Упражнения для развития речевого дыхания — МАОУ «Викуловская СОШ №1»
Большинство исследователей отмечают, для нормального функционирования голосового аппарата необходимо определенное соответствие напряжения мышц, осуществляющих вдох и формирующих выдох (Хватцев М.Е., Щетинин М.Н., Поваляева М.А., Семенова Н.А.).
Для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким голосом большого диапазона.
После артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания, цель которых формировать умения и навыки правильно пользоваться речевым дыханием. Закрепить этот навык можно с помощью рисунка, на котором изображена «звуковая волна». Дети находят глазами верхнюю точку. Мысленно в воздухе ставят на нее указательный палец правой руки и начинают произносить заданный звук на одном дыхании, сопровождая движением указательного пальца в заданном темпе.
- Цветочек. Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек.
- Узнай по запаху. Узнать яблоко, сок… по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
- Свеча. Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветерок» задуть свечу резким выдохом.
- Чей паровоз (пароход) гудит дольше? Дать ребенку чистый пузырек (колпачок от фломастера и т.д.) Чтобы он загудел, нижней губой нужно слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
- Погрей руки. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
- Трубочка. Подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты и т. п.
- Бурлящая вода. Подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
- Футболисты. Дети забивают мячи – шарики из ваты (фольги) в футбольные ворота.
- Кораблики. Через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик победит. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики» — половинки грецкого ореха с парусом.
- Надуй игрушку. Надувать резиновые надувные игрушки, шарики, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
Материал взят с сайта: http://logoped18.ru/logopedist/uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechevogo-dykhaniya.php
Развитие речевого дыхания | Семейный центр «Песочница»
Зачем нужен платный логопед?
Если ребёнок плохо говорит, то развитие речевого дыхания — это то, с чего нужно начинать коррекцию речи. Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребёнку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребёнка правильно произносить те или иные звуки. Если ребёнок во время речи надувает щёки, то и речь его невнятна именно по этой причине.
Всем известно: лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать! Поэтому публикуем видео-фрагменты занятий детей с логопедом в нашем Семейном центре «Песочница».
Предлагаем вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей:
2. Разрежьте губки для мытья посуды на кубики и разложите на столе. Предложите ребёнку сдувать разноцветные льдинки с разной силой (до середины стола, полностью со стола), называйте разные цветовые очередности. Например, «сдуй сначала красный, потом синий синий, потом зелёный кубик».
3. Упражнение «Волшебная бутылочка». Проделайте отверстия в крышке (должна плотно вставляться трубочка для коктейлей) и боковых стенках в пластиковой бутылке 0,5-1л, заполните ее шариками пенопласта, цветной бумагой, фольгой. Предложите ребёнку устроить вихрь в бутылке (но помните, что щеки не должны раздуваться).
4. Дыхательная гимнастика «Буря в стакане». Предлагайте устраивать «бурю» в стакане при помощи трубочки во время завтрака, обеда и ужина (в чашке с чаем или молоком) или разведите в стеклянных/пластиковых стаканах краску разных цветов.
5. Упражнение «Шарик в лабиринте». Слепите из пластилина (теста) или выложите из толстого шнура лабиринт-улитку. Правильно выдыхая воздух малыши должны провести шарик по лабиринту к цели.
Рассмотренные 5 игр на развитие речевого дыхания — действенная методика коррекции речи вашего ребёнка даже в домашних условиях. Но, как в любом непростом деле, коррекция речи требует длительного системного подхода. Поэтому часто без помощи профессионального логопеда не обойтись.
Развитие речевого дыхания
Умение правильно дышать вырабатывается лишь в процессе систематических занятий. Одним из главных условий правильного речевого дыхания является умение делать короткий вдох и продолжительный выдох, без излишнего напряжения.(Э Чарели, Дети, учитесь говорить»Екатеринбург, 2004г.)
Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Футбол
Из кусочка ваты скатайте шарик – это мяч (можно использовать теннисный шарик). На столе на небольшом расстоянии положите два кубика или карандаша – это ворота. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
Листопад
Вырежьте из тонкой цветной бумаги осенние листья: дубовые, кленовые, берёзовые (можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребёнку устроить листопад дома. сдувая листочки с ладони.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот берёзовый резной,
Вот с рябинки, золотой.
Кораблик
Наполните небольшой таз с водой, запустите туда бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.
Ветер, ветер, ветерок,
Паруса надуй, дружок.
Пусть плывёт кораблик мой
Прямо в Африку, домой.
Шторм в стакане
Для этой игры необходимы трубочка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся один конец трубочки, другой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите за тем, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.
Ветряная мельница
Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
Бабочка
Вырежьте из цветной бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке прикрепите нитку. Бабочек на нитках держите на уровне ребёнка. Произнесите вместе с ребёнком русскую народную потешку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко.
Там твои детки –
На берёзовой ветке.
Мыльные пузыри
Предложите ребёнку поиграть с мыльными пузырями. Для малышей это довольно трудно, и если у него не получается, то выдувайте пузыри сами, направляя их в ребёнка. Это стимулирует ребёнка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Свечки
Купите разноцветные свечи и поиграйте с ними. Зажгите свечи и попросите ребёнка подуть: сначала на розовую свечу, затем на белую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щёки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребёнку, затем постепенно удалять её.
Снегопад
Наполните прозрачный сосуд шариками из пенопласта, поставьте ёлочку. Предложите ребёнку подуть через соломинку для коктейля так, чтобы «снег» покрыл ёлочку.
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.
Салют
Во время занятий необходимо соблюдать несложные правила:
Заниматься только в проветренном помещении, до еды, ежедневно по 5-8 минут;
Вдыхать через рот и нос легко и коротко, а выдыхать через рот длительно и экономно;
Следите, чтобы ребёнок не надувал щёки и не напрягал плечи, шею;
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению
Играя с ребёнком, произносите короткие текст.
Общий комплекс артикуляционной гимнастики для улучшения подвижности органов речи
«ЗАБОЧИК»
Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Сохранять положение до пяти секунд.
«ТРУБОЧКА»Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперёд. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Сохранять положение до пяти секунд.
«ЗАБОЧИК»- «ТРУБОЧКА»
Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.
«БЛИНЧИК»Широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы. Оставить в таком положении на пять секунд.
«ЛОПАТКА»Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение до пяти секунд.
«ИГОЛОЧКА»
Рот открыт. Узкий, напряжённый язык несильно высунуть изо рта, не прикусывая его зубами. Сохранять положение до пяти секунд.
«ЛОПАТКА»- «ИГОЛОЧКА»Немного высунуть язык изо рта. Чередовать положения, описанные в двух предыдущих упражнениях. Нижняя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каждое положение около секунды.
«МЕСИМ ТЕСТО»Выполняется при невозможности удержать позу предыдущего упражнения. Язык разместить так, как описано в предыдущем упражнении и «пошлёпать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя –пя –пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколько получится.
«ЧАСИКИ»
Попеременно прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.
«КАЧЕЛИ»Попеременно прикасаться широким кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произнесении звука (э). Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.
«ГОРКА»Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
«МАЛЯР»Рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движения. Нижняя челюсть неподвижна.
«ВАРЕНЬЕ»Рот приоткрыт. Широким языком облизывать верхнюю губу в направлении сверху вниз, как бы слизывая варенье.
«ЧАШЕЧКА»Рот приоткрыт. Несильно высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и кончик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы.
«ЛОШАДКА»Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГРИБОК»Рот открыт. Широкий язык присосать к нёбу. Удерживать до 10 секунд.
«Гармошка»Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенкапрямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители должны согласовывать с логопедом.
Речевое дыхание
Всегда говорим мы, когда выдыхаем
Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких.
Без сильной длительной воздушной струи нарушаются звукопроизношение и общее звучание речи (так называемая речь «взахлёб»), окончания слов не проговариваются, конец фразы «смазанный».
Дыхание бывает физиологическим (природным) и речевым.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). В отличие от физиологического дыхания, речевое – во многом управляемый процесс.
Печальная статистика: у 80% детей с нарушением речи речевое дыхание не сформировано! Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. При этом объем легких существенно ниже возрастной нормы.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха.
Поэтому дыхательные упражнения для формирования у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом — неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения и профилактики вирусных заболеваний у всех детей.
Приступая к занятиям, помните, что эти упражнения могут быстро утомить и даже вызвать у ребенка головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых рекомендаций:
Упражнения выполняются ежедневно в течение 3-5 минут в хорошо проветренном помещении, в свободной, не стесняющей движения одежде, желательно до еды и под контролем взрослых .
1 этап. Основные моменты правильного речевого дыхания:
• Короткий сильный вдох через нос, плечи не поднимаем
• Выдох плавный и длительный, без толчков. Губы складываются трубочкой. Чтобы малышу было понятнее, нужно показательно выдохнуть, пропев звук «О».
• Помните: выдох выполняется через рот, а не через нос! Обязательно проконтролируйте этот момент.
• Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха — пауза 2-3 секунды.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
2 этап. Игры в помощь:
• Ветряная мельница. Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, а взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
(А. С. Пушкин)
• Кораблик. Опуская бумажный кораблик в таз с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть медленно и длительно. Устраивайте соревнования, у кого корабль уплывет дальше. Главное правило — один «тайм» игры это один выдох. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
(Русская народная поговорка)
• Живой карандаш. Положите карандаш на ровную поверхность (например, стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
• Буря в стакане. Вам понадобятся соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку так, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
• Чей пароход гудит громче? Для игры необходимы стеклянные пузырьки – для взрослого и ребенка. Взрослый показывает, как погудеть в пузырек (высунуть кончик языка так, чтобы он касался горлышка прижатого к подбородку языка). Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, малыш нарушил правила.
• Ароматный цветок. Нюхаем цветы или надушенный платок. Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, произвести полный медленный выдох.
• Именинный пирог. Задуваем свечи. Глубокий вдох носом и ровный сильный выдох ртом. Когда одну свечку удается легко загасить, можно поиграть в День Рождения, повторяя действие, тем самым вырабатывая длительность и силу выдоха.
• Одуванчики. Отличное упражнение для занятий на свежем воздухе. На прогулке так весело сдувать парашютики с одуванчиков!
• Полицейский. Используем детский свисток. Вот полицейский увидел нарушителя — свистим в свисток! Помимо развития сильного плавного выдоха происходит активизация губных мышц.
• Полезно надувание воздушных шариков (или пускание мыльных пузырей). Хорошо использовать заучивание и произнесение детских коротких стихов, скороговорок, соблюдая при этом правильное дыхание.
Дышите правильно, занимайтесь с удовольствием, и тогда результаты не заставят себя ждать!
Материал подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.
Литература:
1 Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.
2. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
3.Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.htt://nsportal.ru/detskii-sad
Техника речи, упражнения | ДИКТОРЫ.com
Свист ветра: ССССССС…
Шум леса: ШШШШШШШ…
Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…
Жужжание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
Крик и карканье вороны: КРР! КРР! КРР!… КАРР! КАРР! КАРР!…
Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!…
Рокот мотора: РРРРРРРРРРРР…
Звук электрического звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…
Тут следует обратить внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение минимальное. Воздух как бы вытекает в природу — при жужжании жука или шуме леса. При рокоте мотора или звуке электрического звонка напряжение усиливается. Воздух с силой выгоняется. При крике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энергично и активно двигается, выталкивая воздух рывками.
Произвольное управление выдохом
Представьте, что вы стоите в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в стороны. А теперь резко опустите руки вниз — к бокам, при этом выдохнув воздух. Морская вода снова поднимает руки — в это время нужно вдохнуть. Снова опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. Поднимите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. Потом обратный порядок. Нужно обязательно координировать движение рук со счётом. Пока не окончили считать — не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощутить сопротивление воды под руками. Они опускаются плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете распоряжаться: то медленнее, то быстрее их опускать вниз.
Тренировка добора воздуха
Представили, что едем на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. Слегка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быстрее. На счёт: раз! два! (вслух) — оттолкнулись, сначала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На счёт: три, четыре — (мысленно, не вслух) — вдыхаем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: пять, шесть — вслух, семь, восемь — мысленно. И т.д.
А теперь непрерывно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, ускоряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание при этом — не задерживаем. Автоматически берём вздох. Нужно не думать о дыхании, а прислушиваться — как звучит голос. Речь должна быть свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов можно подставить слоги: мму! ммо! мма! ммэ! мми! ммы!.. Согласный звук «м» поможет снять напряжение с голосового аппарата, т.к. требует меньшей затраты энергии на произнесение, являясь при этом наиболее звучным. А дыхание выбрасывается рывками на словах счёта.
Упражнение для контроля дыхания
Станьте перед зеркалом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие воздухом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, чтобы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по их стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягиваться, а плавно, равномерно вливаться. Следите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех секунд задержите воздух. Поднятые, раздвинутые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. Наконец, за три следующие секунды выдыхайте воздух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его стенок. Выдох должен быть равномерным, плавным, без толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а плечи и верхняя часть грудной клетки не должны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во второй день задержите воздух на 4 секунды, в третий день — на 5. Оформим в виде таблицы:
Первый день 3 — 3 — 3
Второй день 3 — 4 — 3
Третий день 3 — 5 — 3
Четвертый день 3 — 5 — 4
Пятый день 3 — 5 — 5
Шестой день 4 — 5 — 5
Седьмой день 5 — 5 — 5
Вначале упражнение делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сделайте десять раз. Во второй день повторите раза два предыдущее упражнение и переходите к следующему. И так далее.
Когда эти упражнения будут даваться легко, переходите к такой схеме:
5 — 5 — 6
5 — 5 — 7
5 — 5 — 8
5 — 5 — 9
5 — 5 — 10
6 — 5 — 10
7 — 5 — 10
8 — 5 — 10
9 — 5 — 10
10 — 5 — 10
Спустя два месяца время упражнений можно увеличить от полутора до двух минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить задержку воздуха в легких.
Упражнение «гекзаметр»
Возьмите одно из произведений Гомера. «Илиаду», либо «Одиссею». Например:
«Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,
Где божественный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более всех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал свинопаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на месте, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он. В небытность хозяина двор тот
Огородил для свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не спросясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали забор тот высокий из камня».
Прочитайте вслух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:
Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
Затем, также без пауз, на одном дыхании читайте две строчки — эту же и следующую:
Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,
Потом три строчки:
Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,
Где божественный жил свинопас, о делах господина
Прибавляйте по одной строке, пока хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточно много. Цель этих упражнений состоит в воспитании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохраняла опору при различных характеристиках речи.
Попробуйте придумать свои упражнения для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на «хэ»! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диафрагмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вдох — короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите легко, играючи.
Пусть вам не кажется это занятие каким-то чудачеством. Это нормальная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые компоненты помогают раскрепостить организм, особенно мышцы фонационных путей. А следовательно, быстрее выявить природный тембр голоса и наиболее эффективно развивать его. Меньше иронии, больше веры, и вы обязательно сможете развить речь и научиться говорить — красиво и свободно!
«Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. «Лети, бабочка». Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 4 яркие бумажные бабочки ( желтая, оранжевая, малиновая, золотая) Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. «Воздушный шарик» Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке. Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее! «Вертушка» Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игрушка-вертушка. Ход игры: Перед началом игры сделайтеигрушку-вертушку из бумаги.Предлагаем подуть ребенку на вертушку так, чтоб она закрутилась. Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. «Замело елочку». Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: елочка ,снег( из пенопласта), коктельная трубочка Ход игры: Ребенку предлагается подуть на пенопласт через трубочку так, чтобы елочка покрылась снегом.Посмотри какая у нас красивая елочка, а снега на ней совсем нет! Давай подумаем на снег так, чтобы он покрыл нашу елочку. «Горох против орехов» ЦЕЛЬ: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—З горошины и 2—З ореха) предварительно разбросаны по всему полю. «Мельница» Цель: формирование плавного, сильного, длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: ветряная мельница Ход игры: Ребенку предлагается подуть на ветряное колесо так, чтоб оно завертелось.Какая солнечная сегодня погода, но к сожалению безветренно, а для того чтобы работала наша мельница, нужен ветер.. Давай с тобой изобразим его. «Гонки» Цель: формирование плавного, длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: парусник на колесах, машина, квадроцикл Ход игры: Педагог показывает ребенку машинки и предлагает поиграть с ними. Транспорт ставится на ровную поверхность, на линию старта . Сначала взрослый показывает, с какой силой нужно дуть на машину , чтобы они укатился на противоположный конец стола. Затем предлагаем ребенку подуть на транспорт. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: чья машина быстрее придет к финишу. «Ароматные коробочки» Цель: тренировка носового вдоха, распознавание запахов. Оборудование: 3 пары коробочек с запахами( мандарина, чая, гвоздики) Ход игры: Ребенку даются 3 коробочки с разными запахами, которые предлагается понюхать и найти им пару соответствующего запаха. «Птички (бабочки)» Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю. Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные. Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха. «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). «Расти, пена!» Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды. Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее. — Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю — ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть. Обними себя Стоя, ноги ан ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, кисти повёрнуты вперёд, пальцы разведены.
|
Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возр
Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возр
Консультация для педагогов по теме:«Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Никитина Е.С.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель: 1. Познакомить педагогов с особенностями развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
2. Рассказать об играх и упражнениях для развития правильного речевого дыхания у детей.
3. Показать упражнения для развития правильного речевого дыхания у воспитателей.
План выступления:
1. Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
2. Упражнения для развития правильного речевого дыхания у воспитателей.
3. Игры для развития речевого дыхания у детей.
Выступление.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Речевое дыхание отличается от неречевого (физиологического) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
- нормальное функционирование голосового аппарата
- предохраняет голосовой аппарат от переутомления
- способствует сохранению плавности речи
- способствует правильному использованию интонационных средств выразительности
- способствует правильному соблюдению пауз.
Неправильное речевое дыхание нередко является:
- причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе)
- позднего или неправильного усвоения некоторых звуков
- ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
- в некоторых случаях ускорения темпа речи
- неправильного использования интонационных средств выразительности
- нечёткого произношения слов (проглатывания окончаний).
Требования к выполнению речевых упражнений:
- перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
- одежда не должна стеснять движений
- не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приёма пищи
- упражнения выполняются сидя, стоя или лёжа
- необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (детям надо обязательно объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы)
- речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут, так как они быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение
- обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями
- лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребёнка является уравновешенным и ребёнок не утомлён.
Речевые упражнения следует проводить:
— во время физкультурно-оздоровительной гимнастики
— во время занятий, включая их организующий момент или в физминутку
— после дневного сна
— в свободной деятельности детей.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.
Параметрами правильного ротового выдоха являются:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»
- выдох происходит плавно, а не толчками
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выход воздуха через нос; если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух
- выдыхать следует, пока не закончится воздух
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При выполнении речевых упражнений с детьми можно использовать различные предметы.
Цель упражнений: развитие длительного плавного ротового выдоха и вдоха; вдох и выдох через нос и рот; активизация губных мышц.
Упражнения для детей младшего и среднего возраста.
1. «Звуки вокруг нас»
Ход игры: В мире вокруг нас много разных звуков. Как плачет малыш? «а-а-а!» А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? «о-о-о!» Самолёт в небе гудит? «у-у-у!» А как пароход на реке гудит? «ы-ы-ы!»
2. «Пузырь»
Ход игры: Дети стоят тесным кругом, имитируя ненадутый пузырь. Затем, отходят назад, растягивая круг и приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражают выходящему воздуху.
3. «Пускание корабликов»
Оборудование: кораблики, таз с водой, значки с названием городов.
Ход игры: Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, как бы произнося звук ф. Но вдруг налетает порывистый ветер «П-п-п…» — дует ребёнок.
4. «Ныряльщики»
Ход игры: Дети разводят руки в стороны, делая вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.
5. «Насос»
Ход игры: «Хотите покататься на велосипедах, но надо накачать воздух в шины. Воздух выходит из насоса и сердито свистит с-с-с. Накачали и поехали, но вдруг шина сдувается и шипит ш-ш-ш».
6. «Снежинки»
Ход игры: Воспитатель: «Снежинки красивые, но ещё и очень тонкие и нежные. Давайте на них подуем. Сначала сомкнём губы, затем тихо дунем на снежинку п»
Упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
1. «Весёлая метелица»
Оборудование: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненная кусочками ёлочной мишуры и пенопласта.
Ход игры: Ребёнок дует в трубочку, но не в полную мощь. Затем предложить подуть сильнее и обратить внимание как перемещаются снежинки.
2. «Шар лопнул»
Ход игры: «Как воздух выходит из лопнувшего шарика ш-ш-ш-ш».
3. «Кто лучше надует шарик?»
Ход игры: Воспитатель показывает детям, как надо надуть шарик: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутым шариком.
4. «Лес шумит»
Ход игры: Поднять руки вверх и покачивая ими имитировать шум ветра ш-ш-ш.
5. «Песня ветра»
Оборудование: лёгкий колокольчик «песня ветра»
Ход игры: Подвесить колокольчик на уровне лица ребёнка и предложить ему подуть на него. Обратить внимание на то, какой мелодичный звук получается. Затем предложить подуть сильнее – звук стал громче. Выдох должен быть плавным.
6. «Загони мяч в ворота»
Оборудование: самодельные ворота небольшого размера, кусочки ваты, скомканные в шарики.
Ход игры: Дуя на шарик попробовать загнать его в ворота. Данную игру можно проводить между двумя детьми в форме соревнования.
Представленные упражнения являются каплей в списке всех упражнений по артикуляции, но и они помогут педагогам организовать работу по развитию правильного речевого дыхания.
Литература:
1. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
дыхательных упражнений — SLT info
Теперь, когда у клиентов есть некоторая практика абдоминального дыхания в положении стоя, последующие упражнения можно выполнять сидя.
Сидячее положение
Представлены два комплекса упражнений. Однако перед выполнением упражнений помогите клиентам принять подходящую сидячую позу с хорошей поддержкой, но расслабленной.Чтобы проиллюстрировать подходящую расслабленную позу, вы можете попросить клиентов отодвинуть ноги назад и под стулья. В этом положении попросите их подумать о том, как ощущаются мышцы верхней части бедер. Они должны заметить, что они растянуты и, следовательно, напряжены. Кроме того, попросите их рассмотреть свою поясницу и отметить, что она, скорее всего, изогнута вперед, так что не плотно соприкасается со спинкой стула. Теперь попросите клиентов «расслабить» ноги и вывести их вперед, при этом колени либо соприкасаются, либо слегка расставлены, а ступни — на полу.Опять же, попросите их рассмотреть мышцы бедер (теперь они должны казаться более расслабленными) и рассмотреть изгиб их поясницы (которая теперь должна больше касаться спинки стула).
Поощряйте клиентов занимать положение средней линии, не сутулясь ни в одну, ни в другую сторону. Помогите им осознать, что это расслабленное сидячее положение и что оно дает наименьшую нагрузку на любые мышцы. Это позволяет диафрагме неограниченно двигаться.
Вы можете указать, что, находясь дома, следующие упражнения можно выполнять как стоя, так и сидя, или даже лежа.Если они все же решат лечь, им следует положить за голову небольшое свернутое полотенце или что-то подобное, чтобы голова не упала слишком далеко назад из средней линии. Они также могут захотеть слегка согнуть колени, подтягивая их вверх к груди, но при этом ступни должны быть поставлены на пол: это снимает чрезмерное напряжение мышц живота и поясницы.
Упражнение 1
- Это упражнение побуждает клиентов ощущать задержку дыхания между вдохом и выдохом.
- Напомните клиентам, что основное внимание уделяется расслабленному контролю дыхания — ключевые слова — расслабление и контроль. .
Упражнение 2
- Это требует от клиентов не задерживать дыхание, а выпускать его сразу после вдоха, производя при этом различные глухие фрикативы: / s /, / ʃ /, / θ / и / f /.
- Помогите клиентам определить тонкие различия в количестве удаляемого воздуха в зависимости от того, какой речевой звук воспроизводится.
Помните:
- Используйте метод дыхания, описанный вашим голосовым терапевтом.
- НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ выдохом при выполнении этих упражнений.
- На вдохе используйте технику зевоты, чтобы мягко расслабить заднюю часть горла.
1)
Мягко вдохните, считая до 3
Удерживать на 2 отсчета
Мягко выдохните, считая до 3 , сделайте это 5 раз
2)
Мягко вдохните, считая до 3
Удерживать на 2 отсчета
Мягко выдохните, считая до 4 , сделайте это 5 раз
3)
Мягко вдохните, считая до 3
Удерживать на 2 отсчета
Мягко выдохните, считая до 5 повторите 5 раз
4)
Мягко вдохните, считая до 3
Удерживать на 2 отсчета
Мягко выдохните, считая до 6 , сделайте это 5 раз
5)
Мягко вдохните, считая до 3
Удерживать на 2 отсчета
Мягко выдохните, считая до 7 повторите 5 раз
Сделайте легкий вдох на счет до 3, затем выдохните на звуке sss , не нажимая на ……
1) 3 отсчета
2) 4 отсчета
3) 5 отсчетов
4) 6 отсчетов
5) 7 отсчетов
6) 8 отсчетов
Попробуйте повторить это упражнение, увеличивая промежуток времени, в течение которого вы можете аккуратно выпустить воздух на shh (как в sh ow), thh (как в th ink) и fff (как в f ish) звучит.
ДАЛЕЕ >> Образ жизни и вокальное поведение
Взаимосвязь дыхания и речи
В старых фильмах 1930-х годов некогда популярные изображения, отражающие взаимодействие дыхания и речи, включали либо драматические сцены, в которых семья пыталась услышать последние, мягкие, пронзительные слова, прерывисто произносимые героиней фильма, либо сильный, уверенный в себе герой, прыгающий на сцену. ногами и восторженно и смело призывая товарищей к действию.
Связь между дыханием и речью
На самом деле, наш объем и скорость речи очень зависят от дыхания (того, как мы дышим), которое, в свою очередь, зависит от нашего общего состояния здоровья и выносливости. Человеческие голосовые связки служат не только в качестве инструментов фонирования (производства звука), но, что не менее важно, как открывающиеся и закрывающиеся клапаны над нашей трахеей (дыхательным горлом) и легкими.
Мы говорим на выдохе, и чем дольше мы вдыхаем, тем больше слов мы можем ясно произносить при выдохе.Кроме того, чем глубже мы вдыхаем, тем с большей силой или громче мы можем проецировать свой голос. Правильная вертикальная осанка и выравнивание туловища, шеи и головы способствует эффективному дыханию и четкому и слышимому звучанию.
Простое дыхательное упражнение
Вы можете улучшить свою речь, выработав оптимальные привычки дыхания, например, те, которые практикуются в древних позах тайцзи и хатха-йоги, или в более современных методах Фельденкрайза и техниках Александера. Для обычного человека вот простое упражнение, которое можно делать где угодно, чтобы улучшить речевое дыхание:
1.Сядьте в удобный стул с прямой спинкой, выровняв плечи над бедрами.
2. Положите руки прямо под ребра, осторожно прикасаясь к животу.
3. Вдохните и почувствуйте, как ваша диафрагма (чуть выше живота) и легкие расширяются на счет 3.
4. Выдохните и почувствуйте, как ваша диафрагма и легкие сдуваются, также на счет 3.
5. Повторите шаги 3 и 4, увеличивая счет до 5.
6. Повторите шаги 3 и 4, увеличивая счет до 10.
Заболевания, влияющие на дыхание и речь
Также важно отметить, что определенные заболевания могут мешать дыханию и речи, включая аллергию, астму, бронхит, хроническую обструктивную болезнь легких, ларингит, пневмонию, туберкулез и инфекции верхних дыхательных путей. Пульмонолог или отоларинголог может направить человека, чья речь стала слабой, хриплой или хриплой, к патологу речи для выполнения восстановительных упражнений.
Чтобы найти отличного врача, который подходит именно вам, позвоните в нашу справочную службу для врачей по номеру 866.804.1007.
Дыхательные упражнения | SLT | Эксперты в области речевой и языковой терапии по всей Великобритании.
Что такое дыхательные упражнения?
Дыхательные упражнения обычно используются в речевой и языковой терапии для людей, у которых проблемы с громкостью голоса, а также для тех, кому трудно упорядочить и координировать дыхание, голос и артикуляцию, чтобы добиться эффективной речи.
Дыхательные упражнения могут быть очень полезны в сочетании с речевыми и голосовыми упражнениями, помогая человеку стать более эффективным коммуникатором.
Дыхательные упражнения также эффективны при заикании как у детей, так и у взрослых.
Дыхательные упражнения — это ряд специализированных упражнений, используемых для улучшения и контроля дыхания, которое является жизненно важным механизмом для эффективной речи.
Эффективная речь зависит от способности человека одновременно контролировать и определять последовательность своего дыхания, голоса и артикуляции. Если есть сбой в контроле и последовательности этого речевого акта, это может привести к тому, что человек не сможет эффективно общаться.
Дыхательные упражнения могут включать в себя множество упражнений, которые будут варьироваться в зависимости от типа речи и языковых затруднений, которым они помогают, а также от степени трудности.
Терапевт будет работать с пациентом поэтапно, работая с его темпом и способностями. Общая цель терапии будет заключаться в том, чтобы усилить контроль человека над своим дыханием, с возможностью одновременно контролировать и упорядочивать дыхание, озвучивание и артикуляцию.
Дыхательные упражнения изначально будут сосредоточены на обучении людей тому, как контролировать свое дыхание. Затем контролируемое дыхание можно использовать с голосовыми упражнениями, например. поддерживая звук «аааа». Затем терапевт познакомит с использованием дыхания со звуками речи, слогами, предложениями, абзацами и беседой.
Другие дыхательные упражнения могут включать компенсирующие меры для людей, которые легко устают при разговоре. Упражнения могут быть направлены на то, чтобы научить человека замедлять темп речи и вставлять паузы там, где это необходимо.
Упражнения на глубокое дыхание также можно выполнять с заикающимися людьми.
упражнений на рефлексию можно использовать при различных речевых и языковых трудностях. Существует множество различных типов дыхательных упражнений, большинство из которых сочетаются с речевыми и голосовыми упражнениями. Каждая терапевтическая программа будет адаптирована к конкретным потребностям и способностям человека.
Каковы преимущества дыхательных упражнений?
Дыхательные упражнения могут помочь пациентам с неврологическими проблемами, проблемами голоса и общения.Дыхательные упражнения также могут быть полезны взрослым, страдающим раком головы и шеи, нарушением речи или заикающимся.
Основное преимущество дыхательных упражнений — это помощь человеку в более эффективном общении. Дыхательные упражнения также могут повысить самооценку пациента и уверенность при общении с другими людьми, а также улучшить коммуникативные функции и качество жизни пациента.
Сводка
Дыхательные упражнения — это ряд специализированных упражнений, используемых для улучшения и контроля дыхания, которое является жизненно важным механизмом для эффективной речи и общения.Речевая и языковая терапия предоставит каждому человеку индивидуальные упражнения, соответствующие его конкретным потребностям и способностям. Дыхательные упражнения наиболее эффективны при использовании с голосовыми и речевыми упражнениями.
Если вы считаете, что вам может помочь логопедия или языковая терапия, или если вы хотите получить дополнительную информацию о наших услугах, напишите по электронной почте [email protected] или позвоните по телефону 0330 088 5643.
упражнений для разогрева голоса перед выступлением
4 декабря 2017 г. — Дом Барнард
Как и любые другие мышцы, ваши голосовые мышцы должны быть разогреты, чтобы работать наилучшим образом.Разминка вокала важна для людей, карьера которых зависит от их голоса (певцы, актеры, теле- и радиоведущие), для профессиональных пользователей голоса (учителя, продавцы) и для всех, кто готовится выступить с презентацией или выступлением.
Когда вы говорите, вы издаете звук в гортани (голосовой ящик) голосовыми связками. Разминка растягивает голосовые связки и увеличивает приток крови к гортани и другим частям тела, включая легкие, губы и язык. Это снижает утомляемость голоса и охриплость голоса при длительном использовании голоса.Это также позволяет вам достичь более широкого диапазона высоты звука, что важно для повышения вашей речи.
В этой статье мы обсудим, почему важна вокальная разминка, и объясним несколько вокальных упражнений, которые вы можете использовать перед выступлением или презентацией. Вы должны дать 15 минут, чтобы выполнить полную разминку, и не забывайте, что во время упражнений нужно хорошо пить.
Почему вокальная разминка важна для выступления?
Эффективное вербальное общение зависит не только от того, что вы говорите, но и от того, как вы это говорите.Содержание того, что вы говорите, будет потеряно для аудитории из-за унылой, монотонной презентации.
Когда мы занимаемся физической активностью, разминка может предотвратить травмы и долгосрочное повреждение нашего тела. То же самое и с вашим голосом — короткая вокальная разминка улучшает работу отдельных мышц грудной клетки (грудной клетки), гортани и верхних отделов голосового тракта (горла, рта). Это улучшает качество издаваемого вами звука и помогает звуку течь более естественно. Это также помогает предотвратить повреждение голоса при частом использовании голоса.
Схема, показывающая расположение голосовых связок и гортани. Перед интенсивным использованием их необходимо разогреть.
Разогрев голоса уравновешивает давление воздуха, которое вы посылаете на голосовые связки, что позволяет легко разговаривать через различные голосовые регистры (грудной голос, смешанный голос и головной голос). Он создает мост между этими вокальными регистрами, позволяя вам достичь гораздо более широкого диапазона высот и тонов при разговоре.
Вокальная разминка
Во время выполнения этих упражнений обращайте внимание на свою осанку. Расслабленная поза важна для полного и легкого диапазона движений мышц и для полной поддержки вашего дыхания.
Разминка # 1: Освобождение челюсти
Снижает напряжение в области рта и челюсти во время разговора.
- Положите ладони по бокам лица и медленно массируйте мышцы челюсти и щек медленными небольшими круговыми движениями
- Продолжайте массаж, опуская и поднимая челюсть
- Добавьте звук — «мама» с очень легким контактом губ для «м».
- Измените на «wawawawa» с очень светлой губой для слегка искаженного «w».
Warm Up # 2: Губные трели
Ослабьте напряжение губ и соедините ваше дыхание и речь.
- Сложите губы свободно и выпускайте воздух устойчивой струей для создания звука трели или малины
- Сначала попробуйте звук «h». Затем повторить на звуке «б»
- Удерживайте звук ровно и держите воздух за губами
- Затем попробуйте повторить b-трель, медленно поднимаясь и опускаясь по шкале
- Не выходите за рамки того, что удобно вверху или внизу шкалы
Разминка # 3: трель языка
Расслабляет язык и задействует ваше дыхание и голос.
- Слегка поместите кончик языка за верхние зубы и выдохните, трепеща кончиком языка
- Удерживайте звук ровно и удерживайте дыхание на связи
- Теперь попробуйте изменить высоту тона вверх и вниз по шкале, одновременно трели
- Опять же, не выходите за рамки того, что удобно вверху или внизу шкалы
Warm Up # 4: двухоктавная гамма
Растягивает голосовые связки.
- Начните с низкого тона и медленно поднимайтесь по шкале со звуком «аа»
- Не нажимайте на верхнюю или нижнюю границу диапазона, но старайтесь плавно увеличивать диапазон каждый раз, когда вы делаете весы.
- Повторите несколько раз, а затем в обратном направлении, переходя от груди к голове. Повторите, используя другие гласные.
Разминка # 5: Жужжание губ
Улучшает резонансную фокусировку звука и продолжает работу с максимальным растяжением голосовых связок.
- Сложите губы свободно и выдохните, вибрируя губами
- На выдохе держите язык расслабленным.
- Повторяйте зевок на вдохе и голосите, трепеща губами
- Повторите еще раз, увеличивая высоту тона, затем возвращаясь вниз
- Если это начинает щекотать губы и нос, значит, вы все делаете правильно
Разминка # 6: Жужжание
Подчеркивает различные вибрации губ, зубов и лицевых костей.
- Начните с мягкого закрытия губ с освобожденной челюстью
- Сделайте легкий вдох и выдох, напевая «хмммм»
- Повторите и измените «хмммм» на «аааааа» на полпути выдоха
- Попробуйте ничего изменить, кроме открытия рта
Разминка # 7: Система поддержки дыхания
- После медленного глубокого вдоха резко выдохните, сильно сократив мышцы живота с громким «ага».
- Гортань и горло должны оставаться расслабленными и открытыми
- Это сложное упражнение, и необходимо сосредоточиться на разделении сокращений брюшного пресса и поддержании расслабления верхних дыхательных путей
- По мере того, как вы улучшаете свою способность выполнять это правильно, увеличивайте скорость и количество повторений
Разминка # 8: низкий расход
- Сохранение правильной осанки с низкими расслабленными плечами
- Вдохните медленно и глубоко (но будьте осторожны, НЕ закройте плечи в верхней части вдоха)
- На выдохе медленно повторяйте «привет» — каждый раз выталкиваемого воздуха должно быть мало
- Положите ладонь перед губами, чтобы вы могли почувствовать выдыхаемый воздух
- Не пытайтесь контролировать высоту звука, не заставляйте дыхание выходить наружу
- Поэкспериментируйте с изменением высоты звука, повторяя упражнение
Разминка # 9: Восстановление
Не забывайте остывать вокал после долгого выступления или презентации.Жужжание — отличный способ успокоить голос
- Мягко напевайте звук «м», сосредотачиваясь на вибрации и звуке на губах
- Сделайте это пару минут, чтобы остыть
Чтобы узнать о дополнительных упражнениях, посетите эту статью и статью о вокальной разминке.
Пример вокальной разминки
В этом видео, озаглавленном: «Вот как согреть ваш голос перед тем, как вы начнете говорить», доцент Технологического института Вирджинии Грег Джастис дает несколько советов, как согреть ваш голос и улучшить вашу презентацию.
Использование скороговорок для улучшения артикуляции
Скороговорки — хороший способ расширить вокальный диапазон и согреть язык, рот и губы. Цель состоит в том, чтобы сказать эти предложения без лишнего напряжения языком, губами, челюстью или горлом. Сохраняйте хорошую осанку и полностью поддерживайте дыхание во время их прохождения.
Изначально не пытайтесь контролировать свою высоту тона, но также убедитесь, что вы не «застряли» в узком диапазоне высоты тона.По мере разогрева меняйте высоту тона и сосредоточьтесь на разных элементах голоса — для трех скороговорок, представленных ниже, сосредоточьтесь на языке, губах или челюсти каждого из них.
3 скороговорки для использования перед выступлением
Питер Пайпер сорвал маринованный перец.
Кусок маринованного перца, который сорвал Питер Пайпер.
Если Питер Пайпер сорвал кусочек маринованного перца,
Где кусок маринованного перца, который сорвал Питер Пайпер?
Дениз видит руно,
Дениз видит блох.
По крайней мере, Дениз могла чихнуть
и накормить и заморозить блох.
Один-один был скаковой лошадью.
Два-два — тоже одно.
Один — один выиграл одну гонку.
Два-два тоже выиграли один.
Дыхательные упражнения для улучшения голоса
Правильное дыхание во время презентации поможет поддержать ваш голос.Говоря без глубоких вдохов, вы можете говорить слишком быстро и говорить слишком быстро. Мы часто делаем это, когда нервничаем.
Выполните следующие действия, чтобы улучшить свое дыхание:
- Глубоко дышите нижними легкими — представьте резиновое кольцо вокруг талии (диафрагмы)
- Вдохните и попробуйте вытолкнуть кольцо наружу
- Сделать вдох через нос и выдохнуть через рот
- На выдохе медленно удерживайте звуковую связь «s» с шипением.
- Повторите еще раз, считая от 1 до 5 на выдохе и меняя высоту звука
- Не поднимайте плечи при вдохе — держите их расслабленными и уровень
- Расслабьтесь — напряжение помешает издавать хороший звук
Чтобы научиться хорошо дышать, попробуйте лечь на пол на спину, положив руки на живот.Вдохните (вдох), и ваши руки поднимутся. Теперь выдохните (выдох), и они опустятся. В таком положении очень тяжело неправильно дышать. Регулярно выполняйте дыхательные упражнения, чтобы улучшить свою технику и увеличить объем легких.
Как дышать, чтобы сохранять спокойствие, сосредоточенность и уверенность
Хотите быть спокойным, сосредоточенным и уверенным оратором? Начать нужно с дыхания! Вот как позволить вашему телу усилить ваше присутствие.
Вы нервничаете, когда выступаете публично? Как насчет встречи с важными людьми или когда многое зависит от того, как вы общаетесь с другими?
Подобные ситуации бросают вызов людям во всем мире. И все же нет ничего более захватывающего, чем страстно говорить о том, во что вы глубоко верите. Громкие выступления и даже замечания изменили историю, вдохновили миллионы, мгновенно создали суперзвезд, навсегда изменили жизнь отдельных людей и сплотили целые страны к действиям.
Хотите 5-минутную технику, чтобы быстро попасть в Зону? Станьте динамичным, а не нервным оратором. Возьмите мою бесплатную шпаргалку «Как успокоить нервы, прежде чем говорить».
Даже на повседневном уровне уверенное и целенаправленное изложение ваших идей поможет вам достичь ваших целей и целей вашей компании или организации. Так как же быть уверенным, что вы сосредоточены на текущем моменте и готовы выполнить поставленную задачу?
Почему публичные выступления проще, чем вы думаете
Так что говорить таким образом, чтобы достичь этих важных целей, должно быть сложно, не так ли?
На самом деле, это относительно просто.А с практикой и опытом делиться своими мыслями с большой и малой аудиторией может доставить огромное удовольствие. Конечно, страх сцены может быть серьезным препятствием; но даже обретение уверенности в себе в качестве оратора менее болезненно, чем вы можете себе представить.
На самом деле, есть простой навык, который может повысить вашу уверенность и в то же время внести огромный вклад в успех вашей речи. Это настолько банально и очевидно, что вы можете полностью игнорировать это.
Итак, вот удивительный секрет более уверенных и динамичных публичных выступлений:
Дыши.
Обучение дыханию для публичных выступлений
«Ну, я уже этим занимаюсь!» Я слышу твои мысли; «И я все еще нервничаю!»
Это правда, что то, что называют «дыханием на всю жизнь», мало помогает в публичных выступлениях. Вегетативное дыхание как это более или менее вегетативная реакция, не требующая усилий. Однако дыхание для речи другое. Когда вы разговариваете с аудиторией, вам нужно больше кислорода для передачи звука вовне.Вам также необходимо удлинить выдох, поскольку речь зависит от контролируемого выдоха.
Что не менее важно, вы должны отказаться от привычки дышать неглубоко. Речь требует, чтобы вы научились дышать диафрагмально или «дышать животом». Диафрагма — это куполообразная мышца, которая уплощается, когда легкие над ней расширяются. Это уплощение выталкивает мышцы живота, поэтому на вдохе живот движется наружу.
Подобное диафрагмальное дыхание — это действие, подобное сильфону, которое позволяет вашим легким полностью расширяться и помогает вам без особых усилий производить полный резервуар воздуха.Это тот уровень кислорода, который вам нужен для того, чтобы произносить сильную и звучную речь — такую, которая звучит авторитетно. Чтобы узнать больше о сильной речи, вот 5 основных инструментов вокальной динамики.
Как дышать диафрагмально
Вот как дышать диафрагмой или животом: встаньте расслабленно и положите доминирующую руку на живот, то есть в место, которое входит и выходит наиболее заметно при дыхании. Это ваша область диафрагмы. Сделайте расслабленные средние глубокие вдохи.Чувствуете, как там внизу происходит действие мехов? Легкий! Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть в действии диафрагмальное дыхание.
Есть и другие очень положительные эффекты от использования этого скромного, но удивительного инструмента для создания голоса. Например, если вы объедините его с практическими приемами речи, вы начнете понимать жизненно важный навык, как использовать свой голос, чтобы убеждать других.
Вот шесть преимуществ использования диафрагмы для полноценного дыхания.Вместе они выходят далеко за рамки простого воспроизведения звука. Эти преимущества помогают создать в вас как оратора авторитет, авторитет и правдоподобие — все атрибуты, необходимые для успеха публичных выступлений.
Шесть преимуществ диафрагмального дыхания
- Уменьшает частоту сердечных сокращений и физически успокаивает.
- Обеспечивает кислородом ваш мозг.
- Помогает вашей стойке и внешнему виду, избегая «прогнутого» вида.
- Создает звук власти.
- Поддерживает звук до конца предложения, где идут важные слова.
- Вы выглядите уверенно и контролируете ситуацию (вместо того, чтобы задыхаться).
В порядке, приведенном в приведенном выше списке, диафрагмальное дыхание: уменьшит вашу нервозность, сохранит бдительность и умственное присутствие, поможет вам выглядеть подготовленным и профессиональным, сделает ваши аргументы достоверными и убедительными, «пробьет» важные слова и фразы, которые Ведите свою историю и создавайте видимость опытного оратора, который полностью владеет ситуацией.
Но не верьте мне на слово.Послушайте одного из величайших поэтов на нашем языке:
«И сердце должно остановиться, чтобы дышать», — написал лорд Байрон.
Действительно.
Ключевые выводы из этого блога:
- Правильное дыхание обладает удивительной способностью усиливать ваше присутствие.
- Дыхание для речи требует, чтобы вы «дышали животом».
- Диафрагмальное дыхание насыщает мозг кислородом и держит вас под контролем.
- Голос, который хорошо поддерживается дыханием, звучит властно.
- Важные слова часто идут в конце предложения и требуют вдоха!
Этот блог был первоначально опубликован в 2013 году. Он обновляется здесь.
Как дыхание может улучшить ваш голос
Есть разница между дыханием для жизни и дыханием для речи. Правильное дыхание — важный навык для создания более сильного голоса с лучшей проекцией. Без правильного дыхания может быть трудно полностью достичь своих целей в отношении речи и голоса. Некоторые проблемы с озвучкой, которые могут возникнуть при общении с ограниченным дыханием:- не хватает воздуха, чтобы закончить свои мысли
- уменьшилась громкость к концу вашей выписки
- малый объем
- усталость голоса
- Напряжение в голосовом механизме, артикуляторах речи и туловище,
- колеблющийся шаг
- издает низкий, хриплый голос.
Грудное дыхание
Это наиболее распространенный тип дыхания, при котором верхняя часть грудной клетки и грудной клетки расширяется при вдохе. Многие люди дышат так, сидя и стоя.Тем не менее, это не лучшее дыхание для речи, потому что, если вы не говорите с самого полного вдоха, ваш голосовой механизм не будет в полной мере управлять голосовыми связками в их полной мере.
Срединное или диафрагменное дыхание
Для оптимального использования и проецирования голоса правильное дыхание должно исходить от средней части или диафрагмы. Этот тип дыхания будет исходить из области живота и нижней части грудной клетки, обеспечивая наибольший объем воздуха для голоса.Это позволит вам контролировать свой выдох во время разговора, создавая естественную проекцию и приятное качество звука для наилучшего звучания голоса. Дыхание через диафрагму помогает снизить мышечное напряжение и улучшить осанку. Грудь и плечи не должны сильно двигаться при дыхании.
Обучение диафрагмальному дыханию для улучшения голоса
Дыхание через диафрагму возможно, но поначалу может быть неудобно. Большинство людей дышат грудью. Хорошая новость в том, что вы можете научиться диафрагмировать дыхание и включать его всякий раз, когда вы хотите получить лучшую проекцию и более богатый голос.Практикуйте эти навыки в разных позах, и со временем координация станет легче.лежа
- Люди автоматически дышат диафрагмой в положении лежа. Если вы не уверены, что такое настоящее диафрагменное дыхание, лягте спиной на пол. Положите руки на живот и дышите. Поздравляю, вы дышите диафрагмой!
- Сосредоточьтесь на своем дыхании. Ваша средняя часть должна двигаться наружу и внутрь, в то время как грудь остается довольно неподвижной.Проведите время, ощущая это движение. Поместите руки в эту область для визуального восприятия. Это цель, когда вы говорите в положении сидя и стоя, и вы хотите говорить более сильным и живым голосом.
Попробуйте дышать через диафрагму, сидя на стуле, поставив ступни на пол. Проделайте ту же процедуру, положив руку на живот и грудь. Дышите через нос и почувствуйте, как диафрагма движется наружу и внутрь.
- Представьте, что надувается и сдувается воздушный шар. Если диафрагмальное дыхание для вас впервые, это может показаться сложным. Если вам трудно, вернитесь в положение лежа, чтобы почувствовать, на что похоже дыхание в средней части.
Постоянный высокий
- Практикуйте дыхание в положении стоя. Ничего не изменилось с вашим дыханием, только ваше положение!
- Положите одну руку на грудь, а другую — на живот.Вдыхайте и выдыхайте через нос. Ваша средняя часть должна двигаться внутрь и наружу, в то время как грудь и плечи должны оставаться практически неподвижными. Используйте подсказку о передаче дыхания в нижнюю часть позвоночника.
- Подумайте о том, что воздушный шар надувается и сдувается. Если верхняя часть груди и плечи двигаются вверх и вниз, значит, вы дышите не диафрагмой.
Сначала это может показаться неудобным, так как это новый навык.Если вам трудно сделать это, не двигая грудью, вернитесь в положение лежа, чтобы увидеть и почувствовать правильное диафрагмальное дыхание. Это вопрос перенастройки вашего мозга на что-то другое.
Возможности быстрой практики для репетиций в течение следующих нескольких недель:
- Встаньте перед зеркалом и подышите одну минуту до и после чистки зубов.
- Диафрагма дышит, когда вы останавливаетесь на красный свет в машине.
- Диафрагма дышит, когда вы стоите в очереди, чтобы сделать покупку.
- Диафрагма дышит, пока вы ждете запуска компьютера и проверки телефонных сообщений.
Благодарим вас за интерес к нашей статье «Загляните внутрь» из книги «Как говорить, как телеведущий, и вести себя как генеральный директор». Я надеюсь, что вы понимаете, насколько полезными могут быть книга и тренинг для вашей речи, голоса и публичных выступлений.Мы предлагаем обучение в этих и других областях.
Речь и дыхание… у вас перехватывает дыхание, когда вы говорите?
Основная функция дыхательной системы — доставлять кислород к клеткам тела и удалять углекислый газ, побочный продукт клеточного метаболизма. Легкие отвечают за легочную вентиляцию и, подобно мехам аккордеона, расширяются и расслабляются в ответ на изменения давления воздуха. Диафрагма — это основная инспираторная дыхательная мышца, которая также активна во время речи, что позволяет точно регулировать давление во время связанной речи при изменении требований к объему легких.Грудная стенка поддерживает соответствующий уровень мышечного давления, и если мышцы живота остаются в напряжении или расцеплены, грудная клетка становится ответственной за создание давления, достаточного для фонации (производства голоса), и это создает возможность потери способности тонкой настройки. и значительное увеличение грудного усилия, которое может быть трудно поддерживать при длительном общении.
Сообщалось о слабости дыхательных мышц у людей с болезнью Паркинсона [i], но на податливость грудной клетки также может влиять дискинезия или дистония мышц туловища, что ставит под угрозу способность достигать и поддерживать объем легких, необходимый для фонации.Кроме того, искривление голосовых связок, которое также часто встречается при БП и способствует изменению качества голоса, может взаимодействовать со слабыми или жесткими дыхательными мышцами и приводить к нарушению координации гортани и дыхания.
Использование большего объема легких в начале речевого образования позволяет говорящим генерировать более высокое давление отдачи и субглоточное давление для речи с меньшей зависимостью от мышечных усилий (подумайте о воздушном шаре, полностью раскрытом и готовом отскочить назад). (Подсвязочное давление — это давление, создаваемое под голосовыми связками, и оно важно не только для произнесения речи, но также для кашля и времени дыхания и глотания — тема для другого раза).
Для некоторых речевых задач требуется большой объем легких в начале фонации, и мышцы грудной стенки должны выполнять эту задачу. (например: произнесите «ах» громким голосом в течение 10 секунд). Если вы попытаетесь выполнить то же голосовое задание, начиная с малого объема легких (например: полностью выдохните, а затем попытайтесь выполнить задание «ах»), потребуется большее усилие выдыхательных мышц, что также может привести к некоторому напряжению гортани.
Из исследований речи мы знаем, что одновременная активация как инспираторных, так и выдыхательных мышц позволяет наиболее эффективно управлять системой грудной клетки для озвучивания.[i] Дыхательные упражнения, которые можно выполнять дома!Из-за необходимой постоянной координации между инспираторно-экспираторными мышцами во время произнесения речи, установление оптимальных паттернов дыхания является составной частью некоторой обработки голоса. Фактически, Часть 1 программы Voice Aerobics®, Дыхание, фокусируется на позе, дыхании и формировании голоса, и может быть отличным инструментом, помогающим улучшить восприятие того, насколько эффективно вы используете мышцы для речи.
Пациенты, которые используют The Breather®, устройство для тренировки дыхательных мышц с сопротивлением потоку, говорят мне, что они чувствуют большее расширение и «раскрытие» грудной клетки после его использования, и что им «легче» использовать дыхательные мышцы для речи.
На недавнем занятии LOUD Crowd® несколько участников продемонстрировали использование The Breather и обсудили некоторые из своих наблюдений. Один из слушателей класса, которого я назову Риком, может вдыхать и выдыхать с довольно высокой громкостью и выдерживать «ах» более 20 секунд, и все же ему трудно поддерживать адекватную громкость для связной речи.Другой наблюдательный ученик заметил, что когда Рик сделал большой вдох перед тем, как говорить, он смог дольше сохранять громкость. Затем Рик сделал глубокий вдох через Дышащий, чувствуя, как его грудная клетка расширяется, и на выдохе продолжил говорить с достаточной громкостью. Использование своего устройства таким образом может помочь Рику лучше координировать модели дыхания и лучше оценивать поддержку дыхания при выполнении речевой практики дома.
Освоение поддержки дыхания при чтении заданий с известной длиной фраз, скорее всего, будет проще для большинства людей, и это хорошее место для начала домашней практики.Для большинства людей с болезнью Паркинсона более сложной задачей является поддержание достаточной громкости во время разговорной речи, когда производство речи конкурирует с повышенным когнитивным спросом, необходимым для обработки речи и формулирования новой мысли.
Если ваш супруг или другой значимый человек жалуется, что слышит только первые несколько слов из того, что вы говорите, возможно, вы говорите с низким объемом легких, и тренировка дыхательных мышц, которая обычно занимает менее 15 минут, может добавиться к вашей речевой практике помочь улучшить мышечную силу и использовать.
[1] Baille G, Perez T, Devos D, Deken V, Defebvre L, Moreau C (2018) Раннее проявление слабости инспираторных мышц при болезни Паркинсона. PLoS ONE 13 (1): e01
.[11] Hixon, T. J., & Hoit, J. D. (2005). Оценка и лечение нарушений речевого дыхания: принципы и методы. Тусон, Аризона: Реддингтон Браун.
Начните свой Новый год с УДОВОЛЬСТВЕННОЙ речевой практики!С Новым годом
Моя миссия Привлечь людей к лечению и помочь им выразить свою индивидуальность и дух с помощью голоса.Обучать и расширять возможности.