Врожденные рефлексы – 7.7Определение рефлекса. Классификация рефлексов. Современная структура рефлекторной дуги. Обратная связь, её значение.

Содержание

Врождённые физиологические рефлексы — Википедия

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

Спинальные двигательные автоматизмы

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъём головы и даже запрокидывание её назад.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1—1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3—4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6—12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинсона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4—5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5—6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными приёмами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4—5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет[1].

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

См. также

  • ↑ A Natural Age of Weaning  (недоступная ссылка — история) (30 марта 2012). Проверено 5 марта 2018. Архивировано 30 марта 2012 года.
  • Врождённые физиологические рефлексы — Википедия. Что такое Врождённые физиологические рефлексы

    Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

    Спинальные двигательные автоматизмы

    Защитный рефлекс новорождённого

    Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъём головы и даже запрокидывание её назад.

    Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

    У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

    Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1—1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

    Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

    Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3—4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6—12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

    Хватательный рефлекс

    Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинсона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4—5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

    Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

    Рефлекс Галанта

    При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5—6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

    Рефлекс Переса

    Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

    Рефлекс Моро

    Вызывается различными приёмами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

    При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4—5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

    Оральные сегментарные автоматизмы

    Сосательный рефлекс

    При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет[1].

    Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

    При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

    Хоботковый рефлекс

    Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

    Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

    При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

    См. также

  • ↑ A Natural Age of Weaning  (недоступная ссылка — история) (30 марта 2012). Проверено 5 марта 2018. Архивировано 30 марта 2012 года.
  • Врождённые физиологические рефлексы Википедия

    Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

    Спинальные двигательные автоматизмы

    Защитный рефлекс новорождённого

    Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъём головы и даже запрокидывание её назад.

    Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

    У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

    Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1—1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

    Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

    Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3—4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6—12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

    Хватательный рефлекс

    Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинсона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4—5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

    Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

    Рефлекс Галанта

    При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5—6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

    Рефлекс Переса

    Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

    Рефлекс Моро

    Вызывается различными приёмами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

    При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4—5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

    Оральные сегментарные автоматизмы

    Сосательный рефлекс

    При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет[1].

    Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

    При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

    Хоботковый рефлекс

    Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

    Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

    При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

    См. также

    1. ↑ A Natural Age of Weaning (неопр.) (недоступная ссылка) (30 марта 2012). Дата обращения 5 марта 2018. Архивировано 30 марта 2012 года.

    Врожденные рефлексы новорожденного, группы врожденных реакций (физиологические, атавистические и ориентировочные)

    Мы уже не раз с вами говорили, что период новорожденности – это особенный и неповторимый период жизни вашего малыша. В данный период ваш малыш развивается такими темпами, как никогда более в жизни не сможет! А еще период новорожденности уникален тем, что мы можем наблюдать в чистом, неразбавленном виде инстинкты, природу в поведении.

    Когда маленький человечек приходит в мир, он уже имеет запах врожденных, рефлекторных реакций. Они автоматические, непроизвольные, и каждый имеет свое предназначение. Ведь нервная система новорожденного еще формируется, но малышу уже надо уметь приспособится к окружающей среде.

    Можно определить три группы врожденных реакций: физиологические, атавистические и ориентировочные.

    Физиологические. С данной группой рефлексов малыш уже рождается. Т.к. они жизненно необходимы, чтобы выжить. Конечно же, это рефлексы, отвечающие за дыхание и кровообращение. Многие из вас могут удивиться, но это именно рефлексы. Сюда же отнесем защитные рефлексы. Они «охраняют» малыша от нежелательных воздействий.

    К примеру, от укола отдергивается ножка малыша. Потому что, это сильное раздражение кожных покровов. Неожиданное включение света в темной комнате, вызовет сужение зрачка – это зрачковый рефлекс. Такие рефлексы жизненно необходимы, они остаются с малышом всю жизнь.

    Самый нужный рефлекс маленького человечка — сосательный рефлекс. К примеру, когда мама трогает своим пальцев губки малыша, тот сразу же начинает сосать палец.

    А если мама касается щечки, то малыш сразу же повернет головку в нужном направлении. И с приоткрытым ротиком будет искать. А это уже поисковый рефлекс.

    Но жизненно необходимыми являются не все рефлексы. Данная группа рефлексов – своеобразное наследие от «нечеловеческих» прапрапрадедов. На их основе не возникают человеческие способности.

    Данная группа – это атавистические рефлексы. Самый яркий пример, это рефлекс Робинзона. Когда взрослый прикасается к ладони малыша, тот хватает ее и держит крепко. Это своеобразный хватательный или цеплятельный рефлекс.

    Так же, довольно интересный пример, это переступательный рефлекс. Когда ножка малыша касается поверхности, маленький человечек начинает двумя ножками имитировать ходьбу.

    Такой же ненужный для выживания рефлекс – рефлекс Моро. Это рефлекс вскидывания ручек. Если маленькому человечку угрожает падение или он слышит резкий и сильный звук, то он поднимает ручки вверх, при этом ребенок наготове схватит что-либо.

    Есть еще чудесный, на мой взгляд, плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, он начнет «плавать», и удержится на воде.

    Интересно, что большая часть рефлексов данной атавистической группы исчезают уже на первом году жизни малыша. К примеру, рефлекс Робинзона становится на порядок слабее на четвертом месяце.

    Переступательные движения исчезают еще до того, как малыш начинает ходить.

    Также хочется отметить, что во врожденные безусловные рефлексы новорожденных включаются другие, более усложненные виды поведения.

    К примеру, сосательный рефлекс в два – три месяца уже перевоплощается в осознанное действие малыша. Малыш уже не сосет все, что захочет и увидит. Малыш может начать сосательные действия при виде груди или соски, а закончить, когда почувствует насыщение.

    У маленьких деток есть рефлексы, которые с взрослением наоборот укрепляются. Они не носят физиологический характер. Но проходят через всю жизнь малыша.

    Последняя группа – это ориентировочные рефлексы. Такие рефлексы обеспечивают взаимодействие с внешним миром. Уже в первые часы жизни новорожденного, он поворачивает головку на источник света или звука.

    Сначала они безусловны, и отражают сенсорные возможности малыша. Но со временем перерастают в потребность в новых ощущениях и в общении.

    reflexes_newborn

    Автор публикации:

    Детский психолог

    Центр дружественного отношения к подросткам и молодежи

    Понятие о рефлексах. Врожденные и приобретенные рефлексы.

    1. Дефекты развития головного мозга.

    Рефлексы – это ответные реакции на раздражение рецепторов в рефлексогенной зоне: сухожилий мышц, кожи определенного участка тела, слизистой оболочки. При исследовании рефлексов определяют их характер, равномерность, асимметрию. Снижение рефлексов – гипорефлексия, повышение – гиперрефлексия, отсутствие – арефлексия.

    Врожденные (безусловные) рефлексы — это наследственная, генетически закрепленная реакция организма, которая осуществляется благодаря нервной системе в ответ на адекватный раздражитель. Все они возникают по принципу «стимул — ответная реакция». Например, сосательный рефлекс у младенца при дотрагивании губ к грудной железы, или слюноотделительный — при вложении в рот пищи. Безусловные рефлексы обеспечивают координационную деятельность внутренних органов, направленную на поддержание гомеостаза, взаимодействие организма с внешней средой и согласованную деятельность различных функциональных систем.

    Большинство безусловных рефлексов формируется и проявляется после рождения (например, клювальний рефлекс у птиц), другие — в процессе созревания (половые) под влиянием эндокринных и нервных факторов. В процессе онтогенеза безусловно-рефлекторная деятельность совершенствуется и может видоизменяться в соответствии с условиями существования. К врожденным безусловно-рефлекторних форм поведения можно отнести большую группу сложных безусловных рефлексов, называются инстинкты. Инстинкты — это совокупность стереотипных видоспецифических двигательных реакций и сложных форм поведения, которые осуществляются на фоне высокой возбудимости нервных центров и направлены на удовлетворение внутренней потребности организма. Например, строительство гнезда птицами, перелет птиц в теплые края для вывода потомства, защитный, родительский.

    Условный (приобретённый) рефлекс — это приобретенная в течение индивидуальной жизни реакция организма осуществляется благодаря образованию в высших отделах ЦНС временных рефлекторных путей в ответ на действие любого раздражителя на существующий соответствующий рецепторный аппарат. Условный рефлекс образуется в результате сочетания действия двух раздражителей — условного и безусловного. В классических опытах И. П. Павлова выделение слюны у голодного собаки вызвали кормлением его мясом. Затем перед каждым кормлением хотя бы за несколько секунд раньше звенел звонок (индифферентный раздражитель, ранее не вызывал выделение слюны) и вслед за ним кормили мясом (безусловный раздражитель, который всегда вызывал слюноотделение). Такое многократное сочетание двух раздражителей повторяли до тех пор, пока только звонок (без последующего кормления) стал вызывать выделение слюны, потому что он превратился в условный раздражитель. Условный раздражитель предупреждает животное на подачу пищи и приводит к появлению у нее слюноотделение.

    1. Понятие о рефлекторной дугеи её звеньях.

    2. Образование условных рефлексов. Методики их исследования.

    При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение (сигналом пищи или раздражителя, причиняющего вред организму, и т. п.). Безразличный до этого (индифферентный) раздражитель приобретает тем самым новую, сигнальную функцию.

    Раздражители, вызывающие условные рефлексы и имеющие, следовательно, сигнальное значение, называются условными раздражителями.

    Образование условных рефлексов представляет собой формирование в мозгу новых временных связей, не имевшихся ранее. Эти связи у высших животных и у человека формируются в коре больших полушарий, которая является главным субстратом психики. Для образования условных рефлексов весьма важно деятельное состояние коры головного мозга. Если кора мозга находится в приторможенном состоянии, условные рефлексы образуются лишь с трудом и оказываются очень непрочными. Именно этим объясняется трудность замыкания новых временных связей в утомленном состоянии. Существенным для образования условных рефлексов является, отсутствие каких-либо сильных посторонних раздражителей. Если при выработке условной связи действует какой-нибудь сильный посторонний раздражитель (например, резкий посторонний шум, создающий стойкий очаг возбуждения), то остальные участки коры приходят в тормозное состояние, и образование условного рефлекса затрудняется.

    Образование условных рефлексов, иначе говоря замыкание временных связей, является основной, главнейшей работой коры головного мозга. Поэтому деятельность коры головного мозга называют замыкательной деятельностью.

    Для изучения условных рефлексов И.П. Павлов разработал оригинальную методику исследования.

    Условия образования условных рефлексов такие:

    1. Сочетание индифферентного и безусловного раздражителей во времени.

    2. Индифферентный раздражитель должен предшествовать хотя бы на доли секунды безусловном раздражителю, чтобы стать сигналом

    3. Под биологической силой безусловный раздражитель должен быть больше, чем индифферентный раздражитель.

    4. Критерием выработки условного рефлекса есть 80% правильных реакций животного на условный сигнал. Количество сочетаний условного и безусловного раздражителей для достижения критерия выработки условных рефлексов неодинакова для разных рефлекторных реакций и различных животных.

    Условный раздражитель имеет сигнальное значение — позволяет предположить следующую приспособительную реакцию организма к условиям внешней среды.

    Для опыта осуществленного Павловым требовалась звукоизолированная комната, где можно было контролировать условия внешней среды, специально оборудованное место для животного и устройство для автоматической подачи пищи. По мере надобности могли предъявляться стимулы разной природы (звонки, вспышки света и т.п.). Посредством несложной хирургической операции Павлов выводил у собаки слюнный проток наружу так, что слюну можно было собирать и измерять ее количество. В типичном эксперименте умеренно голодную собаку несколько раз оставляли в звукоизолированной комнате чтобы она привыкла к обстановке и не испытывала эмоционального напряжения. В этот период тщательно замерялось выделение слюны которое обычно бывало незначительным. Затем предъявлялся стимул — включался звонок что могло вызывать легкое усиление слюноотделения (как следствие открытого Павловым ориентировочного рефлекса), но после нескольких повторений собака обычно теряла к нему интерес. Далее начинался процесс выработки условного рефлекса. Звучал звонок через несколько секунд — в миску собаки падала еда. Пока собака ела, измеряли количество выделившейся слюны, а когда слюноотделение прекращалось снова звенел звонок и появлялась пища. После нескольких таких сочетаний звонка и пищи проводился следующий эксперимент, в котором звонок не сопровождался появлением пищи. Сигнал, ранее нейтральный, теперь вызывал выраженное слюноотделение — срабатывал условный рефлекс. В подобной ситуации пища является безусловным стимулом, звонок — условным стимулом или условным сигналом, а совместное появление пищи и звонка называется подкреплением. Самообразование условных рефлексов обозначают термином «обусловливание».

    Врожденные рефлексы. Врожденные рефлексы новорожденных.

    Рождаясь, каждый ребенок умеет дышать, сосать, кушать и делать все то необходимое, что поможет ему выжить во внешней среде.

    Врожденные рефлексы новорожденных проверяет в роддоме неонатолог. Это очень важный осмотр, от его результатов будет зависеть оценка нервной системы. В случае патологии, кроха не отвечает на раздражение, и рефлексы отсутствуют, либо появляются патологические реакции, отсутствующие в норме.

    Некоторые рефлексы, такие как дыхательный, глотательный, роговичный сопровождают нас в течение всей жизни, так как без них невозможно вести нормальное существование. Другие существуют несколько месяцев, а затем угасают.

    Статические рефлексы

    Для оценки нервно-психического развития малыша врач вызывает врожденные рефлексы новорожденных. Они закреплены у ребенка на генетическом уровне. К стойким рефлекторным реакциям относят те, которые существуют в течение всей жизни.

    Глотательный.

    Роговичный – в момент дотрагивания до роговицы кусочком ваты, веки смыкаются и, таким образом, защищают глазное яблоко.

    Сухожильные – в момент удара молоточком по ахилловому сухожилию, сухожилию, расположенному под надколенником и в других местах, исследуемая конечность вздрагивает или сгибается.

    Надбровный – если неврологическим молоточком легонько стукнуть по внутреннему краю надбровной дуги, то малыш сомкнет веки.

    Транзиторные рефлексы.

    Эти врожденные рефлексы новорожденных можно обнаружить только в течение некоторого времени после рождения. В дальнейшем они пропадают. Если этого не происходит, то речь идет о патологии или задержке развития.

    1. Сосательный. Некоторые его обнаруживают еще во внутриутробном состоянии, когда на аппарате УЗИ видно, как малыш сосет свой пальчик. Продолжается рефлекторная реакция до 10–12 месяцев, у детей южных стран до 1,5–2 лет.

    2. Хоботковый. Если нежно постучать пальцем по губам крохи, он вытянет их в трубочку. Длится до 2–3 месяцев.

    3. Поисковый. Зрение у новорожденного пока еще не очень развито, рефлекс нужен, чтобы найти мамину грудь. Если дотронуться до щеки малыша пальцем, то он тут же повернет лицо в эту сторону. Существует до 3–4 месяцев.

    4. Автоматизм Бабкина. Если надавить большим пальцем на ладошку малыша, то он приоткроет ротик и наклонит голову к груди. Угасает к третьему месяцу.

    Если один или все вышеописанные рефлексы не вызываются, это означает, что существует травма или патология на уровне продолговатого мозга.

    5. Защитный. Проявляется поворотом головы в сторону при положении лежа. Так как держать голову кроха еще не умеет, эта реакция не дает ему задохнуться. В 2 месяца уже не проявляется.

    6. Автоматизм опоры. Если взять новорожденного в области подмышек, поддерживая головку, то кроха согнет ножки в суставах. Если при этом он дотронется стопами до стола, то будет плотно на него опираться.

    7. Автоматизм шага. Если в состоянии рефлекторной реакции опоры наклонить малыша немного вперед, то он начнет перебирать ножками, имитируя шаги. Оба рефлекса присутствуют до 2 месяцев.

    8. Хватательный рефлекс, названный в честь канадского педиатра Робинсона. Если вложить палец в кулачок новорожденного, то он схватится и сожмет его так сильно, что кроху можно будет приподнять над пеленальным столиком.

    9. Автоматизм Моро. Существует несколько способов его выполнения. Вот один из них: если ударить по столу на расстоянии 15 см от малыша, то сначала он вскинет и разведет руки в стороны, растопырив пальцы, а далее вернет руки в начальное положение. Вызвать этот врожденный рефлекс новорожденных можно также, похлопав младенца по бедру или ягодице.

    10. Автоматизм ползания (Бауэра). Если младенца до 4 месяцев положить на стол вниз животом, то он рефлекторно поднимет голову и будет совершать ножками ползающие движения. Подставленные под стопы ладони используются как опора.

    11. Автоматизм Галанта. Если провести двумя пальцами по линиям, располагающимся по обеим сторонам от позвоночника от затылка к копчику, то малыш будет дугообразно изгибаться. Реакция существует до достижения 3–4 месяцев.

    12. Автоматизм Переса. Немногие врачи его используют, а в домашних условиях не медикам его использовать запрещено, так он весьма болезненный для малыша. Кроху кладут на животик и надавливают пальцем по выступающим отросткам позвоночного столба снизу вверх. У детей этот прием может вызывать: временную остановку дыхания, а затем громкий плач, гипертонус, мочеиспускание или дефекацию.

    Результаты

    Выполнение такого неврологического исследования позволяет врачу определить: присутствует ли рефлекс, симметричен ли он, соответствует ли возрасту, а также когда угас. При нормальном развитии врожденные рефлексы новорожденных должны своевременно возникнуть и своевременно исчезнуть.

    Мамам, которые видели, как доктор проверяет новорожденные автоматизмы у их детей, не стоит повторять их дома самостоятельно, если на то нет особых рекомендация невролога.


    Рефлексы новорожденных (безусловные, условные, врожденные)

    Родившись, человек не владеет никакими жизненными навыками, знаниями и опытом. Однако он далеко не так беспомощен, как это кажется на первый взгляд. Чтобы новорожденный имел возможность адаптироваться к совершенно новым для него условиям обитания, природа наделила его множеством рефлексов.

    Глядя на кроху в этот период, можно получить ответ на вопрос: «Что подарила человеку природа?». Не все рефлексы новорожденных в наше время жизненно необходимы, но в совокупности они имеют большое значение и являются важным критерием в оценке состояния его здоровья.

    Содержимое статьи

    Классификация рефлексов

    Рефлексы, прежде всего, делятся на:

    • условные;
    • безусловные.

    У новорожденного наблюдаются лишь безусловные рефлексы, подаренные природой при рождении. В дальнейшем, с приобретением опыта, развиваются условные.

    Безусловные рефлексы новорожденных, в большинстве своем, являются жизненно важными для него (например, дыхательный или сосательный). Всего различают 15 врожденных рефлексов, которые включают в себя исчезающие и развивающиеся со временем. Например, на смену исчезающим сосательному и поисковому рефлексам, приходит защитная реакция рук или выпрямляющий рефлекс туловища.

    Врожденные рефлексы в зависимости от выполняемых функций бывают:

    1. Физиологические. Это рефлексы, отвечающие за жизненные функции, обеспечивающие нормальное дыхание, питание, кровообращение.
    2. Ориентировочные. Эти рефлексы помогают защитить новорожденного от воздействия внешней среды.
    3. Атавистические. То есть те, которые не являются жизненно необходимыми для современного человека.

    Оральные рефлексы

    Эту группу характеризуют непроизвольные, сосательные или «поцелуйные» движения губ, которые возникают при раздражении зоны рта новорожденного.

    К ним относятся следующие рефлексы:

    • Сосательный;
    • Хоботковый;
    • Поисковый;
    • Ладонно-ротовой.

    Сосательный. Является основным, жизненно необходимым рефлексом новорожденного и хорошо развит у доношенных деток. Проявляется в том, что любой попавший в ротик крохи предмет, вызывает неосознанные сосательные движения. Пропадает примерно через год.

    Хоботковый рефлекс. Заключается в непроизвольном выпячивании губ новорожденным при легком прикосновении к ним пальцев, за счет сокращения круговой мышца лица. Наблюдается несколько первых месяцев жизни крохи.

    Поисковый рефлекс. Состоит в неосознанном поиске еды. Если аккуратно дотронуться до уголка губ крохи, то он инстинктивно поворачивает головку в направлении раздражителя. Этот рефлекс пропадает в течение первых 4 месяцев. В дальнейшем младенец откликается на ту еду, которую видит, то есть поиск еды становится осознанным.

    Ладонно-ротовой. Если надавить на ладошки новорожденного подушечками пальцев, то он откроет ротик и согнет головку в направлении раздражителя. Так проявляется ладонно-ротовой или рефлекс Бабкина, который наблюдается всего лишь несколько месяцев. Чрезмерная выраженность, а также его отсутствие, указывают на наличие неполадок в состоянии здоровья крохи.

    Хватательные рефлексы

    Рефлексы этой группы относятся к спинальным двигательным автоматизмам. Наиболее известный, хватательный рефлекс — рефлекс Робинсона. Проявляет он себя в возможности младенца обхватить пальцы взрослого настолько крепко, что это даже дает возможность поднять его вверх. У ослабленных малышей он выражен неявно или полностью отсутствует, а у возбудимых проявляется сильнее. На смену этому рефлексу через 3 месяца приходит навык осознанного удержания предметов в ручке.

    К этой же группе относится рефлекс Бабинского, сохраняющийся у малыша на протяжении 2 лет. Состоит он в тыльном сгибании стопы и веерообразном расхождении пальцев ножек, при раздражении подошвы новорожденного.

     Среди прочих врожденных рефлексов выделяют:

    • защитный рефлекс;
    • реакции опоры и автоматическая походка;
    • спонтанное ползание;
    • рефлекс Галанта;
    • рефлекс Переса;
    • рефлекс Моро.

    Защитный рефлекс. Проявляется в способности младенца непроизвольно поворачивать головку на бок всякий раз, когда его выкладывают на животик. Так природа позаботилась о том, чтобы кроха не задохнулся, если он некоторое время вынужден находиться в неудобной для себя позе. Нарушение этого рефлекса свидетельствует о поражении нервной системы ребенка.

    Реакции опоры. Малыш сразу после рождения не может стоять, но, благодаря рефлексу опоры, умеет опираться. Когда кроху держат вертикально на весу, то ножки его будут согнуты. Но стоит поставить его на ровную поверхность, туловище младенца выпрямляется и он держится на полусогнутых ногах на полной стопе. Такая реакция новорожденного подготавливает его к шагам.

    Автоматическая походка. Довольно забавный шаговый рефлекс наблюдается, когда малыш начинает перебирать ножками, если поставить его и немного наклонить туловище вперед. Это автоматическая походка новорожденного. Критерием оценки этого рефлекса является способность ребенка опираться на всю стопу при ходьбе. К концу второго месяца жизни эти рефлексы пропадают, а на смену им позже придет умение ребенка самостоятельно стоять и ходить.

    Спонтанное ползание. Если младенца выложить на животик и подставить ладонь под его стопы, то кроха начинает спонтанно ползти. Ни в каком другом положении подобные движения новорожденного не наблюдается. Это рефлекс Бауэра или спонтанного ползания.

    Рефлекс Галанта. К пятидневному возрасту малыша, у него он должен проявиться. Если провести пальцем вдоль позвоночника сверху вниз, спинка малыша образует дугу, а головка повернется в сторону раздражителя. В норме рефлекс перестает проявляться к 3-х месячному возрасту ребенка, длительное отсутствие его указывает на поражение нервной системы.

    Рефлекс Моро. Проявляется в симметричном разведении ручек и ножек новорожденного и возвращении их в исходное положение. Его вызывает громкий звук, удар по поверхности, на которой лежит ребенок, похлопывание по бедру.

    Когда надо беспокоиться родителям?

    Беспокойство родителей должны вызывать слабые рефлексы новорожденных, что, как правило, связано с родовой травмой, асфиксией. Иногда запоздание врожденных рефлексов вызвано реакцией на некоторые медикаменты или болезнью малыша. Часто, слабость безусловных рефлексов наблюдается у недоношенных деток.

    Полное отсутствие рефлексов – угрожающее жизни младенца состояние, требующее проведения немедленных реанимационных процедур. Причин тому может быть множество, от гипоксии при беременности и асфиксии в родах до пороков развития.

    Безусловные рефлексы новорожденных – подарок природы человеку, позволяющий адаптироваться ему к новой среде. Своевременности их проявления и угасания придают большое значение, поскольку это являются верным признаком здоровья ребенка. Но необходимо помнить, что резервы организма человека огромны и не изучены в полной мере.

    Не всегда неблагоприятный неврологический прогноз, основанный на рефлексах, оправдывает себя. Поэтому, несмотря на то, что некоторые рефлексы новорожденных могут развиваться с запозданием или отсутствовать вовсе, организм младенца способен восстанавливаться и ребенок может вырасти здоровым.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *