жарится, котлеты, / посмотреть вправо, влево
Белоснежные омлеты / закрыть глаза
Приготовит всё она- / открыть газа, поморгать
Вот какая сковорода! / посмотреть прямо
28) «Перелетные птицы»
Разотрем свои ладошки,
Разогреем их немножко. (Растирают ладони.)
Пальчики плотно друг к другу прижмем,
Свету проникнуть сквозь них не даем. (Делают лодочки.)
Ладошки – это лодочки у нас:
Одной закроем левый глаз,
Другой закроем правый глаз. (Закрывают глаза.)
О хорошем подумать сейчас в самый раз.
Глаза закрыты, ладоней не касаются…
Сейчас с них напряжение снимается.
(Думают о хорошем. воспитатель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.)
Тихонько уберем ладони,
Медленно глаза откроем.
То, что стало четче видно,
Мы от вас, друзья, не скроем.
29) «День космонавтики»
Раз, два, три (моргание глазами)
Ремни пристегни. Ракета ввысь лети. (глаза вниз, вверх)
Космонавты, глубже дыши. (глаза зажмурить)
Посмотри в иллюминатор, вдруг! (круговые вращения глазами)
Чудеса одни вокруг. (глаза влево-вправо)
В воздухе, как ласточки, мы парим (моргаем глазами)
Из отсека в отсек мы летим. (глаза влево-вправо)
Садимся в кресло мы с трудом (глаза вниз)
Еще трудней удержаться в нем…
Вот приземляемся мы на Земле, (газа к носу)
Чтобы знания получить тебе и мне. (Смотрим вдаль)
30) «Рыбы»
Под корягой дремлет сом,
Шевелит усами… / легко закрыть глаза
Ну какой же это сон,
Посудите сами? / круговые движения глазами
Чуть прилег, и вдруг налим
Очутился рядом с ним, / посмотреть влево, вправо
В самой гуще камыша
Два поссорились ерша. / посмотреть влево, вправо
Щука щелкнула зубами…
Что за сон – судите сами! / поморгать глазами
Сом усами шевельнул,
Рассердился и … заснул. / зажмурить глаза, легко закрыть глаза
31) «Город Москва, Санкт-Петербург»
Смотрит вправо — никого, Смотрит влево — никого. Раз-два, раз-два — Закружилась голова. Глазки закрывали, Глазки отдыхали. Как откроем мы глаза, Вверх посмотрим, да-да-да. Вниз ты глазки опусти, Вверх опять их подними. Пальцами погладь глаза, Отдыхать пришла пора. | Резко переводят взгляд вправо- влево. Выполняют круговые вращения глазами. Закрывают глаза; Резко переводят взгляд вверх вниз Мягко поглаживают веки указательными пальцами. |
32) «День Победы»
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо —
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
33) «Государственная символика России»
Мы так долго рисовали.
(Сидя, потереть ладонями лицо)
Ох, глаза наши устали,
(Слегка прикрыть глаза веками)
Надо глазкам отдых дать,
Будем быстро мы моргать.
(Быстро моргать)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем быстро мы моргать.
А теперь глаза закроем,
(Выполнять упражнения в соответствии с указанием)
Широко опять откроем.
Раз – закроем, два – откроем,
Три – закроем, на четыре вновь откроем.
Раз, два, три, четыре, пять Не устанем закрывать.
И ладошками глаза
Мы закроем не спеша,
Посидим в темноте.
Краска чёрная везде.
А теперь представим сразу,
Чёрную от сажи вазу.
Всё черным-черно кругом:
Чёрно небо, чёрен дом.
Снова мы глаза откроем,
На работу их настроим.
34) «Насекомые»
Прилетела к нам вчера / широко открыть глаза
Полосатая пчела, / поморгать глазами
А за нею шмель – шмелёк / посмотреть вверх
И весёлый мотылёк / посмотреть вниз
Два жука и стрекоза, / посмотреть вправо, влево
Как фонарики глаза /круговые движения глазами
Пожужжали, полетали, / поморгать глазами
От усталости упали / закрыть глаза
Тема | Название гимнастики | Текст рифмовки | Описание действий и инструкций педагога |
Овощи | «Огуречик» | Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик, Там мышка живет. Тебе хвостик отгрызет. Смотрят вправо, влево. | Моргают глазами. (повторить 2 – 3 раза) |
«Овощи» | Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий. Там редиска, там салат. Наша грядка просто клад. | Моргают глазами Смотрят вниз. Смотрят влево – вправо. Моргают глазами. (повторить 2 – 3 раза) | |
«Стручок гороха» | Раскололся тесный домик На две половинки, И посыпались оттуда Бусинки – дробинки. | Моргают глазами. Смотрят вправо, влево. Смотрят вверх, вниз. (повторить 2 – 3 раза) | |
«Огород» | В огороде мы гуляем, За овощами наблюдаем. К солнцу тянется лучок И горошка стручок. Вот морковка красная, Девица прекрасная. Справа – баклажан, капуста Разрослась на грядке густо. Хорошо мы погуляли И немножечко устали. | Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз. Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Смотрят влево. Смотрят вниз. Смотрят вправо. Смотрят вверх. Моргают глазами. Закрывают глаза. (5-10секунд) (повторить 2 – 3 раза) | |
Фрукты | «Фруктовая зарядка» | Раз, два, три, четыре, пять. Будем фрукты мы считать. Перед нами лежит груша, Сочная, но нельзя скушать. Слева, на столе — лимон, Фруктовый кисленький барон. Справа – яблоко в корзине. Его купили в магазине. Ну, а снизу апельсин, На полу лежит один. Сколько фруктов, посчитали? Четыре фрукта – угадали. | Моргают глазами. Смотрят перед собой. Смотрят влево. Смотрят вправо. Смотрят вниз. Закрывают глаза. Открывают глаза, отвечают – 4. (повторить 2 – 3 раза) |
«Фрукты» | Знают взрослые и дети: Много фруктов есть на свете! Яблоки и апельсины, Абрикосы, мандарины, И бананы, и гранаты Витаминами богаты. | Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз. Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Быстро моргают глазами. Сильно зажмуривают глаза. (повторить 2 – 3 раза) | |
«Компот» | Будем мы варить компот – Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. | Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз. Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Смотрят влево – вправо. Смотрят вверх – вниз. Зажмуривают глаза. Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз, затем вправо – вверх, влево – вниз. Моргают глазами 8 раз. (повторить 2 раза) | |
Деревья, кустарники | «Клён» | Ветер тихо клен качает. Влево — вправо наклоняет, Ветер дует, задувает, Листья с дерева срывает. | Закрывают глаза. Двигают глазами влево – вправо. Двигают глазами вверх – вниз. Быстро моргают глазами. (повторить 2 – 3 раза) |
«Ёлка» | Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки Вот такой ширины. Есть над нашей ёлкой шишки, Рядом есть – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. | Смотрят вверх. Фиксируют взгляд наверху, затем смотрят вперёд. Смотрят вправо. Фиксируют взгляд справа, затем смотрят вперёд. Смотрят влево. Фиксируют взгляд слева, затем смотрят вперёд. Смотрят вниз, Фиксируют взгляд внизу, затем смотрят вперёд. Зажмуривают глаза. (повторить 2 раза) | |
«Тополь» | Может с крыши, может с неба То ли вата, то ли пух, Или, может хлопья снега Появились летом вдруг? Кто же их исподтишка Сыплет, будто из мешка? Отвечают – тополь. | Смотрят вверх, смотрят вниз. Смотрят вправо, смотрят влево. Моргают глазами. Широко открывают глаза. (повторить 2 раза) | |
«Листочки» | Ах, листочки как летят, Всеми красками горят. Лист кленовый, лист резной, Разноцветный, расписной. Шу – шу – шу, шу – шу – шу, Как я листьями шуршу. Но подул вдруг ветерок, Закружился наш листок, Полетел над головой Красный, желтый, золотой! | Выполняется с реальным предметом или имитацией (лист клёна) в руке педагога. Педагог выполняет действия с предметом, дети про-слеживают их взглядом. Смотрят сверху вниз. Смотрят снизу вверх. Смотрят влево, вправо. Смотрят влево, вправо. Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз. Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Прослеживание траектории «полёта» листа. (повторить 2 раза) | |
«Осенний лес» | Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес. Слева сосны, справа – дуб. Дятел сверху тук да тук. Глазки ты закрой, открой И скорей бегом домой! | Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз, Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Смотрят влево – вправо. Моргают глазами. Закрывают, открывают глаза. (повторить 2 — 3 раза) | |
Грибы | «Опята» | Посмотри – ка вокруг, сколько опят! Шляпки грибов, как монетки горят. От шляпок рябит в глазах у ребят. | Выполняется с фиксацией взгляда на указательный палец (можно использовать элементы пальчикового театра – грибы, повторить 2 – 3 раза. Смотрят влево – вправо. (2 раза) Смотрят вдаль. Быстро моргают глазами. (повторить 2 – 3 раза) |
«Подосиновик» | Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я – подосиновик. | Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз. Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Смотрят вдаль на точку фиксации (н-р: на окне или др.). Закрывают глаза. (5- 10 секунд) (повторить 2 – 3 раза) | |
«Грибы» | На лесной полянке Среди травы и пней Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных! Растут грибы, грибочки. Готовим кузовочки! | Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз. Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Смотрят влево. Смотрят вправо. Смотрят вперёд, вдаль. Моргают глазами. (повторить 2 – 3 раза) | |
«Осень» | Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью поводила. Пожелтел орешник и зарделись клены. В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите, осень в золото одета! | Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз, Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Смотрят влево – вправо. Смотрят вверх – вниз. Зажмуривают глаза. Открывают глаза. (повторить 2 — 3 раза) | |
Наше тело | «Глазки» | Живет мой братец за горой, Не может встретиться со мной. Смотрят вправо. Смотрят влево. Моргают глазками. | (повторить 2 — 3 раза) |
«Ножки» | Нарядили ножки в новые сапожки. Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. В грязь не заходите. Сапожки не порвите. | Выполняется у окна с видом на дорожку к детскому саду. Смотрят вниз на ноги. Смотрят вдаль – прослеживают путь по дорожке от детского сада вдаль и обратно. Моргают глазами. (повторить 2 — 3 раза) | |
«Части тела» | Глазки вправо, глазки влево. И по кругу поведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко отдохнём. Посмотри на кончик носа И на лоб свой посмотри. Вправо – влево ты на руки, Вниз на ноги посмотри. Молодцы! Глазки закрываем. Медленно вдыхаем, А сейчас давай опять Глазки заставляй моргать. | Смотрят вправо – влево. Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз. Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Моргают глазами. Смотрят вперед. Смотрят на «кончик носа» — вниз. Смотрят на «лоб» — вверх. Руки в стороны — вперёд: смотрят на кончики паль-цев правой, затем левой руки. Смотрят вниз. Смотрят на педагога. Закрывают глаза, спокойно дышат. Моргают глазами. | |
Предметы гигиены | «Мочалка» | Мочалка у Иринки Пошла гулять по спинке. И пока она гуляла, Спинка розовая стала. | Выполняется с реальным предметом или имитацией мочалки в руке. Фиксируют взгляд на предмете в вытянутой вперёд руке, выполняют плавные движения – вверх — вниз, прослеживают их взглядом. (повторить 2 — 3 раза) |
«Полотенце» | Говорит дорожка – два вышитых конца. Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица! Иначе ты в пол дня испачкаешь меня. | Смотрят влево, вправо. Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз. Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз Моргают глазами. (повторить 2 — 3 раза) | |
«Про зубную щетку» | Чтобы зубы были белыми Нам зубную щетку сделали, С выгнутою спинкой, С твердою щетинкой. Улыбайся во весь рот, Пусть любуется народ. | Выполняется с реальным предметом или имитацией в руке педагога. Педагог выполняет действия с предметом, дети прослеживают их взглядом: Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз. Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Смотрят влево. Смотрят вправо. (Имитация чистки зубов) Улыбнуться друг другу. (повторить 2 — 3 раза) | |
Моя семья | «Моя семья» | Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Это – я, Это – бабушка моя, Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет. | Моргают глазками. Смотрят вправо. Смотрят влево. Смотрят вперёд. Смотрят вправо. Смотрят влево. Смотрят вперёд. (повторить 2 — 3 раза) |
«Бабушка» | Бабушка очки надела, У стола на стул присела. Только в книжку заглянула, Улыбнулась и … заснула. | Смотрят вперёд. Смотрят вниз. Смотрят вперёд. Закрывают глаза на 5 – 10 сек. (повторить 2 — 3 раза) | |
«Здесь живёт моя семья» | Стоит дом в два этажа, Здесь живет моя семья. Возле дома дивный сад. Тут мы любим отдыхать. Справа по дорожке мама с братиком любят гулять. Слева – на скамеечке дедушка с бабушкой сидят. Там вдали отец с сестрой я гляжу. И с улыбкой с лавочки за всеми я слежу. | Смотрят снизу вверх. Смотрят сверху вниз. Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз. Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз. Смотрят вправо. Смотрят влево. Смотрят вперёд. Улыбнуться. (повторить 2 раза) | |
«Семья» | Один, два, три, четыре! Кто живёт в моей квартире? Один, два, три, четыре, пять! Всех могу пересчитать. Папа, мама, брат, сестрёнка Мой щегол, сверчок и я. Вот и вся моя семья! | Моргают глазами. Смотрят вправо, влево. Моргают глазами. Смотрят вправо, влево. Смотрят вправо, влево, вверх, вниз. Смотрят вправо, влево, вверх, вниз. Моргают глазами. (повторить 2 раза) |