Звонкие и глухие согласные. Русский язык
Все звуки делятся на гласные и согласные. Звуки образуются при помощи органов речи. Отличительный признак согласных звуков — наличие или отсутствие голоса при их произношении.
СОГЛАСНЫЕ — можно представить в виде пар по глухости-звонкости.
Всего 11 пар:
Б — П, Б’- П’, В — Ф, В’- Ф’, Г- К, Г’- К’, Д — Т, Д’- Т’ , З — С, З’- С’ , Ж — Ш.
Кроме парных согласных, существуют непарные по глухости-звонкости согласные.
Непарные звонкие – это сонорные, при произношении которых голос преобладает над шумом.
Сонорных согласных 9: Л, Л’, М, М’, Н, Н’, Р, Р’ , j.
Непарных глухих согласных 5: Х, Х’, Ц, Ч’ , Щ’.
ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Парные по глухости звонкости согласные могут оглушаться или озвончаться.
Озвончение – это замена глухого согласного парным звонким. Оно происходит перед парными звонкими согласными кроме В, В’. Например: сбор – збор.
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ
Главным отличительным признаком согласных является наличие или отсутствие палатализации — дополнительная средненёбная артикуляции, суть которой заключается в том, что при произнесении мягких согласных средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.
Именно по этому признаку согласные делятся на твёрдые и мягкие. В мягких согласных присутствует палатализация.
Согласные образуют пары (по твёрдости-мягкости). Всего 15 таких пар:
Б-Б’, В-В’, Г-Г’, Д-Д’, З-З’, К-К’, Л-Л’, М-М’, Н-Н’, П-П’, Р-Р’, С-С’, Т-Т’, Ф-Ф’, Х-Х’
Остальные согласные являются непарными (по твёрдости-мягкости).
Непарные твёрдые: Ж, Ш, Ц.
Непарные мягкие: Ч’, Щ’, j .
Возможно смягчение твердых согласных.
Смягчение – это замена твёрдого согласного парным мягким. Подобная мягкость называется
Как правило, смягчаются твёрдые зубные согласные д, т, з, с, н перед мягкими зубными или нёбными согласными ч’, щ’. Например: кость — кос’ т’, жэн’щ’ ина.
Не следует путать позиционную мягкость с исконной мягкостью, которая обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.
Чтобы не ошибиться между позиционной мягкостью и исконной в написании Ь, нужно слово изменить так, чтобы последующий согласный стал твёрдым. Если мягкость исчезает, то она позиционная, и Ь не пишется. Например, кость — ко с’ т’ — косточка — костьч’ ка. Если мягкость сохраняется, то она исконная, и
1. | Какие слова начинаются с непарных звонких звуков? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, какие слова начинаются с непарных звонких звуков. |
2. | Вспомни непарные согласные звуки | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка выписывать из каждого данного слова букву согласного непарного по звонкости и глухости звука. |
3. | Какие слова начинаются с непарных глухих звуков? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка определять, какие слова начинаются с непарных глухих звуков. |
4. | Определи слово, которое начинается с непарного звонкого согласного | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка указывать на то слово из нескольких, которое начинается с непарного звонкого согласного. |
5. | Непарный звонкий или глухой? | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, какие непарные звуки обозначают буквы в словах (звонкие или глухие). |
6. | Определи слово, которое начинается с непарного глухого согласного | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка из нескольких слов определять то, которое начинается с непарного глухого согласного. |
7. | В каких словах все согласные непарные? | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка определять слова, в которых все согласные непарные. |
8. | Запиши слова | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка записывать слова, заменяя многоточие на возможную букву непарного по звонкости и глухости звука. |
9. | Ошибки в определении букв непарных согласных | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать ошибки в определении букв непарных согласных. |
Непарные звонкие и глухие согласные
Технологическая карта урока
Непарные звонкие и глухие согласные
МБОУ СОШ №177
Предмет:
Русский язык
Дата:
12 апреля 2016
Тема урока:
Непарные звонкие и глухие согласные
Предметная программа и ее автор:
«Планета знаний» Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина
Цель урока:
Определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие).
Дополнять предложение подходящими по смыслу словами
Тип урока:
Открытие нового знания
Форма урока
Космическое путешествие
Материально-техническое обеспечение
ИКТ, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты:
личностные: выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда;
метапредметные: регулятивные- научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи;
познавательные- научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; через обучающую игру- воспитывать интерес к русскому языку.
коммуникативные- научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
предметные: познакомятся с новой классификацией согласных звуков; научатся применять на практике новые знания. Характеристика этапов урока.
-Добрый день, уважаемые гости и ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
Повернитесь друг к дургу, улыбнитесь гостям. Каждый из нас, улыбнувшись, передаёт добрые чувства, частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым делает мир добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.
-Начинается урок, прозвенел уже звонок.
Всё ль на месте! Всё в порядке!
Книжки, ручки и тетрадки!
-Сегодня мне хочется подарить вам улыбку ещё одного человека.
Послушайте стихотворение и попробуйте угадать чью именно улыбку?
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …. (Гагарин).
Он мир подружил с удивительной сказкой, сияет улыбка, как зорька во мгле…
От этой улыбки и доброй, и ласковой
становится людям теплей на Земле.
(Портрет Гагарина)
-Почему именно сегодня я решила обратить ваше внимание на этого человека? Какой праздник отмечает наша страна?
.Всё ближе, всё ближе нам небо бескрайнее,
И подвигам в жизни не будет конца.
Восходит над миром Созвездье Гагарина —
К правде и к свету стартуют сердца.
И мы берём старт нашего урока. . Руководство полётом разрешите взять на себя. Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия будут наблюдать учёные-эксперты.
Красная шляпа наблюдает за эмоциями, настроением. Чёрная шляпа подмечает то, что мешает нам достичь цели. Жёлтая, наоборот, положительные моменты путешествия. Белая-это новая информация, работа со словарями. Синяя шляпа-это наши удивительные мысли, высказывания. И зелёная — творческие идеи.
Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля, в нашей великой стране России и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком.
А сегодня на уроке русского языка я предлагаю отправиться в космическое путешествие.
Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.
И сегодня, я надеюсь, мы совершим с вами новые открытия. Ведь наш урок ОНЗ. И первое, что мы сегодня с вами откроем, это ваши тетради.
Запишите в тетради дату и название праздника.
Ден. к?смона?тики
Объясните пропущенные орфограммы.
Психологический настрой.
Садятся.
Ответы детей
Ответы детей
Ребята надевают шляпы.
Записывают число
12 апреля
Белая шляпа:
Обращение к словарю.
Личностные:самоопределение;
регулятивные:целепологание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
5 мин
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Выдвигает проблему.
Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей. Давайте определим в какую. Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы уже знаем.
-Посмотрите на доску и назовите те планеты, которые мы уже открыли.
-А какой спутник нам предстоит открыть сегодня?
Верно. Итак, держим курс на спутник непарных согласных. А вот каких именно, вам и предстоит узнать. Посмотрите сколько здесь нас ждёт удивительных открытий. В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием непарные согласные.
-Как вы думаете, а какими должны быть космонавты? Одно из качеств космонавта-старательность. Давайте постараемся и выпишем для минутки чистописания слова-рифмы из этого стихотворения.
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Выпишите рифму
-На что нужно обратить внимание?
-У всех ли согласных есть пары по звонкости-глухости?
-Подчеркните согласные буквы, у звуков которых нет пары по звонкости-глухости.
-Как вы думаете, все ли непарные согласные по звонкости –глухости вы выписали?
-Какую цель поставим?
-Если целей мы достигнем, то вас ждёт подарок.
Отвечают на вопросы учителя.
Планету гласных, спутники ударные и безударные,
Планету согласных звуков, спутники-мягкие, твёрдые, звонкие – глухие, парные.
Спутник непарные согласные звуки.
Дети осуществляют выбор этапа урока.
Восток, смог, капель, апрель
Правописание парных согласных.
Отвечают на вопрос учителя.
Определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие).
Дополнять предложение подходящими по смыслу словами.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: самостоятельное выделение и формирование позновательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
регулятивные: целеполагание, прогнозирование; формирование проблемы.
5 мин
3. Поиск решения.
Открытие нового знания.
Работает по теме.
Объясняет новый материал.
– Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока. Итак, словарная разминка.
Дополните предложение недостающими словами.
Работа с Интерактивной доской.
Нам встретился пояс астероидов.
О Н Р А Д
Образуйте родственные слова. Кто такой Юрий Гагарин?
Подъём на учебную гору.Работа в группах.
— Найдите «лишнее» в каждой группе. Занесите в таблицу. Объясните свой выбор.
л,м,н,х,р,й
(глухой)
с,з,в,ф,ц,т,д
(непарный)
о,а,у,и,ч,е
(согласный)
щ, ц, ж, ш
(мягкий)
Проверить свои результаты в таблице, вы можете на страницах учебника.
— Что общего у этих букв? Почему они объединились?
— Чем отличаются?
-На какие группы можно их разделить?
С.42-правила
Записывают словарные слова: город, первый класс, в русской деревне,
народ,
народный герой.
Регулятивные:планирование, прогнозирование своих действий.
Познавательные: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, поиск решения проблемы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.
10 мин
4. Физ.минутка
Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа, несомненно, требовала колоссального напряжении. Давайте немного отдохнём. Свободна минутка. Дарим рукопожатия и обнимаемся.
Выполняют физические упражнения.
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.
2 мин.
5. Первичное закрепление по внешней речи.
Работа в парах.
Организует работу с учебником.
— Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Контролирует выполнение работы. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
-Ребята, к нам в команду просится Стёпка. С.42 упр.2
-Как вы думаете, Стёпка сможет стать космонавтом?
Почему?
-Что интересного вы заметили в диалоге?
Находят проверяемые слова.
-Восстанавливают пары.
-6 пар
-Работают в парах, считаю т количество звуков. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
— Внимательно слушают.
Регулятивные: контроль,оценка, коррекция.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Позновательные:
моделирование логической цепи рассуждений, доказательство.
10 мин
6.Самостоятельная работа с сомопроверкой.
Организует самостоятельную работу с тетрадью.
Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения.
– Ребята, мы облетели всю территорию Спутника. Пора возвращаться домой. Выполнили ли мы намеченный план? (ответы детей)
– Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание: вставить слова и подчеркнуть буквы непарных звонких и глухих согласных.
Знаете ли вы, что первыми в космос полетели ____________?
Сначала в космической ракете __________________ Лайка. Потом
Белка и Стрелка.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: собаки, полетела.
Проверка: назовите непарные согласные.
– Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю!
А в качестве подарка фрагмент о народном герое.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Работают сомостоятельно, один ученик у интерактивной доски.
Регулятивные:
-формирование умения принимать и сохранять учебную цель.
-формирование умения планировать свою деятельность.
-формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
15мин
8.Подведение итога урока.
Рефлексия деятельности.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
-По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.
– Итак, обсудим наш полёт.
– Цель достигнута?
— Послушаем мнение шляп.
Время мчится, нельзя отставать,
Вместе выйдем на старт обязательно!
Каждый может штурманом стать
Или даже изобретателем!
Чтобы жизнь недаром прошла,
Чтоб твое запомнили имя,
Пусть открытия и дела
Будут добрыми, а не злыми!
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные:самоконтроль, установливать связь между целью и её результатом;
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
5 мин
9.Информация о домашнем задании.
-Нарисовать планету непарных согласных.
Слово учителя:
Уменья, знания вас не подвели,
Вы все задания выполнить смогли.
Кто ошибался – это не беда.,
Зато смекалка вас не подвела.
Минуты быстро пролетели,
Но повторить мы всё успели,
Вот-вот подаст сигнал звонок,
Ребята, всем спасибо за урок!
Предлагают творческие задания.
Познавательные:
построение самостоятельного процесса поиска.
1 мин
Непарные звонкие и глухие согласные звуки.
Класс: второй
Тема: Непарные звонкие и глухие согласные звуки.
Цель:
• познакомить с непарными звонкими и глухими согласными звуками, формировать умение распознавать непарные звонкие и глухие согласные звуки
• развивать устную и письменную речь учащихся
• воспитывать чувство гордости за свой родной город
Оборудование:
• лента букв
• карточки с заданиями для работы в группах индивидуальный раздаточный материал
• материал для рефлексии
• иллюстрации с видами города Минска
Ход урока
1. Организационный момент.
— Здравствуйте! Меня зовут Елена Алексеевна. А с вами я познакомлюсь во время работы на уроке. Очень хочу сегодня вам улыбаться и радоваться вашим успехам. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, гостям. Уверена, у нас всё получится!
II. Актуализация знаний.
Обращаюсь к ленте букв.
— Как называется эта лента?
— Почему буквы разные по цвету?
(в названии темы открываем слова “согласные звуки”)
— Почему согласные записаны в два ряда?
(в названии темы открываем слова “звонкие и глухие “)
— Почему эти согласные стоят парами?
Хором называем эти пары.
Девочки — ещё раз называют звонкие согласные звуки, мальчики глухие согласные звуки.
— А есть ли пары у этих согласных? (показываю на непарные согласные)
(В названии темы открываю слово “непарные”)
— И тема нашего урока звучит так: “Непарные звонкие и глухие согласные”. Мы сегодня с ними будем знакомиться, научимся находить их в словах и различать. Давайте начнём работать.
III. Чистописание.
Разминка для пальцев.
— На полях нарисуйте солнышко: с каким настроением вы начинаете работать?
_________________________________________________________________
Показывает учитель по элементу, дети вслед записывают. Потом сами ещё раз самостоятельно.
_________________________________________________________________
Читаем первое слово. Записываем. Подчёркиваем парные согласные. Проверяем (звонкие или глухие звуки?).
Читаем второе слово, записываем. Подчёркиваем парные согласные. Проверяем (звонкие или глухие?)
— Какие согласные мы не подчеркнули? Кто может сделать вывод: почему? Звонкий или глухой это согласный?
— Мы не просто так написали именно эти слова. Сегодня на уроке мы ещё раз увидим красивейшие уголки нашего города … Минска. Молодцы!
— Главное, чтобы вы правильно, дружно и быстро работали. Тогда мы сможем больше увидеть, побывать в разных интересных местах нашего города. Выполним задание — сможем заочно попутешествовать
— А теперь давайте проверим, правильный ли вы сделали вывод?
Артикуляционное упражнение. Поём звуки.
— Молодцы! Очень хорошо!
Иллюстрация 1. Наш Минск.
IУ. Подготовка к восприятию нового материала. Работа над правилом.
— Давайте найдём эти буквы в нашем учебнике на стр.95. Читаю правило и показываю на ленте.
— Мальчики называют только непарные звонкие согласные.
— Девочки — только непарные глухие согласные.
Как назвать эти звонкие и глухие согласные? (непарные).
Иллюстрация 2. Минск — зелёный город.
У. Новая тема.
— И вот новое задание.
— Ребята, почему мы не можем записать это предложение? (На доске на «кирпичиках»)
— Да, нарушен порядок слов.
— Кто поможет его восстановить? Давайте его по кирпичикам составим. Что забыли? (точка)
В Минске много улиц и площадей.
Записываем, ученик комментирует.
Подчёркиваем непарные звонкие и глухие согласные. В 1 слове — учитель, дальше по цепочке ученики. Называем ещё раз хором все подчёркнутые согласные.
Иллюстрация 3. Площади города.
Физкультминутка.
Раз — подняться, потянуться!
два — согнуться, разогнуться!
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире, шире,
Пять- руками помахать,
Шесть — за парты тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!
УI. Работа по учебнику (стр.96).
— Что знакомое на этой странице вы увидели?
— Кто хорошо читает? Давайте прочитаем про площадь Победы. Ученик читает вслух.
-Что вы узнали из текста?
— Кто был у Вечного огня? Правда, красиво!
— Прочитали сами себе 1 предложение.
— Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
Самостоятельно записываем это предложение.
Девочки подчёркивают звонкие непарные, мальчики — глухие непарные согласные. Проверяем.
Иллюстрация 4. Минск театральный.
— Вы умеете отдыхать? В каких любимых уголках родного города вы любите отдыхать? С кем вы отправляетесь гулять по улицам Минска?
УII. Работа в группах.
Группы собираются у одной парты в своём ряду.
— У меня есть З конверта с заданиями. В них — карточки с буквами. Из них вы должны составить слово. Один ученик из группы записывает слово у доски, остальные — в тетрадях.
Записываем слова цирк, музей, театр.
— Самостоятельно у доски, а остальные за партой, подчёркиваем непарные звонкие согласные одной чертой, непарные глухие согласные — двумя чертами.
(образец в теме — ,=)
Каждому звуку даём характеристику.
Иллюстрация 5. Проспекты и улицы города.
— Назовите улицы, на которых вы живёте?
УIII. Закрепление.
— Я придумала слово мост. Первый звук м, он согласный непарный, звонкий.
— Придумайте слова, которые начинаются с непарного звонкого согласного звука.
— А теперь — с непарного глухого согласного звука.
Иллюстрация 6. Микрорайоны города.
IХ. Подведение итогов.
— Над какими звуками мы сегодня работали?
Называем непарные звонкие согласные звуки, непарные глухие согласные звуки.
— Всё запомнили? Проверим!
Снимаю ленту букв.
Х. Рефлексия.
Эти два стоят на разных улицах:
ул. Непарные звонкие согласные звуки
ул. Непарные глухие согласные звуки
— У вас у каждого на парте силуэты (мальчики и девочки). Возьмите их в руки. Разрисуйте карандашами личики мальчиков и девочек. Передайте в рисунке своё настроение в конце урока.
— Прочитайте слово. Выделите первый звук. Сами себе его охарактеризуйте. Как только будете готовы, подойдите и поселите в домик по нужному адресу (используйте магнит).
Первое личико характеризует и прикрепляет учитель.
Проверка. Если всё правильно, то в одном домике живут девочки, в другом — мальчики.
-Умнички! Мы не только поработали, но и с самого утра по Минску прогулялись, побродили по красивым местам нашего города.
ХI. Домашнее задание.
Упражнение 151, страница 97.
— Спасибо вам, ребята, за урок. Хочу сказать спасибо вашей учительнице, которая научила вас так хорошо работать. До свидания!