Индивидуальное занятие по постановке звука л – План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект индивидуального занятия по постановке и автоматизации изолированного произношения звука [Л ] с презентацией.

Содержание

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]».

автор: Клепикова Элла Алексеевна

учитель — логопед МБДОУ детский сад №3 «Радуга» р.п. Шилово муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Радуга» р.п. Шилово муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области

Конспект

индивидуального логопедического занятия  

«Постановка звука [Л]».

Подготовила: Клепикова Элла Алексеевна,

учитель — логопед МБДОУ детский сад №3

«Радуга» р.п. Шилово Рязанской области

                          

                                             2019 год

Цель: постановка звука [Л]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширение и активизация словаря  

Коррекционно-развивающие:

— активизация мышц речевого аппарата, формирование артикуляционных укладов;

— развитие фонетического слуха, выделение звука из звуковых, слоговых потоков и слов;

— обучение произнесению звука в изолированном виде и слогах.

Коррекционно — воспитательные:

— воспитывать интерес к совместной деятельности, развивать внимание и сосредоточенность.

Оборудование: зеркало, рисунок летящего самолетика, картинки к артикуляционной гимнастике.

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

— Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

  1. Артикуляционная гимнастика,  подготовка к постановке звука [Л],

— Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево, не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” — сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”

Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!

Вдруг Язычок   увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”. Испугался Язычок и убежал домой.

Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно, и он отправился на полянку.

Затем взял свою любимую игрушку самолетик стал с ней играть.

  

  1. Развитие плавного длительного выдоха

— А сейчас мы превратимся в самолетики. Мы отправляемся в путь. Заводим моторы. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ф-ф-ф, щеки не раздувать.    

 

  1. Постановка звука

А теперь мы начнём учить с тобой звук [л]. Но сначала попробуй погудеть, как самолёт.

— Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.

Динамическая пауза. Координация речи с движениями.

Мы садимся в самолет, (приседаем)

Отправляемся в полёт! (встаем, руки в стороны)

Мы летим над облаками.  (руки в стороны, кружимся)

Машем папе, машем папе. (по очереди правой и левой рукой)

Видим, как течет река, (показываем руками волны)

Видим, в лодке рыбака. («Забрасываем» удочку)

Осторожнее: гора! (наклоны влево, вправо)

Приземляться нам пора! (приседаем)

 

  1. Развитие мелкой моторики

Упражнение «Летим на самолёте». Поймай кончик языка зубками, держи его крепко-крепко и произноси долго звук [ы]. Проведи пальчиком по следу, который оставил самолёт между облаками, и гуди. Услышишь звук [Л].

(пальчиком проводит по «следу» самолета из мелкой наждачной бумаги)

 

Упражнение «Подружи звуки». Покажи путь к самолету. Проведи пальчиком по дорожке слева направо. Какие слоги получились? Повтори каждый слог несколько раз. Раскрась самолеты.

Л______________________________________а

 

Л______________________________________о

 

Л_______________________________________у

 

Л_______________________________________э

 

Л________________________________________ы

 

  1. Развитие фонетического слуха.

Давай поиграем в игру: «Лови звук». Если услышишь звук [Л] – хлопни в ладоши.

— Послушай звуки: и, м, л, к, н, л, з, л.

— Послушай слоги: ту, то, фы, ла, па, ха, ло, ду.

— Послушай внимательно слова: кофта, пароход, ЛАК, мешок, ЛАСТОЧКА, ЛОДКА.

 

Дома научи маму и папу упражнениям, которые мы сегодня сделали. Давай еще раз споём песенку «Самолетика» (повтор упражнений).

 

  1. Итог занятия

— Наша сказка подошла к концу.

— Она тебе понравилась?

— Что тебе запомнилось?

— Какой звук ты сегодня учился произносить?

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: Конспект индивидуального занятия по постановке звука Л.

НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром», Детский сад № 22

Конспект индивидуального занятия

«Звук Л, постановка»

                                                                                 

                                                                          Щеголевой Елены Анатольевны                                                                                      

                                                                             учителя-логопеда первой

квалификационной категории.

г.Соликамск

Тема: Звук «Л», постановка.

Задачи:

        *Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

        *Вырабатывать артикуляционный уклад звука «Л».

        *Поставить звук «Л».

        *Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

        *Формировать навыки словообразования и словоизменения.

Оборудование:

    «Клоун», карточки к артикуляционным упражнениям, силуэт лесенки, картинки на звук Л – лодка, лошадь, луна, лук, символ звука Л (по Ткаченко), мешочек с 6-ю чайными ложками.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Игра с мячом: я называю слог с твердым согласным звуком, а ты возвращаешь мне слог с мягким согласным звуком: ла-ля, ло-ле, лэ-ле, лы-ли, лу-лю.
  2. Объявление темы. Сегодня мы будем учиться произносить звук «Л». Что нам помогает разговаривать правильно и красиво? – Губы, зубы, язычок. Поэтому мы сейчас сделаем с ними зарядку.
  3. Упражнение на развитие дыхания «Клоун».
  4. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка — трубочка».

Упражнение «Змейка».

Упражнение «Качели».

Упражнение «Расческа».

Упражнение «Индюк».

Упражнение «Почистим зубки».

Упражнение «Поймай мышку за хвостик».

  1. Постановка звука.

Сейчас мы будем тянуть звук «А» и при этом «ловить мышку за хвостик», попробуй и послушай, что у тебя получается. Объяснение артикуляционного уклада звука «Л», показ логопедом.

  1. Артикуляция звука. «Теперь, ты, расскажи — что делают губы при этом звуке? Что делают зубы? Что делает язычок и где он находится? Подскажите мне, есть ли преграда во рту, когда мы произносим этот звук? Какая? Значит, какой вывод можно сделать? Звук «Л» — твердый согласный».
  2. Автоматизация звука в слогах. Давай, мы, позовем Аллу: «Алла, алло!» Алла тебя не слышит, повтори еще раз и еще. Наконец тебе ответили: «Кого позвать к телефону?», ответь: «Аллу». Тебе сказали: «Аллы нет». Спроси удивлено: «Аллы нет?». «Нет, она плывет на теплоходе». Ребенку дается символ теплохода: «Покажи, как плывет теплоход – Л-Л-Л…, вот поднимаются по трапу пассажиры – звуки А, О, У, Ы, Э. Что получается? – ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ». — Возьми лесенку и помоги пассажирам подняться на теплоход. Ребенок шагает пальчиками по лесенке и произносит слог ЛА столько раз, сколько ступенек на лесенке. Аналогично с другими слогами.
  3. Автоматизация звука в словах. Подруга Аллы Таня не поехала на теплоходе. Отгадай загадку и узнаешь, на чем добирается Таня.

         *В лесу родилась, в воде живет. (Лодка)

     Друг Дима тоже едет к Алле в гости. Отгадай, на чем он добирается.

         *Кто я – догадайтесь сами, я везу зимою сани,

           Что легко скользят по снегу. Летом — я везу телегу. (Лошадь)

     Что они увидели по дороге?

          *Ночь прохладна и темна, на небе – яркая …(луна)

  1. Физминутка. Со словами мы играем, – их хлопками разделяем.

Ребенок хлопками делит слова на слоги (луна, лошадь, лодка, лук, ложки).

  1. Развитие фонематического слуха.                                                                       

Пока Алла плывет на теплоходе, мы с тобой послушаем звуки. Если ты услышишь звук Л, то ты поднимешь карточку с теплоходом.

Логопед произносит: Л, Р, М, Л, Н, Л, М, Р, Л, Н, Л, М, Р, Л.      

            ЛА, РЫ, МУ, ЛО, НО, ЛЫ, МЭ, РУ, ЛУ, НЫ, ЛЭ, МО, РО, ЛЫ.

  1. Автоматизация звука в словах.

    Алла уже доплыла на теплоходе и ждет гостей. Она приготовила салат, а    в него положила отгадку от загадки:  *Зеленеет все вокруг, растет в саду, на грядке…(лук).

Алла будет угощать гостей тортиком. Если он с малиной, то какой это будет торт?  Малиновый. (А если с земляникой, если с клюквой…) Чем гости будут кушать торт? Ложками. Посчитай, сколько ложек приготовила Алла для своих гостей. Ребенок достает ложки из мешочка и считает: «Одна ложка, две ложки…шесть ложек». Какие слова со звуком Л, ты запомнил? Где находится звук Л в этих словах? В начале.

  1. Итог. Какой звук мы учились говорить сегодня? Какой это звук? (согласный, твердый). Что, при этом звуке, делают губы, зубы,  язычок? Что сегодня было для тебя самым трудным? Ты, молодец, у тебя хорошо получается этот звук и твоя речь становится понятной и красивой.

Индивидуальное занятие «Постановка звука Л»

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: Звук «Л», постановка.

Цели:

активизация мышц речевого аппарата, формирование артикуляционного уклада звука «л»;

развитие фонематического слуха, выделение звука из звуковых, слоговых потоков и слов;

 учить правильному произношению звука «л» изолированно, опираясь на слуховой и зрительный контроль;

учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем: последовательность закрепление кирпичиков LEGO между собой, для создания конструкции; развитие мелкой моторики;

воспитывать интерес к совместной деятельности, развивать внимание и сосредоточенность, навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование: зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, ЛЕГО-конструктор, образец «Пароход», дидактическая игра «Собери ракушки»

Ход занятия

11.Организационный момент. Сообщение темы занятия.

— Здравствуй! Познакомься. Это капитан Антошка. Он приглашает тебя в путешествие по морю. На чём мы будем путешествовать. Правильно — на пароходе и мы его с тобой построим из ЛЕГО.

Сегодня мы будем учиться слышать, находить среди других звуков, слогов, в словах и произносить звук «л». Будем стараться произносить его правильно и красиво.

2.Отработка артикуляции звука «ы». Анализ конструкции.

— Давай вспомним, как гудит пароход, когда он отчаливает от пристани. Нужно прикусить кончик языка и длительно произносить звук «ы». Так гудит пароход. Давай погудим и покажем пароход: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму парохода.

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

— Рассмотри конструкцию парохода. Сколько деталей ЛЕГО понадобиться? Сколько маленьких? Сколько самых больших? Сколько еще нужно кирпичиков ЛЕГО? (Ребёнок отбирает нудные детали по зрительному образцу.)

— Ты подготовил все необходимые детали, чтобы построить пароход.

3. Артикуляционная гимнастика

— Давай подготовимся к путешествию как следует, выполним артикуляционную гимнастику. За каждое правильно выполненное упражнение ты получишь деталь парохода.

Возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Улыбка). Давай напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (Упражнение «Блинчик»). К блинам возьмём с собой вкусное варенье (Упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в море давай проверим, как переносим качку (Упражнение «Качели»). Качка нам не страшна! Бегом на причал (Упражнение «Индюк»).

Ты чётко выполнил все упражнения и можешь приступить к работе с конструктором.

4.Развитие мелкой моторики. Работа с конструктором ЛЕГО.

Ребёнок по предложенному образцу строит пароход.

 -Что у тебя получилось? (Пароход.)

5. Координация речи с точными выразитель­ными движениями и жестами

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками». «Смелый капитан» (стихи Е.А. Алябьевой, г. Рязань)

Я на мостике стою

и бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали

и от качки все упали.

За канат держусь я крепко,

Вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал,

Чуть с мосточка не упал.

6. Постановка звука «л».

На картинке1 путь движения парохода. Предлагаю отправиться в путь: губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. (Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка). Одновременно ведём пальчиком – «пароход гудит».

7. Произнесение изолированного звука

— Пароход приплывает к пристани. (Язык отрываем от зубов – слышим звук «л»).

— Какой звук ты услышал? («л»)

8. Анализ артикуляции

— Скажи, когда мы произносим звук «л» в каком положении находятся губы? (Приоткрыты). А где находится язычок? (Язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (Работает).

9. Дыхательно-голосовое упражнение «Пароход гудит»

Закрепление изолированного звука «л».

— Капитану очень понравилось, как ты управлял пароходом. Давай проплывём ещё раз. Когда пароход далеко от пристани, как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Когда близко – громко. Произнеси звук «л» длительно на одном выдохе с изменением силы голоса. (Далеко. Близко)

10. Развитие фонематического слуха

— Выйдем на берег. Как здесь много комаров. Лови только тех, кто гудит «Л». (Ребенок хлопает, когда услышит звук «л».)

Речевой материал: Н, М, Л, Р, Л, В, Л, С, Л.

— Топни, если услышишь звук «Л» в слогах.

Речевой материал: ЛА – НУ – РА – МА – МУ – ВА – ЛЫ – ЛО.

— Давай на память соберём ракушки. Только брать можно те, в которых прячется звук «л».

Речевой материал: солнышко, песок, стул, облако, ладонь, вода, лодка, чайка, пирамидка, груша, лампа, рыбка, рак.

-Нам пора возвращаться. Поднимемся на борт Дадим прощальный гудок. (л-л-л).

— На борту нашего парохода собралось немало вещей. Лишними будут те слова, в названии которых нет звука «л». Давай поиграем в игру «Четвертый лишний».

Речевой материал:

ложка, компас, лопата, мыло;

глобус, ласты, доски, одеяло.
11. Итог занятия:

— Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и берём курс домой. А какой звук помогал тебе сегодня? [л].

-Ты очень хорошо занимался, старательно выполнял все задания. И заслужил медаль «Молодец». Наше занятие окончено.

t1570020710ab.gift1570020710ac.gift1570020710ad.gift1570020710ae.gif

Литература:

1.Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях . Альбом для дошкольника / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.

Картинка1


​​​​​​​

t1571235643.jpgx1571235569.jpgb1571235468.jpge1571235436.jpgДидактическая игра «Собери ракушки»
DOCX / 683.24 Кб

Индивидуальное логопедическое занятие «Звук Л»

Тема: Звук [Л]

Цель: Автоматизация звука [Л] в обратных слогах, словах с обратными слогами.

Задачи: Коррекционно-образовательные:

— Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Л].

— Закрепить произношение звука [Л] в словах в начале и конце.

Коррекционно-развивающие:

— Закрепить умение согласовывать существительное среднего рода с числительными.

— Развивать целостность восприятия.

— Развивать мелкую и общую моторику.

— Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

— Воспитывать усидчивость, самоконтроль.

— Воспитывать отзывчивость, желание помогать.

Оборудование: компьютер, презентация, зеркало.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Слайд 2

Логопед: — К нам на занятие сегодня снова пришел Лунтик. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья.

Назови первый звук в имени Лунтика.

Ребенок. — Звук [Л].

Логопед: — Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем продолжать упражняться произносить звук [Л]. Но, чтобы в путешествии наши глаза не устали, давай их потренируем.

2. Гимнастика для глаз.

Слайд 2

Вместе с Лунтиком втроем мы по улице идём (движения руками).
Глазки вверх ты подними – и на облака смотри.
А теперь опустим вниз – что там в речке? Присмотрись.
Глазки – вверх, и глазки – вниз,
Глазки – вверх, и глазки – вниз.
Солнце в небе светит ярко,
Мы зажмуримся! Как жарко! 
Открываем – закрываем,
Открываем – закрываем,
Очень весело играем!
А теперь пора обратно,
Шагать вместе – так приятно!

3. Артикуляционная гимнастика.

Слайд 3-7

Логопед: — Ты хочешь побывать на сказочной полянке? Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка, давай научим и Лунтика!

Упражнения для языка:

«Улыбка»широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторять упражнение 3-4 раза.

Наша Маша озорница тянет губки к ушкам.

-Посмотрите, — говорит.

-Я теперь — Лягушка!

«Блинчик»положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

Язык, как блинчик, положи,

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

«Парус»улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей зовёт.

«Вкусное варенье»высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 5-6 раз.

Если у Маши плохое настроение, Ест наша Маша вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
Широким язычком облизнуть все сразу.

«Лошадка»присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно, тянуть подъязычную связку. Проделать 5-6 раз.

Цокает лошадка
По дорожке громко. Язычком пощёлкай,
Тоже будет звонко!

4. Закрепление изолированного произношения звука [Л]

Слайд 8

Логопед: — Ну, теперь можно отправляться в путь!

Перед нами широкая река, как нам перебраться через неё?

Ребенок: — На лодке.

Л: — Правильно, нам нужна лодка.

Садимся в лодку плывем: «Л-л-л-л».

(Ребенок долго произносит звук [Л]).

5. Автоматизация [Л] в слогах.

Слайд 9-11

Логопед: — Вот мы и добрались до полянки! Здесь живет Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это? (Ребёнок рассматривает слайд, называет друзей Лунтика).

Логопед: — Посмотри, сколько на этой полянке красивых цветов. Давайте соберем их для Лунтика. А пока собираем, повторяй за мной слоги:
ЛА-ЛА-ЛА
ЛО-ЛО-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

6. Произношение звука [Л] в обратных слогах.

Слайд 12-15

Логопед: — Лунтик очень любит произносить чистоговорки. Давай вместе с ним их проговорим.

В речку мяч упал — АЛ-АЛ-АЛ.

Мы забили гол — ОЛ-ОЛ-ОЛ .

Лунтик сел на стул — УЛ-УЛ-УЛ.

Павел полы мыл — ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ.

7. Развитие фонематического восприятия.

Слайд 16-17

Логопед: — Мила торопилась в гости к нам на полянку, хотела с нами поиграть, но уронила свою корзинку с игрушками, давай поможем ей собрать все обратно.

Игра «Помоги Миле» Логопед: — Выбирай и называй только те игрушки, в названии которых ты слышишь звук [Л]. Слова: лось, лошадка, лопатка, зайчик, мышка, котёнок. Логопед: — Мила говорит тебе: «Большое спасибо».

8. Физкультминутка. Слайд 17

На волшебном на лугу (показать руками)

Разные цветочки.

На лужок я побегу (лёгкий бег на месте)

Через лужи, кочки. (прыжки на месте)

Я понюхаю цветы, ( наклон вперёд и вдох через нос)

Полюбуюсь солнцем. (поднять голову кверху и руки)

Улыбнусь тебе, и ты,

И вместе улыбнёмся (улыбнуться друг другу).

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

9. Автоматизация звука [Л] в конце слова.

Слайд 19

Логопед: — У Лунтика есть любимая игрушка «Веселый поезд».
В этом поезде путешествуют пассажиры, в названии которых есть звук [л]. Предлагаю назвать их.
Слова: осел, козел, орёл, сокол.

10. Формирование навыка звукового анализа.

Слайд 20

Логопед: — Лунтик хочет с нами поиграть. Нам необходимо разложить вещи по лукошкам: первое — слова, где Л в начале слова, второе — слова, где Л в конце слова.

Слова: лапоть, лампа, ложка, лупа, пенал, мел, стул.

11. Автоматизация звука Л в словах.

Слайд 21

Логопед: — Пока мы играли, уже стемнело. В это время Лунтик любит смотреть в свой телескоп и наблюдать за небом. Назови, что увидел Лунтик?
Ребенок называет появляющиеся на экране картинки
Л: Молодец! Ты все назвал правильно.

12.Итог.
На сегодня Лунтик и его друзья прощаются с тобой. Им было очень интересно с тобой играть, но им уже пора идти.

С каким звуком мы играли? Что тебе понравилось?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ

7

План-конспект занятия по логопедии на тему: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО ТЕМА: « ЗВУК [ Л ] ЭТАП : Постановка звука ( л)

                  МОУ « Белозерская СКОШ- интернат   VIII  вида»                  

                  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ   КЛАСС  ГУО

                                 ТЕМА: «  ЗВУК [ Л ]

                    ЭТАП : Постановка звука ( л)              

                               

                                 

                                                           КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  СОСТАВИЛА   И. П. ФЕДОТОВА,

                                                        УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД   ВЫСШЕЙ  КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

                                                    2014-2015  УЧЕБНЫЙ ГОД

    ТЕМА:  Постановка звука (л)

                                          ЦЕЛИ      и      ЗАДАЧИ:

1.        ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

•        Формировать правильное произношение звука (Л) изолированно.

•        Формировать правильное произношение звука (л) в закрытых  слогах.

2.         КОРРЕКЦИОННО—РАЗВИВАЮЩИЕ:

•        Развивать подвижность  артикуляционного аппарата.

•        Уточнить представления об  артикуляционном укладе звуков.

•        Развивать фонематический слух.

•        Развивать фонематическое восприятие.

•        Развитие  памяти, внимания,  мышления.

3.         ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

•        Формировать  положительную мотивацию на занятии.

•        Воспитывать самоконтроль  за речью.

          Оборудование:

•        Схемы, сигнальные карточки, зеркало.

•        Картинка  клоуна.

•        Предметные картинки:

•        компьютер

                                                     ХОД   ЗАНЯТИЯ

1          Организационный момент:

•        Правило занятия.

•        Речевая  разминка.

                                 Друг весёлый ,мячик мой

                                 Всюду, всюду он со иной,

                                Раз, два, три, четыре, пять,

                                Хорошо с мячом играть.

•         Придумай слово, начинающееся со звука  (м).

•        Какой месяц? День недели? Число? Время года?

•        Произношение  гласных звуков  с разной интонацией.

•        

            2   Основная   часть.  

                                            СООБЩЕНИЕ   ТЕМЫ  ЗАНЯИЯ

  К нам в гости пришёл клоун, чтобы сделать наше занятие весёлым и принёс  интересные задания.  Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком (л). Будем стараться произносить его правильно и красиво в слогах и будем учиться слышать этот звук в  слогах и словах .

•Артикуляционная гимнастика.

 А сейчас клоун нас приглашает  в цирк, чтобы посмотреть на тех, кто  там  выступает.   Скажи, ты знаешь, что такое  арена. Арена-это место, где идёт цирковое представление. А поможет нам в этом наш рот и язычок.

Язычок – циркач у нас,

Нам покажет высший класс

В цирк пойдем мы с ним теперь,

Открываем шире дверь,

Улыбнемся широко,

Очень ловко и легко!

Улыбка-заборчик

Нас встречает добрый слон,

Длинный хобот тянет он.

Дрессирован лихо слон,

Хоботом вертеть учен!

Трубочка

Облизнулся тигр Фред,

Завтрак ждет он и обед.

Вкусное варенье

До свиданья, скажем мы

И помашем раз, два, три!

Качели

Молодец!  

Погладим язычок и сделаем небольшой массаж.

•Физкультминутка

Быстро встань и улыбнись,

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

И тихонечко садись.

  • Постановка звука

Ты, наверное, знаешь, что все клоуны часто ездят на гастроли. Гастроли-это выступления артиста или коллектива в другом городе или стране. Нашему клоуну нравится отправляться в путешествие на пароходе. Давай послушаем, как гудит пароход, отправляясь в дальний путь.

 

А  сейчас  давай мы покажем как гудит пароход.

( прикусить кончик языка и произносим  ыыы, потом разжать зубы и опять прикусить, продолжая гудеть)

  • Анализ артикуляции

Когда мы произносим звук (л) :

  • Губы в улыбке
  • Язычок находится между передними зубами.
  • Голосовые  связки напряжены.
  • Игра « Поймай мышек»

Клоун предлагает поиграть  в  игру .  Будем ловить мышей и нам опять поможет наш язычок.

На арене цирка мыши.

Произнося звук а, будем кусать зубами кончик языка и опять отпускать, как будто ловим мышек за хвостики.

Ал,ол,ул,ыл. Молодец! Всех мышек поймали.

  • Игра « Поймай  звук»

Посмотри, у клоуна в руках конверт. Давай посмотрим, что там.

Логопед называет изолированно звуки, слоги, названия картинок, а ребёнок , если услышит звук (л) хлопает в ладоши.

— хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л: Л, Р, И, М, Л, Ж, Д, Л, Ч, Р, Л

Опознание из слогов

— хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л в слогах: ЛА, РУ, ЛЫ, СА, АЛ, ЛО, ЛЕ, РО

— хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л в словах: ЛАМПА, РУКА, НОРА, ПОЛКА,         ЛАДОНЬ, ДОМ, ШОКОЛАД, ПИОН, СЛОН, СТОЛ, СТУЛ.

  • Работа в тетради.

Подписать число.

Клоун предлагает нам  стать фокусниками. Ты любишь фокусы?

Нам даны 3 слова.   Слон, слова, глаз. Но так как мы с тобой ещё не учились произносить звук в словах, то клоун предлагает этот звук убрать из  этих слов.  Давай прочитаем, что у нас получится.

Сон, сова, газ. Вот такой у нас получился фокус.

Запись слов в тетрадь.

3 Итог занятия

Чем занимались на занятии?  Что больше всего тебе понравилось?

Подарок от клоуна-раскраска.

Конспект логопедического занятия — постановка звука [Л]

Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции.

Задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  2. Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.
  3. Воспитание усидчивости.

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии;
  2. Развивающие технологии.

План:

I. Оргмомент;
II. Сообщение темы;
III. Артикуляционная гимнастика;
IV. Постановка звука [л];
V. Уточнение артикуляции звука [л];
VI. Развитие фонематического анализа;
VII. Закрепление связи между буквой и звуком [л];
VIII. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I. Оргмомент

Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
— Что это за овощ? Покажи на картинке.
Ребенок находит картинку с изображением лука.
Л.: Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?
Р.: Звук [л].
Л.: Так гудит корабль. Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.

II. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].

III. Развитие фонематических процессов

Л.: Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.
Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л].
Л.: Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.
Ребенок выбирает нужные картинки.
Л.: Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.
Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.
Л.: Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).
Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине — в средний вагон (во второй), если в конце – в третий.



IV. Артикуляционная гимнастика

Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».

V. Уточнение артикуляции звука [л]

Л.: Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).
Где находится кончик языка?
Р.: кончик языка вверху.
Зубы сомкнуты или раскрыты?
Р.: Раскрыты.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?
Р.: Нет
Л.: Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).

VI. Постановка звука [л]

Логопед использует три способа постановки.
1. (По подражанию)
Л.: Погуди как корабль (л-л-л-л-л)
2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)
Л.: Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка.
3. (От межзубного звука [ы])
Л.: Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] – получается твердый звук [л].
После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.

VII. Подведение итогов занятия

— Какой звук мы учились произносить?
— Звук [л].
— Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

Также по теме:

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект индивидуального занятия по постановке и автоматизации изолированного произношения звука [Л ] с презентацией.

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Л]

и автоматизации его изолированного произношения  в речи

        «Приключения белочки Лу. Путешествие на цветочную поляну»

 

Цель. Постановка и автоматизация изолированного произношения звука [Л].

Задачи

1.Коррекционно – обучающие:

— Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;

— учить точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно – развивающие:

-развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания

— развитие фонематического слуха и  восприятия, навыков слогового анализа,

— развитие логического мышления, целостности восприятия внимания, памяти, цветоразличения;

— развитие общей моторики  и мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

— воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Оборудование:  игрушка белка, зеркало, компьютер с презентацией, картинки елок больших размеров (для игры на полу), грибок с листиком на веревочке(пособие для развития воздушной струи), мяч «су-джок», картинки с вазами с цифрами 1, 2, 3, разрезная картинка, флажок.

Ход занятия

I. Организационный момент

— Сегодня у нас на занятии новый гость, с которым мы отправимся в длинное путешествие. Отгадай загадку и попробуй догадаться кто это.

-Прыгнет с ветки в свой домишко, по пути поймает шишку .(белка)

Это веселая и добрая белка. Зовут ее Лу. (Слайд №1) Она очень любит собирать орешки и грибочки. Сегодня с Лу мы отправимся на цветочную поляну

II.Основная часть

1. Сообщение темы

— Скажи, пожалуйста, а какой 1 звук в ее имени? [Л]. Лу переживает, что не умеет его произносить. Давай с тобой вместе ее научим.  Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали, поэтому мы с тобой сделаем артикуляционную гимнастику и покажем ее нашей гостье. (Слайд № 2)

2. Артикуляционная гимнастика

1. Открываем ротик-«дом». Кто хозяин в доме том? В нём хозяин Язычок. Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкой. Могут в трубочку собраться, после снова улыбаться.

3. На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался.

4. Надоели превращенья, лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.

— Молодец, ты отлично выполнил упражнения.

3.Развитие воздушной струи.

-Лу нашла на полянке грибок, а на нем листик. (Слайд № 3) Помоги Лу сдуть листик с грибочка. (пособие) Ребенок выполняет упражнение с пособием и на слайде также «слетает листочек».

4. Постановка звука [Л] Попросить ребенка выполнить одно из упражнений по постановке звука.

— Губы в улыбке, зубы «заборчиком», широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз. Какой это звук? Как мы его произносим? (Характеристика звука по артикуляционным признакам)

5. Автоматизация изолированного произнесения звука [Л]

1) — Этот звук напоминает звук самолета, который пролетает над нашей поляной. Давай погудим как самолет, расставив руки в стороны, как крылья.    (Слайд№4 )

2) -А теперь мы вместе с белкой попрыгаем по «елкам» и будем произносить этот звук.

Ребенок шагает по картинкам с изображением елок, разложенным на полу, произнося звук [Л]

3 )  Психогимнастика.

-Закроем глаза. Представим, что мы оказались  на красивой  поляне вместе с Лу. Удивимся. Обрадуемся. Поляна  вся в разноцветных цветах. Улыбнемся и откроем глаза. Перед тобой цветы разных оттенков, назови их.  Давай попробуем произнести новый звук, нажимая  на бабочек. Если ты его правильно произнесешь, то бабочка полетит. (Слайд №5)

6. Пальчиковая гимнастика с мячами для су-джок терапии.

Массаж кольцами каждого пальчика с проговариванием стихотворения:

-Белка шишки собирала, целых 10 их набрала. Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.

7. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука Л среди других звуков

-Подними флажок, если услышишь звук [Л]. (Перечисляются звуки: Т, С Л, К, Л и  слоги: та, су, лу, и т.д.)

8. Игра «Накорми белку». Развитие фонематического восприятия.

— Белка  по полянке гуляла и нашла тарелку с продуктами. Лу очень проголодалась. Помоги белке выбрать картинки со звуком звук [Л]- они останутся, а остальные исчезнут. (Слайд №6)

9. Физминутка.

—    Белочка чуть-чуть  устала. Давай вместе отдохнем.

     Вот и беличья зарядка. Выполняй-ка по порядку.

     Быстро встань и улыбнись. Выше, выше потянись,

     Ну-ка плечи распрями, подними и опусти.

     Влево, вправо повернись, рук коленями коснись.

10. Игра с пособием «Собери цветы в вазы» Формирование навыков слогового анализа

 — Помоги Лу поставить цветы в вазы в зависимости от количества слогов ( на вазах нарисованы цифры 1, 2, 3)

11. Игра «Собери картинку». Развитие целостности восприятия.

— Посмотри, если собрать эту картинку, то получится то, что Лу сегодня в путешествии очень понравилось. (Разрезная картинка с изображением самолета). Давай Лу подарим эту картинку.

— Давай произнесем с тобой новый звук, который у тебя сегодня получился. А теперь мы с тобой закроем глазки, улыбнемся, вспоминая о приключениях белки,  и вместе с ней вернемся из нашего путешествия.

III. Подведение итогов.

-Мы с тобой сегодня играли в интересную игру- путешествие. Ты сегодня научился произносить новый звук. Давай вспомним его. Молодец!

-Что тебе сегодня понравилось в нашей игре? Что у тебя получилось лучше всего? Чему ты научил белочку?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *