Урок русского языка «Обозначение мягкости согласных звуков на письме». 1-й класс по программе «Школа-2100»
Тема | Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь. |
Цели | Образовательные: – развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение; – развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков; – развитие умения переносить слова, видеть “опасные места” при написании слов и при переносе; – развитие умения определять, как обозначена мягкость согласных звуков на письме. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять предложения, ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Уметь различать согласные по твёрдости-мягкости; Уметь различать способы обозначения мягкости согласных мягким знаком и буквами е, ё, и, ю, я; Уметь составлять предложения. Уметь писать слова, предложения под диктовку. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы |
Основные понятия | Ударение, безударные гласные, слог, мягкие и твёрдые согласные. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение |
Ресурсы: — основные
— дополнительные |
— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина
О.В. учебник “Русский язык. Первые уроки” — Сайт Образовательной системы “Школа 2100” — электронные физкультминутки (автор Галкина И.А) — еженедельник (для самооценки) — универсальное мультимедийное пособие к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. — презентация к уроку |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Цели:
– развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение;
– развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков;
– развитие умения определять, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
А теперь, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний. Повторение.
– Откройте рабочую тетрадь на с. 16. Слайд 2. Презентация
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова “Классная работа”.
1. Чистописание.
– Чтобы закрепить правильное написание букв, с какого этапа мы начинаем урок русского языка? Слайд 3.
1. Предварительный анализ и рисование “бордюра”.
– Рассмотрите рисунок на с. 16.
– Составьте три предложения. (Ранним утром отправились два гномика на рыбалку. Закинули удочки. Ждут гномики, у кого клюнет первая рыбка.
– Из каких линий состоит рыбка? (Из наклонной линии, плавной дугообразной линии.)
– Нарисуйте две рыбки.
Сначала дети рисуют одну рыбку, затем сравнивают с образцом, пробуют безотрывно нарисовать вторую.
2. Прописывание букв и сочетаний.
Отгадайте, о каких буквах идёт речь:
Они – родные сёстры,
Различать сестёр непросто,
У одной из них две точки,
Словно к лесенке гвоздочки. (е, ё). Слайд 3.
– Чем похожи и чем различаются в написании буквы е и ё?
– Знаете ли вы, ребята, что буква
– Прочитайте буквы, слоги, слова на второй строчке.
– Запишите их.
– Подчеркните слово, в котором две буквы, четыре звука. (Её.)
3. Чтение и запись слов.
– Прочитайте слова на третьей строчке.
– Кто такой егерь? Слайд 4.
– Разделите вертикальной чертой слова на слоги.
– Диктуя себе по слогам, запишите слова.
– Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос: кто?
– Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. (
4. Упражнение для самоконтроля.
Два весёлых гнома рано поутру
В речке возле дома ловили плотву.
Но странный улов оказался в тот день –
Буквы плескались в прозрачной воде
Чей улов больше – решать лишь тебе:
Лучшие буквы должны быть в ведре.
Дети соединяют карандашом лучшие буквы е, ё с удочками гномиков и считают “улов” гномиков.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
2. Словарная работа. Слайд 5.
– Добавьте недостающие слоги, чтобы получились новые слова.
– Прочитайте слова, которые получились.
– Поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. (
– Какое слово лишнее? Слайд 6.
– Почему? (Тонна. В нём запоминаем удвоенную букву согласного.)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? Слайд 7.
– Какие из этих слов могла бы каркнуть ворона? (Кар-тина, кар-тон.)
– Назовите ещё “вороньи” слова. (Кар-тофель, кар-та.)
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Формулирование темы и цели урока.
Послушайте задачу и догадайтесь, о какой букве идёт речь.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласный нам читать.
Слайд 8.
Прочитайте слова
ден пен сол мол лос |
кон …ки пал … то мал … чик угол …ки ал…пинист |
– Для чего в этих словах пишется буква ь? (Для обозначения на письме мягкости согласных.)
– Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 9.
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный) Слайд 10.
- Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами.
- Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
IV. Развитие умений – применение знания.
1. Коллективная работа.
На доске: одежда, журавль, львята, вещи, горький. Слайд 11.
– Прочитайте слова, записанные на доске.
– Спишите слова, подчеркните в них слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.
– Прочитайте слоги, которые подчеркнули.
– Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?
Самооценка по алгоритму.
– Какой вывод можете сделать? (Вывод: мягкость согласных звуков на письме может быть обозначена буквами гласных и, я, ю, е, ё и буквой мягкий знак.)
Физминутка. Слайд 12.
2. Упр. 30, с. 28.
– Прочитайте задание.
– Как вы будете его выполнять?
Фронтальная работа: коллективное выписывание слов из 1-го и 2-го предложения.
Самостоятельная работа: дети выписывают слова из оставшихся предложений самостоятельно.
Фронтальная устная работа: задание после текста.
Необходимо уточнить, почему слово Машенька не записали в 1-й столбик. (Буква е не обозначает мягкость [ш], так как этот согласный звук всегда твёрдый.)
Образец записи: (для самопроверки) Слайд 13.
тёплые деньки
деньки школьном
дворе только
ребята Машенька
грустит больна
не ходит
3. Запись предложений под диктовку с заданием.
1) Наступили апрельские деньки. Маленький мальчик пускал бумажные кораблики.
2) Поставьте под буквами, обозначающими мягкие согласные звуки, зелёные точки.
Проверка.
– Подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие.
Проверка.
V. Итог урока.
– Как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука?
– Где в слове пишется буква ь, если она обозначает мягкость согласного? (На конце или в середине слова после буквы согласного.) Слайд 14.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
– Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлик в дневнике.
Слайд 15.
urok.1sept.ru
План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: « Обозначение мягкости согласных звуков на письме».
Русский язык 1 класс.
Тема: « Обозначение мягкости согласных звуков на письме».
Учитель :Кирилина Галина Васильевна.
Цель урока: закрепить знания учащихся о правописании и обозначении мягкости согласных на письме.
Задача: обобщить знания о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, развивать речь, мышление, внимание, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.
Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, умение слушать друг друга, бережное отношение к природе.
Ход урока.
- Организационный момент .
- Чистописание.
На доске написан ряд букв: Е Ё Ю Я И Ь.
Найди лишнюю букву в данном ряду (лишний Ь- не обозначает звука)
А ещё какую букву можно исключить?(И- т.к. остальные обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, Ь и Ъ )
Однако у всех этих 6 букв есть общее свойство и об этом мы будем говорить на уроке.
Запишите на строке эти буквы.
- Сообщение темы и цели урока.
Как вы думаете- какая тема урока? Обозначение мягкости согласных на письме.
- Словарная работа.
Зимой спит,
Летом — ульи ворошит.
( медведь)
Как вы догадались?
Медведь – крупное хищное животное. Какие признаки можете назвать?
Каким медведь изображается в сказках? (неуклюжий, косолапый, глуповатый)-на самом деле – медведь умный, ловкий, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает- его трудно догнать, Когда крадется к своей добыче- ни одна веточка не хрустинет под его лапами.
Почему это животное так назвали? (ест мед и ведает , то есть знает, где мед найти ).
Запись в тетради- медведь . Ставим ударение, Какую букву надо запомнить? Безударную гласную Е; Д-парная согласная, проверочное слово- медведи .Сколько звуков?-6. Сколько букв? -7. Почему букв больше, чем звуков? Мягкий знак звука не обозначает. А какую роль играет?(показывает мягкость согласного).
- Развитие речи
Фразеологические обороты –это устойчивые выражения.
Когда так говорят ?
-Медведь на ухо наступил (отсутствие музыкального слуха).
— Будешь ,как медведь лапу сосать (голодать).
-Медвежья услуга (попытка сделать что то хорошее с плохим результатом).
-Делить шкуру неубитого медведя (раньше времени говорить о результате дела , которое еще не сделано).
Запись в тетрадь : «Медведь на ухо наступил».
Зеленым карандашом обозначьте буквы, которые обозначают мягкий согласный звук. С помощью каких гласных обозначается мягкость согласных на письме ?.
- Физминутка.
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает , в сумочку кладет.
Шишка отскочила, прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою — топ!
- Закрепление.
Выпиши слова в которых есть мягкие согласные : Коза , время ,Люся, кот, гуси, Миша .
Придумайте и напишите свое слово с мягкими согласными.
8.Исправь ошибки.
В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.
Спишите одно предложение без ошибок.
Подчеркни мягкие согласные.
Какие буквы помогают нам обозначить мягкость согласных на письме?
9.Работа с учебником.
стр. 61 № 89.
Прочитайте задание. Лось – крупное травоядное животное леса.
Спиши , подчеркни мягкий знак. Почему он здесь пишется?
Читаем правило: мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков..
- Итог урока.
Чему учились на уроке ?
Как обозначают мягкость согласных звуков на письме ?
nsportal.ru
Билет № 5. Классификация согласных звуков по месту образования
Виды согласных по месту образования:
Губно-губные (нижняя губа + верхняя губа: м, п, б)
Губно-зубные (нижняя губа + зубы) (щелевые)
Переднеязычные-зубные (их больше всего: л, т, д, н)
Переднеязычные-передненебные (р, ч, ж)
Среднеязычные-средненебные (только й)
Заднеязычные-задненебные (к, г, х)
Заднеязычные-средненебные (к’, г’).
Билет № 6. Классификация согласных звуков по способу образования
Виды согласных по способу образования:
Щелевые (фрикативные; в виде неполного смыка)
Смычные (в виде полного смыка)
Дрожащие (вибранты; в виде чередования смыка и размыкания)
Щелевые делятся:
по месту расположения щели:
срединные (края языка прижаты к зубам, а посередине языка образуется щель; с, ш, щ, в, ф, й, х)
боковые (кончик языка упирается в зубы, края его опущены; л)
по форме:
по количеству щелевых преград:
Смычные делятся:
взрывные – после полной задержки воздуха – резкое размыкание органов речи; воздух выходит мгновенно, быстро
аффрикаты – сложная артикуляция; слитное сочетание смычной и щелевой артикуляции; границу уловить нельзя, так как щелевой элемент очень краток, его нельзя тянуть
носовые
имплозивные (нет размыкания – оттого)
Билет № 7. Классификация гласных по уровню шума и участию языка
По уровню шума гласные делятся на сонорные и шумные.
Сонорные: звук преобладает над шумом (минимальный характер преграды).
Делятся на:
боковые
носовые
дрожащие
й
Воздух не разрывает преграды, а обходит ее. Поэтому шума мало.
Перед ними не происходит озвончения, они почти гласные.
При произношении шумных согласных шум преобладает над голосом.
Шумные делятся на:
глухие: связки разведены, не участвуют в артикуляции
звонкие: голосовые связки колеблются, образуются при помощи
Непарные по школьной программе: ц, щ, ч, х.
Оглушение сонорных факультативно (необязательно) и встречается:
в начале слова перед шумным глухим ([ртут’] = [ртут’], льстить)
в конце слова после шумного ([смотр] = [смотр])
в середине слова перед глухим (заде[рш]кА)
Раньше было: нести – несл. Сейчас глухой Л отпал
Согласный й оглушается в позиции конца слова в эмоциональной речи:
сто[й], отда[й]
Следовательно, все согласные имеют пары по глухости/звонкости.
Билет № 8. Классификация согласных по твердости/мягкости
Артикуляционное отличие.
Мягкость – это акустический результат при поднятии средней части языка к твердому небу.
По латыни небо – «палатум». Поэтому мягкие гласные называются палатализованными, за исключением согласного й, для которого поднятие средней части языка является не добавочной артикуляцией, а основной. Поэтому й – палатальный.
Приподнятие средней части языка – примерно то же положение, что и при произношении гласного и.
Твердые согласные – отсутствие подъема средней части языка.
У русских твердых при этом наблюдается приподнятие задней части языка (веляризация)
По школьной программе всегда твердые: ц, ш, ж; всегда мягкие: щ, ч, й.
На самом деле все согласные имеют пары, кроме й.
Ц становится мягким только перед звуком с – пя[ц’]ся (пяться).
Твердый ч возможен только в позиции перед согласным ш – лу[чш]е и в заимствовании по сочетанию [дж].
У звука ж есть мягкая пара, но ее особенность в том, что он всегда при этом долгий. Образуется при [зж], [дж] – дрожжи, вожжи.
Ш смягчается перед ч – [ш]чистить, [ш] чаем.
Следовательно, все согласные имеют пары по твердости/мягкости, за исключением й.
studfile.net