План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Задание 1. Орг. момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
— Ребята, откройте тетради, положите их наклонно. Смотрим на доску, записываем число и слова «Классная работа». Ставим ударение и подчёркиваем орфограммы слабых позиций.
Откройте учебник с.90 №85. Вы видите стихотворение Э.Успенского. Я попросила девочек заранее выучить его и, так как они учатся в художественной школе, нарисовать иллюстрации. Давайте послушаем их.
— А у вас есть дома «живая природа»? Кто расскажет об этом?
— Почему людям так хочется иметь дома «живую природу»?
-А что вообще означает слово «природа»?
— Какая важная задача стоит перед современным человеком?
Вывод уточняет учитель: надо беречь природу.
— Обратимся к учебнику и выполним задание. Прочитайте задание.
— Посмотрите на таблицу. Как вы понимаете, что такое слабая позиция звуков?
— Почему так важно знать, когда звук в слабой позиции? (Чтобы писать без ошибок).
— Значит, зная этот секрет, вы сможете писать без ошибок? Поднимите руку, кому это удаётся? Замечательно!
— Давайте проверим себя. Выполнять задание будем самостоятельно.
После выполнения оцените себя: на полях нарисуйте одну «линеечку» с буквой «П» и поставьте отметку.
— Кто желает выполнить задание на доске?
— Кто знает, как выполнять, тот может приступить к работе.
— Кому нужна помощь, то поднимите руку, я помогу.
Проверка. – Проверим слова к первой схеме. Кто согласен? У кого по-другому?
— Прочитаем слова ко второй схеме. У кого другое мнение?
— И слова к третьей схеме.
— Какое слово пришлось записать дважды? Почему?
Вывод: мы научились находить слабые позиции согласных звуков? Молодцы!
Установление межличностного контакта между детьми и учителем.
Мотивация на познавательный интерес
Работа с учебником.
Индивидуальное домашнее задание.
Реализация воспитательной цели.
Вывод формулируют ученики.
Оценка-похвала.
Ученик читает вслух.
Таблица «Сильные и слабые позиции согласных звуков».
Создание ситуации успеха.
Самооценка.
Дифференциация.
Индивидуальная работа с учеником.
Оценка-похвала.
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиционные чередования согласных
В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): дам – там, бил – пил, злой – слой, дрель – трель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: мал – мял,лук – люк, быть – бить, вол – вёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м’]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).
Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог, прут и пруд). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. здесь и сделать: в обоих словах в позиции перед звонким [д’] произносится звонкий [з’]), а перед глухими – как глухие (ср. трубка и
Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед <j> является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с’н‘]ег, ко [н‘с’] ервы, бо[м‘б’]ить. [д’в’]ерь, [B’jy]гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).
В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните:
Выпадение согласных.
В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки д и т в сочетанияхздн и стн, например: праздник, устный. Кроме того, в отдельных словах происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, сердце, счастлив, здравствуй (сравните: солнышко, сердечко, счастье, поздравить, где звукил, д, т, в произносятся).
Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными нужно подобрать родственные слова или формы слов, где данные сочетания согласных были бы разделены гласным или стояли бы в конце слова, например:
Упражнение 72. Устно ответьте на данные вопросы.
1) Какая добавочная работа языка создаёт мягкость согласных звуков: д – д’, л — л’, з –з’, г – г’, х – х’, б – б’, м – м’? 2) Какие согласные звуки русского языка являются только твёрдыми? 3) Какие согласные являются только мягкими? 4) После каких согласных в русских словах не может быть звука ы? После каких – звука
73. Прочтите; укажите мягкие согласные и объясните, как их мягкость обозначена на письме.
Чем громче о тебе галдёж,
Тем умолкай надменней.
Не довершай чужую ложь
Позором объяснений. (Б. П а с т е р н а к.)
74. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях мягкость согласного обозначается буквой ь, а в других – не обозначается.
1) Ве…ви сирени закрыли весь домик. 2) Ки…ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) Ма…чики искали че…вей для рыбной ловли. 4) Агроном …делал доклад о бо…бе с вредителями садов и огородов. 5) Во…ми пи…ма и опусти их в по…товый ящик. 6) Столы были покрыты белыми скате…тями. 7) На собрании говорили о ко…бе и моло…бе яровых. 8) Охотники выследили большого ме…ведя. 9) Ра…ве ра…ше здесь была уса…ба? 10) В ящике были гво…ди. 11) Се…дь шла косяками. 12) Но…ной воздух был свеж.
75. Измените данные слова так, чтобы выделенные согласные смягчились, и напишите. Устно объясните, почему между мягкими согласными пишется ь.
Письмо – в письме; борьба, молотьба, тюрьма, кось
76. Спишите и подчеркните стоящие рядом мягкие согласные. Устно объясните, почему между ними нет ь.
Червяк, ветвистый, медведи, костистый, разве, если, смерть, прости, простите, области, челюсти, повести, трости, почести, во сне, верфи, гвозди, мысли, казни, болезни, зеленщик, фонарщик, каменщик, ночной, почка, дочка, печка, кончить, учти, прочти, вычти.
77. Прочтите выразительно; укажите, какие звуки обозначают выделенные буквы.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
(В.В. Маяковский.)
78. Установите по программе и учебникам начальной школы, с какими случаями обозначения мягкости согласных знакомятся учащиеся I и II классов.
79. Укажите, в каких словах имеются непроизносимые согласные; измените, где возможно, указанные слова так, чтобы эти согласные произносились.
1) Солнце ярким светом залило все окрестности. 2) Радостно чувствовали себя ребята на чистом воздухе. 3) Гигантские сосны глухо шумели своими верхушками. 4) Характер местности вдруг резко изменился. 5) Поздним вечером мы возвращались домой. 6) У окна стояла лестница. 7) Кто-то хлестнул меня веткой. 8) От леса пронёсся ветерок – вестник грозы.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Парные согласные в слабой позиции
Существуют парные согласные по глухости — звонкости Б—Д
ж-ш, з-с.
Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной. Например: гриб, грибки. Чтобы проверить
1.Авгус…, акроба…, акроба…ка, алфави…, атла…, бан…, бере…, бере…ка, биле…, бра…, буфе…, бутербро…, во…, ве…, разво…, евс.ка, вес.ь, ве…ка, витя…ь, вку…, вопро…, восто…, восхо…, вра…, вы…ка, свя…ка, зага…ка, ито…, газе…ка, гер…, гла…кий, гла…ко, гла…ки, гра…, заглу…ка, голо…, голу…цы, голу…ь, горо…, горс.ь, горс.ка, обра…цовый,
2. Грани…, гру…ка, гру…ь, гру…, грун…, грус.ь, гря…ка, гу…ь, деся…ка, грана…,
девя…ка, дене…ки, дене…ка, выдер…ка, деся…ка, деся…ь, диало…, дож…ь, ё…, доро…ка, дро…ь, поез…, желто…, зон…, жемчу…, жес…, заве…ти, заво…, исто…, завтра…, заку…ка, заме…ка, замо…, зано…, запа…, запи…ка, зна…, зоопар…, зу…чик, зябли…, извес.ь.
3. Камы…, каранда…, карли…, квадра…, кис.ь, кла…, кла…ка, скла…, клё…, кри…, коло…, комна…ка, компо…, ве…, ко…ьба, поко…, космо…, кра…ка, лу…, кре…кий, кре…ко, крова…ь, крова…ка, кро…, кро…кий, кру…, кус…, ла…ка, ла…ка, ласти…, лебе…ь, лебё…ка, ле…кий, ле…ко, ле…кость, лё…, поле…, перелё…, слё…, ло…, зале…ь,
4. Лопа…ка, нело…кий, ло…ка, лю…ской, лоша…ь, лу…, люти,.., мар..„, ма…ка, мальчи…, матери.,., маршру…, медве,..ь, мая…, ме…ь, мину…, мину,,.ка, но…ка, мла…ший, моло…ка, моне…ка, моро…, мы…ка, мя.-.кий, мя…кость, смя…чение, нака…, наро…, наря…, мё…, ма…ь, невес.ка, ни..кий, ни…ко, ни…ь, но…, ночле…, обра…, ло…кость, тро…ка, трос.ь, выста…ка, соста…, уло….
5* Обу…ка, обу…щикт овра…, о…чина, зу…, о…чарня, огоро…, остро…ки, отве…, алма…, бе…ство, бо…, ве…ти, испове…ь, перево…чик, вет…ь, привку…, зака…, вперемежку, завя…ка, галету…, гла…, голс.ка, голу…ка, гос.ь, гри…, груз…ь, гря…ь, задер…ка, дневни…, га…, дру…, живо…, заморо…ки, зву…, изумру… .
Конфе…ка, ко…ка, крес…, кро…ь, пау…, кру…ка, лапо…ь, обле…чать., нале…, лис…, ло…ко, ло…ка, мар…, маршру…ка, маятни…, мер…кий, мла…шенький, ри…, мое…, наперсто…, недру…, ни…ка, обе…, обу…ь, о…ца, огра…ка, оши…ка, паде…, паке…, памя…ь, памя…ка, пя…ка, оча…, парке…, поводо…, пару…, патрио…, пор…, пого…ка, подъез…, автопоез… .
Пило…, пилота…, переписка, ра…ство, перепи…ь, подпи…ь, племянни…, пло…, плотни…, площа…ка, плу…, плю…, ра…, позвоно…, полс.ка, портре…, потомо…, похо…, похо…ка, предме…, президен…, приве…, приемни…, прогно…, проек…, пропас..ь, прору…ь, пру…, ра…, пря…ка, пряни…, разря…, рассве…, ро…, рис., ро.-.ко, робо…, ро…ство, каза…, кни…ка, петру…ка, укла…ка, лс.кий, рома…ка.
Пя…ка, расска…, расхо…, ре…кий, го…, ре…ко, рё…кость, ре…ка, поре…, ка…ка, разре…, ре…кий, ре…ко, ре…кость, у…, рель…, ремон…, ре…ка, решё…ка, сор…, родни…, ро…ь, роман…, руба…ка, ру…ка, рука…, безрука…ка, руле…, руле…ка, ры…ка, ря…чик, салю…, сапо…, све…, сиро…ка, подска…ка, приска…ка, свя…ь, скор…ь, скоклу…ка, скорое..ь, скре…ка.
Сала…ки, сво…ка, свя…ка, секре…, сель…ь, селе…ка, скри…, су…, ела…кий, ела…ко, еле…, слё…ка, тор…, сли…ка, слобо…ка, смер…ь, насме…ка, сне…, снегопа…, сове…, сосе…, сто…, сосе…ка, спе..,ка, спор…, спосо… , сты…, ло…кач, стари…, сте…ь, стол…, сторо…, сугубо…, сторо…ка, страу…, стри…ка, стру…ка, студен…, у…кий, запус…, пейза…, педаго…, пустя…, су…чик.
Облегчение, нале…ке, ле…ковой, та…, супру…, су…, сюже…, растя…ка, отпус…, сюрпри…, сыщи…, теле…ка, табуре…, троллейбу…, телегра…, тенни…ка, са…, тру…ка, терра…ка, трикота…, тормо…, тира…, термо…, тя…ка, тулу…, тря…ка, тя…ко, тя…кий турис…, тря…ка, трё…ка, тра…ка, у…коватый, сро…, у…коплечий,
транспор…, талан…, текс…, подста…ка, ря…чиковый, поса…ка, пуль…, пунк… .
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
В некоторых словах Д,Т,В,Л не произносятся, но пишутся.
Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.
Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать одноко—ренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например: звёздный — звезда, местный —место, здравствуй — здравие, солнце —солнышко.
Некоторые слова проверить нельзя. ЗАПОМНИТЕ! чувство, лестница
Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Например: чудесно, любезный.
д — звез…ный, поз…но, праз…ник, сер…це
т-доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрес.ность, мес.ность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, счас.ливый, чес.ный, вес..ник, трос…ник,
капус.ный, ненас.ный, радосный, часное, гиган…ский, обласной, влас.ный, крепос.ной
в — чу…ство, здра…ствуй
л — со…нце
Какие согласные всегда в сильной позиции. Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабые позиции звуков
1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.
Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки – перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости — в абсолютном конце слова: дуб — [дуп], зуб — [зуп], лов — [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.
Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.
2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.
Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова : шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът] – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть [гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция — это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] — душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].
Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].
Ассимиляция по месту образования
Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1. На стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ЖА ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ША ´ръм], без жара [б´ и э ЖА ´ръ];
2. Внутри корня: позже [по´ЖЪ ], езжу ,
3. Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет .
4.Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].
Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] — [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].
3. Позиционная мена согласных с нулем звука.
Другими словами — нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.
1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен — честный — че [сн] ый, звезда — звё [зн] ый.
Сравним: че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с…н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с…н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных — чудесных, бесстрастна — прекрасна, честный — тесный, несчастной — безгласной, само
Проект урока «Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных, парных по звонкости-глухости, в позиции перед глухим согласным»
Лицей № 165 имени 65-летия ГАЗ
Проект урока
Предмет: Русский язык. 2 класс (1-4).
Тема урока: Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных, парных по звонкости-глухости, в позиции перед глухим согласным.
Учитель:
Ригина Светлана Владимировна
Нижний Новгород
Тема урока: Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных, парных по звонкости-глухости, в позиции перед глухим согласным.
Тип урока: преобразование модели способа.
Цель урока: создать условия для овладения учащимися моделированием – одним из методов научного познания.
Предполагается, что учащиеся в результате анализа исследуемого объекта (слабая позиция согласных, парных по звонкости – глухости, перед глухим согласным):
продемонстрируют
откроют способ проверки орфограмм слабых позиций парных согласных перед глухим согласным;
самостоятельно преобразуют известную модель способа проверки орфограмм слабых позиций парных согласных на конце слова;
убедятся, что открытый способ является общим для проверки орфограмм слабых позиций парных согласных в двух различных ситуациях: на конце слова и в середине слова перед глухим согласным;
осознают необходимость применения модели – ориентировочной основы деятельности по применению общего способа решения орфографических задач.
Этапы урока. Теоретическое обоснование. | Предполагаемая деятельность учителя. | Предполагаемая деятельность учащихся. | |
Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель данного этапа: формирование эмоциональной удовлетворенности учащихся своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников. Создание для учащихся «ситуации успеха». Дети должны продемонстрировать то, что они уже умеют и знают. Это помогает создать положительный эмоциональный фон урока. Наилучшим способом организации деятельности учащихся здесь является сочетание фронтальной и самостоятельной работы. На данном этапе дети убеждаются в эффективности работы имеющейся модели. | На экране записан текст: Ночью выпал первый снек. На лужах лёт. Утром на снегу звери и птицы оставили свой слет. — Один ученик писал текст под диктовку учителя, и вот что у него получилось (учитель обращает внимание детей на текст на экране). Оцените работу ученика. — Исправьте ошибки. Ночью выпал первый снег (с н е г а). На лужах лёд (л ь д ы). Утром на снегу звери и птицы оставили свой след (с л е д ы). — Как вы думаете, почему этот ученик допустил так много ошибок? — А вы умеете? — Проверим себя: умеем ли мы видеть ОСП, владеем ли способом проверки? | — В тексте допущены ошибки. Дети совместно с учителем находят и исправляют допущенные ошибки, делая акцент на способе проверки. 1. Не умеет видеть слабые позиции согласных звуков. 2. Не владеет способом проверки звуков в слабой позиции. — Да! | |
Цель данного этапа: формирование внутренних и личных мотивов учебной деятельности. Закрепление «ситуации успеха». | — У вас на ноутбуках записаны слова в транскрипции и буквами: [р у к а ф] | рукаф | рукав |
[с у г р о п] | сугроп | сугроб | |
[г л о б у с] | глобус | глобуз | |
[н о ш] | нош | нож | |
[к р у к] | крук | круг | |
[ш а р ф] | шарф | шарв | |
[м а р ш] | марш | марж | |
[к л а т] | клат | клад | |
[с т о л] | стол | стол | |
[ф л а к] | флак | флаг |
— Ребята, как вы думаете, какое задание я для вас составила?
— Верно. Сколько времени вам потребуется?
Проверка по большому экрану.
— Какое слово лишнее? Почему?
— Как проверяли?
— Молодцы! Это задание показало, что вы умеете видеть орфограммы слабых позиций согласных и умеете их проверять по сильной позиции.
…__ …__ …
+
— Последнее задание. Запишите под диктовку слова (в тетради):
[д р у к]
[д у п]
[р ы п к а]
[т р а ф к а]
Учитель ходит по рядам, наблюдает за работой детей. Затем пишет на доске, что увидела в тетрадях:
рыпка трафка
рыбка травка
— Правильны оба варианта?
— Выбрать верные варианты написания слов. Доказать правильность написания.
— 2 минуты.
Дети выбирают слова самостоятельно:
[р у к а ф]рукав
[с у г р о п]
сугроб
[г л о б у с]
глобус
[н о ш]
нож
[к р у к]
круг
[ш а р ф]
шарф
[м а р ш]
марш
[к л а т]
клад
[с т о л]
[ф л а к]
флаг
— Слово стол лишнее, т.к. на конце у него не парный согласный (сонорный).
Дети проговаривают проверку:
— ОСП согласного проверяем по сильной позиции – в позиции перед гласным:
рукава шарфы
сугробы марши
глобусы круги
ножи клады
флаги
Предполагается, что ошибок не сделал никто.
друг
дуб
Предполагается, что будут варианты написания следующих слов:
рыпка – рыбка
трафка – травка
— Нет! Правильный только один вариант!
Этап постановки УЗ.
Основное звено мотивационно- ориентировочной части учебного занятия. Цель данного этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в УЗ, к открытию нового способа деятельности. На этом этапе осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?»
Здесь, на фоне «ситуации успеха» создается аналогичная по внешним признакам, но более сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать дефицит собственных знаний и несовершенство ранее открытого способа решения новой учебной задачи.
— Давайте обозначим то место в записи слов, которое не определяется однозначно по произношению, где пошло разногласие у ребят.
— Что не получилось?
— Почему слова дуб и друг написали верно, а слова рыбка и травка вызвали трудности в написании?
— Почему именно в этих местах в словах появились разногласия?
— Что же мы будем делать сегодня на уроке?
— Какую задачу можем поставить перед собой?
Дети подчеркивают зеленым цветом слабые позиции согласных звуков.
рыпка трафка
рыбка травка
? ?
б – п в – ф
— Не получилось выбрать нужную согласную букву для обозначения согласного звука.
— В словах дуб и друг на конце парный согласный в слабой позиции, мы знаем способ проверки: орфограмму слабой позиции проверяем по сильной позиции.
дуб – дубы
друг – другу
— А в словах рыбка и травка согласный не в конце слова, мы с такой позицией не встречались.
— На месте слабых позиций согласных звуков.
— На месте орфограмм.
— В ошибкоопасных местах.
— Создать модель новой слабой позиции согласных звуков.
— Открыть способ проверки новой слабой позиции согласных звуков.
— Выбрать нужную букву.
Операционально – исполнительный этап.
Этап преобразования условия.
Данная часть занятия посвящена решению УЗ. Ее целью является отыскание обобщенного способа деятельности.
— А для решения поставленной задачи что мы будем делать?
— Давайте сравним данные слова: что общее у этих слов?
— Чем отличаются?
дуб, друг рыпка – рыбка,
трафка – травка
в конце слова в середине слова
…
— Как в виде в виде модели представить эту позицию?
(Обратите внимание на соседей согласного звука в слабой позиции)
— Как будем работать: индивидуально, в парах, в группах или вместе?
— Для этого мы будем наблюдать за этими словами.
— В слабой позиции парный согласный.
— Разные позиции звука.
Дети выбирают форму работы. Предполагается, что они выберут групповую форму работы.
Моделирование.
Для наиболее конструктивного решения проблемы необходимо привлечение к ее обсуждению всех детей в классе. Возникает потребность в групповой форме работы.
На этом этапе дети могут предъявить результат своей деятельности в виде модели, фиксирующей общие наиболее значимые признаки исследуемого объекта.
— Попробуйте теперь в группах обсудить и решить нашу задачу, зафиксировав ее в виде модели.
В результате обсуждения проблемы должна появиться модель:
…__ …
При обсуждении выбирается модель, в которой отражены общие наиболее значимые признаки исследуемого объекта.
Дети расшифровывают модель, созданную в группе.
Преобразование модели.
Этот этап служит для изучения свойства всеобщего отношения, выраженного в объекте, в чистом виде.
Ранее построенная модель приобретает новые свойства. Она служит ориентировочной основой данного вида учебной деятельности.
Здесь идет фронтальная работа.
— Вернемся к нашей общей модели слабых позиций согласных звуков. Что нам необходимо с ней сделать?
…
— Дополнить ее.
Дети дополняют модель, преобразуя ее:
…
… __ …
— Новую позицию согласного звука мы определили, модель преобразовали. Что будем делать теперь?
— Как проверить орфограмму слабой позиции?
— Какая позиция согласного является сильной?
— Как изменяем слово?
— Какой способ проверки был для первой ситуации?
…__ …__ …
+
— Какой способ проверки выберем для данных слов? Возможно ли воспользоваться известным способом?
— Проверим.
— Замоделируем способ проверки для данной ситуации.
— Обратите внимание на известную модель способа. Что в ней необходимо изменить?
— Как проверяли орфограмму слабой позиции парного согласного в слове дуб? А в слове рыбка?
— Значит, способ проверки для двух разных слабых позиций согласного звука какой?
… __ … __ …
__ +
— Это обобщенный способ проверки орфограмм слабых позиций парных согласных на конце и в середине слова перед глухим согласным.
— Нужно выбрать способ проверки.
— Орфограмму слабой позиции проверяем по сильной позиции в той же части слова.
— Перед гласным. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
— Изменение слова по числу и для связи с другими словами в предложении.
— Этот же способ, ведь это одна и та же орфограмма.
Дети подбирают проверочные слова (запись в тетради) и убеждаются, что открытый ими способ проверки орфограмм слабых позиций согласных звуков перед глухим согласным работает:
рыбка – рыба, рыбок
травка – трава, травушка
Выбор буквы обоснован.
Дети моделируют способ проверки на доске.
… __ … …__ … …
+
— Одинаково: по сильной позиции.
— Одинаковый.
Рефлексивно-оценочный этап.
Цель этого этапа:
Рефлексия (мысленное возвращение к прошлым действиям).
Оценка собственной учебной деятельности.
Обучение вызывает положительные эмоции от радости познания нового.
— С какой проблемой столкнулись?
— Какую учебную задачу поставили на уроке?
— Что делали?
— С какой новой позицией согласных звуков познакомились?
— Какой способ проверки выбрали для данной позиции согласного звука? Что обнаружили?
— Справились с поставленной задачей?
— Чем будем заниматься на следующем уроке?
— Какое домашнее задание вы бы выбрали?
— Выбор согласной буквы на месте орфограммы слабой позиции согласного звука перед глухим согласным.
— Узнать новую позицию согласных звуков.
— Преобразование модели слабых позиций согласных звуков.
— Открыть способ проверки новой слабой позиции согласных звуков.
— Исследовали новую слабую позицию согласного звука в слове.
— Позицией перед глухим согласным в середине слова.
— Способ проверки тот же: по сильной позиции перед гласным.
— Да.
— Тренироваться в записи слов и предложений с орфограммой слабой позиции согласных, парных по звонкости-глухости, в середине слова перед глухим согласным и учиться видеть и различать слабые позиции согласных.
Дети предлагают варианты заданий:
Подобрать слова с новой слабой позицией согласного звука.
Подобрать слова со слабыми позициями согласных звуков и распределить их на две группы в зависимости от места орфограммы слабой позиции согласных в слове.
Подобрать слова и распределить их на три группы в зависимости от наличия или отсутствия орфограмм слабых позиций согласных звуков в слове.
Задание
[р у к а ф]рукаф
рукав
[с у г р о п]
сугроп
сугроб
[г л о б у с]
глобус
глобуз
[н о ш]
нош
нож
[к р у к]
крук
круг
[ш а р ф]
шарф
шарв
[м а р ш]
марш
марж
[к л а т]
клат
клад
[с т о л]
стол
стол
[ф л а к]
флак
флаг
Анализ контрольного списывания. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных, парных по звонкости-глухости, на конце слова. Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных, парных по звонкости-глухости, на конце слова.
Дата: 07.11.2018
Тема: Анализ контрольного списывания. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных, парных по звонкости-глухости, на конце слова. Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных, парных по звонкости-глухости, на конце слова.
Цель: Сконструировать способ проверки орфограммы слабой позиции парного согласного на конце слова.
Задачи:
Образовательные:
Повторить парные согласные и схемы звуков
Вспомнить закон русского письма. (ЗРП)
Вспомнить какие бывают изменения слов.
Вспомнить какие позиции сильные, а какие слабые.
Сконструировать способ работы проверки орфограммы слабой позиции парного согласного на конце слова.
Воспитательная:
Уважительное отношение друг другу при совместной деятельности. Воспитывать учебно-познавательный интерес к способам решения новой языковой задачи.
Развивающая:
Осуществлять контроль и оценку своей деятельности и одноклассников.
Уметь высказывать свою точку зрения, слушать и понимать речь других.
МотивацияУченики 1 класса обратились ко мне с просьбой нарисовать «плот» и правильно подписать рисунок, больше ничего не сказали.
Ребята, помогите нарисовать.
Ребята рисуют.
Почему слово плот вы написали по — разному?
Плот — соединенные брёвна.
Плод растёт на дереве… яблоко…
Актуализация знаний
Выявление места и причины затруднения.
Почему возникла такая ситуация?
Какие ещё согласные буквы могут обозначаться одним и тем же звуком?
Как они называются?
Где они стоят в слове?
Значит, какая сегодня тема урока?
Что мы знаем по этой теме?
Молодцы, всё знаем о парных согласных.
Тогда вам слово [ТРУТ].
Что видим?
Что можно сделать?
Запишите буквами.
Тру_
Трут
труд
У всех по — разному.
Какую нужно решать задачу на уроке?
А вы умеете проверять слабые позиции?
Как?
Давайте посмотрим работает ли этот закон для парных согласных?
Слова произносятся одинаково.
Звуки одинаковые.
На конце звук [Т].
Б в г д з ж
П ф к т с ш
Парные согласные.
На конце слова.
Парный согласный на конце слова.
Согласные имеют пару по звонкости-глухости;
6 пар согласных;
Слабую позицию согласных и сильную позицию согласных.
Звуковую запись, транскрипцию слова.
Записать буквами.
Пишут в тетради, у закрытой доски. (у всех по разному)
Тру_
Трут
Труд
Научиться проверять парные согласные на конце слов, проверять слабые позиции.
Да.
По закону русского письма. (ЗРП)
Слабую позицию проверяю по сильной. О О
-?
Построение проекта выхода из затруднения.
Работа в группах.
[Т Р У Т]
[С А Т]
[Ф Л А К]
Поработайте в группах по такой инструкции:
Запиши слово буквами и пропусти орфограмму слабой позиции согласного.
Запиши 1-2 изменения этого слова.
Обозначь сильную позицию согласного в изменениях.
Запиши слабую позицию по сильной.
Продолжи схему — ?
Анализ работы в группах.
Работают в группах по инструкции.
Реализация построенного проекта.
В ходе групповой работы выяснили, что ЗРП работает и разработали шаги:
Запишу слово с пропуском слабой позиции согласной;
Привожу к сильной позиции;
Обозначаю буквой по сильной позиции;
___
__
Представляют свои действия по инструкции, свои схемы.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Давайте проверим работает ли наш способ проверки.
Игра «Скорая помощь для парной согласной»
Правила игры:
Я называю слово, выйдет парная согласная буква и гласная(скорая помощь), которая её поддерживает.
Глаз, дуб, сапог.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Парная работа
1 вариант — найди ошибку;
2 вариант — исправь ошибку и обоснуй выбор;
Хлеп — всему голова.
Морос невелик, а стоять не велит.
Ребята выполняют задание в паре на одном листе, оценивая друг друга.
Проверка.
Правильное решение на обратной стороне доски.
Включение нового в систему знаний и повторения.
Для каких букв работает ЗРП?
Покажите с помощью схемы.
ЗРП действует для гласных и для парных согласных на конце
слова. __
Рефлексия деятельности.
Какую задачу ставили?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Зная способ проверки можем ли мы помочь первоклассникам и отдать рисунок?
В синем небе облака,
А внизу течет река,
По реке несётся плот,
На плоту мурлычет кот.
Узнать способ проверки парного согласного на конце.
Да.
Да.
Можем.
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | |
1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. | Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. — Как вы понимаете? ( Что необходимо видеть интересное в заданиях, тогда и учиться будет весело.) — Можно это будет девизом нашего урока. — Проверьте правильность посадки. Запишите дату. |
2 | Словарно-орфографическая работа
| — Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с тайнами русского языка. А начать работу я предлагаю с минутки чистописания. дт зс вф гк жш бп -Что заметили? -Что можете сказать? (Это парные согласные) -Какие ещё согласные знаете? Охарактеризуйте согласные звуки: (парные, непарные, звонкие, глухие, шипящие, тв., мягкие) |
3 | Изучение учебного материала Актуализация опорных знаний.
| -Посмотрите на доску? (сл..ды, п..ля, сн..га, ле..) -Какое задание можете предложить? ( Вставить пропущенные буквы) -Сделайте прогностическую оценку своей работы (Легко — ? человек, трудно — ? человек, сомневаюсь — ? человек) -Выполните работу самостоятельно. — А теперь оцените себя. Л — ? человек, Т — ? человек, С — ? человек. (Проверка устно проверяемая безударная гласная в корне слова, ЛЕ…. (выношу на доску ) З, С, Ф, В, Т — Так какая тема урока? (Да, правильно, правописание согласных) |
Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. | — Какую цель поставим перед изучением темы? (Научиться видеть согласный и определять точное написание буквы) | |
Открытие новых знаний.
| — Но для начала давайте исследуем слова и понаблюдаем за согласными буквами в Упр .150 — Как удобнее работать, исследовать? (в парах) — Исследуйте, обращая внимание на выделенные согласные буквы. — Объедините пары слов в группы (цепочкой у доски). шары-шар бобы — боб принцы- принц мосты- мост лучи- луч берега-берег лещи- лещ ежи-ёж ерши — ёрш львы — лев -Что заметили? (Непарные согласные не вызывают сомнения, а вот над парными согласными надо быть осторожным в написании) слабая позиция Сильная позиция | |
Пальчиковая физминутка «У бабушки Фроси» | ||
4 | Закрепление учебного материала Задачи: -развитие умений разбирать слова по составу; — развивать способность давать адекватную самооценку и оценивать работу товарища | -Так над какими согласными необходимо наблюдать? (Парные согласные на конце слова вызывают сомнения) -Можем сейчас вернуться к слову ЛЕ…? (Нет, так как не все варианты можем проверить. Ещё мало знаем о согл) -Готовы продолжить? Упр. 151 -Авторы учебника предлагают записать пары родственных слов, выделить корень и обозначить чередующиеся буквы согласных. У ДОСКИ Луг-лужок (г//ж) Берег-бережок (г//ж)? Водить -вожу (д//ж) Сухой -сушить (х//ш) |
Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | — Наш урок подходит к концу. Какую задачу мы ставили перед собой? — Удалось ли решить поставленную задачу? Отметьте теперь на шкале самооценки себя в теме урока. — Достигли вы ее вершины? Почему нет? К чему еще надо стремиться? — Как вы оцениваете свою работу на уроке? | |
Домашнее задание Цель: закрепить умение различать парные согласные | — Дома я предлагаю вам выполнить упражнения в Р.Т №54,55. Вам нужно будет дописать буквы, обозначающие парные согласные по звонкости-глухости. Тем, кому данное задание покажется легким, предлагаю разгадать изографы и записать с этими словами предложения. |