Упражнения для постановки звука к – артикуляционная гимнастика и логопедические упражнения

Содержание

правильная артикуляция и способы научить ребенка говорить букву Т

Постановка звука “Т” — наша сегодняшняя тема. Если эта проблема актуальна для вас и вашего малыша… Если ваш ребенок вместо слова “футбол” говорит “фукбол”.

А еще, если:

  • переставляет согласные (таблетка — таблекта),
  • теряет “Т” (птичка — пьичка),
  • заменяет (дети — деци).

Тогда читайте нашу статью. В ней мы расскажем о том, как поставить звук “Т” у ребенка, как закрепить его произношение в повседневной речи.

Правильная артикуляция звука “Т”

Артикуляционный уклад звука Т

Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:

  • слегка разомкнуть губы и зубы;
  • языком упереться в передние верхние резцы;
  • поднять мягкое небо;
  • обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
  • не включать голос.

При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.

Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.

Постановка звука “Т” поэтапно

Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.

Последовательно выполните такие упражнения:

Упражнение Улыбка

Упражнение Непослушный язычок

Упражнение Блинчик

Упражнение Качели

Упражнение С соломкой

На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:

Упражнение Задувание свечи

Упражнение Сдуй снежинку

Упражнение Загоним мяч в ворота

Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:

Характеристика звука Т

Покажите на картинках слова с этой буквой, обратите его внимание, как она выглядит и как звучит:

Слова на букву Т

Постановка звука “Т”

Есть несколько способов для логопедов, используя которые можно поставить “Т”:

  • по подражанию;
  • механический;
  • от других звуков;
  • артикуляционная гимнастика.

Давайте разберем каждый из них подробнее.

По подражанию

Покажите малышу перед зеркалом, как расположить язычок; продемонстрируйте, как толчками выходит воздух; акцентируйте его внимание на то, что голос при этом не образуется.

Спросите его: “Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук — тук”.

Чтобы научить ребенка говорить букву “Т”, попросите его улыбнуться, и немного высунув язычок, плюнуть. Отработав такой навык, можно учиться произносить “Т” уже с правильным положением язычка.

Используйте иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука.

Для фонематического восприятия называйте слова с “Т”, пусть ребенок научится определять его на слух.

Для формирования кинестетического образа малышу будет интересно ощутить короткие воздушные толчки на своей ладошке при произнесении этого звука.

Механический способ постановки “Т”

Если произносить “Та”, положив язык между зубами, а в это время шпателем немного поднять верхнюю губу, то такой прием приводит к тому, что кончик языка занимает правильную позицию за верхними зубами и становится возможным правильное произношение.

Постановка “Т” от других звуков

“Т” можно поставить от “П”. Для этого попросите ребенка повторять “па-па-па”, держа широкий язык между губами. Теперь пусть он широко улыбнется, продолжая повторять  то же самое. Вместо “П” слышится “Т”.

Чтобы поставить “Т” от “С”, нужно слегка прикусив язык, попытаться произнести  “С”, а потом ритмично смыкать и размыкать зубы. Будет получаться звук “Т”.

Чтобы снять излишнее напряжение во время постановки и расслабить мышцы лица, можно помассировать их подушечками пальцев. А еще — вздохнуть, а потом выдыхая, сказать “Уфф” и улыбнуться:)

Артикуляционная гимнастика для “Т”

Целью артикуляционной гимнастики, как способа постановки звука, является укрепление мышц речевого аппарата, увеличение его подвижности, отработка нужного подъема языка, развитие его гибкости, освоение навыка им управлять.

Выполните комплекс, состоящий из следующих упражнений:

Упражнение Слоник

Упражнение Вкусное варенье

Артикуляционное упражнение Чистим зубки

Упражнение Индюк

Упражнение Лошадка

Упражнение Часики

Автоматизация “Т”

Чтобы поставленный звук в повседневной речи звучал уверенно, его надо закрепить. Поэтому на этапе автоматизации его произношение отрабатывают в слогах, словах и предложениях.

Если с ребенком повторять слова, разучивать чистоговорки и стихи, отгадывать загадки, где есть эта буква, проговаривать скороговорки, читать тексты, играя, а не сидя за столом, то процесс освоения нужного звука пойдет значительно быстрее.

Повторяйте вместе с ребенком слоги:

Автоматизация Т в слогах

Поиграйте в слова:

Автоматизация Т в словах

Прочитайте чистоговорки со звуком “Т”:

Автоматизация Т в чистоговорках

Автоматизация Т в чистоговорках

Постарайтесь выговаривать “Т” в скороговорках:

Автоматизация Т в скороговорках

Отгадайте загадки на букву “Т”:

Автоматизация Т в загадках

Объясните значение фразеологизмов на букву “Т”:

Автоматизация Т фразеологизмы

Автоматизация Т фразеологизмы

Повторите предложения:

Автоматизация Т в предложениях

Дифференциация “Т”

На этапе дифференциации у дошкольников развивается навык различать “Т” и созвучные ему “Д”, “К”, “Г”.

Уметь дифференцировать звуки — это значит, понимать отличие в артикуляции, фонематическом звучании, определять их местоположение в составе слова.

Здесь тот же алгоритм. Проблемный звук отрабатывается в паре с близким по звучанию в слогах, словах и предложениях.

Итак, прочитайте слоги:

Дифференциация Т в слогах

Слоги “Та”, “Ка” есть в начале и в конце слов, назовите их:

Дифференциация Т в слогах

Дифференциация Т в слогах

Слова для дифференциации “Т”:

Дифференциация Т в словах

Вставьте нужную букву:

Дифференциация Т в словах

Прочитайте словосочетания и предложения:

Дифференциация Т в словосочетаниях

Дифференциация Т в предложениях

Разучите стихи:

Дифференциация Т в стихах

Попробуйте повторить без запинки:

Дифференциация Т в скороговорках

Дифференциация Т в скороговорках

А теперь задание для детей и взрослых — поиграйте в игры.

Как добраться к домику? Только отгадывая слова 🙂

Дифференциация Т игры

Помогите бабушке и дедушке собрать картинки:

Дифференциация буквы Т игры

Точку ставить еще рано

Чтобы, уже имея в своем арсенале правильно поставленный звук “Т”, не продолжать говорить по привычке, ребенку нужна поддержка взрослых и мотивация. Находясь в кругу сверстников, так легко расслабиться и перестать контролировать себя.

Но зато как можно гордиться собой за то, что собственными усилиями, терпением, упорством смог одолеть непокорный звук. Не без помощи взрослых, конечно. 🙂

Теперь он звучит правильно. А малыш готов к новым свершениям!

kakgovorit.ru

Занятие на тему: «Постановка звука к»

Конспект индивидуального занятия

по теме «Постановка звука [к]».

Вид занятия: постановка.

Цели занятия:

  1. Учить выполнять артикуляционные упражнения для [к], формировать длительную направленную воздушную струю;

  2. Развивать фонематический слух, мимическую выразительность, память, внимание, мелкую моторику.

  3. Воспитывать доброжелательность, любовь и бережное отношение к природе.

Оснащение занятия: Игрушки деревьев, зайца, волка, медведя, лошадки, лисы, белки, грибов, кукушки.

Картинки, на которых изображены катание на лыжах, на коньках, на санках, лепка детьми снеговика.

Литературный ряд: Стихи А. Барто, Б.Заходера, Н. Кукловской, М. Грозовского.

Ход занятия.

1.Организационный момент (приглашаю в кабинет ребёнка, приветствую его. Садимся с ним перед зеркалом за стол, на котором стоят изображения деревьев и белки).

-Дима, с каким настроением, ты пришёл на урок? Посмотри, на картинке, и покажи мне это настроение своим лицом (показывает мимикой). Я очень рада, что на занятие ты пришёл с хорошим настроением.

-Сегодня мы с тобой будем бельчатами и отправимся в лесное путешествие! Но сначала давай немного разомнёмся, повторяй все движения за мной:

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных вниз).
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям)
Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание)
Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза)
А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам)
А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают губы от середины к сторонам)
Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание обеих губ вперёд, поцелуй).
Губки тянем влево-вправо (выполнять соответственно словам).
Хорошо! Ещё разок! (выполнять соответственно словам).
Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые движения губами влево).
И в другую сторону: по-смо-три! (круговые движения губами вправо).
Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят пальцами от середины губ до уголков рта).
Ведь они устали, им отдохнуть пора.
По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее движение от крыльев носа к ушам).
Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).
А теперь погладим шейку и тихонько посидим (Медленно гладят шею сверху — вниз)
-Какой ты молодец! Ну а теперь, отправляемся в путешествие.

2.Артикуляционная гимнастика.

А) Упражнения для губ.

-И поедем мы с тобой на автомобиле. Пристегнули ремни?

Нажимаем на педаль –

И машина мчится вдаль!

(вибрация губ)

-На пути нам встретился волк! Рррр… Ах, какой же он страшный! Какие у него острые зубы! Но мы его не боимся! Давай покажем волку, что и у нас тоже есть зубки. (Упражнение «Заборчик» — Улыбнуться (зубы видны), удерживать губы в таком положении.)

-Испугался волк, чуть не плачет… Давай улыбнёмся ему- покажем, что не такие уж мы и страшные (Упражнение «Улыбочка»- Удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видны.)

-Ну вот, кажется, мы подружились с волком. А ты знаешь, что он любит песни петь? Вот так: «У-у-у». Давай подпоём нашему новому другу? (артикулирование гласных звуков [а], [о], [у]). А теперь беззвучно «У» (Упражнение «Трубочка»- Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.)

— Сейчас будем чередовать два упражнения «Заборчик»- «Трубочка». (Улыбнуться (зубы видны), удерживать губы в таком положении, вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой). У тебя очень хорошо получается!

-Пришло время попрощаться с волком.

Волк на пне сидит, вздыхает,

Вслед нам лапкою махает.

-Пока- пока! Мы отправляемся дальше…

Б) Упражнения для языка.

— На пути нам встретился медведь!

Медведь поесть малину мечтал в глуши лесной,

Но с нами неожиданно столкнулся под сосной!

-Рассердился мишка, решил побороться с нами — силами померяться. (Упражнение «Кто сильнее?» — Рот открыть, улыбнуться. Язык высунуть вперёд. Широкой стороной шпателя давить на кончик языка ребёнка, стараться затолкать его внутрь рта. Ребёнок, в свою очередь, должен упираться в шпатель кончиком языка, стараясь не запустить его в рот.)

-Вот какие мы сильные! Справились с медведем!

-Кто же это нам навстречу скачет, звонко цокая копытцами? ( Упражнение «Лошадка» — Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку).

Я люблю свою лошадку

Причешу ей гриву гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

-Шагаем мы дальше по лесу…

Надо очень тихо идти,
Чтоб ее не вспугнуть и услышать.
Где-то сидит высоко на суку
И считает года – ку-ку.
Вот впереди опушка,
А вот и она –кукушка!.

-Как кукует кукушка? (ку — ку- ку)

-Долго мы шли…Вот впереди горка. (Упражнение «Горка» — Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинка языка поднята вверх).

-Рядом с горкою нора. Здесь живёт зайчик. Замёрзли мы. Попросимся в норку к зайчику погреться? Зайчик в своём доме маленький ремонт затеяла -потолочек белит. Поможем ему? (Упражнение «Маляр» — Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба).

Какие мы помощники! Решила нас зайчик угостить. У него есть грибные запасы для гостей (Упражнение «Грибок», Рот открыть. Язык присосать к нёбу).

-Ну вот, согрелись. Отправляемся дальше. Навстречу нам лисичка- сестричка. Смотрит лукаво, подмигивает. Давай покажем лисичке (упражнение «Фокус»- На нос ребенку кладем кусочек ватки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх).

— Какой ты молодец, настоящий фокусник!

3. Формирование фонематического слуха.

Игра «Хлопни в ладоши».

А) Выделение [к] из ряда звуков.

-Лиса очень любит играть в разные игры. Вот и сейчас предлагает она тебе в прятки сыграть со звуками. Спрятала лисичка звук [к] , а тебе его найти нужно. Как только услышишь его – хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

к, г, т, х, н, к.

Б) Выделение [к] в слоге из ряда слогов.

-Как только услышишь [к] в слоге «ка» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

ка, га, та, ха, на

-Как только услышишь [к] в слоге «ак» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

ак, ат, ах, ан

-Как только услышишь[к] в слоге «ко» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

ко, го, то, хо, но

Как только услышишь [к] в слоге «ок» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

ок, от, ох, он.

-Как только услышишь [к] в слоге «ку» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

ку, гу, ту, ху, ну

Как только услышишь [к] в слоге «ук» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

ук, ут, ух, ун.

— Молодец! А мы прощаемся с лисой, говоря ей «До свидания!», и отправляемся дальше.

4. Пальчиковая игра со звуковым сопровождением «Белочки».

-Дошли мы с тобой до старого лесного дуба. Послушай, внимательно загадку, и отгадай, кто здесь живет:

Бережлива и игрива.
Егоза. Ловка на диво. 
Классно может вскачь бежать
Ас орехи разгрызать.(Белка)

-Правильно, это Белочка. Давай поможем Белочке, построить домик. Повторяй, все движения за мной.

«Домик для зайчат»

Стук, стук, постук,                стучать кулачками друг о друга

Раздается где-то стук.

Молоточки стучат,

строят домик для зайчат.

Вот с такою крышей            ладошки над головой

Вот с такими стенами          ладошки около щечек

Вот с такими окнами           ладошки перед лицом

Вот с такою дверью             одна ладошка перед лицом

И вот с таким замком          сцепили ручки в «замок»

-В какую интересную игру с пальчиками поиграли, придя в гости к Белочке? Понравилась тебе игра? (ответ ребёнка)

4. Развитие связной речи.

-Зайчик приготовил для тебя ещё задание. (Ребёнку даётся картинка для просмотра, на которой изображена картинка зимы)

-Рассматривая картинку, послушай рассказ, а потом ответь, пожалуйста, на вопросы.

Красиво зимой! Все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елок лежат целые сугробы. Заденешь ветку — снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей.

-Кого спрятала зима? (Спящего под снегом медведя.)
-Зайцу, который зимой по лесу, по полю бегает, подарила зима новую шубу. Помнишь, какая у зайца зимняя шубка? (Белая, теплая, пушистая)


Зимующие в лесу птицы в морозы ближе к жилью перебираются. Знают — люди им помогут! Какие птицы прилетели к нам зимой на участок? Какие живут на наших участках постоянно? (Синицы, воробьи, вороны, свиристели, снегири)

-Как мы заботимся о птицах? (Делаем кормушки.)
-Зима не только красива. Зима — веселое время года. Зимой можно… помогай мне! (Кататься с горки на санках, бегать на лыжах, кататься на коньках, лепить снеговиков) .По мере перечисления ребёнком зимних развлечений я показываю соответствующие картинки.

-Скажи, тебе нравится зима? Почему? (ответ ребёнка)

-Зайчик очень доволен тем, как ты отвечала на вопросы. Давай ещё раз вспомним то, о чём рассказывал тебе зайчик. (ребёнок смотрит на картинку и составляет рассказ).

5. Итог занятия.

-Вот и закончилось наше путешествие. Погуляли мы по лесу. Каких животных встретил на своём пути? (ребёнок перечисляет животных). Ты очень хорошо выполнял задание всех животных- молодец! У тебя всё замечательно получалось, а на следующем занятии получится ещё лучше!

infourok.ru

Материал по логопедии по теме: Комплекс артикуляционных упражнений для правильного произношения заднеязычных звуков.

Комплекс артикуляционных упражнений для  правильного произношения заднеязычных звуков.

1. «Наказать непослушный язычок».

«Массаж»

Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

a)Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

b) Шлепаем язычок губами: «Пя-пя-пя»

2. «Накажем непослушный язычок».

Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Произношение слогов («пя-пя-пя») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

3 «Лопаточка(Блинчик) ».Удерживаем под счет до 10, спокойный, широкий язык на нижней губе.

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Губы растянуты в улыбке. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Накажем непослушный язычок». 

4. «Чистим нижние зубки».  Почистим нижние зубки изнутри, сначала из стороны в сторону , потом сверху вниз.

5.  «Прятки» .

Цель: укреплять мышцы боковых краев язы-ка, учить втягивать и выд¬вигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.

Педагог говорит: «Нагл Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он прячется в домик, и сделайте так несколько раз».

Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и

 убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но нахо¬дится внизу.

Необходимо следить, чтобы дети сидели прямо, не закрывали рот, излишне не напрягались

 6. «Язычок-борец» ,«Кто сильнее».

Цель: укреплять мускулатуру языка.

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «мостик» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «мостик». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

7. «Змейка».

Цель: укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.

Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз».

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

8. «Горка» (Кошка сердиться, выгнула спинку).

Цель: учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.

Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку.

Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. Губы в улыбке!

9.  «Горку построим —горку разрушим»

Цель: Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

10. «Катание с горы»

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих, щипящих, заднеязычных. Укреплять мышцы языка.

Научиться направлять воздушную струю.

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «Горка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («Горка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

11.  «Поцокивание».

Присасывание спинки языка к твердому небу. Кончик языка у нижних десен.

12. «Споем песенку»

ОУ-ИЭ

Цель:

a. Поднимать заднюю часть спинки языка вверх-при отработке звуков [О] и [У].

b. Умение удерживать кончик языка за нижними зубами [И] и [Э]

13.  «Пароход».

Цель: учить непроизвольно оттягивать язык кзади.

Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы-ы-ы… Как пароход дает сигнал? »

Дети по подражанию произносят: ы-ы-ы…

Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык оттягивается назад и удерживается в этом положении.

Педагог следит за правильным выполнением упражнения, звук ы-ы-ы… произносится протяжно на одном выдохе.

Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом.

        

ЫЫ

        

14. «Лошадка» 

Рот широко открываю, 
К нёбу язык прижимаю. 
Прыгает вниз язычок, 
И раздаётся щелчок.

Цель:
Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растяги¬вать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: 
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).
Обратите внимание! 
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). 
2. Нижняя челюсть не двигается, рабо¬тает только язык.

15. «Грибок»        

Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз — и вся учёба.

Цель: 
Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом 
для звука [р]. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание! 
1. Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необ¬ходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.

Дополнительные упражнения:

«Серый Волк» 
Цель: уточнение артикуляционной позиции, развитие умения быстро переключать артикуляционные позы. 
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов. 
1. Просовываем кончик языка между передними зубами. 
2. Убираем язык в рот. Поднимаем заднюю часть спинки языка наверх, прижимаем к задней части твердого нёба. Кончик языка при этом немного оттянут от нижних резцов. Язык в целом напоминает горку. 
Чередуем позиции 1 и 2 сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. 
Инструкция для детей: «Проснулся утром наш Веселый Язычок, открыл сначала одну дверку своего домика (губы), потом вторую (зубы), выглянул наружу. Вдруг видит — Серый Волк пришел! Спрятался Язычок в домик. Глубоко-глубоко, чтобы Серый Волк его не заметил.» 
Внимание! Двигается только язык. Рот не закрываем, чтобы можно было визуально контролировать правильность выполнения упражнения.

«Прогоним злого волка» 
Цель: укрепление мышц языка; уточнение артикуляционной позиции. 
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов. 
Кончиком ватной палочки или чисто вымытым пальцем нажимаем на переднюю часть языка, слегка отодвигая его назад, в глубину рта. Язык напрягается, оказывая противодействие, стараясь вытолкнуть палец изо рта. 
Инструкция для детей: «К Язычку в домик хочет забраться Серый Волк. Пусть Язычок прогонит Волка, вытолкнет его наружу!». В конце упражнения Язычок, конечно же, должен победить. 

Комплекс дыхательных упражнений:

«Прочистим нос». 
Цель: выработка сильной воздушной струи, уточнение артикуляционной позиции. 
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов. 
Глубоко дышим носом, не закрывая рот. Выход воздушной струи через нос контролируем ладонью руки, приставленной ребром к пространству между носом и верхней губой. 
Для детей, чтобы было интереснее выполнять упражнение, на тыльную сторону ладони кладем ватный шарик и сдуваем его. Можно дуть поочередно одной и другой ноздрей или двумя одновременно. 
Внимание! Рот не закрываем. Воздушная струя выходит строго через нос.

а) вдох через нос, выдох через рот; ( кончик языка за нижними зубами)

б) вдох через рот, выдох через рот- контроль за языком, он лежит у нижних зубов;

в) Дышим носом с широко раскрытым ртом!

(5-10 секунд)

Дополнительные упражнения:

  • Полоскание горла

Использованная литература:

1. Н.В. «Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [К],[К’].»

2.Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика»

3. Из личного опыта.

nsportal.ru

Артикуляционные упражнения для постановки звука с

Постановка звука с Артикуляционная гимнастика 

1. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
2. «Блинчик». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Язык перешагивает через зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 
4. «Почистим зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
5. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
6. «Катушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными. 
7. «Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. 
8. «Трубочка». Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.
9. «Лодочка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

 Постановка.

1-й способ. Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах. Результат хороший.

2-й способ. Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто, но знание этого способа не помешает любому логопеду. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг — звук С. Самая большая сложность — обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.

3-й способ. Постановка звука С при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед).  Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук С.

4-й способ. При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

5-й способ. Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов
При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т.д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).

6-й способ. При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов — принимает положение, как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

7-й способ. При отсутствии звука, используя прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука ( с ), обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук (с): пропеть песенку насоса, водички, ветерка.

8-й способ. При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию звука ( С ). Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической помощи: кончик языка прижимается спичкой. Ребенок, закусив ее, произносит звук (С).

9-й способ. При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

10-й способ. При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук ( Ф ), просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть дуть на него со звуком ( Ф ), постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

11-й способ. При призубном парасигматизме правильного звучания звука ( С ) добиваются, используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения ( тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука ( С ) взрослым, а потом им самим.

12-й способ. При шипящем парасигматизме ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук ( Ф ) и добиваться правильного звучания звука ( С ).

infourok.ru

Постановка звука «З» и его автоматизация в словах и предложениях

Постановка звука «З» у дошкольников — это выработка навыка его правильного произношения. Она не представляет большой сложности, несмотря на то, что исправление артикуляции — сам по себе процесс трудоемкий и долговременный.

Как научить ребенка выговаривать «З», автоматизация звука «З» в словах, дифференциация его при смешивании с «Ж» и «С» — об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Правильная артикуляция звука «З»

Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.

Постановка звука З

Когда мы произносим звук «З»:

  • губы немного растянуты, как при улыбке;
  • язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
  • между рядами зубов остается небольшая щелочка;
  • мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
  • воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
  • голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.

А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.

Стигматизм шипящих звуков

  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).

Виды стигматизма шипящих

При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.

Недостатки произношения свистящих

Как выглядит весь процесс работы со звуком?

Последовательность коррекционной работы

Постановка звука — это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:

Этапы работы над звукопроизношением

Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.

А теперь обо всем по порядку.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.

Артикуляционная разминка

Упражнения на дыхание

Постановка звука

Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:

Способы постановки звука З

Постановка по подражанию

Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.

Механический способ постановки

При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.

Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.

Способы постановки звука

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.

Постановка «З» от «И»:

  • растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
  • не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
  • когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
  • предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
  • закрепляя звучание, звеним подольше.

А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».

Постановка «З» от «Ш»:

  • тянем «Ш»;
  • двигаем язычок к нижним резцам до упора;
  • при получении свистящего «С» подключаем голос;
  • имитируем комариный звон.

Постановка «З» от «Т»:

  • на выдохе тянем непрерывно «Т»;
  • продолжаем и улыбаемся;
  • чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
  • далее — по известному алгоритму от «С» к «З».

Постановка от артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения наиболее любимы детворой. Это взрослым важно знать, что они развивают подвижность языка, щек, губ, разрабатывают подъязычную уздечку и самым наилучшим образом способствуют четкому звукопроизношению.

А малыши с удовольствием причесывают язычок,

Упражнение на артикуляцию Расческа

пекут блинчики,

Упражнение на артикуляцию Блинчики

улыбаются, как лягушата,

Упражнение на артикуляцию Лягушки

чистят зубки.

Упражнение на артикуляцию Чистим зубки

Автоматизация звука «З»

Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем — в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Автоматизация звука З

Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.

Например,

стихи со звуком «З»

Автоматизация З в стихах

чистоговорки на «З»

Автоматизация З в чистоговорках

скороговорки на «З»

Автоматизация З в скороговорках

А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.

Загадки:

Загадки на З

Фразеологизмы:

зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.

Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.

Вот несколько идей для автоматизации «З»:

  1. Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «З»? Правильно, зеленый. Давай зеленые кубики сложим отдельно. Какие игрушки содержат букву «З» в своем названии? Зайка, змейка, собачка Зина. Оказывается, ураган разрушил их домики, и они решили построить один общий дом из зеленых кубиков. Как-то во время прогулки в зеленом лесу пошел дождь. «Где наши зонтики?» — закричали зверушки. Они бросились домой, но там их поджидал злой волк Заза. Зверушки не испугались, они пригласили волка в гости переждать дождь за чашкой ароматного чая с земляничным вареньем.
  2. Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
  3. Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).

Регулярность занятий — непременное условие развития любого навыка. Только настроившись методично трудиться и заручившись поддержкой врача-логопеда, можно помочь своему сыну или дочери одолеть непослушную букву.

Дифференциация звука «З»

Это следующий после автоматизации этап работы над звукопроизношением. Под дифференциацией понимают умение различать один звук от другого, близкого по звучанию.

Это значит — научиться вычленять его на слух, определять местоположение в начале, середине или конце слова, понимать различие в артикуляции двух схожих звуков (например, при произнесении звука «З» по сравнению с «С» ощущается вибрация в области горла).

Звуки дифференцируют попарно и, по аналогии с автоматизацией, сначала изолированно, потом — в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»

Сначала сравниваем артикуляцию этих звуков.

Артикуляция З и Ж отличия

Обращаем внимание на их особенности: согласные, звонкие, твердые. Затем отрабатываем их произношение в паре.

Приводим примеры заданий для дошкольников:

изолированный звук:

Дифференциация З и Ж в изолированном звуке

слоги:

Дифференциация З и Ж в слогах

слова:

Дифференциация З и Ж в словах

Дифференциация З и Ж в словах 2

словосочетания:

Дифференциация З и Ж в словосочетаниях

предложения:

Дифференциация З и Ж в предложениях

пословицы:

Дифференциация З и Ж в пословицах

стихотворение:

Дифференциация З и Ж в стихах

рассказ:

Дифференциация З и Ж в рассказах

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»

Чем различается артикуляция?

Артикуляция С и З отличия

Какие у них особенности?

  • «З» — согласный, твердый, звонкий;
  • «С» — согласный твердый, глухой.

Как звучит каждый изолированный звук?

Как звучат изолированные С и З

Подскажи Снеговичку, как читаются слоги. Помоги ему разобраться где «З», а где «С».

Дифференциация С и З в слогах

Назови слова и помоги зверушкам найти свой домик.

Дифференциация С и З в словах

В стишке «косы» превратились в «козы». Интересно, почему?

Дифференциация С и З в стихах

У кого получится лучше проговорить скороговорку?

Дифференциация С и З в скороговорках

А вот интересные рассказы, послушай и перескажи.

Дифференциация С и З в предложениях

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»

Знакомимся с артикуляцией звуков, находим сходство и отличия, сравниваем их характеристики.

Изучаем изолированное звучание каждого.

Артикуляция Зь

Проговариваем слоги

Дифференциация З и Зь в слогах

и слова

Дифференциация З и Зь в словах

Читаем и повторяем

словосочетания

Дифференциация З и Зь в словосочетаниях

и предложения

Дифференциация З и Зь в предложениях

Учимся различать звуки в чистоговорках

Дифференциация З и Зь в чистоговорках

Отгадываем головоломки

Дифференциация З и Зь в головоломках

Автоматизация звуков в спонтанной речи

На заключительном этапе, когда все ступеньки кропотливой работы над непослушным звуком пройдены, осуществляется его введение в спонтанную речь.

Попробуйте поиграть в словесные игры:

  1. Продолжи фразу: «Сегодня по дороге домой я…»; «Мне понравилось, как…»; «Недавно я узнала, что…»
  2. Расскажи, какого цвета твое настроение. Например, розового — радостное и беззаботное; или серое — грустное и невеселое.
  3. Тематические рассказы о том, как живется мишке в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает в лесу дятел и т.д.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

kakgovorit.ru

Постановка звука Т: этапы, способы и артикуляция

 [Т] является звуком раннего онтогенеза и, при условии нормального речевого развития, появляется у детей примерно в полтора года. Если у ребенка старше трех лет он отсутствует, требуется постановка звука [Т]. Для его постановки обязательно нужно учитывать особенности артикуляции.

СодержаниеСвернуть

Как образуется звук

При произношении [Т] артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.

При воспроизведении [Т] мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук [Т] согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.

Звук т

Дефекты произношения звука [Т]

  • Искажение. Вместо [Т] слышится звук, не имеющий аналога в родном языке. Назальное произношение фонемы при ринолалии.
  • Отсутствие (элизия). Артикуляционный уклад фонемы полностью не сформирован. Встречается при тяжелых формах расщелины неба в случае ринолалии.
  • Замена. [Т] заменяется на другую фонему, близкую по акустико-артикуляционному параметру, чаще всего на заднеязычную фонему [К]. При ринолалии наблюдается замена фарингиальным произношением.
  • Смешение. Изолированно [Т] произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой.
  • Смягчение. Замена твердого [Т] мягким [Ть], недифференцированное употребление этих фонем.
  • Дефект озвончения. Ребенок недостаточно сильно оглушает звук. В речи слышится его звонкая пара [Д].

Подготовительный этап для постановки звука [Т]

Логопедическая работа по постановке любого звука традиционно содержит четыре этапа: подготовительный, собственно постановку, автоматизацию, дифференциацию. Занятие начинается с характеристики артикуляции. Обязательно применять разнообразный наглядный материал: картинный план, артикуляционные профили, ручную модель артикуляции, муляжи, картинки.

Ребенок рассматривает положение артикуляционных органов, определяет характер воздушного потока. Затем с помощью взрослого осуществляет анализ звука по следующему алгоритму: гласный или согласный (имеется ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой или звонкий (дрожат ли голосовые связки), твердый или мягкий (приподнимается ли средняя часть спинки к твердому небу).

Артикуляционное упражнение "Щетка"

После знакомства с характеристикой звука необходимо приступать к выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Заборчик. Зубы крепко сжимаются, губы растягиваются в широкой улыбке. Удерживать эту позицию примерно десять секунд.
  • Стрелочка. Передний край языка очень быстро перемещается влево и вправо из одного уголка губ в другой.
  • Лепешечка. Распластанный широкий язык располагается на расслабленной нижней губе.
  • Непослушный язычок. Максимально открыть рот. Расположить плоский язык на нижней губе, говорить «пя-пя-пя», шлепая верхней губой.
  • Побег. Проталкивать язык между сомкнутыми зубами.
  • Щеточка. Узким кончиком языка совершать скользящие движения по верхним резцам, переходя к альвеолярным отросткам.
  • Верблюд. Подсасывать кончиком языка конфетку, одновременно цокать, потом широким кончиком выплюнуть конфетку.

Помимо артикуляционных упражнений, гимнастика предполагает выполнение дыхательных упражнений:

  • Футболист. Очень сильно открыть рот, вытащить плоский кончик языка, на резком выдохе задуть легкий шар в игрушечные ворота.
  • Моряк. Подгонять отрывистыми короткими выдохами бумажный кораблик в емкости с водой.

Постановка звука [Т] при дефекте смягчения

Дефект произношения звука т

Мягкие фонемы характеризуются высоким поднятием спинки языка к твердому небу. Дефект смягчения появляется вследствие повышенного тонуса мышц. На характер дефекта влияет место поражения в коре головного мозга.

Увеличение тонуса мышц языка способствует тому, что он напрягается, оттягивается назад, кончик не выражен. Для устранения этого нарушения применяют логопедические упражнения: горочка, сердитая кошка, лягушонок. Их цель − обеспечение пластичности средней части. В тяжелых ситуациях следует опираться на тактильные ощущения − положить средний и указательный пальцы на язык, чтобы почувствовать расслабление при переходе от мягкого звучания к твердому.

Необходимо продемонстрировать напротив зеркала различие в положении языка и попросить повторить позицию. Затем ребенок воспроизводит за взрослым парные слоги с твердой и мягкой фонемами. При правильном воспроизведении твердого звучания целесообразно незамедлительно приступать к произношению слов.

Постановка звука [Т] при дефекте озвончения

Дефект озвончения проявляется у лиц, имеющих дизартрию или ринолалию, с нарушением голоса и слуха. Его коррекция начинается с подготовительных упражнений: вначале поочередно воспроизводятся вдох и выдох, затем дыхание сопровождается стоном. Сначала упражнение демонстрирует логопед, затем оно выполняется вместе с ребенком, заканчивается самостоятельным выполнением.

Постановка звука [Т] при дизартрии

Применяется несколько методов постановки [Т]:

  • Сплевывание. Считается наиболее эффективным приемом постановки. На фоне непроизвольного движения сплевывания добиваются получения звука [Т], зажав краешек языка резцами, потом переводя шпателем его за верхние зубы.
  • Постановка [Т] по подражанию от слога ТА. Взрослый перед зеркалом предлагает ребенку проговаривать сначала слоги, а потом слова, со слогом ТА. Затем проговариваются фразы-чистоговорки. Чистоговорки можно применять готовые, или придумывать новые совместно с малышом.
  • Межзубный способ. Взрослый демонстрирует ребенку положение язычка. Исходная позиция − язык располагается за зубами и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. В такой позиции необходимо сделать глубокий вдох и резко выдохнуть для воспроизведения звука. Добившись межзубного звучания, переместить язык за зубы.
  • Оглушение. Оглушить [Д] − произнести шепотом.
  • От звука [П]. [Т] вырабатывается как производная фонема от [П]. Начинают с нескольких повторений слога ПА, прижавшись самым широким местом кончика языка к нижней губе. Затем необходимо проговорить исходный слог улыбнувшись, при этом должно слышаться ТА-ТА.
  • Механическим путем от слога ПА. Кончик языка в межзубном положении, постановка на фоне [П]. Необходимо многократно воспроизвести слог ПА, одновременно губы раздвигаются при помощи большого и указательного пальцев. При верном выполнении должен послышаться слог ТА.

Автоматизация и дифференциация звука [Т]

После того как ребенок смог верно произнести [Т], необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.

Упражнение "Добавь звук и назови слово"

Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.

Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук [Т] на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.

В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук [Т] изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.

После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука [Т] считается законченной, если ребенок всегда произносит [Т] безошибочно, в том числе в спонтанной речи.

logopediacentr.ru

Постановка звуков Т — Д

Тема: Постановка звуков Т — Д при замене на заднеязычные К Г

Учитель-логопед: Яловая Е.А.

МАОУ»Планирование карьеры» г.Томск

Наша речь состоит из звуков. Правильно произносить звуки родного языка ребенок должен научиться еще до школы. В дошкольном возрасте наблюдается неправильное произношение ребенком звуков. Это вполне закономерное явление. Для трех-четырехлетних детей характерна общая несформированность языка. Если быть невнимательными к звукопроизношению ребенка, то такие замены, искажения звуков могут оставаться надолго.

Для успешного обучения ребенку необходимо внятное и четкое звукопроизношение. Однако большое число первоклассников приходит в школу с нарушенным или искаженным произношением звуков.

Специалисты отмечают, что последнее время появился новый вид дислалии — неправильное произношение звуков Т — Д. Эти переднеязычные звуки в онтогенезе появляются в возрасте 3 — 4 лет.

При произнесении этих звуков дети совершают типичные ошибки:

  • Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, «фук(т)болка», «шк(т)аны».

  • Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка — клекта; стакан — скатан.

  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.

Причины неправильного звукопроизношения:

  • Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.

  • Нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.

  • Недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).

Артикуляционный уклад звука Т.

Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.
Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.

hello_html_51e7d001.jpg

  • Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,

  • Расстояние между зубами 5 мм.

  • Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.

  • Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная

Особенности постановки звука Т — Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука.

1.Подготовительный этап

Артикуляционная гимнастика.

Подготовить к ней речевой аппарат поможет логопедический массаж.

  • «Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек

  • «Непослушный Язычок» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.

  • «Блинчик» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

  • «Качелька» — поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подъем язычка.

  • «Дедушкины усы»- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.

  • «Парус» — язык узкий упирается в верхние зубы — мачта, парус поднять — язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.

Упражнение на формирование правильного направленного выдоха

  • Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.

  • Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков-кубиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.

  • «Снежинка» — ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу — вдох и выдох на ватку.

Дыхательное упражнение «Снежинка». Упражнения для языка «Дедушкины усы», «Качелька», «Парус» достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.

2. Постановка звука Т.

различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».

  • Постановка  по подражанию: взрослый показывает положение язычка и предлагает повторять сначала слоги, а потом слова.

  • Межзубной. Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик.

  • Постановка Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.

  • Постановка от Ц. Предлагаю этот прием от обратного: звук Ц «прячет» за собой два звука — с-т.

«Кошка мышку ловит» — предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.

Затем слог сокращаем — ца, ца, ца.

И вот мы около норки — произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки — звук Т, звук С не произносить.

Автоматизация звуков Т Д

Звук поставлен. Начало нового этапа: автоматизация. Вся работа по автоматизации и дифференциации изучаемого звука заключается в выработке навыков узнавания и правильного произнесения звука в слогах, словах и предложениях. Важно добиться свободного произнесения, при этом, не забывая об артикуляционной гимнастике.

Правильный подбор артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнений, словесного материала поможет получить хороших результатов в становлении грамотной красивой речи ребенка.

Это долгий, трудоемкий процесс, требующий терпения и упорных тренировок. При систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться положительного результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о