Обозначение мягкие и твердые согласные – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Конспект урока русского языка. «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме» (1 класс)

Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме. (урок русского языка)

1 класс

Цель: 

учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

  • закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

  • закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

  • расширять и активизировать словарный запас;

  • формировать потребность детей в обращении к словарю;

  • развивать мелкую и общую моторику;

  • развивать внимание, память, мышление.

  • Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:  осознают роль гласных в обозначении твердости-мягкости согласных;  демонстрируют умение пользоваться средствами устного общения; владеют нормами речевого этикета в ситуациях бытового и делового общения

Личностные:  проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, знание основных моральных норм поведения,  участвуют в оценке работ, ответов одноклассников.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, строят ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом;

Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами, допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению;

Регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, при необходимости вносят коррективы в действия.

Структура урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок.

1). На экране смайлики(слайд)

— К нам урок заглянуло солнышко-смайлики. Какое вам больше нравиться?

Рада, что у вас очень хороший настрой на работу.

— Сегодня на уроке мы будем продолжать свое путешествие по страницам русского языка. С собой в путешествие возьмем хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

2) Игра “Снегопад”.(в парах)

На столах появляются “снежинки”. (Приложение )

– Расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. Тогда вы сможете прочитать пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Это девиз нашего занятия. Продолжаем трудиться.

     2.  Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

— Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.(слайд)

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как на доске. (слайд)

а о у ы э и е ё я ю

Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

1.Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..

-Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

-Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

-Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

-И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

-Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

-Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

-Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

-Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

4.Определение темы урока.

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока — Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме.

3.Закрепление материала.

1) Дифференциация гласных I и II ряда Чтение слогов

  • Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, ю, е, и)

  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

 Эти гласные дружат с Тимом.
Эти гласные дружат с Томом.

Игра «Заселяем домики»

-Я хочу узнать какие гласные обозначают мягкость согласных, а какие твердость.

Проверка .Дети называют гласные парами.

Слайд «Стрелочки»

2). Дифференциация согласных, развитие фонематического слуха.

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные.

Игра “Беговые дорожки”.

Работа в парах.

У вас на партах лежат карточки со словами. Распределите их на две группы. Подумайте по какому принципу можно разделить все слова.

(земля, крот, лёд, мял, рука, пил, банка, люк, сук, день, дом) (инд.карточки)

(Взаимная проверка.)

Физкультминутка.»Пингвины»

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

3). Работа над словарными словами (записать в два столбика).

Игра твердый – мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, девочка, собака, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Давайте запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, затем Тома. (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение.

(Самопроверка по словарю)

4 а) Игра “Превращение”.

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру. Доскажи словечко.

Буквы потерялись” (устно)

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы.

б…нан
вишн…

л…мон   
гр…ша

п…рсик
мандар…н

(Читают слова, называют гласные.)

5. “Найди ошибки” (работа у доски + списывание первого предложения).

Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)

На берозах стучат датлы.(орфограммы)

Серожа и Пета кормят индука.
У Вали завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.)

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III. Итог. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

Оцените свою работу на уроке .

— Нарисуйте на полях улыбающегося смайлика, если вы довольны сегодняшней работой на уроке. Если у вас не все получилось, не огорчайтесь.

— Все молодцы! Спасибо за урок!

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

infourok.ru

Конспект урока по теме «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме». 2-й класс

Цель: закрепить навык обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;
  • закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • формировать потребность детей в обращении к словарю;
  • уточнять ориентировки в пространстве и времени;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: карточки со словами “вьюга”, “метель”, “зима”, “пурга”; “снежный ком” – скомканный лист белой бумаги; детский рисунок с “неправильными” снежинками; карточки со снежинками, на которых написаны названия месяцев и слова пословицы; альбомы; карандаши; таблица в виде домика для гласных букв; барабан для игры “Поле чудес”; конверты с заданиями; компьютер; диск с компьютерными играми “Помоги Гномику”, “Пчёлка собирает мёд”; Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова; массажные коврики синего и зелёного цвета.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Посмотрите вверх, вниз, налево, направо. У нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу. Мы будем хорошо работать. У нас всё получится.

2. Словарная работа.

а) На столах лежат карточки с “половинками” слов (Приложение 1).

– Прочитайте слова про себя.

– Вслух первым слова прочитает тот, у кого карточки лежат на столе слева.

– Какое слово лишнее? Почему? (Зима)

– Уточните значение слов в словаре. В каком порядке расположены слова в словаре? (По алфавиту) Какое слово будет в словаре первым? Вторым? Третьим? Четвёртым?

Дети работают со словарём, используя закладки.

Вьюга – снежная буря

Зима – самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне.

Метель – сильный ветер со снегом.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

б) Игра “Снежный ком”

– К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали предыдущие игроки. (Зима (какая?) холодная, суровая, снежная, морозная, тёплая, вьюжная, красивая, долгая…)

в) Упражнение в образовании слов.

Сам летит – самолёт,
сам катит – самокат,
везде ходит – вездеход,
листья падают – листопад,
вода падает – водопад,
звёзды падают – звездопад,
снег падает – снегопад.

г) Игра “Снегопад”.

На столах появляются “снежинки”. (Приложение 2)

– Расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. Тогда вы сможете прочитать пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Это девиз нашего занятия. Продолжаем трудиться.

3. Пальчиковая гимнастика.

а) Растираем ладони.

б) Игра “Ладушки”. (Дети играют парами)

4. Работа в альбомах.

– Рисовать будем снежинки. Сколько лучей у настоящей снежинки? Рассмотрите рисунок. На детском рисунке правильные снежинки? (Нет. У настоящей снежинки всегда 6 лучей.)

Альбомы закрепляются на партах. Ученики по сигналу учителя одновременно обеими руками 5 раз рисуют снежинки.

5. Введение в тему.

а) Дети записывают число, день недели.

– Подчеркните только гласные буквы.

– Закройте глаза. Послушайте и определите, какой мягкий согласный звук в слове “вторник”?

– Посмотрите на слово, объясните, почему буква н обозначает мягкий звук? (После буквы н написана гласная и)

б) На доске парами написаны слова:

Лук – люк,
поток – потёк,
начинать – начинять.

– Прочитайте слова парами. Значение каких слов вы не знаете?

– Спишите. Подчеркните буквы, которыми различаются слова.

в) “Заселяем домик” (Приложение 3).

Дети называют гласные парами. Учитель вписывает буквы в таблицу.

и – ы, я – а, ё – о, ю – у

– Какой пары гласных не хватает?

е – э

– Вы, наверное, догадались, чему мы будем сегодня учиться на занятии? (Учиться обозначать твердые и мягкие согласные звуки буквами.)

– Что мы должны уметь, чтобы не допускать ошибок. (Уметь различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Хорошо помнить пары гласных букв. Знать, когда для обозначения мягкости согласного нужен специальный знак.)

6. Физкультминутка.

Дети встают на массажные коврики. Если в середине слога слышат мягкий согласный звук, прыгают на зеленый коврик, если твердый – на синий.

Гла, гля , ска, скя, кла, кля, вла, вля, бра, бря, стя, ста.

– Было ли среди слогов слово? (Бра.)

7. Игра “Поле чудес”.

На барабане 6 секторов. Дети по очереди крутят барабан, открывают конверт и выбирают любое задание. (В каждом конверте по 2–3 задания)

Задания по секторам:

Гласные а – я.

а) Прочитай словосочетания. Спиши, вставь буквы а или я.

кра…ная лент…

м…тое пл…тье

гор…чий п…р

б) Прочитай слова, составь из них предложение. Запиши предложение, вставляя буквы а и я.

Ирин…, Т…н…, пр…тки, и, игр…ли, в

в) Игра “Пчёлка собирает мед” (Приложение 4).

На экране 2 улья, на которых написаны слова с пропущенными гласными буквами а и я. Появляется пчела. На ведёрке с мёдом написана буква а (я).

– Прочитай слова. Определи, в какое слово вставить гласную. Щёлкни мышкой по слову.

Дети по очереди выполняют задание.

Гласные у – ю.

а) Загадка:

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается. (Утюг)

б) Игра “Хоккей”.

– Поставьте на парты руки, согнутые в локтях. Это “хоккейные ворота”. “Шайбой” будут слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Их надо “ловить”, “закрывать ворота”.

Лужа, лютик, руки, рюкзак, тюль, туфли.

в) Прочитай предложение на карточке. Вставь буквы у и ю.

Праздник в порту: очень скоро с…да

Из дальнего рейса вернутся с…да.

Гласные о –ё.

а) Разминка.

Мягкие и твёрдые согласные звуки различаются в слогах и словах при помощи жестов. Твёрдые согласные обозначаются ударом кулака о кулак, мягкие согласные – скользящими движениями ладони о ладонь. (В словах определяется первый звук.)

То, тё, ло, лё, ко, кё, вё, во, нё, но, зо, зё, го, гё.

Мёд, мокрый, тёплый, лёгкий, лошадь, тополь, тёрка, дождь, доктор, вёсла, волосы.

б) Прочитай слова. Замени гласную о на ё. Запиши слова парами:

нос – нёс вол – …

воз – … мол – …

в) Игра “Помоги Гномику”.

На экране река. На одном берегу стоит Гном. Его дом находится на другом берегу. Чтобы построить мост, надо восстановить слова, подобрав слог с гласной о или ё.

– Прочитай начало слова и слоги. Определи, какой слог добавить. Щёлкни мышкой по слогу.

Гласные ы – и.

а) Прочитай слова. Вставь буквы ы и и. Запиши 3 слова в тетрадь.

Сл_в_, р_б_, в_лк_, пт_ц_, к_т_, в_шн_, пл_т_, н_тк_, л_п_.

б) Исправь ошибки:

Сёстри Нына и Марына былы малы. Они любыли играть в кукли.

Буква ь.

а) Прочитай слоги. Соедини слоги первого и второго столбика так, чтобы получились слова.

школь чик

маль цо

силь ник

крыль ный

б) Прочитай слова первого столбика. Запиши слова, изменив их по образцу.

гуси – гусь журавли – …

голуби – … лебеди – …

снегири – … караси – …

– Какая пара слов лишняя? Почему? (Караси – карась)

8. Итог урока:

– Чему учились на уроке?

– Что понравилось?

– Оцените свою работу на уроке при помощи “волшебных линеечек”.

Т – трудно Т И С

И – интересно

С – старание

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – Л.Н. Ефименкова. – М.: “Просвещение”. – 1991. – 224 с.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Р.И. Лалаева. – Мю: “Гуманитарной издательский центр Владос”. – 1998. – 224 с.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – И.Н.Садовникова. – Москва: “Гуманитарной издательский центр Владос”. – 1997. – 256 с.
  4. http://www.calameo.com/books/000774620f535cd02676b

urok.1sept.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель: Машкина Надежда Михайловна, высшая категория

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педагогические технологии: технология деятельностного подхода

Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков  и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

 Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

—   обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

 — обозначать  мягкость  согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран

Оборудование: доска, цветные карандаши, д/игра  «Беговые дорожки», раздаточный материал

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2012 г;

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.

Ход урока

I.Мотивация учебной деятельности

Итак, друзья внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок

— Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

Прочитаем стихотворение

Прозвенел звонок веселый. (слайд 1)
Мы начать урок готовы. 
Будем сами рассуждать, 
И друг другу помогать.

— Найдите главное слово.

А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Минутка чистописания.

   Я тетрадочку открою 
   И как надо положу.
  Я от вас, друзья, не скрою: 
  Ручку я вот так держу. 
  Сяду прямо, не согнусь, 
  За работу я возьмусь.

—  Запишите число, классная работа.

Какое сейчас время года? Наконец то и у нас настоящая зима. И к нам в класс прилетели такие красивы снежинки. На каждой снежинке находится буква. (слайд 2) 

— Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)

—  Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

— Какую цель поставим перед письмом?

Давайте запишем эти буквы по одной в тетради, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. Выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и подчеркните.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

Оцените свою работу (!,+, -)

1 Чтение слов (слайд 3)

Наум, Нина, Нора, Нюра

— Что общего в этих словах?

— Какое правило в русском языке мы знаем? (Имена людей пишутся с большой буквы)

-На какие две группы можно разделить эти слова ? Почему?

-На какие две группы можно разделить все согласные в словах?  (твёрдые и мягкие)

-Сегодня на уроке проведём небольшое  исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.

3. Самоопределение к деятельности

А чтобы это исследование провести, нам помогут два фокусника. (слайд4 )

Зовут их Бим и Бом. И они дружили с гласными, которых мы писали на минутке чистописания.  Вслушайтесь внимательно.

—  Какой 1 звук вы слышите в имени Бим? (Бь)

— Какой это звук твёрдый или мягкий?

И сам Бим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что  начинается на мягкий согласный звук.

— А какой 1 звук вы слышите в имени Бом? (Б) Какой это звук твёрдый или мягкий? Бом такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных.

— Как называются согласные, которых любит Бом? (твёрдые)

— Как называются согласные, которых любит Бим? (мягкие)

 О том, какие фокусы происходят в русском  языке, вы узнаете из небольшой сказки.

Живёт в стране Грамматика  ещё  известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.

Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол  Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.

— Как такое может быть?

Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы ….встали рядом с твёрдыми согласными.

— Какие буквы, по-вашему могли спорить с Мягким знаком? Почему? ( е, ё, и, ю, я,)

— Вы догадались, кто из них Бом, а кто Бим?(по цвету) Почему?

— Какие гласные они выбирают?

III. Формулировка темы и цели урока

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения) (слайд 5)

— Давайте сформулируем цель урока (Различать мягкие и твёрдые согласные звуки и научиться их писать)

IV. Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.

1Сравнение слов в парах.  (слайд 6)

Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары? Почему?

нос – нёс

мал – мял

пар – пир

кот – кит

-Что общего между словами первого столбика? (Первый звук твердый)

-А в словах второго столбика? (Первый звук в них мягкий)

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? ( Буквы а, о, ы, э, у)

— Что указывает на мягкость согласных звуков? ( Буквы я, ё, ю, е, и.)

— Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? (Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком)

-Что мы знаем о мягком знаке? ( Эта буква не обозначает звука)

Вывод

— Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и  мягкость предшествующего согласного? ( Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.)

2. Чтение правила на стр 121

А теперь узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника.

V. Первичное закрепление

3. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.

— Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые  и мягкие согласные на слух

Игра «Беговые дорожки»

Вы сейчас будете работать в паре. Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается  с мягкого звука, кладёте на дорожку зелёный кружочек, а если твёрдый то – синий. Договоритесь меж собой, кто какие кружочки будет класть.

Слова: корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар,

— Сколько зелёных и синих кружочков?(4 зелёных, 4 синих)

4. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сели.

V. Закрепление материала

1. Устно, комментируя . Упр. 192.

— Больше согласных звуков или букв? Почему? В чём различие в произношении этих согласных звуков? В каких домиках живут твёрдые, а в каких мягкие?

— Буква «Бэ» какими звуками может быть обозначена?

— Произнесите только мягкие непарные согласные звуки? Какой буквой мы их обозначим?

— Произнесите только твёрдые непарные согласные звуки. Какими буквами их обозначим?

2. Комментированное письмо. Упр. 194. Запишем у доски и в тетради. Самопроверка.

Давайте вспомним,  каким цветом обозначается твёрдый и мягкий согласный?

— Подчеркните твёрдый согласный синим карандашом, мягкий-зелёным.

3. Физкультминутка для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до5. Повторить 4-5 раз.

4. Самостоятельная работа упр.  123 и 124 по рабочей тетради

— упр. 123 записать гласные, которые смягчают.

— упр124 – подчеркните гласные , которые смягчают предшествующее согласное.

Оцените свою работу по  шкале.

5. Для закрепления выполним работу в паре

Слова: ряд, мал, рад, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв. Вы должны подчеркнуть зелёным и синим карандашом. Одно понравилось Биму, а другое  — Бому.

Взаимопроверка между парами. Оцените по шкале

VI. Итог урока

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? (гласными)

— Над какой темой мы сегодня работали?

Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)

— Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,ь)

-Какую роль играет Ь в словах?

VII. Рефлексия.

Подведём итог нашей работы на уроке. Я хочу проверить, как вы усвоили тему нашего урока. Проведём графический диктант. Обозначьте начальными буквами. (т – твёрдый, м – мягкий)

Мал, нос, мел, бас, пир, пар, шёл (слайд 7)

Оцените свою активность на уроке.(показ на ладони)

Оценивание ладонью

— Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

— Интересно узнать, кто из вас понял все на уроке. Поднимите жёлтый смайлик. Оценивание смайликами

 У кого остались сомнения, тот покажет зелёный.

 А кто не понял тему нашего урока, покажет красный.

VI. Домашнее задание

Упр 195 стр 121.Записать и подчеркнуть. — всем

У кого сегодня всё получилось придумайте сами дополнительно 2 пары слов.- дифференцированно  

nsportal.ru

2 класс. «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме»

Конспект урока русского языка по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме»

Конспект учебного занятия разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит технологическую карту урока и отражает требования системно-деятельностного подхода в обучении.

Цели:

Образовательные: Научить:

— выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение;

— обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я и ь;

— различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

— выполнять звукобуквенный анализ слова;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

— обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

— обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Этапы урока
время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

УУД

1.Орг. момент

— Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

Поведу вас сегодня в страну звуков, но сначала рассмотрите группы букв. Что можно сказать о звуках, которые они обозначают?

ЦЖШ

ЙЧЩ

ЖШЧЩ

Настраивается на активную работу на уроке.

Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа.

+ Сами

Слайд 1

Слайд 2

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою 
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою: 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

— Запишите число, классная работа.

А теперь давайте вспомним написание букв, обозначающих шипящие звуки.

На доске:

Жж Чч Шш Щщ

Оцените свою работу.(!, +, -)

На слайде:

— Какое правило в русском языке мы знаем?

-Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.

Жи ши, ча ща, чу щу.

Слайд 3

Слайд 4

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

3. Самоопределение к деятельности

-А сейчас мы попадем в страну Наблюдаика. Давайте понаблюдаем как же какие гласные могут употребляться после твердых и мягких согласных.

— Сформулируйте тему и цель урока.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Учебник стр.36 №13

+ Тема: твёрдые и мягкие согласные звуки

+Цель: научиться обозначать твёрдость и мягкость согласного звука – на письме.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. Работа по теме урока.

Постановка проблемы.

Давайте посмотрим, кто же еще спешит в наш поезд?

.Что интересного вы заметили?

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?

— Что указывает на мягкость согласных звуков?

— Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?

-Что мы знаем о мягком знаке?

— Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного?

Работа в группах.

Мыши, моржи, ежик, жираф, ужи.

+ Первый слог твердый

+ Второй звук в них мягкий

+ Буквы я, ё, ю, е, и.

+ Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком

Эта буква не обозначает звука

+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у

+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.

Слайд 7

Слайд 8

Регулятивные

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)

Коммуникативные:

умение договариваться в группе, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в группе

5. Физминутка.

-Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.

Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Прочтите правило на стр. 36

Работа по учебнику с.37 №15

— Прочитайте задание.

-Разделите страницу тетради на правую и левую половины. С какой целью?

-Как будете распределять слова?

Взаимопроверка в парах (!, +,-)

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания

Работа в парах

+ Чтобы распределить и записать слова в два столбика.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

7.Самостоятельная работа.

У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2, №3). Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его в тетради самостоятельно.

Карточка №1

Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные:

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.

Карточка №2

Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их:

Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.

Карточка №3

Составь из слов предложение и подчеркни мягкие согласные:

Летят на веток листья с землю.

Льдом река покрылась.

На лег снег поля.

Проверьте свою работу по образцу.

Оцените свою работу (!, +, -)

Формирование умения восстанавливать деформированный текст,

Находить в словах мягкие согласные.

Самостоятельная работа на карточках

(с проверкой на доске).

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

8. Итог урока

Подведём итог нашей работы на уроке.

— Над какой темой мы сегодня работали?

Как обозначается твёрдость согласных на письме?

— Как обозначается мягкость согласных на письме?

-Какую роль играет Ь в словах?

— Что понравилось и особенно запомнилось?

— Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

+ Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме.

+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами

а, о, ы, э, у

+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.

+ Мягкий знак обозначает мягкость согласного

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

9. Домашнее задание

Стр.37 № 17

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Оцените свою работу на уроке.

Интересно узнать кто из вас понял все на уроке, у кого остались сомнения, а кто не понял тему нашего урока.

Покажите пальчиками, как хорошо вы поняли тему урока. 5-отлично,4-хорошо,3-было трудно,2-ничего не понял

— Спасибо за урок. Молодцы!


infourok.ru

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 класс)

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Цель урока:

Способствовать развитию умения произносить согласные звуки, различать их по твердости-мягкости,
обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю,я,ь; создать условия для презентации
занимательных заданий

наблюдение за позицией написания ь знака, решение орфографической задачи – в каких случаях мягкость согласных обозначается гласными буквами;

обогащение словарного запаса учащихся, развитие связной речи;

воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала;

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: использование знаково-символические средства моделирования для решения задач, осуществление анализа и синтеза объектов.

Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке.

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Коммуникативные: воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу, умение аргументировать свое предложение.

ХОД УРОКА

Раз,два ,три-слушай и смотри!

Три ,два,раз – мы начнем сейчас!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Словарный диктант

Ч ч Ч ч Ч ч Ж ж Ж ж Ж ж

Карандаш,Москва,пенал,собака,спасибо.

Гн..здо, стр..на, л..гушка, вр..чи, сп..на, пл..чо, д…рога.

Списать слова, вставляя пропущенные буквы.

Составить предложение с одним словом.

Вырабатывают каллиграфический почерк

Объясняют орфограммы (по 1 ученику у доски)

Объясняют орфограммы

III. Постановка учебной задачи

карточки Щ Ч Й Н — Найти «лишние» буквы в каждой строке.

ЖЧЦ Ш

ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

-Обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю,я,ь;

— Уточнить представление об особенностях твёрдых и мягких согласных.

Самостоятельное задание (по карточкам)

Утром выглянем в окно –

Дождик льёт, а нам смешно.

Если в школу путь лежит –

Рядом с нами смех бежит.

— Списать, подчеркнуть мягкие и твёрдые согласные.(синий и зелёный карандаши) Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Задание 2. Прочитай слова. Какие слова получатся, если последний согласный звук произнести мягко? Запиши эти слова.

Мел — ______ угол — _____

Брат — ________ ел — ______

Проверка :мел – мель, угол – уголь, брат-брать, ел – ель

— Какая буква, кроме гласных Е, Ё, Ю, Я, И обозначает мягкость согласных?

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква… (мягкий знак).

— Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Итак, тема нашего урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».

— Что это? Что я знаю? Чему я буду учиться?

— Что поможет достичь цели? (Выполнение различных заданий, упражнений, проверка, самопроверка, самооценка)

ΙV. Работа по теме урока.

1. Упр. 202 (с.124)

— Прочитайте задание. Объясните смысл пословиц.

— Какое из этих качеств вам больше по душе?

— Какие еще хорошие качества вы хотели бы видеть в людях, развить в себе?

— Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других?

— Прочитайте её орфографически правильно по слогам, четко проговаривая звуки. Запишите эту пословицу по памяти.

Распознают заданную букву, произносят звук, который она
обозначает

(Самостоятельная работа. Самопроверка – сверка с текстом учебника.

Самооценка: , +, +, -)

Физкультминутка

Рыбки

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся-разожмутся,

То зароются в песке.

VΙ. Закрепление изученного материала.Самостоятельная работа.

Упр. 203. (с. 124)

— Какие буквы, указывающие на мягкость согласного звука, вы подчеркнули? (Ь, Е)

VΙΙΙ. Домашнее задание.

упр. 204-205, правило с. 124

ΙX. Рефлексия.

— Что на уроке понравилось?

— Какая работа показалась трудной?

— Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока.

— Что вспомнили сегодня на уроке?

— Как обозначить мягкость согласного звука при их написании?

— Какую работу выполняет в слове мягкий знак?

— Достигли мы цели урока?

infourok.ru

Конспект урока русского языка по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме»

Конспект урока русского языка по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме» 2-й класс

Крючкова Елена Сергеевна, учитель начальных классов

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит технологическую карту урока и отражает требования системно-деятельностного подхода в обучении.

Урок разработан по программе » Школа России». ( В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс)

Цели:

Образовательные: Научить:

— выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение;

— обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я и ь;

— различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

— выполнять звуко-буквенный анализ слова;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

— обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

— обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Техническое оборудование:

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран проекционный

Этапы урока
время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

— Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем сами рассуждать
И друг другу помогать.

— Найдите главные слова.

А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.

Настраивается на активную работу на уроке.

Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа.

+ Сами рассуждать, друг другу помогать.

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности; мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою 
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою: 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

— Запишите число, классная работа.

-Какое сейчас время года? По каким признакам вы определили?

-Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы?

Сколько всего гласных букв в русском языке? А звуков?

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как мороз выводит узоры на окне. А о е ё у ю э я ы и

Составьте предложение на тему «Зима» Выполните полный разбор предложения. (Ребята катаются на коньках. Дети играют в снежки.)

Ваши предположения, как зовут детей. Записать в тетради слова.

Вова, Витя, Надя, Лёля

— Что это за слова?

— Какое правило в русском языке мы знаем?

-Какое слово лишнее? Почему?

-На какие две группы можно разделить все согласные в словах?

-Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме согласные звуки превращаются в твердые и мягкие согласные звуки.

Полные ответы детей

(Гласные.)

10, 6

Выводят каллиграфическим подчерком элементы букв.

+ имена………

пишутся с заглавной буквы.(Вова)

+ Твёрдые и мягкие согласные

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

3. Самоопределение к деятельности

Но прежде я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно

Замок выстроить за ночь

Злые силы превозмочь

Чудеса творят любые

И совсем они не злые

Им не нужны учебники

Ведь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ , ТОМ и мягкий знак

Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.

Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.

— Как такое может быть?

Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но фокусники Тим и Том стали над ним смеяться: «Мы и без тебя тоже умеем показывать фокусы». Выбежали Тим и Том и встали рядом с согласными. Произошло чудо.

-Как вы думаете, что произошло?

-Кто такие Тим и Том?

— Какие буквы по вашему могли спорить с Мягким знаком?

— Вы конечно догадались в чём секрет.

— Сформулируйте тему и цель урока.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

и, е, ё, ю, я

Они помогают согласным быть мягкими

Тема: твёрдые и мягкие согласные звуки

Цель: научиться обозначать твёрдость и мягкость согласного звука – на письме.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. Работа по теме урока.

Постановка проблемы.

Прочитайте пары слов.

нос – нёс

мал – мял

пар – пир

кот — кит

Что общего между словами первого столбика?

-Какими звуками различаются слова каждой пары?

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?

— Что указывает на мягкость согласных звуков?

— Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?

-Что мы знаем о мягком знаке?

— Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного?

— А теперь узнаем совпадают ли выводы ваши с выводами профессора Грамотея.

Помогите дополнить предложения и определить какой первый звук?

Работа в группах.

нос-нёс (н, н’)

мал-мял (м, м»)

пар –пир (п, п’)

кот – кит (к, к’ )

+ Первый звук твердый

+ Первый звук в них мягкий

+ Буквы а, о, ы, э, у

+ Буквы я, ё, ю, е, и.

+ Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком

Эта буква не обозначает звука

+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у

+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.

Регулятивные

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)

Коммуникативные:

умение договариваться в группе, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в группе

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Тим и Том вчера играли

Разбросали все кругом:

Книги, ручки, покрывало –

Дом сегодня весь верх дном.

Чтоб на место все сложить:

Мячик, чашки и цветы

Нам придется вспомнить:

Первый звук, – “Какой же ты?”

-Разделите страницу тетради на правую и левую половины. С какой целью?

-Как будете распределять слова?

— Давайте вспомним, каким цветом обозначается твёрдый и мягкий согласный?

У доски работают Тим и Том(дети в синей и зелёной шапочке)

(Медведь, сорока, петух, карандаш, лисица, собака, тетрадь, посуда, воробей, пенал, капуста, лягушка)

Взаимопроверка в парах

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания

Работа в парах

+ Чтобы распределить и записать слова в два столбика.

+ По первому звуку: твёрдому или мягкому.

Твёрдый-синим

Мягкий –зелёным

Самостоятельная работа

(с проверкой на доске).

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

6. Физминутка-игра.

-Если услышите 1звук мягкий – колокольчик, если твердый – стук о стол.

Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол, рот, шар, книга, листик, тетрадь, дневник,

Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место.

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вали завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь.

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

7.Самостоятельная работа.

Порядок мы навели, да только что то много здесь лишних вещей.

Найдите лишнее слово. Почему? Назовите гласные буквы, которые служат для смягчения согласного. (поле, кусты, село, рис, вяз)

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. А вы дружно живёте?

Сейчас ребята, вы будете работать а парах.

У вас на партах лежат карточки-снежинки с заданиями разного уровня сложности. Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его самостоятельно. Выбирая задание думайте о возможностях товарища.

Карточка №1

Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные:

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.

Карточка №2

Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их:

Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.

Карточка №3

Составь из слов предложение и подчеркни мягкие согласные:

Летят, на ,веток, листья ,с, землю.

Льдом ,река ,покрылась.

На, лег ,снег, поля.

Формирование умения восстанавливать деформированный текст,

Находить в словах мягкие согласные.

Самостоятельная работа на карточках

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

8. Итог урока

Подведём итог нашей работы на уроке.

— Над какой темой мы сегодня работали?

Как обозначается твёрдость согласных на письме?

— Как обозначается мягкость согласных на письме?

-Какую роль играет Ь в словах?

— Что понравилось и особенно запомнилось?

— Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

+ Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме.

+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами

а, о, ы, э, у

+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

9. Домашнее задание

Найти загадки про зиму, слово-отгадка содержит только мягкие или твёрдые согласные звуки. Записать в тетрадь загадки и отгадки.

дается с элементами выбора, творчества.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Оцените свою работу на уроке.

Интересно узнать кто из вас понял все на уроке, у кого остались сомнения, а кто не понял тему нашего урока.

— У вас на столах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке.

— Спасибо за урок. Молодцы!

.


infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Тема урока: Твёрдые  и  мягкие  согласные  звуки и буквы для их обозначения

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель: Маргулис И.И. учитель начальных классов высшей категории

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: игровая

Педагогические технологии: проблемно — диалогического обучения, элементы игровой технологии.

Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я ; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

— обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы, э

— обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран

Оборудование: доска, цветные карандаши, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, сигнальные карточки для самоанализа и рефлексии.

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; презентация на электронном носителе,электронноеприложение к учебникуВ.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.


Слайд 1

1.Мотивация учебной деятельности

1. Здравствуйте, ребята, меня зовут Инна Иосифовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Прозвенел  звонок,
Начинается  урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем , запоминаем.
Ни минуты не теряем.

2. Самоопределение к деятельности.

2. Чистописание.

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь. 
Левая рука на месте, 
Правая рука на месте, 
 Можно начинать писать!!!

Слайд2

Запишите число в тетради, сегодня 6 декабря.  Классная работа.

Ребята урок у нас сегодня необычный. К нам на урок пришли гости. Давайте с ними познакомимся

Слайд3

Мы гномики из сказки

Живём в лесу густом.

Вот это Бим.

Вот это Бом.

На урок мы к вам идём

И подарки несём ,

А подарки непростые –

Шарики цветные.

Ребята, какие буквы написаны на шариках Бима? (и е ё ю я) Давайте красиво запишем эти буквы в тетрадочку. (Показываю).

Ребята, а какие буквы записана на шариках Бома? ( а о ы э у)  Давайте красиво запишем и эти буквы в тетрадочку. (Показываю).

Слайд 4,5.

Как одним словом назвать эти буквы? (гласные) Ребята, а кто знает, чем звук отличается от буквы?

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Оцените свою работу

Посмотрите на свои буквы  и выберите самую красивую, которая вам больше всего понравился и поставьте под ней точку.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

 3. Актуализация знаний.

 Ребята, а кто запомнил, как зовут наших гостей? (Бим и Бом)

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Бим (Бь)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Бим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например,  Безе и мёд

Какой 1 звук вы слышите в имени Бом (Б)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит он Блины и конфеты.

Так как же называются согласные, которые любит Бом? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Бим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Бом, а кто – Бим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра «Самый внимательный.»

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается с мягкого согласного  звука вы будете хлопать в ладоши. Если с твёрдого подрыгиваете. Тот,  кто ошибается, присаживается на своё место

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина,  кедр, комар.

4. Создание проблемной ситуации.

 Чтение слогов Сравнение слогов в парах. 

Слайд6

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

  • Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (мягко)
  • Какие это согласные?(мягкие)
  • Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)
  • Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)
  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)
  • Слайд 7
  • Показ
  • Эти гласные дружат с Бимом, а какие с Бомом

5. Открытие нового знания.

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные) . А что же нам помогает делать согласные мягкими или твёрдыми?

Слайд8

Правильно тема нашего сегодняшнего урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Стр.121- правило.

6.  Первичное закрепление.

Работа над словарными словами (записать в два столбика)

а) Игра твёрдый — мягкий

Бим и Бом вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Бому, те, в которых мягкий, отдадим Биму.

Слова: карандаш, пенал, пальто, сапог, тетрадь, медведь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная) А как мы называем такие слова? (словарные).

А теперь запишем слово словарь.  Давайте запишем их в тетрадь, сначала слова Бима, затем Бома.(пишем ) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

А теперь  с одним из словарных слов составим предложение и запишем его. Найдём и подчеркнём основу предложения.

б) Игра с использованием ИКТ «Отремонтируем  домик» ИЛИ игра «Превращение». (Если возникнут проблемы с компьютером)

Игра «Превращение»

Наши герои гномы, предлагают нам игру, которая называется «Превращение».

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва — .., ту — …, ры — …, ни — …, ме — .., лё — … /

в) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова: репа, сила, ветка.

7. Физкультминутка.

А сейчас добрые гномы Бим и Бом предлагают вам немного отдохнуть.

«Гномы и грибы»
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три — (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

8. Введение в систему знаний.

а) «Найди пару» (работа в парах)

Ребята, пока  мы с вами играли, наши гномы поссорились. Нам ребятки надо их помирить. Сейчас вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нём находятся слова.

Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Бому, а другое Биму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения /на доске предложения, уч-ся по одному выходят и дописывают маркером нужное слово/

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

в).Резерв. Работа по учебнику. с. 121. упр.195

9. Итог занятия

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

10.Самооценка, рефлексия.

На столе у каждого из вас лежат шарики , давайте отпустим наши шарики в воздух. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску шарик.

Жёлтый – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Синий – поработал хорошо, но мог бы лучше.

Возьмите любой шарик.

Если вам урок понравился, нарисуйте на нём улыбку. Но а если не понравился, нарисуйте неулыбающийся ротик.

Но а теперь прикрепите свои шарики к  доске.

Посмотрите, как летят наши шарики.

Я вместе с Бимом и Бомом благодарю вас за работу на уроке.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *