Обозначение согласных звуков по бунеевой – План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: « Обозначение мягкости согласных звуков на письме».

Урок русского языка «Обозначение мягкости согласных звуков на письме». 1-й класс по программе «Школа-2100»

 

Тема Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь.
Цели Образовательные:

– развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение;

– развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков;

– развитие умения переносить слова, видеть “опасные места” при написании слов и при переносе;

– развитие умения определять, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять предложения, ответы на вопросы.

Планируемый результат Предметные:

Уметь различать согласные по твёрдости-мягкости;

Уметь различать способы обозначения мягкости согласных мягким знаком и буквами е, ё, и, ю, я;

Уметь составлять предложения.

Уметь писать слова, предложения под диктовку.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

(Познавательные УУД).

Основные понятия Ударение, безударные гласные, слог, мягкие и твёрдые согласные.
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:

— основные

 

 

— дополнительные

— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. учебник “Русский язык. Первые уроки”

- Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2011

— Сайт Образовательной системы “Школа 2100”

— электронные физкультминутки (автор Галкина И.А)

— еженедельник (для самооценки)

— универсальное мультимедийное пособие к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В.

— презентация к уроку

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа

Цели:

– развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение;

– развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков;

– развитие умения определять, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

А теперь, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний. Повторение.

– Откройте рабочую тетрадь на с. 16. Слайд 2. Презентация

– Поставьте точку на верхней строке.

– Что мы запишем здесь? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Обведите слова “Классная работа”.

1. Чистописание.

– Чтобы закрепить правильное написание букв, с какого этапа мы начинаем урок русского языка? Слайд 3.

1. Предварительный анализ и рисование “бордюра”.

– Рассмотрите рисунок на с. 16.

– Составьте три предложения. (Ранним утром отправились два гномика на рыбалку. Закинули удочки. Ждут гномики, у кого клюнет первая рыбка.

)

– Из каких линий состоит рыбка? (Из наклонной линии, плавной дугообразной линии.)

– Нарисуйте две рыбки.

Сначала дети рисуют одну рыбку, затем сравнивают с образцом, пробуют безотрывно нарисовать вторую.

2. Прописывание букв и сочетаний.

Отгадайте, о каких буквах идёт речь:

Они – родные сёстры,
Различать сестёр непросто,
У одной из них две точки,
Словно к лесенке гвоздочки. (е, ё). Слайд 3.

– Чем похожи и чем различаются в написании буквы е и ё?

– Знаете ли вы, ребята, что буква

ё – самая молодая буква в русском алфавите? Ей чуть больше 200 лет. Впервые её использовал писатель и историк Николай Михайлович Карамзин.

– Прочитайте буквы, слоги, слова на второй строчке.

– Запишите их.

– Подчеркните слово, в котором две буквы, четыре звука. (Её.)

3. Чтение и запись слов.

– Прочитайте слова на третьей строчке.

– Кто такой егерь? Слайд 4.

– Разделите вертикальной чертой слова на слоги.

– Диктуя себе по слогам, запишите слова.

– Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос: кто?

– Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. (

Енот, ёлка.)

4. Упражнение для самоконтроля.

Два весёлых гнома рано поутру
В речке возле дома ловили плотву.
Но странный улов оказался в тот день –
Буквы плескались в прозрачной воде
Чей улов больше – решать лишь тебе:
Лучшие буквы должны быть в ведре.

Дети соединяют карандашом лучшие буквы е, ё с удочками гномиков и считают “улов” гномиков.

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

2. Словарная работа. Слайд 5.

– Добавьте недостающие слоги, чтобы получились новые слова.

– Прочитайте слова, которые получились.

– Поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. (

Картина, картон, тонна, сапоги.)

– Какое слово лишнее? Слайд 6.

– Почему? (Тонна. В нём запоминаем удвоенную букву согласного.)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? Слайд 7.

– Какие из этих слов могла бы каркнуть ворона? (Кар-тина, кар-тон.)

– Назовите ещё “вороньи” слова. (Кар-тофель, кар-та.)

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Формулирование темы и цели урока.

Послушайте задачу и догадайтесь, о какой букве идёт речь.

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласный нам читать.

Слайд 8.

Прочитайте слова

ден

пен

сол

мол

лос

кон …ки

пал … то

мал … чик

угол …ки

ал…пинист

– Для чего в этих словах пишется буква ь? (Для обозначения на письме мягкости согласных.)

– Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 9.

– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

– Составим план урока.

План (примерный) Слайд 10.

  1. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами.
  2. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

IV. Развитие умений – применение знания.

1. Коллективная работа.

На доске: одежда, журавль, львята, вещи, горький. Слайд 11.

– Прочитайте слова, записанные на доске.

– Спишите слова, подчеркните в них слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.

– Прочитайте слоги, которые подчеркнули.

– Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?

Самооценка по алгоритму.

– Какой вывод можете сделать? (Вывод: мягкость согласных звуков на письме может быть обозначена буквами гласных и, я, ю, е, ё и буквой мягкий знак.)

Физминутка. Слайд 12.

2. Упр. 30, с. 28.

– Прочитайте задание.

– Как вы будете его выполнять?

Фронтальная работа: коллективное выписывание слов из 1-го и 2-го предложения.

Самостоятельная работа: дети выписывают слова из оставшихся предложений самостоятельно.

Фронтальная устная работа: задание после текста.

Необходимо уточнить, почему слово Машенька не записали в 1-й столбик. (Буква е не обозначает мягкость [ш], так как этот согласный звук всегда твёрдый.)

Образец записи: (для самопроверки) Слайд 13.

тёплые     деньки

деньки     школьном

дворе     только

ребята     Машенька

грустит     больна

не ходит   

3. Запись предложений под диктовку с заданием.

1) Наступили апрельские деньки. Маленький мальчик пускал бумажные кораблики.

2) Поставьте под буквами, обозначающими мягкие согласные звуки, зелёные точки.

Проверка.

– Подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие.

Проверка.

V. Итог урока.

– Как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука?

– Где в слове пишется буква ь, если она обозначает мягкость согласного? (На конце или в середине слова после буквы согласного.) Слайд 14.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

– Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлик в дневнике.

Слайд 15.

urok.1sept.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: « Обозначение мягкости согласных звуков на письме».

                                       Русский язык  1 класс.

  Тема: « Обозначение мягкости согласных звуков на письме».

                     Учитель :Кирилина Галина Васильевна.

Цель урока: закрепить знания учащихся о правописании и обозначении мягкости согласных на письме.

Задача: обобщить знания о правописании мягких согласных  и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, развивать речь, мышление, внимание, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.

Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, умение слушать друг друга, бережное отношение к природе.

                                            Ход урока.

  1. Организационный момент .
  2. Чистописание.

      На доске написан ряд букв: Е Ё Ю Я  И  Ь.

Найди лишнюю букву в данном ряду (лишний Ь- не обозначает звука)

А ещё какую букву можно исключить?(И- т.к. остальные обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, Ь и Ъ )

Однако у всех этих 6 букв есть общее свойство и об этом мы будем говорить на уроке.

Запишите на строке эти буквы.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Как вы думаете- какая тема урока?  Обозначение мягкости согласных на письме.

  1. Словарная работа.

            Зимой спит,

            Летом — ульи ворошит.

                              ( медведь)

  Как вы догадались?

Медведь – крупное хищное животное. Какие признаки можете назвать?

Каким медведь изображается в сказках? (неуклюжий, косолапый, глуповатый)-на  самом деле – медведь умный, ловкий, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает- его трудно догнать, Когда крадется к своей добыче- ни одна веточка не хрустинет под его лапами.

Почему это животное так назвали? (ест мед и ведает , то есть знает, где мед найти ).

Запись в тетради- медведь . Ставим ударение, Какую букву надо запомнить? Безударную гласную Е; Д-парная согласная, проверочное слово- медведи .Сколько звуков?-6.   Сколько букв? -7.            Почему букв больше, чем звуков? Мягкий знак звука не обозначает. А какую роль играет?(показывает мягкость согласного).

  1. Развитие речи

Фразеологические обороты –это устойчивые выражения.

Когда так говорят ?

-Медведь на ухо наступил (отсутствие музыкального слуха).

— Будешь ,как медведь лапу сосать (голодать).

 -Медвежья услуга (попытка сделать что то хорошее с плохим результатом).

 -Делить шкуру неубитого медведя (раньше времени говорить о результате дела , которое                          еще не сделано).

Запись в тетрадь : «Медведь на ухо наступил».

 Зеленым карандашом обозначьте буквы, которые обозначают мягкий согласный звук. С помощью каких гласных обозначается мягкость согласных на письме ?.

  1. Физминутка.

 Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает , в сумочку кладет.

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою — топ!

  1. Закрепление.

 Выпиши слова в которых  есть  мягкие согласные : Коза , время ,Люся, кот,  гуси,  Миша .

Придумайте и напишите свое слово с мягкими согласными.

8.Исправь ошибки.

В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.

Спишите одно предложение без ошибок.

Подчеркни мягкие согласные.

Какие буквы помогают нам обозначить мягкость согласных на письме?

9.Работа с учебником.

           стр. 61 № 89.

Прочитайте  задание. Лось – крупное травоядное животное леса.

Спиши , подчеркни мягкий знак. Почему он здесь пишется?

Читаем правило: мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков..

  1. Итог урока.

Чему учились на уроке ?

Как обозначают мягкость согласных звуков на письме ?

nsportal.ru

Билет № 5. Классификация согласных звуков по месту образования

Виды согласных по месту образования:

  1. Губно-губные (нижняя губа + верхняя губа: м, п, б)

  2. Губно-зубные (нижняя губа + зубы) (щелевые)

  3. Переднеязычные-зубные (их больше всего: л, т, д, н)

  4. Переднеязычные-передненебные (р, ч, ж)

  5. Среднеязычные-средненебные (только й)

  6. Заднеязычные-задненебные (к, г, х)

  7. Заднеязычные-средненебные (к, г).

Билет № 6. Классификация согласных звуков по способу образования

Виды согласных по способу образования:

  1. Щелевые (фрикативные; в виде неполного смыка)

  2. Смычные (в виде полного смыка)

  3. Дрожащие (вибранты; в виде чередования смыка и размыкания)

Щелевые делятся:

    1. по месту расположения щели:

    • срединные (края языка прижаты к зубам, а посередине языка образуется щель; с, ш, щ, в, ф, й, х)

    • боковые (кончик языка упирается в зубы, края его опущены; л)

      1. по форме:

      1. по количеству щелевых преград:

    Смычные делятся:

    1. взрывные – после полной задержки воздуха – резкое размыкание органов речи; воздух выходит мгновенно, быстро

    2. аффрикаты – сложная артикуляция; слитное сочетание смычной и щелевой артикуляции; границу уловить нельзя, так как щелевой элемент очень краток, его нельзя тянуть

    3. носовые

    4. имплозивные (нет размыкания – оттого)

    Билет № 7. Классификация гласных по уровню шума и участию языка

    По уровню шума гласные делятся на сонорные и шумные.

    Сонорные: звук преобладает над шумом (минимальный характер преграды).

    Делятся на:

    1. боковые

    2. носовые

    3. дрожащие

    4. й

    Воздух не разрывает преграды, а обходит ее. Поэтому шума мало.

    Перед ними не происходит озвончения, они почти гласные.

    При произношении шумных согласных шум преобладает над голосом.

    Шумные делятся на:

    1. глухие: связки разведены, не участвуют в артикуляции

    2. звонкие: голосовые связки колеблются, образуются при помощи

    Непарные по школьной программе: ц, щ, ч, х.

    Оглушение сонорных факультативно (необязательно) и встречается:

    1. в начале слова перед шумным глухим ([ртут’] = [ртут’], льстить)

    2. в конце слова после шумного ([смотр] = [смотр])

    3. в середине слова перед глухим (заде[рш]кА)

    Раньше было: нести – несл. Сейчас глухой Л отпал

    Согласный й оглушается в позиции конца слова в эмоциональной речи:

    сто[й], отда[й]

    Следовательно, все согласные имеют пары по глухости/звонкости.

    Билет № 8. Классификация согласных по твердости/мягкости

    Артикуляционное отличие.

    Мягкость – это акустический результат при поднятии средней части языка к твердому небу.

    По латыни небо – «палатум». Поэтому мягкие гласные называются палатализованными, за исключением согласного й, для которого поднятие средней части языка является не добавочной артикуляцией, а основной. Поэтому й – палатальный.

    Приподнятие средней части языка – примерно то же положение, что и при произношении гласного и.

    Твердые согласные – отсутствие подъема средней части языка.

    У русских твердых при этом наблюдается приподнятие задней части языка (веляризация)

    По школьной программе всегда твердые: ц, ш, ж; всегда мягкие: щ, ч, й.

    На самом деле все согласные имеют пары, кроме й.

    Ц становится мягким только перед звуком спя[ц’]ся (пяться).

    Твердый ч возможен только в позиции перед согласным шлу[чш]е и в заимствовании по сочетанию [дж].

    У звука ж есть мягкая пара, но ее особенность в том, что он всегда при этом долгий. Образуется при [зж], [дж] – дрожжи, вожжи.

    Ш смягчается перед ч – [ш]чистить, [ш] чаем.

    Следовательно, все согласные имеют пары по твердости/мягкости, за исключением й.

    studfile.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *